Научная статья на тему 'Писательская профессия как предмет рефлексии у С. Кинга, Дж. Барта, Дж. Гарднера'

Писательская профессия как предмет рефлексии у С. Кинга, Дж. Барта, Дж. Гарднера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
226
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Киреева Н. В.

Статья посвящена актуальной проблеме изменения представлений о роли и месте писателя во 2-й половине XX в. под влиянием трансформации литературного поля. С помощью использования методов текстового анализа автор исследует специфику рефлексии представителей разных субполей литературного поля (постмодерниста Дж. Барта, реалиста Дж. Гарднера и создателя популярной беллетристики С. Кинга) над положением писателя и делает вывод о сходстве предлагаемых ими стратегий писательского поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Writer's Profession as a Subject of S. King, J. Gardner and J. Barth's Reflection

The article is devoted to the problems of crucial changes in the institution of literature and representations of writer's position in the second half of the 20th century at the time of the literary field transformation. It is shown that such different American authors as the famous postmodern writer, the serious realist writer J. Gardner, and the popular author of horror literature in their self-reflective non-fiction all suggest similar strategies of the artist's behavior.

Текст научной работы на тему «Писательская профессия как предмет рефлексии у С. Кинга, Дж. Барта, Дж. Гарднера»

Н. В. Киреева

ПИСАТЕЛЬСКАЯ ПРОФЕССИЯ КАК ПРЕДМЕТ РЕФЛЕКСИИ У С. КИНГА, ДЖ. БАРТА, ДЖ. ГАРДНЕРА

Превращение писательства в профессию происходит в результате автономизации литературы в конце XVIII - начале XIX вв. Это сопровождается «становлением соответствующей системы оплаты писательского труда (дифференцированной гонорарной ставки), формированием журнальной системы и роли литературного критика, обозревателя и рецензента текущей словесности, возникновением различных и постоянно умножающихся отныне групп авангарда и разворачиванием литературной борьбы между ними, в том числе борьбы за публичное признание, успех, доминирование в литературе и власть над общественными институтами»1. Во второй половине ХХ в., в период утраты литературой доминантных позиций в обществе и медиатизации культурного пространства, делается актуальным иное видение функций литературных институтов, а значит и положения писателя. Традиционные функции литературы начинают активно присваиваться иными медиа, в том числе электронными, а присущие литературному тексту практики чтения обыгрываются и трансформируются в новейших практиках медийного восприятия, что вызывает опасения в связи с вероятностью потери литературой собственного пространства и одновременно мыслится как небывалое доселе расширение возможностей литературного текста за счет эксперимента с медийным опытом коммуникации.

Эти тенденции не только интуитивно переживаются непосредственными участниками литературного процесса, но и порождают специфическую рефлексию над проблемами существования литературного текста. Один из примеров подобной рефлексии, связанной с выживанием романа «как искусства и как развлечения» в XXI в., представлен в эссе Джона Барта «Роман в грядущем столетии» (Inconclusion: The Novel in the Next Century), завершающем сборник лекций и эссе «Дальнейшие пятницы» (Further Fridays, 1995)2. Фиксируя этапы развития романа - от Средневековья к Новому времени, когда этот жанр превращается в институционально признанное предприятие, сопровождающееся выработкой определенных навыков чтения и созданием целого ряда литературных институций, Барт затрагивает и вопрос о судьбе романа во второй половине ХХ в., особенно в США, когда под влиянием распространения постмодернистской парадигмы происходит смешение «высокого» и «популярного». При этом создатель интеллектуального литературного продукта озабочен не столько фактом подобного смешения, сколько «узурпацией королевства рассказа визуальными, особенно электронными, медиа»3, что ведет к падению интереса к чтению и ставит под угрозу существование литературы вообще.

Подобный подход к проблеме свидетельствует не только о фактическом преодолении остроты в осознании процесса «пересечения границ» между элитарным и массовым (Барта больше волнует проблема сохранения читателя вообще, независимо от его эстетических предпочтений - читателя Г. Г. Маркеса и читателя С. Кинга, читателя глянцевых журналов и читателя научной литературы), но и об осознании тех опасностей, которые несет распространение новых информационных технологий и появление новых средств массовой

© Н. В. Киреева, 2008

коммуникации для самого существования литературы. Опасностей, активно обсуждаемых на рубеже ХХ-ХХ1 вв. представителями литературного поля4.

Предлагая своеобразный прогноз «будущего романа», Барт сталкивает две противоположных версии. Согласно первой, XXI в. будет характеризоваться постепенной атрофией читательских и писательских навыков, регрессом письменного текста к устной культуре, превращением чтения в привилегию элиты, стремительным сокращением круга читателей даже у суперпопулярных романистов5. Однако, рассматривая как более вероятную именно вторую - «оптимистическую» - версию существования романа в грядущем столетии, писатель аргументирует свою точку зрения специфическими функциями, которые выполняет литература и которые не могут быть передоверены другим видам искусства и другим средствам передачи информации6. А потому, заканчивает Барт свое эссе и свою книгу, «древнее искусство романа (и еще более древнее искусство всей литературы вообще) не только переживет XXI столетие,

__ 7

но и, скромно процветая, адаптируется к переменам и даже сможет развиваться»'.

Однако этот процесс «адаптации к переменам» сопровождается очередной постановкой вопроса «как быть писателем» в эпоху трансформации литературного поля, когда представители противоположных субполей начинают присваивать несвойственные их позициям виды символического капитала. В такой ситуации особенный интерес вызывают размышления создателей продуктов разной художественной ценности над спецификой писательской профессии, представленных в разного рода учебниках писательского мастерства. Популярность произведений этого жанра в США во второй половине ХХ в. была вызвана небывалым ростом числа курсов по специфическому предмету, получившему название «творческое письмо» или «писательское мастерство» (creative writing). Джон Барт, преподававший «писательское мастерство» в течение десятков лет, в ряде своих эссе не раз задумывался о причинах широчайшего распространения новой дисциплины в американских университетах, с грустной иронией замечая: «Ни экономический спад, ни упадок грамотности, ни власть кинематографа и телевидения - ничто не может подавить жажду американцев в курсах писательского мастерства»8.

Возможность сравнить три близких по жанру произведения - книгу Дж. Г арднера «О становлении романиста» (On becoming a novelist, 1983)9, эссе Дж. Барта «Можно ли этому научить?» (Can It Be Taught?, 1985)10 и учебник по «ремеслу писателя» С. Кинга «Как писать книги: Мемуары о ремесле» (On Writing: A Memoir of the Craft, 2000)11 - позволит нам лучше осознать специфику рефлексии писателей над своим положением в постмодернистском медиатизированном культурном климате.

Несмотря на объединяющий трех писателей преподавательский опыт (у Кинга он самый небольшой - всего несколько семестров, в отличие от Барта и Г арднера, к моменту создания произведений работавших в университетах больше двух десятков лет), авторов разделяет четкое осознание специфики своего положения в литературном поле, так же как и представление о составе своей аудитории.

Так, Гарднер, дающий понять, что он серьезный писатель, создающий «более или менее традиционную литературу», считает главным адресатом книги подобного себе «весьма серьезного молодого романиста», готового к материальным лишениям на выбранном пути и ориентированного в первую очередь на «духовную прибыль», стремящегося «не к публикации любой ценой, но к публикации, за которую можно гордиться - серьезной, честной литературы» (Гарднер, С. 78, XXII, 145, XXII). При этом Гарднер не раз противопоставляет свои творческие установки писателям-постмодернистам, в том числе Джону Барту, произведения которого называет «отлично сделанной, но пустой скорлупой»12.

Кинг, ясно осознающий специфику собственного положения, называет себя одним из «пролетариев» - «авторов популярных романов», которые «пекутся об искусстве и ремесле рассказчика историй» не меньше, чем «Делилло, Апдайки и Стайроны» (Кинг, С. 7). Рассуждая о разных типах писателей («плохих», «грамотных», «хороших» и «гениях») и адресуясь к молодым авторам, работающим в жанрах развлекательной литературы - писателям «грамотным», которые стремятся стать «хорошими», Кинг имплицитно подчеркивает, что таков был и его собственный путь в литературе (Кинг, С. 148). Тем самым, очерчивая свое место в литературном универсуме, он собственным примером стремится доказать, что и популярный писатель способен дойти почти до самой вершины, не уступая в мастерстве тем, кто способен создавать сложные интеллектуальные продукты (ряд «Апдайков и Стайронов» можно продолжить «Гарднерами и Бартами»).

Барт и Г арднера (как представителя реалистической литературы13), и Кинга (как автора массовой беллетристики14) опознает в качестве своего рода противников по литературному полю, а рекомендации адресует писателям, стремящимся создавать качественную, добротную литературу (Барт, С. 24).

Помимо разного статуса авторов, работы Г арднера и Барта, в отличие от кинговских «Мемуаров о ремесле», посвященных обучению процессу творчества, равно как и созданию имиджа успешного писателя, в первую очередь обращены не столько к проблемам «таинственных законов творчества», сколько к особенностям институализации молодого писателя на литературном рынке. Это разделение у Г арднера и Барта двух неразрывно связанных элементов - поэтики и поведения писателя - очень знаменательно. У того и другого автора есть произведения, целиком посвященные именно «законам творчества», - учебник Г арднера «Искусство прозы» (The Art of Fiction, 1984) и целый ряд эссе Барта, среди ко -торых особенно выделяется «Как создавать вселенную» (How to Make a Universe, 1984)15. Это доказывает, что и Гарднер, и Барт осознают неравнозначность понятий профессии писателя и специфики его художественного мира, что позволяет этим авторам создавать литературу за пределами «романа как коммерчески популярного развлечения»16, используя аналогичные кинговским стратегии писательского поведения, о которых и идет речь в названных произведениях.

Именно поэтому, на наш взгляд, советы трех представителей разных сегментов литературного поля очень похожи по сути. Не случайно сравнение текстов Г арднера, Барта и Кинга позволяет сделать вывод, что в них используется не только сходная структура, но и целый ряд похожих рекомендаций начинающим авторам. Это и рекомендации, касающиеся особенностей процесса писательства (Г арднером и Бартом затрагиваемые лишь частично): роль чтения (Гарднер, С. 96; Барт, С. 22-24; Кинг, С. 152-155); специфика «инструментов», используемых в работе (Гарднер, С. 92-93; Кинг, С. 111-146); напряженный кропотливый труд по созданию текста как главное условие успеха (Гарднер, С. 136; Кинг, С. 159-164). И конкретные советы относительно поведения в литературном поле: как обзавестись полезными знакомствами - с рецензентами, издателями, редакторами, другими писателями, найти литературного агента, правильно презентовать себя и свой текст (Гарднер, С. 98-118; Барт, С. 29-33; Кинг, С. 264-277).

По нашему мнению, глубинной причиной сходства этих произведений трех совершенно различных по художественным установкам авторов является их отношение к писательству как профессии, способной обеспечивать определенное положение в обществе и приносить какой-то доход17. Не случайно, поднимая вопрос о возможности преподавания писательского мастерства, Барт подчеркивает, что вопрос не связан с созданием гениального текста типа

«Бесплодной земли» или «Ста лет одиночества», так же как и подписи к открытке, - речь идет о написании произведения, которое напечатают приличные журналы и солидные издательства, произведения, от которого получат удовольствие читатели (Барт, С. 24).

Сравнение этих трех текстов в той части, где речь идет именно о профессии, а не о секретах творчества, показывает практически полное сходство предлагаемых авторами подходов. Совпадает и ведущий пафос Г арднера, Кинга и Барта - писательству можно не только обучить, но и научиться:

- «тяжелая работа, усердие и своевременная помощь могут (выделено авт. - С.К.) сделать из грамотного писателя хорошего» (Кинг, С. 149);

- «искусство письма кажется начинающему автору очень трудным, но справиться с ним может каждый желающий работать» (Г арднер, С. 132); более того - «больше людей терпит неудачу, пытаясь стать успешными бизнесменами, чем писателями» (Гарднер, С. XXV);

- «искусству письма можно научиться - как любому другому искусству, ремеслу, навыку», уточняя, однако: «этому можно научиться, будучи способным» (Барт, С. 24, 34).

Столь же ясно осознают и Г арднер, и Кинг, и Барт, что суть писательства не меняется, меняется лишь его положение в современном социуме. В связи с этим Гарднер размышляет об исторических формах поддержки творца - от меценатов-аристократов до современных коммерческих и государственных фондов (Гарднер, С. 113). И здесь, в вопросах выживания современного писателя советы автора-экспериментатора (Барт), традиционалиста (Гарднер) и популярного (Кинг) совпадают почти дословно (Гарднер, С. 98-118; Барт, С. 29-33; Кинг, С. 264-277).

Так озвучивается идея о том, что при всей разнице продуктов творчества (высокий / массовый) способы их продвижения на рынок играют очень важную роль и часто неотличимы. Не случайно Г арднер, рассуждая о пути произведения к читателю, предлагает начинающим авторам не противиться желанию издателей давать их книгам рекламу любыми способами, активно участвовать в телевизионных интервью и ночных радиопередачах, встречаться с читателями в книжных магазинах по всей стране и использовать другие стратегии, способные повысить рейтинг автора и его произведения (Гарднер, С. 108-109).

Таким образом, обращаясь к традиционному для писателя любой эпохи кругу вопросов (в том числе, соотношению таланта и мастерства, вдохновения и напряженного труда, «инструментов» и задач творца), все три писателя, несмотря на разное положение в литературном поле, предлагают начинающим авторам целый ряд очень сходных рекомендаций успешной институализации в рамках литературного рынка. Тем самым, совершенно очевидно, что в ситуации угрозы потери литературой собственного статуса, утраты традиционных функций представители разных субполей ясно осознают необходимость активно воздействовать на формирование и поддержание своего имиджа и репутации, сходным образом отстаивая позиции писательской профессии в изменившейся социокультурной среде.

1 Дубин Б. Массовая словесность, национальная культура и формирование литературы как социального института // Популярная литература: Опыт культурного мифотворчества в Америке и в России: Материалы V Фулбрайтовской гуманитарной летней школы / Под ред. Т. Д. Венедиктовой. М., 2003. С. 11-12.

2 «Дальнейшие пятницы» продолжают проект публикации Бартом сборников нехудожественных текстов - эссе, статей, лекций, предисловий к художественным произведениям, начавший осуществляться в 1984 г. изданием «Пятничной книги» ( The Friday Book: Essays and Other Nonfiction).

3 Barth J. Inconclusion: The Novel in the Next Century // Barth J. Further Fridays: Essays, Lectures, and Other Nonfiction. 1984-1994. Boston, 1995. P. 357.

4 Сам текст данного эссе - переработанная версия доклада Барта на научном симпозиуме с аналогичным названием, прошедшем в одном из старинных университетов Италии в 1990 г., где прозвучали выступления «выдающихся ученых, критиков и романистов из различных стран» (С. 349). Такая дискуссия - лишь одна из целого ряда развернувшихся на научных форумах и страницах специальной и популярной прессы в преддверии XXI в.

5Barth J. Op. cit. P. 360-361.

6 Ibid. P. 364.

7 Ibid. P. 366.

8 Barth J. Can It Be Taught? // Barth J. Further Fridays. P. 26. Та же фраза с некоторыми вариациями повторяется и в написанном ранее эссе “Doing the Numbers: a Footnote to the Foregoing”// Barth J. The Friday Book: Essays and Other Nonfiction. New York, 1984. P. 107.

9 Gardner J. On becoming a novelist. New York, 1983. XXV + 118 p. Далее ссылки на номер страницы вместе с указанием на источник - «Гарднер» - будут даваться в скобках рядом с цитатой.

10 Barth J. Can It Be Taught? P. 22-34. Далее ссылки на номер страницы вместе с указанием на источник - «Барт» - будут даваться в скобках рядом с цитатой.

11 King S. On Writing: A Memoir of the Craft. Scribner, 2000. 288 p. Русский перевод: Кинг С. Как писать книги: Мемуары о ремесле / Пер. с англ. М. Б. Левина. М., 2004. 317 с. Далее ссылки на номер страницы вместе с указанием на русский перевод - «Кинг» - будут даваться в скобках рядом с цитатой.

12 Гарднер Д. О моральной ответственности литературы / Пер. Т.Д. Венедиктовой // Писатели США о литературе: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 397.

13 Полемике с Гарднером и подобными ему писателями Барт посвящает эссе «Очень похожий на слона: реальность против реализма»: Barth J. Very Like an Elephant Reality versus Realism // Barth J. Further Fridays. P. 136-143.

14 В целом ряде эссе Барт противопоставляет массовую беллетристику тому типу литературы, который создает он сам: Barth J. Inconclusion: The Novel in the Next Century. P. 349-366; Barth J. Very Like an Elephant. P. 136-143; Barth J. It Goes Without Saying // Barth J. The Friday Book. P. 104-112.

15 Barth J. How to Make a Universe // Barth J. The Friday Book. Р. 13-25.

16 Barth J. It Goes Without Saying. P. 111.

17 Впрочем, доход весьма относительный - это признают и зарабатывающий миллионы Кинг («В Америке работают тысячи талантливых писателей, и лишь немногие из них... могут содержать семью на свои литературные заработки». С. 262), и всегда вынужденный думать о хлебе насущном Гарднер («Большинство романистов, включая очень хороших, никогда не зарабатывают на жизнь с помощью их искусства». С. 110).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.