Научная статья на тему 'ПИСЬМА НАСТОЯТЕЛЯ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ ПРОТОПРЕСВИТЕРА ДИМИТРИЯ НОВСКОГО К АРХИМАНДРИТУ ЛЕОНИДУ (КАВЕЛИНУ) 1873-1875 ГГ.'

ПИСЬМА НАСТОЯТЕЛЯ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ ПРОТОПРЕСВИТЕРА ДИМИТРИЯ НОВСКОГО К АРХИМАНДРИТУ ЛЕОНИДУ (КАВЕЛИНУ) 1873-1875 ГГ. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
42
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТОПРЕСВИТЕР ДИМИТРИЙ НОВСКИЙ / АРХИМАНДРИТ ЛЕОНИД (КАВЕЛИН) / МОНАСТЫРСКИЕ ОПИСИ XIX В

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зеленская Г.М.

Публикуются письма протопресвитера Димитрия Петровича Новского (1799-1879) к архимандриту Леониду (Кавелину; 1822-1891), настоятелю ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря. Переписка двух видных деятелей Русской Православной Церкви велась в 1873-1875 гг., когда о. Леонид занимался составлением Главной Описи обители, включавшей описи ее церквей, ризницы и книгохранилища. Протопресвитер Димитрий, настоятель Успенского собора Московского Кремля, проверял эту работу как член Конторы Святейшего Синода. Его письма свидетельствуют о внимательном, вдумчивом отношении к документам, представлявшим собой подробный реестр монастырского имущества. Замечания протопресвитера, отраженные в переписке, помогли усовершенствовать структуру Описи, которая до настоящего времени остается эталонным образцом для аналогичных исторических источников. Вместе с тем переписка содержит подробности жизни и служения о. Димитрия. Эти детали характеризуют личность протопресвитера, впитавшую лучшие черты русского православного духовенства XIX столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Зеленская Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LETTERS OF PROTOPRESBYTER DIMITRI PETROVICH NOVSKY TO ARCHIMANDRITE LEONID (KAVELIN) 1873-1875

The letters of Protopresbyter Dimitri Petrovich Novsky (1799-1879) to Archimandrite Leonid (Kavelin; 1822-1891), abbot of the stavropegic Resurrection, New Jerusalem monastery, are published. Correspondence between two prominent figures of the Russian Orthodox Church was conducted in 1873-1875, when Fr. Leonid was engaged in the compilation of the Main Inventory of the monastery, which included the inventory of churches, sacristy and book depositories. Protopresbyter Dimitri, rector of the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin, checked this work as a member of the Office of the Holy Synod. His letters testify to the attentive, thoughtful attitude to the documents, which constituted a detailed register of the monastery property. His letters testify to the attentive, thoughtful attitude to the documents, which constituted a detailed register of the monastery property. The remarks of the Protopresbyter, reflected in the correspondence, helped to improve the structure of the Inventory, which to this day remains a reference model for similar historical sources. At the same time, the correspondence contains details of the life and ministry of Fr. Demetrius. These «little things» characterize the personality of the Protopresbyter, who reflected the best features of the Russian Orthodox clergy of the 19th century.

Текст научной работы на тему «ПИСЬМА НАСТОЯТЕЛЯ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ ПРОТОПРЕСВИТЕРА ДИМИТРИЯ НОВСКОГО К АРХИМАНДРИТУ ЛЕОНИДУ (КАВЕЛИНУ) 1873-1875 ГГ.»

Для цитирования: Зеленская Г.М. Письма настоятеля Успенского собора Московского Кремля протопресвитера Димитрия Новского к архимандриту Леониду (Кавелину) 18731875 гг. //

URL: http://rectors.altstu.rU/ru/periodical/archiv/2022/s/articles/3_3.pdf DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2022.00.015

УДК 930.27

Письма настоятеля Успенского собора Московского Кремля протопресвитера Димитрия Новского к архимандриту Леониду (Кавелину) 1873-1875 гг.

Г.М. Зеленская1

1 ГБУК МО «Музей "Новый Иерусалим"», г. Истра Московской области, Российская Федерация

E-mail: gali.zelensckaia@yandex.ru

Настоящая публикация является первым изданием писем Димитрия Петровича Новского (1799-1879), протопресвитера Успенского собора Московского Кремля, к архим. Леониду (Кавелину; 1822-1891), настоятелю Воскресенского ставропигиального, Новый Иерусалим именуемого монастыря [1, л. 1-12].

Протопр. Д.П. Новский происходил из семьи священника села Маркова Ярославской губернии. Учился в Ярославской духовной семинарии, откуда в 1820 г. был отправлен как лучший ученик в Московскую духовную академию. Окончив курс в 1824 г. со степенью магистра, «определенъ бакалавромъ философскихъ наукъ», а через 4 года — «секретаремъ академической конференцш и правлешя по Московскому духовно-учебному округу»1.

В 1830 г. «произведенъ г. Москвы замоскворЪцкаго сорока, Никитской церкви, что въ Татарской, во священники». В 1832 г. переведен «Никитского сорока къ Крестовоздвиженской церкви, бывшей при московскомъ дворянскомъ институт^ съ определешемъ законоучителемъ», а через два года — «СрЪтенскаго сорока къ Адриановской церкви».

В 1834-1835 гг. обозревал «Высокопетровсюя духовныя училища» и назначался «членомъ комитета для повЪрки действий и отчетности комиссш по построенш церкви на московскомъ Пятницком кладбище». В 1842 г. «определенъ Московской Духовной Консисторш членом», тогда же «произведенъ въ протоiерея», а в 1844 г. «утвержденъ въ званш дЪйствительнаго члена конференцш Московской Д. Академш».

В мае 1856 г. «СвятЪйшимъ Синодомъ определенъ протопресвитеромъ Московскаго Большаго Успенскаго Собора и членомъ Синодальной Конторы».

1 Здесь и далее рукописные и печатные источники приводятся в орфографии и синтаксисе оригиналов.

С 1859 по 1865 г. «состоялъ цензоромъ» московских духовных журналов «Православное Обозреше» и «Душеполезное Чтеше».

15 сентября 1874 г. протопр. Димитрий Петрович Новский участвовал в освящении храма Воскресения Христова после реставрационных работ в НовоИерусалимском монастыре.

В том же году он по случаю «пятидесятое™ со времени поступлешя его на службу въ Московской Духовной Академш, Советомъ оной избранъ въ почетные члены ея»; к этому дню «по вниманш къ многолетней полезной и усердной службе его, Всемилостивейше пожалованъ ему золотой наперсный крестъ съ драгоценными украшешями изъ кабинета Его Величества» [2, с. 379-380]1.

Переписка о. Димитрия с архим. Леонидом относится к 1873-1875 гг., когда Воскресенский настоятель занимался составлением «главных и дополнительных описей церковных и ризничных вещей и книгохранилища» Ново-Иерусалимского монастыря. В процессе этой работы и по ее окончанию документы проверялись по поручению Конторы Святейшего Синода ее членами во главе с протопр. Димитрием Петровичем Новским. Сличение новых Описей с прежними и «с самой наличностью вещей» показали, что они создавались «на точном основании Высочайше утвержденных в 23 день Марта 1853 г. правил о составлении церковных описей и согласно с приложенной при сих правилах формою 2». По итогам дела было приказано размножить Описи в трех экземплярах и объявить архим. Леониду «за этот личный и полезный для монастыря труд» глубокую благодарность, о чем свидетельствовал указ Конторы Святейшего Синода от 18 июля 1877 г. В то время архим. Леонид уже был наместником Свято-Троице Сергиевой лавры [3, с. 16-18].

Описи Воскресенского монастыря 1875 г. сохранились в беловых и фрагментарно в черновых списках; в настоящее время они скрупулезно изучаются и частично издаются.

Публикуемые письма протопр. Димитрия свидетельствуют о его активном участии в трудах архим. Леонида. Как официальный представитель Священного Синода он совершил поездку в Новый Иерусалим «для освидетельствовашя ризницы и поверки вновь составленной Описи» [1, л. 5]. Протопресвитер внимательно прочел переданный ему вариант рукописи и сделал несколько существенных замечаний. Первое из них, вынесенное по его инициативе на обсуждение Конторы Святейшего Синода, относилось к описанию стенописей. Архим. Леонид не только поместил их наряду с другими священными предметами, но и в главном алтаре Воскресенского собора — «прежде Запрестольныхъ Крестовъ и иконъ». По мнению протопр. Димитрия, «лучше было бы о стенномъ писанш сказать въ конце Главы въ особомъ Примечанш» [1, л. 11 об.] В окончательно варианте Описи, представленном архим. Леонидом в Синод, так и было сделано [4, Ч.1, л. 11 об. - 15].

1 Цитируются сведения из формулярного списка протопр. Д.П. Новского.

Второе замечание касалось серебряных лампад и подсвечников, которые, согласно установленной форме, следовало указать «въ конце Описи каждой церкви» [1, л. 12]. Архим. Леонид включил перечень этих предметов в Опись ризницы, что, по справедливому замечанию о. Димитрия, требовало особого пояснения [1, л. 11 об. - 12].

Однако письма протопресвитера к Воскресенскому настоятелю посвящены не только делу, порученному ему Конторой Св. Синода. Они содержат подробности его жизни — повседневные и праздничные, радостные и скорбные. О. Димитрий сообщает о благоприятных для духовенства условиях служения в Успенском соборе, где, в отличие от храма Воскресения Христова в Новом Иерусалиме, было устроено отопление. Он уведомляет архим. Леонида о решениях Синода, вынесенных по поводу его монастырских дел, и говорит о своем семейном горе — скоропостижной кончине зятя, прот. Николая, который, как и он сам в молодости, был клириком московской церкви мчч. Адриана и Наталии. Смерть о. Николая сделала круглыми сиротами девятерых его детей, большей частью — малолетних, забота о которых легла на плечи «немощствующему старцу»: «немощствующему, но не смутившемуся» [5, с. 8].

Эти слова об о. Димитрии сказал на его погребении прот. Н.А. Сергиевский, заслуженный профессор Московского университета, который наделил личность протопресвитера лучшими чертами, присущими уходившему столетию: «То — векь богатый величiемъ, истиннымъ величiемъ. Векь высокаго разумЪшя и смиренномудрой простоты. Векь беззаветной любви и верности своему званш и служенш. Векь подвиговъ, неискавшихъ быть видимыми, но и въ видЬнш трезвыхъ и спокойныхъ. векъ непоступной веры и твердаго хриспанскаго уповашя. Векь довольства своимъ жребiемъ, но и векь благословешя на всякое истинное усовершеше. Векь отходяшдй, но сь любовш и благоволешемь кь веку грядущему, сь отеческою о немь болезнующею заботою и сь святою молитвою за его будущее!» [5, с. 314].

Сказанное во многом относится и к архим. Леониду. Его отношение к о. Димитрию не было исключительно деловым и официальным. В 1874 г., когда протопресвитеру исполнилось 75 лет, Воскресенский настоятель прислал юбиляру с монастырским казначеем икону вмч. Димитрия Солунского. О. Димитрий, награжденный в тот день многими знаками почести, принял дар из Нового Иерусалима как наиболее потребный для него знак любви и братской молитвы. В благодарственном письме архим. Леониду он писал: «Высоко я должень ценить Монаршую милость и благоволеше ко мне высшего начальства, но для моей немощи благопотребнее всего помощь молитвы, которой — не какь заслуживающей, но какь имеющш вь ней нужду, смиренно и испрашиваю...» [1, Л, с. 7 об.].

Письма протопр. Димитрия позволяют насладиться глубиной и красотой этикетной и, вместе с тем, искренней русской речи, в которой слова выражают полноту смысла, теплоту души и высоту духа.

Архивные источники и литература

1. НИОР РГБ. Ф. 148. Архив архимандрита Леонида (Кавелина). Картон 11. №20. Новский, Дмитрий. Письма к Леониду, архимандриту (Кавелину). 1873-1875. 12 л. — иЯЬ : Ы^://НЬ-fond.ru/lib-rgb/148?page=33 (дата обращения 01.11.2021)

2. Протопресвитер Дмитрий Петрович Новский. Сведения из формулярного списка // Православное обозрение. Май-июнь. М., 1879. Т. II. XVI, с. 379-380.

3. Глинских С.С., иерей. Новые данные архивных документов о церковно-административных трудах, приведших архимандрита Леонида (Кавелина) на пост наместника Лавры преподобного Сергия // Российская национальная библиотека. Святые подвижники — основатели монастырей и книжные собрания этих обителей: К 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Материалы международной научной конференции «IX Загребинских чтений» (Санкт-Петербург, 27-28 октября 2014 г.). СПб., 2015, с. 16-18.

4. РГАДА. Ф. 1625 (Воскресенский Ново-Иерусалимский мон.). Оп. 1. Д. 32. 1875 г.

5. Сергиевский Н.А., прот. Слово при погребении протопресвитера Димитрия Петровича Новского // Православное обозрение. Май-июнь. М., 1879. Т. II. XIII, с. 313-320.

6. Архим. Леонид (Кавелин). Месяцеслов Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. Изд. третье. М., 1880.

7. НИОР РГБ. Ф. 148. Картон 4. №17. Настольная ведомость «О монашествующих и бельцах Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря и проживающих в оном на испытании». 1870 г. Л. 1-16.

8. Головщиков К.Д. Очерк жизни и ученых трудов бывших питомцев Ярославской духовной семинарии. Ярославль, 1893.

Приложение Письма Димитрия Петровича Новского (1799-1879)

(Л. 1) Ваше Высокопреподобiе!

Высокопочтеннтйший Отецъ Архимандритъ!

Съ великим утешешемъ я имелъ честь получить отъ Васъ благожелательное приветствiе со всерадостнымъ днемъ Рождества Христа Спасителя нашего. Вполне верю, что Ваше приветствiе и доброжелательство исходятъ отъ искренняго сердца и братской любви о Господе, и это для меня темъ более дорого, что въ настоящее время на старости летъ приходится чаще, нежели прежде, встречать нерасположеше и недоброжелательство. Прошу и отъ меня принять означенное и также искреннее поздравлеше съ прошедшимъ праздникомъ и наступившимъ новоле^емъ. Обновитель мiра и временъ да сохраняетъ Васъ въ мире и благодати во мнопя грядушдя лета. И мне грешному Господь велелъ дожить до Праздника и до новаго года, и по милости Божiей я былъ въ состоянш служить не только въ праздникъ, но и накануне и на другой день после праздника и вчера въ новый годъ. Но прежнее здоровье конечно уже не возвратиться, яко *пршде кротость на ны и накажемся* Помолитесь о мне, чтобы Господь даровалъ прочее конечно непродолжительное время жизни въ мире и покаянш скончати. Глубоко уважающий Васъ и искренно преданный Вамъ покориЬйшш слуга протопресвитеръ Д. Новскш.

Января 2 дня

__1873го года

(Л. 3) Ваше Высокопреподобiе!

Высокопочтеннтйшш О. Архимандритъ!

Съ великимъ утешешемъ я имелъ честь получить отъ Вашего Высокопреподобiя дышащее Христианскою любовш и усердiемъ ко мне приветствiе съ великимъ праздникомъ Воскресешя Христа Спасителя. Для меня весьма дорого, что Вы по благорасположешю ко мне, ничемъ не заслуженному, делаете меня общникомъ духовной радости и не лишаете воспоминашя въ молитвахъ Вашихъ. Прiемлю это, какъ милость и взаимно простираю къ Вамъ объяпя радости, которую Господь всемъ намъ даровалъ Своимъ Спасительнымъ Воскресешемъ.

Съ боязнш за Ваше здоровье я помышляю о томъ, что Вы на Страстной неделе и въ Пасху служите въ холодномъ Соборе. Да сохранитъ Васъ Господь! Я кажется не могъ бы этого вынести безъ вреда для своего слабаго здоровья и почитаю за особенную ко мне милость Божш, что еще1 въ начале поступлешя моего на настоящее место нашъ Соборъ устроили теплымъ. Съ конца третьей

1 В ркп. слово над строкой.

недели поста почти до самой Страстной бывь довольно сильно болень, я и вь тепломь соборе служиль сь трудомь вь Страстную неделю и боялся, чтобы не лишиться утешешя служить вь Пасху. Но по милости Божiей служиль и накануне, и вь первый и даже во второй день Пасхи.

Испрашивая продолжешя Вашей любви и воспоминашя вь молитвахь Вашихь, сь искреннейшею душевною преданностш честь имею быть Вашего Высокопреподобiя покорнейшiй Слуга — Протопресвитерь Димитрий Новскiй.

Апреля 13 дня

__1873 года.

(Л. 5) Ваше Высокопреподобiе!

Высокопочтеннтйшш О. Архимандритъ!

На следующей неделе вь понедЬльникь, 24го дня сего 1юня, я намереваюсь отправиться вь Вашь монастырь для освидетельствованiя ризницы и поверки вновь составленной Описи, сь почтовымь поездомь Николаевской жел. дороги, отходящимь изь Москвы вь 4 часа по полудни. Но не знаю, бывають ли Ъа Крюковской станши®, кроме скверныхь линеекь, другiе экипажи, хотя и деревенсюе, но поспокойнее. Вамь это вероятно известно; и если экипажа порядочнаго тамь наидти нельзя, то не будете ли такь милостивы, не пришлете ли изь монастыря какого-либо тарантасика? Если же можно найдти и на станцш покойный экипажь, то конечно неть надобности присылать изь Монастыря.

Глубоко уважающш Вась, покорный слуга Протопресвитерь Д. Новскiй

1юня 21 дня 1874 года

(Л. 7) Ваше Высокопреподобiе!

Высокопочтеннтйшш Отецъ Архимандритъ!

Приношу Вамь искреннейшую благодарность за полученное оть Вась 20го дня минувшаго октября, благожелательное приветствiе, по случаю исполнившагося вь июне дня1 пятидесятиле^я моей службы. Особенно же чувствую себя обязаннымь благодарить Вась за молитвенное призываше мне благодатнаго покровительства Святаго *Великомученика Димитрiя*, коего ношу имя, и за благословешя меня оть усердiя всей братш Вашей обители святою иконою его. Это для меня было очень благознаменательно и назидательно, потому что назадь тому 75ть леть, вь этоть самый день, явившись на светь, я поручень быль молитвамь Великаго Страстотерпца.

1 Испр, в ркп. день.

Вамъ известно, что 20го дня октября я не разсчитывалъ и даже не желалъ быть приветствуемым^ такъ какъ въ этотъ день исполнилось 50тъ летъ не священства, а только со времени поступлешя моего на службу въ Московской Духовной Академш съ звашемъ Магистра Богословiя. Но люди, подобно Вамъ, ко мне благорасположенные не преминули и въ этотъ день явиться ко мне съ словомъ благоволешя и благожелашя или выразить мне свое благоволеше письменно. Случилось даже нечто сверхъ всякаго чаяшя. Безъ всякаго представлешя со стороны здешняго начальства и даже безъ его ведома, въ следствiе (л. 7 об.) ходатайства Святейшаго Синода, Всемилостивейше пожаловалъ мне къ означенному дню золотой наперсный Крестъ съ драгоценными украшешями. Извеспе о семъ *на имя Владыки* пришло въ этотъ самый день, а до меня дошло уже после первыхъ приветствш и по отбытш отъ меня О. *Казначея Вашей обители*. После того удостоилъ меня посещешя и Самъ Владыка, а на другой день посетили меня и *Оба Преосвященные Викарш*. На другой же день полученъ и означенный новый знакъ Монаршей милости.

Высоко я долженъ ценить Монаршую милость и благоволеше ко мне высшаго начальства, но для моей немощи благопотребнее всего помощь молитвы, которой — не какъ заслуживающей, но какъ имеющш въ ней нужду, смиренно и испрашиваю отъ любви ко мне о Господе Вашего Высокопреподобiя съ бралею Вашей обители.

Вашего Высокопреподобiя усерднейшш и преданнейшш слуга Протопресвитеръ Д. Новскш

Москва. 4 ноября 1874 года

(Л. 9) Ваше Высокопреподобiе!

Высокопочтеннтйший Отецъ Архимандритъ!

На вопросъ Вашъ объ Описи долгомъ поставляю ответствовать, что если все части приведены къ вожделенному концу, то конечно надобно вполне и представить въ Контору Св. Синоду, — такъ какъ я доносилъ, что Вы имели намереше еще разъ пересмотреть две первыя части и вместе съ Описью библютеки представить въ Контору, но я думаю, что на всякой случай лучше представить прежде въ одномъ экземпляре.

Относительно послушниковъ, все Ваши предложешя, — вчера последнее *объ Измаилове*, решены согласно Вашему желанш.

Желаю Вамъ въ вожделенномъ здравш встретить неизреченно рдостный для всякой души Хриспанской великш праздникъ (л. 9 об.) Рождества Христа

Спасителя, честь имею быть сь искреннейшимь кь Вамь почтенiемъ и глубокою признательностш за Ваше ко мне благо-расположеше.

Вашь покорнейшiй слуга Протопресвитерь Д. Новскiй

Декабря 13го дня

__1874 года

(Л. 11) Ваше Высокопреподобiе!

Всечестнейшш Отецъ Архимандритъ!

Приношу Вамь глубочайшую благодарность за Ваше любвеобильное приветствiе сь Светлымь Праздникомь Христова Воскресенiя и прошу извинить меня, что своевременно не могь ответствовать на Ваше приветствiе и выразить крепко сохраняемое вь сердце чувство глубокаго кь Вамь уваженiя. Внезапная смерть моего зятя — *Адрiановскаго протоиерея*, оставившаго на мое попечеше девять человекь детей, большею частш малолетныхь, тяжко поразили меня и возложили на меня совершенно неудобо носимое бремя заботь. Помолитесь многоуважаемыя Батюшки предь Престоломь Господнимь как обь усопшемь (л. 11 об.) протоiерее Николае, такь и о мне грешномь, чтобы мне совсемь не пасть подь этимь новымь тяжкимь бременемь.

Описи Ваши лежать у меня около месяца и мною пересмотрены, хотя не вь совершенной подробности. Вь Описи библiотеки я не вижу ничего сомнительного кь переписке ея набело. Относительно первой части я должень предложить Конторе на ея обсуждеше, что священныя изображения на стенахь и сводахь описываются наряду сь другими священными предметами и вь Главномь Олтаре прежде Запрестольныхь Крестовь и иконь. По моему мненiю лучше было бы о стенномь писанiи сказать вь конце Главы вь особомь Примечанiи. А вь Опись ризницы не знаю почему у Вась вошли серебряныя лампады, лампадки и подсвечники, такь какь по форме все эти предметы, какого бы ни были они (л. 12) достоинства должны быть показаны вь конце Описи каждой церкви. Вы безь сомнешя имели основаше такь разделить Описаше означенныхь предметовь, но изь Описи не видно по какой причине такь сделано и для ускорешя дела было бы полезно, если бы Вы обьяснили это вь письме.

Исправшивая святыхь Вашихь молитвь сь искреннейшею преданностiю честь имею быть Вашего Высокопреподобiя покорнейшш слуга Протопресвитерь Д.Новскiй

Апреля 26 дня 1875 года

Примечания

Л. 1 .. .пршде кротость на ны и накажемся... — Цит.: (Пс. 89:10)1.

Л. 5 .на Крюковской станцш... — Архим. Леонид (Кавелин) писал в «Месяцеслове», что в Воскресенский монастырь ведут из Москвы «два пути: первый по большой Волоколамской <...> дороге, по которой уже устроено шоссе, второй путь черезъ Крюковскую станцш Московско-Петербургской железной дороги; отъ этой станции Воскресенск2 отстоитъ на 21 версту» [6, с. 1].

Л. 7 .Великомученика Димитр1я... — Вмч. Димитрий Солунский (^306, память 26 окт.), тезоименитый святой протопр. Димития Новского.

Л. 7 об. .на имя Владыки. — Имеется в виду свт. Иннокентий (Вениаминов; 1797-1879), с 1868 г. — митр. Московский и Коломенский.

Л. 7 об. .О. Казначея Вашей обители. — В 1874 г. казначеем Воскресенского монастыря был иерод. Антоний (Гаврилов). В 1875 г., он, уже в сане иеромонаха, к беловым спискам Главной Описи Воскресенского монастыря «руку приложилъ» после настоятеля архим. Леонида (Кавелна) и наместника иером. Венедикта (Макарова).

.Оба Преосвященные Викарш... — Дмитровский еп. Леонид (Краснопевков), первый викарий Московской епархии (1859-1876); Можайский еп. Игнатий (Рождественский), второй викарий Московской епархии (18661877).

Л. 9 об. ...объ Измаилове. — Послушник Воскресенского монастыря Иоанн Измаилов. В Настольной ведомости 1870 г. «О монашествующихъ и бельцахъ Воскресенскаго Новый крусалимъ именуемаго монастыря и проживающихъ въ ономъ на испытании» о нем сказано: «Проживаетъ по свидетельству выданному ему изъ Ржевскаго Духовнаго училища за №_3 поступилъ въ Октябре. Поётъ на правомъ клиросе» [7, л. 16].

Л. 11 .Адрiановского протоиерея. — Речь идет о зяте о. Димитрия, прот. Николае, клирике церкви во имя мчч. Адриана и Наталии в московской Мещанской слободе. О нем как протоиерее упоминает Н.А. Сергиевский в «Слове при погребении протопресвитера Димитрия Петровича Новского» [5, с. 320]. Вместе с тем, в справочной литературе зять протопр. Димитрия идентифицируется с Николаем Васильевичем Ушаковым (1837-1874), родившимся в семье священника из Ростова Великого и учившимся, как и Д.П. Новский, в Ярославской духовной семинарии, а затем поступившим в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, которую окончил в 1861 г. Служил в Петербурге: в 1 военно-сухопутном госпитале, с 1863 г. — в Таврическом гренадерском полку, с 1865 г. — в лейб-гвардии Гродненском гусарском полку. В 1868 г. за диссертацию «О границах поля зрения в глазах с

1 Сердечно благодарю С.К. Севастьянову за прочтение цитаты и определение ее источника.

2 ныне г. Истра. — Г.З.

3 № не указан, в тексте оставлен пробел.

различным преломлением» (СПб.) получил степень доктора медицины и перешел в Московский военный госпиталь, где с 1873 г. состоял старшим ординатором. Был одним из членов-учредителей хирургического общества в Москве, автором статей по медицине. Скончался в 1874 г. от гнойного воспаления брюшины [8, с. 48-49].

Н.В. Ушаков был женат на дочери протопр. Димитрия Новского Анне. Его сын, росший после смерти отца в доме деда, — русский и советский лингвист Дмитрий Николаевич Ушаков (1873-1942), известный языковед, специалист по русской диалектологии и лексикологии, член-корреспондент АН СССР (1939), редактор и соавтор «Толкового словаря русского языка».

Приведенные сведения не противоречат друг другу, но для полной уверенности в идентификации прот. Николая с доктором медицины Н.В. Ушаковым необходимо располагать документами, позволяющими уточнить время служения зятя протопр. Д.П. Новского в московской церкви мчч. Адриана и Наталии. Нам обнаружить эти источники пока не удалось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.