Научная статья на тему 'Пейзаж в лирике В. А. Жуковского (на материале произведений, вошедших в круг детского чтения)'

Пейзаж в лирике В. А. Жуковского (на материале произведений, вошедших в круг детского чтения) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2218
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЙЗАЖ / ЛИРИКА / POETRY / ПРИРОДА / NATURE / ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ / VASILY ANDREYEVICH ZHUKOVSKY / ANDSCAPE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Борисова М.С.

В статье рассмотрено влияние пейзажной лирики В.А. Жуковского на младшего школьника, выявлены отличительные особенности стихотворений поэта. Уделяется особое место тем произведениям, которые входят в программу по литературному чтению для младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LANDSCAPE IN THE LYRICS OF A. ZHUKOVSKY (BASED ON THE WORKS INCLUDED IN THE CIRCLE OF CHILDREN''S READING)

The article considers the influence of landscape lyrics V.A. Zhukovsky on primary school children identified distinctive features of the poems of the poet. A special place is given to those works that are included in the program for literary reading for younger students.

Текст научной работы на тему «Пейзаж в лирике В. А. Жуковского (на материале произведений, вошедших в круг детского чтения)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 821.161.1

М.С. Борисова

учитель начальных классов первой категории,

МАОУ «Гимназия № 1», г. Саратов

ПЕЙЗАЖ В ЛИРИКЕ В.А. ЖУКОВСКОГО (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ВОШЕДШИХ В КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ)

Аннотация. В статье рассмотрено влияние пейзажной лирики В.А. Жуковского на младшего школьника, выявлены отличительные особенности стихотворений поэта. Уделяется особое место тем произведениям, которые входят в программу по литературному чтению для младших школьников.

Ключевые слова: пейзаж, лирика, природа, Василий Андреевич Жуковский.

M.S. Borisova, Gymnasium № 1, Saratov

THE LANDSCAPE IN THE LYRICS OF A. ZHUKOVSKY (BASED ON THE WORKS INCLUDED IN THE

CIRCLE OF CHILDREN'S READING)

Abstract. The article considers the influence of landscape lyrics V.A. Zhukovsky on primary school children identified distinctive features of the poems of the poet. A special place is given to those works that are included in the program for literary reading for younger students.

Keywords: landscape, poetry, nature, Vasily Andreyevich Zhukovsky.

Тема «человек и природа» всегда была глубоко органична для русской литературы. Она неизменно ставила рядом с человеком всё многообразие природы и открывала ему глаза на «трепет жизни», на мудрую целесообразность, величие и гармонию, красоту родной земли. Природа всегда была для человека-творца источником вдохновения.

Высокое чувство природы тонко передаётся русской поэзией. При этом образ природы в ней никогда не бывает замкнут только в пейзажные рамки, это всегда нечто большее. По этому поводу М.Н. Эпштейн пишет: «Анализ пейзажных мотивов помогает понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и её историческое движение, так как эти мотивы стоят вне истории. Перемены становятся очевидными на фоне чего-то неизменного» [9, с. 229].

В.А. Жуковский - поэт, открывший читателям своеобразие русской поэтической флоры. Мастерство Жуковского-пейзажиста в целом достаточно хорошо изучено. К исследованию творчества поэта обращались А.Н. Веселовский, Г.А. Гуковский, В.В. Афанасьев, М. Бессараб, И.М. Семенко, В.И. Коровин, Р.В. Иезутитова, М. Янушевич и др. По общему признанию исследователей, Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе. Он дал поэзии новое содержание и форму: обогатил русскую поэзию новыми образами и ощущениями, внес в нее что-то таинственное, тревожное, грустное, невыразимое, необъяснимо прекрасное. Жуковский освободил поэтический язык от многих архаических форм, способствовал большей простоте и красоте языка. Однако в работах перечисленных выше авторов явно обойдены вниманием произведения Жуковского, вошедшие в круг детского чтения (за исключением стихотворения «Вечер»). Отсутствие же представления о специфических особенностях поэтики этих произведений неминуемо влечет за собой методическую беспомощность учителя на уроках литературного чтения. Сказанным выше и определяется цель данного исследования.

В альтернативные и традиционные программы по чтению в начальной школе входят стихотворения Жуковского, находящие живой отклик у читателя-ребенка, являющегося по сути своей, так же как и сам поэт, романтиком («Солнце и Борей», «Летний вечер», «Остров», «Ве-

чер», «Жаворонок», «Песня», «Приход весны», «Черёмуха цветёт» и др.). В мире «детской» лирики поэта, как и во взрослой, царят текучие, зыбкие, переходные состояния природы («тихая водная гладь», колебание воздушных струй, блеск, «дрожанье вод блестящих», «воздушная лазурная пелена», «тонкий белеющий пар»).

Жуковский - певец сельского пейзажа. В деревенской природе он не искал ничего величественного и грандиозного, а более всего ценил в ней спокойствие, тишину, безмятежность. «Тихий» - любимый эпитет Жуковского, для него «тишина» - чуть ли не обязательный спутник как этического, так и эстетического переживания. Проникновенная тишина царствует на небе -тихая заря, «тихое светило»; еле слышна «тихая гармония», течет «тихоструйная река» и море в вечернем элегическом мире тоже «тихое», и у человека «унылость тихая в душе».

Солнце весело блеснуло И сопернику шепнуло: «Безрассудный мой Борей! Ты расхвастался напрасно! Видишь: злобы самовластной Милость кроткая сильней!» («Солнце и Борей», 1827) В представлении Жуковского природа располагается на грани двух миров: земного, человеческого, подвластного физическим законам, постигаемого разумом, и ирреального, таинственного, вечного мира мечты, надежд и идеалов. Общим местом в работах, посвященных творчеству поэта, является замечание о том, что он открыл русской поэзии душу человеческую, познакомил читателя со своим романтическим миром грез.

То, что прежде считалось достоянием разума, у Жуковского стало частью душевной жизни, что придало особый лиризм его поэтическому творчеству. Отсюда часто в картинах природы, которые рисует поэт, присутствует воспринимающий ее (природу) человек. Описываются не столько явления природы, сколько душевное состояние человека. Вот почему пейзажи Жуковского называют «пейзажами души». «Жизнь души» и есть подлинный предмет поэзии поэта.

Там на заре пижучка пела; Даль озарялась и светлела; Туда, туда моя душа летела: Казалось сердцу и очам -Все там!..

(«Там небеса и воды ясны», 1816) Пейзаж Жуковского всегда символичен: весна с ее цветами, зефирами, лучами, птичками - это сердечное пробуждение надежды, мечты, любви. Признаки осени - вянущий цветок, холодный ветер - отстранение желанного, вянущие надежды. Буря в природе - буря в человеческом сердце. А мотылек, жаворонок, птичка - порыв в запредельное.

Обращение к внутреннему миру, переживаниям человека вызвало необходимость поиска художественных средств, способных передать тончайшие движения души. С этой целью в произведениях Жуковского широко используется многозначность поэтического слова, его добавочный, дополнительный смысл, что было важным открытием романтической эпохи («Душа полна прохладной тишиной»), а также прием олицетворения душевного состояния, существующего как бы независимо от воли человека (мечта «воскресла», воспоминание «живет», сердце «не дрожит»).

Система сравнений, ассоциаций и параллелизмов, метафорический и символический подтексты, другие приемы и средства поэтической образности стихов Жуковского призваны передать красоту природы. Не случайно для своих стихов он выбирает «изящную природу» и «изящно» ее осмысливает и чувствует. Это своеобразное видение и чувствование красоты воплотилось в эсте-

тических оценках, которые постоянно применяет поэт - «приятно», «пленительно», «восхитительно», «трогательно». Вместе с тем прекрасное воплощает в себе все лучшее в бытии - свет, яркость, разнообразие красок. И это особенно проявляется в стихотворениях, вошедших в круг детского чтения. Так, например, удивительно светлое и жизнерадостное стихотворение «Летний вечер» - гимн источнику тепла и свету - ясному, доброму солнцу-труженику:

Знать, солнышко утомлено:

За горы прячется оно; Луч погашает за лучом И, алым тонким облачком Задернув лик усталый свой, Уйти готово на покой.

Пора ему и отдохнуть; Мы знаем, летний долог путь. Везде ж работа: на горах, В долинах, рощах и лугах, Того согрей; тем свету дай, И всех притом благословляй.

Буди заснувшие цветы И им расписывай листы; Потом медвяною росой Пчелу-работницу напой.

В лирике Жуковского обнаруживаются различные композиционные приемы. Чаще всего отмечается образный параллелизм, который почти всегда сопряжен с параллелизмом синтаксическим («Замок на берегу моря»). Для Жуковского важны также эмоциональные эпитеты, говорящие не о самом предмете, а о впечатлении, которое он производит («унылый», отдаленный звон; «сладостное» пение соловья). Отсюда большое количество риторических вопросов, восклицаний, т.е. средств, обращенных прежде всего к эмоциям, чувствам читателей («Увы! кто скажет: жизнь иль цвет / Быстрее в мире исчезает?»).

Основным качеством лиризма произведений Жуковского является музыкальность. Недаром стихотворения поэта много раз перелагались на музыку. Возможность музыкальной интерпретации заложена в самой их основе, которую отличает господство полногласий и мелодических переходов ударных звуков.

Итак, пейзаж в произведениях, вошедших в круг детского чтения, отличатся вполне традиционными для Жуковского средствами. Однако есть и особые черты, учитывающие возрастную специфику читателя-ребенка: максимальная конкретность художественных образов («птичка», «жаворонок», «солнце»); повышенная эмоциональность (восклицания, обращения и т.п.); точность и простота языка; музыкальность стиха. Именно эта специфика и способствует развитию эстетических чувств у младшего школьника, внимательности, понимания и любви к незаметному, но в то же время столь важному.

Список литературы:

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. - М.: АСАДЕМА, 2000. - 120 с.

2. Афанасьев В.В. «Родного неба милый свет...»: документальная повесть. - М.: Детская литература, 1981. - 240 с.

3. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безсонов [и др.] -4-е изд. - М.: Дрофа, 2002. - 592 с.

4. Борисовская Е.М. Все произведения школьной программы по литературе. - М.: Славянский дом книги, 2004.

5. Гусакова О.Я. Изучение композиции лирического стихотворения // Начальная школа. - 2010. - № 2. - С. 27-31.

6. Жуковский В.А. Жаворонок. - М.: Детская литература, 1990. - (Мои первые книжки).

7. Павленкова Ф. Великие россияне. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 639 с. - (Биографическая библиотека).

8. Писатели нашего детства: библиографический словарь: в 3 ч. - М.: Либерия, 2000.

9. Эпштейн М.Н. Стихи и стихия: природа в русской поэзии ХУШ-ХХ вв. - Самара: БАХРАХ-М, 2007. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.