Научная статья на тему 'Пискаревский летописец как источник по истории русско-крымских отношений 1570-х — 1590-х гг. '

Пискаревский летописец как источник по истории русско-крымских отношений 1570-х — 1590-х гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
418
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пискаревский летописец / Россия / Крымское ханство / Иван IV / Девлет-Гирей / Казы (Гази)-Гирей / крымское нашествие на Москву в 1571 г. / Молодинская битва / вторжение крымских татар в Россию в 1591 г. / Серпуховский поход царя Бориса Федоровича / источники и степень достоверности летописных статей о русско-крымских отношениях / Piskarevsky chronicle / Russia / Crimean Khanate / Ivan IV / Devlet-Girey / Kazy (Gazi)-Girey / Crimean invasion of Moscow in 1571 / Molodino battle / invasion of Crimean Tatars into Russia in 1591 / Serpukhov campaign of Tsar Boris Fedorovich / sources and degree of reliability of chronicle entries on Russian-Crimean relations

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Солодкин Яков Григорьевич

Сложившийся в окончательном виде в середине XVII в. Пискаревский летописец, в основе оригинальной части которого лежат «записки» московского приказного человека, содержит довольно пространные статьи, посвященные крымским нашествиям 1571, 1572 и 1591 гг. на российскую столицу, а также Серпуховскому походу царя Бориса Федоровича. Эти статьи, вышедшие, судя по стилю и кругу интересов, из-под пера одного лица, сохранили немало уникальных, зачастую вполне достоверных сведений (особенно о пожаре Москвы в мае 1571 г. и боях близ нее спустя два десятилетия), передают устную традицию (ощутимую и в некоторых других нарративных памятниках той поры) либо запечатлели воспоминания современника, хотя иногда обнаруживают и зависимость от «разрядов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Солодкин Яков Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PISKAREVSKY CHRONICLE AS A SOURCE ON THE HISTORY OF THE RUSSIAN-CRIMEAN RELATIONS IN THE 1570s — 1590s

Formed in its final form in the middle of the 17th century, the Piskarevsky chronicle, based on the original part of which are “notes” of a Moscow official, contains quite lengthy entries devoted to the Crimean raids of 1571, 1572 and 1591 on the Russian capital, as well as the Serpukhov campaign of Tsar Boris Fedorovich. These entries, published according to the style and range of interests, from the pen of one person, preserved many unique, often quite reliable information (especially about Moscow's fire in May 1571 and battles near it after two decades), pass on an oral tradition (revealed in some other narrative memorials of that time) or captured the memories of a contemporary, although sometimes they show certain dependence on “ranks”.

Текст научной работы на тему «Пискаревский летописец как источник по истории русско-крымских отношений 1570-х — 1590-х гг. »

Вып. 9. 2017

УДК 94(47).04:930.272

DOI 10.24411/2219-8857-2017-00018

Я. Г. Солодкин

ПИСКАРЕВСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ РУССКО-КРЫМСКИХ ОТНОШЕНИЙ 1570-Х — 1590-Х ГГ.*

Сложившийся в окончательном виде в середине XVII в. Пискаревский летописец, в основе оригинальной части которого лежат «записки» московского приказного человека, содержит довольно пространные статьи, посвященные крымским нашествиям 1571, 1572 и 1591 гг. на российскую столицу, а также Серпуховскому походу царя Бориса Федоровича. Эти статьи, вышедшие, судя по стилю и кругу интересов, из-под пера одного лица, сохранили немало уникальных, зачастую вполне достоверных сведений (особенно о пожаре Москвы в мае 1571 г. и боях близ нее спустя два десятилетия), передают устную традицию (ощутимую и в некоторых других нарративных памятниках той поры) либо запечатлели воспоминания современника, хотя иногда обнаруживают и зависимость от «разрядов».

Ключевые слова: Пискаревский летописец, Россия, Крымское ханство, Иван IV, Девлет-Гирей, Казы (Гази)-Гирей, крымское нашествие на Москву в 1571 г., Молодинская битва, вторжение крымских татар в Россию в 1591 г., Серпуховский поход царя Бориса Федоровича, источники и степень достоверности летописных статей о русско-крымских отношениях.

Сведения об авторе: Солодкин Яков Григорьевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий Научно-исследовательской лабораторией региональных исторических исследований, Нижневартовский государственный университет.

Контактная информация: 628602, Россия, г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 56, Нижневартовский государственный университет; тел.: +7 (3466) 27-35-10, e-mail: hist2@yandex.ru.

Ya. G. Solodkin

THE PISKAREVSKY CHRONICLE AS A SOURCE ON THE HISTORY OF THE RUSSIAN-CRIMEAN RELATIONS IN THE 1570s — 1590s

Formed in its final form in the middle of the 17th century, the Piskarevsky chronicle, based on the original part of which are "notes" of a Moscow official, contains quite lengthy entries devoted to the Crimean raids of 1571, 1572 and 1591 on the Russian capital, as well as the Serpukhov campaign of Tsar Boris Fedorovich. These entries, published according to the style and range of interests, from the pen of one person, preserved many unique, often quite reliable information (especially about Moscow's fire in May 1571 and battles near it after two decades), pass on an oral tradition (revealed in some other narrative memorials of that time) or captured the memories of a contemporary, although sometimes they show certain dependence on "ranks".

Key words: Piskarevsky chronicle, Russia, Crimean Khanate, Ivan IV, Devlet-Girey, Kazy (Gazi)-Girey, Crimean invasion of Moscow in 1571, Molodino battle, invasion of Crimean Tatars into Russia in 1591, Serpukhov campaign of Tsar Boris Fedorovich, sources and degree of reliability of chronicle entries on Russian-Crimean relations.

About the author: Solodkin Yakov Grigorievich, Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Research Laboratory of Regional Historical Studies, Nizhnevartovsk State University.

Contact information: 628602, Russia, Nizhnevartovsk, 56 Lenina St., Nizhnevartovsk State University; tel.: +7 (3466) 27-35-10, e-mail: hist2@yandex.ru.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и администрации ХМАО-Югры, проект № 17-1186004.

Статья поступила в номер 18 октября 2017 г. Принята к печати 11 ноября 2017 г.

© МАИАСК. Археология, история, нумизматика, сфрагистика и эпиграфика. © Я. Г. Солодкин, 2017.

Пискаревский летописец (в дальнейшем — ПЛ), являющийся крупнейшим из летописных памятников частного происхождения позднесредневековой России1, содержит довольно обширные статьи о крымских нашествиях 1571, 1572 и 1591 гг. на Москву, а также Серпуховском походе Бориса Годунова. Источники и степень достоверности трех первых из этих статей определяются историками далеко не однозначно.

Согласно ПЛ, в 1570/71 г. хан (имеется в виду Девлет-Гирей) «пожег посады» у Тулы, затем Серпухова, и переправившись через Оку, двинулся к Москве, куда и воеводы — князь И. Д. Бельский «с товарыщи» — «пошли изо всех городов»; царь Иван, собиравшийся в Серпухов, услышав о появлении татар возле Оки, «побежал в Слободу, а ехал на Бронницы да в Слободу (позднее она названа Александровой. — Я. С.)», откуда намеревался отправиться в Кирилло-Белозерский монастырь (ПСРЛ 1978: 197), после же отхода крымцев вернулся в столицу. Ее, по словам летописца, хан «выжег всю, в три часы вся згорела, и людей без числа згорело всяких», включая «радных», т. е «начальных». Так, князь И. Бельский «приехал з дела (боя, который произошел на лугу за Болотом (Корецкий 1981: 237). — Я. С.) к себе на двор», и в погребе у своей сестры «Васильевой жены Юрьевича (Голицына. — Я. С.) ... задохся со всеми», князя Н. П. Шуйского в давке на Живом мосту насмерть заколол «Татева человек (холоп. — Я. С.) ножем». Тогда же взорвались «две стены городовых: у Кремля пониже Фроловского мосту (он упоминается в рассказе о Лжедмитрии I. — Я. С.) против Троицы» и «в Китае против Земского двора» (в ПЛ есть заметка о постройке в начале царствования Бориса Федоровича нового Земского двора за Неглинной, «блиско Успленского вражка, у мосту»); под этими стенами «было ... зелие», и многие погибли. Отойдя от Москвы, — продолжает анонимный книжник, — хан прислал к Ивану Васильевичу послов «по выход», но тот, нарядившись «в сермягу, бусырь да в шубу боранью», как и бояре, заявил, что «так де меня царь (Девлет-Гирей. — Я. С.) зделал! Все де мое царство выпленил и казну пожег, дати де мне нечего царю» (ПСРЛ 1978: 191—192, 194, 202, 207; Тихомиров 1979: 246). Последнее свидетельство скорее всего легендарно (Горсей 1990: 177—178, комм. 43; Скрынников 1969: 128, прим. 7; Солодкин 2008: 110; Тихомиров 1979: 239), как и многие другие известия, сохраненные летописной компиляцией середины XVII вв. Недавно Т. М. и В В. Пенские вразрез с обширной историографической традицией сочли явно пристрастной, запечатлевшей слухи «очерняющей» Ивана IV версию, в том числе ПЛ, о бегстве царя при подходе татар к Москве, полагая на основании записок английского дипломата и предпринимателя Дж. Горсея, что «яростивый» государь находился тогда в столице, но решил оставить ее2 (Пенская, Пенской 2017: 8). Однако, как заметили и эти белгородские исследователи, аналогичное имеющемуся в ПЛ указание на бегство Грозного с опричниками из Бронниц (села Коломенского уезда), минуя Москву, в Александрову слободу и Ростов налицо в летописной записи, дополняющей Никоновский свод по списку Оболенского3.

Интересующее нас показание ПЛ имеет аналогии в других источниках. Заметим также, что, как писал хан Грозному, «был б в тебе срам и дородство, и ты б пришел бы против нас» (Скрынников 1969: 126, 129, прим.; Соловьев 1989: 588). О смерти И. Д. Бельского создатель «записок москвича» (по определению О. А. Яковлевой), легших в основу оригинальной

1 М. Ю. Зенченко явно заблуждался, считая ПЛ официальным сводом, якобы восходящим, по допущению В. И. Корецкого, к «Истории о разорении русском» (Зенченко 2008: 30).

2 Девлет-Гирей в послании, переданном царю уже в июне 1571 г., утверждал, что Иван IV бежал и из Серпухова, и из Москвы (Карамзин 1989: 109). О пребывании там Грозного татарам, однако, могло стать известно по слухам.

3С точки зрения В. И. Корецкого, данная запись возникла в церковных кругах. Предпочтительнее заключение Б. М. Клосса о ее появлении в Разрядном приказе, причем уже в 1570-х гг. (Клосс 1980: 223; Корецкий 1986: 16, 17; Солодкин 1998а: 47).

Вып. 9. 2017

части ПЛ, видимо, сообщил, следуя летописцу князей Голицыных4 (Солодкин 2002: 85, 88; Солодкин 2008: 92, 93). Вполне достоверным представляется летописное известие о взрыве двух городовых стен столицы «в приход» Девлет-Гирея. В СВ, восходящем к тому же протографу, что и ПЛ, сказано о намерении Грозного в 1571 г. бежать не только «в Кирилов», но и «на Вологду»5 (Солодкин 2008: 50, 51; Тихомиров 1979: 229; Яковлева 1955: 147). В относящейся к началу XVIII в. старшей редакции летописца Ивана Слободского читаем о том, что тогда, когда Девлет-Гирей подошел к Москве, Иван Васильевич, который «помышляше (ехать. — Я. С.) в Поморские страны», находился в Вологде, откуда из-за «мора великого» возвратился в столицу6 (ПСРЛ 1982: 195, 197; Шмидт 1974: 351). Кстати, и в так называемом МЛ (второй четверти XVII в.), и Костровском летописце подобно указанным «запискам москвича» есть упоминание о пребывании царя в Новгороде в пору Молодинской битвы7 (ПСРЛ 1978: 192, 225; Тихомиров 1979: 229).

Дж. Горсей же о событиях, предшествовавших его первому приезду в Россию (1573 г.), в том числе московской трагедии 24 мая 1571 г., писал по устным рассказам (Севастьянова 1974Ь: 14; Севастьянова 1990: 22—23; Горсей 1990: 177, комм. 42) (недаром Девлет-Гирей именуется в «Путешествиях ...» англичанина Шигалеем), хотя мог обращаться и к запечатлевшему эту трагедию произведению своего соотечественника Дж. Стоу8. К тому же известия «Путешествий ...» за вторую половину 70-х — 80-е гг. XVI в. часто достовернее, нежели хронологически более ранние (Севастьянова 1974а: 78, 80). Отметим также, что утверждение Дж. Горсея, будто при подходе «скифского царя» к Москве Грозный бежал к Троице-Сергиеву монастырю, а затем к Вологде (Горсей 1990: 56, 57), следует признать неверным.

Стало быть, восходящее к сочинениям князя А. М. Курбского представление о том, что во время первого нашествия Девлет-Гирея на Москву Иван IV не заезжал туда (по пути из Серпухова в Ростов), может считаться вполне правдоподобным (Зимин 1986: 101; Зимин 2001: 271; Скрынников 1969: 126; Соловьев 1989: 587; Платонов 2001: 144).

Согласно следующей после разобранной статье ПЛ — «О приходе цареве (крымского хана. — Я. С.) на Молоди», в 1571/72 г. татарский властитель, «виде . гнев Божий над Рускою землею», «росписал» ее, «комуждо что дати, как при Батые»9. Девлет-Гирей опять направился к Туле, где «посады пожег» (что, напомним, сделал и годом прежде), а потом «к берегу», возле которого, в Серпухове, стояли «воеводы изо всех полков» во главе с князем М. И. Воротынским, и они хана не пропустили; тогда Дивей мурза (лучший крымский военачальник) «пошел ... вверх по Оке и против Дракина10. По свидетельству анонимного «списателя», воеводы, «бився» с татарами, разными дорогами двинулись к Москве «и с обозом и пришли за три часы до царева приходу»11. На Молодях воеводы «обоз (гуляй-город. — Я. С. ) поставили, и ров выкопали, и травитися стали», многих крымцев перебили и, в том числе Дивея (его, о чем больше нигде не сообщается, «взяли в сторожевом полку у князя

4 М. Н. Тихомирову же казалось, что статья ПЛ о крымском походе 1571 г. на Москву запечатлела устное предание, и только (Тихомиров 1979: 239).

5 Утверждение, будто согласно СВ, первый московский царь в то время был в Вологде и Кирилло-Белозерском монастыре (Казакова 1981: 71), неточно.

6 К. И. Зубков указывал на пребывание бежавшего из Москвы весной 1571 г. Ивана Грозного и в Ростове, и в Вологде (Зубков 1998: 44), очевидно, не найдя возможным предпочесть одну из этих версий другой.

7 См. также (Карамзин 1989Ь: прим. 391).

8 Об этом сочинении (Козлов 1981: 57).

9 Кстати, в повествовании за 1236/37 г., почти целиком совпадающим с тем, которое читается в Воскресенской летописи, такого указания нет (ПСРЛ 1978: 85); скорее всего это еще одно предание, встречающееся и в других источниках (Солодкин 2008: 110).

10 В остальных документальных и нарративных памятниках говорится о Сенкине броде (Корецкий 1981: 237; Корецкий 1986: 101; Тихомиров 1979: 239).

11 Вспомним, что, если верить ПЛ, годом ранее Москва «в три часы вся згорела». Это показание, быть может, «эпического» свойства.

Ивана Шуйсково»), ширинских князей, астраханского царевича пленили. Через два дня хан отступил, и если бы этого не случилось, — находит летописец (возможно, передавая суждения участников «преславной» для русских битвы), — «быть было великой беде», ибо «в полкех учал быти голод людем и лошедем великой»12. По утверждению безвестного книжника, хан «пошел тотчас назад», узнав от гонца (которого пытал и казнил), посланного «к воеводам з грамотами в обоз» князем Ю. Токмаковым, оставленным в Москве царем, дабы «сидели безстрашно: а идет рать наугородцкая многая»13. Наконец, «повестописец» счел нужным сообщить, что Дивей, отправленный к Грозному в Новгород, «тамо скончася» (ПСРЛ 1978: 192). Вслед за М. Н. Тихомировым можно полагать, что летописный рассказ о повторном нашествии Девлет-Гирея на Москву (как думалось Г. Д. Бурдею, вполне достоверный) основан на устных преданиях (Бурдей 1963: 52, 56, 69; Тихомиров 1979: 239).

Под 7102 (1593/94) г. в ПЛ рассказывается о новом «приходе крымского царя (имеется в виду Казы (Гази)-Гирей. — Я. С.) к Москве»14. По словам летописца, явно напоминающим первые строки рассказа о Молодинской битве, хан вторгся «со многою силою и с великими похвалами на Русскую землю, хотя разорити християнство, аки древний Батый». Как и в 1571 г., «крымский царь» «посады пожег» у Тулы (но «граду не доспе ничего») и Серпухова, где «перелез» Оку15. «Благоверный и христолюбивый» Федор Иванович решил не бежать из Москвы на Белоозеро, как прежние великие князья (ранее, однако, как и во многих летописях (Карамзин 1989а: 45, 113), сказано, что они спасались от татар «на Костроме» (ПСРЛ 1978: 129, 132, 157, 175))16, а приказал воеводам, расположившимся со всеми полками за берегом и на берегу, «идти наперед царя (Казы-Гирея. — Я. С.) к Москве» и остановиться «в обозе», т.е. гуляй-городе (Временник Ивана Тимофеева 1951: 37—39; ПСРЛ 1965: 11— 12). Крымцам удалось разбить отряд князя В. И. Бахтеярова-Ростовского на Пахре, и хан прибыл в Коломенское, где разбил ставку «на лугех». Утром, — продолжает летописец, — татары подошли к обозу, и «день весь травилися» от Воробьева до Котла17, после чего Казы-Гирей вернулся к Коломенскому18.

Как сообщается в ПЛ (о чем мы не прочтем в иных источниках), ночью «некой боярской человек19 еде лошадей поити и оторвася у него конь, и он ста вопити: «Переймите конь!». Из-за страха в обозе и «во всех городех на Москве (Кремле, Китае, Белом, Каменном или Царевом, Деревянном. — Я. С.)» началась «стрельба многая отвсюду; и осветиша городы все от пушек» (Временник Ивана Тимофеева 1951: 35—36; Корецкий, Морозов 1984: 216; ПСРЛ 1965: 13), и «от многаго крику и шуму побежа царь (крымский. — Я. С.) тотчас с

12 Точнее, Девлет-Гирей повернул назад не через два дня после сражения 30 июля 1572 г., когда в плен попал Дивей мурза, а в ночь на 3 августа, после «великой сечи» в предыдущий день (Корецкий 1981: 238; Тихомиров 1979: 239, 243).

13 Подобная версия, думается, легендарная, встречается и в МЛ времени Михаила Федоровича (Корецкий 1986: 213, 214; ПСРЛ 1978: 225).

14 Думается, анахронизм в данном случае допустил не автор (Загоровский 1991: 211), а компилятор середины XVII в. (Солодкин 2011: 170).

15 В. П. Загоровский рассудил, что известие о движении татар к Серпухову через Тулу заимствовано переписчиком ПЛ из статьи, посвященной Молодинской битве (Загоровский 1991: 166). Скорее ошибку допустил создатель «записок москвича», использованных в рассматриваемом летописце (Солодкин 1998Ь: 69, прим. 47).

16 В. Н. Козляков не ставит напоминание летописца о бегстве великих князей из Москвы под сомнение (Козляков 2011: 127).

17 В представлении В. Н. Козлякова это известие «даже текстуально совпадает» с разрядной записью. Но согласно последней, Казы-Гирей «послал ... царевичев со многими крымскими людьми травитися против Даниловского монастыря от Курганов и от Воробьева» (Козляков 2011: 130).

18 Это свидетельство во многом подтверждается документально (Зимин 1986: 178; Скрынников 1981: 90— 91).

19 Его нужно считать не даточным (Козляков 2011: 132), а холопом. Вряд ли подобно известному рязанскому историку стоит говорить об испуге «боярского человека», чем в ПЛ объясняется «ночной шум» в русском лагере и начавшаяся «цепная реакция страха» (Козляков 2011: 131).

Вып. 9. 2017

великою боязнию и тое ночи Оку перелез»20. Хан пытался овладеть Дедиловым, но безуспешно21. Воеводы, по указанию летописца, преследовали татар до Серпухова и были щедро пожалованы «святоцарем» Федором (ПСРЛ 1978: 197), о чем сообщали и другие книжники, да и «списатели» «разрядов».

Наконец, в ПЛ сказано о том, что в 1597/98 г., вскоре после избрания Бориса Годунова на трон, новый московский государь приказал крымским послам, явившимся «с великою грозою и со многими похвалами на Рускую землю», быть в Серпухове, куда и сам выступил «со многою силою», и двинулись полки «из городов з берегу и из украиных», разместившись «по обе стороны вверх и вниз» по Оке на протяжении 40 верст. Царь Борис, обосновавшийся «на Нарском устье» этой реки, в невиданном прежде «полотняном граде» (Временник Ивана Тимофеева 1951: 57—58; ПСРЛ 1978: 238), «велел во всех станех класти многие огни и стрельбу учинити пищальную великую многую», и удивленных этим ханских посланцев «отпустили» в Крым «с великою грозою» (ПСРЛ 1965: 51; ПСРЛ 1978: 201). В приведенном рассказе, который находит аналогии в других источниках (Зимин 1986: 226—227), опять-таки чувствуются впечатления очевидца, хотя о «великой грозе», причем в обоих случаях, упоминается явно понаслышке.

Итак, автор «записок москвича» (вероятно, дьяка или подьячего), явившихся главным источником ПЛ в статьях, отразивших события последней трети XVI в., рассказывая о трех крымских нашествиях на российскую столицу и угрозе татарского вторжения в первые месяцы царствования Бориса Годунова, воспроизвел устные предания и толки, но подчас передал собственные впечатления либо привел данные, известные ему от московских приказных, почему степень достоверности летописных известий весьма неоднозначна.

Литература

Бурдей Г. Д. 1963. Молодинская битва 1572 года. Ученые записки Института славяноведения АН СССР 26, 48—79.

Временник Ивана Тимофеева. 1951. В: Державина О. А., Адрианова-Перетц В. П. (пер., ком., ред.). Москва; Ленинград: АН СССР.

Горсей Джером. 1990. Записки о России: XVI — начало XVII в. Москва: Московский государственный университет.

Загоровский В. П. 1991. История вхождения Центрального Черноземья в состав Российского государства в

XVI веке. Воронеж: Воронежский государственный университет. Зенченко М. Ю. 2008. Южное российское пограничье в конце XVI — начале XVII в. (опыт государственного

строительства). Москва: Древлехранилище. Зимин А. А. 1986. В канун грозных потрясений: Предпосылки первой Крестьянской войны в России. Москва: Мысль.

Зимин А. А. 2001. Опричнина. Москва: Территория.

Зубков К. И. 1998. Верхотурье — Урал — Россия: пространство геополитических смыслов. В: Культурное наследие российской провинции: история и современность: К 400-летию г. Верхотурья: Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научно-практической конференции 26-28 мая 1998 г.: Екатеринбург— Верхотурье. Екатеринбург: ИИиА УрО РАН, 42—48. Казакова Н. А. 1981. Вологодское летописание XVII—XVIII вв. В: Вспомогательные исторические дисциплины

XII. Ленинград: Наука, 66—90. Карамзин Н. М. 1989а. История Государства Российского. Кн. II. Т. V. Москва: Книга. Карамзин Н. М. 1989Ь. История Государства Российского. Кн. III. Т. IX. Москва: Книга. Клосс Б. М. 1980. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII веков. Москва: Наука.

20 В этих строках явно ощутимы впечатления очевидца.

21 В официальном Новом летописце редакции конца 1620-х гг., кстати, утверждается, будто спешно отступавший из-под Москвы Казы-Гирей «ни к одному городу не прииде, все мимо обежаше». В одной из разрядных книг сообщается о том, что во время преследования голова Т. Вельяминов «с товарыщи» хана «сошли меж Тулы и Дедилова», многих крымцев перебили и взяли в плен. Аналогичную запись мы находим в МЛ: головы, посланные боярами за спешно покинувшим Коломенское Казы-Гиреем, его «сошли под Дедиловым и многих татар побили и четыреста человек взяли живых языков и прислали ... в Серпухов». В Поволжском летописце начала XVII в. есть упоминание о том, что «крымский царь» «другую ночь (после бегства из Коломенского. — Я. С.) ночевал под Дедиловым» (Корецкий, Морозов 1984: 216; ПСРЛ 1965: 43; ПСРЛ 1978: 234; Разрядная книга 1966: 450).

Козлов В. П. 1981. Колумбы российских древностей. Москва: Наука.

Козляков В. 2011. Борис Годунов: Трагедия о добром царе. Москва: Молодая гвардия.

Корецкий В. И. 1986. История русского летописания второй половины XVI — начала XVII в. Москва: Наука.

Корецкий В. И. 1981. Соловецкий летописец конца XVI в. В: Рыбаков Б. А. (отв. ред.). ЛХ: 1980 г. Москва: Наука, 223—243.

Корецкий В. И., Морозов Б. Н. 1984. Летописец с новыми известиями XVI — начала XVII в. В: Буганов В. И. (отв. ред.). ЛХ: 1984 г. Москва: Наука, 187—218.

Пенская Т. М., Пенской В. В. 2017. Иван Грозный в мае 1571 г. Вестник Воронежского государственного университета 1, 5—11.

Платонов С. Ф. 2001. Смутное время. Санкт-Петербург: Лань.

ПСРЛ. Т. XIV. Ч. 1. 1965. Москва: Наука.

ПСРЛ. Т. XXXIV. 1978. Москва: Наука.

ПСРЛ. Т. XXXVII. 1982. Ленинград: Наука, Ленинградское отделение.

Разрядная книга 1475—1598 гг. 1966. Москва: Наука.

Севастьянова А. А. 1974a. Записки Джерома Горсея о России в конце XVI — начале XVII веков (Разновременные слои источника и их хронология). В: Кобрин В. Б. (отв. ред.). Вопросы историографии и источниковедения отечественной истории. Москва: Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина, 63—124.

Севастьянова А. А. 1974b. Сочинения Джерома Горсея как источник по истории России XVI — начала XVII веков. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Москва.

[Севастьянова А. А.] 1990. Предисловие. Джером Горсей и его сочинения о России. B: ДжеромГорсей. Записки о России: XVI — начало XVII в. Москва: Московский государственный университет, 5—46.

Скрынников Р. Г. 1969. Опричный террор. Ленинград: Ленинградский государственный университет.

Скрынников Р. Г. 1981. Россия накануне «смутного времени». Москва: Мысль.

Соловьев С. М. 1989. Сочинения: История России с древнейших времен. Кн. III. Т. 5—6. Москва: Мысль.

Солодкин Я. Г. 1998a. К реконструкции митрополичьего летописания второй половины XVI в. В: Ромодановская Е. К. (отв. ред.). История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI—XX вв. Новосибирск: Наука, 38—55.

Солодкин Я. Г. 1998b. Царствование Ивана Грозного в русском летописании конца XVI — начала XVII вв. В: Карпачев М. Д. (отв. ред.). Российская монархия: вопросы истории и теории: Межвузовский сборник статей, посв. 450-летию учреждения царства в России (1547—1997 гг.). Воронеж: Истоки, 50—71.

Солодкин Я. Г. 2002. Пискаревский летописец и боярское летописание второй половины XVI — начала XVII вв. В: Володихин Д. М. (отв. ред.). Русское средневековье: Источники: 2000—2001 годы. Москва: Мануфактура, 76—88.

Солодкин Я. Г. 2008. Очерки по истории общерусского летописания конца XVI — первой трети XVII веков. Нижневартовск: Нижневартовский государственный гуманитарный университет.

Солодкин Я. Г. 2011. Русские летописцы первой трети XVII века о крымском нашествии 1591 г. на Москву. В: Мустафин А. Г. (отв. ред.). Россия и исламский мир: история и перспектива межцивилизационного взаимодействия: Международная научно-практическая конференция, посвященная 120-летию Карима Хакимова: 24- 26марта 2011 года: Сборник статей и материалов. Уфа: Вагант, 169 — 172.

Тихомиров М. Н. 1979. Русское летописание. Москва: Наука.

Шмидт С. О. 1974. Поздний летописчик со сведениями по истории России XVI в. В: Рыбаков Б. А. (отв. ред.) ЛХ: 1973 г. Москва: Наука, 347—354.

[Яковлева О. А.]. 1955. Пискаревский летописец. Материалы по истории СССР. Вып. II. Москва: АН СССР, 5—210.

References

Burdej, G. D. 1963. In Uchenye zapiski Instituta slavjanovedenija Akademii nauk SSSR (Scientific notes of the Institute of Slavic Studies of the USSR Academy of Sciences) 26, 48—79 (in Russian).

Vremennik (Annals). 1951. In: Derzhavina, O. A., Adrianova-Peretc, V. P. (ed., transl., com.). Moscow; Leningrad: "AN SSSR" Publ. (in Russian).

Gorsej, Dzherom. 1990. Zapiski o Rossii: XVI — nachalo XVII v. (Memoirs on Russia. The 16th — early 17th centuries). Moscow: "Moskovskij gosudarstvennyj universitet" (in Russian).

Zagorovskij, V. P. 1991. Istorija vhozhdenija Central'nogo Chernozemja v sostav Rossijskogo gosudarstva v XVI veke (History of the acquisition of the Central Chernozem region by the Russian state in the 16th century). Voronezh: "Voronezhskij gosudarstvennyj universitet" (in Russian).

Zenchenko, M. Ju. 2008. Juzhnoe rossijskoe pogranich'e v konce XVI — nachale XVII v. (opyt gosudarstvennogo stroitel'stva) (The southern Russian borderland in the late 16th — early 17th centuries (experience of state building)). Moscow: "Drevlehranilishhe" Publ. (in Russian).

Zimin, A. A. 1986. V kanun groznyh potrjasenij: Predposylki pervoj Krest'janskoj vojny v Rossii (On the eve of terrible shocks: Preconditions for the First Peasant War in Russia). Moscow: "Mysl'" Publ. (in Russian).

Zimin, A. A. 2001. Oprichnina (The Oprichnina). Moscow: "Territorija" Publ. (in Russian).

Zubkov, K. I. 1998. In: Kul'turnoe nasledie rossijskoj provincii: istorija i sovremennost': K 400-letiju g. Verhoturja: Tezisy dokladov i soobshhenij Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 26-28 maja 1998 g.: Ekaterinburg—Verhotur'e. (Verkhoturye — Ural — Russia: the space of geopolitical meanings. Cultural heritage of the Russian province: history and modernity: To the 400th anniversary of Verkhoturye: Abstracts and reports of

Bbm. 9. 2017

the All-Russian Scientific and Practical Conference. 26-28 May 1998). Ekaterinburg: "IIiA UrO RAN", 42—48 (in Russian).

Kazakova, N. A. 1981. In: Vspomogatel'nye istoricheskie discipliny (Auxiliary Historical Disciplines) XII. Leningrad: "Nauka" Publ., 66—90 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Karamzin, N. M. 1989a. Istorija Gosudarstva Rossijskogo (History of the Russian State). Bk. II. Vol. V. Moscow: "Kniga" Publ. (in Russian).

Karamzin, N. M. 1989b. Istorija Gosudarstva Rossijskogo (History of the Russian State). Bk. III. Vol. IX. Moscow: "Kniga" Publ. (in Russian).

Kloss, B. M. 1980. Nikonovskij svod i russkie letopisi XVI — XVII vekov (The Nikonovsky Code and the Russian annals of the 16th — 17th centuries). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

Kozlov, V. P. 1981. Kolumby rossijskih drevnostej (Pioneers of the Russian antiquities). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

Kozljakov, V. 2011. Boris Godunov: Tragedija o dobrom care (Boris Godunov: Tragedy of the Good Tsar). Moscow: "Molodaja gvardija" Publ. (in Russian).

Koreckij, V. I. 1986. Istorija russkogo letopisanija vtoroj poloviny XVI — nachala XVII v. (The history of Russian chronicle-writing of the second half of the 16t — early 17th centuries). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

Koreckij, V. I. 1981. In: Rybakov, B. A. (ed). Letopisi i hroniki: 1980 g. (Annals and Chronicles.1980). Moscow: "Nauka" Publ., 223—243 (in Russian).

Koreckij, V. I., Morozov, B. N. 1984. In: Buganov, V. I. (ed). Letopisi i hroniki: 1984 g. (Annals and Chronicles. 1984). Moscow: "Nauka", 187—218 (in Russian).

Penskaja, T. M., Penskoj, V. V. 2017. In Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta (Proceedings of Voronezh State University: Series: History: Political Science: Sociology) 1, 5 — 11. (in Russian).

Platonov, S. F. 2001. Smutnoe vremja (The Time of Troubles). Saint Petersburg: "Lan'" Publ. (in Russian).

Polnoe sobranie russkih letopisej (Complete collection of Russian annals). 1965. Vol. 14. Pt. 1. Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

Polnoe sobranie russkih letopisej (Complete collection of Russian annals). 1978. Vol. 34. Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

Polnoe sobranie russkih letopisej (Complete collection of Russian annals). 1982. Vol. 37. Leningrad: "Nauka" Publ. (in Russian).

Razrjadnaja kniga 1475—1598 gg. (The ranks book of1475—1598). 1966. Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

Sevast'janova, A. A. 1974a. In: Kobrin V. B. (ed). Voprosy istoriografii i istochnikovedenija otechestvennoj istorii (Issues in historiography and source study of Russian history). Moscow: "Moskovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut im. V. I. Lenina", 63—124 (in Russian).

Sevast'janova, A. A. 1974b. Jerome Horsey writings as a source on the history of Russia 16th — early 17th centuries. PhD thesis abstracts. Moscow (in Russian).

[Sevast'janova, A. A.]. 1990. Predislovie. Dzherom Gorsej i ego sochinenija o Rossii. In: Dzherom Gorsej. Zapiski o Rossii: XVI — nachalo XVII v. (Jerome Horsey. Memoirs on Russia: 16th — early 17th centuries) Moscow: "Moskovskij gosudarstvennyj universitet", 5 — 46 (in Russian).

Skrynnikov, R. G. 1969. Oprichnyj terror (The Oprichnina terror). Leningrad: "Leningradskij gosudarstvennyj universitet" (in Russian).

Skrynnikov, R. G. 1981. Rossija nakanune "smutnogo vremeni" (Russia on the eve of the Time of Troubles). Moscow: "Mysl'" Publ. (in Russian).

Solov'ev, S. M. 1989. Sochsinenija: Istorija Rossii s drevnejshih vremen (Works: History of Russia since ancient times). Bk. III. Vol. 5—6. Moscow: "Mysl'" Publ. (in Russian).

Solodkin, Ya. G. 1998a. In: Romodanovskaja, E. K. (ed.). Istorija russkoj duhovnoj kul'tury v rukopisnom nasledii XVI — XX vv. (The history of Russian spiritual culture in the manuscript heritage of the 16t — 20th centuries). Novosibirsk: "Nauka" Publ., 38—55. (in Russian).

Solodkin, Ya. G. 1998b. In: Karpachev, M. D. (ed.). Rossijskaja monarhija: voprosy istorii i teorii: Mezhvuzovskij sbornik statej, posv. 450-letiju uchrezhdenija carstva v Rossii (1547—1997 gg.) (Russian monarchy: issues of history and theory: Intercollegiate collection of articles dedicated to the 450th anniversary of the establishment of monarchy in Russia (1547—1997)). Voronezh: "Istoki" Publ., 50—71 (in Russian).

Solodkin, Ya. G. 2002. In: Volodihin, D. M. (ed.). Russkoe srednevekov'e: Istochniki: 2000—2001 gody (Russian Middle Ages: Sources: 2000—2001). Moscow: "Manufaktura" Publ., 76—88 (in Russian).

Solodkin, Ya. G. 2008. Ocherki po istorii obshherusskogo letopisanija konca XVI — pervoj treti XVII vekov (Essays on the history of the all-Russian chronicle-writing of the late 16th — the first third of the 17th centuries). Nizhnevartovsk: "Nizhnevartovskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet" (in Russian).

Solodkin, Ya. G. 2011. In: Mustafin, A. G. (ed.). Rossija i islamskij mir: istorija i perspektiva mezhcivilizacionnogo vzaimodejstvija: Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija, posvjashhennaja 120-letiju Karima Hakimova: 24-26 marta 2011 goda: Sbornik statej i materialov (Russia and the Islamic world: history and perspective of intercivilizational interaction: International scientific and practical conference dedicated to the 120 anniversary of Karim Khakimov: March 24-26, 2011: Collection of articles and materials). Ufa: "Vagant" Publ., 169—172. (in Russian).

Tihomirov, M. N. 1979. Russkoe letopisanie (Russian chronicle-writing). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

Shmidt, S. O. 1974. In: Rybakov, B. A. (ed.). Letopisi i hroniki: 1973 g. (Annals and Chronicles. 1973) Moscow: "Nauka" Publ., 347 — 354 (in Russian).

[Yakovleva, O. A.]. 1955. Piskarevskij letopisec. Materialy po istorii SSSR (Piskarevsky chronicle. Materials on the history of the USSR) Iss. II. Moscow: "AN SSSR", 5—210 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.