Научная статья на тему 'Пифагорейские философские основания пространства театра Витрувия'

Пифагорейские философские основания пространства театра Витрувия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
360
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пифагорейские философские основания пространства театра Витрувия»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Б.Ю. Анушин

Пифагорейские философские основания пространства

театра Витрувия

Сочинение Витрувия является единственным сохранившимся античным трактатом о строительстве и механике. Витрувий писал его на протяжении многих лет, а издал его около 25-23 гг. до н. э.

Каждая книга представляет собой отдельное целое, предваренное предисловием, где излагается содержание предшествующих книг и намечается содержание будущих. Не сохранились помещенные автором в тексте рисунки, планы и иллюстрации трактата, состоящего из 10 книг: Первая книга. Введение. Здесь Витрувий пишет общие представления об архитектуре и строительстве; Вторая книга. О строительных материалах; Третья и четвертая книга. О храмах; Пятая книга. Общественные здания. Театр (гл. 3-8); Книга шестая. Частные здания; Книга седьмая. О живописи и украшении зданий; Книга восьмая. Распознание и средства изыскания воды; Книга девятая. Гномоника; Книга десятая. Машины.

Витрувий рассуждал о том, каким образом все порождалось природой, из определенного сочетания основных начал: «Прежде всех Фалес считал началом всех вещей воду; Гераклит Эфесский, названный греками за темноту своих сочинений темным, - огонь; Демокрит и его последователь Эпикур - атомы, которые у нас назвали насекомыми, а иные неделимыми телами; школа пифагорейцев к воде и огню прибавила воздух и землю. Итак, Демокрит, хотя и не дал, строго говоря, названий этим вещам, а определил их только как неделимые тела, очевидно, говорил о тех же самых началах, раз они, будучи разъединены, не подвержены ни повреждениям, ни гибели, ни разделению на части, а на веки сохраняют свою постоянную и бесконечную стойкость»1.

Мы видим, что Витрувий воспринимает космос как осмысленное целое и привносит порядок в архитектуру через построение архе, т. е. архитектор Демиург, активно упорядочивает и гармонизирует мир. Для Витрувия философия вырастает из опыта и практики, он открывает через них законы бытия. Возникает вопрос - почему Витрувий в трактате обращается не к философии своих современников, а заинтересован открытиями греческой

1 Витрувий, Десять книг об архитектуре / Витрувий. Репринт. изд. М.: Архи-тектура-С, 2006. С. 39.

169

философской мысли шестисотлетней давности: натурфилософов, Платона, Аристотеля? Для этого существует несколько причин:

1. Подражание древнегреческой культуре; Витрувий воспринял законы греческого мира и следовал им, считая, что они посланы богами; время, разделяющее его от античной Греции, помогало объективно оценить культуру греков, их открытия в теории архитектуры и философии.

2. Натурфилософия, её специфика (метафоричность, мифологизм, образность восприятия природы) близки Витрувию в силу его уровня философских знаний, воспринятых им как архитектором и инженером.

3. Увлечение пифагорейцами и математикой помогало глубже проникнуть в содержание этих открытий и применять в проектной практике ордерную систему, размерность, масштаб, модульность, геометрические построения.

Важной частью трактата является сравнение театров Древней Греции и Рима. Как видно из содержания трактата, театр описывается в главах с третьей по восьмую пятой книги. Кроме того, интерес представляют первые три главы первой книги, где высказаны теоретические понятия об архитектуре.

Витрувий связывал организацию порядка в философии античности с такими понятиями, как «космос» и «хаос». Космос (греч. - «порядок») противопоставлен хаосу и пространственно окружен им. Порядок, строй верно отражают некий целостный мир, который един и не распадается на части. Театр Витрувия - это геометрическая модель античного космоса, в нем организована типология пространства в двухмерном изображении, найдена геометрическая связь между скеной, орхестрой, театроном. Целостность бытия театра Витрувия выражена в некоем геометрическом построении, в пространстве которого скрыта сакральность и проявляется божественная эпифания. Можно сказать, что амфитеатр - это уникальное явление театральной архитектуры и театрального пространства, выраженного в виде понятия «место действия». Это в полной мере можно отнести и к театру. Структура устройства амфитеатра формировалась не один век и отражала на каждом этапе характерные черты эпохи, т. е. амфитеатр - структура памяти, организующая своим пространством место действия драмы. В сфере сознания выдвигаются количественные соотношения, заменившие мифологию с её целостным изображением природы. Почему все тела также суть числа и все числа телесны, видимы, осязаемы, фигуративны, пластичны? Почему красота имеется только там, где осуществилась числовая гармония? Несомненно, Витрувий был знаком с идеями пифагорейцев и Платона, отвечал на поставленные вопросы в трактате, рассуждая о пропорциях и гармонии.

170

Поняв число как диалектический синтез беспредельного и предела, Витрувий так же как и пифагорейцы опирался на учение о созидательной и творчески направляющей сущности числа. «Пифагорейцы "математические элементы стали считать элементами всего существующего" (58 В 4), "уподобляя все вещи числам" (там же, В 2). Числа у пифагорейцев являются элементами самих вещей гораздо в большей степени, чем огонь, земля, вода (В 4). Пифагор признает "началами числа и заключающиеся в них соразмерности, которые он называет также гармониями" (В 15). Из этих последних строится не только симметрия в музыке (47 А 17), но "число есть господствующая, сама собой происшедшая связь вечного постоянства находящихся в мире [вещей]" (44 В 23). "Предел", следовательно, есть принцип расчленения, оформления. "Предел и беспредельное вместе создают число". Беспредельное простирается в бесконечность; предел же останавливает это распространение, кладет ему границу, очерчивая определенные контуры формы. Единство беспредельного и предела, разграничивающее предметы и делающее их ясно отличимыми, и есть число. «Отсюда ясно, что пифагорейцы мыслили свои числа структурно, фигурно. Они получали их путем мысленного очерчивания вещей, путем мысленного скольжения по их границам. Тем самым в их числах есть нечто геометрическое. Однако пифагорейцы отличали геометрические числа от геометрических фигур. Числа геометричны, но мысленно геометричны, внепространственно геометричны»1.

Один из принципов Витрувия - эвритмия (греч. еurhythmia -«стройность, устойчивость, повторяемость изменений»), которую Витрувий рассматривал как систему оптических поправок к математическому расчету пропорций. С эвритмией и симметрией связано такое понятие, как гармония фигуры. Если связывать гармонию фигуры с симметрией, то ей свойственна целостность, достигаемая соотношением ряда частей к общему. Эвритмия же предполагает гармонию и целостность фигуры при разделении ее на части. Упорядоченность организации формы, театрального пространства через симметрию и эвритмию порождало прекрасное осуществление жизни в архитектуре театрального пространства. Витрувий использует центр орхестры как точку симметрии. Точка фокусирует лучи, один из которых является осью театрона и проходит через центральную точку орхестры, тем самым добивается единства и целостности архитектуры театрального пространства. Планы театра Витрувия гармоничны в своей

1 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 3. Ч. 1. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1: От эпических космогоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989. С. 432-446.

171

эвритмии, так как сразу задают целостность всему пространству театра, а части найдены в соотношении к его фигуре. Симметрия также нашла свое выражение в чертежах театра, так как эта гармония возникла от части - модуля, который активно используется в ордерной системе архитектуры.

Витрувий ордеру придавал большое значение и считал важным архитектурным принципом. Поскольку было решено рассматривать теорию архитектуры Витрувия на материале театра и театрального пространства, то на планах чертежей, составленных на основе записей, можно проследить применение модуля. Этим модулем является радиус круга орхестры. Таким образом, Витрувий достигает стройной гармонии - симметрии и эвритмии.

Завершая работу о влиянии пифагорейцев на пространство театра Витрувия, необходимо сделать ряд выводов и предположений. Витрувий воспринял первоосновы строения мира -стихии огня, воздуха, земли и воды, числа через свою архитектурную практику. Мы это наблюдали в книге второй - глава девятая, где он рассуждал о свойствах древесины: ели, дуба, ольхи, кипариса, кедра, а также в книге второй - глава третья и четвертая. В них Витрувий описывал производство кирпича и песка, и на практике наблюдал влияние на их качество воды, огня, воздуха, земли, числа.

Витрувий считал, что именно греки владели некоей тайной истиной и совершенным знанием, т. е. знали, что такое космос и каковы те законы, которым он подчиняется, а поэтому знали и секрет архитектуры. В архитектуре античного театра впервые проявился новый тип сооружения - амфитеатр, влиявший на всю историю культурного развития человечества. Только в нем могло существовать дионисийское действо, только в нем могла родиться античная драма.

А.Г. Мартынова

Выборгский художник Николай Семенович Соколов (1909-1983)

У города Выборга давняя история организации школ живописи и объединений художников. В конце XIX в. в городе действовало общество «Выборгские друзья искусства», имелась художественная школа. Представить публике свои произведения художники могли в здании городской ратуши, в которой вскоре открылся историкоэтнографический музей. В конце 20-х гг. XX в. в Выборге строится здание Художественного музея. Автор проекта - уроженец и ведущий архитектор города Уно Ульберг. Основу музейной

172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.