Научная статья на тему '«ПИШУ СЕЙЧАС НЕМНОГОЕ, НО САМОЕ ВАЖНОЕ». ПИСЬМА А. В. КАРТАШЁВА Е. И. НОВИЦКОМУ. 1956-1958 ГГ'

«ПИШУ СЕЙЧАС НЕМНОГОЕ, НО САМОЕ ВАЖНОЕ». ПИСЬМА А. В. КАРТАШЁВА Е. И. НОВИЦКОМУ. 1956-1958 ГГ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. В. КАРТАШЁВ / Е. И. НОВИЦКИЙ / МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР (ТИХОНИЦКИЙ) / СВЯТО-СЕРГИЕВСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ В ПАРИЖЕ / ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКИХ ПРИХОДОВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Антощенко А. В.

Публикуются письма известного историка Русской православной церкви к его другу, переехавшему из Франции в США. Письма хранятся в Бахметевском архиве Колумбийского университета. В предисловии характеризуются условия возникновения корреспонденции и её значение. Основные темы писем - публикация и восприятие эмигрантами книги А. В. Карташёва «Воссоздание святой Руси», его планы издания «Очерков по истории Русской церкви» и «Вселенских соборов», ставших итоговыми работами историка. Наряду с этими естественными для исследователя проблемами в письмах характеризуются интриги вокруг митрополита Владимира (Тихоницкого), свидетельствующие, по мнению А. В. Карташёва, о несовершенстве принципа назначения епископов только из среды монахов. Текст писем приведён в соответствие с современными нормами орфографии с сохранением некоторых особенностей авторской пунктуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“I AM WRITING A LITTLE NOW, BUT THE MOST IMPORTANT”. ANTON V. KARTASHEV’S LETTERS TO EVGENII I. NOVITSKII, 1956-1958

Letters of a famous historian, theologian, statesman and public figure to his friend, who had moved from France to the United States, are published. The letters are kept in the Bakhmeteff archive of Russian and East European Culture at Columbia University. The preface describes the correspondence and its value for the researchers of Russian diasporas in France and in USA after the WWII. The main topic of the letters was the perception by readers of Anton V. Kartashev’s book «Reconstruction of Holy Russia», in which he dissociated himself from young Russian theologians abroad who had lost their national feelings and from “karlovtsy”, who strove for a simple restoration of the pre-revolutionary order in Russia. Another topics were plans to publish “Essays on the history of the Russian Church” and “Ecumenical Councils”, which became his final works. Along with these natural problems for the historian, the letters characterize the intrigues around Metropolitan Vladimir (Tikhonitsky), which testify, according to Anton V. Kartashev, the weakness of the principle of appointing bishops only from the monks. He believed that this principle should be abolished by the Council of the Russian Orthodox Church. The text of the letters has been brought into line with modern spelling norms, while preserving some of the peculiarities of the author's punctuation.

Текст научной работы на тему ««ПИШУ СЕЙЧАС НЕМНОГОЕ, НО САМОЕ ВАЖНОЕ». ПИСЬМА А. В. КАРТАШЁВА Е. И. НОВИЦКОМУ. 1956-1958 ГГ»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 4 (32). С. 252-263. УДК 929

Б01 10.24147/2312-1300.2021.8(4).252-263

А. В. Антощенко

«ПИШУ СЕЙЧАС НЕМНОГОЕ, НО САМОЕ ВАЖНОЕ». ПИСЬМА А. В. КАРТАШЁВА

Е. И. НОВИЦКОМУ. 1956-1958 гг.

Публикуются письма известного историка Русской православной церкви к его другу, переехавшему из Франции в США. Письма хранятся в Бахметевском архиве Колумбийского университета. В предисловии характеризуются условия возникновения корреспонденции и её значение. Основные темы писем - публикация и восприятие эмигрантами книги А. В. Карташёва «Воссоздание святой Руси», его планы издания «Очерков по истории Русской церкви» и «Вселенских соборов», ставших итоговыми работами историка. Наряду с этими естественными для исследователя проблемами в письмах характеризуются интриги вокруг митрополита Владимира (Тихоницкого), свидетельствующие, по мнению А. В. Карташёва, о несовершенстве принципа назначения епископов только из среды монахов. Текст писем приведён в соответствие с современными нормами орфографии с сохранением некоторых особенностей авторской пунктуации.

Ключевые слова: А. В. Карташёв; Е. И. Новицкий; митрополит Владимир (Тихоницкий); Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже; Западноевропейский экзархат русских приходов Константинопольской патриархии.

Антон Владимирович Карташёв (18751960) и Евгений Исакиевич Новицкий (18851979) были знакомы ещё с 1930-х гг., когда они встречались в Париже. Через него Антон Владимирович заочно познакомился с его младшим братом, Георгием Исакиевичем Новицким (1889-1966), жившим с 1920-х гг. в США и активно помогавшим Свято-Сергиевскому православному богословскому институту со второй половины 1930-х гг. При его посредничестве было организовано лекционное турне А. В. Карташёва по США в 1938 г. После Второй мировой войны Е. И. Новицкий решил перебраться к брату, что и сделал в 1948 г. С этого времени между ним и А. В. Карташёвым завязалась переписка. Всего в коллекции бумаг Г. И. Новицкого, отложившейся в Бахметевском архиве российской и восточноевропейской культуры Колумбийского университета, сохранилось 33 письма А. В. Карташёва Е. И. Новицкому. Девять писем за 1948-1951 гг. опубликованы мною в «Журнале региональной истории / Historia Provinciae»2. Столько же за 1955 г., когда историк интенсивно обсуждал с братьями Новицкими условия публикации своей

книги «Воссоздание святой Руси», направлены в журнал <^ие8йо Яо88юа». Наконец, оставшиеся 15 писем представлены читателям этого номера «Вестника Омского университета», на страницах которого уже опубликованы письма А. В. Карташёва Г. И. Новицкому.

Нетрудно заметить, что письма Е. И. Новицкому дополняли интенсивную корреспонденцию между А. В. Карташёвым и его братом, что обусловливает перекличку их тем. В 1956 г. это - тема восприятия его книги «Воссоздание святой Руси», в специальном разделе которой историк размежевался с некоторыми своими учениками, утратившими, по его мнению, национальное чувство, и «карловчанами», стремившимися к простой реставрации дореволюционных порядков в освобождённой от большевиков России. В последующие годы к ней примыкает тема подготовки изданий итоговых книг «Очерки по истории Русской церкви» и «Вселенские соборы». Если в письмах Г. И. Новицкому эти темы занимают значительное место, то в письмах к его старшему брату, лучше осведомлённому о делах в За-

падноевропейском экзархате, А. В. Карташёв намного больше писал о местных епархиальных интригах. В его посланиях отчётливо проглядывает неприязнь профессора богословия и церковной истории к «чёрнокло-бучникам», не отличавшимся высоким уровнем богословской подготовки. Опасность интриганства он видел в угрозе, которое оно несло Свято-Сергиевскому институту.

Публикуемые письма хранятся в Бахме-тевском архиве Колумбийского университета в коллекции бумаг Г. И. Новицкого (Rare Book & Manuscript Library of Columbia University. Bakhmeteff Archive of Russian and East European Culture. Georgii Isakievich No-

vitskii Papers, 1937-1967. Series I: Correspondence. Box 1. Folders: Kartashev, Anton Vladi-mirovich Cap Martin & n.p., France, 1956 to Evgenii Isakievich Novitskii 4 a.l.s.; Kartashev, Anton Vladimirovich n.p., 1957-1958 to Evgenii Isakievich Novitskii 7 a.l.s. 1 t.l.s.; Kartashev, Anton Vladimirovich Paris & n.p., n.d. to Georgii Isakievich Novitskii 7 a.l.s.). Текст писем приведён в соответствие с современными правилами орфографии с сохранением особенностей авторской пунктуации. Сокращённые слова расшифровываются в квадратных скобках. Публикатор выражает благодарность Тане Чеботарёвой за помощь во время работы с материалами коллекции.

1

2. I. [1956]

Р. Б. Письмо к Вам было уже написано и заклеено. Сегодня почта закрыта (выборы!3) и послать его авионным не удалось. Но сегодня же получилось и Ваше рождественское от 29.Х11. Вот и я откликаюсь на него, приписываю эту прибавку.

Вы пишите о глупом гонении на о[тца] Геннадия4. Ничего кроме глупости и ждать нельзя от той мелкоты, которая составляет «корпус» нашего архиерейства вот уже 90 лет, начиная с 1860х годов. По освобождении от оков «сословного строя» с тех пор масса талантов убежала на сторону, а в монашество попёрла карьерная мелюзга. В России это «прикрывалось» высококвалифицированным отбором, «достойным» меньшинством (от него остался здесь только один - м[итрополит] Анастасий5. Здесь же убожество на убожестве...

Трагична русская судьба, львы под командой ослов. Спасибо за адрес М. П. Долгорукова6. Напишу ему. А. К[арташёв].

2

13. V. [1956] Фомино Воскресение

В[оистину] В[оскресе]!

Дорогой Евгений Исакиевич!

Ваше письмо попало в «точку». Эту тему о безличии нашего м[итрополита] и о порабоще-

нии его е[пископом] М[е]ф[одием] здесь болезненно переживаем. У Сильв[естра]7 здесь большое педагог[ическ]ое дело, популярность у молодёжи и военных. Диктатор сердца «его ссылает»...

Самым ненавистным лицом для мит[рополи]та-предателя как и для М[ефодия]8 (на этом они сошлись) является угодный патриархии Кассиан9, старший викарий. Всё делается, чтобы удалить Касс[иана] от дел епархии. Ми[трополит]у и Ме[фод]ию Академия ненавистна. Она невесомо освещает их светом и обнажает их убожество. Их идеал: ни одному из наших питомцев не дать места в епархии, ставить малограмотных старичков из стариковских домов и на деле доказать, что Академия не нужна, что это чужое, нерусское и нецерковное дело. «Аввакумов-щина!» Да! У мракобесия своя логика безумия.

М[ожет] б[ыть], мы - бессильны, м[ожет] б[ыть], зло сильнее нас. Мы зеваем, а оно работает и днём и ночью. Но, поверьте, молчанию нашему пришёл придел. Кое-что делается. Возможно, что это практически бесплодно. Обостряется только вражда до придела и разразится грозой на епарх[иальном] съезде 1 октября.

Беда, что мы не сильны. Безумная вражда некоторых коллег не даст еп[ископу] Кас[сиану]

10

полной опоры. О[тец] Вас[илий] З[еньковск]ий предпочитает всегда синтез и нейтральность... Вот эта апельсиновая корка и окрыляет надежды Меф[од]ия на захват власти. Для чего?

Это не простая мания господства, а хитрая подготовка к сдаче всего «стада» Москве. В этом сугубая злокачественность всей «дальнозоркой» интриги.

Шкурный империализм толкает брит[анскую] корону лобызаться с цареубийцами. Такая же демоническая амальгама слагается и у нас здесь: мечта примирения с Алексеем Московским11.

Сумасшествие? Да! В конце концов, «они» победить не могут, но всех и вся возмущают и разделяют. Если бы моё личн[ое] вмешательство помогло, я бы вмешался. Но пока идёт борьба епископских фигур, оно преждевременно. Я уже начал обстрел со своей батареи. Готов стрелять и на еп[архиальном] съезде, лишь бы не впустую. Мой черёд пока не наступил.

Сражение разгорается на широком фронте. Пожалуйста, познакомьте Георг[ия] Ис[аеви]ча с моим письмом, чтобы мне не повторяться. Всего доброго. Желаю здоровья. Сердечно Ваш, А. Карташёв. От П[авлы] П[олуэктов]ны привет.

3

27. V. [1956] Воскр[есение]

Дорогой Евгений Исакиевич,

Спасибо за письмо и за извещение ещё о наборе 80 дол[ларов]. Немедленно известил еп[ископа] Сильвестра, чтобы дать хоть каплю какого-то утешения на фоне его угнетённого самочувствия. Оч[ень] почтенные представители Галиц[кой] церкви были у еп[ископа]. Он объяснил им своё бессилие засилием М[е]ф[одия], который содержит в «клетке» жар-птицу и что надо им «пробиваться» туда, во всяк[ом] случае, покрывать лист подписями.

Ваше и Г[еоргия] Ис[акиеви]ча12 обращение к о[тцу] В[асилию] Зен[ьковскому] не «по адресу». Он, конечно, не друг М[е]ф[од]ия, но, увы, и не соратник еп[ископу] Кас[сиану]. Чем объяснить неясность и просто двусмысленность его позиции в этом вопросе, я отказываюсь понять. Он - враг для еп[ископа] Сильв[естра]. В чём дело - для меня и для еп[ископа] Кас[сиана] -тайна. При такой недружной коалиции против М[ефодия] трудно выиграть сражение по крайней мере сейчас. Мысли переносятся к октяб[рьскому] епар[хиальному] съезду. Там придётся вступить в открытый бой.

Чтобы сорвать идолопоклонство толпы пред Мефодиевской «святостью», надо обнажить просоветскую (вслед за м[итрополитом] Евл[огием]13) ориентацию его, вот тут-то и нужно было бы заручиться смелостью о[тца] М. Фирс[овско]го14, если понадобится засвидетельствовать] этот факт. Пугать его запросом об этой возможности сейчас я не взялся бы. А вот думаю, Вы, по дружбе, могли бы его «пощупать». Это могло бы быть оч[ень] ценно в предстоящей борьбе.

И то, что М[ефодий] поминал в церкви открыто п[атриар]ха мос[ковско]го и ссылался на Сергия пражского15, это тоже нужно, чтобы кто-ниб[удь] мог открыто припомнить. М[ожет] б[ыть] Вы подскажите кто?

М[ефодий] усиленно занимается демагогией. Выдумал себе ежегодные поездки в Палестину. (А с кем он там встречается? С советским священством? Якобы на нейтр[альной] почве св[ятых] мест?) И откуда такие широкие средства?

М[ефодий], в корне отрицая хр[истианское] студ[енческое] движение, на прошлой неделе, как снег на голову, явился на съезд под Парижем. Это уже чистой воды «сар1аИо Ьепеуо1епйае»16.

Вот наша напряжённая атмосфера. «Кто устоит в неравном споре?»17. Судьба еп[ископа] Силуана18 связана нашим академ[ическим] фронтом, если он предательски и бессмысленно не распадётся.

У нас всё - больное, пожалуй, больше и опаснее чем у вас. Сердечно Ваш, А. Карташёв.

4

4 июня 1956. 12 % ч. дня

Дорогой Евгений Исакиевич,

Берусь за перо, но знаю, что сейчас не кончу. Надо ехать на похороны Ив[ана] Ив[ановича] Пирогова19, а позавчера хоронили Мельгунова20. Уходит наше поколение.

8 % ч. веч[ера]. Спешу уведомить, что по делу оставления еп[ископа] Сильвестра в Париже сейчас нет нужды возобновлять его. Депутация галиц[кой] ц[ерк]ви во главе с ген[ералом] Шиповым21 одолела безголового старика один - на один, «без дядьки». Встретил сурово. Но выслушав, впервые как бы узнал в чём дело и - согласился и даже сам сболтнул такой аргумент: «ну, значит, как и еп[ископ] Мефодий заведует всем Западом Франции, а живет: в Париже». Итак, на мгновение - победа. Но интриган, колдующий «молчащей иконою» м[итрополита] Вл[адими]ра22, конечно, постарается отомстить еп[ископу] Сильвестру. Надо ещё добиться, чтобы самая бумага (указ) о ссылке еп[ископа] Сил[ьвест]ра на юг была похоронена. А этого «они» не сделают, и меч над головой еп[ископа] С[ильвест]ра будет висеть. Во всяком случае сейчас надо об этом деле замолчать и тихо пользоваться победой.

Тем более именно по этому вопросу обращаться за содействием к о[тцу] Вас[илию] З[еньковско]му сейчас или осенью (безразлично) есть грубая ошибка. О[тец] Вас[илий] З[еньковский] по основаниям мне непонятным и совершенно загадочным сейчас настроен против еп[ископа] Сил[ьвестра], и гонит вместе с Меф[одием] из Парижа. Вот какие дьявольские потёмки! Не будьте наивны, не роняйте своего авторитета неудачными «откровенностями» своего сердца «врагу».

Мы здесь не разводим никакого «шума», в том числе и эпистолярного. Держим язык за зубами до осеннего съезда, чтобы мефодиевские корпуса были слепы в их наступлении.

А Ваше личное предложение «открыть глаза» нашему старцу на случай надо иметь в виду. Иметь в запасе. Но не сейчас, а в разгар боя, ex abrupto23, чтобы сбить «с панталыку». А «просветить» исподволь - невозможно. Это люди - ископаемые, прошлого столетия. От тьмы старорежимности они - увы! - незаметно переползают в нынешнее дурацкое соглашательство. Ведь у нашего м[итрополита] В[ладимира] родной брат24 теперь епископ в вятском крае. И наш боится всяких слишком «революционных] разговоров», особенно настаивает на мирном священническом сослужении с советской юрисдикцией. Обывательская размазня, а не вожди.

Засвидетельствуйте наше с П[авлой] П[олуэктовной]25 сочувствие тревогам Г[еоргия] Ис[акиеви]ча по поводу операции Марии Георгиевны26. Даст Бог всё пройдёт к лучшему.

Вот пока всё срочное.

Сердечно Ваши А.+П. Карташёвы.

5

4.VII.1956. Cap Martin.

Дорогой Евгений Исакиевич,

Наконец-то, как всегда, с большим усилием вырвался из своего делового пекла и вкушаю блаженство уединения. От Парижа и до Ментоны ехали под непрерывным] дождём и в первый раз видели серую (зимнюю) Ривьеру. В момент выгрузки из хвоста поезда в Ментоне были застигнуты тропическим потопным дождём, промочены до костей. А на другой день - солнце, райская погода. Всё не могу ещё насытиться сном, тишиной и безлюдьем. Желаю и Вам поскорее вкусить вакационный покой, ещё возможно.

Ваш А. Карташёв.

6

9 авг[уста] 1956. Cap Martin.

Дорогой Евгений Исакиевич, Когда Ваши вакации и где Вы их проводите? Я получил от Г[еоргия] Ис[акиеви]ча с его вакационного отдыха большое письмо и поспешил уже ответить ему двумя (чтобы не замедлять) письмами по летнему адресу27. К 10 авг[уста] он рассчитывает вернуться в N[ew]-Y[ork]. Он на

досуге прочитал мою книжку28, а ещё раньше наслышался о ней от наших учеников -

29 30

Верх[овско]го и Шм[ема]на . Шмеман уже пишет в свою защиту. У Г[еоргия] Ис[акиеви]ча, конечно, целая серия недоразумений и вопросов и непонимание дефективности богословского мировоззрения «монпарнасцев»31. Я откровенно всё формулировал ему в расчёте, что он ознакомит В[ерховского] и Ш[мемана], ибо у тех есть план полемизировать со мной в открытых дискуссионных собраниях в Н[ью]-Й[орке] в этот зимний сезон. А о[тец] Шм[еман] «уже пишет». Я оч[ень] рад этому вскрытию утаиваемой богосл[овск]ой «бледной немочи» в эмиграции. В споре со мной они должны отказаться от своего незрелого, заносчивого якобы «всезнания» и не надеяться на лёгкое овладение не только настроением подавленных пока российских масс (но внутри «себе на уме».), но даже и лёгкой (якобы!) победой над демагогичностью «карловчан». Последние слабы своим импотентным реставраторством. Но они сильны держанием за знамя православной монархии. Убого и безнадёжно реставраторство. Но церковно-жив принцип христианского г[осударст]ва и хр[истианск]ой монархии. Серьёзно-жизненен для «воссоздания России». Если нет ещё пока тех прицепок на поверхности политики, за которой уже можно было бы ухватиться, то во всяк[ом] случае надо иметь вопрос о монархии (пусть самой модерной, диктаторской) в виду. Нельзя не только верить, что Россию без нас будет строить по американскому поручению Вишняк32, но и допускать этой монополии, отдавать жизненный принцип в руки «строителей», изгоняющих «душу» из построяемого здания, а вернее не здания, а живого 1000-летнего организма, пока лишь болящего, а не обречённого на смерть.

Вероятно, Г[еоргий] Ис[акиевич] со временем познакомит Вас с моим большим письмом33. А если это не удастся, то, вернувшись в Париж, в октябре я пришлю Вам копию.

Мы живём под солнцем юга спокойно. Купаемся и работаем плодотворно.

Желаем Вам всего доброго. А.+П. Карташёвы.

7

20.VIII.1956. Cap Martin (А.М.).

Дорогой Евгений Исакиевич,

Спасибо за добрую память, за именинное поздравление. Сегодня Вы уже в Н[ью]-Йорке, на службе. Дай Бог, чтобы с бодростью после отдыха. Лечение диетой и постом в принципе верно.

■ ■ - ■ 34

Но, так как расстройство пищеварения почти у каждого sui generis , то и врачи не попадают в точку. Надо самому на опыте проверить, что есть и чего не есть, и тогда и сам врач преклонится пред фактом. Опасно механической диетой обессилить себя.

П. Ковалевский35 лично не злостный ч[елове]к. Но не имеющий в себе никакого своего содержания. Вечно ищущий, какую бы модную новинку или репутацию «раззвонить», раз она «кем-то» принята. Его личн[ые] мнения не имеют цены, но они показательны для чьих-то очередных интриг. Я видел Савву36 перед отъездом в Париж. Он произвёл на меня тяжёлое впечатление нервно надорванного человека, кривляющегося под будто бы «здоровяка». Он болен до психоза. Видимо маниакально помешан на архиерействе. И в случае окончательной неудачи, сойдёт с ума или кончит самоубийством.

37

Моя книжка не для примитивов. Я знаю о[тца] В. Мус[ина]-Пуш[кина] и его матушку. Наблюдал их ещё при еп[ископе] Арсении38 в Sauth Canaan. Это редкостно благочестивые люди. Но богословие - это не их ума дело. Это - святые дети. Они по-своему счастливы, что у них умный, авторитетный возглавитель, м[итрополит] Анастасий, а на подмогу ему талантливый и виртуозный о[тец] Конст[антин] (Зайцев)39. Этого им «за глаза». Это люди, обречённые идти на буксире авторитетов. Психологически для них это сама «Вселенская Церковь». Нельзя требовать большего. Надо их оставить в покое. Они пойдут за м[итрополитом] Анастасием. А у Анастасия хватит богословской зоркости в решающую минуту сделать большой стратегический манёвр, на который, по богословской примитивности, неспособно его окружение.

Но, вероятно, это вливание в океан России произойдёт за пределами наших старых биографий, когда мотивировка эмигр[антск]их церк[овных] разделений потеряет на почве освобождённой России всякий интерес.

Сижу-пишу и даже купаюсь. Сейчас Мстислав40 с нами. От всех троих шлём Вам привет и пожелания здоровья и сил. Сердечно Ваш А. Карташёв.

8

1 марта 1957.

Дорогой Евгений Исакиевич,

Откликаюсь на Ваше письмо от 14 февр[аля]. Я только что отправил краткое письмо Георгию Ис[акиевичу]чу по случаю новости последних двух дней. Тут у нас экстренно мелькнул

41

«пролётом» (вместо прежнего «проездом») П.Ф. Андерсон и, после долгого делового заседания, успел, слетав в Лондон, только сказать мне буквально два слова, не без гордости: «я достал деньги для печатания Ваших лекций, можете теперь сдавать их в печать». Для дальнейших разъяснений не было ни минуты. Значит надо понимать сказанное в связи с уговором, бывшим раньше. А уговор был такой. У меня написано до XIX века. А Х1Х-й в[ек], нач[ало] ХХ-го, до революции 1917 г., пока могу дать только в кратком очерке. А затем, если Бог даст веку, то для 2го издания 11-го тома расширю это изложение в объёме в три раза более пространном. Так я понимаю мною предложенные тогда условия печатания, значит, они приняты. А, мож[ет] б[ыть], возьмут печатать Iй том и раньше? С мёртвой точки дело сдвинулось. Моя догадка, что на Андерсона произвело впечатление во время его последнего полёта в Москву то, что там ждут появления моих лекций. Он мне это сам тогда проболтался. А он, как и Лаури42, в упоении от встреч с патриархом и К°.

Так как мне негде печататься, то мы сговорились с еп[ископом] Сильвестром, что мы рискнём вновь залезть в долг и напечатать 2й выпуск «ВоссозданиеСв[ятой] Руси», где я спокойно, безцензурно, т. е. свободно и обстоятельно отвечу разным рецензентам. Не ради беглой полемики, а для развития моего понимания всего вопроса в его корнях, что с трудом дастся банальным богословам и публицистам, не допускающим даже мысли, что они чего-то важного не понимают. Газетный лист пропадёт, а книжка будет тихо, бесшумно жить, доживёт до России, а там она оживёт стократно, ибо родит новую, церковно-общественную боевую партию. Вейнба-ум43 даже здесь не закрыл мне рта. Тем более в освобождённой России.

Мешают мне продолжать письмо. Кончаю, чтобы успеть сдать сегодня же на почту, пока она не закрылась до понедельника.

Всего доброго от нас троих. Ваш А. Карташёв.

9

17.IV.1957.

Х[ристос] В[оскресе]!

Дорогой Евгений Исакиевич,

Дай Бог всяких облегчений на душе к светлому дню! Посылал Вам и Г[еоргию] Ис[акиеви]чу краткие приветствия «Х[ристос] В[оскресе]». Сейчас толком писать некогда: съедает всё время церковь и прочее - уже от «суеты сует».

Ваше письмо от 6.^. получил. Вчера «с низов от публики» мы узнали, что в Ментону назначен раб Мефодия о[тец] Роменский44. Это он в угоду своему «повелителю» превратил бывший еп[архиальный] съезд в безобразный дебош, а м[итрополи]та демонстрировал как жалкую куклу. За это Ром[енско]му дана «автокефалия». Он вырван из подчинения местному Ниццкому викарию - еп[ископу] Сильвестру. Это - чистый произвол и анархия с канонич[еской] точки зрения.

Эти канонич[еск]ие фальшивки всё разрастаются и грозят нам большим внутр[енним] взрывом, непостижимом для эмигр[анск]ой массы. Пока и вам не пишу, чтобы не вскрывать преждевременно злокачеств[енно]го нарыва, который к великому сожалению просочился и в нашу академ[ическую] среду.

«Диктатор сердца», как вдохновенный мракобес, ненавидя Академию, закрывает свящ[еннические] места и для наших выучеников. Ищет безграмотных, но верных ему рабов.

Наивно Вы надеялись, что такое «тучное» место, как Ментона, могло быть диктатором отдано такой «мелкоте» в его глазах, как о[тец] М. Фирс[овск]ий. Бокач45 обивает у дикт[ато]ра все

пороги. За рабью готовность могут что-то дать. Но на очереди у них избранники, 1-го ранга, по признаку тотальной покорности диктатору, по его мерке невежества и мракобесия. «Они» провоцируют взрывы и мож[ет] б[ыть] их создадут. Поживём-увидим. Но Пасха, конечно, отравляется. Ваши А.+П. Карташёвы.

10

19.V.1957.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дорогой Евгений Исакиевич,

Берусь за перо из-за срочной «злобы дня» в течении епархиальных дел. Глубокая интрига, отравившая всю верхушку епарх[иально]го управления, движущий центр и пружину нашла в лице бешеного честолюбца, вернее - властолюбца еп[ископа] Мефодия. М[итрополит] Владимир сидит у него как пойманная птичка в клетке. И доволен в своей слепоте. Будучи по природе аскетически равнодушен ко всему на свете, он науськан хозяином его клетки ненавидеть, как якобы очередного врага своего - еп[ископа] Кассиана. Еп[ископ] Кассиан - по старшинству хиротонии - первый викарий в епархии и, в случ[ае] смерти м[итрополи]та Вл[адимира] по букве епа[рхиального] устава законный его заместитель. Конечно, только до выборов нов[ого] м[итрополи]та на экстренно созываемом еп[архиальном] съезде. Но и этого не хочет допустить властолюбец Меф[од]ий.

Сделана попытка «тайны образующе» переделать и «подделать» самый еп[ар]х[иальный]ый устав. Она сорвалась, пока. Но. маньяк интриги, конечно, не сложил оружия. Интрига не удалась в октябре на еп[архиальном] съезде. Вероятно, теперь под шум юбилейных литавров надеется 16-го сего июня par acclamation46, а по-русски «нахрапом», объявить перед невежественной и в церк[овных] делах публикой «отеческое завещание» юбиляра -«любить и жаловать» на будущих выборах избранника его «сердца» - Меф[од]ия. Аплодисменты, крики - «просим-просим!» обеспечены.

А затем м[итрополи]т, по старческой немощи, поручит вести текущее управление делами Меф[од]ию. И ещё два-три года до следующего очередного еп[архиального] съезда царствует Меф[од]ий. «Народ», как всегда, безмолвствует47.

Патриарх, конечно, будет видеть противозаконность этой «комбинации», но запретов её, и бороться с ней не будет до формальных выборов.

И Меф[од]ий пока, утолившись этой временной властью, будет терпеть ненавидимую им Академию и Р.С.Х.Д., а когда будет избран, то разорит и прикроет их в той, или др[угой] степени.

Маньяк дойдёт до костров, если бы была возможность.

Приедут сюда на юбилей и еп[ископ] Иоанн48 и о[тец] А. Шмеман и будут отмахиваться от кошмарной действительности, ссылаться, что я - человек сумасшедший, что ничего на самом деле нет. Да где же у вас, господа, ум, глаза, наконец, просто добросовестность.

Не закрывайте глаза на беззаконие и насилие, введённое у нас в силу Мефодием!

Пишу о том же и Георгию Ис[акиеви]чу49. Сердечно Ваш А. Карташёв.

11

5 июня 1957.

Дорогой Евгений Исакиевич, Получил Ваше письмо от 24 мая. Не удивитесь, что вкладываю сюда ещё письмо на имя

50

Вячесл[ава] Никол[аеви]ча Новикова . Просто поздравляю его с 80-летием, о чём узнал через газету, а адреса его не знаю. Георгий Ис[акиеви]ч знает.

Рад, что Вам стало полегче жить с выздоровлением больной. В болезни один человек почти съедает жизнь другого.

Мы поджидаем в ближайшие дни приезда сюда и еп[ископа] Иоанна, и о[тца] А. Шмемана. Надо поразогнать тот розовый туман и дурман, которым они окутаны. Авось, они хоть капельку поверят нам, и не так слепо будут отдавать свои голоса не только грубой, но и крайне глупой интриге.

Мефодий и его сторонники в епарх[иальном] совете всё время готовили противозаконное провозглашение Мефодия «заместителем» старца-м[итрополи]та. Что это превратит юбилей в шумный скандал, интриганы не хотят этому верить: настолько зазнались. Вот голоса гостей из Америки могут помочь убедить интриганов, по крайней мере, отсрочить интригу и не омрачать юбилея. А затем, конечно, они выберут удобный им день для «переворота».

Жду не дождусь конца июня, чтобы уехать в моё райское и плодотворное житие под Мен-тоной, где я только и наращиваю все мои писания.

Погода у нас упорно прохладная, природа в листьях и цветах, а тепла нет. Да и солнца мало, всё облачно и дождливо, что-то испорчено в природе, как и в политическом мире.

Желаем всех благ. Ваши А.+П. Карташёвы.

12

1-ое сентября 1957.

Дорогой Евгений Исакиевич,

Спасибо за добрую память, за поздравление с днём Ангела.

На вопрос о[тца] Геннадия о стоимости напечатания в Париже моей книжки я получил справку от еп[ископа] Сильвестра. Вот она буквально: «в то время, когда печаталась Ваша книга, - самая дешёвая типография с нас взяла - 28.000 фр. за печатный лист (при заказе 1000 экземпляров]). Другие типографии в это время запрашивали 30-33.000 фр. за печатный лист. Теперь, конечно, всё дороже».

К этой справке надо ещё прибавить существенное условие момента. Именно Франция переживает месяцы опасного напряжения. Валюта грозит лопнуть. Делается опыт правительственной остановки цен. Что из этого выйдет, мы не в силах предсказать. Когда возвращусь в Париж, запрошу о типографских ценах в октябре и тогда дополнительно сообщу. Мне было бы очень желательно напечататься у о[тца] Геннадия. Но надо рассеять ещё одно недоразумение. Вторая часть моей книжки ещё не написана. Сейчас я отложил это предприятие из-за необходимости сдать этой осенью в печать первый том моего курса и соответственно закончить дополнения и поправки и ко второму, чтобы он был тоже готов.

Обычная болезнь моей ноги вышибла меня из моей рабочей колеи. Теперь полегчало, надеюсь нагнать упущенное.

Предполагаем здесь пробыть до 25-го сентября.

Сердечный привет и благопожелания от всех нас троих, здесь пребывающих.

А.+П. Карташёвы и Стива.

13

12.XI.1957.

Дорогой Евгений Исакиевич, Только сейчас (!!!) обратно получил моё письмо к Вам, посланное с юга ещё 1-го сентября (!). Возвращаю его в подлиннике. Моя вина! - я послал его по Вашему старому адресу. Спасибо америк[анск]ой почте, что она его возвратила. Французы - варвары, бросают в корзину.

Сию минуту Вам ничего не пишу. На днях напишу Г[еоргию] Ис[акиеви]чу51. И ему я долго не отвечал. Перенёс тяжел[ую] болезнь ноги. Но в делах отстал мало.

Сдаю в декабре Андерсону в печать оба мои тома!... Всего доброго! Ваш А. Карташёв.

14

11 .XII .[19]57.

Дорогой Евгений Исакиевич, Получил Ваше пис[ьмо] от 7/Х11 и успокоился. Теперь Вы знаете, что я сглупил с адресом на Вашем письме. Но. спасибо Вашей корректной почте.

Пишу сейчас немногое, но самое важное. Был у меня бухгалтер УМСА Крутиков52 по указанию П.Ф. Андерсона. Сговорились. Я сдаю в печать в первых чис[лах] января, до нашего Рожд[ества], первую половину. Мой идеал, чтобы из этого составился один толстый том, ок[оло] 800 стран[иц], чтобы и вторая половина тоже вместилась в такой же том в 800 стр[аниц]. Разрешаю всё разделить и на 4 тома (по 400 стр. каждый).

УМСА-вской бюджет на 1958-й г. вмещает только половину моего курса, а остальной том (или два) пойдёт по бюджету 1959 г., но я надеюсь, что напечатают и всё, в кредит.

Ваши вести о Никоне53 воскрешают наши старые чувства всех 4-х академий, да и всего белого духовенства, что православие издавна нуждается в законной (через собор) реформе: в отмене монополии на епископство одних монахов. Тогда исчезли бы карьеристы чёрного клобука.

Наш экзархат управляется скрытым самодержцем. М[итрополит] Влад[ими]р вне его давления явно веселеет, добреет и расширяется.

Хорошо, что и Ник[он] и его пьяный друг здесь (Савва) явно вышли в расход и не будут отягчать наше архиерейство.

Мы отбыли с П[авлой] П[олуэктов]ной свои гриппы. У меня давно так «тотально» не закрывалась рана на ноге. Мои силы, истощённые летним страданием, восстановились. Чувствую себя помолодевшим.

Всего доброго. Ваши А.+П. Карт[ашёвы].

15

4.111.1958.

Дорогой Евгений Исакиевич,

Давно и сознательно молчал на Ваше послед[нее] письмо. Ждал исполнения того, о чём стоило писать. А именно. В нач[але] декабря 1957 г. у меня был Крутиков, казначей УМСА, получивший от Андерсона распоряжение печатать первую половину моих «Очерков по ист[ории] Рус[ской] Ц[еркви]» и говорил, что типография свободна и сразу же начнёт набор. Но когда через 2 недели я известил его, что мои три связки готовы, жду текста контракта и сам привезу рукопись, всё таинственно замолкло на. два почти месяца. Только обратный с Востока приезд П.Ф. Андерсона заставил прислать мне текст договора. Я его подписал и известил Крутикова, что сам привезу рукопись. Но явился к нам П.Ф. Андерсон и сам пожелал взять мою рукопись. Я ему вручил и подписанный мною контракт. Конечно, он прикажет немедленно начать набор. И я верю, что скоро получу листа два-три корректуры. А затем корректуры будут замедляться на месяцы, чтобы всё печатание растянулось на. годы. Ведь это же самое было сделано с нашей последней книжкой «Богосл[овской] мысли» умышленно саботировавшийся в типографии на целых 1 ЛА года (!) и, конечно, только потому, что эта книжка посвящена моему

54

80-летию. Теперь надежда на П[авла] Фр[анциеви]ча. Буду ему печаловаться, когда начнётся саботаж. Раньше фактов буду молчать. И вам сообщаю секретно, по-дружески, а не для шума и широких сплетен.

Несмотря ни на что, по окончании этой работы, немедленно приступил к диктовке П[авле] П[олуэктов]не моей готовой «Истории Вселен[ских] Соборов». Надеюсь всё переписать к концу этого 1958 г. Это будет курс ходкий и для СССР, выгоднее для УМСА коммерчески.

После летней болезни и растраты сил теперь окреп, раны на ноге как не бывало. Слава Богу. И Вам и Г[еоргию] Ис[акиеви]чу со всей семьёй шлю от себя и от П[авлы] П[олуэктов]ны привет и благопожелание. А. и П. Карташёвы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Тексты лекций, прочитанных А. В. Карта-шёвым в США, отложились в коллекции Г. И. Новицкого в архиве Центра русской культуры в Амхерсте.

2 Антощенко А. В. «В больной Европе жить духовно интереснее, чем в здоровой и сытой

Америке»: Письма А. В. Карташева Е. И. Новицкому, 1948-1951 гг. // Historia Provinciae - Журнал региональной истории. - 2020. - Т. 4, № 4. -С. 1257-1301. - DOI: 10.23859/2587-8344-2020-44-5.

3 Парламентские выборы в третье Национальное собрание четвертой республики.

4 Геннадий (Эйкалович Евгений Александрович, 1914-2008) - игумен Североамериканской Русской метрополии, выпускник Свято-Сергиевского православного богословского института (далее - ССПБИ) (1951), в 1953 г. переехал в США, инспектор Свято-Тихоновской духовной семинарии (далее - СТДС) (1955-1958).

5 Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич, 1873-1965) - епископ Русской православной церкви за рубежом (далее - РПЦЗ), митрополит. Возглавлял Синод РПЦЗ.

6 Долгоруков Михаил Петрович (1907-1993) -сын Петра Дмитриевича Долгорукова (18661951) и Антонины Михайловны Долгоруковой (1883-1955), скончавшейся незадолго до этого -27 ноября. А. В. Карташёв сотрудничал с отцом М. П. Долгорукова в Русском национальном комитете и хотел выразить ему соболезнование в связи со смертью его матери.

7 Сильвестр (Харунс Иоанн Антонович, 19142000) - архиепископ Западноевропейского экзархата Константинопольского патриарха (далее -ЗЭКП), выпускник ССПБИ (1938), редактор епархиального журнала «Церковный вестник» (1951-1956).

8 Мефодий (Кульман Владимир Николаевич) (1902-1974) - епископ ЗЭКП, выпускник ССПБИ (1931), председатель епархиального совета ЗЭКП (1951-1953).

9 Кассиан (Безобразов Сергей Сергеевич) (1892-1965) - архиерей ЗЭКП, епископ Катан-ский, богослов. Один из основателей и профессор ССПБИ (1925-1965), его ректор с 1946 г.

10 Зеньковский Василий Васильевич (18811962) - протопресвитер ЗЭКП, богослов и педагог, с 1927 г. профессор ССПБИ.

11 Алексий I (Симанский Сергей Владимирович, 1877-1970) - патриарх Московский и всея Руси (1945).

12 Новицкий Георгий Исакиевич (1889-1966) -инженер-электрик, общественный деятель. В 1920-х гг. эмигрировал в США. Один из основателей, позднее председатель Общества друзей ССПБИ и Русского православного богословского фонда. Брат Е. И. Новицкого.

13 Евлогий (Георгиевский Василий Семёнович, 1868-1946) - епископ Православной Российской Церкви, митрополит (1922). 17 февраля 1931 г. был принят в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Инициатор воссоединения с Московским патриархатом в 1944 г.

14 Фирсовский Михаил Николаевич (18861973) - протоиерей ЗЭКП (1958), выпускник ССПБИ (1944), настоятель Воскресенской церкви в Гренобле (1946-1968).

15 Сергий (Королёв Аркадий Дмитриевич, 1881-1952) - епископ РПЦЗ, епископ Пражский (1931-1946).

16 Снискание расположения (лат.).

17 Строка из стихотворения-оды А. С. Пушкина «Клеветникам России».

18 Силуан (Стрижков, 1911-1995) - архимандрит Московской патриархии, обслуживал церковь при Русском старческом доме в Сент-Женевьев-де-Буа.

19 Пирогов Иван Иванович (1885-1956) -пианист, хормейстер, педагог, деятель культуры.

20 Мельгунов Сергей Петрович (1879-1956) -публицист, общественно-политический деятель, издатель.

21 Шипов Николай Николаевич (1873-1958) -генерал-майор, участник Гражданской войны, представитель Уральского казачьего Войска в Европе, председатель Союза инвалидов во Франции.

22 Владимир (Тихоницкий Вячеслав Михайлович, 1873-1959) - епископ, экзарх ЗЭКП (1946), митрополит (1947).

23 Внезапно (лат. ).

24 Вениамин (Тихоницкий Вениамин Михайлович, 1869-1957) - епископ РПЦ, архиепископ Кировский и Слободской.

25 Карташёва (Соболева) Павла Полуэктовна (1889-1969) - жена А. В. Карташёва.

26 Новицкая Мария Георгиевна (Хмелевская, урожд. Шавельская, 1897-1981) - общественная деятельница, жена Г. И. Новицкого.

27 Письма от 2 и 30 июля 1956 г. в Эндикот опубликованы: «Я был обязан заклеймить самый факт». Письма А. В. Карташёва Г. И. Новицкому 1956 г. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2019. - № 4. - С. 283287. - Б01: 10.24147/2312-1300.2019.4.282-290.

28 Речь шла о книге «Воссоздание святой Руси».

29 Верховской Сергей Сергеевич (1907-1986) -философ и богослов. Преподавал в ССПБИ (1944-1952), с 1952 г. - в Свято-Владимирской духовной академии (далее - СВДА). Один из руководителей РСХД.

30 Шмеман Александр Дмитриевич (19211983) - протопресвитер, богослов, церковный деятель. Выпускник ССПБИ (1945). Ученик А. В. Карташёва, разошедшийся с ним в понимании значения «симфонии» церкви и государства в Византии. Преподавал в ССПБИ (1945-1951), с 1951 г. - в СВДА,

31 На бульваре Монпарнас, д. 10 находился секретариат РСХД.

32 Вишняк Марк Вениаминович (1883-1976) -журналист и общественный деятель.

33 Очевидно, имелось в виду письмо от 30 июля 1956 г.

34 В своём роде (лат.).

35 Ковалевский Пётр Евграфович (1901-1973) -преподаватель латинского языка в ССПБИ (19251949).

36 Савва (Шимкевич Сергей Александрович, 1899-1961) - архимандрит, епархиальный секретарь (1943-1952).

37 Мусин-Пушкин Василий Владимирович (1894-1959) - граф, протоиерей, член епархиального совета Восточно-Американской и Джерзей-ситской епархии РПЦЗ.

38 Арсений (Чаговцов Андрей Львович) (1866-1945) - епископ РПЦЗ, епископ Детройтский и Кливлендский. Миссионер и проповедник. В январе 1938 г. ушёл на покой в основанном им Свято-Тихоновском монастыре и устроил при нём пастырскую школу. А. В. Карташёв познакомился с ним во время поездки в США в 1938 г.

39 Константин (Зайцев Кирилл Иосифович, 1887-1975) - архимандрит РПЦЗ (1954), редактор журнала «Православная Русь» (1949-1975). Положения его статей, опубликованных в журнале, А. В. Карташёв критически разбирал в 5-й части VIII-го раздела своей книги «Воссоздание Святой Руси» (С. 221-239)

40 Карташёв Мстислав Антонович - сын А. В. и П. П. Карташёвых.

41 Андерсон Павел Францевич (Anderson Paul) (1894-1984) - американский миссионер, пресвитерианин, сотрудник YMCA, активно помогал ССПБИ в Париже.

42 Лаури Дональд Иванович (Lowrie Donald Alexander, 1899-1974) - доктор богословия, деятель YMCA. Руководил издательством YMCA-Press (1944-1952). Оказывал помощь ССПБИ.

43 Вейнбаум Марк Ефимович (1890-1973) -юрист, редактор «Нового русского слова» (19221973), после Второй мировой войны некоторое время жил в Париже.

44 Роменский Валент Георгиевич (1900-1978) -выпускник ССПБИ (1932), член епархиального совета (1952-1966), протопресвитер ЗЭКП (1953).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45 Бокач Фёдор Иванович (1895-1969) -священнослужитель ЗЭКП, выпускник ССПБИ (1931), эконом Сергиевского подворья (19321961).

46 Путём одобрения (фр.).

47 Аллюзия с финальной ремаркой автора в пушкинском «Борисе Годунове».

48 Иоанн (Шаховской Дмитрий Алексеевич) (1902-1989) - епископ Православной церкви в Америке (1947), архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский (1950).

49 Письмо от 22 мая 1957 г. См.: «Я был обязан заклеймить самый факт». С. 148-149.

50 Новиков Вячеслав Николаевич (1877-1966) -юрист, публицист, общественный и церковный деятель, с 1951 г. в США.

51 Письмо от 14 ноября 1957 г. опубликовано: «Я был обязан заклеймить самый факт». С. 153154.

52 Крутиков Борис Михайлович (1884-1968) -сотрудник и директор (1958) издательства YMCA-Press.

53 Никон (Греве Алексей Иванович, 18951983) - архиепископ, выпускник ССПБИ (1928). В 1947 г. переехал в США, где был назначен епископом Филадельфийским и ректором СТДС, епископ Торонтский и Канадский (1952).

54 Имелся в виду сборник «Православная мысль» (Труды Православного Богословского Института в Париже. Париж: YMCA-Press, 1957) с посвящением: «Антону Владимировичу Карта-шёву ко дню его восьмидесятилетия. Богословский институт».

Сведения об авторе

Антощенко Александр Васильевич - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета (Петрозаводск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 185910, Россия, Петрозаводск, ул. Ленина, 33

E-mail: ant@petrsu.ru

SPIN-код РИНЦ: 8184-4374

ORCID: 0000-0002-2366-3750

WoS ResearcherlD: AAG-5905-2019

Информация о статье

Дата поступления 4 октября 2021 г.

Дата принятия в печать 27 октября 2021 г.

Для цитирования

Антощенко А. В. «Пишу сейчас немногое, но самое важное». Письма А. В. Карташёва Е. И. Новицкому. 1956-1958 гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 4 (32). С. 252-263. DOI: 10.24147/2312-1300.2021.8(4).252-263.

A.V. Antoshchenko

"I AM WRITING A LITTLE NOW, BUT THE MOST IMPORTANT". ANTON V. KARTASHEV'S LETTERS TO EVGENII I. NOVITSKII, 1956-1958

Letters of a famous historian, theologian, statesman and public figure to his friend, who had moved from France to the United States, are published. The letters are kept in the Bakhmeteff archive of Russian and East European Culture at Columbia University. The preface describes the correspondence and its value for the researchers of Russian diasporas in France and in USA after the WWII. The main topic of the letters was the perception by readers of Anton V. Kartashev's book «Reconstruction of Holy Russia», in which he dissociated himself from young Russian theologians abroad who had lost their national feelings and from "karlovtsy", who strove for a simple restoration of the pre-revolutionary order in Russia. Another topics were plans to publish "Essays on the history of the Russian Church" and "Ecumenical Councils", which became his final works. Along with these natural problems for the historian, the letters characterize the intrigues around Metropolitan Vladimir (Tikhonitsky), which testify, according to Anton V. Kartashev, the weakness of the principle of appointing bishops only from the monks. He believed that this principle should be abolished by the Council of the Russian Orthodox Church. The text of the letters has been brought into line with modern spelling norms, while preserving some of the peculiarities of the author's punctuation.

Keywords: Anton V. Kartashev; Evgenii I. Novitskii; Metropolitan Vladimir (Tikhonitsky); St. Sergius Orthodox Theological Institute in Paris; West European Exarchate of Russian Parishes of the Patriarchate of Constantinople.

About the author

Aleksandr V. Antoshchenko - Doctor of Historical Sciences, Professor of the Russian History Department of the Institute of History, Political and Social Sciences of the Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russia)

Postal address: 33, Lenina ul., Petrozavodsk,

185910, Russia

E-mail: ant@petrsu.ru

RSCI SPIN-code: 8184-4374

ORCID: 0000-0002-2366-3750

WoS ResearcherID: AAG-5905-2019

Article info

Received October 4, 2021

Accepted October 27, 2021

For citations

Antoshchenko A.V. "I am Writing a Little Now, but the Most Important". Anton V. Kartashev's Letters to Evgenii I. Novitskii, 1956-1958. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2021, vol. 8, no. 4 (32), pp. 252-263. DOI: 10.24147/2312-1300.2021.8(4).252-263 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.