количество точек, попавших в каждый круг. Число точек, оказавшихся за пределами круга № 1, суммируют. В нашем примере (см. рис. 3) в круг № 1 попало 49 точек, в круг № 2 — 7 точек и в круг № 3 — 4 точки, т. е. за пределами круга № 1 находится 11 точек. Важно также определить степень разбросанности точек, находящихся за пределами круга № 1. С этой целью при обработке кефалограммы отмечаем номер наиболее удаленного от центральной точки круга, в котором находятся еще точки. В нашем примере это круг № 3. С учетом изложенного для определения показателя кефалограммы предлагаем пользоваться формулой:
где Я*—показатель кефалограммы; <7 — число точек, находящихся за пределами круга № 1; N — номер наиболее удаленного от центральной точки круга, в котором находятся еще точки; <2 — общее количество точек в кефалограмме.
гт П,3
Для взятого нами случая Рк = —^— = 0,55.
Как видно из формулы, чем больше количество точек удалено от центральной точки и чем дальше они удалены, тем больше показатель кефалограммы. Если все точки кефалограммы будут находиться в круге № 1 радиусом 2,5 см, то <7 =0. Показатель кефалограммы при этом также равен 0.
Путем анализа и оценки кефалограмм, полученных на разных людях в различных условиях (в утренние часы, после выполнения физической работы, после воздействия колебаний и т. п.), мы пришли к выводу, что кефалограммы, имеющие Р к = 0, можно расценивать как отличные, Рк= 0,1—0,5 — как хорошие, Рк = 0,5—1,0 — как удовлетворительные и Рк> 1 — как плохие.
Достоинство предлагаемого способа регистрации, обработки и оценки кефалограмм, по нашему мнению, состоит в том, что в метод кефа-лографии вносится единообразие, исключаются случайные ошибки и представляется возможность сравнивать различные кефалограммы.
ЛИТЕРАТУРА
Крижа некая Д. А. Тезисы докл. научной конференции по вопросам коммунальной гигиены 27—28 июня 1949 г. Л., 1949, стр. 35. — Розенблюм Д. Е., Мен-дюк К- Гиг. труда, 1928, № 3, стр. 16. — Уфлянд Ю. М. Гиг. безопасности и пат. труда, 1930. № 1, стр. 7.
Поступила 9, III 1959 г.
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ ЖИВОТНЫХ В САНИТАРНО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРИ НОРМИРОВАНИИ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ВОДОЕМЕ
Кандидат медицинских наук Ю. Л. Петров, кандидат медицинских
наук С. Я. Найштейн
Из Украинского научно-исследовательского института коммунальной гигиены
При установлении предельно допустимых концентраций вредных веществ в водоемах используются разнообразные методы санитарно-токсикологических исследований на млекопитающих, дающие представление о состоянии физиологических функций животных. Изучаются ус-ловнорефлекторная деятельность, газообмен, гематологические показатели и т. п. Подобные исследования дают ценный экспериментальный
5'
67
материал, позволяющий судить о влиянии различных концентраций изучаемых веществ на организм животных. Однако можно полагать, что изучение реакций пищеварительных желез для тех же целей может быть не менее полезно, ибо испытываемые вещества вводятся в организм через пищеварительный тракт и в первую очередь раздражают многочисленные рецепторы, находящиеся в нем. Работы И. П. Павлова и его сотрудников доказывают, что реакции пищеварительных желез точно соответствуют свойствам специфических раздражителей — пищевых и отвергаемых веществ.
Известно, что сточные воды кожевенных заводов отличаются весьма сложным составом и характеризуются наличием большого числа различных ингредиентов, что связано с технологическим процессом изготовления кожи. В последнее время для дубления кож, обезжиривания и крашения их применяют новые синтетические вещества, еще более усугубляющие отрицательные свойства сточных вод. Так, в связи с применением синтетических фенолсодержащих дубителей (синтанов) в сточных водах кожевенных заводов обнаруживаются наряду с хромом и фенолы. Все эти обстоятельства, а также дальнейшее развитие кожевенной промышленности и увеличение количества сточных вод вызывали необходимость разработки санитарных условий выпуска в открытые водоемы стоков кожевенных заводов.
В основу работы была положена схема, предложенная для подобных исследований проф. С. Н. Черкинским. Это позволило в начале исследований установить, что биохимические и другие процессы, протекающие в экспериментальном водоеме, не нарушаются в том случае, если сточные воды кожевенных заводов будут разбавлены в 1000 раз. Полученная величина была принята за основу в санитарно-токсикологи-ческих опытах на млекопитающих. Вместе с тем мы в токсикологических опытах исследовали и разведения 1 : 100 и 1 : 10*.
В связи с изложенными выше соображениями мы изучали рефлексы слюноотделения, секрецию и эвакуацию желудка при приеме изучаемых вод, разбавленных в различных отношениях водопроводной водой. Эти опыты (всего 53) проводились на собаке с фистулой околоушной слюнной железы и на 3 собаках с малым павловским желудочком и фистулой большого желудка. Первой собаке (Цезарю) вводили в желудок через фистулу 600 мл исследуемой воды температурой 37—38° без пищевого раздражителя. Вторая собака (Джин) получала воду с 50 г черного хлеба, а третья (Бровко)—воду и 100 г мяса. Определяли латентный период секреции, ее скорость, кислотьость (по Михаэлису), переваривающую силу (по Метту) желудочного сока и содержание в нем хлоридов (по Фольгардту).
Учитывая возможное кумулятивное действие при длительном приеме разведенных сточных вод, были поставлены опыты на 25 белых крысах (самках) в течение 5 месяцев. Контролировали поведение животных, их вес, водопотребление и гематологические показатели в динамике.
Исследование слюнной секреции не дало эффекта при введении собаке в рот 100 мл водопроводной воды или разбавленных сточных вод. По-видимому, рефлекторное слюноотделение у собак наступает при более сильных раздражителях и не показательно в данном случае.
Данные опытов по изучению секреции и эвакуации желудка у собак иллюстрируют табл. 1 и 2 и рис. 1 и 2. Эти данные получены у Джина при введении изучаемых вод с хлебом.
1 В санитарной охране водоемов коэффициент разбавления имеет весьма ограниченное значение, тем более при гигиеническом нормировании. Поэтому независимо от применяемого метода исследования пользование этим коэффициентом допустимо лишь в ориентировочных опытах сравнительной оценки вредности различных сточных вод или когда ведущие ингредиенты сточных вод вовсе не поддаются определению. Ред.
Подопытные собаки реагировали на введение сточных вод кожевенного завода в разведениях 1 : 1000 и 1 : 100 не совсем одинаково, что, очевидно, объясняется разными условиями введения этих вод: без пищи,
Таблица 1 Скорость секреции у Джина (в миллилитрах желудочного сока за 30 минут) и латентный период (в минутах) при приеме исследуемых вод с хлебом (средние данные)
Раздражитель
Порции за 30 минут хлеб я водопро- хлеб н сточная вода кожевенного завода разведения
водная вода 1:1000 1:100
1 1,6 3.1 1,0
2 1,9 3,2 1.2
3 0,7 1.2 0,3
4 0,4 о.з 0,3
Всего; : . 4,6 7,9 2,8
Латентный'*', период И 10 20
Таблица 2 Средние показатели желудочной секреции у Джина в тех же опытах (кислотность — в процентах HCl, хлор-ион—в титрометри-ческих единицах, переваривающая сиЛа — в миллиметрах за 24 часа)
Раздражитель
Показатели секреции хлеб и водопроводная хлеб и сточная вода кожевенного завода разведения
вода 1:1000 1:100
Общая кислотность 0,252 0,48 0,314
Свободная НС1 0,159 0,364 0,233
Хлор-ион .... 148 150 160
Перевари вающая сила...... 3,4 3 4,5
с хлебом или с мясом. Так, у собаки Цезаря при введении в желудок сточной воды в разведении 1:1000 уже отмечалось снижение скорости секреции с торможением ее первой фазы, уменьшение кислотности сока
/ г
м в в ч а
¿V
/
с а х
Рис. 1. Средние кривые секреции желудочного сока у собаки Джина. а — контрольные опыты (прием водопроводной воды с 50 г хлеба); б — прием с хлебом сточных вод кожевенного завода в разведении 1 : 1000; в — прием с хлебом тех же сточных вод в разведении 1 : 100.
Рис. 2. Эвакуация из желудка водопроводной воды в контрольных опытах (сплошная линия) и сточной воды кожевенного завода в разведении 1 : 100 у собаки Джина.
и свободной НС1 соответственно на 47 и 71%. Со стороны других покаг зателей заметных отклонений от нормы не отмечалось, но эвакуация желудка немного ускорилась.
У Джина, получившего воду с хлебом, при приеме сточной воды в разведении 1 : 1000 значительно повысилась скорость секреции, преимущественно в первой фазе, возросла общая кислотность сока и содержание в нем свободной кислоты, отмечалось ускорение эвакуации (см. рис. 2). Сточная же вода разведения 1 : 100 вызвала торможение скорости секреции, но кислотность сока еще немного превышала контрольные данные.
Вреия ( В кинута*)
При приеме сточной воды в разведении 1 : 1000 с мясом (Бровко) было найдено повышение общей кислотности желудочного сока на 23%, а содержание свободной НС1—на21°/о. Еще большее увеличение общей кислотности и свободной НС1 обнаружено при приеме сточной воды ® разведении 1 : 100, где оно составляло соответственно 146 и 46%. Другие показатели секреции у этой собаки заметно не изменялись.
При анализе приведенных данных следует учесть установленный О. Ф. Шароватовой (1936) факт повышения желудочной секреции при применении относительно слабых или кратковременно действующих раздражителей и снижение секреции при более сильных раздражителях. Следует учесть также возможность адсорбции пищей ряда веществ, входящих в состав сточных вод, и то, что пищевые раздражители гораздо сильнее влияют на секрецию, чем вода.
Полученные данные показывают, что малая концентрация веществ, входящих в состав сточных вод кожевенного завода, при разведении их в 1000 раз на фоне пищевого раздражителя влияет стимулирующим образом на секрецию, повышая ее скорость и кислотность сока. Сточная вода в разведении 1 : 100 уже явно тормозит скорость секреции на фоне хлеба, повышает латентный период и немного снижает кислотность сока. На фоне более сильного пищевого раздражителя — мяса — эта концентрация все еще влияет стимулирующим образом, увеличивая кислотность сока. Как на фоне хлеба, так и на фоне мяса при этом значительно повышается по сравнению с контролем содержание в желудочном соке связанной соляной кислоты и других кислых радикалов, что свидетельствует о нарушениях секреторной деятельности желудка. При применении разведенной в 1000 раз сточной воды кожевенного завода без пищевого раздражителя сразу же отмечается торможение секреции желудка, снижение кислотности сока и увеличение содержания в нем связанной НС1 и кислых радикалов.
Очевидно, указанные сдвиги имеют рефлекторный характер, так как изменения в основном относятся к первой, сложнорефлекторной фазе секреции.
Проведенная работа дает основание поставить вопрос о целесообразности изучения реакции пищеварительных желез млекопитающих в исследованиях по гигиеническому нормированию в области гигиены воды и санитарной охраны водоемов.
ЛИТЕРАТУРА
Аничков С. В. Гиг. и сан., 1952, № 10, стр. 7. — Павлов И. П. Полное собрание сочинений. М.—Л., 1951, т. 2, кн. 2, стр. II. — Он же. Там же, т. 3, кн. 2, стр. 147. — Он же. Там же, т. 2, кн. 2, стр. 536. — Черкинский С. Н. В кн.: Санитарная охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. М.. 1949, стр. 52. — Шароватова О. Ф. В кн.: К нейрогуморальной секреции желудка. М., 1936, стр. 5.
Поступила 25/Х1 195« г.
МЕТОДИКА РЕГИСТРАЦИИ ДЫХАНИЯ У ЧЕЛОВЕКА ВО ВРЕМЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ИЗОЛИРУЮЩЕМ
КОСТЮМЕ
Б. А. Алпатьев, И. Н. Кондратьева, Г. Б. Минаева
Изменения в частоте дыхания являются одним из показателей сдвигов в функциональном состоянии организма. Кроме того, импульсы, возникающие в дыхательных мышцах, могут в свою очередь оказывать