ББК 83. 3 (2Рос = Рус) 6 YAK 821. 161. 1
О.В. АСТАФЬЕВА
O.V. ASTAFIEVA
ПЬЕСА «АТИЛЛА» Е.И. ЗАМЯТИНА (историософский аспект)
PLAY «ATTILA» BY Y.I. ZAMYATIN (historical and philosophical aspect)
В статье выявляется взаимосвязь авторского видения исторического процесса с особенностями построения сюжета в пьесе. Рассматриваются конфликт и субъекты действия как система, с помощью которой реализуется творческий замысел писателя.
The article reveals the interrelation of the author's vision of the historical process and the individuality of the plot development in the play. The conflict of the play and the subjects of action are considered as a system that helps in the realization of the author's creative ideas.
Ключевые слова: сюжет, конфликт, система персонажей, философия истории, идея, цивилизация, скифство, энтропия.
Key words: plot, conflict, system of characters, history philosophy, idea, civilization, Scythianism, entropy.
Поздние произведения Евгения Замятина (пьеса «Атилла», роман «Бич Божий») являются наименее изученными. Они репрезентируют авторское понимание исторического процесса, являясь центральными в историософской теории писателя в последние периоды его творчества. Работу над пьесой «Атилла» Замятин начал в 1925 году. Об этом свидетельствует переписка Замятина с И. Каллиниковым, А. Ярмолинским, В. Каменским, И. Ерошиным. В автобиографии Замятин напишет: «...Работа над ней, включая «инкубационный» период и изучение материалов, заняла года три» [5, с. 9]. Пьеса-трагедия завершена Е.И. Замятиным в 1928 году. Несмотря на положительные отзывы, пьеса так и не была поставлена, представители Облита придерживались негативной оценки пьесы: «Замятин сильный, умный, талантливый враг. Замятин всей душой с Западом. Он всей душой против большевиков-варваров и вся его пьеса - это тоска по гибнущему Западу» [9]. В России пьеса впервые напечатана в журнале «Современная драматургия» лишь в 1990 году.
Многие замятиноведы отмечают устойчивый интерес Е.И. Замятина к теме падения Римской цивилизации под натиском варварских племен (гуннов). Р. Гольд в работе «Мнимая и истинная критика западной цивилизации в творчестве Е.И. Замятина. Наблюдение над цензурными искажениями пьесы «Атилла»» справедливо замечает: «Нет другой темы, которая так продолжительно держала Замятина в своей власти, как великое переселение народов и гибель Римской империи: ею он занимался с перерывами с 1924 года до самой смерти. Между тем, обширная литература о писателе, к сожалению, обходит этот круг интересов полным молчанием» [6, с. 329].
Обращение художника к этой теме вполне оправдано: писатель с 1917 был участником общественно-литературного движения «Скифы». Согласно «скифской» идеологии Октябрьская революция воспринималась как глубоко национальное явление - сила, стихия, разрушающая старые, косные формы цивилизации. «Скифы» учитывали опыт современных историков, культурологов, философов (Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, Н.А. Бердяева). В мае 1919 года на заседании Секции исторических картин М. Горьким была предложена тема «Гунны». Именно к этому времени относится зарождение замысла об Атилле. Тем не менее, к его воплощению Замятин приступил толь-
ко спустя шесть лет. Отчасти это объясняется тем, что впервые писатель воплотил свою теорию «варварства» не на историческом материале, а на фантастическом - в антиутопии «Мы».
В ряде научных исследований подчёркивается связь творчества прозаика с философскими взглядами О. Шпенглера, Н.Я. Данилевского, Н.А. Бердяева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Т.Т. Давыдова в докладе «Тема «Заката Европы» в дилогии Е.И. Замятина об Атилле» утверждает: «В замятинской дилогии об Атилле - стихотворной трагедии «Атилла» (1928) и неоконченном романе «Бич Божий» (1924 - 1935) - нашли оригинальное воплощение историософские идеи Ф.М. Достоевского, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, Н.А. Бердяева. У Замятина обнаруживается также близость его исканий творчеству символистов - В.Я. Брюсова, автора «Грядущих гуннов» (1904 - 1905), А.А. Блока и А. Белого, отдавших дань теме противостояния Востока и Запада» [2, с. 94]. А.Ю. Панов в диссертационном исследовании «Трагедия Е.И. Замятина «Атилла» в ракурсе теории этногенеза Л.Н. Гумилева» указывает на типологическую близость суждений Е.И. Замятина и Л.Н. Гумилева. Исследователь утверждает: «Замятин и Гумилев, благодаря близости их типов теоретического мышления, независимо один от другого, обогатили процесс познания этнического аспекта человеческого бытия идеями и открытиями, сохраняющими своё первостепенное значение» [8, с. 5]. Е.А. Лядова отмечает: «Формирование историософской концепции «Атиллы» происходило не без влияния взглядов Т. Карлейля и О. Шпенглера» [7, с. 10]. Безусловно, философские труды перечисленных ученых дают возможность наиболее полного понимания произведений Е.И. Замятина. Однако анализ творчества писателя позволяет утверждать, что художник, обладая историософской методологией, создал свою теорию развития исторического процесса, преломив современные и предварив будущие философские открытия. Судостроитель по образованию, он интересовался современными естественнонаучными достижениями, поэтому, анализируя закономерности истории, Евгений Замятин рассматривает исторические процессы и через призму теории энтропии Р. Майера.
Поздние исторические произведения Е.И. Замятина («Атилла», «Бич Божий») выявляют авторское понимание истории и являются ключевыми в его творчестве. Исторический процесс, по мнению художника, цикличен. Периоды расцвета цивилизации сменяются этапами энтропии, стагнации культуры. Зарождение новых революционных взглядов (понятие «революции» не сводится в авторском понимании к конкретному историческому времени) обнаруживает несостоятельность закостенелых идей, вчера ещё жизнеспособных: «...идеи - так же, как и люди, - смертны. Сперва юность -героическая, мятежная, прекрасная, полная исканий и борьбы за новое. Затем старость: идея победила, все найдено, все решено, все твёрдо, и с каждым днём костенеет все больше; живая идея все больше отливается в непогрешимую, не терпящую никаких сомнений - догму. И наконец, полное окостенение: смерть» [6, с. 205 - 206]. Пьеса «Огни Св. Доминика», написанная вслед за романом «Мы», явилась примером авторского параллелизма - обращения к схожей переломной эпохе. В описании средневековой Испании явно угадываются черты Советской России. В установившейся большевистской идее Замятин видит те же стадии, что в развитии христианства - борьба за господство кострами инквизиции. Попытки Замятина понять закономерности развития современной ему цивилизации приводят к анализу эпохи падения Римской империи. Авторская оценка пьесы высказана в автобиографии: «Эпоха, когда состарившаяся западная, римская цивилизация была смыта волною молодых народов, хлынувших с востока, с черноморских, волжских, каспийских степей, - показалась мне похожей на нашу необычайную эпоху; огромная фигура Атиллы, двинувшего против Рима все эти народы, увиделась мне совсем в ином, не традиционном освещении» [7, с. 9]. Замятин показал личность способную подорвать привычный уклад жизни дряхлеющей цивилизации. Образ бунтаря - носителя оппозиционной идеи является клю-
чевым в творчестве писателя (Кембл из «Островитян», I - 330 - роман «Мы», Родриго - «Огни Св. Доминика»). В пьесе «Атилла» главный герой - исторический деятель, способный влиять не только на развитие цивилизации, на ход истории в целом. Обращение Замятина к значимым фигурам мировой истории - особенность поздних произведений, о чем свидетельствуют киносценарии («Стенька Разин», «Чингиз - Хан»), над которыми автор работал в эмиграции (1932 - 1936). Отвечая духу времени, главный герой поздних произведений наделяется волей.
Сюжет пьесы состоит из четырёх действий, разворачивающихся вокруг основного конфликта, суть которого в столкновении старых и новых идей. Вместе с тем обнаруживается многоуровневый конфликт. Конфликт любовный заявлен в экспозиции, когда даются сведения о статусе персонажей. На данном этапе намечен треугольник: Атилла - Ильдегонда (его заложница) -Вигила (жених Ильдегонды). Любовный конфликт определяет развитие сюжета и создаёт противоречие на идейном уровне. Вигила и Атилла не просто соперники, они являются носителями противоположных идей. В статье И.Е. Ерыкаловой констатируется: «...мастерство Замятина сказалось в том, что историческая драма в его пьесе, картины движения скифов и захвата ими городов Европы, противостояние Рима и варваров тесно сплетены с любовной драмой героя. Мир скифов и мир византийцев создают силовое поле, в котором ярче проступает человеческая драма великого вождя скифов» [4, с. 140]. Столкновение фиксируется уже в первом действии пьесы. Атилла публично оскорбляет Вигилу, открыто угрожает Римской Империи: «Так пусть он молится - твой император! // Скажи ему - пусть об земь бьется лбом, // пускай торопится считать грехи: // ему недолго жить - идёт Атилла» [5, с. 457]. Атилла - владыка Великой Скифии, варвар, представляющий угрозу Римской Империи. Поведение Атиллы и его приближенных непредсказуемое, стихийное. Реплики («Аррчь!», «Цыть!», «Щупь», «Арра!») напоминают скорее звериные выкрики, что обнажает дикую сущность варваров. Поведение гуннов нередко сравнивается с катастрофическими процессами, с катаклизмами: «Скажи им, что гроза близка // и скоро хлынет ливень - да такой, что смоет Рим с лица земли!» [6, с. 458]. «Скажи, что я уж поднял молот свой, // и так ударю, что в куски Европа!» [6, с. 458]. Создается впечатление, что Атилле подвластна судьба не только отдельного человека, но и судьбы цивилизаций. Владыка Великой Скифии утверждает: «Судьба? Судьбу согну я, как лук, // тетиву сплету из её же волос - // судьба моя будет мне служить» [6, с. 452]. В первом действии главный герой - «сверхчеловек», действующий согласно своим убеждениям, идеям. Он отвергает в себе человеческое начало. Авторские ремарки завершают описание образа Атиллы и его окружения: «Под дикую музыку, в неистовом плясе вбегают несколько воинов.» [6, с. 447]. Немаловажно появление шута Атиллы - Зыркона. Этот персонаж выражает авторские мысли. Вигила, Максимин, Приск - послы Восточного Рима, представители дряхлеющей цивилизации. Неслучайно сенатор Максимин сравнивает себя с Римом: «Ты видишь, у меня трясутся руки, // глаза слезятся, рот беззубый - видишь? // Такие ж руки, рот, глаза - у Рима. // Рим стал стареть, как я. // А варвары - от них воняет потом, // но их глаза и зубы - посмотри: // любой из них пихнёт меня, как Рим, // и Рим, как я - в куски» [6, с. 445]. Судьба Рима предрешена. Великая цивилизация, пройдя стадии зарождения, развития, зрелости, достигла распада. Вспомним, что Е.И. Замятин объяснял это универсальным законом сохранения и вырождения энергии (энтропии). «Всякое сегодня - одновременно и колыбель, и саван: саван - для вчера, колыбель для завтра. Сегодня обречено умереть: потому что умерло вчера и потому что родится завтра» [6, с. 499]. Скифские племена лишь ускоряют разложение уже мёртвой Римской цивилизации. Устойчивый в произведениях Замятина вариант внешнего конфликта - столкновение двух идей, этот конфликт, взаимодействуя с любовной интригой, усиливает ощущение противостояния.
Битва в Аврелиане является кульминационным моментов пьесы. Автор в очередной раз подчёркивает неизбежность падения Рима под натиском варваров: «...сам Атилла там - впереди своих. // Как буря дыханьем вздымает волны, // пока не сокрушит все на пути, // так и он. Что же можем мы - против бури?» [6, с. 462]. Ничто не может спасти цивилизацию от распада, стагнации культуры. Во втором действии примечательно появление новых действующих лиц. Римский поэт Марулл легко принимает сторону врага, называет себя «гунном» и поёт оды «богоравному» Атилле. Автор вводит этого персонажа в развитие действия и конфликта, чтобы ярче оттенить упадок моральных ценностей дряхлеющей цивилизации. Заметим, что римские рабы (Гоур и Камель) - пленённые, но не утратившие душевных качеств, воли к свободе, - не пресмыкаются перед Атиллой.
Сюжет движется к развязке, но уровень конфликтности усиливается за счёт появления внутреннего конфликта в рамках сознания главного героя - Атиллы (столкновение чувства и долга). Атилла - исторический деятель, способный подавлять свои эмоции: «Молчи! Сейчас нет ни тебя, ни её: // Есть только римляне и я.» [6, с. 470]. Пока им движет только воля к победе. «Адогматизм, еретизм - идеология Замятина, - уточняет В.Н. Евсеев. -В философском еретичестве Замятин весьма последователен, а еретичество понимается не как бесцельная скачка «скифа», а целеполагание культуры, самовозобновляющейся в движении идей. Исторический прогресс мотивирован не сменой общественно-экономических формаций, а встречей духовных структур общества» [3, с. 32]. Итак, Замятин понимал идею варварства не как бессмысленную скачку скифа, а как целеполагание культуры. Эта идея - разрушение дряхлеющей цивилизации во имя новой жизни - цель главного героя. Встреча с Аэцием (другом Атиллы и, по иронии судьбы, магистром римской пехоты и конницы) не меняет его убеждений: «Нет, до конца война. // Ты слышал: хочу, чтоб жили все. // Теперь живут твои сто тысяч римлян, // а миллионы их везут в галере // и дохнут там, внизу. Ты понял. // хочу, чтоб жили и они» [6, с. 479]. Ничто не может помешать ему в осуществлении замысла, ничто, кроме чувства любви. Атилла может «повернуть землю», но не в силах убить в себе потребность любить. Противоборство между эмоциями и разумом становится явными. Сам варвар признается: «Ты мудрее всех - так слушай: // пополам рассечено сердце, // два сердца бьются во мне сейчас, // и каждое сердце враг другому.» [6, с. 483]. Внутренний конфликт переплетается с внешним противоречием - идейным, и обуславливает движение сюжета к развязке.
Место действия и система персонажей в заключительной части пьесы те же, что и в первой, что, безусловно, говорит о концентрическом построении драматургического сюжета. События развиваются вокруг одного конфликта: столкновение молодой идеи и «закостенелой» догмы. В данном противоборстве объектом пристального внимания автора является человек, попавший в экстремальные условия. Кризисная ситуация требует напряжения моральных, физических, психологических возможностей личности. Ради идеи герой должен отказаться от эгоистических побуждений. Изменения происходят и на уровне психики героя. Если в первом действии пьесы Атилла нам представляется, как волевой, преданный идее человек, то в заключительной части мы видим в лице главного героя личность со своими чувствами и эмоциями. Атилла забывает о своих замыслах, об идее всеобщего блага, в нем «погибает» свободолюбивый скиф, но рождается человек. Автор даёт понять, что выдающаяся личность служит лишь истории. Человек, не способный подчинить себе чувства, эмоции, становится уязвимым. Все силы он консолидирует на достижение личных целей. Трагическая развязка ожидаема. Реплики героев (Едекона, Ислы - приближенных Атиллы) предвещают скорую гибель главного героя, его замысла о завоевании Рима. «И-их, родной, погуляли мы с тобой! А врёшь ты все про тыщу лет. Не вернутся наши времена» [6, с. 485] - замечает Едекон, обнимая свой топор. Смерть боевого коня
Атиллы также указывает на неизбежность трагического исхода. Главный герой принимает последнее роковое решение - отдаётся власти чувства, в этом направлении разрешается внутренний конфликт. Однако развязка не снимает напряжения, не решает философского вопроса - всеобщей свободы. Идейный конфликт остаётся не исчерпанным. Видимо, автор не исключает возможность появление новой идеи как необходимого условия движения исторического процесса: «Так и земля через тыщу лет проспится - опять красного пить захочет» [6, с. 485].
Пьеса «Атилла» Е.И. Замятина - попытка понять закономерности развития исторического процесса. Писатель подчёркивает роль личности (носителя оппозиционных взглядов) как движущей силы исторического процесса. История представляется художнику бесконечным процессом рождения, борьбы, смены идей. «И в этой вечной смене идей, - отметит Е.И. Замятин, -в этой вечной борьбе против догмы, в неистребимом никакими казнями еретичестве - залог бесконечного прогресса человеческой мысли» [6, с. 206].
Литература
1. Гольдт, Р. Мнимая и истинная критика западной цивилизации в творчестве Е.И. Замятина. Наблюдения над цензурными искажениями пьесы «Атилла» [Текст] / Р. Гольдт // Ежеквартальник русской филологии и культуры. -1996. - Vol. II.- № 2.- С. 329.
2. Давыдова, Т.Т. Тема «заката Европы» в дилогии Е.И. Замятина об Атилле [Текст] / Т.Т. Давыдова // Творческое наследие Евгения Замятина : взгляд из сегодня : науч., докл., статьи, очерки, заметки, тезисы : в 10 кн. / под ред. Л.В. Поляковой. - Тамбов : ТГУ им. Г.Р. Державина. - 2000. - Кн. 7. -С. 94 - 104.
3. Евсеев, В.Н. Историософия и поэтика Е.И. Замятина [Текст] / В.Н. Евсеев // Историософия в русской литературе ХХ и XXI веков : традиции и новый взгляд. XI Шешуковские чтения. - М. : Изд-во МПГУ, 2006. - С. 30 - 33.
4. Ерыкалова, И.Е. Черновые рукописи пьесы Е.И. Замятина «Огни Св. Доминика» [Текст] / И.Е. Ерыкалова // Творческое наследие Евгения Замятина : взгляд из сегодня : науч. докл., статьи, очерки, заметки, тезисы : в 6 кн. / под ред. Л.В. Поляковой. - Тамбов : ТГУ им. Г.Р. Державина. - 1997.-Кн. 3. - С. 137 - 158.
5. Замятин, Е.И. Лица [Текст] // Соч. : в 5 т. / Е.И. Замятин. - М. : Русская книга, 2004. - Т. 3. - 608 с.
6. Замятин, Е.И. Мы : роман, повести, рассказы, пьесы, статьи и воспоминания [Текст] / сост. Е.Б. Скороспелова. - Кишинев : Лит. артистикэ, 1989. - 640 с.
7. Лядова, Е.А. Историософская и структурно-поэтическая парадигма трагедии Е.И. Замятина «Атилла» [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / Е.А. Лядова. - Тамбов, 2000. - 175 с.
8. Панов, А.Ю. Трагедия Е.И. Замятина «Атилла» в ракурсе теории этногенеза Л.Н. Гумилева [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / А.Ю. Панов. - Тамбов, 2009. - 197 с.
9. Росс. гос. арх. лит. и искусс. - Ф. 286. - Оп. 1. - Д. 30. - Л. 9.