Научная статья на тему 'ПЕТРОВСКАЯ КУНСТКАМЕРА, ИЛИ БАШНЯ ЗНАНИЙ: ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ'

ПЕТРОВСКАЯ КУНСТКАМЕРА, ИЛИ БАШНЯ ЗНАНИЙ: ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

228
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кунсткамера
Область наук
Ключевые слова
КУНСТКАМЕРА / ПЕТР I / ЭКСПОЗИЦИЯ / ПРИНЦИПЫ / ДИЗАЙН-РЕШЕНИЕ / THEATRUM MUNDI (ТЕАТР МИРА) / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ / КРУГОСВЕТНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Головнёв Андрей Владимирович, Копанева Наталья Павловна, Куканов Денис Алексеевич, Перевалова Елена Валерьевна

Статья представляет новую экспозицию Музея антропологии и этнографии РАН «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний» (руководитель А. В. Головнёв). Открытие 9 июня 2022 г. в рамках проекта новых экспозиций «Петровская Кунсткамера. XVIII в.» и «Академические экспедиции и кругосветные путешествия» - выражение признательности великому самодержцу и просветителю России Петру I, волею которого была создана Кунсткамера (1714), а затем Академия наук (1724). Обновление старейшего музея подразумевает не разрушение сложившегося за три столетия образа, а его оживление и возращение в храм науки новаторского петровского духа. Главными героями экспозиции выступают выдающиеся деятели зарождающейся российской науки начиная с самого Петра I и его сподвижников Р. Арескина, Я. В. Брюса и И. Д. Шумахера. Новая экспозиция отражает широкий диапазон проводимых Кунсткамерой и Академией наук исследований и богатство ее коллекционного собрания, включая знаменитую анатомическую коллекцию голландского анатома Фр. Рюйша и удивительные экспонаты, собранные участниками академических экспедиций и кругосветных путешествий XVIII - начала XIX в. Своими идеями, сомнениями и решениями делятся в статье создатели экспозиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Головнёв Андрей Владимирович, Копанева Наталья Павловна, Куканов Денис Алексеевич, Перевалова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PETER’S KUNSTKAMERA, OR THE TOWER OF KNOWLEDGE: APPROACHES AND SOLUTIONS

The article presents new permanent exhibition of the Museum of Anthropology and Ethnography of the Russian Academy of Sciences “Peter’s Kunstkamera, or the Tower of Knowledge” (under the leadership of Prof. Andrei Golovnev). The opening on June 9, 2022 of the new permanent exhibitions “Peter’s Kunstkamera. 18th century” and “Academic expeditions and round-the-world trips” is an expression of gratitude to the great monarch and enlightener of Russia Peter the Great, by whose will the Kunstkamera (1714), and ten years later the Academy of Sciences (1724) were created. The renovation of the oldest museum does not imply the destruction of the image that has developed over three centuries, but the revival of the innovative Peter's spirit embodied in the temple of science. The main characters of the permanent exhibition are the outstanding figures of the nascent Russian science, starting with Peter the Great and his associates R. Areskin, J. V. Bruce and I. D. Schumacher. The new exhibition reflects the wide range of research conducted by the Kunstkamera and the Academy of Sciences and the richness of its collections, including the famous anatomical collection of the Dutch anatomist F. Ruysch and amazing exhibits assembled by participants of academic expeditions and circumnavigations of the 18th - early 19th centuries. The creators of the permanent exhibition share their ideas, doubts and solutions in the article.

Текст научной работы на тему «ПЕТРОВСКАЯ КУНСТКАМЕРА, ИЛИ БАШНЯ ЗНАНИЙ: ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ»

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

DOI 10.31250/2618-8619-2022-4(18)-6-23 УДК 069.5

Андрей Владимирович Головнёв

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-5716-655X E-mail: andrei_golovnev@bk.ru

Наталья Павловна Копанева

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация E-mail: kopaneva@kunstkamera.ru

Денис Алексеевич Куканов

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-7219-4145 E-mail: kukanov-d@yandex.ru

Елена Валерьевна Перевалова

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-9480-715X E-mail: Elena_Perevalova@mail.ru

Петровская Кунсткамера, или Башня знаний: подходы и решения

АННОТАЦИЯ. Статья представляет проект реэкспозиции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний» (руководитель А. В. Головнёв). Открытие 9 июня 2022 г. в рамках проекта новых экспозиций «Петровская Кунсткамера. XVIII в.» и «Академические экспедиции и кругосветные путешествия» — выражение признательности великому самодержцу и просветителю России Петру I, волею которого была создана Кунсткамера (1714), а затем Академия наук (1724). Обновление старейшего музея подразумевает не разрушение сложившегося за три столетия образа, а его оживление и возращение в храм науки новаторского петровского духа. Главными героями экспозиции выступают выдающиеся деятели зарождающейся российской науки начиная с самого Петра I и его сподвижников Р. Арескина, Я. В. Брюса и И. Д. Шумахера. Новая экспозиция отражает широкий диапазон проводимых Кунсткамерой и Академией наук исследований и богатство ее коллекционного собрания, включая знаменитую анатомическую коллекцию голландского анатома Фр. Рюйша и удивительные экспонаты, собранные участниками академических экспедиций и кругосветных путешествий XVIII — начала XIX в. Своими идеями, сомнениями и решениями делятся в статье создатели экспозиции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Кунсткамера, Петр I, экспозиция, принципы, дизайн-решение, Theatrum Mundi (театр мира), универсальный музей, академические экспедиции, кругосветные путешествия

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Головнёв А. В., Копанева Н. П., Куканов Д. А., Перевалова Е. В. Петровская Кунсткамера, или Башня знаний: подходы и решения. Кунсткамера. 2022. 4(18): 6-23. doi 10.31250/2618-8619-2022-4(18)-6-23

MUSEUM STUDIES

Andrei Golovnev

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences

Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0002-5716-655X E-mail: andrei_golovnev@bk.ru

Natalia Kopaneva

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences

Saint Petersburg, Russian Federation E-mail: kopaneva@kunstkamera.ru

Denis Kukanov

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences

Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0002-7219-4145 E-mail: kukanov-d@yandex.ru

Elena Perevalova

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences

Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0002-9480-715X E-mail: Elena_Perevalova@mail.ru

Peter's Kunstkamera, or the Tower of Knowledge: approaches and Solutions

AB S TRACT. The article presents new permanent exhibition of the Museum of Anthropology and Ethnography of the Russian Academy of Sciences "Peter's Kunstkamera, or the Tower of Knowledge" (under the leadership of Prof. Andrei Golovnev). The opening on June 9, 2022 of the new permanent exhibitions "Peter's Kunstkamera. 18th century" and "Academic expeditions and round-the-world trips" is an expression of gratitude to the great monarch and enlightener of Russia Peter the Great, by whose will the Kunstkamera (1714), and ten years later the Academy of Sciences (1724) were created. The renovation of the oldest museum does not imply the destruction of the image that has developed over three centuries, but the revival of the innovative Peter's spirit embodied in the temple of science. The main characters of the permanent exhibition are the outstanding figures of the nascent Russian science, starting with Peter the Great and his associates R. Areskin, J. V. Bruce and I. D. Schumacher. The new exhibition reflects the wide range of research conducted by the Kunstkamera and the Academy of Sciences and the richness of its collections, including the famous anatomical collection of the Dutch anatomist F. Ruysch and amazing exhibits assembled by participants of academic expeditions and circumnavigations of the 18th — early 19th centuries. The creators of the permanent exhibition share their ideas, doubts and solutions in the article.

KEYWORDS: Kunstkamera, Peter the Great, permanent exhibition, principles, design solution, Theatrum Mundi (Theater of the World), universal museum, academic expeditions, circumnavigations

FOR CITATION: Golovnev A., Kopaneva N., Kukanov D., Perevalova E. Peter's Kunstkamera, or the Tower of Knowledge: Approaches and Solutions. Kunstkamera. 2022. 4(18): 6-23. (In Russian). doi 10.31250/2618-8619-2022-4(18)-6-23

Открытие новой экспозиции «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний» (руководитель проекта А. В. Головнёв) имеет статус «флагманского мероприятия» в череде торжеств, посвященных 350-летию Петра I (2022 г.) и 300-летию Академии наук (2024 г.).

Экспозиционное обновление Кунсткамеры — любимого детища Петра I, колыбели науки и матери российских музеев — выражение признательности потомков великому самодержцу и просветителю России. Основание музея было связано с рядом государственных задач петровского времени. Одна из них — формирование образа меняющейся России. С этой точки зрения создание музея, коллекциям которого дивилась вся Европа, как нельзя лучше служило новому образу России. Петр I решал задачи распространения в России знаний и наук, организации академии, университета, гимназии. Прежде всего предстояло познать формирующуюся и стремительно крепнущую Российскую империю, ее северные и восточные пределы, природные богатства и людские ресурсы. Основанная Петром I Кунсткамера стала не только музеем, но и универсальной лабораторией изучения мира и страны, астрономии и анатомии, куриозитетов и раритетов. По замыслу Петра, здание Кунсткамеры строилось как дворец или храм наук и художеств. Кроме того, император мечтал превратить ее в публичное просветительское учреждение — «чтобы люди смотрели и учились». Его замыслу суждено было сбыться: в Кунсткамере, как отмечалось в 1744 г., «всегда великое людство» (Станюкович 1953: 24, 58). С тех пор «великое людство» стало для Кунсткамеры повседневностью: ежегодное число ее посетителей превышает 600 тысяч, и очередь в музей тянется от входа в Таможенном переулке до набережной Невы.

По замыслу авторов, новая экспозиция возрождает дух Петра I — ауру универсального музея, идею которого русский царь обсуждал с философом Лейбницем. «Театр мира» — краткая формула этого замысла, воспроизводящего глубинные традиции музейного дела эпох Античности и Возрождения. Новая экспозиция — возвращение к забытому старому, ко времени, когда музей был местом служения музам. В этом смысле она выдерживает научный универсализм и художественные каноны эпохи барокко. Экспозиция обозначает траекторию старейшего российского музея от собрания «курьезов» и «диковин» к научному энциклопедизму, «от уродов к народам», предъявляя богатство коллекций музея в диапазоне от астрономии и анатомии до истории самопознания России. Возвращение в храм науки новаторского петровского духа — главная цель обновления старейшего музея. Реэкспозиция подразумевает не разрушение сложившегося за три столетия образа музея, а его обновление и оживление (Головнёв 2020; Golovnev 2020). Этому подчинены основные принципы построения экспозиции:

— воссоздание атмосферы и элементов Кунсткамеры XVIII в.;

— стиль элегантного ретро в историческом интерьере;

— приоритет (культ) подлинников;

— сценарный подход и режиссура действия;

— крупный план путешественников и ученых как гидов по экспозиции;

— глубина мизансцен с ключевым экспонатом (героем) на первом плане;

— использование визуальных и иных многомерных интерпретаций для расширения экспозиционного пространства;

— приоритет позиции и навигации посетителя, а не ученого и музейного работника.

В рамках большого проекта музейной реэкспозиции 9 июня 2022 г. были открыты новые экспозиции «Петровская Кунсткамера. XVIII в.» (1-й этаж башни) и «Академические экспедиции и кругосветные путешествия» (2-й этаж башни) (гл. экспозиционер Е. В. Перевалова, гл. дизайнер Д. А. Куканов, гл. хранитель Н. П. Копанева).

ПЕТРОВСКАЯ КУНСТКАМЕРА. XVIII В.

С эпохи Возрождения музей сравнивают с театром или, масштабнее, Theatrum Mundi (Театром мира): Джулио Камилло представлял его «театром памяти», Самуэль фон Квикхеберг — «театром

мудрости». Ту же идею Готфрид фон Лейбниц вкладывал в свой проект «театра всех мыслимых вещей», которым он щедро поделился с русским царем Петром I. Впрочем, в замысле Лейбница музей-театр выглядел не только моделью мира, но и живой сценой с представлением, музыкой и пением (Ананьев 2018: 27, 28, 45, 152).

Идеал универсального, или классического, музея как Theatrum Mundi был воспроизведен в Петербургской Кунсткамере. Она повторила основные идеи античного мусейона и ренессансно-го музеума, будучи объединена в комплекс: музей с астрономической обсерваторией и анатомическим театром, натуралиями и артифициалиями в комплексе с библиотекой, академией с гимназией и университетом. Русская версия универсального музея несла на себе отпечаток личных пристрастий ее создателя Петра I, который руководствовался не только советами Г. Лейбница и Х. Вольфа, но и собственными предпочтениями, капризами и веяниями европейской моды. отсюда, например, страсть к коллекционированию инструментов (от медицинских до токарных), к приобретению и «разведению» великанов и карликов (во вкусе прусского короля Фридриха-Вильгельма I, собиравшего великанов со всех стран). В целом замысел российской кунсткамеры фокусировался на той же энциклопедичности и стремлении всеобщего охвата наук и знаний в диапазоне от анатомии как предельно внутреннем до астрономии как запредельно внешнем, а между ними, в широком спектре «от А до А», выстраивался весь ряд наук о человеке и мире (Головнёв 2020: 93-97). Да и само здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге построено по замыслу Петра I как храм знаний, дворец наук и искусств.

Планировочная ситуация и дизайн-решение

За более чем 300-летнюю историю сформировался индивидуальный, узнаваемый и устойчивый образ первого музея россии. В поиске образно-пластического ключа и художественного решения экспозиции «Петровская Кунсткамера» проектная группа учитывала широкий контекст исторических сведений о первом российском музее и о ранних «вундеркамерах» Европы. Одна из общих черт ранних кунсткамер (от нем. Kunst — «искусство» и Kammer — «палата, комната») — сгусток информации, перенасыщенность пространства вещами: в нарочитой тесноте соседствуют экспонаты из разных концов света и времен, морские, сухопутные, летающие, ползающие, таксидермические препараты и скелеты. Кажется, что это бессистемный хаос, но он упорядочен по принципу специфической композиции. Можно сказать, что всей этой теснотой руководила сверхидея — «весь мир в одном зале» (принцип «театра мира»). Можно говорить и о формировании определенных приемов, стилевых и декоративных решений интерьера. Данный подход сохраняется и в сегодняшней Кунсткамере. Опыт музейного дизайна показывает, что в художественных решениях немало допущений, однако, если сравнивать экспозиции с режиссурой кино, они больше напоминают документальный фильм, чем постановочную картину. иначе говоря, задача — художественный монтаж реальных научных фактов (Головнёв и др. 2020: 12-13).

Экспозиция «Петровская Кунсткамера. XVIII в.» расположена на первом этаже башни и включает три основных элемента: центральный зал-ротонду, окружающий ротонду кольцевой коридор-галерею и три ниши-каморы (рис. 1). Общая площадь помещения — около 198,6 кв. м.

Центральный зал — круглое в плане пространство с потолком-куполом. Купол отделен от стен архитектурным карнизом, декорированным порезкой из пальметок и акантовых листьев, мутулами с гуттами и розетками. По периметру купола на уровне второго этажа выполнены восемь овальных люкарн (световых «окон»). Поверхность свода купола покрыта декоративной росписью начала XIX в. роспись также присутствует на элементах фриза и простенках по периметру зала — восемь живописных композиций с изображением атрибутов искусств, маскаронов и розеток в обрамлении венков (художник Ф. Ф. Рихтер, 1819-1825 гг.).

Кольцевая галерея имеет систему крестовых сводов и соединена с центральным залом восемью арочными проходами. В простенках по большому радиусу галереи расположены два окон-

Рис. 1. План-схема 1-го этажа башни с размещением экспозиции «Петровская Кунсткамера. XVIII в.»

Fig. 1. The layout of the ground floor of the tower with the placement of the exhibition «Peter's Kunstkamera exposition. 18th century»

ных проема с полуциркульным завершением (изначально служившие входными группами). По внешней стене галереи размещены восемь ниш-углублений со сводчатыми завершениями. Одна из ниш занята объемом печи (недействующей). Ниши-каморы — помещения сложной формы со сводчатым потолком. Они соединяются с галереей большими арочными проемами и имеют оконные проемы с полуциркульным завершением. Стены покрыты штукатуркой и окрашены, своды потолка оштукатурены и окрашены в белый цвет.

Помещение имеет два входа, расположенных друг напротив друга по главной оси здания, и один эвакуационный выход. Покрытие пола представляет собой каменную кладку из плит известняка темно-красных оттенков (XVIII в.). Поверхность пола имеет значительные перепады по уровню. Примыкание пола к стенам оформлено тянутым плинтусом из цементно-песчаного раствора.

Объемно-пространственное и стилистическое решение экспозиции было продиктовано, с одной стороны, запросом на максимальное увеличение экспозиционных площадей и зонирование в соответствии с научной концепцией, с другой — активной пластикой заданного архитектурного пространства и исторически сложившимся художественным образом, стремлением подчеркнуть и обыграть его индивидуальность, сохранив атмосферу академичности и оставаясь в рамках исторического контекста. Важным условием стало обеспечение сохранности архитектурных и инте-рьерных элементов, перечисленных в охранном обязательстве № 07-19-92/18 от 02.03.2018.

Развитие пространственно-композиционной идеи экспозиции можно охарактеризовать как движение от центра к периферии. Лейтмотивом решения «ядра» экспозиции — центрального зала — стало воссоздание атмосферы Theatrum Mundi (театра мира) и анатомического театра XVIII в. Пространство зала условно делится на две части — «амфитеатр» (1/4 часть зала) и «сцена». Амфитеатр, выполненный в барочной стилистике, решен ярусными конструкциями, имеющими два уровня для рассадки посетителей и открытыми для входа с обеих сторон. сценой в этой композиции служит остальное пространство зала — шесть шкафов-витрин с массивными декоративными карнизами, выполненными из тонированного дуба в стилистике барокко, и большой проекционный экран напротив амфитеатра. Три из четырех аркообразных прохода по периметру центрального зала зашиты деревом и оформлены как двухсторонние витрины. Решение амфитеатра, витрин, шкафов и проходов в одном стиле, материале и цвете позволило визуально связать и объединить их в единый ансамбль.

Овальные окна-люкарны в своде купола, связывающие 1-й и 2-й этажи башни, используются в экспозициях 1-го и 2-го этажей. Семь витрин, расположенных в нишах по внешней стене обходной галереи, объединяет декоративный карниз. Восемь шкафов-витрин по внутренней стороне галереи поддерживают композицию. Такое решение визуально подчеркивает активную пластику кольцевой галереи.

Каморы, расположенные на внешней экспозиционной «орбите», представляются как пространства тематических «порталов». их внешнее обрамление выполнено в общей стилистике экспозиционного оборудования, а внутреннее подано подчеркнуто нейтрально (лицевые поверхности обтянуты текстилем). Включенность посетителя в тематику экспозиции достигается через интерьер и архитектуру здания, пребывание в котором обладает своего рода магией приобщения к науке о народах и человеке.

Экспозиция

экспозиция «Петровская Кунсткамера» включает два тематических раздела — «Theatrum Mundi (театр мира)» и «Кунсткамера XVIII века», главная задача которых — воссоздание атмосферы и элементов раннего периода петербургской Кунсткамеры. Главными героями экспозиции выступают выдающиеся деятели зарождающейся российской науки начиная с Петра I, волею которого была создана Кунсткамера (1714), а затем Академия наук (1724).

Петровская Кунсткамера в восприятии многих посетителей музея — это прежде всего анатомические коллекции, которые Петр I купил в Голландии, — собрание анатома фредерика Рюйша. Такое представление не только неверно, но и искажает замысел царя. На самом деле анатомия составляет лишь часть «театра мира», наряду с астрономией, биологией, минералогией и другими науками. и все же без анатомии и анатомического театра универсальный музей немыслим. В новой экспозиции воссоздан образ анатомического театра с «театроном» (расположенные амфитеатром одна над другой скамьи для зрителей занимают одну четверть зала) и «орхестрой» (символическая «сцена» с декорациями на трех четвертях зала). на «сцене» в шести выполненных в барочном стиле и выстроенных полукругом шкафах представлена композиция «Весь мир в одном зале», воплощающая идею универсального музея (рис. 2, 3, 4, см. вклейку).

С момента основания Кунсткамеры Петром I в 1714 г., когда из Москвы в Санкт-Петербург, в Летний дворец на берегу фонтанки, были перевезены коллекции натуралий и артифициалий из Аптекарской канцелярии и личного собрания царя, она постоянно пополнялась экспонатами и расширяла экспозиционные площади (часть коллекции была выставлена в Кикиных палатах), но в полной мере замысел реализовался в новом здании на Васильевском острове. Коллекции были расставлены в экспозиции не хаотично, а систематически. их расположением в залах и шкафах занимались ученые, приехавшие в только что созданную Петербургскую академию, и каждый тип коллекций имел свою систему расстановки. наиболее наглядно это видно на примере той же

коллекции Рюйша: петербургские академики отошли от барочной формы представления препаратов и разместили их в шкафах по отдельным органам, что давало возможность их изучать, использовать в работе адъюнктов и обучении студентов. Наибольший интерес у посетителей вызывало развитие человеческого плода — от эмбриона до 9-месячного плода (витрина-шкаф «Анатомия» новой экспозиции).

Кабинет минералов (витрина-шкаф «Минералы»), в создании каталога которого принял участие в 1741 г. М. В. Ломоносов, был одним из богатейших в Европе и постоянно пополнялся как за счет покупок европейских частных собраний, так и благодаря российским сборам. Некоторые образцы руд, которые описаны в Musei imperialis Petropolitani vol. 1-2 (1741-1745; далее — MIP), представлены в экспозиции. Научные инструменты (витрина-шкаф «Инструменты»), которые не только изготавливались с возможной для того времени точностью, но и отличались художественным мастерством исполнения; китайские механические игрушки, забавлявшие их владельцев; бронзовые зеркала, которым приписывалась магическая сила, — все, что необычно, находило место в кунсткамерских шкафах. Художественные коллекции в Кунсткамере были многочисленны и разнообразны: одни изначально предназначались для иллюстративного сопровождения исследований (по инструкциям для участников экспедиций), другие приобретались по образцу европейских кунсткамер. Форма представления крупных экспонатов, прежде всего из зоологических коллекций, соответствовала традициям европейских кунсткамер: крокодилы и скелеты осетров парили над посетителями, а гигантские черепахи крепились на колоннах и стенах.

Сформировавшийся в здании Кунсткамеры к середине XVIII в. музей, универсальный по составу коллекций и энциклопедический по методу экспонирования, после пожара 5 декабря 1747 г. де-факто прекратил свое существование. Двадцатилетний ремонт здания (до 1767 г.), а затем неспешное возвращение музейного собрания из мест временного хранения (домов Демидова и Строганова) привели к тому, что Кунсткамера не успевала за темпами развития музейного дела, хотя продолжала оставаться исследовательской институцией. Не стояли на месте и науки, следуя тренду специализации и постепенного отхода от универсализма. К началу XIX в. специализация знаний привела к обособлению коллекций в «кабинеты», а затем и к формированию самостоятельных дочерних музеев. Многие коллекции и отдельные предметы Кунсткамеры оказались в Государственном Эрмитаже (их можно видеть в новой экспозиции «Галерея Петра I»), в Минералогическом музее им. Ферсмана, в Зоологическом музее, в Гербарии Ботанического института РАН, в Палеонтологическом музее и т.д. Да и наследник Кунсткамеры, МАЭ РАН, не был законсервирован в своем развитии — сейчас это крупный научный центр с более чем миллионным музейным собранием и уникальными экспозициями, посвященными народам мира. Поэтому при разработке концепции новой экспозиции «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний» была сформулирована задача создания образа Петровской Кунсткамеры, построения экспозиции, которая позволила бы показать тот фундамент, который был заложен Петром при создании музея как предтечи, а затем части Академии наук: «А чтоб академики в потребных способах недостатку не имели, то надлежит, дабы библиотека и натуральных вещей камора Академии открыта была. <...> И понеже за потребные вещи к экспериментам, которые от того или другого академика партикулярно или публично делаются, ис казны платится, того для имеет он академикам помянутые вещи промышлять» (ПСЗРИ 1830: 223).

Экспозиция круговой галереи «Петровской Кунсткамеры» — «Натуралии», «Артифициалии», «Сибирские древности» и др. — содержит сведения об источниках формирования музейного фонда Кунсткамеры и демонстрирует наиболее «старую» часть его собрания. Царские указы, которыми повелевалось доставлять в Кунсткамеру все необычное из мира природы и человека, придавали созданию первого в России музея государственный характер. Именные указы 1704 и 1705 гг., относящиеся к Москве и московскому уезду, требовали, чтобы повивальные бабки сообщали о рождении уродливых младенцев священникам, а те — в Монастырский приказ; специ-

альным именным указом 1718 г. предписывалось присылать «родившихся уродов» за вознаграждение в Петербург, а за их утаивание полагался немалый штраф.

Тем же указом от 13 февраля 1718 г. найденные в земле старые вещи (каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду, все, что «зело старо и необыкновенно») необходимо было собирать и сдавать за плату государству. В 1722 г. сенат принимает участие в обсуждении вопроса о покупке в Сибири «ку-риозных вещей». Благодаря этим указам и последовавшим за ними распоряжениям Кунсткамера пополнялась предметами, которые мы называем этнографическими и археологическими коллекциями, положившими основания тогдашним знаниям о народах и древностях. Выставленные в петербурге «сибирские коллекции» производили неизгладимое впечатление даже на прихотливых европейцев. Например, ученый швед К. Берк, присутствовавший в 1736 г. при распаковке тюков и сундуков, присланных участниками Второй Камчатской экспедиции, вспоминал: «Я ... видел ... всевозможные фигуры, медные и железные, а также орудия, найденные в курганах; различных богов, которым еще поклоняются язычники в тех уголках страны. Боги представляют собой лица из дерева или меди, другие же — просто из черной овечьей шкуры, растянутой на толстом войлоке, с синими жемчужинами, вшитыми вместо глаз, и с выстриженной на голове шерстью для придания какого-то сходства с лицом... Среди одежд самыми странными мне показались мантии нескольких колдунов и колдуний из невыделанных кож, со множеством вшитых ремешков, свисающих на спине и рукавах (почти как лакейские шнуры), и кусочков железа и латуни, привязанных к ним; последние производят ужасный шум. Много подобных свисающих ремешков также на головных уборах. относящиеся к ним барабаны» (Беспятых 1997: 184). Среди первых археологических поступлений в Кунсткамеру были древности скифского (VIII в. до н. э. — IV в. н. э.) и гунно-сарматского (III в. до н. э. — V в. н. э.) времени из раскопок «бугров» (курганов) и «татарских могил». Доподлинно известно, что во второй половине XVIII в. тунгусские шаманские костюмы демонстрировались в Кунсткамере на манекенах, выполненных с учетом особенностей внешнего облика представляемых народов.

другой важнейший источник формирования собрания музея — поступления частных коллекций, сформировавшихся в России: самого Петра I, лейб-медика Р. Арескина, генерал-фельд-цейхмейстера «чернокнижника» Я. В. Брюса. Собрание Я. Брюса, кабинет ученого, было не только данью моде (коллекционирование китайских предметов), но и отражало его научные интересы в области оптики (Копанева 2020). Представленные в экспозиции артиллерийские прицелы, октанты, секстанты XVII-XVIII вв. знакомят с Брюсом как реформатором русской артиллерии. Собрание Петра также не было набором случайных куриозитетов. В нем нашли отражение и его страсть к токарной работе, и интерес к медицине, в которой он пробовал себя и как практикующий врач, дергая зубы у придворных. Немалый интерес представлял нумизматический кабинет, который в нашей экспозиции представлен особо. Античные, восточные, европейские, российские монеты располагались по хронологии и по правителям давали представление о мировой истории, изложенной языком нумизматики.

В Кунсткамере было много восковых фигур, в том числе выполненных Ф. Рюйшем. В Европе пользовались популярностью изготовленные для обучения анатомии восковые модели человеческих органов. Восковую модель головного мозга в натуральном черепе, представленную в экспозиции, привез И. Д. Шумахер из Парижа в 1722 г. Были портретные изображения из воска исторических персон. Из воска вылеплена голова «восковой персоны» Петра I, в XVIII в. выставленная в Кунсткамере в особой «каморе». В «Нарисованном музее» сохранился рисунок с изображением четырех восковых голов — Петра I и трех его сподвижников, два из которых исследователями Е. И. Гавриловой и О. Я. Неверовым идентифицированы как Франц Лефорт и Александр Меншиков. Когда в музее стали изготавливать манекены, для их деревянных основ лепили восковые головы. В них вставлялись стеклянные глаза, а усы и бороды делались из натуральных волос. В МАЭ РАН сохранились три восковые головы: две от музейных манекенов, а третья, возможно, соответство-

вала одному из изображений в «Нарисованном музее» (А. Д. Меншиков?). Одним из главных экспонатов ТЪеа^пт Ып^г остается представленный в экспозиции скелет француза-великана Николя Буржуа (рост 2 м 27 см), служившего у Петр I гайдуком.

Кунсткамера — музей, показывающий мир природы (натуралии) и человека (артифициалии) в единстве и многообразии, объясняющий этот мир через систематизацию коллекций в «палатах», «каморах», шкафах, постоянно и целенаправленно пополняющийся новыми коллекциями благодаря царским указам, сборам академических экспедиций, из частных собраний. При открытии музея для публики в 1728 г. сотрудники пытались придать экспонируемым предметам яркий и привлекательный вид1. Облик Кунсткамеры первой половины XVIII в. реконструируем благодаря сохранению комплекса источников, составные части которого взаимосвязаны перекрестными ссылками. Прежде всего, это первый каталог музея с топографическими данными (Musei трейа-^ РейюроШаш, 1741-1745), гравюры с изображением поэтажных планов здания Кунсткамеры и Библиотеки (Палаты Санктпетербургской Императорской Академии наук Библиотеки и Кунсткамеры 1741; 1744); рисунки музейных предметов (Нарисованный музей 2003; 2004), на листах которых даны отсылки к М1Р. «Нарисованный музей» стал основой отбора предметов для экспозиции «Петровская Кунсткамера».

В МАЭ РАН предметов из первоначального фонда Кунсткамеры осталось немного2. В первую очередь это крупное анатомическое собрание профессора Рюйша и китайские вещи, сбором которых в те годы увлеченно занимались многие коллекционеры, в том числе Петр I. Отбирая экспонаты для новой экспозиции, мы ориентировались прежде всего на подлинные предметы, о которых определенно известно, что они из коллекций Кунсткамеры XVIII в. Использование визуальных источников позволило провести атрибуцию нескольких предметов, которые в течение 300-летней истории и перемещений утратили часть своей «культурной биографии». Так, мечу, выявленному хранителем Н. В. Меренцевой в музейном фонде по рисунку «Нарисованного музея», при сопоставлении с М№ была возвращена легенда: «Большой величины меч, найденный в могиле близ Або (Турку). Швеция, XVI в.» (Нарисованный музей 2003. Т. 1: 228). Этот двуручный меч впервые после XVIII в. представлен в экспозиции Кунсткамеры. Вернули свою историю покрытые резным рельефным орнаментом ступки из бивня слона, зарегистрированные в МАЭ в 1910 г. как предметы «из старых коллекций Кунсткамеры»: они поступили в музей из Кабинета Петра I, а к царю попали, возможно, от амстердамского аптекаря Альберта Себы (Краснодембская, Соболева, 2022: 131-149). Рисунки XVIII в. позволили реконструировать часть археологического собрания Кунсткамеры, начало которому было положено сборами Д. Г. Мессершмидта и участников Второй Камчатской экспедиции. Этнографические коллекции, которые уничтожил пожар 1747 г., также представлены по образцам, изображенным в «Нарисованном музее».

Главные акценты галереи вокруг центрального зала — это «кабинеты» Петра I, «надсмотри-теля» Иоганна Даниеля Шумахера и доктора Фредерика Рюйша (рис. 4, см. вклейку). Петр — создатель Кунсткамеры, инициатор проведения анатомических и медицинских экспериментов, сбора экспонатов, книг и ученых для российской академии, издания указов об исследованиях и коллекционировании редкостей в России; Шумахер — правая рука царя в деле формирования и систематизации музейных фондов и библиотеки, Рюйш — голландский анатом и аптекарь, владелец одной из первых и до сих пор очень популярной у посетителей анатомических коллекций. В условном диалоге трех выдающихся персон — драматургия зарождения отечественной науки. После смерти Петра Шумахер стал фактическим руководителем и распорядителем Кунсткамеры и академической библиотеки. Поэтому вполне обоснованно именно в его кабинете стоит макет здания музея, выполненный архитектором и сотрудником МАЭ Р. И. Каплан-Ингелем в 1948 г. в Ленинграде

1 Мария Доротея Гзель (1678-1743), с 1717 г. работавшая в Кунсткамере, выписывала для оформления предметов в шкафах: «Разных цветов тафты, камок и бархатов, и тафтяных и шелковых цветов разных, точеных подножек и пирамидов <.. .> Листового золота» (Материалы для истории. 1885. Т. I: 12-14).

2 Из артифициалий это прежде всего собрание Галереи Петра Великого в Государственном Эрмитаже.

в масштабе 1:100. Презентация Кунсткамеры в роскошных гравюрах «Палат Санктпетербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры...» (1741, 1744) и проект зарисовки всех музейных предметов — это тоже результат усилий Шумахера, которые являются его своеобразным портретом (портрет самого Шумахера пока не обнаружен). Кабинет фр. Рюйша представлен в барочном стиле (рис. 3, см. вклейку). на столе в центре — сухие препараты, из которых анатом, «художник смерти», создавал свои моралистические композиции. Показать портрет Рюйша мы решили, используя материал, которым сам анатом часто и много пользовался, — воск. Специально для экспозиции в кабинет Рюйша был заказан его восковой бюст, выполненный скульптором М. н. Макушкиным.

Для расширения научно-информационного пространства тематического раздела «Theatrum Mundi (театр мира)» зал оснащен проекционной системой (подвесной экран) и сенсорными информационными панелями, встроенными в перила ярусных конструкций амфитеатра. В контент мультимедийного сопровождения на тачскринах Анатомического театра включены тур по известным кунсткамерам Европы, рассказ о способах создания и хранения естественно-научных коллекций XVII-XVIII вв., «наблюдение» за медицинскими экспериментами Петра I. Композиции «кабинетов» дополнены тачскринами с индивидуальными информационными системами. В «Кабинете Петра I» представлены инсталляции и видеосюжеты по темам «Европейское путешествие Петра I», «Создание Кунсткамеры», «Петровская коллекция», «императорский кабинет», в «Кабинете доктора Рюйша» — «Фредерик Рюйш — амстердамский анатом», «Петр I и Рюйш», «Художник смерти», «Коллекция Рюйша», в «Кабинете надсмотрителя Шумахера» — «Иоганн Даниель Шумахер», «Роберт Арескин и Лаврентий Блюментрост», «Строительство Кунсткамеры», «Библиотека. Каталоги». На центральном экране ротонды демонстрируется фильм «Theatrum Mundi», представляющий композицию визуальных образов и символов эпохи барокко в пластике их переходов и превращений в диапазоне от клетки до Вселенной, от анатомии до астрономии (авторская группа фильмов экспозиции: реж. А. Головнёв и С. Белоруссова, анимация и монтаж П. Погудина).

АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ И КРУГОСВЕТНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Российский XVIII век — столетие великих экспедиций, время самопознания огромной империи и становления отечественной науки. Изучение природных ресурсов и населения страны во многом связаны с основанной Петром I Кунсткамерой, а затем — с Академией наук. Первым по поручению Петра I в Сибирь отправился доктор Даниэль Мессершмидт, проведший в экспедиции восемь лет (1719-1727). За ним последовал академический отряд Второй Камчатской экспедиции 1733-1743 гг. (Иоганн Гмелин, Герард Миллер, Степан Крашенинников, Георг Штеллер, Иоганн Фишер и др.), а в екатерининскую эпоху — Академическая (Физическая) экспедиция 1768-1774 гг. (Петр Паллас, Иван Лепехин, Самуэль Гмелин, Иоганн Фальк, Иоганн Георги, Иоганн Гильденштедт и др.). Ни в одной другой стране не совершалось столь долговременных и грандиозных по масштабу научных путешествий. Изучение пространства империи привело к формированию идеи многонародной России. Невозможно было проехать по России и не стать этнографом — в путешествие отправлялись натуралисты, а возвращались народоведы. Именно в ходе российских академических экспедиций XVIII в. зародилась наука народоведение (этнография), а собранные исследователями коллекции составили этнографический фонд Кунсткамеры, ставшей позднее Музеем антропологии и этнографии (Головнёв 2019).

Петр I предписал капитан-командору Витусу Берингу построить на Камчатке два палубных судна и искать, «сошлась» ли Азия с Америкой. Так началась Первая Камчатская экспедиция (1725-1730), проложившая путь последующим морским путешествиям. Тот же Беринг вместе с капитаном Алексеем Чириковым вывел в Тихий океан корабли Второй Камчатской экспедиции (1733-1743), и в это же время четыре морских отряда под командованием лейтенантов Василия Прончищева, Дмитрия Овцына, Степана Малыгина, Дмитрия и Харитона Лаптевых пробивались

сквозь льды Арктики от Северной Двины до Чукотки. Их изыскания продолжили в Арктике и Пацифике капитан Иосиф Биллингс и лейтенант Гаврил Сарычев (1785-1793). В XIX в. одна за другой отправляются российские кругосветные экспедиции Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского (1803-1806), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819-1821), Василия Головнина (1807-1811, 1817-1819) и Федора Литке (1826-1829). В их подготовке значительное участие приняла Академия наук. Русским морякам предписывалось проводить географические, океанографические, естественно-научные исследования, сбор этнографических и антропологических материалов. «Наука под парусами» обогатила мир открытиями, а Кунсткамеру — уникальными этнографическими коллекциями, благодаря которым она стала «музеем мира».

Планировочная ситуация и дизайн-решение

Экспозиции «Академические экспедиции и кругосветные путешествия» отведено пространство 2-го этажа башни, представляющего собой кольцевой коридор со сводчатым полукруглым потолком (общая площадь 126 кв. м). по основной оси расположены оформленные арочными нишами входные проемы с двустворчатыми деревянными дверями; перпендикулярно оси дверных проемов расположена ось оконных проемов, одно из которых выходит на Университетскую набережную, другое — во внутренний двор (рис. 5).

по внешней стороне коридора имеются четыре «каморы», расположенные симметрично относительно центральных осей башни. две из них выходят в сторону набережной, другие две — в сторону внутреннего двора (одна закрыта решеткой и обустроена лестницей для проходов в экс-

Рис. 5. План-схема 2-го этажа башни с размещением экспозиции «Академические экспедиции и кругосветные путешествия»

Fig. 5. The layout of the 1st floor of the tower with the placement of the exhibition "Academic expeditions and round-the-world travel"

позиции третьего этажа башни, другая отделена от пространства коридора кирпичной перегородкой с деревянной двустворчатой дверью)». Каморы освещены естественным светом через оконные проемы. Уровень пола в каморах выше уровня пола в коридоре. По внешней стороне кольцевого коридора расположены восемь ниш с арочном завершением, соединяющимся со сводом потолка коридора; по внутренней стороне коридора в толще стены размещены восемь ниш со сводчатым завершением и овальными люкарнами. Стены по периметру всего помещения покрашены масляной краской, своды потолка покрыты побелкой. Полы выполнены из щитового паркета по лагам.

Основная тема, обыгрываемая в планировочном решении пространства экспозиции 2-го этажа «Башни знаний», продиктована кольцевым коридором. Он ведет посетителя по кругу, предлагая совершить своеобразное «кругосветное» путешествие. Центральная ось, проходящая через входные проемы, делит этот круг на две половины — две стихии — землю и воду. В концепции экспозиции эту дихотомию отражают два тематических раздела — «Академические экспедиции» (сухопутные) и «Кругосветные путешествия» (морские), представляющие панораму экспедиций-открытий XVIII-XIX вв., время землепроходцев и мореплавателей, путешественников и исследователей, собиравших коллекции для старейшего музея России со всего света. Композиционно и образно эта задача решается за счет приемов визуального объединения и зонирования пространства: ниши с люкарнами напротив двух входов оформлены в стилистике петровского барокко, они разделяют темы «суша» и «море» и одновременно связывают экспозиции в одно целое, направляя движение и восприятие посетителя.

Внутренняя и внешняя стены кольцевого коридора в рамках художественно-образного решения представлены как два сюжета: повествование об экспедициях и исследователях (внутренняя стена с нишами-люкарнами) и рассказ о странах и народах (внешняя сторона с нишами и «каморами»). И ниши-люкарны, и ниши с «каморами» оформлены как витрины в стилистике оборудования зала, простенки между ними связаны каркасными конструкциями с объединяющим цоколем и карнизом. Поверхности покрыты фресками, на которых размещен иллюстративный материал: с внутренней стороны — карты, с внешней — рисунки участников экспедиций. Посетитель, таким образом, оказывается в пространстве диалога: он, словно сидя в дорожной кибитке или стоя на палубе корабля, может одним взглядом охватить общую панораму народов.

Художественные элементы экспозиционного оборудования организуют пространство внутри разделов: со стороны «суши» — это узнаваемые архитектурные элементы жилищ стран и народов (охлупень-конек русской бревенчатой избы, фрагмент крыши буддийской пагоды, каркас юрты степного кочевника), со стороны «моря» — корабельные «бимсы».

Тема «кругосветности» обозначена и в более мелких деталях музейного оборудования. По внешнему периметру карниза пущена «шкала» морской астролябии с указанием градусов и румбов (в соответствии с действительным расположением сторон света относительно здания Кунсткамеры), а в покрытии пола выполнены медные стрелки с указанием направления на север — юг. Цоколь по внутренней стороне коридора облицован полосами меди, что подчеркивает художественную идею взгляда на 2-й этаж Кунсткамеры как на навигационный инструмент.

Экспозиция

Кунсткамера — единственный отечественный музей народов мира, и его новая экспозиция призвана сохранить традиционный для него глобальный диапазон. В основу концептуального решения 2-го этажа экспозиции «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний» положены истории первых академических экспедиций и русских морских кругосветных путешествий XVIII — начала XIX в. Главными фигурантами и проводниками («гидами») в мир изучаемых стран и народов выступают путешественники, исследователи и мореплаватели, собиравшие коллекции для старейшего музея России. В параллелизме лиц и путей ученых-путешественников кристаллизовался стиль музея, в котором первичны и подлинны не только экспонаты, но и сами исследования.

Экспозиция «Академические экспедиции и кругосветные путешествия» состоит из двух разделов. Тематический раздел «Академические экспедиции XVIII в. Рождение российского народоведения», которому отведена левая половина кольцевого коридора, акцентирован на «открытии» народов России и рождении научного народоведения в ходе экспедиций под патронажем российских государей (рис. 7, 8, см. вклейку). На половине «суши» (сухопутных экспедиций) представлены композиции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(1) Николаас Витсен и Семен Ремезов: картография;

(2) Путешествие Даниила Готлиба Мессершмидта (1719-1726);

(3) Великая Северная экспедиция (1733-1743): Герард Фридрих Миллер и Степан Петрович Крашенинников;

(4) Физические экспедиции (1768-1774): Петр Симон Паллас и Иоганн Готлиб Георги.

Тематический раздел «Кругосветные путешествия XVIII-XIX вв. Этнография народов мира»,

размещенный на правой половине кольцевого коридора (рис. 6, 9, см. вклейку), представляет историю формирования коллекции народов мира в ходе нескольких морских экспедиций и кругосветных путешествий:

(5) Северо-восточная географическая и астрономическая экспедиция под командованием капитан-лейтенанта Иосифа Иосифовича Биллингса и лейтенанта Гаврилы Андреевича Сарычева (1785-1793);

(6) Первая русская кругосветная экспедиция капитана Ивана Федоровича Крузенштерна и капитан-лейтенанта Юрия Федоровича Лисянского (1803-1806);

(7) Кругосветное путешествие капитана Фаддея Фадеевича Беллинсгаузена и капитан-лейтенанта Михаила Петровича Лазарева (1819-1821);

(8) Кругосветные плавания Василия Михайловича Головнина (1807-1811, 1817-1819) и капитан-лейтенанта Федора Петровича Литке (1826-1829).

Ключевой принцип построения экспозиции заключается в сочетании строгости академического подхода в интерпретации научных исследований с наглядно-образной подачей композиционных узлов. Две половины экспозиционного круга представляют пути по суше (академические экспедиции) и пути по морю (кругосветные путешествия). Развертывание экспозиции в измерениях «суша» и «море» различается не только в дизайне, но в композиционных сюжетах: с одной стороны, это путешественники-исследователи, дорожные аксессуары, чертежные и астрономические инструменты, с другой — мореплаватели, экспедиционные суда, морские навигационные приборы. Общим приемом является использование карт3 и знаковых предметов в витринах-люкарнах и пространстве между ними по внутренней стороне кольцевого коридора, иллюстративных материалов экспедиций4 и подлинных экспонатов Кунсткамеры — в витринах-нишах и в промежутках между ними по внешней стороне кольцевого коридора.

Карты стали отправной точкой повествований об экспедициях. И это не случайно, постольку картографирование было наглядным способом сбора и свода знаний. Стремительно продвигавшееся на восток с конца XVI в. Российское государство прирастало «землицами» и народами. Принимавший Великое посольство в Амстердаме в 1697-1698 гг. политик, предприниматель и картограф Николаас Витсен многозначительно посвятил Петру I свой труд «Северная и Восточная Тартария». К исследованию прилагалась необыкновенная карта: на ней впервые подробно была изображена вся Сибирь — от «Каменного пояса» (Урала) до «Амурского моря» (Тихого океана). В конце XVII — начале XVIII в. тобольским изографом и летописцем Семеном Ульяновичем Ремезовым был создан первый русский географический атлас зауральских земель — «Чертежная

3 МАЭ РАН благодарит Государственный исторический музей и Российский государственный архив военно-морского флота за предоставленные картографические материалы и возможность их использования в экспозиции.

4 МАЭ РАН благодарит Всероссийскую общественную организацию «Русское географическое общество», Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Центральный военно-морской музей и Библиотеку Российской Академии наук за предоставленные иллюстративные материалы и возможность их использования в экспозиции.

книга Сибири». Карта под названием «Чертеж и сходство наличие земель всей Сибири Тобольского города и всех розных градов и жилищ и степи» (Чертежная книга Сибири. 2003 Т. I. Л. 23), которую исследователи именуют «первым этнографическим чертежом Сибири» (Андреев 1938: 108), «первой русской этнографической картой» (Берг 1928) и «изобразительным народоведением» (Перевалова 2020), открывает раздел «Академические экспедиции».

Изобразить народы в пространстве — задача имперского размаха. Картографическое повествование о народах России продолжают «Этнографическая карта Сибири Второй Камчатской экспедиции» (1733-1743) (ГИМ 89960/Г0-7712) и «Географическая карта России с обозначением различных народностей, мест их проживания» Иоганна Эбергарда Фишера (МАЭ РАН. МЛ-01112/а). Раздел «Кругосветные путешествия» представляет «Меркаторская карта Всего Света или генеральная карта к путешествию капитана Крузенштерна с показанием пути корабля надежды вокруг Света изданная в 1813 году» (РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 3. Д. 13. Л. 1 об. — 2), «Карта острова Кодьяк и пролива Шелехова. 1826. Памяти знаменитого Беринга, первого открывателя сих берегов» (РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 4. Д. 711. Л. 26) и карты Каролинских островов из экспедиции Ф. П. Литке (Voyage 1835).

Показ народов и культур «глазами путешественника» предполагал акцент на их ярких самобытных чертах: каждая культура по-своему «встречает» посетителя, предлагая интригу-загадку своих символов, этикета, эстетики, создавая индивидуальный эмоциональный характер, в каждой из них ощутим диалог между туземной культурой и иноземным путешественником. С одной стороны, культуры сами «говорят», с другой — толкование путешественника «переводит» их смыслы и ценности на общедоступный язык. Для создания атмосферы «диалога» между исследователями (или посетителями) и изучаемыми народами использованы портреты путешественников и изображения туземного населения на настенных фресках и рисунках. Обширные коллекционные собрания Кунсткамеры позволяют представить многогранность и специфику научных экспедиций XVIII в., продемонстрировать в экспозиции подлинники, поскольку многие предметы культуры, изображения которых вошли в публикации участников академических экспедиций и кругосветных путешествий, по сей день хранятся в фондах Кунсткамеры.

Предпринятую по заданию Петра I разведывательную поездку немецкого ученого-натуралиста Даниэля Готлиба Мессершмидта в Сибирь называют первой комплексной экспедицией. Результаты его научных исследований, продолжавшихся с 1719 по 1727 г., оказались беспрецедентны и по широте поставленных задач, и по объему и ценности собранной информации: помимо изначально запланированных «изысканий всяких раритетов и аптекарских вещей: трав, цветов, корений и семян и прочих принадлежащих статей в лекарственные составы», он обследовал памятники древности и местонахождения полезных ископаемых, собирал и зарисовывал флору и фауну, изучал географию, филологию, этнографию, историю. Иллюстративный ряд композиции «Путешествие Даниила Готлиба Мессершмидта» составляют открытые ученым рисунки уральских наскальных изображений и хакасских каменных изваяний, а также рисунки археологических находок, легко соотносимые с реальными раритетами.

Великая Северная, или Вторая Камчатская, экспедиция — самое крупное научное предприятие первой половины XVIII в. В экспедиционных работах приняло участие около 600 человек: было создано семь отрядов, в которые входили натуралисты, географы, историки. В задачи Академического отряда экспедиции входило изучение внутренних районов Восточной Сибири. Исследования продолжались с 1733 по 1743 г. Собравшего уникальную коллекцию архивных документов неофициального руководителя отряда Герхарда Фридриха Миллера сегодня называют отцом сибирской истории, а вернувшийся из самостоятельной экспедиции на Камчатку (1736-1741) студент-натуралист Степан Крашенинников стал академиком и ректором Университета Академии наук в Санкт-Петербурге. Академический отряд Второй Камчатской экспедиции собрал для Кунсткамеры богатую коллекцию: в Академию наук отправили 29 посылок с растениями и семенами, минералами и рудами, чучелами и рисунками животных, рыб, птиц, этнографическими и ар-

хеологическими собраниями. На новой экспозиции представлен ряд подлинников из сборов экспедиций: тангка с изображением Амитаюс, ритуальный барабанчик дамару, несколько буддийских скульптур, принадлежность которых к коллекциям Миллера не вызывает сомнений.

В 1768-1774 гг. Академия наук организовала ряд так называемых физических экспедиций. Их целью был сбор сведений на «пользу общую государства и распространения наук». Шесть экспедиционных отрядов работали по единой программе в Поволжье, на Урале, Европейском Севере, в Сибири, Прикаспии и на Кавказе. Ключевыми фигурами экспедиций были 26-летний профессор зоологии Петр Симон Паллас и его коллега Иоганн Готлиб Георги. Итогом их многолетних этнографических исследований стали подробные описания народностей, населяющих Россию (Головнёв, Киссер 2015). Композиция «Физические экспедиции» включает рисунки народов в этнических костюмах и буддийских культовых предметов из публикаций участников «странствующей академии», а также их реальные прототипы — собранные Палласом костюмы народов Поволжья (мордвы, башкир) и доставленные по его просьбе в Петербург яицкими казаками скульптуры буддийских богов. Возможным оказалось и наблюдение обратной ситуации — уход «в народ» открытий и достижений научных экспедиций. В этой же композиции представлены выполненные в литейных мастерских г. Тобольска серебряные культовые тарелочки с гравировкой рисунков «Самоедка в летнем платье» и «Курильц» из книги И. Г. Георги «Описания всех обитающих в Российском государстве народов.» (1776), которые использовались в культовых обрядах северных остяков и самоедов, а в 1936 г. были приобретены археологом В. С. Адриановым в Салехарде и переданы в Кунсткамеру (Бауло 2009: 60-65, 91-92).

Для раздела «Кругосветные путешествия XVIII-XIX вв. Этнография народов мира» удалось собрать содержательные визуально-текстовые ряды, включающие подлинные предметы из экспедиционных сборов из фондов Кунсткамеры, наглядно дополняющие слово (цитату-описание) и иллюстрацию (рисунки, графику). Сцены охоты на морского зверя коренных жителей острова Кадьяк (Аляска), запечатленные участником экспедиции Биллингса «рисовальным мастером» Лукой Ворониным (РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 4. Д. 704. Л. 12, 31), сопровождаются подлинными экспонатами Кунсткамеры — гарпунами, метательными дощечками, моделями байдар и оригинальными головными уборами в виде голов нерп.

Чтобы показать преемственность академических экспедиций и кругосветных путешествий, нам показалось интересным представить в экспозиции яркий сюжет из истории секретной Северовосточной экспедиции Биллингса и Сарычева — строительство в Охотске экспедиционных судов, названных «Ясачная», «Паллас» (в честь руководителя «странствующей академии» Петра Симона Палласа) и «Слава России» (Сарычев 1802). Все три судна изображены на акварельных рисунках Луки Воронина (РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 4. Д. 704. Л. 12, 31). Мы столкнулись с тем, что чертежей для изготовления модели судна «Слава Росси» не сохранилось, однако в РГАВМФ имелись «журналы» с описанием хода строительства судов. Благодаря совместной работе сотрудников музея и исследователя-судомоделиста А. В. Иванова собраны необходимые материалы и выполнены чертежи экспедиционного судна. Реконструкция осуществлена судомодельной мастерской Морского технического колледжа им. адмирала Д. Н. Сенявина (мастера-судомоделисты Н. Р. Майгельдинов, И. Н. Куцолаба, А. В. Рубежов). Модель парусного судна стала новым экспонатом Кунсткамеры, который открывает тематический раздел «Кругосветные путешествия».

Экспозиция одновременно информативна (научна) и образна (художественна): разными средствами она раскрывают эстетику этнических культур, создавая индивидуальный эмоциональный образ каждой из них. По авторскому замыслу каждая культура должна по-своему «встречать» посетителя, создавая иллюзию вхождения в нее, вместе с тем оставаясь в какой-то мере загадкой-квестом распознавания этнических символов (кодов) в мифологии, религии, обрядности, этике.

Первая русская кругосветная экспедиция капитан-лейтенанта И. Ф. Крузенштерна и капитан-лейтенанта Ю. Ф. Лисянского вышла на океанские просторы 7 августа 1803 г. В задачи экспедиции входило налаживание морского сообщения с русскими владениями в Америке, развитие торговли

с Китаем и установление официальных отношений с Японией. С путешествия Крузенштерна и Лисянского на шлюпах «надежда» и «нева» начинается блестящая эпоха русских океанических экспедиций. Для проведения научных изысканий на корабле «надежда» был создан «ученый факультет». Участниками экспедиции собраны уникальные материалы по малоизвестным тогда эскимосам и алеутам, айнам и японцам, гилякам и камчадалам. В «Реестре вещей, привезенных Ю. Ф. Лисянским и доставленных 1806 г. 20 декабря» в Кунсткамеру, значится 83 предмета из Северной Америки и Океании (Журнал поступлений. Т. 2. 1837-1877). Надпись на сохранившейся этикетке одного из предметов гласит: «Сумка для поклажи стрел (ножа) с Алеутских островов 1808 г. подарена капитаном Крузенштерном, ходившим кругом света на корабле Надежда».

В 1819 г. Морское министерство снарядило новую кругосветную экспедицию, целью которой было доказать или опровергнуть предположение о существовании шестого материка Земли — Антарктиды. Начальником экспедиции и капитаном флагманского судна «Восток» был назначен Ф. Ф. Беллинсгаузен, командиром шлюпа «Мирный» — лейтенант М. П. Лазарев. В ходе плавания к Южному полюсу был открыт «льдинный материк» Антарктида и около тридцати островов в Тихом и Атлантическом океанах. Участниками экспедиции собрана огромная естественнонаучная коллекция: одних только шкур животных и птиц было привезено более 350 штук. Этнографических предметов значилось, согласно реестру, около 500. В новой экспозиции выставлены и прекрасной работы нефритовая палица, и нефритовые украшения, и покрытые резьбой деревянные коробки из Новой зеландии, а также деревянная речная выдра с головой духа внутри фигуры, приобретенная у эскимосов алютиик М. П. Лазаревым.

При знакомстве с этническими культурами XVIII-XIX вв. обнаруживается немало параллелей с сегодняшними трендами и модой. Так, витрина, представляющая экзотичную культуру жителей Каролинских остров (Микронезия), среди сотрудников МАЭ получила прозвание «Стринги, фе-нечки, тату». Выставленные в ней коробка с инструментом для татуировки, мужские и женские поясные одежды, ожерелья и браслеты из растительных волокон, костянки кокоса, кораллов, раковин моллюсков и панциря черепахи вызывают особый интерес у молодежи. Все это — коллекция этнографических предметов, доставленных экспедицией Ф. П. Литке из кругосветного плавания 1826-1829 гг. В своем трехтомном труде «Путешествие вокруг света.» Литке ярко описал эпизоды жизни туземцев, в том числе способы нанесения татуировки: «Инструмент [,] которым насекаются узоры на теле, имеет вид топорика <...> с иззубренным острием. Оный наставляют на тело и ударяют по нему слегка палочкою, покуда он пробьет верхнюю кожицу, которую потом натирают или соком растений <.> или углем. Ноги и грудь покрываются прямыми, продольными чертами, что первым дает вид полосатых чулков; на руках же бывает много рыбок, около дюйма длиной. Замечательно, что фигуры эти носят названия разных островов» (Литке 1835: 47). А как это выглядело на теле, демонстрируют включенные в экспозицию рисунки художника экспедиции Александра Постельса (Voyage 1835).

В интерактивном наборе экспозиции «Академические экспедиции и кругосветные путешествия» — шесть тачскринов, аудио- и видеосистемы, сопровождающие отдельные композиции. Приложение тачскринов включает маршрутную карту-заставку с портретами участников экспедиции и пять «открытий» (сюжетов): «Экспедиция», «История», «Событие», «Встреча» и «Экспонат», — представляющих самих героев-путешественников, наиболее яркие моменты путешествия или открытия, коллекционные собрания участников экспедиций. Документальной основой их создания стали дневники, рисунки и публикации участников экспедиций. Специально снятый фильм о создании модели экспедиционного судна «Слава России» и слайд-фильм об экспедиции Ф. П. Литке (реж. С. Белоруссова) заметно расширяют и оживляют экспозиционное пространство. Ненавязчивый мобильный звук сопровождает посетителя, делая его сопричастным к среде и ситуации.

В целом новая экспозиция отражает богатство коллекционного собрания Кунсткамеры (в ней представлено более 600 экспонатов) и широкий диапазон проводимых ею и Академией наук исследований. Новая экспозиция призвана знакомить посетителя с открытиями прошлых веков

и, в свою очередь, совершать собственные открытия — вслед за исследователями, судьбы которых связаны с Кунсткамерой.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ГИМ — Государственный исторический музей.

МАЭ РАН — Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук.

ПСЗРИ — Полное собрание законов Российской империи.

РГАВМФ — Российский государственный архив военно-морского флота.

MiP — Musei Imperialis Petropolitani vol. 1-2. [SPb]: Typis Academiae Scientiarum Petropolitanae, 1741-1745. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Ананьев В. Г. История зарубежной музеологии: идеи, люди, институты. М.: Памятники исторической мысли, 2018.

Андреев А. И. Этнографические труды Семена Ремезова о Сибири XVII века // Советский Север. 1938. № 1. С. 37-64.

Бауло А. В. «Тобольское серебро» в обрядах вогулов и остяков. Новосибирск: Изд-во ИАиЭ СО РАН,

2009.

Берг Л. С. Русские этнографические карты // Человек. 1928. № 1. С. 63-66.

БеспятыхЮ. Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб.: Блиц, 1997.

Головнёв А. В. Визуализация этничности: музейные проекции // Уральский исторический вестник. 2019. № 4 (65). С. 72-81.

Головнёв А. В. Академический музей: ретроспективы и перспективы // Труды Отделения историко-филологических наук 2019 / отв. ред. В. Тишков. М.: РАН, 2020. С. 92-106.

Головнёв А. В., Киссер Т. С. Этнопортрет империи в трудах П. С. Палласа и И. Г. Георги // Уральский исторический вестник. 2015. № 3 (48). С. 59-69.

Головнёв А. В., Конькова Ю. С., Куканов Д. А. Этнодизайн: искусство vs наука // Уральский исторический вестник. 2020. № 3 (68). С. 6-15.

Копанева Н. П. О собрании Я. В. Брюса, наследниках и кабинете ученого // Кунсткамера. 2020. № 4. С. 56-64.

Краснодембская Н. Г., Соболева Е. С. Об устремлениях Петра Великого к региону Южной Азии (в связи с сингальскими раритетами в императорской коллекции) // Кунсткамера. 2022. № 1. С. 131-149.

Литке Ф. П. Путешествие вокруг света, совершенное по повелению императора Николая I на военном шлюпе Сенявине в 1826, 1827, 1828 и 1829 годах, флота капитаном Федором Литке. СПб.: тип. Х. Гинце, 1835.

Материалы для истории Императорской Академии наук (1716-1730). СПб.: тип. Императорской Академии наук, 1885. Т. 1.

«Нарисованный музей» Петербургской Академии наук 1725-1760 гг / Сост. и науч. ред. Р. Е. Кистемакер, Н. П. Копанева, Д. Й. Мейерс, Г. В. Вилинбахов. СПб.: Европейский Дом, 2003. Т. 1; 2004. Т. 2.

Палаты Санктпетербургской Императорской Академии наук Библиотеки и Кунсткамеры, Которых представлены планы, фасады и профили, приписанныя ея императорскому высочеству государыне великой княгине и правительнице всея России. Санктпетербург: Печ. при Имп. Акад. наук, 1741.

Палаты Санктпетербургской императорской Академии наук Библиотеки и Кунсткамеры с кратким показанием всех находящихся в них художественных и натуральных вещей сочиненное для охотников оныя вещи смотреть желающих. СПб.: печ. при Имп. Акад. наук, 1744.

Перевалова Е. В. Изобразительное народоведение на сибирских чертежах С. У. Ремезова // Уральский исторический вестник. 2020. № 3 (68). С. 16-25.

Полное собрание законов Российской империи с 1649 г СПб.: тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Т. VII. № 4443.

Реестр вещей, привезенных Лисянским, доставленных 1806 г. 20 декабря // Журнал поступлений Музея антропологии и этнографии с перечнем предметов из собрания Лисянского. Т. 2. 1837-1877 гг

Сарычев Г. А. Путешествие флота капитана Сарычева по северной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану, в продолжение осьми лет, при Географической и Астрономической морской экспедиции, бывшей под начальством флота капитана Биллингса с 1785 по 1793 год». Ч. I. СПб.: тип. Шнора, 1802.

Станюкович Т. В. Кунсткамера Петербургской Академии наук. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. Чертежная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским в 1701 г: в 2 т. М.: ФГПУ «ПКО "Картография"», 2003.

Golovnev A. V. New Old Kunstkamera: Towards Reconstruction and Renovation // Кунсткамера. 2020. № 4 (10). С. 20-31.

Musei Imperialis Petropolitani vol. 1 — vol. 2. [SPb.]: Typis Academiae Scientiarum Petropolitanae, 17411745.

Voyage autour du monde, exécuté par ordre de Sa Majesté l'Empereur Nicolas 1er, sur la corvette Le Séniavine, pendant les années 1826, 1827, 1828 & 1829, sous le commandement de Frédéric Lütke, capitaine de la marine impériale de Russie, aide de camp de Sa Majesté l'Empereur, commandant de l'expédition. Partie historique, avec un atlas, lithographié d'après les dessins originaux d'Alexandre Postels, professeur adjoint de l'université impériale de St. Pétersbourg et du baron Kittlitz. Traduit du russe sur le manuscrit original, sous les yeux de l'auteur, par le conseiller d'état F. Boyé. Tome I—III. Paris: Engelmann & compagnie, 1835.

REFERENCES

Anan'ev V. G. Istoriia zarubezhnoi muzeologii: idei, liudi, instituty [History of Foreign Museology: Ideas, People, Institutions.]. Moscow: Pamiatniki myslei, 2018. (In Russian)

Andreev A. I. Etnograficheskie Trudy Semena Remezova o Sibiri XVII veka [Ethnographic Works of Semen Remezov about Siberia of 17th Century]. Sovetskii Sever, 1938, no. 1, pp. 37—64. (In Russian)

Baulo A. V. "Tobol'skoe serebro" v obriadakh vogulov i ostiakov ["Tobolsk Silver" in the Rites of the Voguls and Ostyaks]. Novosibirsk: Izd-vo IAiE SO RAN, 2009. (In Russian)

Berg L. S. Russkie etnograficheskie karty [Russian Ethnographic Maps]. Chelovek, 1928, no. 1, pp. 63—66. (In Russian)

Bespiatykh Yu. N. Peterburg Anny Ioannovny v inostrannykh opisaniiakh [Petersburg of Anna Ioannovna in Foreign Descriptions]. St. Petersburg: Blits, 1997. (In Russian)

Golovnev A. V. Vizualizatsiia etnichnosti: muzeinye proektsii [Visualization ofEthnicity: Museum Projections]. Ural'skii istoricheskii vestnik, 2019, no. 4 (65), pp. 72—81. (In Russian)

Golovnev A. V. Akademicheskii muzei: retrospektivy i perspektivy [Academic Museum: Retrospectives and Prospects]. Trudy Otdeleniia istoriko-filologicheskikh nauk 2019 [Proceedings of the Department of Historical and Philological Sciences 2019]. Ed. by V. Tishkov. Moscow: RAN, 2020, pp. 92—106. (In Russian)

Golovnev A. V. New Old Kunstkamera: Towards Reconstruction and Renovation. Kunstkamera, 2020, no. 4 (10), pp. 20—31.

Golovnev A. V., Kisser T. S. Etnoportret imperii v trude P. S. Pallasa i I. G. Georgi [Ethno-Portrait of the Empire in the Work of P. S. Pallas and I. G. Georgi]. Ural'skii istoricheskii vestnik, 2015, no. 3 (48), pp. 59—69. (In Russian)

Golovnev A. V., Kon'kova Yu. S., Kukanov D. A. Etnodizain: iskusstvo VS nauka [Ethnodesign: The Art of vs Science]. Ural'skii istoricheskii vestnik, 2020, no. 3 (68), pp. 6—15. (In Russian)

Kopaneva N. P. O sobranii Ya. V. Briusa, naslednikakh i kabinete uchenogo [On the Collection of Y. V. Bruce, the Heirs and the Study of the Scientist]. Kunstkamera, 2020, no. 4, pp. 56—64. (In Russian)

Krasnodembskaia N. G., Soboleva E. S. Ob ustremleniiakh Petra Velikogo k regionu sviazi Iuzhnoi Azii (v sviazi s singal'skimi raritetami v imperatorskoi kollektsii) [On the Aspirations of Peter the Great to the Region of Connection of South Asia (in Connection with Sinhalese Rarities in the Imperial Collection)]. Kunstkamera, 2022, no. 1, pp. 131—149. (In Russian)

"Narisovannyi muzei" Peterburgskoi Akademii nauk 1725-1760 godov ["Painted Museum" of the St. Petersburg Academy of Sciences 1725—1760]. Composed and ed. by R. E. Kistemaker, N. P. Kopaneva, D. Y. Meiiers, G. V. Vilinbakhov. St. Petersburg: Evropeiskii Dom, 2003, vol. 1; 2004, vol. 2. (In Russian)

Perevalova E. V. Izobrazitel'noe narodovedenie na sibirskikh chertezhakh S. U. Remezova [Fine Ethnology on Siberian Drawings by S. U. Remezov]. Ural'skii istoricheskii vestnik, 2020, no. 3 (68), pp. 16—25. (In Russian)

Staniukovich T. V. Kunstkamera Peterburgskoi Akademii nauk [Kunstkamera of Petersburg Academy of Sciences]. Moscow; Leningrad: Izdatel'stvo AN SSSR, 1953. (In Russian)

Submitted: 12.09.2022 Accepted: 15.11.2022 Published: 15.12.2022

К статье А. В. Головнёва, Н. П. Копаневой, Д. А. Куканова, Е. В. Переваловой

Рис. 2-4. Панорама композиции «Theatrum Mundi (Театр Мира)». Фрагмент композиции «Кабинет доктора Фредерика Рюйша». Китайская заводная игрушка «Владычица Запада — Си-ван-му на фениксе». Экспозиция «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний» (1-й этаж)

Fig. 2-4. Panorama of the composition "Theatrum Mundi (Theater of the World)". Fragment of the composition of the Cabinet of Dr. Frederik Ruysch. Chinese wind-up toy "Queen Mother of the West — Si-wang-mu on a phoenix". Permanent exhibition "Peter's Kunstkamera, or the Tower of Knowledge" (ground floor)

Рис. 6. Композиция «Экспедиция капитан-лейтенанта И. И. Биллингса и лейтенанта Г. А. Сарычева». Экспозиция «Академические экспедиции и кругосветные путешествия» (2-й этаж) Fig. 6. Composition "Expedition of Captain-Lieutenant J. J. Billings and Lieutenant G. A. Sarychev". Permanent exhibition "Academic Expeditions and Circumnavigations" (1st floor)

Рис. 7-9. Фрагмент раздела «Академические экспедиции». Композиция «Великая Северная экспедиция (1733-1743): Г. Ф. Миллер и С. П. Крашенинников». Панорама раздела «Кругосветные путешествия». Экспозиция «Академические экспедиции и кругосветные путешествия» (2-й этаж)

Fig. 7-9. Fragment of the section "Academic Expeditions". Composition "The Great Northern Expedition (1733-1743): G. F. Miller and S. P. Krasheninnikov". Panorama of the section "Circumnavigations". Permanent exhibition "Academic Expeditions and Circumnavigations" (1st floor)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.