Научная статья на тему 'Пейзажные комплексы Удмуртии'

Пейзажные комплексы Удмуртии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
183
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / ПЕЙЗАЖНЫЙ КОМПЛЕКС / ПЕЙЗАЖ / КОМПОЗИЦИЯ ПЕЙЗАЖА / CULTURAL LANDSCAPE / SCENARY COMPLEX / SCENARY COMPOSITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Терентьева Любовь Раисовна

Приводится типизация пейзажных комплексов Удмуртии, основанная на сравнении подходов для определения эстетической ценности ландшафтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scenary complexes of Udmurtia

Some types of scenary complexes of Udmurtia are gevin in the article. It’s based a the comparison methods of ethsetic value of some landscapes.

Текст научной работы на тему «Пейзажные комплексы Удмуртии»

УДК 911.5(470.51) Л. Р. Терентьева

ПЕЙЗАЖНЫЕ комплексы УДМУРТИИ

Приводится типизация пейзажных комплексов Удмуртии, основанная на сравнении подходов для определения эстетической ценности ландшафтов.

Ключевые слова: культурный ландшафт, пейзажный комплекс, пейзаж, композиция пейзажа.

В последние годы предметом повышенного интереса в географической науке стал «культурный ландшафт», привлекающий внимание не только как предмет изучения, но и как понятие, имеющее три определения.

В традициях русской географической науки оно означает «хороший» антропогенный ландшафт, измененный человеком по определенной программе и обладающий высокими эстетическими и функциональными качествами.

Местность, которая в течение длительного исторического периода являлась местом обитания определенной группы людей - носителей специфических культурных ценностей.

Это ландшафт, в формировании и развитии которого активную роль играют духовные и интеллектуальные ценности, хранимые и передаваемые от поколения к поколению в виде информации, являющиеся его частью и испытывающие на себе воздействие других, материальных компонентов ландшафта [2].

В работах А. Г. Исаченко (2003), В. Л. Каганского (2008) Е. Ю. Колбовско-го (2006), Ф. Н. Милькова (1973), В. А. Николаева (2003) и др., посвященных культурному ландшафту, разрабатываются научно-географические подходы к его изучению [3; 4; 5; 6; 7].

Эти научно-географические подходы имеют много общего. Большинство известных подходов обязательно включают следующие аспекты:

- сопоставление культурного и природного ландшафта;

- культурный ландшафт как единство природных и культурных компонентов;

_Л. Р. Терентьева

- существенная зависимость человеческой деятельности от природной основы;

- активное взаимодействие человеческой деятельности и природной среды;

- существенное преобразование этой деятельностью природного ландшафта,

- пространственная структура культурного ландшафта,

- наличие функций культурного ландшафта в культуре.

В то же время ряд аспектов присущ только некоторым подходам, и среди них такие, как:

- эстетический (эстетика и дизайн ландшафта);

- этический;

- синтетически-ценностный (сотворчество человека и природы).

Общность набора подходов для рассмотрения ландшафта важна - это атрибут

единства ландшафта как научного предмета, но из этого не следует единство ответов. Наиболее разительны расхождения по вопросам: какой именно компонент культурного ландшафта является ведущим - природный или антропогенный, и всякое ли антропогенное воздействие является фактором, формирующим культурный ландшафт [4].

Все аспекты могут иметь разные варианты, трактоваться и пониматься по-разному, поэтому и подходы разнообразны, что затрудняет их систематизацию.

В нашем случае мы рассматриваем культурный ландшафт как эстетический элемент окружающей среды с его ценностями, образами, эстетикой, дизайном, так как только культурный ландшафт может быть предметом дизайна и эстетического восприятия, и тогда на первый план выходят такие понятия, как «эстетика ландшафта», «пейзаж» и «пейзажный комплекс».

В основе эстетического восприятия ландшафта лежит чувственный акт его постижения ( в нем участвуют и зрение, и слух, и обоняние, и осязание), то есть это сложный процесс, в котором сочетаются сенсорные способности как врожденные, интуитивные, так и приобретенные личностью в ходе воспитания, образования и социального развития.

Эстетическое восприятие по отношению к ландшафту выполняет как познавательную, так и оценочную функцию, которая осуществляется через созерцание. Пейзаж - не только внешний облик ландшафта или вид местности, но прежде всего художественный облик природы, тесно связанный с такими понятиями, как красота и гармония [7].

Эстетика ландшафта зародилась и развивается в рамках научного ланд-шафтоведения, где все компоненты ландшафта подлежат систематизации, классификации и, наконец, картированию. Для этого разрабатываются разнообразные оценочные приемы, в том числе и для эстетической оценки ландшафтов и пейзажей, и пейзажных комплексов Удмуртии [1; 8]. Нами тоже была предпринята попытка эстетически оценить ландшафты Удмуртии, чтобы затем перейти к выделению непосредственно пейзажей и пейзажных комплексов.

На первом этапе были выбраны критерии, которые изначально анализируют проявление в ландшафте объективных критериев эстетичности, кроющихся в его физических характеристиках. На втором этапе получены количественные

Пейзажные комплексы Удмуртии_

характеристики, доказывающие эстетическую привлекательность ландшафта. Для этого использовалась топографическая карта Удмуртии масштаба 1: 200 000, программы MapInfo Professional 9.0 и ArcView GIS 3.2a, в которых велись расчеты и создавались тематические карты.

Наиболее значимыми в формировании облика ландшафта являются рельеф и растительность. Причем рельеф - это ведущий компонент, определяющий основные черты ландшафта. Он воспринимается как ядро композиции. В предлагаемой классификации большее внимание уделено этим двум компонентам. Водные объекты имеют локальное распространение, достаточно редки и однозначно повышают эстетические свойства ландшафта.

На основе объективных признаков были выделены следующие критерии оценки:

Для рельефа:

1) общий характер рельефа территории и господствующий тип форм рельефа;

2) морфометрия - количественные характеристики рельефа:

- абсолютные высоты (максимум и минимум);

- расчлененность вертикальная и горизонтальная. Увеличение расчлененности в целом повышает аттрактивность поверхности.

- крутизна склонов - уклоны земной поверхности определяют величину горизонтального и вертикального углов восприятия пейзажей.

- экспозиция склонов, именно от этого фактора зависит степень открытости горизонта, (а следовательно, и освещенность ландшафта), условия увлажнения, дренажа и т.д.

3) наличие уникальных форм рельефа - повышают эстетические свойства ландшафта.

Для растительности:

1) коэффициент залесенности и длина опушки на 1 кв. км. Надо отметить, что чистолесные ландшафты обычно менее привлекательны, чем частично залесенные, поэтому был введен такой показатель, как отношение длины опушки к площади территории;

2) породный состав (видоразнообразие). Породный состав леса имеет значение для его эстетической ценности лишь в ближней перспективе; в дальней же - породный состав леса теряет свое значение и основную роль уже играют очертания леса и площадь, которую он занимает.

Для водных объектов. С позиций эстетической роли водных объектов в пейзаже значение имеют:

- размер (лучше не очень большой, чтобы охватить его взглядом);

- удаленность от наблюдателя (чем ближе, тем лучше);

- очертания берегов;

- характер течения и т.д.

Антропогенная деятельность:

1) хозяйственная деятельность человека (обилие поселков, с/х земель);

2) памятная деятельность человека (наличие исторических мест, мест обрядов, охраняемых территорий).

_Л. Р. Терентьева

И, наконец, ландшафтное разнообразие - определяет многообразие зрительных образов и контрастность (непохожесть друг на друга) ландшафтов, которая в свою очередь определяется высокой концентрацией типологически разных ландшафтов на относительно небольшой территории.

Сравнив полученные результаты с уже имеющимися [1; 8], мы пришли к выводу, что для выделения типов пейзажных комплексов наряду с вышеназванными критериями необходимо учитывать чувственный аспект, и здесь на первый план должны выйти элементы пейзажной композиции, способствующие чувственному восприятию окружающей природы и передающие эмоциональность пейзажа. К композиционным составляющим пейзажей относятся элементы пейзажа, пейзажные сюжеты, собственно пейзажи и пейзажные мотивы. По сложности композиционного устройства различаются пейзажи односюжетные, двухсюжетные, трехсюжетные и многосюжетные. Композиции, в свою очередь, подразделяются по глубине видовой перспективы: фронтальная, объемная и глубинно-пространственная. Кроме того, пейзаж может быть заполнен композиционными акцентами - узлами (горная вершина, храм и т.п.), осями (река, дорога и т.п.), кулисами (ветви деревьев, склоны гор и т.п.). Большое значение для созерцания пейзажа имеет выбор точки его обзора (пейзажный подступ), дающей определенный ракурс обозрения, глубину и объемность пейзажной перспективы. Структурированное соотношение элементов и акцентов пейзажной композиции и разнообразие точек пейзажного обзора должны лечь в основу решения проблемы эмоциональности пейзажа.

С учетом вышесказанного, можно заключить, что на территории Удмуртии выделяются следующие типы и подтипы пейзажных комплексов:

1) речные береговые и придолинные:

- береговые крупных рек,

- придолинные полосы средних и малых рек;

2) холмистые:

- останцово-холмистые,

- грядово-холмистые,

- долинно-холмистые.

Для данных пейзажных комплексов характерны преобладание многосюжетных пейзажей объемной и глубинно-пространственной перспективы, а также пейзажные подступы секторного и панорамного обзора средней и дальней перспективы. Названные комплексы имеют уникальную особенность - «эффект обратной перспективы»: компоненты ландшафта могут быть как композиционным элементом, так и пейзажным подступом (точкой пейзажного обзора);

3) равнинно-лесные:

- лесные опушки,

- лесные пущи,

- лесистые речные;

4) равнинно-сельскохозяйственные.

Для данных пейзажных комплексов характерно преобладание односюжет-ных и двухсюжетных пейзажей с фронтальной перспективой, а также пейзажные подступы узкого и секторного обзора ближайшей и средней перспективы.

Пейзажные комплексы Удмуртии_

Однако нельзя упускать из виду, что пейзаж связан прежде всего субъективным восприятием, мотивированным воспитанием индивида, традициями социальной общности, социальным статусом, возрастом и, наконец, готовностью к психо-эмоциональному переживанию природы. Это задача дальнейшей работы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Беляева С. А., Стурман В. И. Ландшафты Удмуртии, их эстетическая ценность и потенциал эколого-экономической конфликтности // Вест. Удм. ун-та. Сер. Науки о земле. 2006. № 11. С. 15-29.

2. Веденин Ю. А., Кулешова М. Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Изв. РАН. Сер. геогр. 2001. № 1. С. 7-14.

3. Исаченко А. Г. О двух трактовках понятия «культурный ландшафт» // Известия РГО. 2003. Т. 135. № 1. С. 5-16.

4. Каганский В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. М.: НЛО, 2001.

5. Колбовский Е. Ю. Ландшафтоведение: Учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: ИЦ «Академия», 2006. 480 с.

6. Мильков А. Г. Человек и ландшафт: очерки антропогенного ландшафтоведения. М.: Мысль, 1973. 224 с.

7. Николаев В. А. Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн ландшафта: Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2003. 176 с.

8. Саранча М. А. Потенциал и организация развития туристско-рекреационной деятельности в Удмуртской Республике: географический анализ и оценка на основе географических информационных систем. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. 195 с.

Поступила в редакцию 17.01.2012

L. R. Terentyeva

Scenary complexes of Udmurtia

Some types of scenary complexes of Udmurtia are gevin in the article. It's based a the comparison methods of ethsetic value of some landscapes.

Keywords: cultural landscape, scenary complex, scenary composition.

Терентьева Любовь Раисовна,

кандидат географических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

г. Ижевск E-mail: [email protected]

Terentyeva Lyubov Raisovna,

Candidate of Science (Geography), associate professor,

Udmurt State University Izhevsk

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.