ИЗ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ
Литературный факт. 2024. № 1 (31)
Literaturnyi fakt [Literary Fact], no. 1 (31), 2024
Научная статья УДК 821.161.1.0
https://doi.org/10.22455/2541-8297-2024-31-310-323 https://elibrary.ru/TAHFUC
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
Письма Т.Г. Цявловской к Н.В. Кузьмину и Т.А. Мавриной из собрания Государственного музея А.С. Пушкина
Аннотация: В письмах Т.Г. Цявловской, адресованных московским художникам Н.В. Кузьмину и Т.А. Мавриной — иллюстраторам произведений А.С. Пушкина — обсуждаются проблемы, связанные с изучением биографии поэта. Одна из важных тем — продолжение работы над «Летописью жизни и творчества Пушкина», первый том которой был издан под редакцией М.А. Цяв-ловского в 1951 г. и заканчивался пребыванием Пушкина в Михайловском. Более 20 лет Т.Г. Цявловская посвятила продолжению этого фундаментального труда. Другой важной вехой в ее творчестве стала книга «Рисунки Пушкина», которую она опубликовала в 1970 г., а также фильм с тем же названием, снятый по заказу Центрального телевидения по ее сценарию в 1964 г. Подготовка этого издания также является одной из центральных тем переписки исследователя со своими корреспондентами. Т.Г. Цявловская сумела определить многих изображенных на страницах пушкинских рукописей, уточнить имена его знакомых, прокомментировать многие рисунки, опираясь на глубокое знание как исторического контекста, так и круга знакомых и друзей поэта. Часть писем посвящена рецензированию иллюстраций Н.В. Кузьмина к роману «Евгений Онегин» и «Эпиграммам А.С. Пушкина», объединенных художником в одну книгу. Статья также освещает вопрос сохранения памяти о поэте в связи с открытием нового музея на ул. Пречистенка.
Ключевые слова: Т.Г. Цявловская, Н.В. Кузьмин и Т.А. Маврина, «Летопись жизни и творчества Пушкина», иллюстрации к произведениям, альманах «Прометей», «Рисунки Пушкина».
Информация об авторе: Алла Борисовна Руднева — старший научный сотрудник, хранитель Коллекции Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина, Государственный музей А.С. Пушкина, ул. Пречистенка, д. 12/2, 119034 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0009-0000-0293-4956
E-mail: [email protected]
Для цитирования: Руднева А.Б. Письма Т.Г. Цявловской к Н.В. Кузьмину и Т.А. Мавриной из собрания Государственного музея А.С. Пушкина // Литературный факт. 2024. № 1 (31). С. 310-323. https://doi.org/10.22455/2541-8297-2024-31-310-323
© 2024, А.Б. Руднева Государственный музей А.С. Пушкина, Москва, Россия
В собрании Государственного музея А.С. Пушкина в архиве Н.В. Кузьмина и Т.А. Мавриной хранятся адресованные художникам 36 писем 1956-1978 гг. Т.Г. Цявловской (1897-1978), биографа, текстолога, автора более сотни работ о Пушкине. Письма были переданы в дар А.Г. Шелудченко в 2020 г.
В одном из писем Татьяна Григорьевна вспоминала о первой встрече с Николаем Васильевичем Кузьминым, ставшей началом длительной дружбы:
Мы знакомы с Вами почти полвека, кажется с 1926 года, когда вы впервые были у нас, — тогда еще у Тёпиных, а я была еще женой Якова Алексеевича1. Может быть, я не сразу оценила Ваше искусство, Ваш легкий свободный рисунок, Вашу беседу — умную, проникновенную, полную исторических ассоциаций, живую, окрашенную юмором... Вашу любовь к литературе, к русскому слову, которая выявилась затем в рассказах ваших, любованье русским словом.2 (из письма от 16 декабря 1970 г)
Письма Т.Г. Цявловской являются ценным документальным источником о научной и литературной жизни известных ученых, таких как В.В. Виноградов, Б.В. Томашевский, А.М. Эфрос, Н.Я. Эйдельман, В.Э. Вацуро, С.Л. Абрамович. Т.Г. Цявловская, работая над подготовкой к изданию книг и статей «Летопись жизни и творчества Пушкина» (т. I., 1951), «Рисунки Пушкина» (1970), «Вокруг Пушкина» (1971), обращалась за советами к художникам и всегда относилась внимательно к их мнению по волнующим ее вопросам. В нашей статье мы остановимся на некоторых, постоянно возникающих в течение длительного общения, проблемах, связанных с изучением биографии и творческого наследия А.С. Пушкина, уточнением датировок его рукописей, с вопросами по атрибуции рисунков поэта.
«Я поглощена "Летописью жизни и творчества Пушкина"»
Известно, что заниматься творчеством Пушкина Татьяна Григорьевна начала в 1928 г. под руководством Мстислава Александровича Цявловского, ее будущего мужа. С 1939 до 1947 г. они вместе работали над подготовкой первого тома «Летописи жизни и твор-
1 Яков Алексеевич Тёпин (1886-1953). РГАЛИ. Ф. 2558. Оп. 2. Д. 1. См.: [3, с. 560-664].
2 Здесь и далее: Оп. № 14. Письма Т.Г. Цявловской к Н.В. Кузьмину и Т.А. Мавриной. Ч. 2. ГМП-44665.
чества А.С. Пушкина», которая должна была быть издана в трех томах. После кончины М.А. Цявловского в 1947 г. она взялась за завершение 1-го тома. Особенно много биографических материалов и документов появилось в год 150-летнего юбилея со дня рождения Пушкина, которые Т.Г. Цявловская ввела в «Летопись». Первый том этого уникального издания, включающий в себя период от рождения Пушкина до 4 сентября 1826 г. — окончания ссылки в Михайлов-ское, был подготовлен к печати в 1951 г. и снабжен предисловием.
Первое упоминание о продолжении работы мы находим в письме от 10 июня 1958 г.:
Я с наслаждением вернулась к этой работе («Летописи жизни и творчества Пушкина». — А.Р.), сижу на даче и живу одной жизнью с Пушкиным.
Давно так не было. Вы знаете? В 1827 году в брокгаузовской энциклопедии в Лейпциге была помещена заметка о Пушкине, где сказано было, что он гениальный поэт.3 (из письма от 10 июня 1958 г.).
Два месяца спустя она продолжала:
Я поглощена «Летописью жизни и творчества Пушкина». Каждый день решаю все новые и новые загадки, которыми засыпал нас Пушкин, иные не даются, а иные преодолеваешь — вдруг все становится ясным, и ходишь счастливая, успокоенная и усталая.4 (из письма 17 августа 1958 г.).
Т.Г. Цявловская считала своим долгом довести «Летопись» до конца. Так, в мае 1976 г., она опять с головой погрузилась в работу: «.Я сейчас готовлю к <.> 2-е изд-е 1-го тома "Летописи". Кажет-
3 Оп. № 14 Ч. 2. ГМП-44658. Т.Г. Цявловская в письме упоминает об энциклопедии, которая издавалась типографией F.A. Brockhaus Лебелем и Франке в Лейпциге в 1796-1808 гг. В течение XIX в. было выпущено тринадцать изданий энциклопедии. Статьи, часто очень краткие, считались заслуживающими доверия, здесь давались ссылки на лучшие книги и включали биографии ныне живущих людей. Сначала название энциклопедии оставалось Konversationslexikon или Allgemeine deutsche Real-Encyklopädie für die gebildeten Ständ («Общая немецкая энциклопедия для образованных»); только в 13-м издании в названии появилось имя Брокгауза (Brockhaus Enzyklopädie). Сам Брокгауз редактировал десятитомное 2-е издание (1812-1819). Видимо, именно сведения из этого источник привлекли внимание исследовательницы. См.: URL: https://brockhaus.de/ecs/ (дата обращения: 27.03.2023).
4 Оп. № 14. Ч. 1. КП-22586/1.
ся, успею к 1 июня. Дьявольски гоню работу»5 (из письма от 6 мая 1976 г.).
Для того, чтобы оценить, чего стоила Татьяне Григорьевне эта «дьявольская гонка», обратимся к письмам ее родной сестры Марии Григорьевны Ашукиной (1894-1980), которая сильно переживала, видя, какие усилия Т.Г. Цявловская прилагает для продолжения работы. Так, в письме от 9 марта 1974 г.6 она написала:
А теперь о моих бедах. Я в непрерывной тревоге за Таню. Она не выходит из гипертонических кризов. Чуть приналяжет на работу, как выбывает из строя. Сегодня — суббота, врачи не ездят, а к ней неожиданно приехал дежурный врач, настаивал, чтобы она прекратила работу и легла. Она сказала, что не может (сдает том «Прометея»7). ...Телефон обрывают, редакции рвут на части — юбилейный год! Взвесив все, хочет после поправки (на сколько дней?!) засесть за «Летопись», выполнить этот долг, хотя боится не успеть. А еще над ней висят обязательства (участие в юбилейных трех — и десятитомниках Пушкина, расширенное переиздание «Рисунков Пушкина» и еще что-то)... Мы с Таней вдвоем пережили нашу огромную семью. Молю Бога, чтобы мне не остаться последней8.
В письме от 20 апреля 1974 г. Мария Григорьевна снова с тревогой писала о состоянии здоровья сестры:
Она страшно утомляется, сидя теперь над «Летописью». Подобный жанр, как, впрочем, и библиография всякого рода, работа каторжная, а для меня и вовсе неодолимая <.. > Переходы от петита к нонпарели, аббревиатуры, вычисление дат — в глазах мельтешит от всей этой цифири. Главное условие — напряженное внимание. А где его Тане взять в 76 лет? Это для молодых подвижников науки, а часто и для тех, кто не любит или не умеет писать. Николай (Сергеевич Ашукин. — А.Р.) «Некрасова» делал лет в 40, да его не дергали так, как Таню в юбилейный год9.
5 Оп. № 14. Ч. 2. ГМП-4467/1.
6 Оп. 5. Письма Н.С. и М.Г. Ашукиных. КП-22577/23.
7 Историко-биографический альманах «Прометей» в 1974 г. был целиком посвящен А.С. Пушкину.
8 В семье Г. Зенгера от второго брака с Еленой Николаевной, урожденной Шведер, родилось 8 детей.
9 Оп. № 5. КП-22577/27.
Известно, что Т.Г. Цявловская работала над этим монументальным трудом до конца своей жизни. И даже за день до смерти 29 мая 1978 г. (скончалась она утром 30-го), она еще сидела за письменным столом и редактировала рукопись, подготовленную уже к печати.
«Евгений Онегин» с иллюстрациями Н.В. Кузьмина
Начиная с 1930-х гг., Т.Г. Цявловская внимательно следила за творчеством Н.В. Кузьмина, его иллюстрациями к пушкинским произведениям. Она когда-то сама хотела стать искусствоведом и училась в Институте искусств. Художественная среда, которая ее окружала с юности, во многом повлияла на формирование вкуса и умение оценивать произведения любимых художников Х1Х-ХХ вв. Сознавая такое «родство», она так написала об этом в одном из своих писем к Н.В. Кузьмину: «Все книги, вся живопись, которая проходила сквозь ваше детство, проходило и сквозь мое»10 (из письма от 10 мая 1964 г.).
В письме от 16 декабря 1970 г. она тонко подметила, что рисунки художника созвучны замыслу поэта:
Не в пример другим иллюстраторам, Вы избегали показывать лицо любимой героини романа. И я вижу теперь, как Вы были правы. Ведь именно так, не навязывая увиденный им облик своих персонажей, изображал своих героев сам Пушкин. Только общее настроение. Состояние душевное, выразительный очерк фигуры. Так и Вы показали многие аспекты Онегина.
Немудрено, что этот вдохновенный труд так любовно воспроизводится в изданиях всех стран. Он подкупает своей красотой и умом не только нас, но и всех поклонников прекрасного...11 (из письма от 16 декабря 1970 г.).
В ее оценках и комментариях много искреннего чувства и понимания значимости труда художника: «Поздравляю Вас, прежде всего, с новым изданием Вашего Онегина. Какой успех у книги! Двадцать лет издаются Ваши рисунки к роману — то в одной, то в другой стране!»12 (из письма от 7 августа 1958 г.).
Татьяна Григорьевна искренне радовалась тому, что Н.В. Кузьмин вновь вернулся к пушкинскому роману. Она спешила сообщить
10 Оп. № 14. Ч. 1. КП-22586/4.
11 Оп. № 14. Ч. 2. ГМП-44665.
12 Оп. № 14. Ч. 1. КП-22586/1.
ему и о таком, на первый взгляд, малозначительном факте, как об отборе одной из иллюстраций для серии открыток:
Хотела сказать Вам, что изд-во «Советский художник» готовит к юбилею Пушкина (летом 160 лет с рождения)... не бог весть что, — 25 открыток, серию. Все лучшее, что было сделано — портреты, иллюстрации, за всю историю русской живописи и графики — в связи с Пушкиным. 13 (из письма от 2 октября 1958 г.).
О проектах нового пушкинского музея
В 1958 г., в связи с созданием московского музея Пушкина Т.Г. Цявловская и Н.В. Кузьмин в переписке начали активно обсуждать его будущую судьбу, в частности, вопросы создания новой экспозиции.
10 июня 1958 г. исследовательница написала: «Я тоже не ездила на заседание, посвященное оформлению Пушкинского музея. Но не потому, что трудно выбирать из одного проекта (неужели трудно?), а потому что не хочу выступать дилетанткой»14. В ответном послании Н.В. Кузьмин довольно подробно остановился на своем понимании этой проблемы:
Дорогая Татьяна Григорьевна, я не приеду, потому что это, по-моему — бесполезно. Если бы у музея было бы десять разных проектов, из которых надо было бы выбрать один, тогда другое дело: есть что обсуждать и о чем спорить. Но один единственный и, по-видимому, кем-то уже принятый — о чем же разговор. Беспокойство дирекции и потребность совещания я объясняю тревогой за скудость экспонатов, но этого никаким высокохудожественным «оформлением» не заменишь. Разве беспокоились очень об оригинальности оформления на выставке 1937 года в Историческом музее? Собранный материал говорил сам за себя. На мой взгляд, чем меньше заметна эта оформительская часть, тем лучше. В Историческом музее, например, на стенах панно Фаворского меня раздражают и не потому, что они плохи, а от того, что они ни к чему. И тон и стиль музея, конечно, должен быть не Eхposition International, а тактично-скромный, «литературный», чему, впрочем, помогают и стены прекрасного особняка15.
13 Оп. № 14. Ч. 1. КП-22586/2.
14 Оп. № 14. Ч. 2. ГМП-44658.
15 Оп. № 14. Ч. 2. ГМП-44658.
Кузьмин, очевидно, считал, что при наличии подлинных произведений искусства нет необходимости в сложном дизайнерском решении.
Далее в письме Н.В. Кузьмин раздумывал о цитировании текстов других писателей о творчестве поэта:
Вот Антокольский16 принес письменные пожелания от Союза писателей и там, по-моему, существенное замечание о ненужности цитат золотыми буквами: Белинский о Пушкине, Чернышевский, Добролюбов, Горький Луначарский. Впрочем, на мой взгляд, какая-то подборка цитат о Пушкине из писателей разных эпох и народов могла бы быть для музея интересной17 (из письма от 29 июня 1958 г.).
Фильм и книга «Рисунки Пушкина»
Работа Татьяны Григорьевны над изучением рисунков Пушкина и подготовка к изданию книги с атрибуциями портретов, нарисованных поэтом, — одна из ведущих тем ее переписки с Н.В. Кузьминым, которого очень интересовало творческое наследие Пушкина-рисовальщика.
Прекрасный знаток пушкинской эпохи и, в частности, иконографии, человек, обладающий тонким художественным чутьем и верным глазом, Т.Г. Цявловская сумела определить более пятидесяти портретов современников поэта в рисунках, разбросанных на полях его черновых рукописей. Среди них политические деятели, декабристы (К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин,
A.И. Якубович), писатели (Д.В. Давыдов, А.С. Грибоедов,
B.И. Туманский, А.А. Дельвиг, А. Мицкевич, Е.А. Баратынский, Д.В. Веневитинов), множество лиц из пушкинского окружения. На эту тему Т.Г. Цявловской было написано около двадцати статей. Из работ над атрибуцией рисунков Пушкина родилась и идея создания телевизионного фильма с тем же названием: она была автором сценария по заказу Центрального телевидения. Так, из письма от 31 августа 1964 г. мы узнаем, как приняли фильм зрители:
В новой зале Пушкинского музея — большой экран — с успехом идут фильмы «Рисунки Пушкина»18, «Рукописи Пушкина», «Моцарт
16 Речь идет о поэте Павле Григорьевиче Антокольском (1896-1978).
17 Оп. № 14. Ч. 2. ГМП-44658.
18 После фильма «Рисунки Пушкина» 1961 г. и телепередач на эту же тему 1968-го и 1969-го гг. Передачи по сценариям Т.Г. Цявловской демонстрировались по телевидению: «Рисунки Пушкина» — 25.III.1968 г., «Портреты в рисунках
и Сальери». Эту программу продлят и на сентябрь (раз в неделю), п<отому> ч<то> люди за два квартала пристают — «Нет ли билетика?» А затем покажут все пушкинские фильмы19.
Изучая рисунки поэта в течение 40 лет, Татьяна Григорьевна с середины 1960-х гг. начала активно работать над подготовкой к изданию своей книги с атрибуциями портретов, выполненных Пушкиным: «Книжка моя с рисунками Пушкина все еще не вышла, мне их не покажут, потому что печатается книжка глубокой печатью (верю, что это основание серьезное) в Ярославле»20, — писала она с присущей ей иронией.
Н.В. Кузьмин предложил Т.Г. Цявловской опубликовать некоторые из определенных ею изображенных поэтом современников в журнале «Советская литература», который выходил на семи языках. Вот что она отвечала:
Теперь что бы я дала для журнала, в который Вы меня сватаете? Я бы рассказала о том, как Пушкин постоянно рисовал во время работы и на людях, как ценили современники его рисунки, как один француз в Кишиневе любовался его карикатурами, сделанными мелком на ломберном столе, как напечатал он в Temps21 в марте 1837 воспоминание о Пушкине (я с величайшим трудом разыскала их — вырезку в архиве Полторацкого; самого номера не оказалось ни в одной из наших библиотек). Там этот француз некой G. Lam. говорит, что острые блестящие карикатуры Пушкина не уступают скульптурным карикатурам Дантана22 тридцатых годов. А мы знаем о них, что он выставлял эти фигурки в окне мастерской, и парижане собирались толпами под его окном и хохотали до упаду. (Вы видели эти вещи? Я читала о нем в большом Ляруссе: о нем есть большая и интересная статья). Это будет введение. А затем покажу Вам не-
Пушкина» — 4.У1.1969 г. Татьяна Григорьевна написала большой, на час экранного времени, телевизионный сценарий «Рисунки Пушкина» и сама вела передачу из своего кабинета. Премьера на Центральном телевидении состоялась 11 декабря 1975 г.
19 Оп. № 14. Ч. 1. КП-22586/5.
20 Оп. № 14. Ч. 1. КП-22586/10.
21 См.: 100 лет смерти Пушкина. Парижские отклики в 1837 году // собр. Лоллий Львов. Париж: Ком. по устройству дня рус. культуры во Франции, 1937. С. 30.
22 Жан Пьер Дантан, известный как Дантан-младший (1800-1869) — французский скульптор-карикатурист; младший брат скульптора-академика Антуана Дантана. Ученик поначалу своего брата, а потом Парижской академии художеств. Его специальность составляли портретные бюсты, в которых он с удивительною верностью передавал внешние черты и характер своих моделей.
опознанные, неопубликованные портреты — и профессиональные портреты тех же лиц en regard. — Пальчики оближешь23 (из письма от 10 июня 1958 г.).
Т.Г. Цявловской приходилось завершать работу, которую вели в этой области и другие пушкинисты:
Очень жаль, что Вы и я довольно маломощны, а то бы я Вам показала интересную работу, которую заканчиваю, — главу о портрете Григория Чернецова в рисунке Пушкина. Очень сложная система доказательств.
Установлено Томашевским, но он не стал писать, сказал, что это не его дело, а должна сделать я.24 (из письма от 30 апреля 1972 г.).
К атрибуции портретов Татьяна Григорьевна возвращается вновь и вновь:
Наконец-то сообразила: посылаю Вам эту фотографию профиля Пестеля, «большеголовой женщины». А Вы при случае верните мне ее. Кстати, после моих «Рисунков Пушкина» все кинулись в эту реку и забыли, что Пушкин был и поэтом.25 (письмо от 8 июля 1973 г.).
В 1970 г. вышла книга «Рисунки Пушкина»26, явившаяся итогом ее многолетних трудов по атрибуции портретов. Над вторым, значительно расширенным изданием этой книги, Т.Г. Цявловская работала до конца своей жизни, ее исследовательская работа стала этапом в развитии пушкинистики.
Альманах «Прометей»
Много времени и сил было затрачено Т.Г. Цявловской на составление и редактирование историко-биографического альманаха «Прометей»27, о завершении работы над которым она сообщила в письме Н.В. Кузьмину от 5 июля 1969 г.28
23 Оп. № 14. Ч. 2. ГМП-44658.
24 Оп. № 14. Ч.1. КП-22586/17.
25 Оп. № 14. Ч.1. КП-22586/18.
26 Цявловская Т.Г. Рисунки Пушкина. М.: Искусство, 1970. 168 с.
27 Прометей: историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». М.: Молодая гвардия, 1974. Т. 10. 426 с.
28 Оп. № 14. Ч. 1. КП-22586/10.
Открывался том альманаха статьей самой Т.Г. Цявловской о Пушкине и Е.К. Воронцовой — «Храни меня, мой талисман...». В это же время исследовательница увлеченно работала над давно волнующей ее темой «Образ Е.К. Воронцовой в жизни и творчестве Пушкина», 22 декабря 1964 г. и 5 января 1965 г. Татьяна Григорьевна прочитала в Государственном музее А.С. Пушкина доклады о пребывании поэта в Одессе и его отношениях с Е.К. Воронцовой. Эти выступления завершились публичной полемикой с С.М. Бонди, который, по ее выражению, «поднял перчатку» и заявил с позиции «чистой филологии», что эти доклады «очень интересны для биографии Пушкина — но не для изучения его». Но она не отрывала одного от другого, всегда называя эталоном подхода к гению синтетический подход «первого пушкиниста» П.В. Анненкова, чей труд о Пушкине считала в этом смысле непревзойденным. В письме о размолвке с С.М. Бонди она горевала: «Я не могу разделить этой точки зрения никак — при всей многолетней дружбе, постоянных общениях, обменах мыслями, чтениями друг другу своих работ, глубочайшего ценения его как пушкиниста, единственного из всех...». И еще: «Важным представляется мне обнажение психологии поэта, представление, что из жизни и как, преломляясь, входит в поэзию». Ей всегда была важна, по ее признанию, «глубина жизненных корней, питавших лирическую поэзию Пушкина, фрагменты поэм его, его прозы» [2].
Издание эпиграмм А.С. Пушкина с иллюстрациями Н.В. Кузьмина
В начале 1971 г. Н.В. Кузьмин, задумав собрать эпиграммы А.С. Пушкина в одной книжке, обратился за помощью к Т.Г. Цявловской, которая могла помочь ему советом, каким образом лучше дополнить это издание.
Н.В. Кузьмин просил Татьяну Григорьевну прислать статью «Муза пламенной сатиры», надеясь поместить ее вместо предисловия, но потом, видимо, отказался от этой мысли, предложив Т.Г. Цявловской прокомментировать издание. В письмах несколько раз обсуждался вариант публикации указанной статьи.
Т.Г. Цявловская в переписке напомнила художнику о планах самого поэта опубликовать сборник эпиграмм в одной книге:
Посылаю Вам сборник (2-ой экз.) с моей статьей «Муза пламенной сатиры». В нем я рассказываю о сборнике пушкинских эпиграмм, который Пушкин подготовил в 1825 году — для распро-
странения среди прогрессивной молодежи или — может быть — для того, чтобы выпустить эту книгу в свет, как только будет свергнута царская власть. Об этом (ради чего он готовил сборник) я писала уже позднее. Читателя-специалиста надо исподволь приучать к новым мыслям. О сборнике эпиграмм литературных, не имеющих политического звучания, — Пушкин, кажется, не думал, — нигде не видно29 (из письма от 23 июля 1971 г.).
Через несколько месяцев вновь возникает тема работы художника над книгой. Исследовательница, очевидно, в ответ на письмо Н.В. Кузьмина размышляет о будущем названии задуманного издания:
Вы — в неустанной деятельности: получила от Вас очередной подарочек — «Русский лубок» (спасибо большое!) и вслед за ним — письмо с рассказом о Вашей работе над карикатурами к эпиграммам Пушкина. Любопытно, как это Вы сделаете.
Вы раздумываете, не назвать ли сборник «Сатиры», м<ожет> б<ыть> «Сатиры и эпиграммы»? ...Тогда не плохо бы включить отрывки из 10 главы «Евгения Онегина», Но, если Вы думаете только то, что сам Пушкин думал издать подпольно в 1825 году, то.
молчу30.
Она благодарит Н.В. Кузьмина за возможность принять участие в этой работе, но ссылается на то, что ей надо вновь вернуться к «Летописи»:
О моем участии. Благодарю за честь! Если это будет нескоро, то мне легче будет пойти на это. Потому что, наконец, задвигалась «Летопись жизни и творчества Пушкина» (тт. I и II), а вчера Овсян-ников31 предложил мне подготовить 2-е издание «Рисунков Пушкина» (можно расширить тему и формат книжки, хотят они крупнее)...
29 Оп. № 14. Ч. 1. КП-22586/14.
30 Оп. № 14. Ч. 1. КП-22586/15.
31 Юрий Максимилианович Овсянников (р. 1926, Москва) — советский и российский историк, искусствовед, историк архитектуры и русского народного искусства, писатель, редактор изд-ва «Искусство». Сын поэта, переводчика, журналиста, известного в Москве библиофила М.Я. Шика (1884-1968). Юрий Овсянников был автором книг «История памятников архитектуры», «Петр Великий», «Картины русского быта», «Великие зодчие Санкт-Петербурга» и др. Как редактор, он в 1960-е гг. разработал многие издательские серии, ставшие позже классическими, — «Жизнь в искусстве», «Города и музеи мира», «Панорама искусств».
Книгу с моей «Музой пламенной сатиры» держите, сколько Вам нужно32 (из письма от 9 сентября 1971 г.).
Заключение
Благодаря письмам мы узнаем, каких усилий, времени, терпения, настойчивости в поиске истины стоили Т.Г. Цявловской ее фундаментальные работы. Многие ее открытия до сих пор не утратили своей актуальности, на них базируются новейшие исследования. А труд всей жизни — работа над «Летописью жизни и творчества Пушкина» — был с успехом продолжен новым поколением пушкинистов и обрел свое достойное завершение в 4-х томном издании «Летописи жизни и творчества А.С. Пушкина» [1]. Картотеки о жизни и творчества поэта с 1826 по 1829 гг., составленные Т.Г. Цявловской, хранятся ныне в нашем музее. На основе этих картотек в 1998 г. были изданы «Материалы к летописи жизни и творчества А.С. Пушкина» (1826-1837) Государственным музеем А.С. Пушкина совместно с ИМЛИ и Археографической комиссией РАН.
Переписка Т.Г. Цявловской с Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьминым помогает узнать многие неизвестные детали, факты, связанные с творческим общением этих выдающихся людей. Отрадно заметить, что московские художники были верными и постоянными друзьями выдающегося пушкиниста. Их отношения, без сомнения, были построены на взаимном глубоком интересе к творчеству друг друга. Надеемся, что письма Т.Г. Цявловской будут востребованы читателями и исследователями.
Литература
1. Летопись жизни и творчества Александра Пушкина (1799-1837): в 5 т. / сост. М.А. Цявловский, Т.Г. Цявловская (1799 - сент. 1826); Н.А. Тархова (сент. 1826-1837). М.: Слово. Минувшее, 1999-2005.
2. Шилое К.В. Найти мудрое решение. Некоторые кинематографические подходы к образу Пушкина в 1960-е годы в оценках Т.Г. Цявловской // Киноведческие записки. 1999. № 42. URL: https://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/800/ (дата обращения: 01.02.2023).
3. Шпиленко Д.П. Материалы к родословию Смоленского дворянства. М.: Старая Басманная, 2014. Вып. 3. 856 с.
32 Оп. № 14. Ч. 1. КП-22586/15.
322
^HTEPATYPHHH ©AKT. 2024. № 1 (31)
Research Article
The Letters from T.G Tsiavlovskaya to N.V. Kuzmin
and T.A. Mavrina from the Alexander Pushkin State Museum Сollection
© 2024. Alla B. Rudneva The Alexander Pushkin State Museum, Moscow, Russia
Abstract: The letters of T.G. Tsiavlovskaya addressed to the Moscow artists N.V Kuzmin and T.A. Mavrina, illustrators of A.S. Pushkin works, discuss the problems associated with the study of the poet's biography. One of the important topics is the continuation of work on the Chronicle of Pushkin's Life and Work, the first volume of which was published under the editorship of M.A. Tsiavlovskii in 1951 and ended with Pushkin's stay in Mikhailovskoye. T.G. Tsiavlovskaya has devoted more than 20 years to the continuation of this fundamental work. Another important milestone in her work was the book "Pushkin's Drawings," which Tsiavlovskaya published in 1970 as well as the movie with the same title, filmed by the Central Television order according to her script in 1964. The preparation of this publication is also one of the central topics of the researcher's correspondence with his correspondents. T.G. Tsiavlovskaya was able to identify many of the Pushkin manuscripts depicted on the pages, clarify the names of his acquaintances, comment on many drawings, relying on a deep knowledge of both the historical context and the circle of acquaintances and friends of the poet. Part of the letters is devoted to reviewing N.V. Kuzmin's illustrations for the novel "Eugene Onegin" and "Epigrams of A.S. Pushkin," combined by the artist into one book. The article also deals with preserving the memory of the poet in connection with the opening of a new museum on Prechistenka.
Keywords: Letters from T.G. Tsiavlovskaya to N.V Kuzmin and T.A. Mavrina, the illustrations for creative works; "Pushkin's drawings," almanac "Prometheus."
Information about the author: Alla B. Rudneva — Senior Researcher, the Keeper of the N.V Kuzmin and T.A. Mavrina's Collection, The Alexander Pushkin State Museum, Prechistenka 12/2, 119034 Moscow, Russia.
ORCID ID: https://orcid.org/0009-0000-0293-4956
E-mail: [email protected]
For citation: Rudneva, A.B. "Letters from T.G. Tsiavlovskaya to N.V Kuzmin and T.A. Mavrina from the Collection of the Alexander Pushkin State Museum." Literaturnyi fakt, no. 1 (31), 2024, pp. 310-323. (In Russ.) https://doi.org/10.22455/2541-8297-2024-31-310-323
References
1. Letopis'zhizni i tvorchestva Aleksandra Pushkina (1799-1837): v 5 t. [A Chronicle of Alexander Pushkin's Life and Work (1799-1837): in 5 vols.], comp. M.A. Tsiavlovskii, T.G. Tsiavlovskaya (1799 - September 1826) and N.A. Tarkhova (September 1826-1837). Moscow, Slovo. Minuvshee Publ., 1999-2005. (In Russ.)
2. Shilov, K.V. "Naiti mudroe reshenie. Nekotorye kinematograficheskie podkhody k obrazu Pushkina v 1960-e gody v otsenkakh T.G. Tsiavlovskoi" ["Finding a Wise Solution. Some Cinematographic Approaches to Pushkin's Image in the 1960s in T.G. Tsiavlovskaya's Evaluations"]. Kinovedcheskie zapiski, no. 42, 1999. URL: https://www.kinozapiski.ru/ru/ article/sendvalues/800/ (Accessed 01 February 2023). (In Russ.)
3. hpilenko, D.P. Materialy k rodosloviiu Smolenskogo dvorianstva [Materials for the Genealogy of the Smolensk Nobility], issue 3. Moscow, Staraia Basmannaia Publ., 2014. 856 p. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию: 06.03.2023 Одобрена после рецензирования: 01.04.2023 Дата публикации: 25.03.2024
The article was submitted: 06.03.2023 Approved after reviewing: 01.04.2023 Date of publication: 25.03.2024