ПИСАТЕЛЬ, ВОЗВЫШАЮЩИЙ ДУШУ (О НЕСКОЛЬКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ РАССКАЗАХ ГОДЕРДЗИ ЧОХЕЛИ)
© Сордия Л.И.1, Пипия Д.В.2
Сухумский государственный университет, Грузия, г. Тбилиси
В статье речь идет о нескольких религиозных рассказах Годердзи Чохели («Я знал, Пасха обязательно наступит», «Божьи дети», «Божья птаха, «Евангелие от Луки» и др.) в которых писатель развивает мысль о том, что несмотря на существующий коммунистический режим, человек должен спасти свою душу, свои личностные ценности не должны быть приведены в жертву временщикам. Выбирая между добром и злом, человек всегда должен быть на стороне добра. Самая главная мысль этих рассказов заключается в том, что в жизни любого человека обязательно наступит Пасха как возвышение души.
Ключевые слова Пасха, душа, временщик, Господь, природа, мироздание.
«Годердзи — это слеза, упавшая на землю Сам-тавро. Он — и радость и печаль ... слеза, которая упала на землю Грузии, скоро даст свой плод».
Святейший и Блаженнейший Католикос - Патриарх всея Грузии Илья II.
Годердзи Чохели выделяется в грузинском литературе и кинематографии своей личной и творческой чистотой. Его чистая улыбка, святая слеза, наполняют воздух флюидами любви. Во времена господства воинствующего атеизма писатель сеял семена веры и добра. Вспоминается Апостол Павел: Слава Господу, дающему нам победу во Христе и раздающему нашими руками истину своего учения повсеместно, поскольку мы - свет учения Христова как среди спасенных, так и среди падших душ. Для одних губи-
1 Профессор, доктор филологических наук.
2 Доктор филологии.
тельный аромат смерти, для других же - живительный аромат жизни. Кто достоин этого?» (св. Павел, II послание коринфянам, 3, 14, 15, 16) [1, с. 387].
Творчество Г. Чохели греет душу вознесенными Господу молитвенными интонациями. Оно полно божественными озарениями и явлениями. Писатель, подобно Святому отцу, может заявить: «Приду к Господним Явлениям и озарениям» (св. Павел, II послание коринфянам, гл. 12,1) [1, с. 399].
Писатель, рукоположеный Господом садовником Христовым, щедро сеет Веру, Добро и Любовь.
Вспоминается Данте: «Это садовник Христовый, явившийся в мир для разведения Сада Господнего» [2, с. 281].
Каждый рассказ и роман писателя возвышает душу, служит укреплению веры.
Остановимся на нескольких его рассказах.
Рассказ: «Я знал, Пасха обязательно наступит» [3, с. 252-261] - описывает студенческую жизнь, взаимоотношения студента и лектора. Заведующий учебной частью театрального института, господин Саша на первый взгляд производит впечатление весьма педантичного, сурового администратора, слепо исполняющего закон, стандартного «красного», советского работника. Он наизусть знает, сколько в какой аудитории числится студентов, сколько опоздавших, всегда ведет точный учет, он - мастер угроз. Эти угрозы весьма болезненны, поскольку касаются лишения стипендии. А эта мизерная сумма является для бедного студента единственным источником существования.
Одинокий пастух в свое время попал в институт по специальности «Кинорежисер» благодаря покровительству ректора. На приемном экзамене он должен был написать разбор темы о русском кино. Однако он не владел русским языком. Чтобы не сдать чистый лист, он написал стихотворение об олене, который спустился на равнину и был ранен, об орле, детеныше лани. И под каждым из них он подразумевал себя.
О гудамакарском абитуриенте распространились легенды: с гор явился какой-то юный Важа Пшавела и пишет разбор фильмов в стихах.
Гуманный, человеколюбивый ректор сразу же заметил большой потенциал талантливого молодого человека. Руководствуясь не законом, а велением сердца оценил он его возможности и гудамакарский «пастух» стал студентом. Но, стесненный бытовыми проблемами. Он часто опаздывал на занятия и «Господин Саша» угрожал ему потерей источника существования. То же самое, за опоздания, ждало и кутаисского студента. Молодые люди выразили свой протест тем, что уложили в вынесенный из бутафорской мастерской гроб кутаисца и дождались реакции «Господина Саши». Но этот трюк не сработал. Наделенный безошибочным чутьем, заведующий учебной частью уловил дыхание «покойника». Этот тщедушный человек притеснял гигантов-артистов: то выводил из закусочной Додо Абашидзе, то -Зураба Капианидзе. Особенно обрушился вихрь угроз на голову «гудама-карского пастуха». К его проблемам добавилась еще одна. Однажды его, спешащего в институт, преследовал «господин Саша» и, пытаясь оторваться от докучливого администратора, и без того дрожащий студент, наступив на разрушенный асфальт, провалился в ров. И сюда донеслась угроза «господина Саши»: «Сиди тут до второго пришествия, дождись Пасхи, а я покажу тебе, как лишаются стипендии».
Попавший в ров, студент пожалел о поступлении в театральный институт. Лучше уж было оставаться пастухом. Он вспомнил, как в Гудамакари впервые привезли кино, как показали горцам «Отца солдата» и как завладела им неугасимая любовь к кино.
Праздничное настроение от поступления вскоре было отравлено невыносимой слежкой «Господина Саши». И упавшему в ров слышались его угрозы, вырисовывалась мрачная перспектива голода, поскольку из дома ему никто не помогал. Единственный источник существования - стипендия должна была быть принесена в жертву бессовестному завучу.
Естественно, к кассе он после этого не подходил. В день выдачи стипендии кассир вызвал его через однокурсника, но подойти к нему не решился. Потом сам кассир нашел его и студент не поверил своим глазам, когда вместо 40, ему выдали 100 рублей, что причиталось лишь ленинским стипендиатам. Такова была доброта «господина Саши», которому, оказывается,
пришлось обратиться со специальной просьбой в деканат и совет о поощрении этого талантливого юноши специальной стипендией. «Господин Саша» стал «Дядей Сашей». Однако этим не ограничилась помощь «Дяди Саши» студенту - «пастуху». Это был период безраздельного господства ЦК Партии и комсомола. Близость к этим инстанциям многим бездарям казалась счастьем. Комсомольские боссы заинтересовались ленинским стипендиатом. Но «Дядя Саша» и близко не подпустил их к «пастуху»: - «он на репетиции, очень занят, в пьесе «Пасха» играет пастуха». Оба его поступка имели большой гуманный подтекст: материальная помощь талантливому студенту и избавление от бессмысленной комсомольской нагрузки, целенаправленное отстранение от карьерных амбиций, создали необходимые условия для реализации его потенциала. «Дядя Саша» и после смерти являлся «пастуху» в его видениях с улыбкой, говорил с ним строгим, но обнадеживающим тоном: «держись, парень! Не поддавайся проблемам». Эти видения происходили будто бы по Божественному велению и давали ему большой стимул. Бывший студент верил, что какая бы проблема ему ни встретилась, душа «Дяди Саши» помогла бы ему, и пасха обязательно придет [3, с. 260].
Веру в это вселил в него строгий, требовательный, но безошибочно разбирающийся в молодежи наставник, добрый «Дядя Саша». Ибо наставляет Библия: «... Всякий, рожденный от Господа преодолеет все. Такую силу дает нам вера» (Иоанн, 5,4) [1, с. 321].
Адресатом вышеприведенного рассказа Г. Чохели, как заявляет сам писатель, является необыкновенный человек - Александр Кик-надзе (Лела Джикашвили, Веселые воспоминания гудамакарца, «Кви-рис палитра», 7 -13.01.2008).
Еще на приемных экзаменах создалась легенда о Г. Чохели, как о «Втором Важа Пшавела». Каждый, кто пристально изучает творчество этого, Божьей волей явившегося из Гудамакари писателя признает, что это чистосердечное высказывание - чистая правда и в будущем нуждается в основательном изучении.
Примечательны слова сестры Г. Чохели: «Во времена студенчества мама послала его в лес за дровами. Вечером, по возращении, он сказал, что - дров
не принес, но заготовил принесенный рекой бревна. Это я и сама бы сделала -ответила мама, - когда я вошел в лес, некоторые деревья посмотрели на меня с такой грустью, одно улыбнулось мне, другое поздоровалось, третье -склонилось. Как мог я ударить их топором? Это была не поза Годердзи, он действительно чувствовал все и был искренен» [4, с. 12].
Годердзи Чохели, это новый важа-пшавелевский Миндиа, с его неповторимыми видениями. Его творчество населено волками (роман «Волк»), детьми Божьими («Божьи дети»), орлами (Полет с орлом, Небесный странник, побратим Гигиа Бубунаури), ланями (Волк), девами (Божьи дети, Поселенные за гранью), оленями (Волки, Поселенные за гранью), летающими святыми отцами (Святой отец, Волк).
Каждое из лиц писателя осмыслено в оригинальном контексте и носит печать творческой индивидуальности.
Как и у В. Пшавелы, в прозе Чохели поет природа, все мироздание. Писатель понимает секретный язык природы.
Интонации песен слышны в рассказе «Божья птаха» [3, с. 261-375]. Его персонажа в 6-летнем возрасте силой отдают в школу, но его не привлекает бездушное, официозное окружение. Интересом к учебе и хорошей памятью он также не обладает. Пребывание в школе причиняет ему такую же боль, как и принесение теленка в жертву в церкви. На каникулах мальчик пасет овец. Особено любит птиц. Наблюдает за гнездом, в котором растут 3 красивых птенца. Любовь к природе, к миру пернатых, проявляло и поколение писателей, следующее после В. Пшавелы. Достаточно вспомнить рассказ «Наш смелый зяблик» Реваза Инанишвили об интересе девушки -студентки к птенцу со сломанным крылом, его же «Зимний приют для птиц», где окончательно увязшая в жизненном болоте, раздраженная мать сама разрушает возвышенные чувства, доброту и мечты сына, убив купленных им птиц [5, с. 280-297]. Здесь холодная обстановка города сталкивается с гармонией природы.
В рассказе Годердзи Чохели найден абсолютно иной угол зрения. Здесь действие происходит в горах и отношение людей к детям природы гармонично. Людям нравится удивительный певец. Им кажется, что в песне
«божьей птахи» слышится возглас «Господи, Господи!», похожий молитву. Поэтому лучших певцов сравнивали с этой птицей [3, с. 268].
Ребенок постоянно следил за гнездом «божьей птахи». Следил, чтобы какая-нибудь хищная птица его не поймала, или чтобы лиса не выследила его.
Но однажды он нашел гнездо валяющимся на земле и птиц нигде не было видно. Лишь одного птенца он нашел, перетянул ему сломанное крыло обрывком рубахи, отнес домой и выкармливал подобно матери-птице.
В сентябре отнес птенца к готовящимся к перелету птицам, но птенец не сумел лететь со своими собратьями в теплые края.
Птица слушала, как мальчик заучивал таблицу умножения и постепенно стала повторять слова.
С помощью спрятанного за пазухой птенца мальчик хорошо сдал грамматику, английский, русский. Однако правда раскрылась, учитель отнял птенца и запер в кабинете географии-биологии. Но благодаря невнимательности сторожа птица освободилась и вернулась к хозяину. Весной мальчик вернул спасенного птенца возвратившейся с Юга матери-птице, которая также обещала ему помощь на экзамене, но ученик верил, что теперь и без посторонней помощи, поскольку птица научила его молитве и напутствовала: «помолись перед тем, как начнешь учить урок, пропой эту молитву Богу и легко запомнишь все, ничего не забудешь» [3, с. 373].
Действительно, эта молитва подарила мальчику хорошую память и усидчивость.
Уже выросший птенец, уже имевший семью и детей, не прерывал отношений со спасшим его мальчиком. Осенью летел в теплые страны, весной возвращался и напоминал: «не забывай молиться перед каждым делом и в душе пой Божью мелодию» [3, с. 243].
И действительно, о чудесной силе распевной молитвы многократно приветствуют святые отцы.
Апостол Павел наставлял эфесцев: «общайтесь между собой псалмами, пением и мелодиями. Возносите Господу пение в своих сердцах» (Апостол Павел. К эфесцам, 5,19) [1, с. 420].
Отправившийся в город для продолжения учебы мальчик невольно забыл Божью Птаху, но всегда помнил песню и молитву: «лишь пение и молитву ко Господу не забываю и, вспоминая Божью Птаху, сокрушаюсь о том как мы, люди, уничтожаем природу, постепенно отрываемся от ее благодати и, запертые в больших городах, редко слышим пение птиц, без которого постепенно холодеет и лишается любви сердце» [3, с. 377].
Грубый директор описывается в рассказе «Евангелие от Луки» [3, с. 275296], в котором природная доброта и Вера подростка подвергается нападкам со стороны деспотичных и тираничных по своей природе работников образования. Такие персонажи известны и в творчестве писателей-предшественников Г. Чохели. Комунисты устраивают антирелигиозные процессы и в «Похищении луны» К. Гамсахурдия [7, с. 221].
В рассказе Чохели «Волк» отравленные «красной бациллой» учителя, обнаружившие в предпасхальные дни лань, преследуют ее пока не лишат жизни. Мотив преследования лани берут начало в рассказе В. Пшавела «Рассказ детеныша лани» [9, с. 279-288].
Крещеные и некрещеные «волки» отравляют невинным детям праздник Пасхи, убеждают их в том, что пасха не существует. Когда Лука приносит в школу красное яйцо, директор наказывает его, заставляет обежать кругом школьный двор и ломает яйцо («Волк»).
Именно их последователем является директор из «Евангелия от Луки», наказывающий розгами явившуюся в школу без формы маленькую девочку, а принесший хлеб и сыр школьник наказывается пятью розгами.
Этот «красный Сатана» пытается остановить духовный рост маленького, доброго от природы мальчика, убить в нем человечность. Директор воспитал собственного палача - некоего Апциаури, выполняющего его садистские задания. Лука с радостью читает о приключениях Дон Кихота, любит этого персонажа, которого характеризуют самопожертвование, верность и борьба со злом.
Подросток приобщился к истине и добру из оставшегося от покойного отца «Евангелия от Луки». Но и это святое дело не обошлось без наказания. Директор обозвал его «рабом христовым» и исполосовал ему спину 30 роз-
гами. Апциаури, по приказу директора, бил его, пока он не упал. Напрасно молил Лука директора вернуть ему отцовское Евангелие. Просьба бабушки также была безрезультатна. Мальчик едва избежал исключения из школы. Бабушка сокрушенная ушла от этого покинула этого «адского человека» [3, с. 287].
Люди, подобные директору и сами не способны понять подобных книг, и отравляют душу подросткам.
В день пасхи в комунистической школе проводились занятия и тем, у кого было найдено в кармане красное яйцо, или же следы красной краски на руках, грозило суровое наказание. В школе поощрялись доносчики и когда у выданного собственным товарищем Луки нашли красное яйцо, директор и Апциаури, привязав его к его спине деревянный крест, повесили с помощью тряпок и веревок ему на шею и руки крашеные яйца. Директор раздал ученикам прутья, приказал кричать: «Христос воскресе» и хлестать его по ногам. Лука должен был в таких условиях пробежать по кругу 10 раз и даже когда он упал, Апциаури не прекратил его бить. Директор был удовлетворен. На следующий день велели привести родителей. Лука с трудом поднялся, нашел портфель и вышел со двора. На шее и руках все еще висели поломанные красные яйца. Подходя к дому вздрогнул: возле его дома собрались соседи с опечаленными лицами. Бабушки не стало.
Однако, жизнь продолжалась. Главное было в том, что Лука сумел тайно проникнуть в кабинет директора и вернуть отцовское Евангелие. Потом, преклонив колени перед могилой бабушки, сообщил покойной старушке о возращении заветной книги. При этом просил передать отцу, что был чист перед ним.
Была и еще одна радость - неожиданное возращение проданного бабушкой быка Никоры. Лука снова был не один.
Список литературы:
1. Новый завет и псалмы. - 1992.
2. Данте. Божественная комедия. - Тб., 1941.
3. Годердзи Чохели. Моя книга. - Тб., 2010. - (на груз. яз.).
4. Журн. «Гза». - 2010. - № 23. - (на груз. яз.).
5. Ананишвили Р. Далекая белая вершина. - Тб., 2010. - (на груз. яз.).
6. Слово истиной веры. Кн. 3. - Тб., 1991. - (на груз. яз.).
7. Гамсахурдия К. Похищение луны. - Тб., 1991.
8. Годердзи Чохели. Волк. - Тб., 1988.
9. Важа Пшавела. Рассказы. - Тб., 1986.