Научная статья на тему 'Пейзажная лирика К. Алмазбекова'

Пейзажная лирика К. Алмазбекова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
257
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
ГАРМОНИЯ ЗВУКОВ / ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВ / ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ / ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ / ОПИСАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СОСТОЯНИЙ ПРИРОДЫ / ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА / ПОЭТИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ / ЯСНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКОЙ ИДЕИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чыйбылова Бурул Асековна

В кыргызской литературе не найдется поэта, который бы не обратил своего внимания на красоту окружающих его гор с ледниками и шумными реками. К. Алмазбеков, как и все кыргызские поэты, предан своей земле, горам Ала-Тоо и свои ощущения он пытается передать через запоминающиеся образы природы, используя разнообразные средства поэтической выразительности. Его стихотворения представлены в сравнении со стихотворениями других кыргызских поэтов для выявления художественного своеобразия его пейзажной лирики. В статье отмечается, как с помощью гиперболизации и различных метафор достигается совершенство поэтических образов природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пейзажная лирика К. Алмазбекова»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Пейзажная лирика К. Алмазбекова Чыйбылова Б. А.

Чыйбылова Бурул Асековна / СЬу]Ьу1оуа Виги1 Лзекота - соискатель, старший преподаватель,

кафедра кыргызской литературы, факультет тюркологии, Бишкекский гуманитарный университет им. Х. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в кыргызской литературе не найдется поэта, который бы не обратил своего внимания на красоту окружающих его гор с ледниками и шумными реками. К. Алмазбеков, как и все кыргызские поэты, предан своей земле, горам Ала-Тоо и свои ощущения он пытается передать через запоминающиеся образы природы, используя разнообразные средства поэтической выразительности. Его стихотворения представлены в сравнении со стихотворениями других кыргызских поэтов для выявления художественного своеобразия его пейзажной лирики. В статье отмечается, как с помощью гиперболизации и различных метафор достигается совершенство поэтических образов природы.

Ключевые слова: гармония звуков, гиперболизация образов, образы природы, олицетворение, описание различных состояний природы, пейзажная лирика, поэтическое сравнение, ясность поэтической идеи.

Пейзажная лирика в кыргызской поэзии занимает особое место. Кыргызстан -горная страна с живописным горным ландшафтом, поэтому прекрасные виды природы, различные природные явления, богатый животный и растительный мир занимают поэтическое воображение каждого, кто занимается художественным творчеством. Образам природы могут быть посвящены целые поэтические сборники, в которых каждый поэт считает своим священным долгом воспеть красоту родных просторов, передать свои чувства и переживания. Особенно в поэзии развита горная тематика, ибо даже обычный взгляд типичного городского поэта в сторону гор не оставляет его равнодушным.

Пейзажная лирика представляет собой не просто описание природы, на самом деле, когда картины природы передаются в стихотворении, помимо гармонии звуков, богатого арсенала средств поэтической выразительности можно отметить, как при описании различных состояний природы поэт выражает свой внутренний мир, свое, индивидуальное, восприятие виденного. В соответствии с творческой индивидуальностью поэта-художника, характера его лирических переживаний рождаются разнообразные поэтические описания, раскрывающие красоту окружающей природы во всех ее оттенках.

В пейзажной лирике поэт, описывая природные явления, передает лишь один момент жизни, на тот миг самый существенный для него, и поэтому он не жалеет своих высоких чувств, сильных эмоций для передачи своего внутреннего состояния.

Это можно наблюдать в пейзажной лирике К. Алмазбекова, художественное мастерство которого в описании природы особенно яркое выражение получило в стихотворениях «Летний вечер», «Весна в горах», «Мой Ала-Тоо», «Прекрасный май», «Гордость моя, Ала-Тоо» (Так сложилось, что на русском языке нет переводов стихотворений этого талантливого, любимого народом поэта. Поэтому фрагменты его стихотворений здесь приводятся в подстрочном переводе).

Солнце брызжет ярко весельем,

В разноцветье раскрылись цветы.

Ароматами воздух напоен,

Это весна твоя, Ала-Тоо.

Переливы краски вокруг голубой,

Это радости торжество [ 2, 4].

Нет сомнения в том, что читатель, прочитавший в оригинале полный текст стихотворения, исполненного эмоциональным поэтическим переживанием, проникнется красотой гор весеннего Ала-Тоо, почувствует аромат нежных горных цветов, у него поднимется дух, настроение и очистится душа. Поэт передает свой восторг величим и красотой весенней природы в горах обычным, простым языком, который, однако, позволяет создать запоминающиеся образы картин природы. Для стихотворения характерны поэтические обращения, восклицания, повторы гласных и согласных звуков, которые делают его более эмоциональным и выразительным. Это позволяет назвать автора мастером пейзажной лирики.

Доступность для восприятия лирики К. Алмазбекова обусловлена не только ясностью поэтической идеи, конкретностью описания, но и способностью видеть и передавать мир в его неповторимой красоте.

Известный кыргызский поэт Джоомарт Боконбаев был признан мастером пейзажной лирики после его стихотворения «Летний вечер», в котором с особой выразительностью впечатляюще передал образ летнего вечера в горах: Заалел, как кумач, закат, Притаилась дрёма везде. А река мчит бурный поток -Брызги пены на быстрой воде. И запел в кустах соловей Для подруги верной своей [3, 10].

А теперь обратим внимание на то, как К. Алмазбеков поэтизировал закат дня:

Как прекрасен в аиле летний вечер,

Ах, как удивителен он.

Прохладой веет на виски,

Пусть тревоги оставят вечер [1, 23].

Так начинается стихотворение, далее идет поэтический рассказ о том, как молодежь возвращается с работы, а за ними пастухи со стадами громко блеющих ягнят и козлят, о том как дети, оседлав зеленые прутики, то пришпоривая, то притормаживая «коней» носятся по улице, о том, как еле тащится бурая корова «с огромным выменем в один обхват». Эта живая картина сельской жизни, которая крепко запечатлевается в памяти, словно кадры киноленты. Здесь же:

Развевай, ветерок, бороду деда-садовника, Рвущего яблоки с яблонь, Бабушка сматывает нити в клубок, Останавливая бег веретена [4, с. 115].

В этой мирной поэтической картинке дедушка-садовник доволен собранными яблоками, легкий ветерок теребит его бороду, бабушка наматывает нити на веретено. Созданный поэтическим видением фрагмент действительности создает светлое настроение.

В стихотворении «На хлопковом поле» он сожалеет о том, что раньше не видел хлопкового поля и пришел к нему после наступления зрелости: О, поле, прими мое «здравствуй», Разве слово мне найти, достойное тебя, После многих жизненных ухабов Я пришел к тебе со своим пером. Я не пел о тебе до сих пор Ты прости меня за это.

И, волнуясь, безмерно восторгается красотой белоснежных цветков хлопка, называя поле белым с белыми волосами:

О белое поле, я готов стать жертвой за твою красоту,

47

Разреши мне потрепать твои белые волосы.

Кто бы это ни был, каждый кыргызский поэт устремляет свой взор на снежные вершины гор Ала-Тоо. Если одни описывают в своих стихах то, как «белые ледники будто руками касаются неба», другим видится как «желтые скалы, подпирая небо, стоят в ожидании», то и у Дж. Боконбаева происходит очеловечивание природы, здесь олицетворение становится основным изобразительно -выразительным поэтическим средством:

Горы погружаются в дрему, И засыпают, теряя силы [4, 124].

У Б. Сарногоева в стихотворении «Размышления на перевале» этот мотив обретает другие очертания, новые метафорические образы: Не пробуждается ледник, Высясь как мост над ручьями. Лесисты и непроходимы горы, Трудно пробраться по ним. Накинув шапку из облаков, Спят в покое неприступные скалы [ 5, 129].

Для передачи картин отечества, его природы, когда художник полностью погружается в мир впечатлений, навеянный неповторимой прелестью окружающего мира, естественно, требуется особый талант, умение чувствовать каждое движение, каждый звук живой природы, испытывая при этом чувство причастности к ней.

Величественные белоснежные горы Ала-Тоо, в низовьях покрытые лесами, для кыргызских акынов являются символом родины, отечества, а потому часто становятся объектом их поэтического внимания, им посвящено множество стихотворений и поэм. Можно утверждать с полным на то основанием, что нет такого сборника кыргызских поэтов, где бы в названии или содержании какого-либо стихотворения не упоминалось кыргызские горы Ала-Тоо. В стихотворении «Мой Ала-Тоо», хотя так же, как и другие поэты, ощущает чувство восторга и гордости за родные горы, К. Алмазбеков по-своему воспринимает мир Ала-Тоо,: Лежит словно страж во вселенной Ущелье, окутанное облаками. Вздымаются вверх пики скал, Будто решили раскроить небо. Мой Ала-Тоо широко раскинулся, Словно готов обхватить весь мир.

Чтобы показать необъятность далеко раскинувшихся, высоких до небес родных гор с его громадными ущельями и острыми, словно взметнувшимися ввысь, скалами, поэт прибегает к гиперболизации и таким поэтическим сравнениям, которые способствуют созданию зримого художественного образа, передают ощущение огромного пространства. Только художник, преданный, безмерно влюбленный в просторы своей маленькой, но родной вселенной, способен раскрыть ее тайны и поделиться своими ощущениями с другими, кто так же, как и он, неравнодушен к природе, доставить им эстетическое наслаждение. Соколы гнездятся среди скал, Птицы взвиваются ввысь. Сверкнет под луной верхушка гор -И звезды приходят в смущенье. Пред твоей красотой, Ала-Тоо, Преклоняюсь я каждый раз.

Не следует упускать из виду, что поэт в пейзажной лирике не берет самоцелью описание каких либо явлений или красот природы, нет, он воспринимает прекрасное, которое дает природа, как самого себя, и передает его, пропустив через свои ощущения, через свое лирическое «я». Естественно, это возможно еще при условии,

48

если поэт обладает богатым арсеналом художественных поэтических средств, мастерское владение которым позволяет создавать неповторимые образы природных явлений. Художественное своеобразие пейзажной лирики К. Алмазбекова, таким образом, видится в том, что поэт смог по-своему выразить свою любовь, свое преклонение перед природой-матерью, перед красотой и величием белоснежных гор Ала-Тоо, раскрыть свое лирическое «я» благодаря своему особому ощущению и видению природы

Литература

1. Алмазбеков К. Мурас. Бишкек, 2003.

2. Алмазбеков К. Тоо жазы // Ленинчил жаш, 1965-жыл, 25-апрель.

3. Боконбаев Дж. Моя песня. Избранное. Бишкек, 2010.

4. Бвквнбаев Ж. Тандалган чыгармаларынын 1 томдугу. Ф., 1960.

5. Сарногоев Б. Ашуудан берген отчетум. Фрунзе: Адабият, 1989.Сарногоев Б. Ашуудан берген отчетум. Фрунзе: Адабият, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.