Научная статья на тему 'Петрарка о мнимых и истинных ценностях'

Петрарка о мнимых и истинных ценностях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
579
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТРАРКА / МНИМЫЕ И ИСТИННЫЕ ЦЕННОСТИ / ИТАЛЬЯНСКИЙ ГУМАНИЗМ / ХРИСТИАНСТВО / ПОРОК / ДОБРОДЕТЕЛЬ / PETRARCH / IMAGINARY AND REAL VALUES / THE ITALIAN HUMANISM / CHRISTIANITY / VICE / VIRTUE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лукьянова Л. М.

Рассматривается отношение итальянского гуманиста Ф. Петрарки к мнимым и истинным ценностям человеческой жизни. Материалом для исследования являются диалоги из переведенного автором статьи трактата Ф. Петрарки «О средствах против превратностей судьбы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PETRARCH ON THE IMAGINARY AND THE REAL VALUES

We consider the view of Italian humanist Petrarch F. on imaginary and the real value of human life. The material for the study of the dialogues are translated by the author of the treatise article by F. Petrarch''s «On the media against the vicissitudes of life».

Текст научной работы на тему «Петрарка о мнимых и истинных ценностях»

Древние языки

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 4 (2), с. 299-301

УДК 009

ПЕТРАРКА О МНИМЫХ И ИСТИННЫХ ЦЕННОСТЯХ © 2013 г. Л.М. Лукьянова

Саратовский госуниверситет им. Н.Г. Чернышевского

marlar38@yandex.ru

Поступила в редакцию 06.08.2013

Рассматривается отношение итальянского гуманиста Ф. Петрарки к мнимым и истинным ценностям человеческой жизни. Материалом для исследования являются диалоги из переведенного автором статьи трактата Ф. Петрарки «О средствах против превратностей судьбы».

Ключевые слова: Петрарка, мнимые и истинные ценности, итальянский гуманизм, христианство, порок, добродетель.

Петрарка, известный нашему читателю как великий итальянский лирический поэт, сам более важными считал свои философско-этические трактаты, написанные на латинском языке. Именно в этих сочинениях отражён его духовный мир. Самым обширным из них является трактат «О средствах против превратностей судьбы», над которым гуманист работал почти 13 лет. Это не сугубо учёное сочинение, а рассуждения, написанные для широкого читателя. В подражание античным авторам трактат написан в виде диалогов, в которых участвуют аллегорические фигуры: Радость, Печаль,

Страх, Надежда. Радость и Надежда олицетворяют собой людей, оптимистически воспринимающих жизненные ситуации, ценящих материальные блага, наслаждения, молодость и красоту, власть и славу; Печаль и Страх, наоборот, жалуются на бедность, на болезни, на подневольное положение, на неверных друзей и т. п. Отвечает всем, и оптимистам, и пессимистам, Разум, в уста которого гуманист вкладывает свои мысли и рассуждения.

Работа над трактатом началась, когда Петрарке было почти 50 лет. С приближением старости уходят страсти и низменные интересы, и человек начинает задумываться о бренности земного существования и о том, каковы же истинные ценности жизни. Как глубоко верующего христианина, Петрарку не мог не волновать вопрос, что станет с его душой после смерти. Слово «смерть» (mors, exitus) является ключевым в сочинении гуманиста; уже в первом диалоге «О цветущем возрасте и надежде на продолжительную жизнь» читаем: «Смерть всегда находится по соседству с жизнью. Хотя кажется, что жизнь и смерть далеки друг от друга, они рядом: одна всегда проходит, другая

всегда приходит». Эти мысли заставляют автора задуматься о том, что ценит человек в земной жизни и есть ли непреходящие ценности. Он рассматривает поведение людей в различных жизненных ситуациях, и его наблюдения показывают, что большинство людей хотят быть богатыми, носить роскошные одежды, украшать себя драгоценными камнями, иметь множество слуг, обильную и изысканную пищу; при этом каждому хочется быть красивым и здоровым, каждый хочет любить и быть любимым (речь идёт о плотской любви).

В молодости Петрарка и сам весьма ценил такие вещи и много времени отдал светским удовольствиям и наслаждениям. Прошли годы, и гуманист пытается рассмотреть то, чем он дорожил в юности, через призму христианского мировоззрения.

Удивительно преобразилось отношение Петрарки к тому пылкому чувству, которое он вдохновенно воспевал в сонетах - чувству любви. В диалоге «О плотской любви» он пишет, что «это совершенно рабское, распаляющее чувство, которое изнеживает и отнимает силу даже у храбрейших мужей»: непобедимый в сражениях Цезарь был побеждён любовью к Клеопатре, а непреклонный Ганнибал (что ещё непростительнее) - любовью к блуднице. Осуждая любовные страсти, Петрарка обращается и к древним мифам, напоминающим, сколь пагубно они кончаются для влюблённых: гибнет в волнах Леандр, закалывает себя Пирам, умирает Библида.

С негодованием относится Петрарка и к тем философам, которые рассуждают о любви. Особенно возмущает его отношение к этому чувству великого Платона, которого гуманист упрекает в чрезмерной откровенности, выража-

ет сожаление о том, что сочинения на эту тему дошли до наших дней и сетует на то, что Платон «не устыдился ни клейма дурной славы, ни суда потомства, так как накал страсти, сжигающей душу, победил это опасение». Петрарка осуждает даже то, что философ о столь низменном и постыдном предмете писал изысканным стилем: «Ты видишь лучи платоновского ума, словно лучи солнца в грязи».

Самое поразительное, что итальянский гуманист, вошедший в сознание читателей как великий лирический поэт, воспевший свою любовь к Лауре, с неодобрением относится к творчеству древних поэтов, писавших о любви: Сафо, Анакреонту, Алкею, Овидию, Катуллу, Тибуллу («не знаю, почему поэтам многое дозволяется»). По его мнению, поэты под пристойным покрывалом скрывают постыдные страсти и любовью называют похоть.

При этом Петрарка ничего не имеет против самого понятия «любовь»: но мудрец любит Бога, любит ближнего, любит добродетель, мудрость, отечество, родителей, сыновей, братьев и друзей, и если он истинный мудрец, он будет любить даже врагов - не ради их самих, но ради Того, Кто предписывает это.

Много раз Петрарка обращается к тем людям, которые считают главной ценностью своей жизни обладание богатствами, большим количеством денег, дорогими вещами. Для таких людей не считается грехом утрата доброго имени, среди незначительных потерь числится у них и потерянное время, даже потерю родственников они зачастую оплакивают недолго, а вот потеря богатств печалит их очень сильно.

Очень разумным представляется отношение автора к деньгам: «Я не поддерживаю ни любви к деньгам, ни ненависти к ним, но одобряю стремление к умеренности и призываю избегать алчности». Пользы денег он не отрицает, на них нужно приобретать то, что необходимо человеку по природе, а такого немного и добыть его нетрудно. Всё, что выходит за такие пределы, это уже оковы и кандалы и доставляет человеку не столько радости, сколько волнений и страхов. В ответ на сообщение некоего человека, что он приобрёл большие богатства, Разум говорит: «Значит, ты приобрёл хлопоты и зависть; ты дал врагам повод для нападения и лишил покоя воров». При отсутствии богатств не будет места ни высокомерию, ни зависти, не будет ни страха потерь, ни пресыщения, ни спутницы богатых - подагры. Диалоги, посвящённые этой теме, изобилуют сентенциями: «Владеть богатством приятнее, но бедность безопаснее», «Нет таких богатств, которым

не следовало бы предпочесть душевное спокойствие». Указывает Петрарка и на такой парадокс: «Всё, что делают и чего желают люди, делается для счастья, однако без богатства счастье возможно, а без душевного спокойствия - нет».

Одним из самых ярких диалогов на эту тему являются диалоги «О драгоценных камнях» и о предметах, изготовленных из них.

Главный вопрос, который старается разрешить автор, соотносится ли желание иметь эти вещи с нравственными устремлениями человека. Собеседник Разума восхищается блеском драгоценных камней и утверждает, что в них есть какая-то сила, а Разум-Петрарка доказывает ему, что только тщеславие заставляет человека приобретать и ценить камни. Чтобы нагляднее показать это, он вставляет в свои рассуждения интереснейшие новеллы. Одна из них представляет рассказ о римском сенаторе Но-нии, который владел привезённым из Индии опалом. Молва об этом камне сводила с ума триумвира Антония, и этот алчный человек решил во что бы то ни стало завладеть камнем и поэтому внёс имя сенатора в проскрипционные списки. И тогда Ноний, вместо того чтобы спасти жизнь ценой потери одного камушка, бежал, захватив с собой опал, который оказался для него ценнее всего на свете. Он забыл о родине, готов был жить в изгнании, нищенствовать и в конце концов умереть. Автор заключает этот рассказ так: «Боюсь, что придётся согласиться с чем-то одним: или камень имел очень большую ценность, или его владелец имел ничтожную душу».

Упоминается в этом диалоге царь Эпира Пирр и подробно описывается принадлежащий ему необыкновенный агат; приводится и известный рассказ о перстне Поликрата; вспоминает Петрарка и своего современника короля Иоанна II Доброго, который был взят в плен, и в момент пленения с его руки был сорван перстень с карбункулом. Заключаются эти рассказы саркастическими вопросами: «Что же, помог ли Пирру его агат? Он что, сделал его непобедимым на войне, спас его, уж не скажу от вражеского меча, но хотя бы от камня, брошенного женской рукой?», «Пригодился ли сардоникс Поликрату, когда птицы клевали его на кресте? А помог ли карбункул французскому королю Иоанну, когда он был побеждён врагами и попал в их руки?»

Высшей границей честолюбия Петрарка считает стремление иметь коринфские ваза и бокалы из драгоценных камней: «В то время как для богослужения достаточно серебряных

сосудов, жалкому человеку мало и золотого; за бокал, выдолбленный из драгоценного камня, он готов расплачиваться не только деньгами, но и добродетелью».

Богатства, конечно, могут сделать человека могущественнее, но не добавляют ему человечности, не делают его лучше и выше других. Размышляя о мотивах, которые заставляют людей стремиться к богатству, Петрарка указывает, что в этом случае человек впадает в один из смертных грехов - алчность, которая возбуждает желание новых приобретений, а их никогда не бывает достаточно. Этот грех связан с другими - гордыней и завистью, и, таким образом, человек сворачивает с пути добродетели и не замечает, что пока он приобретает богатства, ускользает время жизни и возникает поразительное противоречие: богатства много, а жизни не хватает. Люди считают, что, приобретя с большим усердием материальные блага, они наконец-то заживут спокойно: сундуки полны, двор богат, покои убраны, амбар наполнен; для дочери готово приданое, для сына - брак. Остаётся только радоваться. Но судьбы людей не в их руках, и очень отрезвляюще звучат слова из Евангелия: «Глупец, в эту ночь душу твою возьмут у тебя. Чьё же будет то, что ты приготовил?»

К настоящим жизненным ценностям не относит автор и обладание властью. Пространно рассуждая о царской и императорской власти, он обращает внимание читателя на то, что с властью сопряжены большие опасности; народ испытывает страх перед тираном, а тиран боится народа. В доказательство приводится общеизвестная история о дамокловом мече. Обращаясь к расхожей ещё со времён античности мысли: «Чем выше место, тем тяжелее падение», Петрарка перечисляет десятки имён римских императоров, погибших от руки убийц.

Касается он и папской власти, напоминая, что для первых пап часто это был путь к муче-

ничеству, а в его время клирики желают понтификата для того, чтобы стать могущественнее и богаче.

Что же называет гуманист истинными ценностями? Он считает, что истинные богатства -в душе человека, их невозможно отнять: «Цени только то, что никто не вырвет у тебя - мудрость и добродетель». В то время как жадность к деньгам является дурной, жадность к мудрости следует приветствовать. Только мудрец по-настоящему богат. Для убедительности этого доказательства автор, верный своей манере обращаться к историческим примерам, прибегает к рассказу об Аристиппе, потерпевшем кораблекрушение и добывшем всё необходимое для себя и спутников, воспользовавшись своей мудростью и образованностью. При этом Петрарка считает, что подлинная мудрость неотделима от добродетели. «Добродетель ^к^)» это ещё одно ключевое слово трактата, почти все диалоги включают в себя рассуждения о добродетели, о том, что именно к ней должны быть устремлены все старания человека. Многое зависит от природы, но не добродетель; ей не помеха ни некрасивая наружность, ни болезни, ни происхождение, ни положение в обществе: «Среди многих вещей добродетель имеет то преимущество, что её можно приобрести, но нельзя отнять».

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что человек должен подготовить свою жизнь к переходу в вечность, отбросить суетные желания и ценить только то, что является вечным. Один из диалогов заканчивается такими пафосными восклицаниями: «Пробудитесь, спящие, ещё есть время! Научитесь, наконец, думать о вечном, его любить и его желать, одновременно презирая преходящее. Научитесь добровольно уходить от того, что не может оставаться с вами вечно. Научитесь оставлять его по своей воле прежде, чем оно вас оставит».

PETRARCH ON THE IMAGINARY AND THE REAL VALUES L.M. Lukyanova

We consider the view of Italian humanist Petrarch F. on imaginary and the real value of human life. The material for the study of the dialogues are translated by the author of the treatise article by F. Petrarch's «On the media against the vicissitudes of life».

Keywords: Petrarch, imaginary and real values, the Italian humanism, Christianity, vice, virtue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.