Научная статья на тему 'ПИСЬМО ИЗ РАННЕГО ДЕТСТВА: МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ В.И. ЯКУШКИНА'

ПИСЬМО ИЗ РАННЕГО ДЕТСТВА: МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ В.И. ЯКУШКИНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА / ДВОРЯНСТВО / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ДЕКАБРИСТЫ / В.И. ЯКУШКИН / И.Д. ЯКУШКИН / А.В. ЯКУШКИНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Туманик Екатерина Николаевна

Публикуется эпистолярный источник, проливающий свет на мир раннего детства в русской дворянской семье первой четверти XIX в. Вводимый в научный оборот эго-документ по истории раннего детства на примере семьи декабриста И.Д. Якушкина дает интересный материал о детской повседневности, ранней социализации ребенка, приобщении его к миру взрослых, роли родителей на начальном этапе развития личности детей, педагогических принципах раннего воспитания в историческом поле эпохи. При анализе эго-документа показано, что ребенок занимает центральное место в жизни семьи, ее повседневном бытии, налицо также восприятие ребенка как полноправного члена семейного коллектива, серьезное отношение к детскому миру и детским занятиям с самого раннего возраста, что способствовало раннему развитию личности. Документ пополняет общую источниковую базу исследований по истории детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A LETTER FROM EARLY CHILDHOOD: MATERIALS TO THE V.I. YAKUSHKIN’S BIOGRAPHY

An epistolary source is published that sheds light on the world of early childhood in a Russian noble family of the first quarter of the 19th century. An ego-document on the history of early childhood is introduced into scientific circulation using the example of the family of the Decembrist I.D. Yakushkin. It provides interesting material about children’s everyday life, early socialization of a child, introducing him to the world of adults, the role of parents at the initial stage of children’s personality development, pedagogical principles of early education in the historical field of this epoch. Analysis of the ego document showed that the child occupied a central place in the life of the family, its everyday life. There was also a perception of the child as a full member of the family team, a serious attitude towards the child’s world and children’s activities from an early age, which contributed to the early development of the personality. The document adds to the general source base of research on childhood history.

Текст научной работы на тему «ПИСЬМО ИЗ РАННЕГО ДЕТСТВА: МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ В.И. ЯКУШКИНА»

Е.Н. Туманик*

Письмо из раннего детства: материалы к биографии В.И. Якушкина

doi:10.31518/2618-9100-2021-1-15 УДК 929:323.31(-053.2)(093)"1800/1825" Выходные данные для цитирования: Туманик Е.Н. Письмо из раннего детства: материалы к биографии В.И. Якушкина // Исторический курьер. 2021. № 1 (15). С. 174-181. URL: http ://istkurier.ru/data/2021/ISTKURIER-2021-1-15.pdf

E.N. Tumanik*

A Letter From Early Childhood: Materials to the V.I. Yakushkin's Biography

doi:10.31518/2618-9100-2021-1-15 How to cite:

Tumanik E.N. A Letter From Early Childhood: Materials to the V.I. Yakushkin's Biography // Historical Courier, 2021, No. 1 (15), pp. 174-181. [Available online:] http://istkurier.ru/data/2021/ ISTKURIER-2021-1-15.pdf

Abstract. An epistolary source is published that sheds light on the world of early childhood in a Russian noble family of the first quarter of the 19th century. An ego-document on the history of early childhood is introduced into scientific circulation using the example of the family of the Decembrist I.D. Yakushkin. It provides interesting material about children's everyday life, early socialization of a child, introducing him to the world of adults, the role of parents at the initial stage of children's personality development, pedagogical principles of early education in the historical field of this epoch. Analysis of the ego document showed that the child occupied a central place in the life of the family, its everyday life. There was also a perception of the child as a full member of the family team, a serious attitude towards the child's world and children's activities from an early age, which contributed to the early development of the personality. The document adds to the general source base of research on childhood history.

Keywords: history of early childhood; the nobility; everyday life; education; the Decembrists; V.I. Yakushkin; I.D. Yakushkin; A.V. Yakushkina.

The article has been received by the editor on 15.12.2020.

Full text of the article in Russian and references in English are available below.

Аннотация. Публикуется эпистолярный источник, проливающий свет на мир раннего детства в русской дворянской семье первой четверти XIX в. Вводимый в научный оборот эго-документ по истории раннего детства на примере семьи декабриста И.Д. Якушкина дает интересный материал о детской повседневности, ранней социализации ребенка, приобщении его к миру взрослых, роли родителей на начальном этапе развития личности детей, педагогических принципах раннего воспитания в историческом поле эпохи. При анализе эго-документа показано, что ребенок занимает центральное место в жизни семьи, ее повседневном бытии, налицо также восприятие ребенка как полноправного члена семейного коллектива, серьезное отношение к детскому миру и детским занятиям с самого раннего возраста, что способствовало раннему развитию личности. Документ пополняет общую источниковую базу исследований по истории детства.

Ключевые слова: история раннего детства; дворянство; повседневность; воспитание; декабристы; В.И. Якушкин; И.Д. Якушкин; А.В. Якушкина.

* Туманик Екатерина Николаевна, кандидат исторических наук, Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия, e-mail: kattum@mail.ru

Tumanik Ekaterina Nikolaevna, Candidate of Historical Sciences, Institute of History of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia, e-mail: kattum@mail.ru

Вячеслав Иванович Якушкин (1823-1861), старший сын декабриста И.Д. Якушкина, оставил о себе меньшую память, чем его младший брат Евгений Иванович, отчасти потому, что судьба предопределила ему слишком короткий отрезок жизни. Тем не менее он является яркой исторической фигурой «второго плана» как чиновник из ближайшей когорты генерал-губернатора Н.Н. Муравьева, а также, конечно же, как лицо, непосредственно принадлежащее к окружению декабристов. Первый опыт изучения биографии В.И. Якушкина показал достаточную перспективность темы в плане дополнительной характеристики истории управления Восточной Сибири и освоения Амура, а также исследования истории декабристского движения1.

Специфика биографики заключается в том, что она неизбежно проецируется в детство героя - неожиданно обнаружилось, что сохранилось достаточное количество источников для характеристики, пусть и не совсем полной, детских лет Вячеслава Якушкина - это и дневники его матери А.В. Якушкиной, и письма И.Д. Якушкина из Сибири как к сыновьям-подросткам, так и более позднего периода с воспоминаниями о детях к ним же и другим адресатам. В одном из писем декабриста к М.А. Фонвизину за 1838 г. приведены даже детские стихи Вячеслава и Евгения Якушкиных2.

Это тем более важно при характеристике и наполнении источниковой базы при изучении истории детства в целом, как общего направления в исторических, культурологических и историко-социологических исследованиях; например, М.В. Ромашова справедливо отмечает: «В отличие от взрослого мира, который вполне осознанно оставляет после себя массу свидетельств, источники о жизни детей в прошлом оказываются настоящей редкостью. Это характерно для любого периода отечественной истории...»3 В случае В.И. Якушкина обстоятельства сложились настолько удачно, что даже сохранился эпистолярный источник, являющийся ярчайшим документом о самом раннем периоде его детства.

Речь идет о письме от 2-11 апреля 1825 г., автором которого, помимо И.Д. Якушкина и его жены Анастасии, вполне можно считать и самого маленького Вячеслава, тем более, что под руководством родителей и с их помощью он смог вывести собственной рукой несколько строк (!)4. Обратим особое внимание на то, что в это время мальчику, родившемуся 16 сентября 1823 г., исполнилось всего лишь полтора года, но очевидно и то, что ребенок был развит не по годам. Письмо адресовано Надежде Николаевне Шереметевой - матери, теще и бабушке авторов письма. Послание было отправлено в Москву из имения Якуш-киных Жуково в Смоленской губернии - в этот период из-за весенней распутицы и непогоды семья была частично оторвана от внешнего мира, почта задерживалась, поэтому и письмо писалось несколько дней, получившись достаточно объемным и сумбурным.

Из письма И.Д. Якушкина к П.Я. Чаадаеву от 4 марта 1825 г., написанного четырьмя неделями ранее, мы узнаем, что декабрист «девять месяцев как поселился в своей деревне Жукове Смоленской губернии Вяземского уезда, и с женой, и с сыном»; Н.Н. Шереметева «также почти все это время жила» с ними (очевидно, она уехала в самом конце зимы по еще хорошей дороге). Далее И.Д. Якушкин отмечает: «.соседей и знакомых у нас почти нет; ближайший - Пассек - от меня шестьдесят верст, и мы живем так уединенно и безвестно, что я недавно узнал о смерти Людовика XVIII-го. Впрочем, нам кажется не скучно и очень покойно. [...] Занимаюсь немного хозяйством, ибо немного еще и толку в этом знаю. Собираюсь завести много цветов; понемногу строюсь - дом у нас небольшой, каменный и очень теплый [...]. Мы все действительно живы и здоровы.»5

В целом письмо от 2-11 апреля являет собой яркий бытовой документ, характеризующий повседневную жизнь декабриста Якушкина как помещика: в письме отражены хозяй-

1 Туманик Е.Н. В.И. Якушкин на службе в Восточной Сибири (по эпистолярным источникам) // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: История. 2019. Т. 29. С. 14-21.

2 Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 319. К. 4. Д. 57. Л. 9.

3 Ромашова М.В. Занимательное источниковедение: история детства // Вестник Пермского университета. История. 2012. Вып. 3 (20). С. 172.

4 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 279. Оп. 1. Д. 147. Л. 3-6 об.

5 Записки, статьи, письма декабриста И.Д. Якушкина. М., 1951. С. 243.

ственные заботы, размеренность и неспешность бытия, чувствуется радость, которую несет родителям подрастающий ребенок. Послание отличается неторопливым и спокойным тоном - оно воссоздает атмосферу семейной идиллии, благополучия и размеренности. В этом тексте повседневность важнее сюжета и даже исторического контекста, которые она полностью заслоняет и даже вытесняет. В ракурсе изучения мира детства письмо дает богатый материал: мы видим самый ранний этап социализации ребенка (маленького Вячеслава), приобщения его к миру взрослых.

Ребенок занимает важнейшее место в жизни семьи, ее повседневном бытии. За хозяйственными повседневными делами вырисовывается не только патриархальный мир усадьбы, где помещики и крестьяне живут едиными заботами и событиями, но и место в этом мире ребенка, являющегося важнейшей его частью. Повествовательная нить письма (особенно в тексте А.В. Якушкиной) постоянно возвращается к малышу, при этом создается ощущение, что она в определенной мере концентрируется вокруг ребенка, ставя его в центр того локального мирка, в котором счастливо живет семейство на срезе повседневности. Если этой «центральности» становится мало, то ошибка немедленно исправляется. Так, А.В. Якушкина прямо в текст мужа собственной рукой вписывает не связанную с основным содержанием фразу: «В Вечеславе росту аршин и два вершка», - это выглядит так, словно она подводит итог всему вышесказанному (никак не связанному с ребенком), одновременно подчеркивая, что именно информация о сыне является здесь и сейчас самой важной6. Ребенок - центр и залог семейного счастья, на нем держится благополучие, настоящая и будущая счастливая жизнь семьи - и он непременно должен присутствовать везде, его образ должен пронизывать все письмо, весь текст: в точности так же, как в реальной жизни маленький Вячеслав заполняет собой все пространство семейного дома счастливых родителей.

Теоретически детство как социальный феномен «всегда воспринимается в контексте исторической эпохи. Ребенок является субъектом истории, органично включенным в конкретное временное пространство <...>. Модели отношения взрослых к детям постоянно меняются. <...> одновременно с изменением социальных отношений всегда происходила „корректировка" статуса детства в обществе (от игнорирования до признания самоценности бытия ребенка)»7. Самоценность бытия совсем маленького ребенка, его личности в семье Якушкиных доведена до абсолюта - его воспринимают настолько серьезно, что родители как само собой разумеющееся включают его в соавторы общего семейного письма.

И.Д. Якушкин делает это первым - иронизируя над объемными вставками Анастасии в общий текст, он замечает, обращаясь к Н.Н. Шереметевой: «Не вздумайте нас, то есть меня и Вечеслава благодарить за то, что мы в этом письме»8. Итак, налицо восприятие ребенка как полноценного автора послания и полноправного члена семейного коллектива - здесь мы видим самое серьезное отношение к детскому миру и детским занятиям с самого раннего возраста, внимание к стремлениям маленького сына, вовлеченность его в жизнь семьи, поощрение его социальной деятельности, в которой он подражает взрослым - в итоге, все это вело к очень ранней социализации. А.В. Якушкина также замечает о Вячеславе: «Не подумайте, что это - все одно, я к Вам пишу. Это я позабыла в тот раз; и он все к Вам пишет. И[ван] Д[митриевич] спросил у него: „К кому ты пишешь?" „Баби"»9. Далее она говорит, что «отец с сыном так написали, что и мне можно» - т.е. и для нее осталось место. А вот и характеристика активности Вячеслава и стремления принять участие в общем деле: «Вечеслав все лезет писать, гораздо стал смышлен <...>. Не отобьется никак: "Мама, баба, бурли". Это значит: "Писать к бабе"»10. И в другой раз (письмо дописывалось несколько

6 ГАРФ. Ф. 279. Оп. 1. Д. 147. Л. 4.

7 Попкова Т.Д. Методология исследования детства: понятийный аппарат // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Философия. Социология. Право. 2011. № 14 (109). Вып. 17. С. 196.

8 ГАРФ. Ф. 279. Оп. 1. Д. 147. Л. 5.

9 Там же. Л. 4.

10 Там же. Л. 5, 6 об.

дней): «Вечеслав спит, а то бы и он написал»11. Важно и то, что, по свидетельству матери, участие малыша в коллективном эпистолярном творчестве было совершенно сознательным.

И.Д. Якушкин позже, уже в Сибири, станет известным педагогом; к моменту появления на свет Вячеслава у него уже был большой интерес к педагогическим идеям, стремление к «осмыслению человека». Якушкин, «воспитанный на идеях французского Просвещения XVIII столетия»12, конечно же, был приверженцем идей естественного, свободного воспитания Ж.Ж. Руссо, «свободного детства», где в центре стоит личность ребенка. Этим идеям вполне отвечает и позиция юной матери Анастасии Якушкиной - кажется, что она сама с совсем еще детским восторгом принимает каждое движение своего дитя. Тем не менее именно она не умозрительно, но практически вносит «в домашний быт», как писал Ю.М. Лотман, «отношения гуманности, уважения к ребенку» и создает «детский мир»13. Ее часть письма проникнута заботой и вниманием к Вячеславу, пониманием и поддержкой его детской деятельности, активности, стремлением социализировать ребенка.

Итак, на примере Вячеслава Якушкина можно охарактеризовать место маленького ребенка в дворянской просвещенной семье XIX в. - он в центре внимания и принимает участие в событиях жизни, очень рано начинается его развитие и даже образование, его не удаляют даже в столь раннем возрасте от общих семейных занятий, ему доступных, а наоборот, поощряют к деятельности. В полтора года Вячеслав стремится писать, подражая своим родителям, тем самым с их помощью еще практически неосознанно приобщается к эпистолярной культуре, вовлекается в нее - по крайней мере он совершенно направленно посредством листа бумаги и пера старается обратиться к бабушке, которая еще недавно была совсем рядом, понимает, что родители пишут именно к ней и посредством создания текста выстраивают коммуникацию - он также выстраивает свою, и прикосновение к письму вызывает у него целый ряд воспоминаний о бабушке, которую он «никак не забывает»14 после расставания.

Ниже публикуется письмо семейства И.Д. Якушкина к Н.Н. Шереметевой от 2-11 апреля 1825 г. Текст, разъединенный на фрагменты в процессе создания источника, логически структурирован нами. Особенностью эго-документа является достаточно простая разговорно-просторечная лексика А.В. Якушкиной, полностью сохраненная нами. При публикации дано археографическое описание источника. В тексте и цитатах вступительной статьи сохранено оригинальное, принятое в XIX в. написание имени Вечеслав.

Подчеркивание в тексте документа передано при публикации также подчеркиванием.

* * *

Письмо И.Д., А.В. и В.И. Якушкиных к Н.Н. Шереметевой

И.Д. Якушкин:

(л. 3) Апреля 2-го [1825].и Жуково.

Письмо Ваше от 30-го ма[рта] мы сейчас получили, то есть почти сутками позднее обыкновенного; не знаю, когда наше попадет на почту, почтарь сего дня (в четверток) только проехал из Вязьмы, впрочем, если Вы его и не скоро получите, то вина будет не наша, посылать теперь никакого способу нет. Вы тотчас на это скажете, как же почтарь ездит? У почтаря за Вязьмой рекой стоит другая лошадь, а один он всегда может как-нибудь переправиться. Вообще Вы не можете жаловаться на нас, с ответа Вашего мы к Вам писали в четвертый раз. Сегодня получили письмо от Левашовых1. Катерина5 Гавриловна2 несколько

11 ГАРФ. Ф. 279. Оп. 1. Д. 147. Л. 3 об.

12 Дружинин Н.М. Декабрист И.Д. Якушкин и его ланкастерская школа // Дружинин Н.М. Избранные труды. Революционное движение в России в XIX в. М., 1985. С. 412, 415.

13 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб., 2001. С. 54.

14 ГАРФ. Ф. 279. Оп. 1. Д. 147. Л. 4.

дней была очень больна, но теперь ей легче. Евдокишку купили с лакеем, пишут за 500 р.3 Купчую на него // (л. 3 об.) получили, этому Вы порадуетесь. От Пассека4 также сегодня получил письмо, также пишет, что был болен и также, что ему теперь лучше. Спрашивает у меня, не ошибся ли Иван Александрович5, думая, что у него его денег 6230 р.

Как увидите Ивана Александровича, передайте ему это и попросите его, чтобы он Вам объяснил, каким образом из 10 000 р. сделалось 12 630 р., что и для Пассека очень любопытно знать, я сам не пишу к Ивану Александровичу, опасаясь потревожитьв лень его, позволив и себе под случай, как Вы знаете, лениться. Очень им обеим от меня поклонитесь, супругам их скажите мое почтение, а сынков поцелуйте, ги Ивана также6.д Михайла Александровича в мае ожидать будем7. Я не очень понимаю, почему Вы у Посниковых не были, что Вы лишаете себя удовольствия с ними видеться, от этого свидания // (л. 4) нисколько нет прибыли, а если бы Вы с ними и всякий день видались, вероятно, ей от этого убытка бы не было; но, вероятно, Вы уже теперь с ними виделись и видаетесь8. Мельника еще при Вас я нанял за 300 р. и плотника за 400 р. Я Вам это пишу потому, что Вы об этом спрашиваете, а, впрочем, в последнем письме я Вас обо всем об этом извещал. Простите, будьте здоровы, душевно Вас обнимаю. Братцу9 поклонитесь и прочим, кому сами знаете. еВ Вечеславе росту аршин и два вершка.ж // (л. 4 об.)

3-го [апреля]. Я очень дурно расчел, надеясь, что почтарь вчера сможет заехать. Вероятно, он прежде воскресенья в Вязьму не поедет. Денег мне для мельницы пока не нужно, с плотниками я расплачусь овсом, а мельнику теперь немного нужно. Жернова, чугун и железо мне станут, я думаю, около 500 р., но и для и того деньги нужны будут не прежде как месяца через два. Я не очень знаю, зачем мы так теснились на этой страничке, теперь придется же перейти на другую. // (л. 5)

4-го [апреля]. Прикажите купить для меня фунта три или фунтов пять табаку, у меня не более остается как месяца на полтора.

5[-го апреля]. Не вздумайте нас, то есть меня и Вечеслава благодарить за то, что мы в этом письме10. // (л. 5 об.)

Когда будете покупать клевер, то, чтобы узнать, всхож ли он будет, прикажите взять горсточку его и, завязав в тряпку, обмакнуть в воду и повесить в очень теплом месте, если на другой или на третий день он прорастет, то он хорош, а если нет, то он не годится. Вы, верно, подумаете, что я вычитал о том в Т[э]ере11, и очень ошибетесь - инструкцию эту получил я от Ивана столяра12. Сделайте одолжение, когда Вы будете в Покровском13, и если случатся у Вас деньги, то отдайте жене его (то есть Ивана столяра) 25 р., которые я ему должен. Еще купите для меня градусник для "молочной избыи, который, кажется, называется термометр. Я всегда забываю, который из них называется барометр, и который термометр, но Вы, вероятно, отгадаете, что мне нужно. // (6 об.)

11-го [апреля]. Гаврило чрез три дня отправится, говорят, он дней десять будет в дороге, но, кажется, все еще Вас застанет в Москве. Напомните Павлу, что я просил его заказать для меня две пары башмаков - Мане, а не Павлу14.

А.В. Якушкина:

(Л. 4) Мой супруг так расписался, что мнек и места нету, но все довольно, чтоб Вам напомнить обещание приехать поскорее. Я думаю, что Вы напрасно лгордитесь предм И[ваном] Александровичем]15. Вам самим прежде мая быть нельзя, это не я говорю, а старики так говорят. Вечеслав, слава Богу, здоров и никак не забывает: «Илья, баба, гага» (*)н. Не подумайте, что это - все одно, я к Вам пишу. Это я позабыла в тот раз; и оно все к Вам пишет. И[ван] Д[митриевич] спросил у него: «К кому ты пишешь?» «Баби», - видите, что он Вас не позабывает. // (л. 4 об.) пРека прошла, а снегу так навалило, что зимой так глубок никогда не был, все окна завалил. Авдотью Федоровну поблагодарите за англинской пух. Мне так много про него хорошего говорят со всех сторон, что кончу тем, что очень в том уверюсь.р

сУ всех трех мужиков, что возили в рекруты, была горячка,т и теперь один лежит в бреду опасно. Мирошка был болен, но пошел к сыну и жене, его также больной мужик проводил, но пришел, ходил в Осташков Богу молиться. Ежели Вам оно невесело читать, так не моя вина, двор наш этим несколько дней занимался. // (л. 3 об.)

уПрощайте, милая маменька. Приезжайте поскорее, от Алекса16 есть письмо из Мценска.ф хБрата целую. Очень мне жалко, что Вы у Посниковых не были. Когда их увидите, поклонитесь им от меня. Вечеслав спит, а то бы и он написал. ц

чДа сделайте одолжение, нельзя ли взять в шаптекещ черного для мозолей пластыря. Поленьке17 поклонитесь.1 Надобно кончить, бумаги нету, целую Ваши ручки и глазки. Не извольте нас, грешных, забыть. // (л. 5)

Я было и не хотела к Вам писать, чтоб можно было в итоге запечатать, но отец с сыном так написали, ычто и мне можноь, и мне. Вечеслав все лезет писать, гораздо стал смышлен, очень жалко, что Вас здесь нету, Вам бы было весело. Флорова тетка умерла воэ вторник на Святой. Прощайте, милая маменька, целую Ваши ручки и пребуду навсегда. // (л. 6)

Вы должны меня благодарить, что я никогда не зачинаю к Вам писать, чтоб Вам не доставлять труда ворочать и искать Ивана Д[митриевича] рукописи. Поленька сказала, останется в Покровском, так что Вы [ее] с собою возьмите.

Сделайте милость, маменька, купить Вечеславу какой-нибудь картузик, только маленький, я Вам и мерочку посылаю. Варвара Дмитриевна18 очень огорчена, и мне также очень жалко, что и Сонюшка умерла.

юИван Д[митриевич] посылает к Алексе[ю] мое послание, во вложенном - Поленьке. Купите мне туфли.я // (л. 6 об.)

Не отобьется никак: «Мама, баба, бурли». Это значит: «Писать к бабе». Не хотела было я об нем писать, ну нечего делать! Как можно Вам будет, Вы приедете. Марья19 счастлива, как царь, я ей подарила чепчик, она и спала, и сидела, в чепчиках ходит. Об Сашеньке20 напишите.

В.И. Якушкин:

(Л. 5) 11аВечеслав, баба, дядя.5 // (л. 6)

Приезжайте поскорей, баба, я очень люблю писать. Целую Ваши ручки. Вечеслав. Дядю целую.

ГАРФ. Ф. 279. Оп. 1. Д. 147. Л. 3-6 об. Подлинник.

I' а Вверху над датой подписано карандашом 1825; б первые четыре буквы в имени вписаны на строке поверх первоначального варианта текста; в приставка по- вписана на строке поверх других букв первоначального варианта; г"л вписано над строкой; е"ж вписано рукой А.В. Якушкиной; 3"и вписано над строкой; к слово вписано над строкой; л"м вписано над строкой; н так в тексте, внизу листа расшифровка сноски рукой А.В. Якушкиной: (*) значит «вода» (переводчик); о слово вписано над строкой; п-р текст расположен в верхней части страницы; с в начале строки вычеркнуто Их; т далее одно короткое слово скрыто кляксой; у-ф абзац вписан на нижнем поле; х-ц абзац вписан на верхнем поле; ш-щ в тексте в аптеке взять в аптеке; ч-ъ абзац вписан на левом поле; ы-ь вписано над строкой; э слово вписано на строке поверх на; ю-я абзац вписан на левом поле; п' "-б написано вверху листа, далее одно слово неразборчиво и ниже слева поверх текста письма матери крупно строчная буква б в круглых скобках.

Комментарии

1 Семейство двоюродной сестры И.Д. Якушкина Е.Г. Левашовой, жившее в соседстве в Смоленской губ.

2 Е.Г. Левашева.

3 Речь идет о покупке и продаже крепостных людей.

4 Пассек Петр Петрович (1775-1825), генерал-майор, в 1821 г. был принят И.Д. Якушкиным в Союз благоденствия. Скончался 30 апреля 1825 г. от последствий ранений.

5 Фонвизин Иван Александрович (1789-1853), полковник, декабрист, брат М.А. Фонвизина. Братья Фонвизины были друзьями И.Д. Якушкина.

6 Говорится о братьях Фонвизиных - Михаиле Александровиче и Иване Александровиче, а также об их семьях.

7 Фонвизин Михаил Александрович (1788-1854), декабрист; из его письма от 20 июня 1825 г. следует, что он не так давно возвратился от Якушкиных из Жукова (Фонвизин М.А. Сочинения и письма. Иркутск, 1979. Т. 1. С. 114).

8 Наиболее вероятно, что речь идет о семействе Захара Николаевича Посникова (1765-1833), сенатора и тайного советника. Он был женат на Марии Ивановне Архаровой (1784-1834), тетке (сестре матери) гр. В.А. Соллогуба. Посниковы жили в Москве и имели большой богатый дом на Смоленском рынке. Об их семействе Соллогуб пишет в своих воспоминаниях. М.И. Посникова была образованной женщиной и много времени посвящала образованию и воспитанию единственного сына Ивана Захаровича (1816-1871), в последствии чиновника, акварелиста (Соллогуб В.А. Повести. Воспоминания. Л., 1988. С. 347-349).

9 Шереметев Алексей Васильевич (1800-1857), брат А.В. Якушкиной.

10 Шутливое замечание И.Д. Якушкина по поводу объемной части письма, написанного А.В. Якушкиной.

11 Тэер Альбрехт Даниель (Albrecht Daniel Thaer, нем.) (1752-1828), немецкий учёный, агроном, врач, основоположник немецкой сельскохозяйственной науки. Его сочинения были широко распространены и популярны в России.

12 Очевидно, крепостной человек Н.Н. Шереметевой.

13 Имение Н.Н. Шереметевой.

14 Речь идет о крепостных людях и поручениях к ним.

15 Говорится об И.А. Фонвизине.

16 Алекс, Алексей - А.В. Шереметев.

17 Поленька - Муравьева (урожд. Шереметева) Пелагея Васильевна (1802-1871), сестра А.В. Якушкиной.

18 Воронец (урожд. Якушкина) Варвара Дмитриевна (1792-1844) - сестра И.Д. Якушкина. Возможно, далее речь идет о смерти ее дочери.

19 Марья - по всей вероятности, дворовая Якушкиных.

20 Сашенька - возможно, родившийся в 1824 г. сын И.А. Фонвизина.

Литература

Дружинин Н.М. Декабрист И.Д. Якушкин и его ланкастерская школа // Дружинин Н.М. Избранные труды. Революционное движение в России в XIX в. М.: Наука, 1985. С. 384-436.

Записки, статьи, письма декабриста И.Д. Якушкина. М.: Изд-во АН СССР, 1951. 740 с.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII -начало XIX века). СПб.: Искусство - СПБ, 2001. 415 с.

Попкова Т.Д. Методология исследования детства: понятийный аппарат // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Философия. Социология. Право. 2011. № 14 (109). Вып. 17. С. 195-201.

Ромашова М.В. Занимательное источниковедение: история детства // Вестник Пермского университета. История. 2012. Вып. 3 (20). С. 172-179.

Соллогуб В.А. Повести. Воспоминания. Л.: Худож. лит.: Ленингр. отд-ние, 1988. 717 с.

Туманик Е.Н. В.И. Якушкин на службе в Восточной Сибири (по эпистолярным источникам) // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: История. 2019. Т. 29. С. 14-21.

Фонвизин М.А. Сочинения и письма. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1979. Т. 1. 480 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

Druzhinin, N.M. (1985). Dekabrist I.D. Yakushkin i ego lankasterskaya shkola [Decembrist I.D. Yakushkin and His Lancaster School]. In Druzhinin, N.M. Izbrannyye trudy. Revolyutsionnoye dvizheniye v Rossii v XIX v. Moscow, Nauka, pp. 384-436.

Fonvizin, M.A. (1979). Sochineniya i pis'ma [Essays and letters]. Irkutsk, Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izd-vo, vol. 1. 480 p.

Lotman, Yu.M. (2001). Besedy o russkoy kul'ture. Byt i traditsii russkogo dvoryanstva (XVIII -nachalo XIX veka) [Lectures about Russian Culture. Life and Traditions of the Russian Nobility (18th - Early 19th Century)]. St. Petersburg, Iskusstvo - SPB. 415 p.

Popkova, T.D. (2011). Metodologiya issledovaniya detstva: ponyatiynyy apparat [Childhood Research Methodology: Conceptual Apparatus]. In Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gosu-

darstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo. No. 14 (109), iss. 17, pp. 195201.

Romashova, M.V. (2012). Zanimatel'noye istochnikovedeniye: istoriya detstva [Enthralling source study: childhood history]. In Vestnik Permskogo universiteta. Istoriya. Iss. 3 (20), pp. 172179.

Sollogub, V.A. (1988). Povesti. Vospominaniya [Stories. Memories]. Leningrad, Khudozh. lit.: Leningr. otd-niye. 717 p.

Tumanik, E.N. (2019). V.I. Yakushkin na sluzhbe v Vostochnoy Sibiri (po epistolyarnym istochnikam) [V.I. Yakushkin in service in Eastern Siberia (according to epistolary sources)]. In Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya. Vol. 29, pp. 14-21.

Yakushkin, I.D. (1951). Zapiski, stat'i, pis'ma dekabrista I.D. Yakushkina [Notes, articles, letters of the Decembrist I.D. Yakushkin]. Moscow, Izd-vo AN SSSR. 740 p.

Статья поступила в редакцию 15.12.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.