Научная статья на тему 'ПИСАТЕЛЬ ВИТАЛИЙ БИАНКИ КАК ОРНИТОЛОГ'

ПИСАТЕЛЬ ВИТАЛИЙ БИАНКИ КАК ОРНИТОЛОГ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
191
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПИСАТЕЛЬ ВИТАЛИЙ БИАНКИ КАК ОРНИТОЛОГ»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2022, Том 31, Экспресс-выпуск 2208: 3140-3145

Писатель Виталий Бианки как орнитолог

В.В.Бианки

Второе издание. Первая публикация в 2022*

Детство и отрочество моего отца Виталия Валентиновича Бианки (1894—1959) проходило под сильным влиянием его отца — Валентина Львовича Бианки (1857—1920) — учёного-орнитолога. Кроме того, раннее детство писателя совпало с обустройством выставочных залов Зоологического музея Академии наук в новом помещении и по новому плану. Заведующий орнитологическим отделением — Валентин Львович был членом комиссии по внутреннему устройству музея. Будучи летом с семьёй на даче, он не только как всегда вёл разносторонние наблюдения за птицами, но и собирал материал для экспозиций музея.

Отец с раннего детства брал любознательного сына на прогулки в лес, на берег моря. В 1935 году Виталий Валентинович так писал о своём детстве, отвечая читателям на вопрос «Отчего я пишу про лес» (журнал «Колхозные ребята», 1936, № 10/11): «Отец рано начал брать меня с собою в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И — самое главное — с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь».

Важно на самом деле всё. И то, что отец приучил постоянно вести дневник, и то, что познакомил с окружающей природой, с её растениями, насекомыми, птицами, зверями, и привил величайшую любовь к ним и удивление ими. Кроме того, он познакомил мальчика с научными способами познания окружающего мира, с методиками изучения птиц того времени.

Сам Валентин Львович познал окружающую природу в отрочестве и юности, полюбил её и «заболел» её изучением. Однако его путь к работе профессионала-орнитолога был долгий и сложный. Пришлось учиться не в университете, а закончить Медико-хирургическую (Военно-медицинскую) академию и стать врачом. Даже став сотрудником Зоологического музея, он первое время был вынужден заниматься насекомыми, хотя его страстной любовью были птицы. Пройдя такой путь, Валентин Львович, естественно, вводил сына в свой мир любви и работы, упрощая его путь становления специалистом-последователем.

* Бианки В.В. 2022. Писатель Виталий Бианки как орнитолог IIБианковский альманах. Вып. 8. Великий Новгород: 25-29.

Уже в 1908 году, когда Валентин Львович собирался ехать в экспедицию на Камчатку, он оставил четырнадцатилетнего сына своим «заместителем» по наблюдениям за птицами в Лебяжьем, где на берегу Финского залива семья проводила каждое лето. Обладая зорким глазом и музыкальным слухом, Виталий к тому времени не только хорошо знал птиц, но и легко определял их в природе. К тому же увлёкшись охотой, он хорошо стрелял и мог добыть нужную птицу для определения её видовой принадлежности или в коллекцию. Валентин Львович мог спокойно оставить сыну на лето серьёзную программу орнитологических наблюдений.

Виталий собирался стать, как отец, орнитологом. Интерес к птицам, как и к другим животным, сохранился у него на всю жизнь. Открытые на птиц глаза и слух помогали ему всю жизнь видеть и слышать их, будь то на прогулке в деревне или в шумном большом городе. Стремление рассказать другим об увиденном, удивившем, познанном и пережитом появилось позже, когда накопилось много впечатлений и знаний о мире птиц, зверей, насекомых.

Когда судьба забросила Виталия Валентиновича на Алтай, в Бийск, он много и интересно рассказывал ученикам в школе о жизни птиц и других животных. Там же в Бийске он познакомился и подружился с Гансом Христиановичем Иогансеном, в то время студентом Томского университета. На Алтае Ганс Христианович занимался «выживанием» в то сложное время и коллекционированием птиц. Летом друзья организовывали экспедиции в окрестности Телецкого озера для изучения фауны птиц, работали в краеведческом музее в Бийске. Им удалось собрать значительную коллекцию, после обработки которой в Зоологическом музее в Петрограде они надеялись опубликовать свою работу.

Однако судьба распорядилась иначе. В январе 1920 года скончался отец. В следующем, 1921 году Виталий Валентинович женился, а в 1923 году был вынужден срочно уехать с семьёй в Петроград. Коллекция птиц была отправлена багажом по железной дороге. Однако до Петрограда она не дошла, застряв где-то в пути. К тому же ситуация в Зоологическом музее изменилась, поступить туда на работу не удалось. Семью же надо было кормить.

Вернувшись в Петроград, Виталий Валентинович начал серьёзно заниматься литературным творчеством. Выходят его первые книжки, в которых он начинает рассказывать об удивительном мире птиц и других животных. Желание поделиться своей радостью общения с птицами, с природой, рассказать о них любознательным слушателям, как уже упоминалось, проявилось ещё в Бийске. Вначале слушателями были юноши и девушки, позже наиболее восприимчивые к услышанному, увиденному и прочитанному — дети, школьники. Однако Виталий Валентинович всегда говорил, что он пишет и для взрослых, сохранивших в душе

ребёнка. Занятие птицами отошло на второй план, хотя вопрос, что для него важнее — литературное творчество или наука — долго оставался открытым. Под рукой на столе и этажерке у писателя всегда была научная литература.

После трудных двадцатых и начала тридцатых годов Виталий Валентинович с семьёй постепенно утвердился летом в Новгородчине. Вначале жили летом в Пестовском районе, в 1933 году в деревне Ком-зово и в 1934 — на хуторе Сосенка близ села Устюцкого, потом в Мошен-ском районе, в 1935 и 36 годах в деревне Яковищи и, наконец, в 19371942 годах в Михееве. В деревню приезжали чаще всего в мае и жили в ней до сентября, когда детям надо было в школу. Когда дети подросли, родители стали задерживаться и на всю осень, а то и до окончания зимних школьных каникул. В деревне спокойней было жить, лучше работалось.

Во время прогулок и охоты с любимым спаниелем или с гончей, Виталий Валентинович постоянно фиксировал все встречи птиц. Их список постепенно увеличивался. Кроме «врождённого» интереса к животным и привычки записывать все наблюдения, была ещё одна немаловажная причина их фиксации. В 1910 году Валентин Львович опубликовал статью «Наши сведения о птицах Новгородской губернии» и в 1915 году — «Первое дополнение к статье «Наши сведения о птицах Новгородской губернии» (обе в «Ежегоднике Зоологического музея Академии наук»). Виталию Валентиновичу интересно было отметить максимум видов птиц, которые вошли в работу отца, выяснить, какие новые виды появились, каких нет в Мошенском районе, какие произошли изменения. Продолжалась как бы общая работа с отцом, начатая в счастливом детстве.

В середине 1930-х годов Виталий Валентинович познакомился с кружком юных натуралистов вначале при Зоологическом институте (бывшем музее), потом при Педагогическом институте им. М.Н.Покровского, которым руководил Анатолий Михайлович Котон. Экспедиция юннатов стала приезжать летом в Новгородчину и устраивалась невдалеке от Михеево, в одной из соседних деревень. Орнитологи работали под непосредственным руководством Виталия Валентиновича. Они разбивались на пары, каждая из которых имела свой участок, на котором старалась найти все гнёзда и провести за ними наблюдения. Часто наблюдали за утренним пробуждением птиц. Вся экспедиция занималась «Открытием страны Див», краеведением. В ней были специалисты разных направлений — ботаники, энтомологи, териологии, гидробиологи. Всем хватало места и интересных объектов для наблюдения. Нередко кто-то из юннатов, или уже студентов, оставался после отъезда основной группы, устраивался жить близ семьи Бианки и продолжал свои исследования.

К тому времени и собственный сын (автор этих строк), ещё раньше «заболевший» птицами и другой живностью, подрос и стал сознательно относиться к своему интересу. Научился узнавать птиц в природе, находить птичьи гнёзда, вести за ними наблюдения. Подрастал помощник.

Виталий Валентинович предложил интересный научный эксперимент в природе, который назвал «Кукидом» — «кукушкиной идеей». Было интересно выяснить особенности родительского отношения воробьиных птиц к своим кладкам, птенцам. Предполагалось подкладывать в их гнёзда яйца других видов. А если подложить яйцо, выкрашенное в ярко красный или черный цвет? А как они будут выкармливать чужих птенцов? Как это отразится на «пасынках» и «падчерицах»?

Обычно подкладывали по одному яйцу вместо изъятого яйца хозяев. Но в гнезде некоторых самок иногда оказывалось смешение яиц разных видов. Особенно часто это происходило в гнёздах чечевиц. Они так самоотверженно, трогательно заботились о своих кладках и птенцах, что принимали все чужие яйца.

Описание найденных гнёзд птиц, наблюдения за ними, результаты проведённых опытов Виталий Валентинович вместе с юннатами тщательно записывал в тетради, где каждому гнезду отводилась особая страница. Отмечалась дата находки гнезда, его местоположение на дереве или на земле, величина кладки или число птенцов, состояние развития оперения и другие особенности птенцов, поведение родителей. Обычно тот, кто нашёл гнездо и проводил за ним наблюдения, сам вёл записи в общей для всех тетради.

Найти много гнёзд не стремились, многочасовые наблюдения у гнёзд не проводили. Хотя часто старались увидеть, как поведёт себя птица при замене у неё в гнезде одного, реже двух яиц, как поведут себя птенцы, получая несвойственный корм от приёмных родителей, как это отразится на них. В опытах участвовали зерноядные и насекомоядные птицы, виды с хищными наклонностями, как сорокопут-жулан. Материал собрался интересный. В послевоенное время, в годы «Сталинского преобразования природы» и создания лесополос в степях, орнитологи проводили похожие работы для скорейшего заселения птицами полезащитных полос.

Одновременно с наблюдениями за гнёздами Виталий Валентинович собирал коллекцию птичьих яиц, стремясь показать характерную для каждого вида форму, окраску и её варианты. Из гнезда брал одно яйцо, чтобы не нарушить кладку. В 1950-х годах коллекция была передана в Зоологический институт Академии наук.

С годами копились тетради с записями о найденных гнёздах, их судьбе. Часто гнёзда разоряли местные мальчишки и хищники, что всегда было очень обидно. Научной обработкой собранных материалов Виталий Валентинович не занимался, не хватало времени. Только в тяжё-

лую первую военную зиму 1941/42 года, которую семья провела в Михе-еве, он написал по договорённости с С.Н.Поршняковым, директором Бо-ровичского краеведческого музея, и передал в музей рукопись с описанием птиц, которых удалось наблюдать за 7 лет в Мошенском районе. Эта рукопись ныне опубликована, так как она не потеряла своего интереса ни для любителей и краеведов, ни для преподавателей и орнитологов*.

Позже, уже после войны, в 1946 году Виталий Валентинович с семьёй жил на берегу озера Пирос, а потом - на озере Боровно. Уже больной, не имея возможности совершать длительные экскурсии, он продолжал свои записи встреченных птиц и решал загадки, которые они задавали. Например, его заинтересовало поведение сизых чаек на острове Еловике на озере Боровно. В гнездовое время чайки из года в год держались на острове, поросшем высокоствольным ельником, беспокоились как у гнезда, когда невдалеке появлялся хищник. Однако гнёзд на берегу острова не было. Не было их и на небольшом болоте в лесу. Оставалось предположить, что чайки гнездятся в старых гнёздах ворон. Такое необычное гнездование было известно для сизых чаек. К сожалению, удостовериться в своём предположении Виталий Валентинович не смог. Не оказалось в нужное время умелого помощника.

Среди близких знакомых Виталия Валентиновича всегда были профессионалы-орнитологи. Это и Виталий Андреевич Хахлов, и Борис Карлович Штегман, и иллюстрировавший в 1920-х годах первые издания

* Виталий Витальевич Бианки написал статью об отце для 2-го выпуска Бианковского альманаха, где была опубликована его работа «Птицы Мошенского района». Данный альманах подготовлен семьёй Бианки при участии сотрудника Валдайского национального парка Л.Э.Бриккера. Он вышел в свет в 2001 году при поддержке Санкт- Петербургской лесотехнической академии под названием «Птицы Боровичского края». Художником -иллюстратором издания была дочь писателя Елена Витальевна Бианки.

некоторых рассказов Александр Николаевич Формозов. Долгое время жил в квартире В.В.Бианки на 3-й линии Васильевского острова в Ленинграде А.И.Иванов. С Александром Ивановичем знакомство произошло ещё в Бийском музее, куда приходил любознательный юноша. А в 1930-е годы, живя в Михееве, Виталий Валентинович приглашал поселиться на лето по соседству не только друзей-литераторов, но и орнитолога С.К. Красовского. В 1940-х годах Виталий Валентинович близко познакомился через Елизавету Вячеславовну Лукину с Александром Николаевичем Промптовым, с которым их объединял интерес к изучению поведения птиц. В 1950-х годах на третью линию Васильевского острова регулярно приходили Алексей Сергеевич Мальчевский и Константин Алексеевич Юдин, нередко с жёнами. Обсуждались новые идеи, работы, публикации. Различной степени знакомства были и с целым рядом других зоологов.

Виталий Валентинович всегда оставался исследователем, который знакомил с научно--достоверными результатами познания не узкий круг учёных-профессионалов, а широчайший круг читателей, закладывая в них любовь и бережное отношение ко всему живому.

Сохранилась на всю жизнь и крепкая дружба Виталия Валентиновича с Гансом Христиановичем, который стал известным орнитологом. В 1937 году, будучи датским подданным, Г.Х.Иогансен был вынужден покинуть Советскую Россию. Несмотря на то, что после отъезда переписки не было и встретиться удалось впервые только в январе 1956 года, дружба между ними осталась такой же прочной.

В 1950-х годах Виталий Валентинович параллельно с литературной работой увлечённо создавал «Опознаватель птиц в природе». Это было давнее желание дать любителям птиц руководство к определению птиц в природе не только по их внешнему виду, но и по поведению, голосу, другим признакам. Хотелось создать определитель, построенный и написанный художником слова на всестороннем восприятии птицы, встреченной в её месте обитания. Подталкивали на его создание и опубликованные А.Н.Промптовым пособия для любителей птиц, в которых он учил определять птиц в природе, вести за ним простейшие наблюдения. Особое место среди них заняла книга «Птицы в природе. Руководство для определения и изучения птиц в природных условиях», изданная в 1937 году. Создание «Опознавателя птиц» неоднократно обсуждалось с А.С.Мальчевским и К.А.Юдиным. Закончить его Виталий Валентинович не успел, совсем, совсем немного оставалось сделать... До конца своих дней он оставался писателем-орнитологом, много и с любовью рассказывая людям об удивительном и прекрасном мире птиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.