Научная статья на тему 'Письменные памятники об игуменах Червленого яра в XIV веке'

Письменные памятники об игуменах Червленого яра в XIV веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
267
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Золотоордынское обозрение
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗОЛОТАЯ ОРДА / ЧЕРВЛЕНЫЙ ЯР / ДОН / ХОПЕР / ИГУМЕНЫ / МОНАСТЫРИ / ДЖАНИБЕК / ФЕОГНОСТ / АЛЕКСЕЙ / GOLDEN HORDE / CHERVLENY YAR / DON / KHOPER / HEGUMENS / MONASTERIES / JANIBEK / THEOGNOST / ALEXEI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никитин Александр Петрович

Цель: исследовать письменные памятники с упоминанием игуменов на территории Червленого яра в эпоху Золотой Орды. Материалы исследования: основной источниковой базой исследования стали грамоты митрополитов Феогноста и Алексея, относящиеся к спору Сарайской и Рязанской епархий Православной церкви в XIV в. Косвенными данными могут служить результаты археологических исследований, упоминания вспышек чумы и реконструированный текст грамоты Тайдулы митрополиту Феогносту. Результаты и научная новизна: на основе упоминания игуменов в Червленом яре в XIV в. в грамотах митрополитов Феогноста и Алексея можно утверждать о наличии нескольких православных монастырей на территории административной единицы Золотой Орды. Вероятными причинами исчезновения монастырей в XIV в. могут быть чума, фискальная политика Джанибека, распространение ислама в Улусе Джучи. Эпидемия чумы могла полностью уничтожить обитателей монастыря и сельскую округу обители. Лишение Джанибеком налоговых льгот Православной церкви могло привести к ликвидации финансовой базы монастырской жизни в междуречье Дона и Хопра после исчезновения ресурсного обеспечения монастырей. Вдобавок ко всему широкое распространение ислама среди населения Червленого яра исключило возможность функционирования православного духовного центра за пределами русских княжеств. Датировку грамоты митрополита Феогноста можно ограничить с 1334 по 1346-1349 гг. Археологический поиск христианских объектов периода Золотой Орды в междуречье Дона и Хопра можно считать задачей будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WRITTEN RECORDS ABOUT HEGUMENS OF CHERVLENY YAR IN THE 14TH CENTURY

Objective: To examine written records mentioning the hegumens in the territory of Chervleny Yar during the Golden Horde period. Materials: The study is mainly based on the charters of Metropolitans Theognost and Alexei, concerning the dispute between the Orthodox dioceses of Saray and Ryazan in the 14th century. The results of archaeological research, references to plague outbreaks, and the reconstructed text of Taidula’s charter granted to Metropolitan Theognost provide indirect information for research. Results and novelty of the research: Based on the mention of hegumens in Chervleny Yar in the 14th century in the charters of the Metropolitans Theognost and Alexei, one can assert the existence of several Orthodox monasteries in the territory of this administrative unit of the Golden Horde. The plague, the fiscal policy of Janibek, and the spread of Islam in the Jochid ulus could have been the true reasons for the disappearance of monasteries in the 14th century. The plague epidemic could have completely destroyed the inhabitants of the monastery and the rural district of the cloister. Janibek’s decision to deprive the Orthodox Church of tax benefits could have led to the liquidation of the financial basis for monastic life in the interfluve of the Don and the Khoper after the disappearance of support for monasteries. In addition to all these, the wide proliferation of Islam among the population of Chervleny Yar eliminated the possibility of functioning Orthodox spiritual centers outside of the Russian principalities. The charter of Metropolitan Theognost can be dated between 1334 and 1346-1349. Archaeological search for Christian objects of the Golden Horde period in the interfluve of the Don and the Khoper can be considered as a task for the future.

Текст научной работы на тему «Письменные памятники об игуменах Червленого яра в XIV веке»

УДК 93/94 DOI: 10.22378/2313-6197.2018-6-1.101-106

ПИСЬМЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ ОБ ИГУМЕНАХ ЧЕРВЛЕНОГО ЯРА В XIV ВЕКЕ

А.П. Никитин

Воронежский государственный университет Воронеж, Российская Федерация niksonvrn@gmail.com

Цель: исследовать письменные памятники с упоминанием игуменов на территории Червленого яра в эпоху Золотой Орды.

Материалы исследования: основной источниковой базой исследования стали грамоты митрополитов Феогноста и Алексея, относящиеся к спору Сарайской и Рязанской епархий Православной церкви в XIV в. Косвенными данными могут служить результаты археологических исследований, упоминания вспышек чумы и реконструированный текст грамоты Тайдулы митрополиту Феогносту.

Результаты и научная новизна: на основе упоминания игуменов в Червленом яре в XIV в. в грамотах митрополитов Феогноста и Алексея можно утверждать о наличии нескольких православных монастырей на территории административной единицы Золотой Орды. Вероятными причинами исчезновения монастырей в XIV в. могут быть чума, фискальная политика Джанибека, распространение ислама в Улусе Джучи. Эпидемия чумы могла полностью уничтожить обитателей монастыря и сельскую округу обители. Лишение Джанибеком налоговых льгот Православной церкви могло привести к ликвидации финансовой базы монастырской жизни в междуречье Дона и Хопра после исчезновения ресурсного обеспечения монастырей. Вдобавок ко всему широкое распространение ислама среди населения Червленого яра исключило возможность функционирования православного духовного центра за пределами русских княжеств. Датировку грамоты митрополита Феогноста можно ограничить с 1334 по 1346-1349 гг. Археологический поиск христианских объектов периода Золотой Орды в междуречье Дона и Хопра можно считать задачей будущего.

Ключевые слова: Золотая Орда, Червленый яр, Дон, Хопер, игумены, монастыри, Джанибек, Феогност, Алексей

Для цитирования: Никитин А.П. Письменные памятники об игуменах Червленого яра в XIV веке // Золотоордынское обозрение. 2018. Т. 6, № 1. С. 101-106. DOI: 10.22378/2313-6197.2018-6-1.101-106

WRITTEN RECORDS ABOUT HEGUMENS OF CHERVLENY YAR IN THE 14th CENTURY

A.P. Nikitin

Voronezh State University Voronezh, Russian Federation niksonvrn@gmail.com

Objective: To examine written records mentioning the hegumens in the territory of Chervleny Yar during the Golden Horde period.

Materials: The study is mainly based on the charters of Metropolitans Theognost and Alexei, concerning the dispute between the Orthodox dioceses of Saray and Ryazan in the

© Никитин А.П., 2018

14th century. The results of archaeological research, references to plague outbreaks, and the reconstructed text of Taidula's charter granted to Metropolitan Theognost provide indirect information for research.

Results and novelty of the research: Based on the mention of hegumens in Chervleny Yar in the 14th century in the charters of the Metropolitans Theognost and Alexei, one can assert the existence of several Orthodox monasteries in the territory of this administrative unit of the Golden Horde. The plague, the fiscal policy of Janibek, and the spread of Islam in the Jochid ulus could have been the true reasons for the disappearance of monasteries in the 14th century. The plague epidemic could have completely destroyed the inhabitants of the monastery and the rural district of the cloister. Janibek's decision to deprive the Orthodox Church of tax benefits could have led to the liquidation of the financial basis for monastic life in the interfluve of the Don and the Khoper after the disappearance of support for monasteries. In addition to all these, the wide proliferation of Islam among the population of Chervleny Yar eliminated the possibility of functioning Orthodox spiritual centers outside of the Russian principalities. The charter of Metropolitan Theognost can be dated between 1334 and 13461349. Archaeological search for Christian objects of the Golden Horde period in the interfluve of the Don and the Khoper can be considered as a task for the future.

Keywords: Golden Horde, Chervleny Yar, Don, Khoper, hegumens, monasteries, Janibek, Theognost, Alexei

For citation: Nikitin A.P. Written Records about Hegumens of Chervleny Yar in the 14th century. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2018. Vol. 6, no. 1, pp. 101-106. DOI: 10.22378/2313-6197.2018-6-1.101-106

Червленый яр - историческая территория междуречья Дона и Хопра, о православном населении которой сохранились свидетельства в грамотах митрополитов всея Руси Феогноста и Алексея. Данные указанных письменных памятников, несмотря на их обрывочность, позволяют выявить период монастырской жизни в регионе в условиях владычества золотоордынских ханов. Считается, что Червленый яр представлял собой административную единицу, связанную со Средним Доном [4, с. 26-32]. Среднее Подонье - это географическое понятие, включающее в себя пространство от устья реки Воронеж на севере (Воронежская область), до устья реки Иловли на юге (Волгоградская область). Отдельно стоит сказать, что данная территория в историко-геогра-фическом плане достаточно интересна, т.к. постоянно являлась зоной контактов степного и оседлого образа жизни, в том числе и во времена господства Улуса Джучи. Археологические исследования позволяют связать Червленый яр с периферией Золотой Орды. При этом отмечается наличие кочевого и оседлого (русского) населения на основе погребальных и поселенческих памятников, керамики и предметов быта [8].

Существует всего два документа, касающихся игуменов Червленого яра. Грамота митрополита Феогноста прямо указывает на наличие в Червленом яре игуменов, а их присутствие подразумевает наличие монастырей. При этом нужно дополнительно обратить внимание на тот факт, что игумены указаны во множественном числе, следовательно, речь идёт не про один монастырь [9, с. 6]. «Благословеше Оеогноста Митрополита... къ баскакомъ и къ сотникомъ, и къ игуменомъ и къ попомъ, и ко всЬмъ хриспаномъ Черленого Яру.», - повествует грамота митрополита [1, с. 21-22]. В грамоте митрополита Алексея уже нет места игуменам, но все также указывается название

местности, с пояснением границ: «О томъ же передЪлЪ, по Великую Ворону, возлЪ Хопорь, до Дону...» [1, с. 22-23]. Реки Дон и Хопер были важными естественными рубежами, сочетавшие торговые и административные функции. Наличие таких крупных водных объектов и позволяет выделять Червленый яр в отдельный улус в составе Золотой Орды.

Возникает несколько объяснений, почему игумены перестают упоминаться в грамотах митрополитов и не встречаются в иных письменных источниках. Достаточно реалистичной причиной исчезновения монастырей можно считать фискальную политику Джанибека в отношении Православной Церкви, а именно ярлык Джанибека (1342 г.), который ликвидировал налоговый иммунитет церковных людей [2, с. 55]. Отсутствие льготного режима осуществления своей деятельности, как экономического субъекта, могло стать причиной прекращения функционирования монастырей. Выражаясь современной терминологией, экономическая нецелесообразность поставила точку в монастырской жизни Червленого яра. Монастырь мог лишиться ресурсного обеспечения, выраженного в денежном эквиваленте или же в виде натурального продукта. А.П. Григорьев предполагает, что Джанибеком были ликвидированы торговые льготы [2, с. 61]. Можно допустить, что монастыри Червленого яра каким-то образом участвовали в торговых операциях и это приносило некий доход для обители.

Улус Джучи унаследовал веротерпимую политическую культуру. В XIV в. распространение ислама в Золотой Орде, как государственной религии, стало важным событием. На территории современной Воронежской области были зафиксированы монументальные постройки, напрямую связанные с исламом - мавзолеи [8, с. 169]. Это свидетельствует о распространении ислама в междуречье Дона и Хопра в XIV в. В случае, если изменились религиозные предпочтения большинства населения Червленого яра, надобность в монастырях отпадет сама собой. Мусульманские мавзолеи - это постройки, связанные с элитой Золотой Орды, с высшим слоем средневекового общества. Возникает вопрос, насколько обязательным было для баскаков, сотников, бояр, которые упомянуты в ярлыке митрополита Алексея, исповедовать ислам для вхождения в элиту Улуса Джучи? В силу того, что именно к этим категориям обращался православный митрополит Алексей, скорее всего, они были христианами. Ю.В. Селезнев считает сотников и десятников (бояре?) резервом для высшего слоя служилой аристократии [4, с. 73]. Сложно себе представить, чтобы в одночасье исчезла важная социальная прослойка в отдельно взятом регионе. Они выполняли важную военно-политическую, а также налоговую функции. Эту социальную группу в духовном плане кто-то должен был бы окормлять. Служилая знать (сотники и бояре), чиновники (баскаки), надо полагать, могли оказывать помощь обителям. Они были потенциально заинтересованы в функционировании монастырей на территории своего проживания, и можно предположить, что какие-то расходы монастырей они могли бы взять на себя. Быстрое исчезновение этого «резерва элиты» могло быть связано либо с репрессиями, либо с массовой эпидемией.

«Черная смерть» нанесла большой удар по демографии Евразии, в том числе и в Улусе Джучи. В послании митрополита Алексея (датируется около 1360 г.) уже не упоминается об игуменах. Грамота Феогноста датируется 1334-1353 гг., игумены еще упоминаются, а вторая вспышка чумы в Орде

проходила в 1346-1349 гг. [7, с. 98, 100]. Получается, что до следующей вспышки чумы в 1364 г., до грамоты Алексея в Червленом яре уже не было настоятелей монастырей. Если причиной исчезновения игуменов и монастырей все же является чума, тогда датировку грамоты можно будет сузить с 1334 по 1346-1349 гг. Среди последствий массовых эпидемий, помимо значительного сокращения населения, отмечают дезинтеграцию страны, дезурбанизация, культурные и технологические упадки, нарушение торговли, политические и экономические кризисы [3, с. 670-694]. Вот здесь вероятным может быть гибель монашеской братии, как отдельно взятого коллектива, сокращение численности служилой знати, которая лишилась возможности поддерживать монастыри, и падение финансово-экономической активности, которая в первую очередь проявляется в торговле.

Процесс начала исчезновения монастырей и игуменов Червленого яра можно обозначить с 1342 г. (ярлык Джанибека) по 1346-1349 гг. (вспышка эпидемии). В данном случае получается, что за 5-7 лет на территории междуречья Дона и Хопра не осталось не одной монашеской обители.

О времени появления монастырей и игуменов нет каких-либо данных. Однако на уровне поисковой краеведческой деятельности монастыри Червленого яра связывают с пещерными храмовыми комплексами Воронежской области (Калач, Дивногорье, Костомарово и др.). Тщательно анализируя все возможные гипотезы появления пещерных комплексов в Подонье, Степкин В.В. рассматривает предысторию сооружения пещерных храмов начиная со Средних веков, в том числе на основе грамот митрополитов XIV в. Автор считает возможным появление монастырей к XIV в., так как полагает «маловероятным» наличие монастырей в XV-XVI вв. из-за отсутствия постоянного массива населения в регионе, а в более позднее время, в XVII в., во время активного заселения региона, нет письменных данных о сооружении пещерных комплексов [6, с. 144-145]. Стоит отметить, что данную гипотезу необходимо подтвердить или опровергнуть. В силу того, что надеяться на письменные средневековые памятники в этом вопросе не приходится, возможно, в будущем стоит ожидать новых археологических открытий, связанных с золо-тоордынской эпохой на территории современных Воронежской и Волгоградской областей, как в виде отдельных артефактов, так и в виде археологических памятников, а возможно и целых комплексов.

Таким образом, грамоты митрополитов Феогноста и Алексея позволяют говорить о наличии в Червленом яре (междуречье Дона и Хопра в среднем течении) игуменов и соответственно монастырей в XIV в. Также мы можем предполагать время исчезновения религиозных монашеских общин на рубеже 40-50 гг. XIV в. Причиной исчезновения может быть целый комплекс факторов или один из них, например, чума, фискальная политика Джанибека или же распространение ислама. В иных письменных источниках о наличии монашеских общин на рассматриваемой территории не упоминается. На данный момент археология не позволяет говорить о существовании христианских религиозных объектов на территории условного улуса Червленый яр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. Том первый. СПб., 1841. 614 с.

2. Григорьев А.П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам: источниковедческий анализ золотоордынских документов. СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та, 2004. 269 с.

3. Золотая Орда в мировой истории. Коллективная монография / Хакимов Р.С., Фаверо М., Трепавлов В.В., Миргалеев И.М., Хаутала Р. (ред.). Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2016. 968 с. + 28 с. цв. вкл.

4. Селезнев Ю.В. Русские князья при дворе ханов Золотой Орды. М.: Ломоносову 2017. 272 с.

5. Селезнёв Ю.В. Церковная политика митрополита Алексия на ордынской территории: спор между Рязанской и Сарайской епархиями о юрисдикции в междуречье Дона и Хопра // Первые церковно-исторические Митрофановские чтения в ВГУ: сборник материалов. Воронеж: Полиарт, 2012. С. 26-32.

6. Степкин В.В. Пещеростроительство как вид христианского подвижничества в лесостепном Придонье // Вестник церковной истории. 2008. № 3(11). С. 141-150.

7. Хайдаров Т.Ф., Долбин Д.А. Вторая пандемия чумы в Золотой Орде и её последствия // Золотоордынское обозрение. 2014. №4. С. 96-112.

8. Цыбин М.В. Периферия Золотой Орды в Подонье // Краткие сообщения Института археологии / Институт археологии РАН. М.: Наука, 2007. Вып. 221. С. 166175.

9. Шенников А.А. Червленый Яр: исследования по истории и географии Сред. Подонья в XIV-XVI вв. / Отв. ред. В.С. Жекулин. Л.: Наука, 1987. 139 с.

Сведения об авторе: Александр Петрович Никитин - аспирант кафедры истории России исторического факультета Воронежского государственного университета (394036, Университетская площадь, д. 1, Воронеж, Российская Федерация). E-mail: niksonvrn@gmail.com

Поступила 16.11.2017 Принята к публикации 05.03.2018

Опубликована 29.03.2018

REFERENCES

1. Akty istoricheskie, sobrannye i izdannye Arkheograficheskoyu komissiey [Historical acts collected and published by the Archaeographic Commission]. Vol. I. St. Petersburg, 1841. 614 p. (In Russian)

2. Grigor'ev A.P. Sbornik khanskikh yarlykov russkim mitropolitam: istochni-kovedcheskiy analiz zolotoordynskikh dokumentov [Collection of the khans' yarliks granted to Russian metropolitans: a source study of Golden Horde documents]. St. Petersburg, St. Petersburg State University Publ., 2004. 269 p. (In Russian)

3. Zolotaya Orda v mirovoy istorii [The Golden Horde in World History]. Khaki-mov R.S., Favereau M., Trepavlov V.V., Mirgaleev I.M., Hautala R. (eds.). Kazan, Sh.Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences, 2016. 968 p.+ 28 p. of colored inserst. (In Russian)

4. Seleznev Yu.V. Russkie knyaz'ya pri dvore khanov Zolotoy Ordy [Russian princes at the court of the Golden Horde's khans]. Moscow, Lomonosov, 2017. 272 p. (In Russian)

5. Seleznev Yu.V. Tserkovnaya politika mitropolita Aleksiya na ordynskoy territorii: spor mezhdu Ryazanskoy i Sarayskoy eparkhiyami o yurisdiktsii v mezhdurech'e Dona i

Khopra [The church policy of Metropolitan Alexel in the Horde's territory: dispute between dioceses of Ryazan and Saray over jurisdiction between the Don and the Khoper]. Pervye tserkovno-istoricheskie Mitrofanovskie chteniya v VGU. Sbornik materialov [The first church-historical Mitrofanov's readings at Voronezh State University: collected materials]. Voronezh, Poliart, 2012, pp. 26-32. (In Russian)

6. Stepkin V.V. Peshcherostroitel'stvo kak vid khristianskogo podvizhnichestva v lesostepnom Pridon'e [Cave building as a kind of Christian asceticism in the Don's forest-steppe zone]. Vestnik tserkovnoy istorii [Bulletin of the Church history]. 2008, no. 3(11), pp. 141-150. (In Russian)

7. Khaydarov T.F., Dolbin D.A. Vtoraya pandemiya chumy v Zolotoy Orde i ee po-sledstviya [The Second Plague Pandemic in the Golden Horde and Its Consequences]. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2014, no. 4, pp. 96-112. (In Russian)

8. Tsybin M.V. Periferiya Zolotoy Ordy v Podon'e [Golden Horde's periphery in the Don region]. Kratkie soobshcheniya Instituta arkheologii [Brief communications of the Institute of Archaeology]. Institut arkheologii RAN. Moscow, Nauka Publ., 2007. Is. 221, pp. 166-175. (In Russian)

9. Shennikov A.A. Chervlenyy Yar: issledovaniya po istorii i geografii Sred. Podon'ya v XIV-XVI vv. [Chervleny Yar: research on history and geography of the Middle Don region in the 14th-16th centuries]. Otv. red. V.S. Zhekulin. Leningrad, Nauka Publ., 1987. 139 p. (In Russian)

About the author: Alexander P. Nikitin - post-graduate student of the Russian History Department, Voronezh State University (Universitetskay square, building 1, Voronezh 394036, Russian Federation). E-mail: niksonvrn@gmail.com

Received November 16, 2017 Accepted for publication March 05, 2018

Published March 29, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.