Научная статья на тему 'Пилотный проект демонстрационного экзамена (на примере колледжей Санкт-Петрбурга)'

Пилотный проект демонстрационного экзамена (на примере колледжей Санкт-Петрбурга) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФГОС СПО ПО ТОП-50 / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / СТАНДАРТЫ ВОРДСКИЛЛС РОССИЯ / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / THE FGOS SPO OF THE TOP-50 / MODEL OF COMPETENCES / QUALITY OF VOCATIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARDS / STANDARDS / WORDSKILLS RUSSIA / DEMO EXAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панов Николай Александрович, Тараканова Анна Николаевна

В статье рассматривается вопрос оценки качества как один из основных в процессе развития профессионального образования. Важную роль при этом играет переход на новые ФГОС по ТОП-50, которые ориентированы на подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями. Обсуждается вопрос проведения Государственной итоговой аттестации выпускников колледжей в форме демонстрационного экзамена по стандартам Вордскиллс Россия в качестве независимой оценки квалификаций. Отмечается важная роль, которая отводится при этом профессиональным сообществам. Приводятся результаты пилотной апробации демонстрационного экзамена в Санкт-Петербурге, который состоялся в 2017 и 2018 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панов Николай Александрович, Тараканова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Demonstration exam pilot project (on the example of St. Petersburg colleges)

The article deals with the issue of quality assessment as one of the main in the development of vocational education. An important role is played by the transition to the new GEF for the TOP 50, which are focused on the training of highly skilled workers and specialists in accordance with modern standards and advanced technologies. Discussed the State final certification of graduates of colleges in the form of a competence-based qualification standards, Wordskills Russia as an independent assessment of qualifications. The important role assigned to professional communities is noted. The results of the pilot testing of the demonstration exam in St. Petersburg, which took place in 2017 and 2018, are presented.

Текст научной работы на тему «Пилотный проект демонстрационного экзамена (на примере колледжей Санкт-Петрбурга)»

ответственной субъектности» в ходе сознательного и свободного выбора студентами целевых ориентиров и ценностно избираемых средств социально-профессиональной самореализации и самоактуализации в разнообразных сферах социальной практики, направленных на совершенствование жизнедеятельности общности, повышения степени благополучия других людей и собственной жизненной удовлетворенности.

Литература:

1. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М.: Социум, 2000. 176 с.

2. Братухина Е.В. Формирование социально-профессиональной ответственности студентов вуза во внеаудиторной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2018. 166 с.

3. Горбатовская Н.Н. Педагогические условия формирования у будущих педагогов социальной ответственности в использовании информационных ресурсов в процессе обучения: дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2018. 189 с.

4. Гурулева Н.Е. Внеаудиторная деятельность как условие творческой самореализации студента // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 1045-1047.

5. Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно-ориентированное профессиональное образование // Педагогика. 2002. № 3. С. 3-15.

6. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. 351 с.

7. Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации: монография. Оренбург, 2013. 312 с.

8. Плаксий С.И. Парадоксы высшего образования. М.: Национал. ин-т бизнеса, 2005. 424 с.

9. Подшивалов В.Н. Социальная ответственность личности: философско-антропологический аспект: дис. ... канд. философ. наук. Екатеринбург, 2009. 196 с.

10. Сыманюк Э.Э. Психологические компоненты ответственности руководителей // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. 2015. № 1. С. 155-163.

Педагогика

УДК: 377.5

кандидат технических наук, доцент Панов Николай Александрович

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург); преподаватель Тараканова Анна Николаевна

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Колледж туризма и гостиничного сервиса Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА (НА ПРИМЕРЕ КОЛЛЕДЖЕЙ САНКТ-ПЕТРБУРГА)

Аннотация. В статье рассматривается вопрос оценки качества как один из основных в процессе развития профессионального образования. Важную роль при этом играет переход на новые ФГОС по ТОП-50, которые ориентированы на подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями. Обсуждается вопрос проведения Государственной итоговой аттестации выпускников колледжей в форме демонстрационного экзамена по стандартам Вордскиллс Россия в качестве независимой оценки квалификаций. Отмечается важная роль, которая отводится при этом профессиональным сообществам. Приводятся результаты пилотной апробации демонстрационного экзамена в Санкт-Петербурге, который состоялся в 2017 и 2018 году.

Ключевые слова: система среднего профессионального образования, ФГОС СПО по ТОП-50,компетентностная модель, качество профессионального образования, профессиональные стандарты, стандарты Вордскиллс Россия, демонстрационный экзамен.

Annоtation. The article deals with the issue of quality assessment as one of the main in the development of vocational education. An important role is played by the transition to the new GEF for the TOP 50, which are focused on the training of highly skilled workers and specialists in accordance with modern standards and advanced technologies. Discussed the State final certification of graduates of colleges in the form of a competence-based qualification standards, Wordskills Russia as an independent assessment of qualifications. The important role assigned to professional communities is noted. The results of the pilot testing of the demonstration exam in St. Petersburg, which took place in 2017 and 2018, are presented.

Keywords: the system of secondary professional education, the fgos SPO of the T0P-50,model of competences, quality of vocational education, professional standards, standards, Wordskills Russia, demo exam.

Введение. В настоящее время в нашей стране большое внимание уделяется вопросам развития профессионального образования. Особенно это касается совершенствования системы среднего профессионального образования (СПО), которая должна обеспечить потребности развивающейся экономики в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена. Одним из направлений совершенствования является внедрение, начиная с 2016 года, новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по пятидесяти наиболее востребованным и перспективным профессиям СПО (ТОП-50), одобренными Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и утвержденными Приказом Минтруда России от 2 ноября 2015 года №831.

Переход на новые ФГОС должен обеспечить «создание в Российской Федерации конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающую подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями» [5]. Под современными стандартами подразумеваются, в первую очередь, профессиональные стандарты, разрабатываемые профессиональным сообществом, и стандарты Ворлдскиллс Россия, ориентированные на международное движение WorldSkills International (WSI), целью которого является повышение статуса профессионального образования и стандартов профессиональной подготовки и квалификаций по всему миру.

Важной отличительной чертой ФГОС по ТОП-50 является то, что государственная итоговая аттестация (ГИА) проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена. Сложившаяся на сегодняшний день компетентностная модель профессионального образования требует от выпускников не только знаний и умений, а главное - компетентность, которая понимается как готовность к уверенным самостоятельным действиям в реальных стандартных и нестандартных ситуациях. В связи с этим вопросы соответствия ФГОС требованиям работодателей, а также независимой и объективной оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы является очень актуальными, и активно обсуждаются педагогическим сообществом [1, 2, 6, 7, 8].

Изложение основного материала статьи. Демонстрационный экзамен предполагает оценку компетенций путём наблюдения за выполнением трудовых действий на рабочем месте или в условиях, максимально приближенных к производственным. Однако проводиться этот экзамен может по-разному. В связи с этим, можно назвать две модели проведения демонстрационного экзамена: по стандартам «Ворлдскиллс Россия» и по профессиональным стандартам [8]. Остановимся на этих моделях более подробно.

9 декабря 2016 года состоялась встреча Президента РФ В.В. Путина с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству. По итогам встречи был утверждён перечень поручений Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при участии союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Одно из этих поручений предполагало «внедрение демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия» в качестве государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» [3] и легло в основу пилотной апробации в рамках внедрения Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста.

Санкт-Петербург вошел в число субъектов Российской Федерации, которые прошли отбор на участие в пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена в 2017 году. В соответствии с Распоряжением Комитета по образованию от 20.03.2017 №917-р был определён перечень компетенций «Ворлдскиллс Россия» и соответствующих им профессий и специальностей среднего профессионального образования для проведения демонстрационного экзамена, а также пять ведущих колледжей, участвующих в пилотной апробации (таблица 1). При проведении демонстрационного экзамена, в котором приняло участие в общей сложности 108 человек, использовалась «Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия», разработанная Союзом «Ворлдскиллс Россия».

Выпускники колледжей Санкт-Петербурга продемонстрировали довольно высокий уровень подготовки. 26,85% участников демонстрационного экзамена показали результат выше среднего балла участников национального чемпионата «Ворлдскиллс Россия» (пятый результат среди 26 субъектов Российской Федерации), а 68,52% показали результат выше среднего балла по стране (также пятый результат среди 26 субъектов Российской Федерации). Особенно следует отметить СПб ГБПОУ «Техникум «Автосервис». Все 20 участников демонстрационного экзамена по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» показали результат, соответствующий стандартам «Ворлдскиллс Россия».

Таблица 1

Перечень компетенций «Ворлдскиллс Россия», соответствующих им профессий и специальностей СПО и образовательных учреждений для пилотной апробации проведения демонстрационного

экзамена в 2017 году

№ п/п Наименование компетенции Ворлдскиллс Россия Наименование профессии или специальности СПО Образовательное учреждение

1. Ремонт и обслуживание легковых автомобилей 23.01.03 Автомеханик СПб ГБПОУ «Техникум «Автосервис»

2. Столярное дело 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства СПб ГБПОУ «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

3. Программные решения для бизнеса 09.02.03 Программирование в компьютерных системах СПб колледж телекоммуникаций СПб ГУ телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

4. Мехатроника 27.02.04 Автоматические системы управления СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»

5. Поварское дело 19.01.17 Повар, кондитер СПб ГАПОУ «Колледж туризма и гостиничного сервиса»

В 2018 году пилотная апробация получила дальнейшее развитие. В соответствии с Распоряжением Комитета по образованию от 05.02.2018 № 302-р появились новые образовательные учреждения для участия в пилотной апробации, а также расширился перечень компетенций и соответствующих им профессий и специальностей СПО для проведения демонстрационного экзамена (табл. 2). В демонстрационном экзамене приняли участие уже 267 выпускников колледжей.

Таблица 2

Перечень дополнительных компетенций «Ворлдскиллс Россия», соответствующих им профессий и специальностей СПО и образовательных учреждений для пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена в 2018 году

№ п/п Наименование компетенции Ворлдскиллс Россия Наименование профессии или специальности СПО Образовательное учреждение

1. Парикмахерское искусство 43.01.02 парикмахер СПб ГБПОУ «Академия индустрии красоты «Локон»

2. Малярные и декоративные работы 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ СПб ГБПОУ «Колледж «ПетроСтройСервис»

3. Программные решения для бизнеса 09.02.07 Информационные системы и программирование СПб ГБПОУ «Колледж информационных технологий»

4. Администрирование отеля 43.02.11 Гостиничный сервис СПб ГБПОУ «Петровский колледж»

5. Поварское дело 19.01.17 Повар, кондитер СПб ГАПОУ «Морской технический колледж имени адмирала Д.Н. Сенявина»

6. Туризм 43.02.10 Туризм СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»

7. Парикмахерское искусство 43.02.02 Парикмахерское искусство СПб ГБПОУ «Петровский колледж»

8. Электроника 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники СПб ГБПОУ «Колледж электроники и приборостроения»

Анализ пилотной апробации позволил выявить положительные стороны демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия» и некоторые проблемные вопросы. К числу несомненных достоинств можно отнести следующее:

1. Объективная оценка квалификации, так как экзамен проводится комиссией из независимых высококвалифицированных экспертов с участием представителей профессионального сообщества и основан на непосредственном выполнении трудовых действий на рабочем месте.

2. Оценочные средства соответствуют реальным практическим заданиям и обеспечивают соответствие лучшим мировым стандартам и передовым технологиям.

3. Руководители образовательных учреждений имеют возможность объективно оценить качество реализуемых образовательных программ, материально-техническое обеспечение учебного процесса, уровень квалификации своих педагогических кадров и принять на этой основе необходимые управленческие решения.

4. Представители профессиональных сообществ заинтересованы в своём участии в демонстрационном экзамене, так как это даёт возможность пригласить на свои предприятия выпускников, отвечающих требованиям современной экономики, продемонстрировавших сформированность компетенций, обеспечивающих дальнейшую успешную профессиональную деятельность.

5. Выпускники, успешно сдавшие демонстрационный экзамен, помимо диплома государственного образца о среднем профессиональном образовании могут быть зарегистрированы в единой электронной системе интернет-мониторинга (eSim) и получить международный документ, подтверждающий их профессиональный уровень (Skills Passport), что значительно повысит их шансы на престижное трудоустройство.

Что касается проблемных вопросов, то необходимо выделить следующее:

1. Сложности с материально-техническим обеспечением демонстрационного экзамена. По действующему регламенту практические задания выполняются на специальных сертифицированных площадках, которые получили статус центра проведения демонстрационного экзамена по соответствующей компетенции и обладают всем необходимым оборудованием и инструментом (в соответствии с инфраструктурным листом) по стандартам «Ворлдскиллс Россия». Получение статуса сопряжено с большими финансовыми затратами, невозможными для большинства образовательных учреждений. Так например, по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» инфраструктурный лист насчитывает 133 позиции, среди которых такие дорогостоящие, как 3 современных автомобиля, подъёмник, диагностический сканер, газоанализатор, компьютер, двигатель, коробка перемены передач и другие. Решение этой проблемы видится в реализации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями и работодателями, однако этот вопрос требует тщательной проработки нормативно-правовой базы.

2. Организационные сложности, которые связаны с тем, что демонстрационный экзамен растягивается на 2-3 дня и его общая продолжительность в соответствии с регламентом «Ворлдскиллс Россия» составляет до 15 часов. При такой продолжительности демонстрационный экзамен сложно организовать для всех выпускников различных образовательных учреждений, готовящих специалистов по одним и тем же специальностям, в одни и те же сжатые сроки в соответствии с требованиями ФГОС по ТОП-50.

3. Кадровые проблемы, обусловленные тем, что проводить демонстрационный экзамен в соответствии с регламентом «Ворлдскиллс Россия» должны сертифицированные эксперты, прошедшие соответствующее обучение. В настоящее время таких экспертов явно недостаточно.

В связи с изложенными проблемными вопросами представляется целесообразным тщательное изучение методики проведения демонстрационного экзамена по профессиональным стандартам и сопоставление двух моделей. В этом плане заслуживает внимания проведение демонстрационного экзамена в Финляндии, которая имеет двадцатилетний опыт. Несмотря на высокие результаты, которые регулярно показывают выпускники колледжей Финляндии на мировых чемпионатах WoridSkiИs, за основу демонстрационного экзамена приняты профессиональные стандарты, позволяющие проверить компетентность выпускников непосредственно на рабочем месте [4].

Выводы:

1. Пилотная апробация проведения демонстрационного экзамена в Санкт-Петербурге по стандартам «Ворлдскиллс Россия» показала возможность независимой оценки квалификаций выпускников колледжей при проведении Государственной итоговой аттестации в соответствии с ФГОС по ТОП-50.

2. Более широкое распространение демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия» требует роста числа сертифицированных площадок и сертифицированных экспертов, дальнейшего развития сетевых форм взаимодействия между образовательными учреждениями и работодателями.

3. Заслуживает внимания изучение возможности использования элементов независимой оценки квалификаций по профессиональным стандартам при проведении Государственной итоговой аттестации в соответствии с ФГОС по ТОП-50.

Литература:

1. Ашихмина Е. А., Ашихмин С. А., Фридман М. Ф. Движение WoridskiИs в кадровой политике как условие экономического развития региона // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 4. С. 46-57.

2. Наумкина В. А. Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс: уверенный выход на рынок труда // Профессиональное образование и рынок труда. - 2018. — № 3. — С. 44-48.

3. Перечень поручений по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53682 (дата обращения: 09.02.2019)

4. Перти Кокки. Демонстрационный экзамен // Строительство и образование. 2008. №1. С. 29-31.

5. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/556183093 (дата обращения: 09.02.2019)

6. Смолина О. А. О формировании востребованной системы оценки квалификаций в формате WoridSkiИs // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2017. Т. 12, № 2. С. 32-40.

7. Смолина О. А. Особенности итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций в соответствии с международными стандартами "WoridSkiИs" // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. Т. 12, № 6. С. 87-91.

8. Факторович А.А. Демонстрационный экзамен - новый формат подведения итогов обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://academy-prof.ru/blog/demonstracionny-ekzamen-v-spo (дата обращения: 09.02.2019)

Педагогика

УДК:376.42

магистрант факультета психологии и педагогики Панфилова Татьяна Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» - Мининский университет (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» - Мининский университет (г. Нижний Новгород)

О ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ

ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Аннотация. В статье актуализирована проблема изучения и развития базовых показателей готовности к обучению грамоте умственно отсталых первоклассников. Приведены сравнительные результаты экспериментального исследования отдельных показателей психофизического развития первоклассников двух исследовательских групп, представлены примеры индивидуальных речевых профилей. Обсуждаются количественно-качественные результаты сформированности предпосылок к овладению навыками чтения и письма у умственно отсталых первоклассников.

Ключевые слова: обучение грамоте, готовность к овладению грамотой, умственно отсталые первоклассники.

Annotation. The article actualizes the problem of studying and developing basic indicators of readiness to literacy of mentally retarded first-graders. Comparative results of experimental research of separate indicators of psychophysical development of first-graders of two research groups are given, examples of individual speech profiles are presented. The quantitative and qualitative results of the formation of prerequisites for mastering the skills of reading and writing in mentally retarded first-graders are discussed.

Keywords: literacy training, readiness for literacy, mentally retarded first-graders.

Введение. Важной практической задачей современного специального образования является анализ готовности к обучению грамоте умственно отсталых первоклассников. В процессе обучения грамоте у умственно отсталых младших школьников формируются базовые умения и навыки, а также происходит развитие речевого, коммуникативного и социального опыта, поэтому данный этап является основополагающим на начальном этапе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.