МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
Пищевая аллергия (обзор)
Каратаева Н. А.1, Каратаева Л. А.2,
Юсупова О. И.3, Иноятова Ш. Ш.4
1 Каратаева Насиба Абдуллаевна / Karataeva Nasiba Abdullaevna - ассистент, кафедра госпитальной педиатрии № 1 с основами нетрадиционной терапии и клинической аллергологией;
2Каратаева Лола Абдуллаевна /Karataeva Lola Abdullaevna - кандидат медицинских наук,
доцент,
кафедра судебно-медицинской экспертизы, патологической анатомии с секционным курсом;
3Юсупова Ойгул Ильгизовна / Yusupova Oygul Ilgizovna - кандидат медицинских наук, доцент,
кафедра патофизиологии;
4Иноятова Шахноза Шухрат кизи /Inoyatova Shakhnoza Shukhrat qizi - студент 3 курса,
Ташкентский педиатрический медицинский институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: пищевая аллергия является актуальной проблемой педиатрии и аллергологии. Интерес исследователей к пищевой аллергии существенно возрос за последние годы в связи с резким ростом этой патологии среди детей раннего возраста.
Ключевые слова: пищевая аллергия, аллергены, псевдоаллергическая реакция, атопический дерматит.
В последние десятилетия отмечается резкое увеличение частоты пищевой аллергии и связанных с ней аллергических заболеваний, особенно заметное в развитых странах, в семьях с высоким социально-экономическим уровнем [7].
Пищевая аллергия, являющаяся первой по времени развития сенсибилизацией, играет огромную роль в формировании и последующем развитии большинства кожных, гастроинтестинальных и респираторных проявлений аллергии.
Интерес исследователей к пищевой аллергии существенно возрос за последние годы в связи с резким увеличением этой патологии среди детей и взрослых. Среди детей, больных аллергическими заболеваниями, каждый 4-й предъявляет жалобы на симптомы пищевой гиперчувствительности [1, 3].
По оценкам специалистов ПА страдают более 20% детей и 10% взрослых. Их количество ежегодно увеличивается, что во многом объясняется изменением характера питания у населения различных стран, появлением новых технологий переработки пищевых продуктов, а также широким использованием пищевых добавок, красителей, консервантов, ароматизаторов, которые сами по себе могут быть причиной пищевой непереносимости. Аллергия не только оказывает существенное влияние на качество жизни детей и их родителей, но и увеличивает затраты органов здравоохранения вследствие своей широкой распространенности и хронического характера заболеваний. В связи с этим чрезвычайно важно разработать эффективные меры по профилактике аллергических заболеваний как в целях укрепления здоровья детей, так и для снижения связанных с ними расходов на медицинское обеспечение [1].
Причины роста аллергических и аутоиммунных состояний ученые связывают с различными факторами, среди которых можно отметить загрязнение окружающей среды, изменение условий жизни, характер ведения родов, снижение продолжительности грудного вскармливания и др. По мнению многих исследований, действие некоторых факторов опосредованно нарушением состава и количество микробов кишечника. Экспериментальные исследования показывают, что уменьшение спектра и разнообразия комменсальной микрофлоры, наблюдаемое при использовании антибиотикотерапии, сопровождается глубокими нарушениями
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 126 |
иммунной системы, снижением формирования пищевой толерантности и склонностью к развитию аллергических и аутоиммунных заболеваний [9,10].
Факторы, способствующие формированию пищевой аллергии, являются общими для взрослых и детей.
Важное значение в формировании сенсибилизации к пищевым продуктам имеет генетически детерминированная предрасположенность к аллергии. Как показали исследования, примерно половина больных, страдающих пищевой аллергией, имеют отягощенный семейный или собственный аллергологический анамнез, т.е. либо они сами страдают какими-либо аллергическими заболеваниями (поллиноз, атопическая бронхиальная астма), либо этими заболеваниями болеют их ближайшие родственники.
Формированию пищевой аллергии способствует нарушение питания матери во время беременности и лактации (злоупотребление определенными продуктами, обладающими выраженной сенсибилизирующей активностью: рыба, яйца, орехи, молоко и др.). Провоцирующими факторами развития пищевой аллергии являются следующие: ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание; нарушение питания детей, выражающееся в несоответствии объема и соотношения пищевых ингредиентов массе тела и возрасту ребенка; сопутствующие заболевания ЖКТ, заболевания печени и желчевыводящих путей и др. [8].
В клинической аллергологии приходится сталкиваться с серьезными проблемами ранней диагностики и терапии пищевой аллергии, поскольку на ранних стадиях развития болезни ее клинические проявления оказываются неспецифическими. Сложность проблемы заключается и в том, что непереносимость пищевых продуктов может быть обусловлена различными механизмами. Так, пищевая аллергия может являться результатом сенсибилизации к пищевым аллергенам, пищевым добавкам, примесям к пищевым продуктам и т. п., приводящей к развитию аллергического воспаления, являющегося качественно новой формой реагирования, возникшей на поздних ступенях эволюционного развития человека. Кроме того, формирование реакций непереносимости пищевых продуктов может быть обусловлено наличием сопутствующих патологий, приводящих к нарушению процессов переваривания и всасывания пищевого субстрата [2,3,5].
Не менее серьезную проблему представляет широкое внедрение в питание человека качественно новых продуктов, генетически модифицированных или измененных, о характере влияния которых на желудочно-кишечный тракт, гепатобилиарную и иммунную систему нет убедительных данных. Более того, изучение побочных реакций на пищевые продукты можно рассматривать как одну из важнейших проблем национальной биобезопасности.
Кроме того, наличие перекрестно реагирующих свойств между пищевыми и другими группами аллергенов, создает условия для расширения спектра причинозначимых аллергенов, формирования полисенсибилизации, развития более тяжелых форм аллергопатологии и неблагоприятного прогноза.
В клинической практике, как правило, диагноз «пищевая аллергия» ставят на основании наличия причинной связи между приемом пищи и развитием клинических симптомов ее непереносимости, что является причиной разногласий в трактовке самого понятия пищевой аллергии и неправильной постановки диагноза [4,5].
Следует отметить, что пищевая аллергия представляет лишь некоторую часть среди множества реакций, составляющих определение: «повышенная
чувствительность к пище». «Повышенная чувствительность к пище» - включает реакции непереносимости пищевых продуктов, разные по механизму развития, клиническим симптомам и прогнозу. Чаще всего это пищевая непереносимость, пищевая аллергия и отвращение к пище [7].
| 127 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015
До настоящего времени нет точных эпидемиологических данных о распространенности пищевой аллергии. Это связано со многими факторами: отсутствием единых диагностических критериев, длительным отсутствием единой классификации и связанной с этим гипо- и гипердиагностикой, наличием большого количества потенциальных аллергенов пищи, частым наличием в пище «скрытого пищевого» аллергена, появлением в последние годы генетически модифицированной пищи и отсутствием сведений о ее влиянии на течение и возникновение пищевой аллергии.
Однако совершенно очевидно, что пищевая аллергия обычно возникает у детей до 15 лет. Частота встречаемости пищевой аллергии выражается в соотношении 3 ребенка на 1 взрослого. Известно, что в детском возрасте пищевая аллергия выявляется у девочек приблизительно в 7 раз чаще, чем у мальчиков.
Аллергия к продуктам животного происхождения чаще возникает у детей до 6 лет, а аллергия к продуктам растительного происхождения чаще всего возникает в возрасте старше 6 лет и у взрослых.
Распространенность доказанной ПА в развитых странах среди детей первого года жизни составляет 6-8%, а в подростковом возрасте - 2-4% [9,11].
Пищевая аллергия чаще встречается у детей, чем у взрослых. Согласно недавнему многоцентровому исследованию, проведенному в Японии, распространенность аллергии к белкам коровьего молока (АБКМ) составляет 0,21% у новорожденных и 0,35% у глубоко недоношенных младенцев (1000 г) [7,8]. Заболеваемость выше у детей раннего возраста (5-8%), чем у более старших детей (1-2%) [8]. В США диагноз АБКМ подтверждается у 8% детей первого года жизни и у 2,5% детей второго года жизни [7].
По данным отечественных и зарубежных исследователей, распространенность пищевой аллергии колеблется в широких пределах от 0,01 до 50%. В частности, считают, что пищевая аллергия встречается в среднем у 10% детей и 2% взрослых. У 30-40% детей и 20% взрослых, страдающих атопическим дерматитом, обострения заболевания имеют связь с пищевой аллергией. Среди больных бронхиальной астмой (без подразделения ее на отдельные формы) в 8% случаев приступы удушья были обусловлены пищевой аллергией, а в группе больных атопией, связь обострения заболевания с пищевыми аллергенами достигает 17%. Среди больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и гепатобилиарной системы распространенность аллергии к продуктам питания выше, чем среди лиц, не страдающих этой патологией, и колеблется от 5 до 50% [3,1,2].
В настоящее время пищевая аллергия (ПА) представляет собой одну из наиболее актуальных проблем, с которой сталкиваются, прежде всего, педиатры и аллергологи-иммунологи. Важность данной проблемы обусловлена в первую очередь тем, что она тесно связана с организацией правильно сбалансированного питания растущего организма ребенка, нарушение которого может приводить к серьезным последствиям. С другой стороны, нередко с ПА клиницисты связывают любые клинические симптомы, возникшие после употребления того или иного пищевого продукта. Между тем, не во всех случаях в основе таких проявлений лежит сенсибилизация к пищевым продуктам.
На практике чаще всего возникают вопросы дифференциальной диагностики ПА и псевдоаллергических реакций на пищевые продукты, поскольку симптомы их очень схожи. Однако тактика их лечения, профилактика, а в ряде случаев и прогноз различны.
Пищевая аллергия - это состояние повышенной чувствительности к пищевым продуктам, обусловленное иммунным механизмом развития. Важную роль в формировании сенсибилизации к пищевым продуктам играет генетически детерминированная предрасположенность к аллергии. Как показали исследования, примерно у половины больных, страдающих ПА, либо имеется какое-либо
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 128 |
аллергическое заболевание (поллиноз, атопическая бронхиальная астма), либо этими заболеваниями болеют их ближайшие родственники (родители, братья, сестры).
Псевдоаллергические реакции на пищевые продукты не имеют в своей основе иммунных реакций. В основе развития ПАР на пищевые продукты лежит неспецифическое высвобождение медиаторов (в основном гистамина) из клеток-мишеней аллергии, т. е. в их реализации принимают участие те же медиаторы, что и при истинной ПА, но высвобождение из клеток-мишеней происходит без участия антител или сенсибилизированных лимфоцитов. Этим объясняется сходство клинических проявлений ПА и ПАР [3].
ПА и псевдоаллергические реакции имеют разные механизмы развития. Именно в этом заключается принципиальное различие между ними. В основе ПА лежит развитие сенсибилизации в ответ на поступление пищевого антигена. При повторном попадании этого антигена развиваются реакции гиперчувствительности немедленного, реже замедленного типа. Наиболее часто в детском возрасте наблюдаются реакции, обусловленные синтезом специфических IgE-антител, в ряде случаев - ^04-антител, к пищевым антигенам [10].
Отличием ПА от псевдоаллергических реакций является независимость ее проявлений от дозы пищевого продукта. Более того, часто не отмечается зависимости тяжести реакции от дозы: минимальные количества причинно-значимого аллергена в пище могут привести к развитию тяжелых системных реакций. Например, описаны случаи анафилактического шока на шоколад, содержащий арахис. Тяжелые системные реакции могут возникнуть не только при употреблении рыбы, но и при вдыхании паров, выделяющихся в процессе варки рыбы.
Напротив, псевдоаллергические реакции зависят от объема съеденного продукта. В этом случае родители детей будут отмечать отсутствие симптомов у ребенка после употребления небольшого количества продукта, но в то же время появлению их будет способствовать употребление продукта в большом количестве [11].
Фактором, способствующим развитию ПАР на пищевые продукты, относится избыточное содержание гистамина (незаменимая аминокислота) и тирамина (биорегулятор щитовидной железы) в организме, обусловленное избыточным употреблением в пищу продуктов-гистаминолибераторов и продуктов, содержащих их избыточное количество; избыточным образованием в организме на фоне нарушения процессов их инактивации (избыточное образование эндогенного тирамина путем синтеза кишечной флорой); неполным разрушением эндогенного тирамина при дефиците фермента моноаминооксидазы; повышенным их всасыванием на фоне патологии слизистой ЖКТ.
Практически любой пищевой продукт может стать аллергеном и причиной развития пищевой аллергии. Однако одни продукты питания обладают выраженными аллергизирующими свойствами, а другие имеют слабую сенсибилизирующую активность. Более выраженными сенсибилизирующими свойствами обладают продукты белкового происхождения, содержащие животные и растительные белки, хотя прямая зависимость между содержанием белка и аллергенностью продуктов отсутствует.
Таким образом, изучения роли и этиологической значимости пищевых аллергенов в механизме аллергических заболеваний, разработка дифференциальных критериев аллергических и псевдоаллергических реакций на пищу с целью назначения адекватной терапии дают возможность повысить эффективность лечения и профилактики аллергических заболеваний, что определило цель.
| 129 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015
Литература
1. Лусс Л. В. Пищевая аллергия и пищевая непереносимость, терминология, классификация, проблемы диагностики и терапии//ПОСОБИЕ ДЛЯ ВРАЧЕЙ ГНЦ «Институт иммунологии ФМБА России», Москва,2005г.
2. Ногаллер А. М. Пищевая аллергия и непереносимость пищевых продуктов: дифференциальная диагностика // Тер. архив. 2006; 78 (2): С.66-71.
3. Аллергические заболевания у детей и окружающая среда./ Под ред. В.А. Ревякиной, O.K. Нетребенко.- М.: ООО «Нью Информ», Москва, 2005.С.240.
4. Балаболкин И.И. Проблемы профилактики аллергических заболеваний.// Педиатрия.-2003- № 6.-С. 4-7.
5. Балаболкин И.И., Денисова С.Н. и др. Роль диеты при лечении аллергических заболеваний у детей.// Росс, вестник перинатологии и педиатрии- 2004-№ 1.- С. 20-22.
6. Баранов А.А., Балаболкин И.И., Субботина О.А. Гастроинтестинальная пищевая аллергия у детей.- М.: Династия, 2002.-С.180
7. Баранов А.А., Балаболкин И.И., Субботина О.А. Гастроинтестинальная пищевая аллергия у детей. М.: Издательский дом «Династия», 2002. -С.-172
8. Боровик Т. Э. Инновационные подходы к организации прикорма детям с пищевой аллергией и из групп высокого риска по развитию атопии / Т. Э. Боровик, О. К. Нетребенко, Н. Н. Семенова, С. Г. Макарова и др. // Педиатрия (Журнал имени Г.Н. Сперанского). - М., 2011. - N3. - C. 91-99.
9. Боровик Т. Э., Ладодо К. С., Рославцева Е. А. и др. Современные взгляды на организацию прикорма детей с пищевой аллергией // Вопросы детской диетологии. 2003, т. 1, № 1,С. 79-82.
10. Боткина А. С.Пищевая аллергия у детей: современный взгляд на проблему// Лечащий врач. - М., 2012. - №6, C. 16-20.
11. Лусс Л.В. Пищевая аллергия и пищевая непереносимость: принципы диагностики и терапии: научное издание / Л.В. Лусс, О.И. Сидорович, К.С. Успенская // Лечащий врач. - М., 2007. - №4, C. 16-20.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 130 |