Научная статья на тему 'Петра Карин Келли и ее "зеленая альтернатива"'

Петра Карин Келли и ее "зеленая альтернатива" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
433
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТРА КАРИН КЕЛЛИ / "ЗЕЛЕНАЯ" АЛЬТЕРНАТИВА / ЭКОЛОГИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / НЕНАСИЛИЕ / "АНТИПАРТИЯ" / ГЕРМАНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / PETRA KARIN KELLY / "GREEN" ALTERNATIVE / ECOLOGY / HUMAN RIGHTS / NONVIOLENCE / "ANTI-PARTY" / GERMANY / HUMANITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Евдокимова Татьяна Васильевна

Статья посвящена малоизученной в отечественной германистике проблеме жизни и деятельности основателя партии «зелен^іх» ФРГ Петры Карин Келли. Подчеркивается, что хотя содержание ее «зеленой альтернативы» и было обусловлено конкретно-исторической ситуацией и обстоятельствами личной жизни, тем не менее ее можно отнести к первым теоретикам глобализации. Анализ конкретн^іх шагов П. Келли по реализации принципов «зеленой политики» позволяет сделать вывод о том, что ее «зеленая альтернатива» предназначалась скорее для мира, чем для Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Евдокимова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Petra Karin Kelly and her "green initiative"

The article is devoted to Petra Karin Kelly, an active participant in the anti-war movement in the Federal Republic of Germany, one of the founders of the West German Green Party, a member of the Bundestag, who is undeservedly deprived of national historiography. Based on the works of P. Kelly, party and government documents, materials of German and foreign media, an analysis of the “green alternative” by P. Kelly is presented in a theoretical aspect and in terms of its practical implementation. The purpose of the article is to find out the reasons for the evolution of attitudes toward P. Kelly on the part of German society, from the sharp increase in its popularity to oblivion. The emergence of the “green” FRG party is seen as the result of the intensification of new social movements that had significant democratic potential in the conditions of the transition of West German society from materialistic to post-materialistic ones. The formation of the worldview and life position of P. Kelly is studied in the historical and political context taking into account the circumstances of her personal life, which contributed to the development of P. Kelly as a committed human rights defender, advocate of nonviolent actions, an active participant in the movement to save humanity from a nuclear and environmental disaster. Already at the turn of the 1970-1980s she acted as one of the first theorists of globalization, as her “green alternative” represented the system of views that was distinguished by extra-class “planetary” consciousness. The pillars of the “green policy” protection of the environment, support for the socially deprived strata of the population, basic democracy, freedom from violence did not have a national framework. The created party, which proclaimed itself as “anti-party”, represented the interests of the protest potential outside the existing party-parliamentary system. It was at this stage from the creation of the party to the first years of being in the Bundestag (1980-1984) that P. Kelly's popularity in West German society reached its peak. When P. Kelly, as a member of the Bundestag (1985-1990), began to defend the security of human society on an international scale, seeking the “globalization of consciousness” of the German parliament, her strategy came into conflict with the political realities of the Federal Republic of Germany. The Green Party was becoming increasingly institutional, systemic, seeking to raise its status in power in the face of declining anti-war and environmental movement; P. Kelly in her turn was less institutional and non-systemic, striving to “be, not to have”, who wanted to preserve her spiritual component and individuality. The end of the Cold War, changes in Western and Eastern Europe and their consequences for the development of the Third World countries were perceived by her as an imposed “globalization from above” which she contrasted to “globalization from the bottom”. She reacted negatively to the unification of Germany, which led, from her point of view, to weakening of the “green” color of the “green” party. And that abandoned “non-German” Petra Kelly. The tragic, violent death, and so far unexplained, contradicted her whole life concept. For the German regional organizations of the “green” and the international civil society, she remained an example of a person who introduced the concept of “conscience” into political discourse.

Текст научной работы на тему «Петра Карин Келли и ее "зеленая альтернатива"»

Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 57

УДК 94(430)

DOI: 10.17223/19988613/57/18

Т.В. Евдокимова ПЕТРА КАРИН КЕЛЛИ И ЕЕ «ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА»

Статья посвящена малоизученной в отечественной германистике проблеме - жизни и деятельности основателя партии «зеленых» ФРГ Петры Карин Келли. Подчеркивается, что хотя содержание ее «зеленой альтернативы» и было обусловлено конкретно-исторической ситуацией и обстоятельствами личной жизни, тем не менее ее можно отнести к первым теоретикам глобализации. Анализ конкретных шагов П. Келли по реализации принципов «зеленой политики» позволяет сделать вывод о том, что ее «зеленая альтернатива» предназначалась скорее для мира, чем для Германии.

Ключевые слова: Петра Карин Келли; «зеленая» альтернатива; экология; права человека; ненасилие; «антипартия»; Германия; человечество.

Петра Карин Келли - немецкий политик, активная участница движения за мир, одна из основателей западногерманской партии «зеленых» (ПЗ) - являлась популярной личностью в начале 1980-х гг. Средства массовой информации ФРГ уделяли пристальное внимание этой харизматической личности, называя ее «Жанной Д'Арк движения за мир», «всемирной монахиней», «малокровной аскеткой» [1. S. 78]. В глазах Петры Келли читались грусть и «страдания Вертера», в ее манерах - «настоящая тевтонская скорбь» [2]. В то время она получала в день до ста писем, в которых люди делились своими бедами [3. S. 133-135]. Озабоченный данным обстоятельством Генрих Бёлль просил сопредседателя фракции ПЗ в бундестаге Марию-Луизу Бекманн: «Позаботьтесь о Петре Келли, она очень важна для нашей страны. Я много раз говорил ей это сам. Она сломается, когда... позволит всем страданиям этого мира приблизиться к ней» [4].

Однако в начале 1990-х гг. Петра Келли оказалась изолированной как от партии, так и от общества, о чем свидетельствуют обстоятельства ее ухода из жизни: трупы - ее и Герта Бастиана - нашли только через три недели после их смерти [5] (официальная версия -двойное самоубийство). Выяснению причин исчезновения харизмы П. Келли для немцев и посвящена данная статья.

Петра Келли была неординарной личностью, как и та партия, в создании которой она принимала участие. Но, в отличие от достаточно широкого круга отечественных диссертаций по ПЗ и экологическому движению в ФРГ (С.Ф. Вититнев, В.В. Дамье, Т.В. Евдокимова, А.С. Рожков, Н.Е. Шонин, В.Ю. Щербаков и др.), жизнь и деятельность Петры Келли в России не являлись предметом научных исследований. В Германии же о ней написано три книги [6-8], но только последняя из работ может претендовать на научность, так как имеет широкую источниковую основу благодаря использованию архива Петры Келли, который находится в архиве «Зеленая память» фонда Генриха Белля [9]. В данной статье использованы издания фонда Г. Белля, работы Петры Келли, документы, связанные с ее политической деятельностью, а также обширные материалы

немецких и зарубежных средств массовой информации о П. Келли.

ПЗ являлась «детищем Федеративной Республики Германия» [10]. Несмотря на ее первоначальную оценку как «бабочки-однодневки» (социальный, идейный и политический состав был крайне разнородным), на выборах в бундестаг 1983 г. она смогла преодолеть пятипроцентный барьер и войти в состав западногерманского парламента. Основные принципы деятельности партии [11. S. 4] знаменовали возникновение партии с постматериалистическими ценностями [12], выразителями которых стали главным образом «новые социальные движения». На рубеже 1970-1980-х гг. «зеленые» предложили немцам «зеленую альтернативу» в виде надклассового экологизма, критиковавшего ориентацию «индустриального общества» на прибыль, а не на человека, поддержку социально незащищенных слоев населения, базисную демократию в противовес традиционной партийно-парламентской системе и пацифизм в условиях нарастания ядерной опасности. Внутри западногерманского политического спектра ПЗ не принадлежала ни к одному из направлений, заявляя первоначально о своем стремлении быть альтернативной партией.

Петра Карин Келли (1947-1992) стояла у истоков этой партии и была первоначально одной из многих [13]. Однако сложно назвать другого создателя ПЗ, который бы был так последователен в осуществлении «зеленой» альтернативы [14]. Сложно представить более цельную натуру, сочетавшую в себе сверхчувственную восприимчивость человеческих страданий, блестящий теоретический интеллект с планетарным видением проблем, а также огромную силу воли и последовательность при внедрении теории в практику.

Петра Келли пришла в политику как сформировавшийся профессионал: обучение политологии в университетах Вашингтона и Амстердама; участие в избирательной компании Роберта Кеннеди и сотрудничество с вице-президентом США Хубертом Хемфри; работа в комитетах по экономическим и социальным проблемам Европейского сообщества в Брюсселе; членство в Федеральном союзе гражданских инициатив в защиту окружающей среды; лидерство в списке «зеленых» на выбо-

рах в Европарламент в 1979 г.; наконец, член правления ПЗ, созданной в январе 1980 г. в Саарбрюккене.

Среди «зеленых» ФРГ она, как никто другой, последовательно реализовывала «зеленую» политику, которая не знала ни территориальных, ни национальных границ. Во многом это было обусловлено тем, что, с одной стороны, она была немкой, с другой - американкой. Урожденная Леманн, она родилась в Германии, в Гюнцбурге / Бавария, где появился на свет и Йозеф Менгель [15], «ангел смерти» Освенцима. Обучаясь при монастыре в школе-интернате для девочек (1953-1959), Петра не имела никакого представления о Холокосте, и лишь в США, куда она переехала с отчимом и своей семьей, она узнала про Анну Франк, Освенцим, Берген-Бельзен, Треблинку, Бухенвальд, Равенсбрюк, Дахау. «Молчаливое согласие» немецкого народа [16. S. 52], стремившегося забыть прошлое, Петра Келли восприняла как «личное бремя», которое она несла всю жизнь. Приехав из США, она хотела привести Германию и «послушных немцев» в состояние «гражданского непослушания», которое она видела в США на примере антивоенного и молодежного движения в конце 1960-х гг. Под «гражданским непослушанием» ею понималась не отдельная акция против определенного закона или проекта, а продолжительное сопротивление условиям социального насилия, существующего в мире. Появившиеся в Германии гражданские инициативы она расценивала как начало гражданского непослушания.

(Примечателен тот факт, что, хотя американские студенты, с которыми она училась, считали ее американкой, «как хот-дог» [17], она не приняла американского гражданства, чтобы получать американскую стипендию. Она осталась немкой, взяв только фамилию своего американского отчима, но отказалась от официального удочерения).

На протяжении всей своей общественной и политической деятельности Петра Келли всегда помнила про Менгеля и преступления национал-социализма. В 1982 г., получая альтернативную Нобелевскую премию, она отдавала дань уважения Софии Шолль, участнице антифашистской организации «Белая роза», казненной нацистами [18]. В 1987 г. Петра Келли, единственная из членов бундестага [19], приехала в испанскую Гернику на трагический 50-летний юбилей варварской бомбардировки города нацистской авиацией. Она вступила в СДПГ, так как ее возглавлял Вилли Брандт, немец с «безупречным» прошлым (в период Третьего рейха он находился в эмиграции). Келли считала этого политика близким себе по духу, так как для него, как и для Келли, политика была неотделима от морали.

В центре «зеленой альтернативы» Петры Келли находился человек, поскольку нет ничего ценнее человеческой жизни, которой угрожает существующая среда обитания. Формированию данного убеждения во многом способствовали трагические события, связанные со смертью ее родной сестры Грации Келли, умершей от рака в 1970 г. У Грации была обнаружена злокачественная опухоль, и после трех лет облучения в клиниках США и Германии она умерла. Петра Келли считала, что Грация стала жертвой ядерного века.

В память о своей сестре Петра инициировала создание «Киндерпланет», объединения им. Грации Келли, которое представляло собой «психосоциальную модель» для поддержки детей с онкологическими заболеваниями и их родственников [20], что нашло свое продолжение в поддержке создания больниц и клиник, которые лечили таких детей в Германии и за рубежом [21]. Любовь и сострадание к людям, особенно к детям, остались на всю жизнь.

Смерть сестры стала важным толчком для активного участия Петра Келли в движении против ядерной энергии, используемой как в мирных, так и военных целях. В ноябре 1980 г. она принимала участие в организации и проведении Крефельдского форума общественности под девизом «Атомная смерть угрожает нам всем. Никаких ядерных ракет в Европе», в феврале 1983 г. - Нюрнбергского трибунала над гонкой вооружений [6. S. 163-165]. Став депутатом бундестага, она активно участвовала в обсуждении вопросов войны и мира на заседаниях парламента, в антивоенных манифестациях (например, в осаде военно-воздушной базы в Битбурге / Рейнланд-Пфальц осенью 1983 г.).

Решение проблем экологии и борьба против ядерной угрозы стали неотъемлемой частью «зеленой альтернативы», реализация которой была возможна, по мнению П. Келли, исключительно путем отказа от применения силы в любых проявлениях [22].

Первоначально отказ от насилия сформировался под влиянием религиозных взглядов Петры Келли, воспитанницы монахинь. (После смерти сестры она вышла из католической церкви [23. S. 35] и приняла буддизм [24]). Позднее он стал одним из основополагающих принципов «зеленой» политики: «Для меня... гражданское непослушание, принцип ненасилия и действительно последовательный принцип ненасилия и свобода от блоковой политики - это столпы "зеленых"» [25].

С точки зрения Петры Келли, мировое насилие «расположено» на двух уровнях [26. S. 15-16]. Первый уровень - это физическое насилие, видимое, без признания географических и культурных границ. Второй уровень - структурное и культурное насилие, невидимое, когда одни имеют привилегии, а другие - нет. И здесь Петра Келли устанавливает прямую связь между милитаризмом, разрушением окружающей среды и дискриминацией по полу как следствием господства мужчин-завоевателей [27. S. 12]. По ее глубокому убеждению, женская эмансипация способствует не только реформированию общества, но и его трансформации. Поставив вопрос о «разделении власти» между мужчинами и женщинами, она считала, что мужчины должны участвовать в ней, только их политике нужно придать духовность [Ibid. S. 40].

Обладая «внеблоковой ментальностью», воспринимая мир как единое целое без границ, провозглашая основополагающими принципами «мир, справедливость, права человека», Петра Келли занимала равноудаленную позицию от сверхдержав. Поэтому, с одной стороны, она пускала голубей мира в Вашингтоне, сжигала бумажные ракеты перед зданием СДПГ в Бонне в 1982 г., а с другой стороны, участвовала в акциях протеста против советских ракет на Александрплатц

в Восточном Берлине и на Красной площади в Москве. Она демонстративно надевала футболки с пацифистской эмблемой «Перекуем мечи на орала» на встречах с Э. Хонеккером в Берлине и К.У. Черненко в Москве.

Окончание «холодной войны» и ее последствия, которые воспринимались ею как «глобализация сверху», разочаровали Петру Келли. Она настороженно, если не негативно, отнеслась к объединению Германии. После немецкого объединения и расширения НАТО на Восток она как эксперт однозначно изложила свою позицию: «У меня есть абсолютно ясная, но жесткая позиция. Я против этой так называемой германизации Средней Европы и Восточной Европы. И я испытываю жуткий страх после этого объединения» [25]. Петра Келли также считала, что после объединения для «зеленой политики» в бундестаге стал характерен «немецкий провинциализм», что «члены партии "зеленых" стали в высшей степени немцами» и примеряют эту немецкость к себе лично и ко всей партии в целом. На что она ответила: «Я - не партийный солдат, поэтому меня это постоянно раздражает» [Ibid.].

Но не это было главным разногласием Келли с ПЗ. За время пребывания «зеленых» в бундестаге самым серьезным модификациям подверглись первоначальные установки ПЗ как «антипартии» и курс на проведение «антиполитики». Разрыв с СДПГ (в связи с уходом В. Брандта с поста канцлера) был тяжело воспринят Петрой Келли, но именно он стал началом ее пути в «антиполитику».

По ее мнению, «антипартия» должна быть антиполитичной [22. S. 20], т.е. стать новой формой власти (как противоборствующая власть), свободной от насильственных изменений и насильственной трансформации. В противовес политической власти, которая навязывается сверху и пассивно воспринимается людьми, антивласть возникает в результате выявления и самореализации собственных сил народа. Не через способность доминировать, подавлять, а через способность изменять, но без использования насилия. Петра Келли была сторонницей «антиполитики», под которой понималась борьба против умственных, пространственных и временных границ, ограничивающих креативность человека и ее реализацию. Поэтому если первоначально она входила в группу «фундаменталистов» ПЗ, то впоследствии стала дистанцироваться от межпартийных противоречий и в ответ на критику создания антипартийной группы заявила, что потерпело неудачу «не наше видение, а наш стиль политики, вечные споры между различными течениями» [27. S. 7].

«Антиполитика», с точки зрения Петры Келли, предполагала и другое понимание роли парламента, поскольку он является не целью, а частью стратегии. Парламент - это не путь к правительственной власти, а общественная сцена для распространения так называемой контринформации в противовес официальной информации для высказывания своей точки зрения [28]. Отсюда постановка «неудобных» вопросов на заседаниях бундестага об участии немецких инженеров в ракетном проекте в Индии, о жертвах нацизма, о статусе Тибета (Петра Келли первая подняла в стенах бундестага проблему населения Тибета, выступая за

его независимость [29]). При этом, критикуя государство, она считала, что «государство делает много скверного, но оно гарантирует права. Недостаточно сказать: "У нас хорошая демократия". Мы должны ее развивать дальше и улучшать» [27. S. 129].

«Антиполитика» и гражданское общество неотделимы друг от друга. В предисловии к своей последней работе «Думать сердцем» (1990) Петра Келли критически высказалась в адрес реформистского крыла ПЗ. Она беспокоилась о потере «про-зеленой» позиции партии, так как при вступлении ПЗ в немецкий бундестаг в 1983 г. «мы обещали, - отмечала Келли, - что не предадим социальные движения никогда. Это означало для меня укреплять наши "основные коалиции", например с Гринписом, сторонниками международной амнистии, группами самопомощи, лицами, уклоняющимися от военной службы, родительскими группами больных раком детей, коренными жителями, со старыми и больными людьми. При этом я настойчиво и бескомпромиссно выступала за человека и поднимала те темы, которые оставались до сих пор абсолютно незамеченными... Это на нас лежит ответственность проводить политику таким образом, чтобы она соответствовала интересам человека, самого слабого. Бытие преобладает над обладанием, согласно Эриху Фромму» [15. S. 4].

Данное высказывание являлось выражением понимания Келли «глобализации снизу», в реализацию которой она внесла свой вклад: участвовала в акциях протеста против использования АЭС Каттеном (Франция); выступала в дискуссионном обществе Оксфордского союза по вопросу использования атомной энергии; разоблачала неофашизм в Германии, в Гёте-институте Лос-Анджелеса; протестовала в американском посольстве против насилия концернов в отношении индейцев навахо; принимала активное участие в акции в защиту безатомного Тихого океана; выступала перед обществом Ганди в Лондоне и постоянно вела переговоры с «зелеными» партиями и группами антиатомного сопротивления, борьбы за мир в Австрии, Англии, Польше.

При этом Келли рассматривала международные поездки в качестве важного средства осуществления антиполитики, однако «зеленые» обвиняли ее в «пренебрежении базисом» и даже корысти, когда в 1985 г. она не захотела отдать свой императивный мандат, т.е. следовать принципу ротации, и отказалась от выплаты в экологический фонд.

Главным оппонентом П. Келли по вопросу «антипартии» и «антиполитики» выступал Й. Фишер, первоначально сторонник радикальной анархистской позиции, проделавший путь от уличного борца к партийному. Он вступил в ПЗ, чтобы сделать ее «настоящей партией», «нормальной партией», ориентирующейся не на «совершенствование всего мира», а на решение прагматических задач. «Я - парламентарий телом и душой. Игра за власть - захватывающая вещь» [30. S. 212], -резюмировал он. В 1985 г. Й. Фишер занял министерский пост в земле Гессен, а в 1998 г. стал вице-канцлером. «Если в один прекрасный день "зеленые" начнут отправлять министров в Бонн, тогда это не та ПЗ, которую я бы хотела построить», - сказала Петра

Келли в 1982 г. Она понимала неизбежность заключения компромисса с СДПГ, но упорно отказывалась от этого, называя в качестве условия превращение СДПГ в экологическую партию.

На выборах 1990 г. Петра Келли не прошла в состав германского бундестага: на федеральном собрании членов ПЗ она получила 36 голосов из 650. Келли потеряла харизму? Или ПЗ потеряла свою «зеленую» окраску?

Для ответа на данный вопрос достаточно важными представляются слова самой Петры Келли, сказанные в 1985 г.: «Я всегда остаюсь верной "зеленой" идее, но останется ли "зеленая" партия верной этой идее, я не знаю» [25]. «Зеленая альтернатива» Петры Келли предполагала «инобытие», которое пыталось связать сохранение мира, защиту окружающей среды и феминизм в рамках «зеленой» этики, отклоняя при этом в деятельности партии национальные политические цели. Основой ее «инобытия» была антиполитическая перспектива, фундаментом которой являлся отказ от насилия. Ее можно назвать теоретиком и практиком по осуществлению «глобальной политики», предложившим человечеству концептуальные рамки, где сосуществовали права человека, защита окружающей среды и мир. Она основала или была одним из создателей международных организаций, которые боролись за права человека, за мир, в защиту экологии. При этом

выступала не от имени нации, а от всего человечества. Для нее не существовало национальных границ, когда речь шла о человеческой жизни, тем более жизни ребенка. Она считала необходимым децентрализовать политическую власть, дать возможность локальным объединениям самим решать собственные проблемы, превратить оппозицию в независимого, неполитического арбитра политики.

В конце 1980-х гг. в связи с изменением ситуации в Германии и в мире, когда некоторые лозунги «зеленых» теряли актуальность или были заимствованы другими партиями, членов ПЗ отталкивали не только идеи, но и сама личность Петры Карин Келли. Они не хотели допустить существования какой-либо властной структуры в своей партии, поэтому не принимали ха-ризматичности Келли с ее миссионерским сознанием и природным инстинктом руководителя. Некоторых отталкивала ее морализаторская риторика, ограниченная частная жизнь, бескомпромиссная позиция.

Келли, острый аналитик и эмоциональный интеллигент, вела себя, как казалось, неблагоразумно и наивно. Борец по натуре, вопреки слабому здоровью, она требовала от людей максимальной самоотдачи, чего ожидать от человека «общества потребления» не стоило. Но, проиграв с точки зрения «зеленых», она оставила людям надежду на выживание, акцентируя внимание в пространстве политики на понятии совести.

ЛИТЕРАТУРА

1. Der Spiegel. 1984. № 3, 16 Jan.

2. Die Welt. 1983. № 59.

3. Ке11у P. Und dann sitzest du oft ohnmächtig vor all diesen wichtigen Problemen // Jäger B., Pinl C. Zwischen Rotation und Routine. Die Grünen im

Bundestag. Kiepenheuer & Witsch GmbH, 1988. Р. 127-136.

4. Frankfurter Allgemeine Zeitung. 2010. 17 Nov.

5. Friedt M. Petra Kelly und Gert Bastian. Tödliche Schüsse im Reihenhaus // Spiegel online. 2017. 29 Nov. URL: http://www.spiegel.de/einestages/petra-

kelly-und-gert-bastian-tod-der-pazifistin-und-des-ex-generals-a-1180659.html

6. Sperr M. Petra Karin Kelly: Politikerin aus Betroffenheit. München : C. Bertelsmann, 1983.

7. Schwarzer A. Eine tödliche Liebe: Petra Kelly und Gert Bastian. Frankfurt am Main ; Wien : Büchergilde Gutenberg, 1993.

8. Richter S. Die Aktivistin: das Leben der Petra Kelly. München : Dt. Verl.-Anst., 2010.

9. Cаmp R. Das Petra-Kelly-Archiv. URL: https://www.boell.de/de/navigation/ archiv-2122.html

10. Frankfurter Allgemeine.1983. № 57, 9 März.

11. Die Grünen. Das Bundesprogramm. Bonn, 1980.

12. Friedemann K. Die GRÜNEN - Eine postmaterialistische Partei. München : GRIN Verlag, 2009.

13. Mende S. Die Formierung der „Gründungsgrünen" in der Bundesrepublik der siebziger und frühen achtziger Jahre. URL: http://cle.ens-lyon.fr/allemand/civili sation/hi stoire/les-deux-allemagne-1949-1990

14. Kelly P. Die vierte Partei-eine wählbare, ökologische, gewaltfreie, soziale und basis demokratische Antipartei // Die Grünen: Personen, Projekte und Programme. Stuttgart, Degerloch : Seewald, 1980. P. 62-80.

15. Keller S. Günzburg und der Fall Josef Mengele. Die Heimatstadt und die Jagd nach dem NS-Verbrecher. München : Oldenbourg Wissenschaftsverlag GmbH, 2003.

16. Kelly P. Mit dem Herzen denken: Texte für eine glaubwürdige Politik. München : Beck, 1990.

17. Fromm A. Petra Kelly ZEIT Campus Nr. 2/2014. URL: https://www.zeit.de/campus/2014/02/ehemaligenverein-petra-kelly

18. Acceptance speech - Petra Kelly. URL: https://www.rightlivelihoodaward.org/speech/ acceptance-speech-petra-kelly

19. Niebel I. Petra Kelly y Gernika. URL: http://www.bombardeodegernika.org/descargas/petra_kelly_gernika.pdf

20. Grace P. Kelly Vereinigung. URL: https://www.grace-p-kelly-vereinigung.de/.../40+Jahre+GPK

21. Kelly P. Viel Liebe gegen Schmerzen Krebs. Reinbek, Hamburg : Rowohlt, 1988.

22. Kelly P. Um Hoffnung Kämpfen: gewaltfrei in eine Grüne Zukunft. Bornheim-Merten : Lamuv, 1983.

23. Schlötzer-Scotland Ch. Mit dem Herzen denken. Petra Kelly // Jahrhundertfrauen. Ikonen, Idole, Mythen / hrsg. von C. Kahlweit. München, 2000. P. 34-41.

24. Kelly P., Bstan-vdzin-rgya-mtsho, Dalai Lama XIV. «Tu es, fang an, und die Welt wird sich ändern!»: Gedanken von Petra Kelly und Seiner Heiligkeit, dem XIV. Dalai Lama. Ludwigsburg : Pop, 2008.

25. Kelly P. Lebensspuren einer Polit-Ikone. URL: https://www.swr.de/-/id.../nid.../swr2-wissen-20121011.pdf

26. Bevan R.A. Petra Kelly: Die andere Grüne// Grünes Gedächtnis 2008. Berlin : Heinrich-Böll-Stiftung, 2007. P. 10-38.

27. Kelly P. Thinking green! : essays on environmentalism, feminism, and nonviolence. Berkeley, CA : Parallax press, 1994.

28. Deutscher Bundestag. Stenographischer Bericht 234. Sitzung Bonn, Mittwoch, den 31. Oktober 1990. P. 18753-18754. URL: http://dipbt.bundestag.de/dip21/btp/! 1/11234

29. Kelly P. Tibet klagt an: zur Lage in einem besetzten Land. Wuppertal : Hammer, 1992.

30. Krause-Burger S. Joschka Fischer: Der Marsch durch die Illusionen. Stuttgart : DVA, 1999.

Evdokimova Tatyana V. Volgograd State Socio Pedagogical University (Volgograd, Russia). E-mail: [email protected] PETRA KARIN KELLY AND HER "GREEN INITIATIVE"

Keywords: Petra Karin Kelly; "green" alternative; ecology; human rights; non-violence; "anti-party"; Germany; humanity. The article is devoted to Petra Karin Kelly, an active participant in the anti-war movement in the Federal Republic of Germany, one of the founders of the West German Green Party, a member of the Bundestag, who is undeservedly deprived of national historiography. Based on the works of P. Kelly, party and government documents, materials of German and foreign media, an analysis of the "green alternative" by P. Kelly is presented in a theoretical aspect and in terms of its practical implementation. The purpose of the article is to find out the reasons for the evolution of attitudes toward P. Kelly on the part of German society, from the sharp increase in its popularity to oblivion. The emergence of the "green" FRG party is seen as the result of the intensification of new social movements that had significant democratic potential in the conditions of the transition of West German society from materialistic to post-materialistic ones. The formation of the worldview and life position of P. Kelly is studied in the historical and political context taking into account the circumstances of her personal life, which contributed to the development of P. Kelly as a committed human rights defender, advocate of nonviolent actions, an active participant in the movement to save humanity from a nuclear and environmental disaster. Already at the turn of the 1970-1980s she acted as one of the first theorists of globalization, as her "green alternative" represented the system of views that was distinguished by extra-class "planetary" consciousness. The pillars of the "green policy" - protection of the environment, support for the socially deprived strata of the population, basic democracy, freedom from violence - did not have a national framework. The created party, which proclaimed itself as "anti-party", represented the interests of the protest potential outside the existing party-parliamentary system. It was at this stage - from the creation of the party to the first years of being in the Bundestag (1980-1984) - that P. Kelly's popularity in West German society reached its peak. When P. Kelly, as a member of the Bundestag (1985-1990), began to defend the security of human society on an international scale, seeking the "globalization of consciousness" of the German parliament, her strategy came into conflict with the political realities of the Federal Republic of Germany. The Green Party was becoming increasingly institutional, systemic, seeking to raise its status in power in the face of declining anti-war and environmental movement; P. Kelly in her turn was less institutional and non-systemic, striving to "be, not to have", who wanted to preserve her spiritual component and individuality. The end of the Cold War, changes in Western and Eastern Europe and their consequences for the development of the Third World countries were perceived by her as an imposed "globalization from above" which she contrasted to "globalization from the bottom". She reacted negatively to the unification of Germany, which led, from her point of view, to weakening of the "green" color of the "green" party. And that abandoned "non-German" Petra Kelly. The tragic, violent death, and so far unexplained, contradicted her whole life concept. For the German regional organizations of the "green" and the international civil society, she remained an example of a person who introduced the concept of "conscience" into political discourse.

REFERENCES

1. Der Spiegel. (1984). 16th January.

2. Die Welt. (1983) 59.

3. Kelly, P. (1988) Und dann sitzest du oft ohnmächtig vor all diesen wichtigen Problemen [And then you often sit unconscious in front of all these

important problems]. In: Jäger, B. & Pinl, C. (eds) Zwischen Rotation und Routine. Die Grünen im Bundestag [Between rotation and routine. The Greens in the Bundestag]. Kiepenheuer & Witsch GmbH. pp. 127-136.

4. Frankfurter Allgemeine Zeitung. (2010) 17th November.

5. Friedt, M. (2017) Petra Kelly und Gert Bastian. Tödliche Schüsse im Reihenhaus 29.11.2017 [Petra Kelly and Gert Bastian. Lethal shots in the row

house in November 29, 2017]. [Online] Available from: http://www.spiegel.de/einestages/petra-kelly-und-gert-bastian-tod-der-pazifistin-und-des-ex-generals-a-1180659.html.

6. Sperr, M. (1983) Petra Karin Kelly: Politikerin aus Betroffenheit [Petra Karin Kelly: a politician out of concern]. München: C. Bertelsmann.

7. Schwarzer, A. (1993) Eine tödliche Liebe: Petra Kelly und Gert Bastian [Deadly Love: Petra Kelly and Gert Bastian]. Frankfurt am Main; Vienna:

Büchergilde Gutenberg.

8. Richter, S. (2010) Die Aktivistin: das Leben der Petra Kelly [The activist: the life of Petra Kelly]. Munich: Dt. Verl.-Anst.

9. Camp, R. (n.d.) Das Petra-Kelly-Archiv [The Petra Kelly Archive]. [Online] Available from: https://www.boell.de/de/navigation/ archiv-2122.html.

10. Frankfurter Allgemeine. (1983) 9th March.

11. Germany. (1980) Die Grünen. Das Bundesprogramm [The Greens. The Federal Program]. Bonn: [s.n.].

12. Friedemann, K. (2009) Die GRÜNEN - Eine postmaterialistische Partei [The GREENS - A post-materialist party]. Munich: GRIN Verlag.

13. Mende, S. (n.d.) Die Formierung der Gründungsgrünen in der Bundesrepublik der siebziger und frühen achtziger Jahre [The formation of the "founding greens" in the Federal Republic of the seventies and early eighties]. [Online] Available from: http://cle.ens-lyon.fr/allemand/civili sation/hi stoire/les-deux-allemagne-1949-1990.

14. Kelly, P. (1980) Die vierte Partei-eine wählbare, ökologische, gewaltfreie, soziale und basis demokratische Antipartei [The Fourth Party - an electoral, ecological, non-violent, social and grassroots democratic antiparticle]. In: Lüdke, H.-W. & Dinne, O. (eds) Die Grünen: Personen, Projekte und Programme [The Greens: people, projects and programs]. Stuttgart, Degerloch: Seewald. pp.62-80.

15. Keller, S. (2003) Günzburg und der Fall Josef Mengele. Die Heimatstadt und die Jagd nach dem NS-Verbrecher [Günzburg and the case of Josef Mengele. The hometown and the hunt for the Nazi criminal]. Munich: Oldenbourg Wissenschaftsverlag GmbH.

16. Kelly, P. (1990) Mit dem Herzen denken: Texte für eine glaubwürdige Politik [Thinking with the Heart: Texts for a credible policy]. Munich: Beck

17. Fromm, A. (2014) Petra Kelly ZEIT Campus Nr. 2/2014 [Petra Kelly ZEIT Campus No. 2/2014]. [Online] Available from: https://www.zeit.de/campus/ 2014/02/ehemaligenverein-petra-kelly.

18. Kelly, P. (n.d.) Acceptance speech. [Online] Available from: https://www.rightlivelihoodaward.org/speech/ acceptance-speech-petra-kelly.

19. Niebel, I. (n.d.) Petra Kelly y Gernika. [Online] Available from: http://www.bombardeodegernika.org/descargas/petra_kelly_gernika.pdf.

20. Germany. (n.d.) Grace P. Kelly Vereinigung [Grace P. Kelly Association]. [Online] Available from: https://www.grace-p-kelly-vereinigung.de/.../40+Jahre+GPK.

21. Kelly, P. (1988) Viel Liebe gegen Schmerzen Krebs [Much love against pain cancer]. Reinbek, Hamburg: Rowohlt.

22. Kelly, P. (1983) Um Hoffnung Kämpfen: gewaltfrei in eine Grüne Zukunft [Fighting Hope: Nonviolent in a Green Future]. Bornheim-Merten: Lamuv.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Schlötzer-Scotland, Ch. (2000) Mit dem Herzen denken. Petra Kelly [Thinking with the heart. Petra Kelly]. In: Kahlweit, C. von (ed.) Jahrhundertfrauen. Ikonen, Idole, Mythen [Women of the Century. Icons, idols, myths]. Munich: C.H.Beck. pp. 34-41.

24. Kelly, P. (2008) Bstan-vdzin-rgya-mtsho, Dalai Lama XIV. "Tu es, fang an, und die Welt wird sich ändern!": Gedanken von Petra Kelly und Seiner Heiligkeit, dem XIVDalai Lama [Bstan-vdzin-rgya-mtsho, Dalai Lama XIV. "Do it, start, and the world will change!": Thoughts of Petra Kelly and His Holiness Dalai Lama XIV]. Ludwigsburg: Pop.

25. Kelly, P. (2012) Lebensspuren einer Polit-Ikone [Traces of life of a political icon]. [Online] Available from: https://www.swr.de/-/id.../nid.../swr2-wissen-20121011.pdf.

26. Bevan, R.A. (2007) Petra Kelly: Die andere Grüne [Petra Kelly: The Other Green]. In: Grünes Gedächtnis 2008 [Green Memory 2008]. Berlin: Heinrich-Böll-Stiftung, 2007, pp. 10-38.

27. Kelly, P. (1994) Thinking green!: essays on environmentalism, feminism, and nonviolence. Berkeley, Calif.: Parallax press.

28. German Bundestag. (1990) Stenographischer Bericht 234. Sitzung Bonn, Mittwoch, den 31. Oktober 1990 [Stenographic Report 234th Session Bonn, Wednesday, October 31, 1990]. pp. 18753-18754. [Online] Available from:http://dipbt.bundestag.de/dip21/btp/11/11234.

29. Kelly, P. (1992) Tibet klagt an: zur Lage in einem besetzten Land [Tibet accuses: On the situation in an occupied country]. Wuppertal: Hammer.

30. Krause-Burger, S. (1999) Joschka Fischer: Der Marsch durch die Illusionen [Joschka Fischer: The march through the illusions]. Stuttgart: DVA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.