Научная статья на тему 'Пища в свадебной обрядности немецкого населения Западной Сибири'

Пища в свадебной обрядности немецкого населения Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
533
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМЦЫ / СВАДЕБНАЯ ПИЩА / СИМВОЛИЗМ / ЛОКАЛЬНЫЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / WEDDING'S DISHES / GERMANS / SYMBOLISM / LOCAL AND CONFESSION FEATURES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курманова Сулушаш Рахимжановна

В статье дается подробный анализ свадебной пищи сибирских немцев. Рассматриваются этапы свадебного цикла, начиная со сватовства и заканчивая последним днем свадьбы, и блюда, задействованные в обрядности. Исследование проводится с учетом локальных и конфессиональных особенностей различных групп немцев. Кроме того, раскрывается символическое значение основных блюд

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Food in wedding ceremonialism of German population of Western Siberia

The article analyzes wedding food of the Siberian Germans. In this article author consideres the basic stages of a wedding cycle. Researcher takes to account local and confession features of different groups of Germans of Siberia. The author in article opens symbolical value of the basic weddings dishes.

Текст научной работы на тему «Пища в свадебной обрядности немецкого населения Западной Сибири»

14. АОА УОБАО, ф. 26, оп.1, д.7, Л. 71-76.

15. АОА УОБАО, ф. Р-24, оп.2, д.5, Л. 1-25.

16. АОА УОБАО, ф. Р-24, оп.2, д.5, Л. 1-16.

17. АОА УОБАО, ф. 26, оп.1, д.7, Л. 1-24.

18. АОА УОБАО, ф. Р-24, оп.2, д.5, Л. 3.

19. Головачев, П. Сибирь. Природа. Люди. Жизнь / П. Головачев. — 2-е изд., исправл. и доп. — М., 1905. — С. 201-203.

20. Гергесова, Л. В Харате возрождают храм Архангела Михаила / Л. Гергесова // СМ Номер один. — 2007. — № 37. — С. 13.

21. Загоскин, М.В. Указ. соч. — С. 39.

22. ГАИО, ф. 171, оп.1, д.545, Л. 96.

БЕЛОБОРОДОВА Нина Михайловна, аспирантка кафедры истории Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (г. Улан-Удэ), учитель музыки Усть-Ордынской СОШ № 2 им. И. В. Бал-дынова Эхирит-Булагатского района Иркутской области.

E-mail: PIKANOVN@vandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.12.2008 г.

© Н. М. Белобородова

УДК 908 С. Р. КУРМАНОВА

Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН

ПИЩА В СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ НЕМЕЦКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ__________________________________________

В статье дается подробный анализ свадебной пищи сибирских немцев. Рассматриваются этапы свадебного цикла, начиная со сватовства и заканчивая последним днем свадьбы, и блюда, задействованные в обрядности. Исследование проводится с учетом локальных и конфессиональных особенностей различных групп немцев. Кроме того, раскрывается символическое значение основных блюд.

Ключевые слова: немцы, свадебная пища, символизм, локальные и конфессиональные особенности.

Пища относится к числу наиболее актуальных тем, разрабатываемых этнографической наукой. Изучение пищи, важнейшей составной части системы жизнеобеспечения этноса, предполагает рассмотрение традиций питания как явления бытовой культуры, имеющего отношение не только к материальной, но и к духовной сфере, поскольку пища и трапеза часто выступают важными компонентами народных праздников и обрядов.

Важную роль она играет в свадебной обрядности немцев Западной Сибири. Само название свадьбы (Но(^еН;) в немецком языке буквально означает «высокое время» и свидетельствует о том, что это событие рассматривалось как кульминационный момент в жизни человека. Поэтому немки уделяли особое внимание приготовляемым в этот день блюдам, которые отличали большое разнообразие, изысканность, трудоемкость приготовления, значительные материальные затраты.

Источниковую базу данной работы составили материалы этнографических экспедиций Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, собранные в 1989 — 2008 гг. в сельских населенных пунктах Кемеровской, Новосибирской, Омской областей и Алтайского края.

Пища играла важную роль на протяжении всего свадебного цикла немцев Сибири, длившегося, порой, не один месяц: сватовство, приглашение гостей, вечер-прощание с юностью и три дня свадьбы. В связи с географическими и климатическими особенностями Сибири свадьбы предпочитали справлять осенью или зимой, когда закончена уборка урожая, осуществлен

забой скота и сделаны запасы. Лето и весна считались «голодными» сезонами. Запрещено было играть свадьбы в пост перед Рождеством (Advent), в пост перед Пасхой (Fasten) или в период полевых работ [1].

Пища играла важную роль при сватовстве. Заходя в дом невесты, сваты клали булки хлеба на стол и начинали беседу. Чаще всего сваты произносили фразу: «У нас есть хороший бычок, а у вас здоровая телка, мы пришли ее купить». Они не всегда сразу получали определенный ответ. В течение веков были выработаны определенные приемы, символизировавшие этот ответ. Так, если родители невесты ставили на стол хлеб и соль, пироги и сыр — это означало согласие. Если выносили тыкву и бутерброды — то сватов ждал отказ. В большинстве случаев ответ был положительным [2].

Часто невеста не успевала предупредить своих родителей о том, что придут сватать. В этом случае стол собирали «на скорую руку, из того, что было». В некоторых селах молодые люди сообщали родителям о своем желании пожениться, и уже родители назначали день сватовства. Разговор о свадьбе сваты вели зачастую за столом, обильно уставленным различными блюдами. Они могли сидеть за столом очень долго, весь вечер, а то и ночь прихватить. Чаще всего на стол накрывала будущая невеста и делала это при женихе и сватах, чтобы они могли оценить ее умение и расторопность [3].

Традиционными для сватовства блюдами были суп с капустой (Krautsuppe), куриная лапша (Nudelsuppe), кухе [4]. В этот день часто готовили тушеное мясо с картофелем, борщ, пекли печенье, булочки. В с. Ни-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

колаевка Немецкого национального района Алтайского края на стол ставили все, что было, но обязательно кофе с булочками [5]. Из напитков были кофе, самогон, брага. Спиртное обычно приносили сваты.

Немецкие свадебные традиции включают пол-терабент (Polterabend, буквально «вечер шума, грохота») — это вечер прощания с холостой жизнью, аналогичный русскому девичнику и мальчишнику. Если свадьба проходила по религиозному обряду, то в субботу устраивали полтерабент, а в воскресенье — венчание и застолье. Если свадьба проходила по народным обычаям, то полтерабент делали в пятницу, а в субботу регистрировались или венчались, гуляли и в воскресенье [6].

Молодые люди собирались в доме невесты, приносили с собой угощение. Жених и невеста усаживались в центре стола и им дарили подарки. Кроме обычных подарков, которые могут пригодиться в хозяйстве (посуда, одежда, ткани и т.д.) дарили подарки и символические — например, петуха и курицу. Молодежь начинала петь, танцевать, веселиться, бить посуду. Били посуду старую, треснувшую, которую специально приносили с собой [7]. Традиционно невеста угощала гостей вином, чаем с пирогом, либо кофе с булочками. В прошлом существовал обычай, когда накануне свадьбы дружки крали кур у соседей. Это происходило именно в полтерабент, когда украденных парнями кур девушки ощипывали и варили. Происходила совместная трапеза парней и девушек, которая имела символическое значение[8].

Одним из запоминающихся моментов немецкой свадьбы было приглашение гостей, которое производилось накануне особыми возвестителями; например, в Поволжье им сопутствовали две женщины с корзинами, в которые набирали у приглашенных посуду для гостей: миски, тарелки, чашки, стаканы, ложки, ножи и вилки. Произносилось приглашение в заученных комических стишках и предлагалось гостям прихватить с собою вилки и ножи, «иначе придется есть пальцами»:

«Messern und Gabeln darft ihr nicht vergessen,

Sonst musst ihr mit den Fingern essen»[9].

В с. Цветнополье Азовского немецкого национального района Омской области сват, приглашая гостей на свадьбу, произносил подобную фразу: «Вы приглашены на свадьбу, но Kuche очень твердые и нужно взять с собой топор, чтобы их разрубить» [10]. Этими словами он намекал на то, чтобы гости захватили с собой посуду. Позади свата шла компания молодежи с корзинами: у приглашенных они собирали посуду — тарелки, стаканы, ложки, вилки. Количество гостей было разным, в зависимости от достатка семьи. Обычно приглашали всю общину, до 100 человек. В некоторых случаях доходило до 200 — З00 человек.

Свадьба проходила в доме жениха. В ее подготовке принимали участие и родственники, и друзья, и соседи. В период между сватовством и свадьбой шли активные приготовления. Вот как описывает этот процесс Эдуард Зайб: «За два дня до свадьбы в доме жениха, где проходило торжество, всё стояло «вверх дном». С раннего утра до поздней ночи все были заняты делом: хозяева забивали скот, разделывали мясо и готовили напитки; хозяйки приглашали в помощь соседок и подруг. Они варили и пекли, тушили и жарили» [11].

Если в брак вступали члены религиозной общины, то община помогала молодым материально. Помогали и продуктами, особенно родственники. Создание новой семьи считалось не только личным делом моло-

дых, но и делом общественным, так как эта семья становилась новым членом общины, ее частью. У мен-нонитов, например, существовал обычай коллективной выпечки хлеба. Накануне свадьбы невеста замешивала сдобное тесто, которое жених разносил по домам гостей. На свадьбу гости приходили с выпеченным хлебом, булочками [12]. Таким образом, организация свадебного торжества ложилась не только на плечи молодых, в этом хорошо помогали односельчане.

У волынских немцев свадьба устраивалась в доме невесты. У баптистов и меннонитов праздничный обед проходил в молитвенном доме. Если девушка гуляла до свадьбы с парнями, то пышного торжества не устраивали, был просто вечер, ужин.

Свадебное застолье начиналось после совершения обряда бракосочетания. Яков Дитц отмечал, что «после венца гости направляются в дом жениха, где приготовлен обед с выпивкой. Старики собираются в малой, отцовской комнате, молодежь — в большой. Невеста сидит между двумя шаферами, которые должны угощать и охранять ее. Среди стола ставится блюдо с куклой — символом будущего ребенка, и все садящиеся за стол должны класть на блюдо серебряную монету на детское белье» [13].

У немецкого населения Минусинского края было принято «усаживать молодых во время застолья в центре, на видном месте. После первых танцев и речей в честь молодых начинался обряд дарения. Вручение подарков сопровождалось песнями, частушками и танцами. В ответ невеста угощала их вином. Точно так же и в Баварии молодые садились за почетный стол, перед ними ставилась миска, выложенная внутри кружевами, в нее присутствующие клали подарки» [14].

В Сибири молодые также устраивались в центре стола, по бокам рассаживались дружки. В некоторых случаях молодые и дружки сидели за отдельным столом. Место жениха и невесты за столом было особо выделено. Оно украшалось цветами, их стулья перевязывались лентами. Всем распоряжался «хозяин» свадьбы (Наивуаіег). Он рассаживал гостей, следил за тем, чтобы у всех была еда, выпивка, произносил речи и предоставлял слово приглашенным, устанавливал порядок дарения подарков, организовывал танцы. Иногда выбирали «хозяйку» свадьбы, которая следила в основном за приготовлением и подачей блюд. Родители молодых сидели с краю, иногда для них устраивали отдельный стол [15].

Интересно также то, что большое внимание за праздничным столом уделяли питанию молодоженов. Жених и невеста в начале трапезы должны были мало есть и вообще не пить спиртного. Поэтому стоящие перед ними тарелки наполняли костями, стаканы были перевернуты, ложки были с отверстиями. И только после подарков им ставили нормальную посуду. В с. Новоскатовка Шербакульского района Омской области соседи уводили молодых к себе и угощали едой.

Чаще всего подарки начинали дарить после второй стопки или тогда, когда съедены первые блюда, отодвинуты столы и приготовлено место для танцев. Молодожены каждому из гостей пожимали руки, а невеста подавала стакан вина. После даров все снова садились за стол и начинали пить и есть. Только после одаривания молодожены могли есть, но немного и как бы украдкой [16]. Такая процедура объясняется тем, что жених и невеста являются объектами внимания злых сил, а человек наиболее уязвим во время принятия пищи.

На свадебный стол подавали разнообразные кушанья. Чем всего больше, дороже, сытнее и вкуснее,

тем лучше. Недаром существует поговорка «наготовили как на свадьбу». Существовал, однако, и обязательный набор свадебных блюд. Прежде всего, это хлеб, который занимал одно из главных мест в свадебной обрядности и не только в трапезе [17]. В с. Ям-бор Табунского района Алтайского края в случае если девушка и ее родители давали положительный ответ сватам, подавали хлеб с солью [18]. На столе хлебу отводили почетное место — в центре или рядом с женихом и невестой. Он лежал просто на столе или в плетеной тарелке. Рядом с хлебом ставили соль.

На свадьбу обязательно стряпали изделия из теста: различные пироги, в основном пирог с посыпкой из сахара и масла (Riwelkuche), двойные булочки (zwieback), прецли, пряники, торты. Для молодых специальные женщины пекли каравай. Его выпекали из сдобного теста с добавлением изюма, сверху посыпали мармеладом. Каравай делали фигурным. Его несли нарядно одетые женщины на разносе, накрытом красивым вышитым полотенцем. При этом пели свадебные песни. Молодожены резали каравай на кусочки и раздавали тем, кто дарил подарки. Точно так же поступали со свадебным тортом [19].

Раньше на свадебном столе обязательно была каша (пшеничная, просяная, ячменная). Каша из зерен имела магическое значение, так как содержала в себе зародыши будущей жизни, что способствовало ее постоянному возрождению, круговороту [20].

В настоящее время вместо этого старинного блюда подают рисовую кашу с мясом. Мясных блюд на свадебном столе также много: жаркое, котлеты, тушеное мясо с картофелем или капустой. Капуста для немцев также является одним из основных продуктов питания. Ее в больших количествах запасают на зиму — в соленом и квашеном виде и просто свежие кочаны. Капусту употребляют и в будни, и в праздники. Не последнее место занимает она и среди свадебных блюд. Ее обязательно ставят на стол, так как она является спутником здоровья и долголетия. «Leb wohl, ess Kohl» (Живи хорошо, ешь капусту»), — говорят немцы. Предпочтение отдают свинине, говядине, мясу птицы. Для немцев свинина всегда была символом счастья, достатка и плодородия [21].

Из напитков в начале XX в. на свадебный стол подавали только кисель и кофе. Почти во всех населенных пунктах Западной Сибири кофе изготавливали сами. С этой целью делали ручные кофемолки. Сам напиток готовили из пережаренных зерен ячменя, пшеницы и ржи. Этот кофе получил название «Припс» (Prips). Из алкогольных напитков присутствовали водка, самогон, брага. Их употребление зависело от конфессиональной принадлежности. Баптисты и меннониты не употребляют спиртного.

Подготовкой свадебного стола занимались родители жениха и невесты, родственники, соседи, друзья. Иногда сама невеста принимала в ней непосредственное участие. В некоторых селах Западной Сибири приготовлением свадебных блюд занимались специально приглашенные женщины. В с. Александровка Азовского немецкого национального района Омской области их было восемь, а в с. Новоскатовка — четыре. Еду готовили в доме жениха. Женщины при этом надевали чистую одежду, во время подачи еды — белый фартук и белую косынку. За проделанную работу они получали деньги, иногда специально для них накрывали стол, и свадьба продлевалась еще на один день [22]. В последнее время свадьбы предпочитают проводить в столовой или в кафе.

Свадьба продолжалась и на второй день. Если в первый день свадьбы гостей обслуживали в основном

молодые незамужние девушки, которые должны были показать свое прилежание и трудолюбие, то во второй день в роли хозяев выступали молодые муж и жена. Невеста надевала фартук, подаренный ей крестной, и накрывала на столы. Снова обед с выпивкой, затем танцы; но тут уже танцующие приносят с собой свою водку и напитки, а хозяин дает лишь закуску: пироги, соленые огурцы, капусту, колбасы, сыры, сладкий суп.

В последнее время часто готовят борщ из свинины, голубцы. Во многих селах обязательно подавали куриный суп с домашней лапшой ^^екирре). Его варили из куриц, которых приносили с собой гости. Существовал и обычай воровства кур. А в с. Гриш-ковка Немецкого национального района Алтайского края за несколько дней до свадьбы жених и невеста брали у каждого из приглашенных курицу. Собиралось до полста кур. Из этих куриц варили нудльсуп [23]. В это день молодые угощают гостей блинами. А гости «чудят»: вновь пришедших пытаются измазать сажей, требуя откупа, переодеваются в жениха и невесту. В среде российских немцев этот элемент обряда называют «масляничной свадьбой. В с. Алек-сандровка было принято на второй день свадьбы спаивать петуха и завязывать курице платок.

Третий день свадьбы именуется «хвостиком» ^сЬ'отамсЬеп). Дело в том, что свадьбу было принято заканчивать тогда, когда съедали последний куриный хвост. Это день похмелья; приходили одни старики и женщины, большей частью близкие родственники и помогавшие устройству свадьбы, поварихи. Он проводился обычно в понедельник вечером. На этом свадьба заканчивалась. Но были в деревне и такие любители погулять, что могли ходить в гости всю неделю.

Таковы в общих чертах основные элементы свадебной пищи сибирских немцев. Во многом они схожи с повседневной, обрядовой пищей, однако имеют определенные различия. Так, праздничная пища отличается более сложным и трудоемким способом приготовления; она разнообразнее и вкуснее. Состав продуктов для праздничного стола зависел от многих факторов — географического, времени года, материального благосостояния семьи, конфессиональной принадлежности брачащихся и долгое время оставался неизменным. Его основу составляли мясо, картофель, капуста, т. е. почти отсутствовали покупные продукты. Исключение составляли продукты фабричного производства — конфеты, водка, однако их покупали в ограниченном количестве.

Характерной особенностью свадебной пищи был символизм. Многим видам пищи в народе приписывали магическую значимость: свинина — к достатку, счастью, благополучию; капуста — к здоровью; курица — к плодовитости, сладости — к добру, «сладкой жизни».

В последние десятилетия на пищу (в том числе и свадебную) сибирских немцев оказывала возрастающее влияние кулинария соседних народов. Из заимствованных блюд на свадьбу часто готовят борщ, голубцы, котлеты, манты, плов, блины и др. Традиционными свадебными блюдами, как и прежде, являются нудльсуп, жаркое из свинины, ривелькухе, прецли.

Можно сказать, что национальная кухня отчасти свидетельствует о национальном характере, культуре. Разумеется, исследования в области питания не являются единственным методом изучения культуры, однако понять традиционную культуру и образ жизни народа невозможно без основательного знания того, что он ест и пьет. Подобные исследования очень

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

актуальны, поскольку немецкое население западносибирского региона заинтересовано в воссоздании своей традиционной культуры, в том числе и пищи.

Сохранению традиционных черт в пище немцев Сибири угрожает стабильно увеличивающаяся эмиграция в Германию немецкого населения Сибири, а также усиливающееся влияние на кухню немцев в Сибири окружающих народов, прежде всего русских. И наша задача заключается в том, чтобы внести свой вклад в бережное собирание, восстановление и сохранение того, чего достигла лучшая кулинарная мысль и практика сибирских немцев.

Библиографический список

1. Рублевская С.А., Смирнова Т.Б. Традиционная обрядность немцев Сибири. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 1998. — С. 76.

2. Указ. соч. — С. 72.

3. Музей археологии и этнографии Омского государственного университета (далее МАЭ ОмГУ). Ф. — I. 1997. Д. 181 — 1. Л. 10-11.

4. Рублевская С.А., Смирнова Т.Б. Указ. соч. — С. 76.

5. МАЭ ОмГУ. Ф. — I. 1997. Д. 181 — 1. Л. 21.

6. Рублевская С.А., Смирнова Т.Б. Указ. соч. — С. 78.

7. Указ. соч. — С. 79.

8. Указ. соч. — С. 94.

9. Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. — М. : ГОТИКА, 1997. — С. 387.

10. МАЭ ОмГУ. Ф. — I. 1998. Д. 147 — 1. Л.11.

11, Seib E. Der Wolgadeutsche im Spiegel seines Brauchtums, // HB. 1967 - 1968, S, 145-209,

12, Рублевская С.А., Смирнова Т.Б, Указ, соч. — С, 81-82,

13, Дитц Я, Указ, соч. — С, 388,

14, Чернышева В,Г, Традиции и обряды немецкого населения Минусинского края // Немцы в Сибири: история, язык, культура: тезисы Международной научной конференции, г, Красноярск, 13 — 16 октября 2004 г, / отв. ред, В,А, Дятлова, — Красноярск, 2004, — С.110 — 111,

15, Рублевская С.А., Смирнова Т.Б, Указ, соч. — С, 93.

16, Указ, соч. — С, 95,

17, Указ, соч. — С, 93,

18, МАЭ ОмГУ, Ф, — I, 1996, Д. 174 — 1, Л.18.

19, Там же, 1998, Д. 147 — 1, Л.4.

20, Листова Н.М, Пища в обрядах и обычаях // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, Исторические корни и развитие обычаев, — М., 1983, С, 164 — 165.

21, Филимонова Т.Д. Немцы // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы, Зимние праздники, — М., 1973, — С, 151 - 152,

22, МАЭ ОмГУ, Ф, — I, 1998, Д. 147 — 2, Л.8; 2007, Д. 189 — 1. Л, 1 — 3,

23, Там же, 1997, Д. 181 — 1, Л.37.

КУРМАНОВА Сулушаш Рахимжановна, аспирантка сектора этнографии.

644000 г. Омск-77, ул. Андрианова, 28.

Статья поступила в редакцию 09.02.2009 г.

© С. Р. Курманова

УДК 021(09] т. В. ГЛАЗУНОВА

Омский государственный технический университет

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1985-1991 г.)

Статья посвящена рассмотрению основных направлений деятельности библиотек технических вузов Западной Сибири в годы перестройки, определяются особенности этой работы. Исследование позволяет глубже осмыслить всю сложность работы во втузовских библиотеках в исследуемый период. Рассчитана на историков, преподавателей, а также интересующихся данной темой.

Ключевые слова: технические вузы, библиотеки, Западная Сибирь.

Утвержденное указом Президиумом Верховного Совета СССР в 1984 году «Положение о библиотечном деле в СССР» [1] определяло всю работу библиотек технических вузов в годы перестройки. Данное положение предоставило новые возможности для дальнейшего расширения масштабов библиотечного строительства в вузах Западной Сибири, определило социальные функции библиотек как идеологических, культурно-просветительных и научно-информационных учреждений.

В тех условиях в библиотечной работе происходил неуклонный, хотя и не безболезненный процесс избавления от устаревших представлений, формирование нового библиотечного мышления. В работе с читателями восстанавливалось все ценное из науч-

ного, методического и практического потенциала, и одновременно отрицались, отбрасывались дискредитировавшие себя взгляды, формы и методы обслуживания, в которых отражались догматизм и нетерпимость к иным взглядам и идеям.

В библиотеках технических вузов происходил процесс более тесного взаимоотношения библиотекаря и читателя как равноправных партнеров. Библиотечные мероприятия в основном были ориентированы на общечеловеческие ценности, усилилось внимание к личности, к семье.

Основными задачами библиотек технических вузов являлось:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Формирование фондов библиотеки.

2. Использование фондов библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.