Научная статья на тему 'Пейоратив публицистического дискурса'

Пейоратив публицистического дискурса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1805
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЙОРАТИВНАЯ ЛЕКСИКА / ДИСКУРС / ТИПОЛОГИЯ ДИСКУРСА / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ОЦЕНОЧНОСТЬ / НЕГАТИВНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА / PEJORATIVE VOCABULARY / DISCOURSE / TYPES OF DISCOURSE / JOURNALISTIC DISCOURSE / EVALUATION / NEGATIVE-VALUATION VOCABULARY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гейко Наталья Романовна

Рассматривается обобщенная характеристика лексики современных средств массовой коммуникации, ее неразрывная связь с развитием общества, пейоративный характер и функционирование в публицистическом дискурсе. Раскрывается содержание понятий «дискурс», «публицистический дискурс», «пейоратив». На основе изучения публицистического дискурса установлено, что пейоративная лексика активно используется журналистами в современных СМИ с целью придания последним выразительности и экспрессивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pejorative Words of Journalistic Discourse

The generalized characteristic of modern mass communication vocabulary, its inseparable connection with the development of society, its pejorative nature and function in journalistic discourse is considered in this paper. The article reveals the concepts of “discourse”, “journalistic discourse”, “pejorative”. It is found that in modern media pejorative vocabulary is actively used by journalists in order to make mass media more expressive and colorful.

Текст научной работы на тему «Пейоратив публицистического дискурса»

к реализации элементов новых смыслов, но и к абсолютной трансформации семантического объема. В этом случае сигнификативная сущность фразеологизмов признака характеризуется усиленной коннотативностью с проявлением высокой степени образности. Использование фразеологического признака в материалах СМИ для характеристики человека и реализация содержательных смыслов (амальгамация смыслов) обусловлена интенциями адресанта, а также и характеристикой речевого или языкового поведения коммуникантов.

Список литературы

1. Дейк, ван Т. А. Идеология: мировоззренческий подход [Электронный ресурс]. иЯЪ: http://www.psyberlink.flogiston.ru/intemet/bits/ vandijk2.htm

2. Почиталкина, Н. Е. Словарный опыт русских фразеологизмов признака: номинации эмоционального состояния лица или живого существа. Челябинск, 2009. 34 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312). Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 137-140.

Н. Р. Гейко

ПЕИОРАТИВ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Рассматривается обобщенная характеристика лексики современных средств массовой коммуникации, ее неразрывная связь с развитием общества, пейоративный характер и функционирование в публицистическом дискурсе. Раскрывается содержание понятий «дискурс», «публицистический дискурс», «пейоратив». На основе изучения публицистического дискурса установлено, что пейоративная лексика активно используется журналистами в современных СМИ с целью придания последним выразительности и экспрессивности.

Ключевые слова: пейоративная лексика, дискурс, типология дискурса, публицистический дискурс, оценочность, негативно-оценочная лексика.

Дискурс - сложное когнитивно-коммуникативное явление, которое включает, кроме сообщения (речи), также различные экстра-лингвистические элементы (знание окружающей действительности, личностные взгляды участников, ценностные и идеологические установки, эмоционально-оценочную функцию воздействия на собеседника), играющие важную роль для понимания и восприятия акта коммуникации.

Анализ существующих критериев типологии дискурса показывает, что на современном этапе развития лингвистической науки существуют различные классификации дискурсов, которые базируются на разных убеждениях: с позиций социолингвистики - персональный (личностно-ориентированный) и институциональный (В. И. Карасик, Л. Дже); по сфере коммуникации - педагогический, политический, научный, критический, этический, юридический, военный и родительский (Н. Н. Миронова); с точки зрения прагматики, а именно

коммуникативного действия - теоретический, практический, дискурс в форме эстетической критики, дискурс в форме терапевтической критики (Ю. Хабермас); по цели, на которую направлена коммуникация, - проинформировать, воздействовать (регулятивная функция), выразить состояние, эмоциональное отношение, установить и поддержать контакт (А. В. Анисимова); по типу речевого жанра -информационный, этикетный, оценочный и императивный (А. А. Романов, Т. В. Шмелева); в зависимости от потребности, испытываемой человеком, - деловой, политический, информационный или массово-информационный (А. В. Олянич).

Следует подчеркнуть, что большинство классификаций выделяют публицистический дискурс в качестве самостоятельного типа. Данный факт, по мнению Л. Л. Черепановой, обусловлен «социальной значимостью той коммуникативной сферы, которую репрезентирует данный тип дискурса» [5. С. 4]. Что это

дает? Во-первых, информирование массового читателя (слушателя, зрителя) об общественно значимых проблемах и событиях, происходящих на данный момент в том или ином обществе; во-вторых, эффективное и результативное формирование социальной оценки к происходящему; в-третьих, обширное управление, манипуляция общественным мнением с помощью идеологического и пропагандистского воздействия.

Согласно вышеперечисленным функциям, полагаем, что публицистический дискурс является важнейшим средством распространения информации об актуальных проблемах современности большому количеству адресатов, при этом сообщение может нести в себе как позитивную, так и негативную оценку происходящей действительности. Не стоит забывать о том, что информация способна оказывать психологическое воздействие на мировоззрение человека с целью подчинить его определенным интересам. Из этого логически следует, что публицистический дискурс - это орудие, посредством которого зачастую манипулируют, воздействуют на умы, навязывают определенные идеологические установки.

Здесь неизбежно возникает вопрос о защите взрослых и детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, который поднимается все большим количеством заинтересованных специалистов. На сегодняшний день важнейшим каналом информации, неотъемлемой частью современной цивилизации является Интернет. Именно благодаря интернет-технологиям распространение новостной информации о событиях во всем мире происходит незамедлительно.

Однако, как полагают эксперты, массмедиа, распространяя информацию, вносят в нее порой противоречивый, деструктивный смысл. По этой причине многие ученые выступают с призывом о необходимости критического отношения к сообщениям в СМИ, которые поступают с экрана телевизора, со страниц газет и журналов, из Интернета.

Публицистический текст, являясь главной единицей публицистического дискурса, отражает актуальные политические, экономические, экологические, национальные и другие проблемы общества - все то, что небезразлично носителю той или иной культуры. Человеку необходимо осознанно участвовать в медиакультуре, которая его окружает, так как этот фактор является одним из необходимых

условий эффективного развития современного гражданина. Осознанное участие в информационном пространстве предполагает развитие понимания СМИ: отличие достоверных сведений от недостоверных, нейтрализацию вредной, опасной и навязчивой информации, распознавание признаков манипуляции и негативных социальных влияний, повышение интеллектуального уровня и культурного обогащения.

Лексика наиболее чувствительна к изменениям в языке. Чем интенсивнее изменения в разнообразных сферах общественной жизни той или иной страны, тем интенсивнее изменяется лексика на каждом этапе ее становления. Наиболее ярко эти изменения отражены в словарном составе средств массовой коммуникации.

Система понятий, закрепленная в лексике русского языка, а также эмоционально-оценочные свойства слов находятся в тесной связи с интеллектуальным, нравственным, социальноэкономическим развитием общества. Примером этого могут служить процессы, которыми характеризуется лексика средств массовой информации XXI в., по праву носящего название информационной эпохи.

Среди изменений, характерных для публицистического дискурса и его лексики, Т. В. Чернышева выделяет следующие: «проблема снижения культуры устной и письменной публицистической речи, которая в сфере публицистики связана с проблемой текстовых аномалий, и проблема “орализации” публицистического дискурса, обусловленная неограниченным использованием в публицистической сфере нелитературных пластов лексики и фразеологии и “нелитературных” способов и приемов построения публицистического текста с целью создания выразительности» [6. С. 124].

На наш взгляд, все эти изменения продиктованы тем, что современность предлагает читателю нескончаемый поток информации, который должен быть прозрачен и доступен для понимания практически каждому человеку.

Становится очевидным, что для привлечения внимания и воздействия на читателя, для формирования ценностной ориентации средства массовой коммуникации вынуждены изменять свой формат, а также и языковую политику, чтобы удержать как можно больше читателей, слушателей и зрителей. Изучение языковых средств массовой информации ведущих журналистов Казахстана показало, что пресса и телевидение активно используют наряду с литературной лексикой также существенную долю оценочной,

сниженной, разговорной, просторечной, сленговой и жаргонной, а также вульгарной и даже нецензурной лексики и фразеологии. Например, в изданиях СМИ Костанайской области встречаются слова: нары, кукситься, вздуть цены, нарваться, скупердяй, чертовщина, житуха, сволочь, к чертовой матери, поприкалываться, намухлевать, развлекаловка, олигарх, опрессить, твитнуть, ерунда, торчали (наулице), отмыть (какиеугодно деньги) и многие другие.

И. А. Стернин, анализируя современный русский публицистический дискурс, подчеркивал, что основными факторами, обусловившими изменения в нем за последние десятилетия XX в., являются «концептуальная, оценочная и языковая свобода, “иронизация” публицистического дискурса; эмоциональность и образность как характерная примета публицистики; коллоквиализация языка публицистики [3].

В публицистическом дискурсе в настоящее время особенно активно используется пейора-тив - слова и выражения, содержащие крайне отрицательную уничижительную, неодобрительную характеристику предметов, явлений, человека. Нередко они находятся за пределами литературного языка и относятся к грубому просторечию; в словарях могут иметь пометы: уничижит. - уничижительное, неодобр. -неодобрительное, бран. - бранное, груб. - грубое, жаргон. - жаргонное, просторечн. - просторечное, вульг. - вульгарное [4].

Е. В. Скворцова экспериментально установила, что «слова негативной семантики имеют численное превосходство над словами позитивной семантики на уровне языка и речи» [2. С. 10].

Во многих работах ученые-лингвисты (например, Н. Д. Арутюнова) связывают данный феномен с внеязыковыми факторами. Все, что нарушает нормы во всех сферах человеческой жизнедеятельности, всегда привлекает внимание: человек психологически замечает отрицательные характеристики, считая, что они могут представлять опасность. А вот положительные свойства воспринимаются как общепринятые, само собою разумеющиеся.

Как уже было отмечено, журналисты используют негативно-оценочную лексику для придания своим текстам выразительности, экспрессивности, эмоциональности, образности. Однако, по мнению Л. Витгенштейна, вместе с этим подобная лексика наделяет их тексты избыточным смыслом, который зачастую подменяет буквальный смысл фразы. Суть употре-

бления пейоративной лексики сводится к тому, что автор выдает уничижительную оценку не напрямую, а посредством довольно ограниченного набора легко узнаваемых морфологических и лексических средств [1].

Для практического исследования использования пейоративной лексики в журналистской деятельности была выбрана газета «Костанай-ские новости» (онлайн-версия печатного издания, режим доступа: http://kstnews.kz/news) за период с января по март 2013 г. Методом сплошной выборки были отобраны предложения, содержащие в своем составе лексические единицы пейоративного характера.

Так, например, в следующих предложениях явно прослеживается негативное отношение автора к происходящим событиям.

1. Но даже такое повышение вряд ли вытащит коммунальщиков из долговой ямы. Тем более что, глядючи на дом по Абая, 78, в очередь на модернизацию встали еще семь домов.

2. Однако, по оценкам некоторых политологов, такой подход очень похож на круговую поруку.

3. И не станет ли появившийся из лучших побуждений институт поручителей еще одной кормушкой для корыстных людей?

4. Тот (бывший премьер-министр Украины Павел Лазаренко. - Н. Г.) давно в бегах, успел посидеть в американской тюрьме, но все-таки вырвался на свободу. А вот украинская «железная леди» сможет выйти из зоны, либо доказав свою невиновность (что крайне сомнительно), либо после смены власти в Украине.

5. Ситуация накаляется не на шутку.

6. Теперь этот дом без труда можно выделить среди сереньких многоэтажек города.

Проиллюстрируем предложения с выраженной иронией.

1. В отличие от Си Цзиньпина, представителя так называемого клана «принцев», Ли Кэ-цян не может похвастаться знаменитым происхождением, но гордится защитой докторской диссертации по экономике.

2. «Несомненно, это сигнал Вашингтону» (в значении предупреждение, сообщение о чем-либо нежелательном. - Н. Г.).

3. Как будто общество испытывали: что оно проглотит, а чем подавится.

4. Их, несчастных, считающих дни до заветных 58 лет, даже обвиняют в том, что не смогли накопить на достойную пенсию, потому что детей рожали и в декрете сидели.

5. А есть еще депутатская инициатива, которая только подчеркивает «возрастную» ини-

циативу правительства (речь идет об увеличении пенсионного возраста. - Н. Г).

6. Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью в последнее время, и это видно по его инициативам, очень озабочено чистотой собственных рядов.

7. В асфальт закатать - денег не хватает (заголовок статьи о проблеме дорог. - Н. Г.).

8. Причем все воззвания руководства коста-найских газовых компаний остаются криком вопиющего в пустыне.

9. Казахстанцы и россияне же в основной массе отлично понимают: любые трещины грозят обернуться пропастью.

10. К большим долгам прицепом идет общая сложная финансовая ситуация на предприятии.

11. Конечно, какие-то вопросы, шероховатости неизбежны, но их надо решать без эмоций, далеко не всегда судом неправедным.

12. Это в стране, где ныне кипят антипре-зидентские страсти?! Могут только, мягко говоря, удивлять такие перлы профессора, как «Россия вела войну с Грузией (?) не для защиты граждан», «Американцы, на которых мы пытаемся равняться, очень ограниченные люди», «Век Америки и Европы близок к закату».

13. «Прекрасная работа, папочка!» (заголовок к статье о церемонии вступления в должность главы США. - Н. Г.).

Рассмотрим предложения, содержащие в своем составе лексические единицы «нелитературного пласта».

1. Теперь - чтобы проштрафившиеся не сидели на нарах, где на них тратят госсредства, а мыли полы и убирали туалеты, причем в собственном ведомстве. Такое вот предложение, что называется, с маху.

2. У профессора Д. Кадырбекулы много опусов в виде прогнозов и рецептов для мирового и отечественного будущего.

3. Ожидается, что новый руководитель Поднебесной обеспечит не только преемственность партийных принципов, но и даст отмашку очередным экономическим реформам.

Все вышеприведенные примеры свидетельствуют о том, что в современном публицистическом дискурсе активно употребляется пейоративная лексика с целью навязывания идей

или мнений, которые носят негативный характер. Это не означает, что в СМИ используется только лексика уничижительного характера. Наряду с негативно-оценочной лексикой журналисты используют позитивно-оценочные лексические единицы, которые оказывают влияние на восприятие описываемых событий вне зависимости от характера реальной действительности. Важно уметь правильно интерпретировать поступающую информацию печатных и электронных СМИ, которые направлены на то, чтобы вызвать определенную реакцию со стороны аудитории.

Пейоративная лексика средств массовой коммуникации волей-неволей оказывает неблагоприятное влияние на культуру речи современного человека, внедряя нелитературные пласты лексики в его словарный запас. Средства массовой коммуникации, в частности телевидение и Интернет, насыщены просторечием, сленгом, жаргоном, вульгарными и неодобрительными словами, которые настолько прочно закрепляются в сознании, что воспринимаются обществом как нечто само собой разумеющееся.

Список литературы

1. Мирошниченко, А. Толкование речи. Основы лингво-идеологического анализа. Ростов н/Д., 1995. 112 с.

2. Скворцова, Е. В. Лексико-семантические аспекты асимметрии положительной и отрицательной зон оценки (на материале русского и английского языков) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Орел, 2012. 20 с.

3. Стернин, И. А. Что происходит с русским языком? Очерк изменений в русском языке конца 20 века [Электронный ресурс]. иЯЪ: http://nashaucheba.ru/v47554/

4. Терминологический словарь [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://do.gendocs.ru/docs/in-dex-78483.html?page=6

5. Черепанова, Л. Л. Дискурс региональных СМИ: психолингвистический аспект : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Пермь, 2007. 24 с.

6. Чернышова, Т. В. Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект). Барнаул, 2003. 178 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.