Научная статья на тему 'ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕДИА С АУДИТОРИЕЙ В ЦИФРОВОМ МИРЕ'

ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕДИА С АУДИТОРИЕЙ В ЦИФРОВОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
62
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ / СЕРВИЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ УЧАСТИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АУДИТОРИЕЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киршин Борис Николаевич

Рассматривая практику современных региональных средств массовой информации, автор статьи отмечает ее существенный изъян - отказ значительной части СМИ от учета и обнародования читательских обращений. Объясняется он ростом сервильности медиа, исключающейразговоронедостатках, окоторыхобычносообщаетсявчитательскихпосланиях. В статье прослеживается история этой народной коммуникации с властью, подчеркивается важная роль, которую играет в ее осуществлении пресса. Цифровой мир предоставляет журналистам новые возможности для взаимодействия с аудиторией. Их эффективное использование делает медиа более привлекательными, существенно расширяет их творческий диапазон, помогает вовлекать читателей в решение важных социальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LETTERS FROM READERS AS A BASIS OF EFFECTIVE INTERACTION OF MEDIA WITH THE AUDIENCE IN THE DIGITAL WORLD

Considering the practice of modern regional mass media, the author of the article notes itssignificant flaw - the refusal of a significant part of the mass media to register and publish readers’messages. It is explained by the growing servility of the media, which excludes the conversation about shortcomings, which are usually reported in readers’ messages. The article traces the history of this people’s communication with the authorities, emphasizes the important role that the press plays in its implementation. The digital world provides journalists with new opportunities to interact with audiences. Their effective use makes media more attractive, significantly expands their creative range, and helps to involve readers in solving important social problems.

Текст научной работы на тему «ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕДИА С АУДИТОРИЕЙ В ЦИФРОВОМ МИРЕ»

УДК 070

DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10208

Б. Н. Киршин

Челябинский государственный университет,

Челябинск

ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕДИА

С АУДИТОРИЕЙ В ЦИФРОВОМ МИРЕ

Рассматривая практику современных региональных средств массовой информации, автор статьи отмечает ее существенный изъян - отказ значительной части СМИ от учета и обнародования читательских обращений. Объясняется он ростом сервилъности медиа, исключающей разговор о недостатках, о которых обычно сообщается в читательских посланиях. В статье прослеживается история этой народной коммуникации с властью, подчеркивается важная роль, которую играет в ее осуществлении пресса. Цифровой мир предоставляет журналистам новые возможности для взаимодействия с аудиторией. Их эффективное использование делает медиа более привлекательными, существенно расширяет их творческий диапазон, помогает вовлекать читателей в решение важных социальных проблем.

Ключевые слова: письма читателей, сервильиость, информационное участие, взаимодействие с аудиторией.

Российская журналистика в последние десятилетия серьезно изменяется в результате модернизации законодательства, трансформации медиаиндустрии, развития технологий. Чтобы она не утратила эффективности, чтобы журналисты действовали с максимальной пользой для общества, очень важно отслеживать и понимать суть изменений, видеть господствующие тенденции, реагировать на актуальные вызовы.

Современная журналистика оперативнее, разнообразнее, доступнее, у нее несравнимо больше источников информации. Вместе с тем исследователи отмечают существенные негативные изменения:

потеря объективности под давлением агрессивного пиара;

утрата журналистами ряда профессиональных навыков поиска информации под натиском новых технологий;

снижение качества информационных продуктов из-за ужесточения дедлайнов;

трансформация новостных критериев в угоду развлечения публики;

забвение журналистских ценностей из-за коммерциализации прессы [6].

Этим перечень потерь журналистики нашего времени не исчерпывается. Его продолжает отказ редакций многих современных медиа от рассмотрения и обнародования читательских писем. Это подтверждает анализ медиаресурсов, учрежденных органами власти, муниципалитетами и корпорациями Челябинской области или аффилированных с ними. Подавляющее большинство из них не имеет каналов обратной связи с читателями, не публикует их обращения. Главный редактор одного из таких изданий приглашает к сотрудничеству, заранее отказывая им в объективности и непредвзятости. Он говорит, что нередко читатели, упрекая властные структуры в том, что они не всегда соблюдают те или иные правила, сами их нарушают. Думается, что принцип «сам дурак», некогда действовавший в городском транспорте, свидетельствует о явном неуважении читателей и не вызывает у них желания обращаться в это издание.

Для более глубокого понимания сути и значения данного явления следует обратиться к истории вопроса.

Практику обращения к властным структурам с просьбами и критикой несправедливости В. Иваницкий называет «институтом прошений и правдоискательства» и находит его корни в глубокой российской истории [4]. Он даже был официально узаконен. Право простых людей обращаться с жалобами ко всем представителям власти, вплоть до самого государя, возникло еще в 1497 году после выхода Судебника Ивана III. В течение пяти веков этот институт продолжал

Znak: ргоЫетпое рок тесНаоЬгагоуапуа. 2021. № 2 (40)

существовать при всех государях. Они создавали для рассмотрения жалоб и прошений специальные департаменты, канцелярии, приказы и присутствия.

В СССР к этому процессу была подключена пресса: на нее была переложена значительная часть работы, связанной с обработкой обращений граждан. Населению предложили обращаться с жалобами и прошениями в редакции средств массовой информации. Их рассматривали в общественных приемных, в отделах писем, которые были самыми крупными подразделениями. В региональной газете «Челябинский рабочий», например, отдел писем насчитывал 7 сотрудников, в то время как в других отделах работали 2-3 человека. Редакция получала до 100 писем в день. Они прочитывались и сортировались. Одни так и публиковались как письма в газету, другие служили основой для журналистских материалов, третьи направлялись в различные ведомства для рассмотрения и принятия мер. Партийные решения обязывали ведомства в течение месяца сообщать редакции и автору письма о принятых мерах. Газеты публиковали такие сообщения под рубрикой «Редакции ответили». Это был реальный, достаточно четко действующий диалог власти и населения, инструмент участия граждан в решении городских, региональных, а иногда и общесоюзных проблем.

Отказ от использования читательских посланий объясняется ростом сервильности медиа, исключающей разговор о тех или иных недостатках, недоработках или просчетах в системе муниципального или государственного управления. Дело в том, что читательские обращения в медиа - это, как правило, острые сигналы о невнимании властных структур и крупных корпораций к актуальным нуждам населения. Публикация такого рода материалов, особенно систематическая, неизбежно ведет к отказу органов власти и корпораций от заключения с такими медиа контрактов об информационном обслуживании, что в сложной экономической ситуации имеет для последних жизненно важное значение. Это обстоятельство действует сильнее самых жестких запретов, полностью исключая публикацию критических сигналов читателей в СМИ. Тем самым средства массовой информации редуцируют диалог власти и населения, отнимают у гражданского общества важнейший инструмент, лишают граждан возможности участвовать в решении актуальных общественных проблем.

О том, что публикация писем и обращений населения необходима обществу, убедительно говорит практика лидеров южноуральской медиаиндустрии, например, государственной телерадиокомпании «Южный Урал». Она неподотчетна местной власти, поскольку является филиалом федеральной телерадиокомпании и может позволить себе не отказываться от этой общественно значимой работы. В ее передачах постоянно демонстрируются телесюжеты, снятые по сигналам южноуральцев. Как правило, они остро критичны, повествуют о серьезных проблемах, показывают различные недостатки и обычно предлагают пути их преодоления. Практически каждое такое выступление получает большой резонанс, способствующий решению поставленных вопросов. Видя высокую действенность обращений на телевидение, зрители заинтересованно следят за сюжетами, знают ведущих журналистов, ищут встреч с ними.

Яркие, действенные и запоминающиеся материалы, подготовленные по следам читательских обращений, публикует портал 74.ru. Для их сбора предусмотрена специальная кнопка «Написать в редакцию».

Д. В. Платонова, называющая это явление «информационным участием граждан в деятельности СМИ», считает, что оно существенно обогащает их творческий потенциал, делает их более действенными и экономически успешными, так как позволяет лучше учитывать интересы аудитории и мнения различных слоев общества, выявлять насущные проблемы, формировать актуальную повестку дня [7]. Ток-шоу Первого канала «Голос» и «100 вопросов взрослому», читательские голосования в передачах радио «Эхо Москвы» и многие другие материалы федеральных СМИ убедительно подтверждают это.

Современныетехнологиипреобразили,нонеотменилиинститутпрошенийиправдоискательства. В настоящее время для сбора и аккумуляции обращений граждан используются цифровые каналы: сайты органов власти и их руководителей, различные мессенджеры, так называемые «прямые линии». Но результативность их нередко бывает недостаточной: порой авторы обращений получают в ответ отписки, невыполнимые обещания, необоснованные отказы.

Участие медиа в этом важном процессе могло бы сделать его значительно эффективнее. Оно может поставить его на общественный контроль. Практика показывает, что это действенное средство активизации всех общественных процессов, гарантия их результативности.

В газете «Челябинский рабочий» уже в постсоветское время, отменившее советскую функцию прессы, связанную с модерированием читательских обращений, действовала рубрика «Последняя инстанция». Она была рассчитана на тех, кто уже прошел со своей проблемой все предусмотренные законом инстанции и не смог ее решить, не получил ожидаемой помощи, может хотя бы высказаться в газете, что называется, отвести душу. Конечно, у него оставалась надежда привлечь внимание общества к своей проблеме. Так, кстати, обычно и случалось: по опубликованным под этой рубрикой письмам нередко принимались действенные меры. И ни одно из них не было оспорено в суде и официально опровергнуто.

Данное условие актуально и для новых медиа. Обобщая практику решения социальных проблем в социальных сетях, А .Д. Юнусова отмечает, что одно из условий успеха в этом деле - значительный «информационный резонанс» [8]. Он, по мнению исследователя, наиболее действенен, когда материалы социальных сетей находят отражение в традиционных средствах массовой информации. И. М. Колкарева объясняет работающий в данном случае информационный механизм: редакция таким образом привлекает дополнительное внимание к проблемной статье и демонстрирует, насколько эта проблема затрагивает читателей [5].

Цифровой мир, вооруживший потребителей информации инструментами для оперативного реагирования на нее, открыл редакциям СМИ новые технологические ресурсы для плодотворного взаимодействия с ними. «Возможность для читателей комментировать статью, размещать собственный материал сегодня стала практически реализуемой», - отмечает И. В. Анохов [1]. Медиаисследователь В. Гатов считает, что работа с аудиторией является одной из важнейших компетенций стремительно растущей сетевой журналистики. По его мнению, она становится необходимостью для любого автора [2]. Нежелание взаимодействовать с аудиторией возвращает медиа в прошлое, в доцифровую эпоху.

Думается, что учет и реализация предложений и инициатив аудитории - это современная реализация известного партиципарного принципа, предусматривающего «возможность прямого доступа общественности к производству и распространению информации по каналам массовой коммуникации» [5]. В монографии И. М. Дзялошинского совершенно определенно оценивается потенциал этой деятельности: « ... решить социальные проблемы можно только через диалог между обществом, властью и бизнесом» [3]. То есть, в данном случае коммуникация закономерно оказывается наиболее действенной и продуктивной. Пренебрегать таким серьезным ресурсом по меньшей мере нерационально.

Список литературы

1. Анохов, И. В. От средств массового вещания к средствам массового соучастия / И. В. Анохов. - Текст : непосредственный // Вопросы теории и практики журналистики. -2017. - Т. 6. - № 4. - С. 482-495. - DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(4).482-495.

2. Гатов, В. Будущее журналистики // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016. / В. Гатов. - Текст : непосредственный : сб. статей / под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. -Екатеринбург : Гуманитарный Университет, 2016. - С. 206-267.

3. Дзялошинский, И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям / И. М. Дзялошинский. - Москва, 2006. - 104 с. - Текст : непосредственный.

4. Иваницкий, В. Л. Модернизация журналистики: методологический этюд / В. Л. Иваницкий. - Москва : Издательство Московского университета; Факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, 2010. - 360 с. - Текст : непосредственный.

5. Колкарева, И. М. О некоторых коммуникативных типах текстов писем читателей и их разновидностях (на материале писем газеты «Gardian») / И. М. Колкарева. - Текст : непосредственный // Научная мысль Кавказа. - 2011. - № 2 (66). - С. 158-161.

Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2021. № 2 (40)

6. Лукина, M. Старые заповеди и новые мантры: российский взгляд на эволюцию журналистики. Журналистика на перепутье: опыт России и США / М. Лукина.; под ред. Е. Л. Вартановой. - Москва : МедиаМир, 2006. - 184 с. - Текст : непосредственный.

7. Платонова, Д. В. Информационное участие и формы его реализации в СМИ / Д. В. Платонова. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2011. -№ 1. - С. 131-141.

8. Юнусова, А. Д. Актуальные формы участия медиа в решении социальных проблем : выпускная квалификационная работа : специальность 42.03.02 «Журналистика» / А. Д. Юнусова ; науч. рук. А. В. Сафонов. - Челябинск, 2021. - 69 с. - Текст : электронный. -URL: http://library.csu.ru/rbooks2/view2?code=vkr/16366 (дата обращения: 20.04.2021).

LETTERS FROM READERS AS A BASIS OF EFFECTIVE INTERACTION OF MEDIA WITH THE AUDIENCE IN THE DIGITAL WORLD

Kirshin B. N., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, bnknews@yandex. m

Considering the practice of modern regional mass media, the author of the article notes its significant flaw - the re fusal of a significant part of the mass media to register and publish readers ' messages. It is explained by the growing servility of the media, which excludes the conversation about shortcomings, which are usually reported in readers ' messages. The article traces the history of this people s communication with the authorities, emphasizes the important role that the press plays in its implementation. The digital world provides journalists with new opportunities to interact with audiences. Their effective use makes media more attractive, significantly expands their creative range, and helps to involve readers in solving important social problems.

Key words: letters from readers, servility, informational participation, interaction with the audience.

References

1. Anokhov, I. V. (2017). Ot sredstv massovogo veshchaniya k sredstvam massovogo souchastiya [From the means of mass broadcasting to the means of mass participation]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [Questions oftheory and practice ofjournalism], t. 6,4, pp. 482-495. DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(4).482-495. (in Russ.).

2. Gatov, V. (2016). Budushchee zhurnalistiki [The future ofjournalism |. Как novye media izmenili zhurnalistiku. 2012-2016 [How new media have changed journalism. 2012-2016 : ed. S. Balmaeva and M. Lukina]. Yekaterinburg: Humanist. University. 304 p. (in Russ.).

3. Dzyaloshinsky, I. M. (2006). Zhurnalistika souchastiya. Как sdelat' SMI poleznvmi lyudvam [lournalism of complicity. How to make the media useful to people]. Moscow, 104 p. (in Russ.).

4. Ivanitskiy, V. L. (2010). Modernizatsiya zhurnalistiki: metodologicheskiy etyud [Modernization ofjournalism: a methodological study]. Moscow: Moscow University Publishing House; Faculty of lournalism, Lomonosov Moscow State University. 360 p. (in Russ.).

5. Kolkareva, I. M. (2011). О nekotorykh kommunikativnykh tipakh tekstov pisem chitateley i ikh raznovidnostyakh (na materiale pisem gazety «Gardian») [On some communicative types of texts from readers" letters and their varieties (based on the letters of the newspaper "Gardian")]. Nauchnaya mysl.' Kcivkaza [Scientific thought of the Caucasus], 2 (66), pp. 158-161. (in Russ.).

6. Lukina, M. (2006). Staiye zapovedi i novye mantrv: rossivskiv vzglyad na evolyutsiyu zhurnalistiki. Zhurnalistika na pereput'e: opvt Rossii i SShA [Old commandments and new mantras: Russian view on the evolution ofjournalism. On Sat. "lournalism at a Crossroads: the Experience of Russia and the United States"]. Moscow : MediaMir. 184 p. (in Russ.).

7. Platonova, D. V. (2011). Informatsionnoe uchastie i formy ego realizatsii v SMI [Informational participation and forms of its implementation in the media]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriva 10. Zhurnalistika [Moscow University Bulletin. Series 10. lournalism], 1, pp. 131-141. (in Russ.).

8. Yunusova, A. D. (2021). Aktual'nye formy uchastiya media v reshenii sotsial'nykh problem [Actual forms of media participation in solving social problems]. Final qualifying work. Faculty of Journalism, Chelyabinsk State University. Chelyabinsk, 69 p., available at: http://library.csu.ru/rbooks2/ view2?code=vkr/16366 (accessed: 20.04.2021). (in Russ.).

Киршин Борис Николаевич - кандидат филологических наук, декан факультета журналистики Челябинского государственного университета. bnknews@yandex.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Киршин Б. Н. Письма читателей как основа эффективного взаимодействия медиа с аудиторией в цифровом мире // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 2 (40). С. 71-75. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10208.

Kirshin B. N. Letters from readers as a basis of effective interaction of media with the audience in the digital world // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2021. No 2 (40), pp. 71-75. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.