Научная статья на тему 'ПЕТР ФРАНЦЕВИЧ ЛЕСГАФТ (1837—1909)'

ПЕТР ФРАНЦЕВИЧ ЛЕСГАФТ (1837—1909) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕТР ФРАНЦЕВИЧ ЛЕСГАФТ (1837—1909)»

ПЕТР ФРАНЦЕВИЧ ЛЕСГАФТ (1837—1909)

Я. М. Богданов, Г. М. Краковяк

Из Института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта

11 декабря 1959 г. исполнилось 50 лет со дня смерти выдающегося русского ученого-педагога, анатома и гигиениста, создателя русской оригинальной системы физического образования Петра Францевича Лесгафта.

П. Ф. Лесгафт родился 21 сентября 1837 г. в Петербурге, в семье ювелира. В 1861 г. после окончания Медико-хирургической академии он был оставлен ассистентом, а позднее стал прозектором кафедры анатомии академии, руководимой проф. В. Л. Грубером.

Работая в Медико-хирургической академии в течение 8 лет, он защитил две диссертации: в 1865 г. — на степень доктора медицины, в 1868 г. — на степень доктора хирургии. В 1868 г. его избирают экстраординарным профессором и заведующим кафедрой анатомии Казанского университета. Но в 1871 г. за выступление в печати против беззаконных действий реакционной профессуры П. Ф. Лесгафт был уволен из университета без права заниматься педагогической деятельностью.

П. Ф. Лесгафт вернулся в Петербург, где возобновил работу у проф. В Л. Грубера, по ходатайству которого ему в 1874 г. было разрешено возобновить педагогическую ра боту. В конце этого же года он был приглашен Главным управлением военно-учебных заведений для работы по улучшению постановки физического воспитания в военных учебных заведениях. С этого периода и началась научная и практическая деятельность П. Ф. Лесгафта в области физического воспитания.

Как ученый П. Ф. Лесгафт характеризуется широтой и многогранностью своих интересов. Его творческая деятельность развертывалась в трех основных направлениях: анатомии, работа «Основы теоретической анатомии», написанная им, явилась знаменательным этапом в развитии этой отрасли знаний; педагогики, в области которой он разработал теорию воспитания ребенка в семье; им создана и новая оригинальная научная система физического образования; гигиены и в первую очередь гигиены детей и подростков, в развитие которой он внес существенный вклад. Очень велика его роль в разработке гигиенических основ физического воспитания.

Характерной чертой П. Ф. Лесгафта ученого и практика является гигиеническая направленность его деятельности. Идеи профилактики красной нитью проходят через большинство работ П. Ф. Лесгафта.

Являясь организатором и руководителем первого .в России учебного заведения по подготовке педагогов в области физического воспитания (двухгодичных учебно-гимнастических курсов при 2-й Петербургской военной гимназии, 1877), П. Ф. Лесгафт выступил в качестве автора первой «Программы чтения по предмету общественной гигиены (курс 1878/79 г.)» для этих курсов. В дальнейшем для чтения курса гигиены им был приглашен А. П. Доброславин. Характерно, что, когда в 1880 г. была предпринята попытка сократить в учебном плане объем курса ги-

4 Гигиена и санитария, № 3

4?

гиены с 3 до 2 часов в неделю, П. Ф. Лесгафт 'решительно выступил в поддержку А. П. Доброславина, категорически возражавшего против, подобного сокращения.

В области гигиены П. Ф. Лесгафт работал всю свою жизнь. Вместе с А. П. Доброславиным и Ф. Ф. Эрисманом он работал в первом научном центре по школьной гигиене— школьно-гигиенической комиссии, организованной в педагогическом музее военно-учебных заведений. Ряд его работ посвящен вопросам физического воспитания в детском возрасте. К их числу относятся: «Основы естественной гимнастики» (1874), «Физическое развитие в школах» (1880), «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (I часть опубликована в 1888 г.„ II часть—в 1901 г.), «Об играх в семье», «О физическом образовании в школе» (1894) и ряд других. Во всех этих работах ярко подчеркивается их гигиеническая направленность.

Много внимания он уделял разбору гигиенических работ как русских, так и зарубежных авторов. В 1892 г., например, он критически анализирует книгу Ф. Лагранжа (Франция) «Гигиена физических упражнений детей и молодых людей», вышедшую на русском языке в переводе Е. М. Дементьева. В ряде своих работ П. Ф. Лесгафт дает многочисленные конкретные гигиенические указания преподавателям физического воспитания.

Изложенное дает достаточные основания для того, чтобы считать П. Ф. Лесгафта одним из основоположников гигиены детей и подростков и гигиены физического воспитания в России.

П. Ф. Лесгафт активно занимался общественной деятельностью. Его постоянно преследовало царское правительство за содействие революционерам, за прием на курсы «неблагонадежных лиц», за обнаружение на руководимых им курсах нелегальной литературы и т. п. В 1901 г. он был выслан из Петербурга, но через год ему разрешили вернуться.

Деятельность П. Ф. Лесгафта получила достойную оценку лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. Его имя присвоено старейшему в стране Ленинградскому дважды орденоносному институту физической культуры; имя П. Ф. Лесгафта носят также лаборатория и музей функциональной морфологии Зоологического института Академии наук СССР. Взгляды П. Ф. Лесгафта развивают в научных и учебных учреждениях страны многочисленные его ученики и последователи.

Поступала 26/Х 1969 г.

■й- -¿г -й-

КАРАФФА-КОРБУТТ — ВЫДАЮЩИЙСЯ ГИГИЕНИСТ РОССИИ И ПОЛЬШИ

Ю. И. Рафес (Днепропетровск)

К числу крупных ученых первых десятилетий нынешнего столетия по праву относится проф. Казимир Караффа-Корбут. Он родился 26 апреля 1878 г. в Сибири в Лепсинске в семье участника восстания 1863 г. В январе 1906 г. он с отличием закончил Военно-медицинскую академию и был оставлен при ней для подготовки к профессорскому званию. Первые три года после ее окончания он работал в клинике хирурга С. П. Федорова. Одновременно много занимался экспериментальными исследованиями в лабораториях И. П. Павлова и П. М. Альбицкого, где овладел приемами экспериментальной техники на животных.

В 1909 г. молодой ученый перешел на кафедру гигиены. В 1911 г. К. Караффа-Корбутт руководил организацией отдела военной гигиены в русском павильоне на выставке в Дрездене. В марте 1914 г. он получил доцентуру на кафедре гигиены в Военно-медицинской академии. В на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.