5. Тараканов И.А. Некоторые особенности стадии возбуждения уголовного дела // Рос. сле-установления признаков необходимой обороны в дователь. 2006. № 8.
АЛЕКСЕЕВА Ирина Сергеевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: irinale.alexeeva@ yandex.ru.
ALEKEYEVA, Irina Sergeyevna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 342.734
ПИЛОТНАЯ СТАДИЯ КОДИФИКАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Р. Аминова
В статье обсуждается вопрос кодификации социального законодательства в рамках обобщения опыта регионов Российской Федерации, принявших социальные кодексы. Отмечены положительные результаты кодификации и предложены мероприятия для дальнейшей работы как на региональном, так и на федеральном уровнях. Принятию кодекса должна предшествовать работа как теоретического, так и практического характера. Необходима разработка Концепции кодификации Социального кодекса, которая станет основой для разработки проекта Социального кодекса Российской Федерации и основой унификации социального законодательства, имплементации мировых стандартов, закрепления механизма реализации и защиты прав на социальную помощь. Разработке Социального кодекса в регионе также должна предшествовать работа по составлению социального паспорта с демографическими и финансовыми показателями. В ходе рассмотрения регионального законопроекта предполагается обсуждение широкой общественностью и участие общественных организаций.
Ключевые слова: социальная помощь; Социальный кодекс Российской Федерации; кодификация социального законодательства; Концепция Социального кодекса.
A.R. Aminova. PILOT STAGE OF THE CODIFICATION OF SOCIAL LEGISLATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
The article discusses the issue of codification of social legislation. The experience of the regions of the Russian Federation that have adopted social codes is generalized. Positive results of codification were noted and measures for further work both at the regional and federal levels were proposed. The adoption of the code should be preceded by the work both a theoretical and a practical nature. It is necessary to develop the Concept of codification of the Social Code, which will become the basis for the drafting of the Social Code of the Russian Federation and the basis for the unification of social legislation, the implementation of world standards, and the consolidation of the mechanism for implementing and protecting the rights to social assistance.
The development of the social code in the region should also be preceded by the work on the compilation of a social passport with demographic and financial indicators of the region. During the discussion of the regional draft law, it is expected to be discussed it by the general public and the participation of public organizations.
Keywords: social assistance; Social Code of the Russian Federation; codification of social legislation; Concept of the Social Code.
В условиях развития рыночной экономики актуальными остаются вопросы реализации социальной политики. Социальная функция -ключевая функция любого современного цивилизованного государства. В базовых нормативно-правовых актах, в первую очередь в своей Конституции, каждое государство позициони-
рует себя как социальное. В статье 7 Конституции Российской Федерации (далее - РФ) определяется, что наше государство - социальное и его политика «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].
Вопрос о том, что кодификация законо-
96
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 2(32)
дательства о социальном обеспечении несет преимущества, имеет множество достоинств и необходима нашему государству, рассматривался многими авторами. Некоторые регионы РФ уже приняли социальные кодексы:
- Социальный кодекс Белгородской области от 28.12.2004 г № 165;
- Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан от 19.06.2008 г. № 225;
- Социальный кодекс Ярославской области от 19.12.2008 г № 65-3;
- Социальный кодекс Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. № 728-132;
- Социальный кодекс Волгоградской области (в редакции законов Волгоградской области от 10.06.2016 г. № 53-ОД;
- Закон Астраханской области от 22.12.2016 г. № 85/2016-оз «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области (с изм. на 21.11.2017 г.)».
Недавно принят подобный закон в Ленинградской области - «Социальный кодекс Ленинградской области» от 17.11.2017 г. №72-оз, вступивший в силу с 1 января 2018 г. [2].
В принятых социальных кодексах уже обозначилась четкая структура из общей и особенной части. Общая часть устанавливает общие положения и полномочия органов государственной власти в сфере социальной поддержки. В том числе вводятся основные понятия и термины, определяется предмет, принципы правового регулирования, критерии предоставления социальной поддержки, обозначается субъектный состав - граждане, имеющие право на социальную поддержку и субъекты, предоставляющие меры социальной поддержки, основания и критерии предоставления, виды социальной поддержки и способы ее предоставления [6]. В Социальном кодексе Ленинградской области, например, вводится критерий нуждаемости как показатель для определения оснований получения социальной поддержки. Кроме того, в принятом документе помимо кодификации прошло реформирование и были увеличены пособия сообразно современной экономической ситуации (например, единовременное пособие при рождении, на лекарства малоимущим, пострадавшим от пожара) [2].
Особенная часть разделена по категориям граждан - пенсионеры, ветераны, инвалиды, семьи с детьми, многодетные семьи, обучающиеся, специалисты, работающие в сельской местности и другие категории [2; 6].
В социальном кодексе непосредственно могут указываться размеры выплат, а могут
предусматриваться в ежегодном региональном бюджете, как например в Ленинградской области [2].
Можно говорить о том, что кодификация правовых норм социального обеспечения проходит пилотную стадию, и есть первые результаты, которые в целом положительные. Сокращается нормативно-правовая база, происходит отсев повторов, устранение пробелов. Вместо сотни нормативно-правовых актов появляется один. Например, в Ленинградской области в результате разработки Социального кодекса были обобщены более 60 нормативно-правовых актов. Помимо кодификации может идти процесс реформирования социальной сферы региона, пересматривающего категории получателей социальной поддержки, виды и размеры социальной помощи. Но реформирование не должно, как минимум, ухудшать положение граждан и доходить до тех, кто в ней действительно нуждается.
Кодификация делает сферу социального обеспечения более прозрачной и доступной для граждан, оперативной и более управляемой для органов государственной власти и управления, создает предпосылки для определения корпоративной социальной политики и деятельности муниципалитетов.
Тенденцию по принятию социального кодекса «подхватывают» и развивают новые регионы. Разрабатывается и обсуждается проект кодекса Югры, Томской области, города федерального значения Москвы. Каждый регион, обладая спецификой, с одной стороны, и компетентностью, с другой стороны, должен регулировать и реализовать социальную политику на своем уровне самостоятельно. По предмету ведения сфера социального обеспечения отнесена Конституцией РФ к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 71-72 Конституции РФ) [1].
Таким образом, пилотная стадия дала возможность изучить положительный и отрицательный опыт и учесть его для дальнейшего повсеместного внедрения. Например, однозначно подтверждается целесообразность данного проекта. Хорошие показатели социального благополучия коррелируют с разработкой социального кодекса в этих регионах-пионерах. Такой анализ проведен, например, В.В. Локосовым [5].
Государственной власти такая правотворческая деятельность поможет разрабатывать стратегию и тактику регулирования разных направлений социального обеспечения, региональным властям - отслеживать причинно-следственные связи между направлениями социальной политики и ее результатами, а об-
щественности, институтам гражданского общества - четче видеть результаты социальной политики.
Для дальнейших шагов необходимо также изучить положительный опыт стран ближнего и дальнего зарубежья. Например, Социальный кодекс принят в ФРГ, Кодекс социального обеспечения - во Франции, в Туркменистане. Есть международные стандарты; накоплены также и теоретические исследования авторов В.В. Ло-косова, Ю.В. Васильевой и др.
В итоге должна быть разработана Концепция кодификации законодательства о социальном обеспечении, «которая определит ее направления, цели, принципы, сроки осуществления каждого этапа социального кодекса», -базовые, фундаментальные вопросы принятия кодифицированного акта [7]. Концепция также позволит унифицировать терминологию, определить формы и методы предоставления социальной поддержки, закрепить механизмы контроля и надзора за практикой реализации социальных отношений, предусмотреть и повысить значения субъектов социального партнерства в социальной сфере, имплементи-ровать общепризнанные международные социальные нормы и стандарты.
Есть круг вопросов чисто теоретического плана. Каким должен быть этот нормативно-правовой акт - комплексного или отраслевого характера? Может ли он определяться как кодекс или основы законодательства, должен ли он быть результатом кодификации или инкорпорации? [3; 4] Не менее важным является вопрос цели кодификации и задач. Каждый аспект требует глубокой проработки, в том числе на федеральном уровне должны быть заложены стандарты предоставления помощи регионам, не позволяющие субъектам РФ снижать минимальную планку. Такой подход должен исключить возможность ухудшения положения граждан из-за действий региональных властей.
Таким образом, разработка и принятие Социального кодекса Российской Федерации -основа унификации при разработке социальных кодексов субъектов РФ. Это большая задача для теоретиков и практиков, для исследовательских институтов, государственных органов, общественных организаций.
Далее нужна «надстройка», учитывающая специфику региона. Составлению регионального проекта Социального кодекса должны предшествовать изучение региональной специфики, достижений, актуальных вопросов и назревших проблем. Основу может составить социальный паспорт региона, содержащий
важные демографические, финансовые показатели. Необходимо также учесть мнение общественности. Социальный кодекс должен находить баланс между тем, чтобы оказать помощь действительно нуждающимся, и тем, чтобы не принижать мотивацию к саморазвитию и социальной реализации трудоспособного населения. С этой целью могут проводиться социологические опросы, которые позволят выявить наиболее уязвимые группы нуждающихся и сферы приложения сил.
Кроме того, гражданам должна быть предоставлена возможность внести свои предложения, высказать свою точку зрения, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Публичное обсуждение законопроекта Социального кодекса опробовано и может быть использовано другими регионами. Для этого могут быть задействованы информационные ресурсы Общественной палаты региона, общественных организаций и др.
Таким образом, при кодификации социального законодательства важно участие не только государственных и муниципальных органов власти, но и общественных организаций, общественности в целом. Примеры такого взаимодействия есть. В Томской области помимо опубликования проекта Социального кодекса его обсуждение парламентариями проходило с участием и общественных организаций.
Разработка социального кодекса в регионах может идти комплексно или поэтапно. Комплексный подход включает кодификацию с одновременным реформированием, пересмотром категорий получателей социальной помощи, видов и размеров социальной поддержки. Поэтапный подход позволяет разделить во времени эти действия, уделяя внимание в первую очередь обобщению существующей нормативно-правовой базы, делая ее доступнее для граждан. При любом подходе регион получает положительный результат.
Существующий процесс кодификации социального законодательства условно можно назвать кодификацией «снизу», так как кодификация нормативно-правовых актов началась на уровне регионов - как ответ на объективный запрос времени. Безусловно, данная работа должна быть продолжена и на региональном, и на федеральном уровнях. Для позитивных результатов нужны усилия всех заинтересованных сторон - государства, региона и общественности. Тогда основная цель социальной политики - повышение качества жизни граждан - будет решаться.
98
вестник Российского университета кооперации. 2018. № 2(32)
Список литературы
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ). URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 25.01.2018).
2. Социальный кодекс Ленинградской области. URL: http://social.lenobl.ru/Files (дата обращения: 25.01.2018).
3. Васильева Ю.В. Кодекс социального обеспечения: отраслевой или комплексный? // Российский юридический журнал. 2008. № 5. С. 151-155.
4. Васильева Ю.В. Цели кодификации россий-
ского законодательства о социальном обеспечении // Государство и право. 2013. № 11. С. 17-24.
5. Локосов В.В., Ярашева А.В. Социальный кодекс России: pro et contra: монография / АНО «Совет по вопросам управления и развития»; ИСЭПН РАН. М.: ООО «Деловые и юридические услуги "ЛексПраксис"», 2014. 127 с.
6. Проект Социального кодекса Томской области. URL: http://old.duma.tomsk.ru/files2 (дата обращения: 25.01.2018).
7. Шарапов М.Ю. Перспективы кодификации отрасли права социального обеспечения России: Кодекс социального обеспечения РФ // Экономика, социология и право. 2015. № 1. С. 233-235. URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 25.01.2018).
АМИНОВА Альмира Рафаиловна - кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Башкирский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Уфа. E-mail: [email protected].
AMINOVA, Almira Rafailovna - Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Humanities and Science Disciplines. Bashkir Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Ufa. E-mail: [email protected].
УДК 343.97
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СЛУЖЕБНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КООПЕРАТИВНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ*
В.В. Андреев, М.Г. Иванов, О.М. Иванова
В статье рассматриваются общие теоретические и методологические вопросы обеспечения экономической безопасности в кооперативном секторе экономики. Отмечается важность определения основных угроз в сфере обеспечения безопасности служебно-управленческих отношений в динамике их возникновения. Авторы утверждают, что применение способов рационального сочетания государственного регулирования и правовой защиты с механизмами рыночных отношений может стать эффективным средством обеспечения экономической безопасности.
Ключевые слова: экономика; кооперативный сектор; экономическая безопасность; служебно-управленческая деятельность; служебно-экономические злоупотребления.
V.V. Andreyev, M.G. Ivanov, O.M. Ivanova. TOPICAL ISSUES OF SAFETY OF OFFICE AND ADMINISTRATIVE ACTIVITY IN THE COOPERATIVE SECTOR OF ECONOMY
The general theoretical and methodological questions of ensuring economic security in the cooperative sector of economy are considered in the article. Importance of definition of the main threats in the sphere of safety of the office and administrative relations in dynamics of their emergence is noted. The authors argue that the use of methods of rational combination of state regulation and legal protection with the mechanisms of market relations can be an effective means of ensuring economic security.
Keywords: economy; cooperative sector; economic security; office and administrative activity; office and economic abuses.
* Научная статья подготовлена при финансовой поддержке Российского университета кооперации по гранту Е-3 «НИОКР Центросоюз» - 2018.