Научная статья на тему 'Пифагор и Алкивиад на римском Форуме: римские идеологемы IV-III вв. До Н. Э. В контексте средиземноморского культурного койне'

Пифагор и Алкивиад на римском Форуме: римские идеологемы IV-III вв. До Н. Э. В контексте средиземноморского культурного койне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
239
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РИМА / ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПИФАГОРЕИЗМ / САМНИТЫ / ТАРЕНТ / HISTORY OF ROME / IDEOLOGY / IDENTITY / PYTHAGOREANISM / SAMNITES / TARENTUM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Квашнин В. А.

Исследуется проблема культурного влияния греческих полисов Южной Италии на Рим на примере статуй Пифагора и Алкивиада, установленных на римском Форуме на рубеже IV-III вв. до н. э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PYTHAGORAS AND ALCIBIADES IN THE ROMAN FORUM: ROMAN IDEOLOGEMES OF THE 4TH-

This paper explores the cultural impact of Greek city-states of southern Italy on Rome in the 4th-3rd centuries B.C., based on the example of the sculptures of Pythagoras and Alcibiades set up in the Roman Forum during the period of the Middle Republic.

Текст научной работы на тему «Пифагор и Алкивиад на римском Форуме: римские идеологемы IV-III вв. До Н. Э. В контексте средиземноморского культурного койне»

УДК 94(3)

ПИФАГОР И АЛКИВИАД НА РИМСКОМ ФОРУМЕ: РИМСКИЕ ИДЕОЛОГЕМЫ 1У-Ш вв. до н. э. В КОНТЕКСТЕ СРЕДИЗЕМНОМОРСКОГО КУЛЬТУРНОГО КОЙНЕ

© 2013 г. В.А. Квашнин

Вологодский государственный педагогический университет kvashninv 195@mail. т

Поступила в редакцию 15.12.2013

Исследуется проблема культурного влияния греческих полисов Южной Италии на Рим на примере статуй Пифагора и Алкивиада, установленных на римском Форуме на рубеже ГУ-ГГГ вв. до н. э.

Ключевые слова: история Рима, идеология, идентичность, пифагореизм, самниты, Тарент.

В античной традиция сохранилось любопытное свидетельство, приоткрывающее некоторые стороны интеллектуальной атмосферы римского общества конца III в. до н. э.1, его политических, культурных и идеологических запросов. Согласно Плинию и Плутарху, в период Самнитских войн на Форуме были установлены статуи двум грекам - «мудрейшему» Пифагору и «мужественнейшему» Алкивиаду (Plin.NH. XXXIV. 26; Plut. Numa. 8. 20). Статуи находились там более двух столетий и исчезли при реконструкции Комиция в эпоху Суллы [1, p. 555]. Как сообщают источники, скульптурные образы выдающихся греков появились на Форуме после прорицания, сделанного дельфийским оракулом, что позволяет связать это событие с посольством Рима в Дельфы после поражения в Кавдинском ущелье [1, p. 554; 2, p. 122; 3, p. 70]. В этой связи важным является вопрос о времени установки статуй Пифагора и Алкивиада в Риме, поскольку Плиний описывает это событие слишком неопределенно (belloS-amniti), что позволяет датировать его любым промежутком довольно продолжительного периода с 343 по 290 гг. По мнению Э. Салмона, статуя Алкивиада была установлена в 343341 гг., поскольку после 334 г. куда привлекательнее для римлян должен был стать образ Александра Македонского [4, p. 199-200]. Впрочем, как полагает М. Юм, в глазах Рима Александр не был греком, так же как Македония не являлась частью Эллады, в связи с чем посвящение на статуе не могло быть отнесено к нему [1, p. 555]. А. Ла Пенна высказывает предположение, что статуя Алкивиада была изготовлена не в Риме, а доставлена из Южной Италии, возможно, как один из трофеев после падения Тарента в 272 г. [5, p. 389 f.]. Однако это

вызывает сомнения с точки зрения хронологии, поскольку противоречит связи с Самнитскими войнами, содержащейся у Плиния. Т.П. Вайз-мен связывает установку статуй Пифагора и Алкивиада с перестройкой Комиция, начатой консулом 338 г. Гаем Мением [3, p. 70]. Ф. Коа-релли на основе археологического материала, который дали раскопки на Форуме, указывает на более позднюю дату, ок. 300 г. [2, p. 149]. Последняя датировка выглядит более логичной в свете построений М. Юма и Э. Денч, оставляя промежуток в 20-30 лет, необходимый для усвоения римским обществом новой идеологии. Хотя Ф. Коарелли связывает установку статуй с деятельностью Гая Марция Цензорина [2, p. 122-123], нам представляется, ближе к истине М. Юм, согласно которому их появление в Риме было связано с личностью Аппия Клавдия Цека [1, p. 556-557]. Исследователь справедливо замечает, что трудно видеть в статуях Алкивиада и Пифагора изначально римский выбор, скорее речь должна идти о трансляции в Рим политических, культурных и идеологических моделей из греческих городов Южной Италии. Выбор этих статуй указывает на культурное влияние Великой Греции в целом и пифагореизма в частности, что, в свою очередь, заставляет обратить внимание на политическое и культурное значение Тарента, апогей влияния которого приходится на конец IV в. [6, p. 345-349; 1, p. 556].

Следует отметить, что выбор, сделанный римлянами, вызывал некоторое недоумение уже у древних авторов. Плиний, к примеру, удивлялся, почему римские сенаторы предпочли Пифагора Сократу (NH.XXXIV. 12. 26). Поэтому вполне закономерно, что современные исследователи зачастую пребывают в растерянно-

Пифагор и Алкивиад на римском Форуме: Римские идеологемы IV—III вв. до н.э. в контексте 23

сти, будучи не в силах объяснить римский выбор греческих героев. Так, К.-Й. Хёлькескамп в одной из своих работ удивляется «более чем странному выбору для представления самого храброго из греков» [7, p. 27]. Чем же был вызван всплеск интереса римлян к тому, что на языке культурологи можно обозначить как греческие культурные коды и символы? Очевидно, что этот интерес носил не только индивидуальный, но и коллективный характер, на что указывает размещение статуи Пифагора в месте, являвшемся архитектурной, сакральной и политической доминантой городского пространства Рима [8, p. 362]. В качестве возможного объяснения следует указать на переломный характер последней трети IV в., когда была проведена целая серия реформ, связанных с перестройкой архитектурного пространства Форума, социальными преобразованиями, изменениями в области юриспруденции и др. Как отмечает тот же К.-Й. Хёлькескамп, новые явления в жизни римской общины были наглядно представлены столь же новыми архитектурными формами2. Величие нового Рима подчеркивал перестроенный около 310 г. Форум и монументы, такие как статуя Геркулеса на Капитолии, возведенная в 305 г. [2, p. 87 f., 140 f.]. В это же время возникает традиция запечатлевать победы успешных полководцев: ростры Гая Мения в 338 г., золотые щиты Луция Папирия Курсора на новом Форуме в 310 г., статуя Юпитера, изготовленная из самнитских доспехов по распоряжению Спурия Карвилия, консула 293 г. (Liv.VIII. 14. 12, IX. 40. 16) [10, p. 318-323; 11, S. 233-237]. В последнее десятилетие IV в. начинают возводиться статуи консулов и полководцев, призванные подчеркнуть и прославить их достижения (Гая Мения, консула 338 г., Гая МарцияТремула, консула 306 г. и др.) [7, p. 28]. Появляются новые храмы, посвященные божествам, обеспечивавшим победу Рима: Бел-лоне, Salus, Fors Fortuna, Юпитеру Победителю и Виктории, возведенные в течение одного десятилетия, между 302 и 293 гг. Следует отметить, что схожие процессы прослеживаются и в Таренте. Усиливающаяся милитаризация и растущие амбиции полиса, ставшего главой Италийской лиги, находят свое отражение в украшении города с конца IV в. статуями, несущими вполне определенную смысловую нагрузку: статуя Ники школы Лисиппа, огромная статуя Зевса Громовержца работы самого Лисиппа, статуя Ареса в доспехах и др. [12, p. 151-152].

Происходившие в различных сферах жизни Рима перемены в значительной мере следует связывать с влиянием южноиталийского пифа-

гореизма, под оболочкой которого происходил перенос новых представлений и форм, необходимых для «модернизации» римского общества [13; 14; 15; 16, с. 117, 126-127]. По мнению Э. Денч, появление на Форуме статуи Пифагора указывает помимо прочего на то, что в Риме в этот период развивается собственная модель «умеренности» в противовес самнитской [17, р. 137]. Римляне воспользовались идеей спартанского происхождения самнитов, разработанной в Таренте, перенеся ее на собственную историю. В результате она легла в основу представления о спартанском происхождении сабинов, объединившихся с римлянами в эпоху первых царей [16, с. 118]. В позднейшей римской идеологии сабины прочно ассоциировались с крестьянским трудом и сельским образом жизни, резко контрастировавшим с рафинированным городским бытом Рима3. Противопоставление города и села стало важной частью официальной идеологии, позволявшей выделить этническую и культурную специфику народов Центральной Италии и объяснить причины

4

успеха римлян как «имперского» народа .

Менее понятна роль Алкивиада в этот период. Характерная для этого политика двусмысленность и неопределенность позволили исследователям высказать целый ряд диаметрально противоположных догадок и предположений. С одной стороны, Алкивиад был выдающимся афинским политиком и полководцем, важной составляющей имперского имиджа Афин. Как полагает Т.П. Вайзмен, эстравагантный и ха-ризматичный аристократ Алкивиад как никто выразил «имперский» дух Афин, которые в конце IV в. были примером для Рима [3, р. 70]. В период военного противостояния в Самнии и Великой Греции образ Алкивиада мог быть востребован Римом в качества противовеса самнитам, которые с подачи Тарента обрели спартанскую «идентичность» [21, р. 62-68; 22, р. 272]. Отождествление Рима с Афинами могло строиться, таким образом, на противопоставлении связке самниты - (тарентинцы) - спартанцы5. С другой стороны, Алкивиад не только долгое время находился на службе у спартанцев, но и жил в Спарте, которая в греческой общественной мысли воплощала идеал правильно организованного «умеренного» общества (Р1Ш:.А1к. 23). В таком свете пара Пифагор-Алкивиад предстает олицетворением двух истоков единой философской традиции, окончательно соединившейся в позднем пифагореизме, один из которых берет свое начало в Афинах, а другой - в Таренте. Наконец, фигура Алкивиада, вдохновителя и организатора Сицилийской экспеди-

ции, в ходе которой он, однако, покинул афинскую армию, может являться указанием на сложные взаимоотношения Рима, Тарента, представляющего греческие полисы южной Италии, и Сиракуз, против которых в свое время и была организована Сицилийская экспедиция6. По мнению ряда исследователей, если Пифагор олицетворял связи Рима с Тарентом, то Алкивиад - с Фуриями, афинской колонией, расположенной в Тарентском заливе [23, S. 9394; 2, p. 121; 6, p. 348]. Фурии были стратегически важным звеном римской политики в Южной Италии, причем, в качестве противовеса не только союзника самнитов Тарента, но и влиятельным Сиракузам [16, c. 119]. Как полагают А. Альфёльди, Ж.-П. Мартэн, М. Юм, Алкивиад стал символом антисиракузских настроений греческих полисов Южной Италии [24, p. 346; 25, p. 16-17; 6, p. 348-349, n. 36]. В любом случае, фигура Алкивиада явно оказалась востребованной в политических реалиях Великой Греции конца IV в., что позволяет объяснить ее актуальность и для Рима этого времени [26, c. 427-428]. Вероятно, правы те исследователи, которые указывают на то, что военно-политические взаимоотношения Рима с самнитами, Тарентом, Фуриями и Сиракузами стимулировали в конце IV в. его контакты с наиболее влиятельными полисами Балканской Греции -Афинами и Дельфами [16, c. 120]7.

Хотя установка статуй Пифагора и Алки-виада в Риме явно произошла под влиянием греческих политико-идеологических моделей, это вовсе не означает, что сами римляне не вкладывали определенный смысл в этот выбор. Более того, можно предположить, что даже спустя столетия они прекрасно осознавали определенный смысл (вероятно, здесь уместно употребить популярный в англоязычной литературе термин message), заложенный в сам факт установки статуй греческих героев. Говоря иначе, древние авторы отчётливо представляли, что за установкой этих статуй скрывается определенная игра культурными кодами и символами, греческими по происхождению, подвергавшимися по мере усвоения их в Риме реинтерпретации. В данном случае показательно, что из сотен статуй, находившихся на Форуме, внимание Плиния и Плутарха, уже не заставших их там, привлекли именно эти статуи. В этой связи заслуживает внимание попытка М. Юма расшифровать семантику образов Пифагора и Алкивиада в контексте как политических условий конца IV в., так и римской культурной традиции. По его мнению, статуя Пифагора, помещенная в самом сердце Рима,

должна была олицетворять такое качество, как prudentia, которым должен был обладать политический деятель, претендующий на руководство общиной. Фигура Алкивиада, с римской точки зрения, была олицетворением молодости и, как следствие, таких качеств, как мужество и храбрость в бою. Она была наглядным воплощением мужества и силы iuvenes, представлявших военную мощь римского народа, тогда как фигура Пифагора олицетворяла мудрость seniores, заседавших в сенате. Место, где были поставлены статуи, соединяло Комиций и курию, символически представлявших народ и сенат. Установка этих статуй в конце IV в., самое позднее в начале III в. имела политическое и идеологическое значение: оно наглядно демонстрировало «принятие частью римской элиты моделей политической репрезентации греческого происхождения с явным пифагорейским следом» [1, p. 558-559].

Следует заметить, что две этих фигуры совсем не обязательно должны были выступать в качестве антитезы друг другу, на что справедливо обратил внимание М. Юм, а задолго до него - Л. Ферреро [27, p. 138-142]. Как мы попытались показать, и Пифагор, и Алкивиад в равной степени могли выступать как персонификация пифагорейского идеала умеренности. Опора на различные символы греческого мира означала для Рима возможность как лавировать между различными центрами влияния, так и претендовать на собственное место не только в политическом, но и культурном пространстве. Обратим внимание на то, что Фурии были основаны в 444-443 гг. на месте Сибариса, разрушенного в 510 г. Кротоном, который, в свою очередь, стал второй родиной для Пифагора во время его пребывания в Италии. Жители Сибариса были настолько известны своей тягой к роскоши и комфорту, что само их имя стало нарицательным, обозначая вполне определенный образ жизни. Любопытно, что позднее Кротон был взят войсками Публия Корнелия Руфина, подвергнутого цензорскому наказанию за тягу к роскоши. Таким образом, за переплетениями политических интересов различных сил в Южной Италии мы можем обнаружить культурный или, точнее, идеологический контекст, возвращающий нас к интересной и перспективной для дальнейшего исследования проблеме распространения концепции «умеренности» в Риме, породившей помимо прочего знаменитые законы о роскоши, ставшие важным элементом образа позднереспуб-ликанского Рима как для соседей, так и самих римлян.

Пифагор и Алкивиад на римском Форуме: Римские идеологемы IV—III вв. до н.э. в контексте 25

Примечания

1. Далее все даты - до н. э.

2. В отечественной литературе независимо от немецкого исследователя эта мысль была высказана на конференции Российской ассоциации антиковедов 1996 г. Б.С. Ляпустиным [9, с. 234-243].

3. В этой связи вполне объяснимым выглядит парадокс, отмеченный Э. Салмоном. Суть его заключается в том, что, несмотря на длительный период военного противостояния, в римской традиции самниты выступают в роли защитников римских моральных и культурных ценностей, а геополитически - как буферная зона между Римом и разлагающим влиянием греческих городов Южной Италии [4, p. 400. n. 68). Об амбивалентности этнокультурного облика самнитов в римской традиции, предстающих как приверженцами умеренности, так и носителями роскоши, см. [17, p. 132-133].

4. Вероятно, здесь мы сталкиваемся с еще одной афинской идеологемой, унаследованной Римом. О противопоставлении городской и сельской жизни с акцентом на моральном превосходстве последней в афинской литературе см. [18, p. 112-114].

5. А.В. Коптев высказывает сомнения в построениях Э. Денч, указывая на то, что аналогия между римско-самнитским и афинско-спартанским противостоянием могла быть актуальной лишь в контексте греческой культуры. Как предполагает исследователь, данная идея была озвучена при заключении мирного договора Рима с самнитами и Тарентом в 304 г. до н.э. «Тарентинским грекам, близким Спарте, далекий Рим мог казаться аналогией далеким Афинам. Алкивиад в таком случае символизировал благосклонность руководимого им государства к Спарте и Таренту. При всей логичности эта идея выглядит абстрактной, если полагать, что Рим, надев на себя маску италийских Афин, не предпринимал никаких конкретных шагов к установлению связей с реальным прототипом своего нового имиджа», - отмечает автор [16, с. 119].

6. Как отмечает М. Юм, влияние на италийскую аристократию афинских моделей, как и пропаганды, направленной против Сиракуз, было обусловлено эпохой, вместившей «Сицилийскую экспедицию» Афин, экспансионизм Дионисия и натиск Рима на центральные и южные области Италии [1, p. 557].

7. Как сообщает Плиний, именно дельфийский оракул (ApolloPythius) рекомендовал Риму приобрести статуи Пифагора и Алкивиада (Plin.NH.XXXIV.26).

Список литературы

1. Humm M. Appius Claudius Caecus. La re-publiqueaccomplie. Roma: Ecolefranfaise de Rome, 2005. 779 p.

2. Coarelli F. Ilforo Romano: Periodorepubblicano e augusteo. T. II. Roma:Quasar, 1985. 351 p.

3. Wiseman T.P. The Myths of Rome. Exeter: University of Exeter Press, 2004. 389 p.

4. Salmon E.T. Samnium and Samnites. Cambridge: Cambridge University Press, 1967. 460 p.

5. La Penna A. Aspetti e momentidellaculturaletteraria // Magna Grecianell'etàromana. Napoli, 1976. P. 387-438.

6. Humm M. Les origines du Pythagorismeromain: problèmeshistoriquesetphilosophiques // Les Études Classiques. 1996. Vol. 64. P. 345-349.

7. Hölkeskamp K.-J. Conquest, Competition and Consensus: Roman Expansion in Italy and the Rise of the No-bilitas // Historia. 1993. Bd. 42. Hft 42. 1. P. 12-39.

8. Forsythe G. A Critical History of Early Rome: From Prehistory to the First Punic War. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 2006. 400 p.

9. Ляпустин Б.С. Фамилия и римская civitas в III в. до н. э.: пути развития // Власть, человек, общество в античном мире. М., 1997. С. 234-243.

10. Hölscher T. Die Anfänge römischer Repräsentationskunst // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts . 1978. Bd. 85. S. 315-357.

11. Hölkeskamp K.-J. Die Entstehung der Nobilität. Stuttgart; Steiner 1987. 344 S.

12. Eckstein A. M. Mediterranean Anarchy, Interstate War and the Rise of Rome. Berkeley: Los Ange-les:London: University of California Press, 2006. 369 p.

13. Humm M. Appius laudius aecusetl influence du pythagorisme à Rome, fin 4-e - début 3-e siècles av. J.-C. // Le pytahagorisme en milieuromain. Actes des sixièmesRencontresscientifiques de Luxemburg / Ed. C.M. Ternes. Luxemburg, 1998. P. 53-80.

14. Humm M. Le С omitium du Forum Romanumet la réforme des tribus d'Appius Claudius Caecus // Mélanges de l 'écolefrançaise de Rome, Antiquité. 1999. Vol. III. P. 625-694.

15. Humm M. NumaetPythagore: vie et mort d'unmythe // Images d' origines, originesd' une image: Hommages à Jacques Poucet. Louvain-la-Neuve, 2004. P. 125-137.

16. Коптев А.В. Тимей из Тавромения в контексте глобализации античного Средиземноморья // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. Э.Д. Фролова. Вып. 6. СПб., 2007. С. 89-128.

17. Dench E. Austerity, Excess, Success and Failure in Hellenistic and Early Imperial Italy // Parchments of Gender: Deciphering the Bodies of Antiquity / Ed. by M. Wyke. Oxford, 1998. P. 121-146.

18. Dover K. J. Greek Popular Morality in the Time of Plato and Aristotle. Berkeley: University of California Press, 1974. 430 p.

19. MacMullen R. Roman Social Relations 50 B.C. to A.D. 284. New Haven; London: Yale University Press, 1974. 212 p.

20. Wallace-Hadrill A. Elites and Trade in the Roman Town // City and Country in the Ancient World / Ed. by J. Rich, A. Wallace-Hadrill. L.; N. Y., 1991. P. 241-272.

21. Dench E. From Barbarians to New Men: Greek, Roman, and Modern Perceptions of Peoples from the Central Apennines. Oxford: Clarendon Press, 1995. 255 p.

22. Dench E. Romulus' Asylum: Roman Identities from the Age of Alexander to Age of Hadrian. Oxford: Oxford University Press, 2005. 454 p.

23. Vessberg O. Studien zur Kunstgeschichte der römischen Republik. Lund:C.W.K. Gleerup , 1941. 304 S.

24. Alfoldi A. Early Rome and the Latins. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1965. 433 p.

25. Martin J.-P. L'idée de royauté à Rome. T. II. Clermont-Ferrand: Adosa, 1994. 511 p.

26. Моммзен Т. История Рима. Пер. с нем. Т. 1. М.: Соцэкгиз, 1936. 891 с.

27. Ferrero L. Storiadeipitagorismonelmondoroma-no. Torino:Giappichelli, 1955. 430 p.

Статья является расширенной версией доклада, прочитанного на Международной научной конференции «XIII научные чтения памяти проф. Н.П. Соколова: Средиземноморский мир в античную и средневековую эпохи: кросс-культурные коммуникации в историческом пространстве и времени». Автор выражает глубокую признательность всем коллегам, участвовавшим в обсуждении доклада.

PYTHAGORAS AND ALCIBIADES IN THE ROMAN FORUM: ROMAN IDEOLOGEMES OF THE 4th-3rd CENTURIES B.C. IN THE CONTEXT OF MEDITERRANEAN CULTURAL KOINE

V.A. Kvashnin

This paper explores the cultural impact of Greek city-states of southern Italy on Rome in the 4th-3rd centuries B.C., based on the example of the sculptures of Pythagoras and Alcibiades set up in the Roman Forum during the period of the Middle Republic.

Keywords: history of Rome, ideology, identity, Pythagoreanism, Samnites, Tarentum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.