Научная статья на тему 'Пейзажный дискурс русской лирики 1960-1980-х годов'

Пейзажный дискурс русской лирики 1960-1980-х годов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
110
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЙЗАЖ / ПЕЙЗАЖНЫЙ ДИСКУРС / КАРТИНА МИРА / ЛИРИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Остапенко И.В.

В статье представлена корреляция пейзажа, картины мира и лирики как литературоведческих категорий. Обосновано понимания пейзажа как презентации картины мира автора. Поскольку «изображением» природы пейзаж не исчерпывается, предлагается расширить его понятие, используя как рабочий термин «пейзажный дискурс». Пейзажный дискурс эксплицирует картину мира автора-творца, реализованную в тексте на субъектном, хронотопном, образном и сюжетном уровнях.The correlation between categories landscape, picture of world, lyrics in modern literary criticism have been retraced in the paper. The landscape discourse is considered as explication ofpicture of world. It’s realized at the subjective, chronotopical, imaginative and lyrical plot levels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пейзажный дискурс русской лирики 1960-1980-х годов»

И. В. Остапенко

ПЕЙЗАЖНЫЙ ДИСКУРС РУССКОЙ ЛИРИКИ 1960-1980-Х ГОДОВ

В статье представлена корреляция пейзажа, картины мира и лирики как литературоведческих категорий. Обосновано понимания пейзажа как презентации картины мира автора. Поскольку «изображением» природы пейзаж не исчерпывается, предлагается расширить его понятие, используя как рабочий термин «пейзажный дискурс». Пейзажный дискурс эксплицирует картину мира автора-творца, реализованную в тексте на субъектном, хронотопном, образном и сюжетном уров-

Ключевые слова: пейзаж, пейзажный дискурс, картина мира, лирика.

У статтi представлена корелящя пейзажу, картини свiту i лiрики як лтера-турознавчих категорш. ОбТрунтовано розумтня пейзажу як презентаци картину свту автора. Оскыьки «зображенням» природи пейзаж не вичерпуеться, пропо-нуеться розширити його поняття, використовуючи як робочий термт «пейзаж-ний дискурс». Пейзажний дискурс експл^е картину свту автора-творця, реал1зо-вану в текстi на суб 'ектному, хронотопному, образному й сюжетному рiвнях.

Ключов1 слова: пейзаж, пейзажний дискурс, картина свту, лiрика.

The correlation between categories landscape, picture of world, lyrics in modern literary criticism have been retraced in the paper. The landscape discourse is considered as explication ofpicture of world. It's realized at the subjective, chronotopical, imaginative and lyrical plot levels.

Keywords: landscape, landscape discourse, picture of world, lyrics.

Взаимоотношения человека и природы во все времена привлекали внимание мыслителей и художников, формируя определенные представления о мироустройстве. Современная эпоха особенно остро и наглядно демонстрирует прямую взаимозависимость человека и природы, что накладывает на первого особую ответственность за судьбу мира. Осмысление неразрывной связи с природой и в то же время способности абстрагироваться от нее стало в полной мере возможным для человека Нового

© И. В. Остапенко, 2014

времени, когда сам человек, по мнению М. Хайдеггера, становится субъектом, а мир - картиной мира.

Природу в такой «картине» называют «пейзажем», под которым поначалу понимали «общий вид местности». В живописи пейзаж служил фоном для изображения сцен из жизни человека и к нему самому был непричастен. Постепенно в человеке формируется субъектное начало, что делает возможной его корреляцию с пейзажем как с представленной им самим природой. В словесном искусстве, и прежде всего - в лирике в силу ее родовых качеств, между человеком-субъектом и природой-пейзажем устанавливаются особые отношения художественной модальности, которые лучше всего обозначить бахтинской формулой «автономная причастность» (М. Бахтин).

Модальность становится отличительной чертой литературы в Новое время и дает название художественной эпохе, в поэтике которой ведущая роль принадлежит автору. Пейзаж как представленный субъектом мир природы, следовательно, можно рассматривать в качестве картины мира автора художественного произведения. Присуще это, в первую очередь, лирике, поскольку ее генетическим кодом являются субъект-субъектные отношения. Таким образом, специфика пейзажа и картины мира, обусловленная родовой природой лирики, позволяет продуктивно использовать данные категории при анализе современной поэзии.

Опора именно на категорию картины мира продуктивна, в первую очередь, при попытках системного осмысления тех литературных периодов Нового времени, четкие историко-литературные концепции которых еще не сложились. К таковым в истории русской поэзии ХХ века относится период с конца 60-х до середины 80-х гг. - эпоха так называемого «застоя», литературное лицо которой формировало поколение «семидесятников».

Отличительной чертой семидесятнической поэзии стало возрождение в ней эстетического начала. Отход от публицистичности и ориентация на вечные ценности утверждают в лирике «семидесятников» приоритет медитативно-философской составляющей. Названные доминанты обусловливают в их творчестве и актуализацию пейзажа. Пейзаж по своей сути онтологичен, поскольку «выражает глубинные основы человеческого бытия». Относительно лирики в целом, с учетом ее родовых качеств, и в частности интересующего нас периода можно утверждать, что пейзаж по преимуществу эксплицирует в ней картину мира автора.

Привлекая в качестве методологического инструментария категорию картины мира в ее концептуальном и функциональном аспектах, а в каче-

стве предмета исследования пейзажный дискурс лирики, рассмотрим творчество поэтов-семидесятников с целью выявления их индивидуально-авторских картин мира.

Обращение к художественному миру А. Тарковского, Б. Чичибаби-на, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова, А. Кушнера, Б. Ахмадулиной, В. Сосно-ры, Е. Шварц как наиболее репрезентативных фигур в поэтическом процессе конца 1960-х - середины 1980-х дает возможность охватить неотрадиционалистские и неоавангардистские векторы его развития.

В качестве методологического аппарата в исследовании использовано понятие «картины мира» как литературоведческой категории, которая характеризуется целостностью, системностью, структурностью, эксклюзивностью. Структурными элементами картины мира являются субъектная сфера, пространственно-временной континуум, образная организация, сюжет; а также вводено понятие «пейзажного дискурса» как коммуникативного события, которое реализует диалог человека и природы в художественном тексте. Пейзажный дискурс включает номинации природных реалий в роли: маркеров природного мира, которые очерчивают пространственно-временные координаты художественного мира; самостоятельных художественных образов или их элементов; содержательных элементов лирического сюжета.

Результаты анализа пейзажной лирики выявили определенные мировоззренческие и художественные доминанты в картинах мира поэтов. Так, пейзажи А. Тарковского засвидетельствовали «центроположность» лирического субъекта в картине мира, а также миромоделирующую функцию номинаций природных реалий в их символическом значении. Природный мир стал импульсом и стимулом к трансцендентным постижениям для «самосознающего» лирического субъекта, а недостаток эмпирического опыта освоения природы у поэта восполнен включением нового элемента - «слова» - в пространственно-временной континуум текста. «Слово» «одухотворило» «природный» мир и трансформировало его в мифопоэтический.

Б. Чичибабину эмпирическая природа гораздо ближе, нежели другим поэтам, творчество которых мы рассматривали. Вследствие этого его пейзажный дискурс организует лирический субъект, близкий образу автора, который пейзажными номинациями фиксирует свое пребывание в природном мире и выстраивает художественный мир по физическим законам гармонии и целесообразности, в то же время искусно эстетизируя его, декорируя художественные образы природными номинациями. Рефлексивное осмысление эмпирического природного мира постепенно

перерастает у поэта в способ его философского осмысления и духовного постижения. Лирический субъект занимает «срединное» место в художественном мире, являясь точкой пересечения эмпирического и духовного, земного и небесного, природного и божественного не только в самом человеке, но и в мире как Универсуме, утверждая таким образом смысл человеческого пребывания на Земле.

Пейзаж Н. Рубцова наиболее изучен, его традиционно считают фоль-клорно-мифологическим. Трансформация свойственных природным образам архетипных, фольклорных, мифологических и народно-религиозных смыслов формирует эклектичную неустойчивую картину мира лирического субъекта. С одной стороны, он находится под воздействием «центростремительной силы», свидетельствующей о наличии сакрального центра в его мире, окрашенного в «светлые» тона, с другой стороны, мифологическое иномирие способствует формированию двойника лирического субъекта - «тени», которая постепенно овладевает его сознанием, все чаще проявляется в пейзажном дискурсе. Поиски смысла существования в эксплицированных пейзажным дискурсом параметрах мира не наполнили его жизнеутверждающими образами. Наоборот, обнажили трагизм бытия человека в современном ему мире.

Ю. Кузнецов такой трагизм преодолел. Его пейзаж, организованный лирическим субъектом-образом автора, эволюционирует от эмпирически-рефлексивного воспроизведения природы к мифопоэтическому, а далее к символическому. Лирический субъект постепенно утрачивает непосредственную связь с природным миром, но генетическая память срабатывает на образном уровне. Названия природных реалий дают возможность автору выразить бытийные проблемы, становятся средством общения с миром на онтологическом уровне, номинируют аксиологические ориентиры автора.

Природа в художественном мире А. Кушнера занимает особое место, поскольку попадает туда преимущественно опосредованно - через культуру. Пейзажный дискурс эксплицирует путь освоения лирическим субъектом природного мира. Этот путь начинается со знакомства с эмпирическим миром через посредника - сначала в качестве такового выступают предметы «культурного» мира, затем их культурные контексты. Но сблизившись с природным миром, лирический субъект вспоминает свое родство с ним. Природа становится и собеседником лирического субъекта, и языком, на котором поэт говорит с миром, и критерием его оценки.

У Б. Ахмадулиной свои отношения с природой. Пейзажный дискурс ее сформирован преимущественно из «выращенных» ею природных об-

разов. Лирический субъект в поисках собеседника создает свой собственный мир из природных номинаций, но выстраивает его не по законам физики, а в согласии с авторскими стратегиями. Природная номинация в авторском сознании претерпевает определенную редукцию и в виде самостоятельного «образа-знака» формирует художественный мир поэта.

Анализ пейзажного дискурса поэтов неотрадиционалистской ориентации демонстрирует эволюцию отношений лирического субъекта с природным миром, которая выражается в постепенном их сближении - у каждого поэта в разной мере и степени.

В поэзии В. Сосноры пейзажный дискурс выявил «диффузный» характер лирического субъекта, способного перевоплощаться в «другого» из мира природы. Если у неотрадиционалистов имеет место интенция на сближение пейзажной и субъектной сфер, то у неоавангардистов наблюдаем изначальную тождественность человеческого и природного планов. В пейзажных образах актуализируется мифологическое, аллегорическое или метафорическое значение. Мифологическому сюжету возвращается действенность и буквально-событийный смысл. Изначальная «нераздельность» человека и природы, художественно осознанная и осмысленная, обусловила чуткость поэта к проблемам природного мира, что наполняет его мир эсхатологическим ужасом и порождает ощущение трагизма. Но трагизм этот не пассивный, он преодолевается уже хотя бы тем, что поэт говорит о проблемах природы на языке природы, взывая к человеку и призывая его к ответственности.

От отождествления с природой неоавангардистский вектор движется к «расподоблению природе» в ее эмпирическом измерении. Основная особенность пейзажа Е. Шварц - его метафизический характер. Если пейзажный дискурс неотрадиционалистов фиксирует динамику одухотворения природного мира человеческим присутствием, то в художественном мире поэтессы представлена природа уже «одухотворенная», в ее метафизической рефлексии. Пространственно-временные маркеры физического пространства под воздействием «метаморфизма» последовательно переводятся из природного в сверхприродный модус. «Перетекая» друг в друга в процессе метаморфических превращений, они демонстрируют миромоделирующий принцип поэзии Е. Шварц - принцип единства мира, тотальной взаимосвязи всех проявлений мира, и природного в частности. Квинтэссенцией такого единства становится лирический субъект, вбирающий в себя многообразие мира, тождественный миру природы в ее метафизической ипостаси.

Выявленные в исследовании особенности пейзажного дискурса, эксплицирующие картину мира каждого из поэтов, свидетельствуют об их несомненной оригинальности и неповторимости. При этом в ходе исследования обнаружен, в известной степени, неожиданный результат. На разных уровнях изучаемых явлений - лирики с ее индивидуальными поэтиками, пейзажного дискурса в его функциональном значении, картины мира в концептуально-парадигмальном смысле - действует принцип синкретизма. С. Н. Бройтманом этот принцип, названный неосинкретизмом, описан на субъектном уровне лирики. Нами же установлено, что неосинкретизм обнаруживает свое действие на всех уровнях рассмотренных в исследовании феноменов - лирики, пейзажа, картины мира - и является их общим основанием. Принцип неосинкретизма свидетельствует о рождении «нового восприятия мира», не отдельных предметов в мире, а всего мира, «всей целостности пространства-времени».

Неосинкретизм, пронизывающий все уровни лирического мира, создает необходимые предпосылки для исследования в неклассической лирике пейзажного дискурса как экспликации картины мира автора. Принцип неосинкретизма позволяет применить заявленную методику для изучения разных в типологическом смысле лирических миров - неотрадиционалистских и неоавангардистских, как правило, противопоставляющихся. Неосинкретизм в эпоху неклассической поэтики выступает своего рода «обратным синкретизмом», возвращающим субъекта к его человеческому началу в единстве с природой. Актуализация в художественном мире реалий природного мира свидетельствует о работе авторского сознания по переводу «языка неба» на «языки земли».

Таким образом, пейзажный дискурс лирики конца 1960-х - середины 1980-х гг. фиксирует возобновление интереса к «вечным темам», что наполняет эпоху «семидесятых» концептуальным смыслом - сигнализирующим о начале завершения переходной эпохи в культуре ХХ века. Именно пейзажная лирика впервые после долгого молчания озвучила эти «темы». Поэты, одни имплицитно, другие явно, выходят на утверждение единства мира посредством экспликации неосинкретической связи человеческого (биологически-духовного) и природного (одухотворенного человеком) миров.

Список использованных источников

1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Собр соч.: В 7 т. Т. 1. - М. : Изд-во «Русские словари»; Языки славянской ультуры, 2003. - С. 69-262.

2. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. — Учебное пособие. — М. : РГГУ, 2001. - 320 с.

3. Иванова Н.П. Литературный пейзаж и ментальное пространство автора в русской прозе XIX века : дисс. ... д-ра филол. наук : 10.01.02. / Иванова Наталья Павловна. — Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского. — Симферополь, 2011. — 451 с.

4. Померанц Г. С. Басё и Мандельштам // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. - М. Наука, 1970. - С. 195-202.

5. Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко]. - М. : Издательство Кулагиной; 1пй^а, 2008. - 358 с.

6. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб, заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. - Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. -512 с.

7. Тюпа В.И. Художественный дискурс (Введение в теорию литературы). - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2002. - 80 с.

8. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления (пер. с нем.; комм. В. В. Бибихина; серия "Мыслители ХХ в.). - М. : Республика, 1993. - 447 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.