Научная статья на тему 'ПЕТР I В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИГРОВОМ КИНО ДО 1992 Г. (АПРОБАЦИЯ СИСТЕМНО-СТАТИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА)'

ПЕТР I В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИГРОВОМ КИНО ДО 1992 Г. (АПРОБАЦИЯ СИСТЕМНО-СТАТИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
322
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕМАТОГРАФ / ИГРОВОЕ КИНО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ПЕТР I / РЕФОРМЫ / БИОГРАФИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СИСТЕМНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Усенко Олег Григорьевич

Актуальность и цели . Актуальность выбранной темы обусловлена прежде всего социокультурной ролью кинематографа как соучастника индоктринации и коммуникации элиты и «народа». Исследование посвящено проблеме «Историческая действительность и художественный образ». Цель работы - выявление и системный анализ кинематографического образа Петра I. Материалы и методы . Источниками исходных данных являются российские игровые фильмы досоветского и советского времени, в которых одним из персонажей выступает Петр I. Методологическую основу исследования составляет системно-статистический подход, разработанный автором для анализа исторических фильмов. В соответствии с этим подходом отдельно рассматриваются деятельность и личность Петра, которые, в свою очередь, предстают как совокупность биографических фактов и психологических черт. Эти «элементы петровского образа» проходят статистическую обработку, равно как соответствующие им вербальные и визуальные сообщения, обнаруженные в отобранных фильмах. Результаты . Впервые апробирован системно-статистический подход к изучению художественных образов, основанных на биографиях исторических деятелей. Выявлен и подвергнут всестороннему анализу образ Петра I, воплощенный в 12 российских игровых фильмах досоветского и советского времени. Получены количественные данные об отдельных «элементах петровского образа», а также об их видах и группах. Проведено сравнение полученных результатов с научно обоснованной биографией Петра I. Выводы. Оказалось, что кинообраз Петра I - по преимуществу продукт советской эпохи. Его нельзя считать выдумкой, но все же он далеко не полностью соответствует историческому прототипу. Этот образ прославляет царя-реформатора, оставляя «за скобками» почти все его неудачи, поспешные решения и неблаговидные поступки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PETER THE GREAT IN RUSSIAN FEATURE FILMS UNTIL 1992 (TESTING OF THE SYSTEM-STATISTICAL APPROACH)

Background . The relevance of the chosen topic primarily stems from the social and cultural role of cinema as an accomplice of indoctrination and communication of the elite and the general public. The article is devoted to the problem of "historical reality vs. artistic image". The aim of the study is to identify and systematically analyze the cinema image of Peter the Great. Materials and methods . The sources of the initial data are Russian feature films of pre-Soviet and Soviet times, in which Peter the Great acts as one of the characters. The methodological basis of the study is the system-statistical approach developed by the author for the analysis of historical films within the study. In accordance with this approach, the Peter’s activity and personality are considered separately. In turn they appear as a set of biographical facts and psychological traits. These "elements of Peter's image", as well as the corresponding verbal and visual messages found in the selected films are statistically processed. Results. The system-statistical approach to studying the artistic images based on the biographies of historical figures is tested for the first time in this article. The image of Peter the Great embodied in 12 Russian feature films of pre-Soviet and Soviet times has been identified and subjected to a comprehensive analysis. The author collects the quantitative data on specific "elements of Peter's image", as well as on their types and groups. The results obtained are compared with the scientifically based biography of Peter the Great. Conclusions. The study finds that the cinema image of Peter the Great is primarily a product of the Soviet era. This image cannot be considered a fiction, however, it does not fully correspond to the historical prototype. The image glorifies Peter the Great and obscures almost all his failures, hasty decisions and unseemly deeds. The image glorifies Peter I and obscures almost all his failures, hasty decisions and unseemly deeds.

Текст научной работы на тему «ПЕТР I В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИГРОВОМ КИНО ДО 1992 Г. (АПРОБАЦИЯ СИСТЕМНО-СТАТИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА)»

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Научная статья УДК 316

doi:10.21685/2307-9525-2022-10-2-12

ПЕТР I В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИГРОВОМ КИНО ДО 1992 г. (АПРОБАЦИЯ СИСТЕМНО-СТАТИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА)

Олег Григорьевич Усенко

Тверской государственный университет, Тверь, Россия olegusenko1965@yandex.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Актуальность выбранной темы обусловлена прежде всего социокультурной ролью кинематографа как соучастника индоктринации и коммуникации элиты и «народа». Исследование посвящено проблеме «Историческая действительность и художественный образ». Цель работы - выявление и системный анализ кинематографического образа Петра I. Материалы и методы. Источниками исходных данных являются российские игровые фильмы досоветского и советского времени, в которых одним из персонажей выступает Петр I. Методологическую основу исследования составляет системно-статистический подход, разработанный автором для анализа исторических фильмов. В соответствии с этим подходом отдельно рассматриваются деятельность и личность Петра, которые, в свою очередь, предстают как совокупность биографических фактов и психологических черт. Эти «элементы петровского образа» проходят статистическую обработку, равно как соответствующие им вербальные и визуальные сообщения, обнаруженные в отобранных фильмах. Результаты. Впервые апробирован системно-статистический подход к изучению художественных образов, основанных на биографиях исторических деятелей. Выявлен и подвергнут всестороннему анализу образ Петра I, воплощенный в 12 российских игровых фильмах досоветского и советского времени. Получены количественные данные об отдельных «элементах петровского образа», а также об их видах и группах. Проведено сравнение полученных результатов с научно обоснованной биографией Петра I. Выводы. Оказалось, что кинообраз Петра I - по преимуществу продукт советской эпохи. Его нельзя считать выдумкой, но все же он далеко не полностью соответствует историческому прототипу. Этот образ прославляет царя-реформатора, оставляя «за скобками» почти все его неудачи, поспешные решения и неблаговидные поступки.

Ключевые слова: кинематограф, игровое кино, художественный образ, Петр I, реформы, биография, личность, системно-статистический подход

Для цитирования: Усенко О. Г. Петр I в отечественном игровом кино до 1992 г. (апробация системно-статистического подхода) // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2022. Т. 10, № 2. С. 108-122. doi:10.21685/2307-9525-2022-10-2-12

© Усенко О. Г., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2022;10(2). http://esj.pnzgu.ru

SOCIOLOGY OF CULTURE

Original article

PETER THE GREAT IN RUSSIAN FEATURE FILMS UNTIL 1992 (TESTING OF THE SYSTEM-STATISTICAL APPROACH)

Oleg G. Usenko

Tver State University, Tver, Russia olegusenko1965@yandex.ru

Abstract. Background. The relevance of the chosen topic primarily stems from the social and cultural role of cinema as an accomplice of indoctrination and communication of the elite and the general public. The article is devoted to the problem of "historical reality vs. artistic image". The aim of the study is to identify and systematically analyze the cinema image of Peter the Great. Materials and methods. The sources of the initial data are Russian feature films of pre-Soviet and Soviet times, in which Peter the Great acts as one of the characters. The methodological basis of the study is the system-statistical approach developed by the author for the analysis of historical films within the study. In accordance with this approach, the Peter's activity and personality are considered separately. In turn they appear as a set of biographical facts and psychological traits. These "elements of Peter's image", as well as the corresponding verbal and visual messages found in the selected films are statistically processed. Results. The system-statistical approach to studying the artistic images based on the biographies of historical figures is tested for the first time in this article. The image of Peter the Great embodied in 12 Russian feature films of pre-Soviet and Soviet times has been identified and subjected to a comprehensive analysis. The author collects the quantitative data on specific "elements of Peter's image", as well as on their types and groups. The results obtained are compared with the scientifically based biography of Peter the Great. Conclusions. The study finds that the cinema image of Peter the Great is primarily a product of the Soviet era. This image cannot be considered a fiction, however, it does not fully correspond to the historical prototype. The image glorifies Peter the Great and obscures almost all his failures, hasty decisions and unseemly deeds. The image glorifies Peter I and obscures almost all his failures, hasty decisions and unseemly deeds.

Keywords: cinema, feature films, artistic image, Peter the Great, reforms, biography, personality, system-statistical approach

For citation: Usenko O.G. Peter the great in Russian feature films until 1992 (testing of the system-statistical approach). Elektronnyy nauchnyy zhurnal "Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo" = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2022;10(2):108-122. (In Russ.). doi:10.21685/2307-9525-2022-10-2-12

Статья посвящена проблеме «историческая действительность и художественный образ». В данном случае объектом исследования выступает образ Петра I, воплощенный в игровых фильмах, которые были сняты в Российской империи, советских республиках (1918— 1922 гг.) и СССР.

Актуальность выбранной темы обусловлена не только тем, что недавно исполнилось 350 лет со дня рождения Петра I, но и социокультурной ролью кинематографа. Из обширного набора его функций выделим три. С его помощью взгляды и ценности элиты (творческой и политической) внедряются в массовое сознание [1, с. 15; 2-5; 6, с. 151-152; 7, с. 34-35; 8, с. 70; 9, p. 155-172; 10, p. 184-185]. Одновременно фильмы так или иначе выражают массовые настроения, ожидания и установки [11, с. 238-239, 247; 12-14; 15, с. 23]. Кроме того, для многих людей (особенно молодых) кино являет собой «учебник жизни» и/или «учебник истории» [1, с. 408-409; 15, с. 22; 16, с. 17-18; 17, с. 73; 18, с. 98; 19, с. 84-86, 95; 20, с. 103; 21, с. 742].

© Usenko O.G., 2022. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2022;10(2). http://esj.pnzgu.ru

К научной литературе по теме исследования можно отнести лишь одну статью [22]. Правда, в ней рассматриваются лишь советские фильмы о Петре I, причем далеко не все и очень кратко. К тому же анализ фильмов базируется на их субъективной интерпретации.

Более перспективным видится подход, основанный на следующих принципах:

1. Разделение деятельности и личности Петра I. «Деятельность» понимается как совокупность событий, в которых Петр непосредственно участвовал, при этом реформаторство отделяется от прочих фактов его биографии. Под «личностью» разумеется совокупность базовых психологических качеств [23, с. 37-67, 118-130; 24, с. 126-129; 25, с. 16-56].

2. Выявление в кинолентах и фиксация вербальных и визуальных сообщений, имеющих прямое отношение к теме (слова, деяния, облик, телодвижения Петра I и других персонажей с учетом предметной обстановки; информация из внутрикадровых надписей, титров и закадровой речи диктора). При этом за рамками исследования остаются оценочные суждения о Петре I и его деятельности общего характера (например, слухи о его «подменности» или ругательства в его адрес без конкретики).

3. Выявление в сценариях и синопсисах или самостоятельное формулирование (с помощью группировки обнаруженных сообщений) «элементов петровского образа» - биографических фактов и психологических черт, а также систематизация тех и других.

4. Табличное представление и статистическая обработка полученных данных об «элементах петровского образа» и соответствующих им сообщениях.

5. Сравнение первичных данных и результатов исследования с научно обоснованной биографией Петра I [26-29; 30, с. 59-164; 31, с. 54-69].

Изучение фильмографических материалов показало, что из всех отечественных игровых лент, снятых до 1992 г., Петр I фигурирует лишь в двенадцати:

1. «Петр Великий» («Жизнь и смерть Петра Великого») (Московское отделение фирмы «Братья Пате», 1910) - немой. Режиссеры: К. Ганзен, В. Гончаров, М. Гаш (?). Сценарист: В. Гончаров. Актеры: В. Марков (Петр I в юности), П. Воинов (взрослый царь), Е. Таланова (его мать), Н. Ван-дер-Вейде (царевна Софья), Е. Трубецкая (Екатерина I), А. Горбачевский (боярин Латышкин), А. Славин (боярин Полтев), В. Карин-Якубовский (Лакот).

Фильм сохранился не полностью и без надписей (титров). Но о сюжете в целом и несо-хранившихся эпизодах дает представление синопсис1.

2. «Трехсотлетие царствования Дома Романовых» (торговый дом «А. Дранков и А. Талдыкин», 1913) - немой. Режиссеры: А. Уральский, Н. Ларин. Сценарист: Е. Иванов. Актеры: кто играл Петра и его сподвижников, не известно2.

3. «Царевич Алексей» («Петр и Алексей») (кинофабрика «Русь», 1918) - немой. Режиссеры: А. Санин, Ю. Желябужский. Сценарист: Ю. Желябужский (по роману Д. С. Мережковского «Антихрист. Петр и Алексей»). Актеры: Л. Леонидов (Петр I), А. Дмоховская (Екатерина I), Н. Рыбников (царевич Алексей), Ф. Шевченко (Ефросинья - любовница ца-

о

ревича), В. Карин (А. Д. Меншиков), А. Нелидов .

Фильм не сохранился, но о его содержании дает представление список действующих лиц, а также его «наложение» на сюжет романа Д. С. Мережковского. Можно полагать, что в киноленту не вошли сюжетные линии, дополнительные по отношению к основной (отношениям Петра и Алексея).

4. «Петр I» (киностудия «Ленфильм», 1937-1939). Режиссер: В. Петров. Сценаристы: А. Толстой, В. Петров, Н. Лещенко. Актеры: Н. Симонов (царь), А. Тарасова (Екатерина I), Н. Черкасов (царевич Алексей), И. Зарубина (Ефросинья - любовница царевича), М. Жаров (А. Д. Меншиков), М. Тарханов (Б. П. Шереметев), В. Гардин (П. А. Толстой), К. Гибшман

1 Великий Кинемо. Каталог сохранившихся игровых фильмов России, 1908-1919. М. : НЛО, 2002. С. 33-35 (№ 12).

2 Там же. С. 172-179 (№ 96).

3 Вишневский В. Е. Каталог фильмов частного производства (1917-1921) // Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. М. : Искусство, 1961. Т. 3. Приложения. С. 302-303 (№ 330).

(Р. Б. Буйносов), В. Добровольский (П. И. Ягужинский), Н. Литвинов (П. П. Шафиров), Н. Ро-шефор (Н. Демидов), П. Кузнецов (боярин Вяземский), А. Ржанов (князь Долгорукий) и др.1

5. «Баллада о Беринге и его друзьях» (Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, 1970). Режиссер: Ю. Швырев. Сценарист: В. Шкловский. Актеры: Р. Ткачук (Петр I), Д. Ритенберга (Екатерина I), Г. Милляр (И. А. Балакирев), Н. Крюков

о

(Ф. М. Апраксин), Р. Громадский (Ф. Прокопович) .

6. «Табачный капитан» (киностудия «Ленфильм», 1972 г.). Режиссер: И. Усов. Сценарист: В. Воробьев (по мотивам одноименной пьесы Н. А. Адуева). Актеры: В. Давыдов (Петр I), Н. Трофимов (думный дьяк А. Л. Плющихин), Е. Андерегг (боярыня Свиньина), В. Кривонос (ее сын), Е. Шапин (Иван, слуга Свиньиных), С. Филиппов (купец Смуров), Н. Фатеева (его дочь), А. Столбов (купец Жулев), М. Полицеймако (его дочь), П. Крымов и В. Таренков (заморские корабелы) и др.3

7. «Дмитрий Кантемир» (киностудия «Молдова-фильм», 1973). Режиссеры: В. Иовицэ,

B. Калашников. Сценарист: В. Иовицэ. Актеры: А. Лазарев (Петр I), Г. Георгиу (Б. П. Шереметев), В. Гостинский (П. П. Шафиров), М. Волонтир (Д. Кантемир), А. Шенгелая (его жена Кассандра) и др.4

8. «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (киностудия «Мосфильм», 1976). Режиссер: А. Митта. Сценаристы: Ю. Дунский, В. Фрид, А. Митта (по мотивам неоконченного романа А. С. Пушкина «Арап Петра Великого»). Актеры: А. Петренко (Петр I), Л. Чурсина (Екатерина I), М. Глузский (И. А. Балакирев), О. Табаков (П. И. Ягужинский), С. Чекан (маршал ассамблеи), В. Высоцкий (арап Ибрагим), И. Рыжов (боярин Г. А. Ртищев), К. Ру-мянова (его жена), И. Мазуркевич (дочь Г. А. Ртищева), М. Кокшенов (сын Г. А. Ртищева),

C. Морозов (боярский сын М. Говоров) и др.5

9. Дилогия «Юность Петра» и «В начале славных дел» (Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького и киностудия «ДЕФА», 1980). Режиссер: С. Герасимов. Сценаристы: С. Герасимов, Ю. Кавтарадзе (по роману А. Толстого «Петр Первый»). Актеры: Д. Золотухин (Петр I), Т. Макарова (его мать), Н. Бондарчук (царевна Софья), А. Емельянов (Иван V), Л. Германова (Е. Лопухина), Н. Еременко-мл. (А. Д. Менши-ков), П. Ройсе (Ф. Лефорт), О. Стриженов (В. В. Голицын), М. Ножкин (Б. А. Голицын), В. Спиридонов (Ф. Шакловитый), А. Баранцев (Н. Зотов), М. Зимин (Р. Б. Буйносов), Р. Филиппов (Ф. Ю. Ромодановский), А. Белявский (Л. К. Нарышкин), В. Шульгин (патриарх Ио-аким), Х. Шрайбер (П. Гордон), С. Шпаковский (А. А. Виниус), Д. Орловский (А. С. Матвеев), М. Глузский (князь Троекуров), У. Кунце (А. Монс) и др.6

10. «Россия молодая» (Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, 1981-1982). Режиссер: И. Гурин. Сценарист: И. Гурин (по одноименному роману Ю. Германа). Актеры: Д. Золотухин (Петр I), С. Паршин (А. Д. Меншиков), Н. Иванов (Ф. М. Апраксин), Б. Фрейндлих (П. Гордон), И. Бучко (Ф. Ю. Ромодановский), И. Лапиков

у

(архиепископ Афанасий) и др.7

1 Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. М. : Искусство, 1961. Т. 2. Звуковые фильмы (1930-1957). С. 136-137 (№ 1423), 168-169 (№ 1486).

2 Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог, 1970-1971. М. : Нива России, 1996. С. 6-7 (№ 570).

3 Табачный капитан (фильм) // Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ ruwiki/242058 (дата обращения: 22.05.2022).

4 Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог, 1972-1973. М. : Нива России, 1996. С. 162-163 (№ 1001).

5 Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог, 1976-1977. М. : Нива России, 1997. С. 126-127 (№ 1559).

6 Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог, 1980-1981. М. : Современные тетради, 1998. С. 24-25 (№ 2106), 190-191 (№ 2263).

7 Россия молодая (фильм) // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Россия_молодая_(фильм) (дата обращения: 22.05.2022).

11. «Демидовы» (Свердловская киностудия, 1983). Режиссер: Я. Лапшин. Сценарист: В. Акимов, Э. Володарский. Актеры: А. Лазарев (Петр I), Л. Чурсина (Екатерина I), Л. Куравлев (А. Д. Меншиков), Е. Евстигнеев (Н. Демидов), В. Спиридонов (А. Демидов) и др.1

12. «Михайло Ломоносов» (киностудия «Мосфильм», 1986). Режиссер: А. Прошкин. Сценаристы: Л. Нехорошев, О. Осетинский. Актеры: Д. Диджиокас (Петр I), А. Фроловцева (Екатерина I), Н. Сайко (Елизавета Петровна), А. Житова (Наталья Петровна), А. Козин (царевич Петр), А. Скалыга (А. Д. Меншиков), С. Саркисян (Ф. Прокопович), Б. Беляков (П. А. Толстой), В. Ванышев (П. И. Ягужинский), С. Цихоцкий (Д. Голицын), П. Чевельча (Долгорукий) и др. 2

Результаты анализа «кинематографической» биографии Петра I (за исключением реформаторства) представлены в табл. 1.

Таблица 1

Биография Петра I в указанных фильмах (без реформаторства)

Биография Петра I: этапы и моменты Номера фильмов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1. Детство (1672-1682)

Стрелецкий бунт и воцарение Петра (вместе с Иваном и Софьей) +

2. Триумвират и дуумвират (1682-1696'

Жизнь с матерью в селе Преображенском +

Изучение физики, астрономии +

Создание «потешных полков» + + +

Спуск ботика («дедушки русского флота») на Яузе +

Создание «потешного флота» под Переяславлем-Залесским +

Знакомство и начало дружбы с А. Меншиковым + +

Посещения Немецкой слободы +

Знакомство с Ф. Лефортом +

Знакомство и начало романа с Анной Монс +

Брак с Евдокией Лопухиной +

Слух о мятеже стрельцов по наущению царевны Софьи + +

Бегство Петра в Троице-Сергиеву Лавру и сбор войск против Софьи + +

Свержение царевны Софьи (1689) + +

Появление сына Алексея у Петра и Евдокии +

Посещения Архангельска в 1693-1694 гг. +

Начало торговли с Голландией через Архангельск +

Смерть матери (1694) +

Первый Азовский поход +

Второй Азовский поход +

3. Единоличное правление (1696-1725)

Дружба с А. Меншиковым + + + + + + +

Дружба с Ф. Лефортом +

Роман с Анной Монс и разрыв с ней +

Изучение корабельного дела в Голландии + +

1 Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог, 1982-1983. М. : Современные тетради, 1999. С. 212-213 (№ 2623).

2 Михайло Ломоносов (1984-1986) // Кино-театр.Ру. URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/3919/ titr/s21606/ (дата обращения: 22.05.2022).

Продолжение табл. 1

Биография Петра I: этапы и моменты Номера фильмов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Скромность в быту за границей + +

Наем иностранных специалистов + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По возвращении из-за границы Петр находит свой ботик +

Следствие по стрелецкому бунту 1698 г. и казнь виновных +

Ссылка Е. Лопухиной в монастырь +

Поражения в начале Северной войны + + +

Указ о переплавке колоколов на пушки +

Получение кредита от купцов с помощью убеждения +

Помощь Демидовым в производстве пушек и ружей на Урале + + +

Первые победы в Северной войне + +

Посещение Архангельска в 1701 г. +

Перемещение кораблей посуху из Белого моря в Балтийское +

Строительство Петербурга +

Роман с Мартой Скавронской (будущей Екатериной I) +

Появление дочерей у Петра и Марты +

Победа под Полтавой + +

Праздничные пиры в честь побед + +

Союз с Молдавией против турок +

Победа над турками у Днестра +

Окружение русских войск на Пруте +

Заключение Прутского мира +

Отказ выдать союзника - молдавского господаря - туркам +

Брак с Мартой Скавронской + + + + + +

Поездка Петра в Карлсбад +

Знакомство с Лейбницем +

Кредит М. Сердюкову на строительство шлюзов на Ладожском канале +

Петр в роли лоцмана на рейде Петербурга +

Первая победа над шведами на море +

Возвышение не знатных, а умных и полезных для страны + + + + +

Расправы с казнокрадами + + + +

Попойки с «кубком Большого орла» + +

Участие Петра в «ассамблеях» + + + + + +

Конфликт с царевичем Алексеем + +

Появление сына у Петра и Екатерины I +

Участие Петра в спасении людей во время Наводнения в Петербурге +

Болезнь Петра после наводнения +

Суд над царевичем Алексеем с участием приближенных Петра + + +

Окончание табл. 1

Биография Петра I: этапы и моменты Номера фильмов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Забота о внуке (сыне царевича Алексея) +

Брак старшей дочери (Анны Петровны) с герцогом Голштинским +

Коронация Екатерины I как императрицы +

Супружеская измена со стороны Екатерины I +

Предсмертная болезнь Петра + + + +

Смерть Петра + + +

Всего по данному аспекту кинообраза Петра I обнаружено 68 «элементов» и 116 сообщений. При этом детству Петра соответствует лишь 1 «элемент» (1 сообщение). Периоду триумвирата и дуумвирата - 19 «элементов» (28 %) и 26 сообщений (22 %). Периоду единоличного правления - 48 «элементов» (71 %) и 89 сообщений (77 %).

Если ранжировать указанные выше «элементы петровского образа» по количеству относящихся к ним сообщений, то получится такая картина:

- 7 сообщений приходится на 1 «элемент» (дружба с А. Меншиковым в период единоличного правления);

- по 6 сообщений - на 2 «элемента» (брак с М. Скавронской; участие Петра в «ассамблеях»);

- 5 сообщений - на 1 «элемент» (возвышение не знатных, а умных и полезных для страны);

- 4 сообщения - на 2 «элемента» (расправы с казнокрадами; предсмертная болезнь Петра);

- по 3 сообщения - на 5 «элементов» (создание «потешных полков»; поражения в начале Северной войны; помощь Демидовым в производстве пушек и ружей на Урале; суд над царевичем Алексеем с участием приближенных Петра; смерть Петра);

- по 2 сообщения - на 12 «элементов» (знакомство и начало дружбы с А. Меншиковым; слух о мятеже стрельцов по наущению царевны Софьи; бегство Петра в Троице-Сергиеву Лавру и сбор войск против Софьи; свержение Софьи; изучение корабельного дела в Голландии; скромность в быту за границей; наем иностранных специалистов; первые победы в Северной войне; победа под Полтавой; праздничные пиры в честь побед; попойки с «кубком Большого орла»; конфликт с царевичем Алексеем);

- по 1 сообщению - на остальные 45 «элементов».

В то же время совсем не освещен целый ряд моментов: например, раннее детство Петра (до 10 лет); его отношения с Иваном V и с патриархом Адрианом; создание «Всешутейшего собора»; посещение Англии в 1698 г.; рождение и смерть в младенчестве двух из трех детей от Е. Лопухиной; Петр I как отец-воспитатель; организация борьбы с народными восстаниями (Башкирским, Астраханским, Булавинским); неудачный Хивинский поход; главные морские победы над шведами (у м. Гангут и о. Гренгам); посещение Дании в 1716 г.; условия Ништадтского мира; Каспийский (Персидский) поход.

Результаты изучения кинематографического образа Петра-реформатора представлены в табл. 2.

Таблица 2

Реформы Петра I в указанных фильмах

Реформы (по направлениям) Номера фильмов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Военные реформы

Создание регулярной армии + + + +

Продолжение табл. 2

Реформы (по направлениям) Номера фильмов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Создание Азовского флота (1696-1711) +

Строительство военных кораблей в Архангельске +

Создание Балтийского флота + + + + +

Создание гвардии + +

Финансовые реформы

Введение множества налогов и повинностей + +

Реформы в сфере ремесла и промышленности

Наем иностранных специалистов + +

Помощь частным мануфактурам + + +

Появление «приписных» крестьян +

Реформы в сфере торговли

Создание торгового флота в Архангельске +

Усиление протекционизма +

Создание торговых компаний («кумпанств») + +

Указ о рытье канала между Волгой и Доном +

Строительство Ладожского канала +

Превращение Петербурга в торговый порт +

Создание торгового флота на Балтике +

Реформы в сфере управления и права

Учреждение Сената + +

Введение в городах выборных бурмистров +

Введение каторги как формы наказания + + +

Создание Тайной канцелярии +

Принятие императорского титула + + +

Принятие звания «Отец Отечества» +

Указ о престолонаследии +

Церковная реформа

Создание Синода +

Подчинение церкви государству + +

Реформы в сфере культуры

Обязательное брадобритие для элиты + + + +

Введение «немецкой одежды» и нового этикета для элиты + + + +

Внедрение кофе в рацион элиты + +

Насаждение курения + + + +

Отправка за границу юношей на учебу + + + + +

Устройство фейерверков + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Строительство Петербурга + +

Создание Летнего сада в Петербурге +

Насаждение западных норм в скульптуре и живописи + + +

Легализация дуэлей +

Введение «ассамблей» + + + + + + +

Появление Морской академии +

Организация Камчатской экспедиции + +

Учреждение Академии наук +

Данному аспекту кинообраза Петра I соответствуют 39 «элементов» и 84 сообщения. При этом их распределение по блокам реформ (с ранжированием последних по степени освещенности) таково:

- реформы в сфере культуры: 14 «элементов» (36 %) и 40 сообщений (48 %);

- реформы в сфере управления и права: 7 «элементов» (18 %) и 12 сообщений (14 %);

- реформы в сфере торговли: 7 «элементов» (18 %) и 8 сообщений (10 %);

- военные реформы: 5 «элементов» (13 %) и 13 сообщений (15 %);

- реформы в сфере ремесла и промышленности: 3 «элемента» (8 %) и 6 сообщений (7 %);

- церковная реформа: 2 «элемента» (5 %) и 3 сообщения (4 %);

- финансовые реформы: 1 «элемент» (2 %) и 2 сообщения (2 %).

Ранжирование отдельных реформ по степени «популярности» в игровом кино выглядит следующим образом:

- 7 сообщений приходится на 1 «элемент» (введение «ассамблей»);

- по 5 сообщений - на 2 «элемента» (создание Балтийского флота; отправка за границу юношей на учебу);

- по 4 сообщения - на 4 «элемента» (создание регулярной армии; обязательное бра-добритие для элиты; введение «немецкой одежды» и нового этикета для элиты; насаждение курения);

- по 3 сообщения - на 5 «элементов» (помощь частным мануфактурам; введение каторги как формы наказания; принятие императорского титула; устройство фейерверков; насаждение западных норм в скульптуре и живописи);

- по 2 сообщения - на 9 «элементов» (создание гвардии; введение множества налогов и повинностей; наем иностранных специалистов; создание «кумпанств»; учреждение Сената; подчинение церкви государству; внедрение кофе в рацион элиты; строительство Петербурга; организация Камчатской экспедиции);

- по 1 сообщению - на оставшиеся 18 «элементов».

Сравнение полученных данных с научной литературой показало, что кинематографическая картина петровских реформ - далеко не полная. Так, в нее не попали некоторые военные реформы - учреждение ордена Андрея Первозванного и медалей, ликвидация стрелецкого войска и дворянского ополчения.

Из основных преобразований в сфере финансов не затронуты денежная реформа и введение подушной подати; в сфере ремесла и промышленности - создание государственных мануфактур (помимо верфей), указ о «горной свободе», появление «посессионных» крестьян и создание цехов; в сфере торговли - учреждение Санкт-Петербургской биржи, создание Вышневолоцкой водной системы, закрытие Архангельского порта и переход к меркантилизму.

Из главных реформ в сфере управления и права не получили освещения такие, как замена Боярской думы Ближней канцелярией, указ о создании городовых магистратов, деление страны на восемь губерний, ликвидация автономии Войска Донского, отмена гетманства на Украине, указ о единонаследии, замена приказов на коллегии, создание службы фискалов, судебная реформа, создание прокуратуры, отмена рабства (холопства), введение паспортов и «Табели о рангах».

Не получили отражения и некоторые аспекты церковной реформы, а именно запрет избирать патриарха после смерти Адриана и введение «Духовного регламента».

Из важных реформ в сфере культуры остались без освещения наем иностранных архитекторов, художников и скульпторов; введение нового календаря; запрет жениться «шляхтичу» без образования; введение гражданской азбуки и арабских цифр; создание системы среднего специального образования; учреждение Кунсткамеры.

Аналитическая характеристика личных качеств «кинообраза» Петра I представлена в табл. 3.

Таблица 3

Личность Петра I в указанных фильмах

Личностные характеристики Номера фильмов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Волевые качества

Самостоятельность + + + + +

Решительность + + + + + + + + + +

Целеустремленность + + + + + + + +

Настойчивость + + + + + + + + +

Смелость + + + + +

Дисциплинированность + + +

Терпеливость + + +

Выдержка +

Нравственные качества

Доброта +

Верность близким + +

Уважительность + + +

Бережливость +

Бескорыстие + + +

Скромность в неофициальной обстановке + + + +

Неприхотливость в быту + + + + +

Честность +

Самоотверженность + +

Суровость + + + + + + +

Справедливость + + + + + + +

Вера в Бога + + +

Грубость + + + + + +

Самоуверенность + + + + + +

Гневливость + + +

Жестокость + + +

Интеллектуальные качества

Любознательность + + + + +

Хорошая память + + + + +

Образованность + + + + +

Восприимчивость + + +

Внимательность + + +

Креативность + +

Самокритичность + +

Рассудительность + + + + +

Чувство юмора + + + + +

Про< >ессиональные качества

Коммуникативность + + + +

Трудолюбие + + + + + +

Практичность + + + + + + + +

Инициативность + + + + + + + +

Организаторские способности + + + + + + + +

Требовательность + + + + + + +

Ответственность + + + + +

Третьему аспекту кинообраза Петра I соответствуют 40 «элементов» и 182 сообщения. При этом положительным качествам царя соответствуют 36 «элементов» (90 %) и 164 сообщения (90 %), а отрицательным - 4 «элемента» (лишь нравственные качества: грубость, самоуверенность, гневливость, жестокость) и 18 сообщений.

Если говорить о разных типах личностных черт образа Петра в кино, то наиболее выпукло представлены нравственные качества - им соответствуют 16 «элементов» (40 %) и 57 сообщений (32 %). Интеллектуальным качествам соответствуют 9 «элементов» (23 %) и 35 сообщений (19 %); волевым - 8 «элементов» (20 %) и 44 сообщения (24%); профессиональным - 7 «элементов» (17 %) и 46 сообщений (25 %).

Если же говорить об отдельных качествах, то их ранжирование таково:

- 10 сообщений приходится на 1 «элемент» (решительность);

- 9 сообщений тоже - на 1 «элемент» (настойчивость);

- по 8 сообщений - на 4 «элемента» (целеустремленность, практичность, инициативность, организаторские способности);

- по 7 сообщений - на 3 «элемента» (суровость, справедливость, требовательность);

- по 6 сообщений - на 3 «элемента» (грубость, самоуверенность, трудолюбие);

- по 5 сообщений - на 9 «элементов» ( самостоятельность, смелость, неприхотливость в быту, любознательность, хорошая память, образованность, рассудительность, чувство юмора, ответственность);

- по 4 сообщения - на 2 «элемента» (скромность в неофициальной обстановке, коммуникативность);

- по 3 сообщения - на 9 «элементов» (дисциплинированность, терпеливость, уважительность, бескорыстие, вера в Бога, гневливость, жестокость, восприимчивость, внимательность);

- по 2 сообщения - на 4 «элемента» (верность близким, самоотверженность, креативность, самокритичность);

- по 1 сообщению - тоже на 4 «элемента» (выдержка, доброта, бережливость, честность).

В целом же кинематографический образ Петра I состоит из 147 «элементов», которым соответствуют 382 сообщения.

В досоветский период были сняты всего два фильма, в которых обнаружены 47 «элементов петровского образа» (32 %) и 65 сообщений (17 %). При этом биографию Петра I (без реформаторства) освещают 18 «элементов» (из 68, т.е. 26 %) и 22 сообщения (из 116, т.е. 19 %), реформаторскую деятельность - 7 «элементов» (из 39, т.е. 18 %) и 9 сообщений (из 84, т.е. 11 %), личные качества царя - 22 «элемента» (из 40, т.е. 55 %) и 34 сообщения (из 182, т.е. 19 %).

В советских фильмах присутствуют 142 «элемента петровского образа» (97 %) и 317 сообщений (83 %). «Нереформаторскую» биографию Петра I характеризуют 63 «элемента» (из 68, т.е. 93 %) и 94 сообщения (из 116, т.е. 81 %), реформаторство - 39 «элементов» (из 39) и 75 сообщений (из 84, т.е. 89 %), личность Петра - 40 «элементов» (из 40) и 148 сообщений (из 182, т.е. 81 %).

Итого получается, что кинообраз Петра I по преимуществу был создан после 1917 г. Он получился достаточно полным и живым. В нем отразились и «частная жизнь» царя, и его политическая деятельность, и особенности его личности. Эти аспекты петровского образа в целом соответствуют научным данным, поэтому нельзя сказать, что он - плод фантазии ки-нотворцев. Но нельзя утверждать и то, что он полностью соответствует историческому прототипу. В изученных фильмах очень мало информации о неудачах Петра и реформах, которые не прижились, а также о его неблаговидных поступках. «Приглаженной» биографии соответствует психологический портрет царя. Петр - не статуя, а живой человек; у него есть недостатки. Правда, их совсем немного.

В целом кинообраз царя построен так, чтобы вызывать у зрителей в основном положительные эмоции и оценки. Таким образом, в рамках выбранной темы указанные фильмы

вряд ли могут служить «учебником истории». Они могут выполнять лишь функцию «краткого пособия».

Было бы интересным провести подобное исследование на материале игровых фильмов, снятых в России после 1991 г., и сравнить новые данные с уже представленными. К перспективам дальнейшего изучения темы относятся также обсуждение и возможная корректировка исследовательского подхода, апробированного в данной статье. Этот подход может быть полезен при изучении не только кинематографических, но и литературных образов исторических деятелей.

Список литературы

1. История страны. История кино / под ред. С. С. Секиринского. М. : Знак, 2004. 496 с.

2. Еланская С. Н. Социально-философский анализ советского кинематографа как средства конструирования социальной реальности : автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Тверь, 2007. 22 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Усенко О. Г. О моделировании личности в российском игровом кино 1908-1919 гг. // Человек и личность как предмет исторического исследования: Россия (конец XIX - XX в.) : материалы междунар. коллоквиума (Санкт-Петербург, 7-10 июня 2010 г.) / отв. ред. Н. В. Михайлов, Й. Хелль-бек. СПб. : Нестор-История, 2013. С. 275-292.

4. Токарев В. А. Между страстью и пристрастностью: Клио и художественный кинематограф // Историк в меняющемся пространстве российской культуры : сб. ст. / под ред. Н. Н. Алевраса. Челябинск : Каменный пояс, 2006. С. 257-268.

5. Кныш Н. А. Образ ученого в художественном кинематографе конца 1940-х - начала 1950-х годов // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 18 (96). С. 119-136.

6. Михайлин В. Ю., Беляева Г. А. Любопытный и фиксирующий глаз: образ иностранца в советском кино // Любовь. Интерпретация культурных кодов; Маргиналы и маргиналии. Интерпретация культурных кодов : сб. тр. (Саратов, 1 июля 2013 г. - 3 июля 2014 г.). Саратов : ЛИСКА, 2015. С.200-223.

7. Венков А. А. Образ В. И. Ленина и его трансформация в советском художественном кинематографе // Новое прошлое / The New Past. 2019. № 1. С. 32-47.

8. Сосницкий Д. А. Допетровская Русь в советском художественном кино // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 10 (88). С. 70-74.

9. Stubbs J. Historical Film: A Critical Introduction. London ; New Delhy ; New York ; Sidney : Bloomsbury, 2009. 224 p.

10. Schwartz V. R. Film and History // Histoire@Politique: Politique, culture, société. 2013. Vol. 1 (19). P.176-198.

11. Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. М. : Искусство, 1963. 463 с.

12. Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино: от Калигари до Гитлера. М. : Искусство, 1977. 321 с.

13. Хренов Н. А. Кино: реабилитация архетипической реальности. М. : Аграф, 2006. 701 с.

14. Усенко О. Г. Методология изучения менталитета по игровому кино и ее апробация на примере российского кинематографа 1908-1919 годов // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: История. 2009. № 3. С. 36-71 ; № 4. С. 50-97.

15. Волков Е. В., Пономарева Е. В. Игровое кино как исторический источник для изучения культурной памяти // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2012. № 10 (269). С. 22-26.

16. Рошаль Л. Историзм художественного мышления как элемент экранной образности // Экранизация истории: политика и поэтика : сб. ст. / под ред. Л. М. Будяк. М. : Материк, 2003. С. 7-18.

17. Ватолин В. А. Синема в Сибири. Очерки истории раннего сибирского кино (1896-1917 гг.). Новосибирск : Новосибирский государственный краеведческий музей, 2003. 172 с.

18. Макиенко М. Г. Иллюзия реальности в художественных фильмах (на примере исторического кинематографа) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 2. С. 93-98.

19. Жмырова Е. Ю., Монастырский В. А. Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи. Тамбов : Бизнес-Наука-Общество, 2012. 189 с.

20. Рахимов С. Х., Мирзорахимов Ф. Философия и кино // Известия Института философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан. 2019. № 2. С.102-108.

21. Худякова Е. В., Путилова Е. В. «Воплощенная» история: власть визуального образа на пересечении истории памяти и истории повседневности // Вестник Башкирского государственного университета. 2014. № 2. С. 742-745.

22. Славиковская А. А. Образ Петра I в советском кинематографе // Молодежь и наука XXI века: XVIII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития» : сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию исторического ф-та КГПУ им. В. П. Астафьева (Красноярск, 24 мая 2017 г.) / отв. ред. И. Н. Ценюга. Красноярск : КГПУ, 2017. С. 71-76.

23. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М. : Наука, 1986. 254 с.

24. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования. М. : Аспект-Пресс, 2001.

607 с.

25. Погорельцева Ю. А. Психология личности. СПб. : СПбГТУРП, 2011. 105 с.

26. Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии. М. : ОГИЗ ; Соцэкгиз, 1940. Т. 1. 436 с. ; 1941. Т. 2. 624 с. ; ОГИЗ : Госполитиздат, 1946. Т. 3. 502 с. ; 1948. Т. 4. 514 с. ; Т. 5. 314 с.

27. Очерки истории СССР: период феодализма. Россия в первой четверти XVIII в.: преобразования Петра I / под ред. Б. Б. Кафенгауза, Н. И. Павленко. М. : АН СССР, 1954. 814 с.

28. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л. : Лениздат, 1989. 495 с.

29. Павленко Н. И. Петр Великий. М. : Мысль, 1994. 591 с.

30. Каменский А. Б. От Петра до Павла. Реформы в России XVIII века: опыт целостного анализа. М. : РГГУ, 2001. 575 с.

31. Пчелов Е. В. Романовы. История династии. М. : Олма-Пресс, 2004. 490 с.

References

1. Sekirinskiy S.S. (ed.). Istoriya strany. Istoriya kino = History of the Country. History of Cinema. Moscow: Znak, 2004:496. (In Russ.)

2. Elanskaya S.N. Social-Philosophical Analysis of Soviet Cinema as a Means of Constructing Social Reality. PhD abstract. Tver, 2007:22. (In Russ.)

3. Usenko O.G. On Modeling of Personality in Russian Feature Films in 1908 - 1919. Chelovek i lichnost kak predmet istoricheskogo issledovaniya: Rossiya (konets XIX - XX v.): materialy mezhdunar. kollokviuma (Sankt-Peterburg, 7-10 iyunya 2010 g.) = Person and Personality as a Subject of Historical Research: Russia (Late 19th - 20th Centuries): Proceedings of the International Colloquium (St. Petersburg, 7 - 10 June 2010). Saint Petersburg: Nestor-Istoriya, 2013:275-292. (In Russ.)

4. Tokarev V.A. Between Passion and Partiality: Clio and Artistic Cinema. Istorik v menyayushchem-sya prostranstve rossiyskoy kultury: sb. st. = Historian in the Changing Space of Russian Culture: Collection of Papers. Chelyabinsk: Kamennyy poyas, 2006:257-268. (In Russ.)

5. Knysh N.A. Image of a Scientist in the Feature Films of the Late 1940s - Early 1950s. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University. 2007;(18): 119-136. (In Russ.)

6. Mikhaylin V.Yu., Belyaeva G.A. Curious and Fixing Eye: Image of a Foreigner in Soviet Cinema.

Lyubov. Interpretatsiya kulturnykh kodov; Marginaly i marginalii. Interpretatsiya kulturnykh kodov: sb. tr. (Saratov, 1 iyulya 2013 g. - 3 iyulya 2014 g.) = Love. Interpretation of Cultural Codes; Marginal and Marginal Notes. Interpretation of Cultural Codes: Proceedings (Saratov, 1 July 2013 - 3 July 2014). Saratov: LISKA, 2015:200-223. (In Russ.)

7. Venkov A.A. Image of V.I. Lenin and Its Transformation in the Soviet Feature Films. Novoe proshloe /The New Past. 2019;(1):32-47. (In Russ.)

8. Sosnitskiy D.A. Pre-Peter Russia in the Soviet Feature Films. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatelskiy zhurnal = International Scientific Journal. 2019;(10):70-74. (In Russ.)

9. Stubbs J. Historical Film: A Critical Introduction. London; New Delhy; New York; Sidney: Bloomsbury, 2009:224.

10. Schwartz V.R. Film and History. Histoire@Politique: Politique, culture, société. 2013; 1(19): 176-198.

11. Ginzburg S.S. Kinematografiya dorevolyutsionnoy Rossii = Cinema of Pre-Revolutionary Russia. Moscow: Iskusstvo, 1963:463. (In Russ.)

12. Krakauer Z. Psikhologicheskaya istoriya nemetskogo kino: ot Kaligari do Gitlera = Psychological History of German Cinema: from Caligari to Hitler. Moscow: Iskusstvo, 1977:321. (In Russ.)

13. Khrenov N.A. Kino: reabilitatsiya arkhetipicheskoy realnosti = Cinema: Rehabilitation of Archetypal Reality. Moscow: Agraf, 2006:701. (In Russ.)

14. Usenko O.G. Methodology for Studying the Mentality of Feature Films and Its Approbation for the Case Study of Russian Cinema in 1908 - 1919. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Istoriya = Bulletin of Tver State University. Series: History. 2009;(3):36-71, (4):50-97. (In Russ.)

15. Volkov E.V., Ponomareva E.V. Feature Films as Historical Source for Studying Cultural Memory. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Sotsialno-gumanitarnye nauki = Bulletin of South Ural State University. Series: Social Sciences and Humanities. 2012;(10):22-26. (In Russ.)

16. Roshal L. Historicism of Artistic Thinking as an Element of Screen Imagery. Ekranizatsiya istorii: politika i poetika: sb. st. = Screen Adaptation of History: Politics and Poetics: Collection of Papers. Moscow: Materik, 2003:7-18. (In Russ.)

17. Vatolin V.A. Sinema v Sibiri. Ocherki istorii rannego sibirskogo kino (1896-1917 gg.) = Cinema in Siberia. Essays on the History of Early Siberian Cinema (1896 - 1917). Novosibirsk: Novosibirskiy gosu-darstvennyy kraevedcheskiy muzey, 2003:172. (In Russ.)

18. Makienko M.G. Illusion of Reality in Feature Films (Case Study of Historical Cinema). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. 2010;(2):93-98. (In Russ.)

19. Zhmyrova E.Yu., Monastyrskiy V.A. Kinoiskusstvo kak sredstvo vospitaniya tolerantnosti u uchashcheysya molodezhi = Cinema as a Means of Educating Tolerance among Students. Tambov: Biznes-Nauka-Obshchestvo, 2012:189. (In Russ.)

20. Rakhimov S.Kh., Mirzorakhimov F. Philosophy and Cinema. Izvestiya Instituta filosofii, politologii i prava im. A. Bakhovaddinova Akademii nauk Respubliki Tadzhikistan = Proceedings of A. Bahovaddinov Institute of Philosophy, Political Science and Law of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan. 2019;(2):102-108. (In Russ.)

21. Khudyakova E.V., Putilova E.V. "Incarnated" History: Power of the Visual Image at the Intersection of the History of Memory and the History of Everyday Life. Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo universieta = Bulletin of Bashkir State University. 2014;(2):742-745. (In Russ.)

22. Slavikovskaya A.A. Image of Peter I in Soviet Cinema. Molodezh i nauka XXI veka: XVIII Mezhdunarodnyy nauchno-prakticheskiy forum studentov, aspirantov i molodykh uchenykh «Aktualnye vo-prosy istorii Rossii: problemy i perspektivy razvitiya»: sb. materialov II Vseros. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 75-letiyu istoricheskogo f-ta KGPU im. V.P. Astafeva (Krasnoyarsk, 24 maya 2017 g.) = Youth and Science in the 21st Century: 18 th International Scientific and Practical Forum of Students, Graduate Students and Young Scientists "Topical Issues of the History of Russia: Problems and Development Prospects": Proceedings of the 2nd All-Russian Scientific Conference Dedicated to the 75th Anniversary of the Department of History at V.P. Astafyev Krasnoyarsk State Pedagogical University (Krasnoyarsk, 24 May 2017). Krasnoyarsk: KGPU, 2017:71-76. (In Russ.)

23. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti = Structure and Development of Personality. Moscow: Nauka, 1986:254. (In Russ.)

24. Pervin L., Dzhon O. Psikhologiya lichnosti: teoriya i issledovaniya = Psychology of Personality: Theory and Research. Moscow: Aspekt-Press, 2001:607. (In Russ.)

25. Pogorel'tseva Yu.A. Psikhologiya lichnosti = Psychology of Personality. Saint Petersburg: SPbGTURP, 2011:105. (In Russ.)

26. Bogoslovskiy M.M. Petr I. Materialy dlya biografii = Materials for a Biography. Moscow: OGIZ; Sotsekgiz, 1940;1:436, 1941;2:624, OGIZ: Gospolitizdat, 1946;3:502, 1948;4:514, 5:314. (In Russ.)

27. Kafengauz B.B., Pavlenko N.I. (eds.). Ocherki istorii SSSR: period feodalizma. Rossiya v pervoy chetverti XVIII v.: preobrazovaniya Petra I = Essays on the History of the USSR: Period of Feudalism. Russia in the First Quarter of the 18th Century: Transformations of Peter I. Moscow: AN SSSR, 1954:814. (In Russ.)

28. Anisimov E.V. Vremya petrovskikh reform = Time of Peter's Reforms. Leningrad: Lenizdat, 1989:495. (In Russ.)

29. Pavlenko N.I. Petr Velikiy = Peter the Great. Moscow: Mysl, 1994:591. (In Russ.)

30. Kamenskiy A.B. OtPetra do Pavla. Reformy v Rossii XVIIIveka: opyt tselostnogo analiza = From Peter to Paul. Reforms in Russia in the 18th Century: Experience of a Holistic Analysis. Moscow: RGGU, 2001:575. (In Russ.)

31. Pchelov E.V. Romanovy. Istoriya dinastii = The Romanovs. History of the Dynasty. Moscow: Olma-Press, 2004:490. (In Russ.)

Информация об авторе / Information about the author

О. Г. Усенко - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры отечественной истории, Тверской государственный университет, 170100, Тверь, ул. Трехсвятская, 16/31.

O.G. Usenko - Candidate of History, Associate Professor, Associate Professor of the Sub-department of Russian History, Tver State University, 16/31 Trekhsvyatskaya street, Tver, 170100.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflict of interests

Поступила в редакцию / Received 28.06.2022

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 14.07.2022 Принята к публикации / Accepted 29.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.