Научная статья на тему 'Петр Струве как представитель школы русского экономического либерализма'

Петр Струве как представитель школы русского экономического либерализма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
403
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА РУССКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА / РУССКИЙ ЭКОНОМИСТ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ / ФИЛОСОФ ПЕТР СТРУВЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО / ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ / "НОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК" / ИДЕИ ДИСЦИПЛИНЫ / ЛИБЕРАЛЬНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА / СИСТЕМА СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Идрисова Ольга Сергеевна, Белинкова Ирина Аркадьевна

Рассмотрены взгляды русского экономиста и философа Петра Струве на капитализм как систему и возможность его развития в России. Взгляд П.Струве на человека как на духовную личность, предложение Струве создать «нового экономического человека», взгляды на взаимодействие государства и гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Петр Струве как представитель школы русского экономического либерализма»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

УДК 33

Идрисова Ольга Сергеевна

Экстерн кафедры Истории экономической науки ФГБОУ ВО им. Г.В. Плеханова, Россия, г. Москва.

Белинкова Ирина Аркадьевна Экстерн кафедры Истории экономической науки ФГБОУ ВО им. Г.В. Плеханова, Россия, г. Москва

ПЕТР СТРУВЕ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ШКОЛЫ РУССКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА

Аннотация

Рассмотрены взгляды русского экономиста и философа Петра Струве на капитализм как систему и возможность его развития в России. Взгляд П.Струве на человека как на духовную личность, предложение Струве создать «нового экономического человека», взгляды на взаимодействие государства и гражданского общества.

Abstract

Considered views of the Russian economist and philosopher Peter Struve on capitalism and as system and possibility its development in Russia. View P. Struve at man as a spiritual personality, Struve's proposal to create a "new economic man", looks at the interaction between the state and civil society.

Ключевые слова

Школа русского экономического либерализма, русский экономист, политический мыслитель, философ Петр Струве, производственное единство, легальный марксизм, «новый экономический человек», идеи дисциплины, либеральный консерватизм, духовное развитие человека и общества, система свободной

экономической деятельности. bywords

The school of Russian economic liberalism, Russian economist, Political thinker, philosopher Peter Struve, production unity, Legal Marxism, «new economic man», the idea of discipline, liberal conservatism, spiritual development of man and society, the system of free economic activity.

Одним из ведущих теоретиков русского экономического либерализма являлся академик П.Б. Струве -экономист, социолог, политический мыслитель, философ, чье многогранное творчество [5] с 1918г. до 1991г. было практически неизвестно отечественных исследователей.

Школа русского экономического либерализма не успела сформироваться до конца - помешала революция 1917г. Но одна особенность экономической мысли сподвижников Струве проявилась достаточно четко и отражала обостренный интерес к личности и ее ответственности за происходящее. Петр Струве считал необходимым и возможным закономерность развития капитализма в России. Капитализм он понимал как производственную и экономическую систему, характеризующуюся господством свободной конкуренции.

Развитие экономики, как считал Струве, не самоцель, а лишь средство для достижения более возвышенной задачи утверждения свободы человека. Главная цель и смысл исторического развития -движение к истине, добру и красоте. Именно духовная личность имеет центральное значение в системе мироздания, которое создается человеком - носителем творческого начала. Человек должен «свободно содержать в себе и творить абсолютную истину и абсолютную красоту» [6, с.11]. А воплощение в человеке абсолютной истины и абсолютной красоты невозможно без признания ценностей свободы и равенства. На эти принципы, согласно Струве, должна опираться и экономическая система, а наиболее полно их отражает

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

капиталистическая организация общества.

Надо сказать, что Струве начинал как марксист. Марксизм на российской почве возник в качестве противовеса народническим теориям, отрицавшим позитивную роль капитализма, делавшим ставку на крестьянскую общину. Но часть российской интеллигенции главным в марксизме считала перспективу развития крупной промышленности, которое неизбежно приведет к повышению экономического и культурного уровня народных масс. Диктатура и революционное насилие такими марксистами отвергались. Это течение и было названо «легальным марксизмом», главными представителями в России которого были П.Струве, М.Туган-Барановский и С.Булгаков. По мнению Струве, которое он изложил в статье «Моим критикам» (1895г.), русское общество потому «нуждается в капиталистической выучке», что только она, «развивая производительные силы страны, создает и будет создавать условия культурного прогресса и предпосылки более высокой экономической формации» [7, стр.81]. Капитализм - это в первую очередь производительный труд, необходимый для любого государства. Когда же народничество оказалось идейно разбитым, Струве начал прямую критику социал-демократии и фактически порвал с марксизмом. После революции 1905-1907 гг. перед страной встала задача хозяйственного возрождения. Решение проблемы хозяйственного прогресса Струве связывал с необходимостью создания «нового экономического человека» [8, стр.20]. Поскольку Россия была аграрной страной, то это в первую очередь касалось крестьянства. Струве считал, что главное - это направить поток капиталов в мелкое хозяйство, причем так, чтобы они были потрачены именно на производительные нужды. Но проблема заключалась в «трудности хозяйственного воспитания» [7, стр.138] крестьянина. Капитал без человека бессилен. Для того, чтобы создать «нового экономического человека», нужны средства, а также «утверждение нового конституционного правопорядка со всеми его следствиями и распространение, и углубление народного образования» [7, стр.138].

В России, как полагал Струве, насущной задачей является внедрение в сознание народа и власти действительного уважения к закону. Он считал, что государство, охраняя неотъемлемые права личности, ее свободу и самоценность, должно на правовой основе обеспечивать взаимодействие между отдельными субъектами, группами и классами. Государственность, по мнению Струве, есть воплощение «идеи дисциплины», противостоящей анархии. Государство и гражданское общество должны взаимно ограничивать друг друга, чтобы с одной стороны, не произошло утверждения одного лишь порядка без свободы (социализм), а с другой - не было бы одной лишь свободы без порядка (анархия). Это возможно только благодаря роли «среднего элемента» - носителя собственности. Именно она является экономической базой для свободного культурного творчества, а моральным стрежнем ее владельца - идея личной ответственности, которая формируется в процессе воспитания, и сама является воспитательным фактором.

Позднее взгляды Струве значительно усложнились. Государство в его понимании приобрело иррациональный, мистический характер. В целом же мировоззрение Струве следует определить как «либеральный консерватизм», основу которого составляет убеждение: условием свободы может быть только эволюция, произрастание нового из старого, историческая преемственность, обеспеченная незыблемостью права, собственности и стремлением к духовному самосовершенствованию.

Обобщая экономико-философские взгляды Струве, можно сделать вывод, что хозяйственная деятельность не составит общественной ценности, если не поставит в качестве цели духовное развитие человека и общества. Только система свободной экономической деятельности, создает условия как для правового взаимоограничения государства и общества, так и для творческого начала. Список использованной литературы:

1. А.А.Богданов. Тектология: Всеобщая организационная наука // Под общей ред. Л.И. Абалкин. М., 1989.

2. В.А.Павлов «Российская экономическая мысль XIX начала XX в. и современность», 2009.

3. И.Н. Шапкин, А.С. Квасов, О.Д. Кузнецова История экономических учений. - М., Юрайт, 2013.

4. М.Н. Новиков «История развития экономической мысли в России на рубеже XIX-XXвв.», 2002.

5. Собрание сочинений П.Б. Струве в 15 томах опубликовано Р.Пайпсом в 1970г. в Русском исследовательском центре Гарвардского университета.

6. Струве П.Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. СПб., 1894.

7. Струве П.Б. Избранные сочинения. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.