Научная статья на тему 'Пищевое поведение студентов в период адаптации в вузе'

Пищевое поведение студентов в период адаптации в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
306
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПИТАНИЕ / РЕЖИМ / МОНОПИТАНИЕ / МЯСОЕДСТВО / ВЕГЕТАРИАНСТВО / STUDENTS / FOOD / MODE / MONOFOOD / MEAT EATING / VEGETARIANISM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шукшина Ирина Вадимовна, Иванчиков Михаил Александрович, Самсонова Евгения Андреевна, Самсонов Андрей Юрьевич

В современном мире вновь стало популярно вести здоровый образ жизни, активно участвовать в спортивно-массовых мероприятиях, вести блоги о правильном питании и тренировках. Двигательная активность и правильное рациональное питание принято относить к элементам повседневного поведения, формирующего здоровье человека, формирование человека как личности. Вся инфраструктура питания нацелена на молодежь, появляются новые теории по питанию, новые тенденции, питание как мода, культура питания и показатели здоровья. Рассматривая пищевое поведение студентов были сделаны акценты на следующие аспекты режим питания, пристрастия в питании и эмоциональный фон в питании.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шукшина Ирина Вадимовна, Иванчиков Михаил Александрович, Самсонова Евгения Андреевна, Самсонов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the modern world it became popular to lead a healthy lifestyle again, to participate actively in sports and mass actions, to have blogs about healthy nutrition and trainings. Physical activity and the healthy balanced diet it is accepted to carry to elements of the daily behavior creating human health, forming of the person as persons. All infrastructure of a power supply is aimed at youth, new theories on a power supply, new trends, a power supply as a mode, the culture of a powersupply and indicators of health appear. Considering food behavior of students emphases on the following aspects were placed: a diet, addictions in a power supply and an emotional background in a power supply.

Текст научной работы на тему «Пищевое поведение студентов в период адаптации в вузе»

УДК 378.046.2

ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ВУЗЕ

Шукшина Ирина Вадимовна, Новосибирский государственный медицинский

университет, г. Новосибирск

E-mail: shukshinaiv@yandex.ru

Иванчиков Михаил Александрович, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирск

E-mail: ivanchikov.mihail@mail.ru

Самсонова Евгения Андреевна, Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Новосибирск

E-mail: zheka-lyzhi@mail.ru

Самсонов Андрей Юрьевич, Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Новосибирск

E-mail: sea3005@ngs.ru

Аннотация. В современном мире вновь стало популярно вести здоровый образ жизни, активно участвовать в спортивно-массовых мероприятиях, вести блоги о правильном питании и тренировках. Двигательная активность и правильное рациональное питание принято относить к элементам повседневного поведения, формирующего здоровье человека, формирование человека как личности. Вся инфраструктура питания нацелена на молодежь, появляются новые теории по питанию, новые тенденции, питание как мода, культура питания и показатели здоровья. Рассматривая пищевое поведение студентов были сделаны акценты на следующие аспекты -режим питания, пристрастия в питании и эмоциональный фон в питании.

Abstract. In the modern world it became popular to lead a healthy lifestyle again, to participate actively in sports and mass actions, to have blogs about healthy nutrition and trainings. Physical activity and the healthy balanced diet it is accepted to carry to elements of the daily behavior creating human health, forming of the person as persons. All infrastructure of a power supply is aimed at youth, new theories on a power supply, new trends, a power supply as a mode, the culture of a power

supply and indicators of health appear. Considering food behavior of students emphases on the following aspects were placed: a diet, addictions in a power supply and an emotional background in a power supply.

Ключевые слова: студенты, питание, режим, монопитание, мясоедство, вегетарианство.

Key words: students, food, mode, monofood, meat eating, vegetarianism.

Здоровый образ жизни - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья [2]. В настоящее время общепризнано, что питание является одним из главных факторов, определяющим здоровье человека. Массовые обследования, регулярно проводимые лабораторией витаминов и минеральных веществ Института питания РАМН, свидетельствуют о крайне недостаточном потреблении микронутриентов, дефицит которых является наиболее распространенным и одновременно наиболее опасным для здоровья нарушением питания у значительной части россиян [3].

Вопросами влияния рационального правильного питания на организм занимались еще врачи древности - Гипократ, Гален, Авиценна, А.Кротонский и другие. С 1990-х годов по настоящее время вопросами питания занимаются многие ученые и исследователи: Брехман И.И., Уголев А.М., Тутельян В.А., Суханов Б.П., Австриевских А.Н., Познявский В.М., Bulik C.M., Devlin B., Bacanu S.A., Connan F., Campbell I.C., Katzman M. и другие.

Студенческий стиль жизни значительно отличается от здорового образа жизни. Объясняется это высоким темпом жизни, высокими требованиями к молодому поколению, созданием стрессовой атмосферы (к эмоциональным выплескам), провоцированием бессонницы или недосыпанием, снижением двигательной активности, нарушением рационального режима дня, культурой питания и ее приемов. Молодежь интересуется, пробует, часто используя за основу здоровья модные тенденции. Адаптация к студенческому стилю жизни -это сложный механизм, который срабатывает в тот момент, когда организм человека оказывается в новых условиях жизни. В зависимости от продолжительности периода адаптации последующие показатели жизни, обучения и работы будут качественнее и успешнее.

Целью исследования является определить типы пищевого поведения и их изменения в период адаптации обучающихся, поступивших на первый курс.

В данной статье рассматриваются проблемы изменения питания студентов, обучающихся на 1 курсах, сделана попытка рассмотрения причин и проблем изменения питания в период адаптации в вузе.

Пищевое поведение включает в себя очень много аспектов, одним из

самых выраженных является эмоциогенность, которая прямо влияет на пищевое поведение студентов.

Студенческая жизнь меняет режим дня, тип питания, двигательную активность и т.д. Из-за нового образа жизни (в частности, вдали от родителей) студенты 1 курсов порой вынуждены экспериментировать с приемами пищи (перекусы, еда всухомятку, злоупотребление энергетиков, а также частота приемов пищи от 1 до 6 раз в день), режимом дня (подработки, ночные смены или учеба, досуг вечерне-ночной и т.д.), типами питания (фаст-фуд, сетевое питание, мясоедение, веганство, сыроедение, фруктоедение, аювердическое питание, питание по группе крови, солнцеедение, всеядение, спортивное питание, жидкое питание, диетическое питание и т.д.). При этом ни одна система питания не имеет абсолютно надежного результата, у каждой системы есть свои положительные и отрицательные стороны. К отрицательным сторонам различных режимов питания относятся: нарушение процессов обмена веществ в организме, нарушение процессов пищеварения и желудочно-кишечного тракта в целом, ослабление иммунитета, возникновение различных хронических заболеваний, нарушение питательных веществ (изменение покровов кожи и волос). Так, к примеру, избыточное питание является частой причиной щитовидных, эндокринных заболеваний и гормональных сбоев, приводящих к ожирению; заболеваний органов кровообращения и сердечно-сосудистые заболевания, атеросклероза, сахарного диабета, замедление роста, онкологические заболевания и т.д.

Отрицательные стороны питания формируются по двум типам нарушения питания. Первый связан с ограниченностью ассортимента продуктов и дефицитом в пище необходимых структурных, энергетических и биологически активных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минералы и др.). Второй — прежде всего с неумением правильно питаться, с отсутствием элементарных знаний и культуры питания [1; 5].

Необходимость правильного питание в студенчестве можно обосновать следующими факторами:

- обеспечение энергией всего молодого организма для полноценной учебной, трудовой деятельности;

- обновление клеток и тканей в организме, за счет потребления БЖУ, а также витаминно-минеральных комплексов, самих витаминов и минеральных солей;

- обеспечение полноценного функционирования и обмена веществ в организме;

- повышение сопротивляемости организма к внешним факторам окружающей среды и полноценного функционирования иммунной системы, защитной функции к болезням, вирусам и инфекциям;

- вырабатывание гормонов и ферментов и т.д.

При определении типа питания необходимо учитывать физиологические потребности, пол, место проживания, характер и специфику труда и обучения, экологическую обстановку, ежедневную двигательную активность и отдых.

Важная роль в поддержании и укреплении здоровья студентов

принадлежит рациональному питанию, в основе которого лежит баланс энергии и пищевых веществ, потребляемых и расходуемых организмом в течение определенного отрезка времени [4].

На базах СИУ-РАНХиГС и НГМУ были изучены пищевое поведение (пристрастия в еде) обучающихся способом анкетирования. Так среди студентов СИУ/НГМУ, из 199 опрошенных в приоритете употребление традиционного (смешанного) питания 159 обучающихся (68%).

По результатам 1 семестра было выявлено следующее (с вышеуказанными причинами):

- раздельно питаться стали - 0 обучающихся;

- питаться по вегетарианской системе - 8 человек (4%);

- монопитанием или диетическим питание увлекаются - 0 обучающихся;

- сетевое питание (GL, КЬ) в ходе анкетирования не выявлено, но студенты периодически используют продукцию сетевого маркетинга в пищу (хотя не считают его таковым);

- спортивное питание и фаст-фуд придерживаются одинаковое количество студентов по 12 студентов (по 6%);

- мясоедством стали увлекаться 32 обучающихся (16%).

Рис. 1 Типы питания, актуальные после обучения первого семестра Анкетированием были выявлены нарушения в режиме питания (табл.1).

Таблица 1

Пристрастия в режиме питания

смешанные мясоеды вегетариацы

завтрак 109 22 6

обед 69 10 3

перекусы 137 27 7

ужин 159 32 8

Представленные данные в таблице 1 свидетельствуют о неполноценном питании, несбалансированном рационе, около 31% из обучающихся со смешанным типом питания пропускают завтраки, что говорит о неполноценном завтраке, что в дальнейшем влияет на умственную, физическую и продуктивную работоспособность обучающихся. Помимо этого около 43% пропускают обеды, в лучшем случае заменяя эти приемы пищи перекусами, последствия такого питания могут быть серьезными, систематический отказ от приема пищи (на завтрак и обед) приведет к снижению сопротивляемости организма к внешним факторам (иммунитет снижается), падению веса, понижению работоспособности, к нервным расстройствам и т.д. Среди мясоедов и вегетарианцев прослеживается аналогичная тенденция, что и у смешанного типа.

Полученные данные позволили сделать следующие выводы:

- пищевое поведение студентов в период адаптации в вузе изменчиво: меняются условия, предпочтения, возможности и режим питания;

- рацион питания студентами не соблюдается, следовательно, не соответствует физиологическим потребностям в энергии, витаминах и минералах;

- не соблюдается режим питания (завтрак, обед, ужин), основное питание происходит вечером (ужин), когда организм уже истощен и многие органы уже перестают по биологическим часам функционировать, что приводит к сбоям в обмене веществ.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что этап адаптации в вузе сложен для студентов и имеет своеобразный отрицательный эффект, который влияет в том числе и на пищевое поведение, показатели здоровья, психику и дальнейшее становление здорового члена общества.

Список используемых источников:

1. Балыкова О.П., Цыбусов А.П., Блинов Д.С., Чернова Н.Н., Ляпина С.А. Исследование культуры питания студентов вузов - одного из факторов формирования здоровья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-kultury-pitaniya-studentov-vuzov-odnogo-iz-faktorov-formirovaniya-zdorovya (дата обращения: 31.05.2019)

2. Здоровый образ жизни, ЗОЖ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zdorovajaplaneta.ru/zdorovyj-obraz-zhizni-zozh/ (дата обращения: 06.05.2019)

3. Косенко Т.А. Проблемы здорового питания и формирование здорового образа жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// scienceforum.ru/2016/article/2016025694 (дата обращения: 06.05.2019)

4. Копылова Н.Г., Шолохова Т.Н. Актуальные вопросы организации питания школьников и студентов ВУЗа // Молодой ученый. - 2016. - №8.4. - С. 23 -26 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/112/28562/ (дата обращения: 01.06.2019)

5. Тутельян В.А. Гигиена питания: современные проблемы / В.А. Тутельян // Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. - № 1. - С. 8-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.