Научная статья на тему 'Петроградский Богословский институт как церковно-просветительский центр Петрограда в 1919-1923 гг'

Петроградский Богословский институт как церковно-просветительский центр Петрограда в 1919-1923 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ / THEOLOGICAL INSTITUTE / ДОСТУПНОСТЬ / AVAILABILITY / ЖИЗНЕННОСТЬ / VITALITY / ПРАКТИЧНОСТЬ / PRACTICALITY / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР / EDUCATIONAL CENTER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стриганова М.И.

Опыт Петроградского Богословского Института, основанного в годы гонений на Русскую Православную Церковь, представляет практический интерес для современной развивающейся системы богословского образования. Институт ставил перед собой цель готовить бескорыстных веропроповедников, готовых нести просветительское служение во всех слоях общества, использую все доступные методы и средства. В студенческие ряды впервые приглашались люди разного сословия, пола и возраста. Отношения учащих и учащихся строились на новой доверительной основе. Институт действовал как епархиальный духовно-просветительский центр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Petrogradsky theological Institute as Church educational center of Petrograd in 1919-1923

Experience the Petrograd theological institute founded in years of persecution by the Russian Orthodox Church, is of practical interest for modern growing system of theological education. The Institute set a goal to prepare selfless veropropovednikov, ready to bear educational Ministry in all sectors of society, using all available methods and tools. The student ranks for the first time invited people of different estates, sex and age. The relationship of teachers and students based on a new basis of trust. The Institute acted as a diocesan spiritual-educational center.

Текст научной работы на тему «Петроградский Богословский институт как церковно-просветительский центр Петрограда в 1919-1923 гг»

Humanity space International almanac VOL. 4, No 5, 2015: 1019-1026

Петроградский Богословский Институт как церковно-просветительский центр Петрограда в 1919-1923 гг.

М.И. Стриганова

Санкт-Петербургские Свято-Макарьевские богословско-педагогические курсы при Школе Военного Духовенства ГУ МЧС России 196105, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 149.

St. Petersburg St. Makary theological and pedagogical courses at the School of Military Clergy EMERCOM of Russia Moskovsky avenue, 149, St. Petersburg 196105 Russia e-mail: mstriganova@yandex.ru

Ключевые слова: Богословский институт, доступность, жизненность, практичность, просветительский центр.

Key words: Theological Institute, availability, vitality, practicality, educational center.

Резюме: Опыт Петроградского Богословского Института, основанного в годы гонений на Русскую Православную Церковь, представляет практический интерес для современной развивающейся системы богословского образования. Институт ставил перед собой цель готовить бескорыстных веропроповедников, готовых нести просветительское служение во всех слоях общества, использую все доступные методы и средства. В студенческие ряды впервые приглашались люди разного сословия, пола и возраста. Отношения учащих и учащихся строились на новой доверительной основе. Институт действовал как епархиальный духовно-просветительский центр. Abstract: Experience the Petrograd theological institute founded in years of persecution by the Russian Orthodox Church, is of practical interest for modern growing system of theological education. The Institute set a goal to prepare selfless veropropovednikov, ready to bear educational Ministry in all sectors of society, using all available methods and tools. The student ranks for the first time invited people of different estates, sex and age. The relationship of teachers and students based on a new basis of trust. The Institute acted as a diocesan spiritual-educational center.

[Striganova M.I. Petrogradsky theological Institute as Church educational center of Petrograd in 1919-1923]

Петроградский Богословский Институт просуществовал всего три года, но его опыт подготовки образованных, самоотверженных пастырей и церковных деятелей способных вести просветительское служение в сложнейших условиях отрытого гонения на Церковь трудно переоценить.

Инициатором открытия Петроградского Богословского

института (ПБИ) стал Иван Павлович Щербов - заведующий Пастырским училищем, открытым по указу Святейшего Патриарха и Священного Синода вместо закрывшихся Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии.

Новое богословское учебное заведение, по мнению И.П. Щербова, следовало назвать не Академией, а Богословским Институтом. В отличие от Академий имеющих «задачею разработку богословской науки», Богословский Институт «должен быть организован на церковно-практических началах, живой связи с приходом - церковным народом», его главная задача должна заключаться в «обслуживании духовно-просветительских нужд местной епархии». Сокращение теоретического курса наук должно восполняться «практическою подготовкой и опытом» (ЦГИА Ф.2279. Оп.1.Д.8: 5-6).

Отличительной особенностью нового учебного заведения должна стать его миссионерская направленность. И.П. Щербов отметил, что в обществе с одной стороны под действием открытой пропаганды атеизма нарастает «религиозно-нравственное оскудение, одичание», а с другой стороны - к гонимой советской властью Церкви, «явившей многих страдальцев и мучеников за свои убеждения» растёт интерес многих людей, прежде её чуждавшихся.

Одной из ключевых задач И.П. Щербов считал задачу подбора будущих веропроповедников. После того как отпали «материальные преимущества духовной школы (казенное содержание, стипендии, общежитие) от неё отпало и «многочисленное юношество, которое заполняло духовную школу по случайным соображениям и нередко вносило в нее только разложение» (ЦГИА Ф.2279. Оп.1.Д.8: 2).

В докладной записке митрополиту Вениамину И.П. Щербов излагает свои мысли о том, на каких началах должно быть основано новое духовное учебное заведение:

«1. К духовному образованию должен быть открыт доступ всем желающим послужить церкви: не только юношам, но взрослым, не только мужчинам, но и женщинам - без какого-то не было ограничения относительно возраста. Но так как взрослые мужчины и женщины обычно заняты днем службою то занятия должны происходить в вечернее время.

2. В виду особенного значения Петрограда, как культурного центра Северной и отчатсти всей России, должен быть открыт Богословский институт. Сюда для прочного успешного богословского образования принимаются лица с законченным средним образованием и вообще с серьезной подготовкою.

3. Занятия в Богословском институте и на Богословских курсах ведутся с возможной экономией времени и сил учащихся. Для этого все внимание сосредотачивается собственно на богословских науках, светские, не исключая философских и классических языков, сокращаются.

4. Постановка учебного дела в Богословском институте и на Богословских курсах должна быть не отвлечённая теоретическая, оторванная от текущей действительности, а жизненная и церковно-практическая.

5. Кроме жизненности и практичности учебное дело должно отличаться гибкостью в учащихся развивать дух инициативы. Поэтому совет Института должен обладать полною свободою в введении новых предметов, курсов и методов преподавания, приглашении лекторов, избрании наставников и вообще устройстве своего быта.

Отношения между наставниками и студентами должны иметь не внешний, формально-юридический характер. Это не начальники и подчинённые, а старшие и младшие товарищи, дружно работающие на ниве Христовой; это кружок друзей или, лучше, домашняя церковь, члены которой, расходясь по разным уголкам епархии, сохраняют между собою внутреннюю связь.

6. Богословский Институт и Богословские курсы находятся в непосредственном ведении Петроградского митрополита и в самой тесной связи с приходской народною жизнью» (ЦГИА Ф.2279. Оп.1.Д.8: 4-4об.).

На докладной записке И.П. Щербова митрополит Вениамин положил резолюцию: «Благословляется изложенные начала устройства духовно-учебных заведений детально разработать». Во исполнение резолюции митрополита Вениамина Иван Павлович разработал стройную систему религиозного образования, включающую Богословские кружки и курсы как низшие ступени, Богословско-Пастырское училище

как средняя ступень и Богословский институт как высшее учебное заведение. «Извлечение из Положения о Богословском Институте» было опубликовано в «Петроградском Церковном Вестнике» и вызвало широкий отклик. От института ожидали, что он «должен явиться будильником духовной жизни в стране» (Сорокин, 2005: 210). В соответствии с поставленными миссионерскими задачами института, выдвинутыми послереволюционном временем в Положении, в частности, говорилось: «Являясь просветительным центром Епархии, Богословский Институт всякими способами, через наставников и студентов, старается уяснить духовные запросы интеллигенции и народа, выработать соответствующие меры воздействия, установить прочную связь с светскими верующими людьми и объединить их под руководством Митрополита для служения Православной Церкви и народу» (ЦГИА Ф.2279. Оп.1.Д.5: 9-10).

Богословский институт располагался в бывших митрополичьих покоях при Подворье Троице-Сергиевой лавры на Фонтанке. Это Подворье хранило память о свт. Филарете (Дроздове), который много потрудился над проблемами образования духовного юношества, здесь останавливался его ученик, автор проекта развития миссионерского дела в России и горячий сторонник устроения специальных миссионерских институтов, прп. Макарий (Глухарёв). Здесь трудился выдающийся миссионер свт. Иннокентий (Вениаминов) и, наконец, проживал Патриарх Тихон во время своего единственного приезда в Петроград в 1918 г.

Примечательно, что уже в первой докладной записке П.И. Щербова об устроении высшего духовного заведения на новых основаниях, мы видим созвучие его идей взглядам опытных миссионеров предлагавших в своё время существенно обновить систему подготовки православных благовестников. Так свт. Филарет по поводу необходимости устройства духовной школы на новых основаниях писал: «многие получившие образование в Духовных училищах, имея довольные сведения в учении веры и жизни Христианской, недовольно имеют свободы от мирских пристрастий....» (Филарет (Дроздов), 1871: 495). А прп. Макарий (Глухарёв)

убеждал, что наставники могли бы добиваться гораздо больших успехов если бы «не держали головы наподобие пустого колоса, но являли бы в себе классы мысленные с плодом ума, присутствию Божию и сердцу внимающего и мирная на воспитанников помышляющего» (Макарий (Глухарев), 2008: 184). Он же впервые высказал идею о привлечению к миссионерскому служению женщин. В своём проекте развития миссионерского дела в России прп. Макарий предлагал создавать девичьи миссионерские институты параллельно с юношескими (Макарий (Глухарёв), 2005: 343). Мысль И.П. Щербова о том, что для подготовки достойных веропроповедников нужно непременно создавать высшие богословские заведения, так же во многом созвучна взглядам прп. Макария, считавшего, что священник непременно должен «предшествовать народу на пути образованности» (Макарий (Глухарёв), 2005: 277).

Ректором института был избран прот. Николай Чуков (впоследствии митрополит Ленинградский Григорий). В своей речи в день торжественного открытия Богословского института он подчеркнул, что «Вопросы религиозные, вопросы веры и жизни положительно висят в воздухе; всякая беседа, всякая лекция, где только упоминается имя «Бог», привлекает массы. Нужно удовлетворение, нужны ответы, которые дали бы этому исканию разрешение. И эт удовлетворение должно быть дано в какой-то иной, новой форме, потому что прежняя не удовлетворяла, и не удовлетворила... Богословский институт и хотел бы, хотя в малой степени, послужить этой великой задаче» (ЦГИА Ф.2279. Оп. Д.13.: 6).

Отличительной чертой института стало объединение широкого круга ученых. Первоначально в нем было 6 профессоров и 6 преподавателей. Об уровне педагогического коллектива говорит список преподавателей и профессоров ПБИ, представленный Комиссией духовных учебных заведений Петроградской епархии на утверждение митр. Вениамину 19.12. 1919г.: Проф. Ф.К. Андреев, из преподавателей МДА, - на кафедру Христианской Апологетики; Проф. А.И. Бриллиантов, из профессоров ПДА, на кафедру Общей Церковной Истории; Проф. Н.Н. Глубоковский, из профессоров ПДА, на кафедру Св.

Писания Нового Завета; Проф. Л.П. Карсавин, из профессоров Петроградского Университета, на кафедру Греческого языка; Проф. Н.О.Лосский, из профессоров Петроградского Университета, на кафедру Христианской Метафизики; Преподав. П.П. Мироносицкий, магистр богословия, из преподавателей церковно-учительской школы, - на кафедру Церковно-славянского языка и Церковного пения. Проф. Б.А. Тураев, из профессоров Петроградского университета, - на кафедру Литургики; Преподав. Прот. Н.К. Чепурин, из приходских священников и миссионеров, на кафедру Церковного проповедничества; Преподав. Прот. Н.Н. Чуков, из епархиальных наблюдателей церковно-приходских школ и ректоров Духовной Семинарии, - на кафедру Христианской Педагогики и Дидактики Закона Божия; Преподав. И.П. Щербов, из преподав. Духовной Семинарии - на кафедру Догматического Богословия; Преподав. В.Б. Шкловский, из лекторов Петроградской Духовной Академии и преподавателей 3-го Педагогического Института, на кафедру (необязательного) латинского и новых языков; Преподав. Архимандрит Николай (Ярушевич) из преподавателей Духовной семинарии (ЦГИА Ф.2279. Оп.1.Д.8: 22-22об.).

При открытии в Петроградский богословский институт было принято 60 человек: 35 мужчин и 25 женщин; затем число студентов и вольнослушателей постоянно росло. Возраст студентов был от 18 до 60 лет, в институт поступали взрослые люди, сознательно стремившиеся послужить Церкви. Многие из них уже имели высшее образование, некоторые параллельно учились в светских вузах. ПБИ стал очагом духовного просвещения в Петрограде, его корпорацией были организованы общедоступные богословские лекции. Впервые цикл из 10 общедоступных богословских лекций был устроен Великим постом 1920 года. Особенно активен был проф. Ф.К. Андреев. Он читал публичные лекции, проводил беседы и произносил проповеди в различных церквах Петрограда. Так, в зале при церкви св. Великомученицы Екатерины в Екатерингофе им был прочитан цикл лекций на тему «Вера и знание». С детьми он вёл занятия по церковному пению.

Однако отношение властей к церкви постепенно

ужесточалось, в 1921 году были запрещены групповые занятия с детьми. По делу о «противодействии изъятию церковных ценностей» были арестованы Митрополит Вениамин, ректор Н. К. Чуков и несколько членов Корпорации Богословского института. В ночь с 12 на 13 августа Митрополит Вениамин, считавший ПБИ своим «детищем», настоятель Троице-Сергиева подворья архим. Сергий (Шеин) и Председатель Общества православных приходов Петрограда, обеспечивавший материальное содержание ПБИ, Ю. П. Новицкий были расстреляны. Несколько месяцев в заключении провёл И.П.Щербов. Осенью профессоров Н.О. Лосского и Л.П. Карсавина на пароходе «Пруссия» выслали за границу. В 1922 -23гг. институт пытались захватить обновленцы. 2 мая 1923 года Совет ПБИ принял решение о самоликвидации. ПБИ успел сделать только один выпуск. Его окончили 26 человек, из них 9 женщин. Тем не менее, трудно переоценить начала новой богословской школы, которые были заложены в деятельности ПБИ, он дал пример осуществления религиозно-просветительских задач через подготовку образованных, опытных, горящих духом живой веры веропроповедников и -через разработку выдвигаемых жизнью богословских и церковно-практических вопросов. Возникшая в Париже богословская школа в память о ПБИ стала называться Богословским Институтом (Преподобный Сергий в Париже, 2010: 18). Бывшими преподавателями ПБИ в Парижском Свято-Сергиевском Богословском Институте были написаны многие богословские труды, без которых невозможно сегодня представить современное богословское образование. Сейчас, когда открываются многочисленные духовные школы, опыт ПБИ может быть особенно полезен.

ЛИТЕРАТУРА

Материалы к открытию Петроградского Института, посланные на утверждение митрополиту Вениамину (докладная записка, проект положения, указ об открытии. Декабрь 1919-1920). - ЦГИА Ф.2279. Оп.1.Д.8.

Сорокин В., прот. 2005. Исповедник: церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб.: зд -во Князь Владимирский

собор. 736 c.

Положение о Богословском институте в Петрограде и извлечение из него, помещенное в «Церковном Вестнике № 14 от 5 сентября 1919 г. -ЦГИА Ф.2279. Оп.1.Д.5.

Филарет (Дроздов) свт. 1871. Краткое начертание, извлеченное из обстоятельной записки. (Проект общежительного духовно-воспитательного заведения). Прибавление к изданию Творений Святых Отцов. М. № 24: 495-507.

Макарий (Глухарев) прп. 2008. Мысли об улучшении воспитания в духовном звании Ефимов А.Б Стриганова М.И. Мысли прп. Макария (Глухарева) о воспитании в духовном звании. М. 368 с.

Макарий (Глухарёв), прп. 2005. Мысли о способах к успешнейшему распространению Христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской Державе. Нестеров. С.В. Словом и житием наставляя. М. 365 с.

Программа, речи и поздравления в день торжественного открытия Богословского института. - ЦГИА Ф.2279. Оп. Д.13.

Преподобный Сергий в Париже. История Парижского Свято-Сергиевского Православного Богословского Института. СПб.: Росток, 2010. 710 с.

Получена /Received: 13.10.2015 Принята/Accepted: 27.10.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.