Научная статья на тему 'Петербургское североведение'

Петербургское североведение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

137
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнография / петербургское североведение / В.Г. Богораз / история североведения. / Ethnography / St. Petersburg Northern studies / V.G. Bogoraz / history of Northern studies.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вaхтин Николай Борисович

Статья посвящена истории становления и развития петербургского североведения, повествует о вкладе В.Г. Богораза и Л.Я. Штернберга, показывает, что теоретическое изучение Севера в 1920–1930-е гг. в СССР было неразрывно связано с решением практических задач по преобразованию жизни в этом регионе. Подчёркивается, что масштаб репрессий, обрушившихся в 1930-е гг. на этнографию в целом и на североведение в частности был таким, что можно говорить о полном разгроме науки, долгое и нелёгкое возрождение которой началось в 1950-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

North Studies in St Petersburg

The article is devoted to the history of the establishment and development of St. Petersburg Northern studies, tells about the contribution of V.G. Bogoraz and L.Ya. Shternberg, shows that the theoretical study of the North in the 1920s and 1930s in the USSR was inextricably linked with the addressing practical challenges to transform life in this region. It is emphasized that the scale of repression that struck Ethnography in General and Northern studies in particular in the 1930s was such that we can speak of the complete defeat of science, which long and difficult revival began in the 1950s.

Текст научной работы на тему «Петербургское североведение»

ВАХТИН Н.Б.

Петербургское североведение

VAHTIN N.B.

North Studies in St Petersburg

Сведения об авторе:

Вaхтин Николай Борисович, доктор филологических наук, профессор факультета антропологии, руководитель «Центра социальных исследований Севера» Европейского университета в Санкт-Петербурге, член-корреспондент Российской академии наук (Санкт-Петербург) nvakhtin@gmail.com

Author:

Vahtin Nikolay Borisovich, doctor of philology, professor of anthropology, Head of the Centre for social studies of the North of the European University in St. Petersburg, corresponding member of the Russian Academy of Sciences (St. Petersburg) nvakhtin@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена истории становления и развития петербургского северове-дения, повествует о вкладе В.Г. Богораза и Л.Я. Штернберга, показывает, что теоретическое изучение Севера в 1920-1930-е гг. в СССР было неразрывно связано с решением практических задач по преобразованию жизни в этом регионе. Подчёркивается, что масштаб репрессий, обрушившихся в 1930-е гг. на этнографию в целом и на североведение в частности был таким, что можно говорить о полном разгроме науки, долгое и нелёгкое возрождение которой началось в 1950-е гг.

Abstract

The article is devoted to the history of the establishment and development of St. Petersburg Northern studies, tells about the contribution of V.G. Bogoraz and L.Ya. Shternberg, shows that the theoretical study of the North in the 1920s and 1930s in the USSR was inextricably linked with the addressing practical challenges to transform life in this region. It is emphasized that the scale of repression that struck Ethnography in General and Northern studies in particular in the 1930s was such that we can speak of the complete defeat of science, which long and difficult revival began in the 1950s.

Ключевые слова:

этнография, петербургское североведение, В.Г. Богораз, история североведения. Keywords:

Ethnography, St. Petersburg Northern studies, V.G. Bogoraz, history of Northern studies.

История североведения сегодня хорошо известна: как самостоятельная дисциплина - отрасль этнографической науки - оно возникло на рубеже XIX и XX вв. в результате стечения ряда обстоятельств: работы двух экспедиций, Сибиряковской и Джесуповской, а также благодаря усилиям прежде всего В.Г. Богораза и Л.Я. Штернберга, а также в меньшей степени В.И. Иохельсона.

В начале 1890-х гг. Восточносибирское отделение ИРГО организовало большую исследовательскую экспедицию, известную как Якутская или Сибиряковская. Деньги на исследования дал иркутский меценат И.М. Сибиряков (1860-1901), происходивший из семьи богатых золотопромышленников. Из 26 участников Сибиряковской экспедиции 15 были политическими ссыльными, в том числе - В.Г. Богораз и В.И. Иохельсон1. По возвращении из ссылки оба они были приглашены Францем Боасом в международную Джесуповскую экспедицию («один из самых грандиозных проектов, которые были предприняты в мировой антропологии»2) и вновь вернулись в места своей ссылки3.

Обоих учёных сопровождали в этой экспедиции жёны - Дина Брод-ская-Иохельсон (1862-1941) и Софья Волкова-Богораз (1870-1921), разделившие со своими мужьями все тяготы двухлетней работы на Крайнем Севере. Об этом редко вспоминают, а между тем их вклад в работу экспедиции был далеко не формальным. Так, Софья Богораз провела около

См.: Библиотека сибирского краеведения [Электронный ресурс] URL: http://bsk.nios. ru/enciklodediya/yakutskaya-sibiryakovskaya-istoriko-etnograficheskaya-ekspediciya (дата обращения: 25.09.2019). См. также: Оглезнёва Т.Н. Русское географическое общество: изучение народов северо-востока Азии. 1845-1917 гг. Новосибирск, 1994; Горохов К.И. Исследования и материалы участников Якутской (Сибиряковской) экспедиции ВСОРГО в 1894-1896 гг. в области этнографии якутов // Из истории Якутии XVII-XIX веков. Якутск, 1965.

Берёзкин Ю.Е. Из Старого Света в Новый: Мифы народов мира. М., 2009. См. подробно: Вахтин Н.Б. Тихоокеанская экспедиция Джесупа и её русские участники // Антропологический форум. 2005. № 2. С. 241-274; Кузьмина Л.П. Из истории русско-американского сотрудничества (Джесуповская Северо-Тихоокеанская экспедиция 1900-1902 гг.) // Советская этнография. № 6. 1989. С. 90-99; Слобо-дин С.Б. Выдающийся исследователь северных народов (к 150-летию со дня рождения В.И. Иохельсона) // Этнографическое обозрение. 2005. № 5. С. 96-115.

трёх месяцев в селе Марково на Анадыре, записывая образцы фольклора местных русских, а также, как позже писал сам Богораз, «собрала большую часть коллекций для Американского музея естественной истории, пока я в основном занимался сбором научных сведений»1. В обязанности Дины Бродской входили антропометрические замеры, фотографические съёмки, запись устного и музыкального фольклора на фонограф, а также обязанности врача2 (уже после окончания экспедиции, в 1906 г., она защитила в Цюрихском университете диссертацию и получила степень доктора медицины).

Основываясь на этом опыте, в середине 1910-х гг. В.Г. Богораз, работавший и в Сибиряковской, и в Джесуповской экспедициях, вместе с Л.Я. Штернбергом, также политическим ссыльным, отбывавшим ссылку на Сахалине и там увлёкшимся этнографией3, организовал в Петрограде систематическое преподавание «северной этнографии». Созданные ими «курсы» постепенно развивались, и к началу 1930-х гг. этим учёным удалось создать комплексную систему, объединявшую научные исследования, подготовку североведческих кадров и обучение специалистов из числа коренных народов Севера.

В эту систему входили такие учреждения, как Этнографическое отделение Географического факультета ЛГУ, Институт народов Севера (ИНС), Северное отделение Педагогического института им. А.И. Герцена, а также Научно-исследовательская ассоциация ИНСа. Эти организации существовали в Петербурге (Петрограде, Ленинграде) в одно и то же время и были тесно связаны друг с другом. В основе их деятельности лежали общие принципы; учёные старшего поколения преподавали в ИНСе и одновременно обучались у своих студентов-северян языкам коренного населения; будущие учителя участвовали в разработке грамматик языков, на которых им предстояло преподавать; будущие советские работники из числа коренных народов Севера, постигая азы административного управления, одновременно учились переводить и править тексты на своих родных языках и выступали в качестве консультантов

Михайлова Е.А. Софья Константиновна Богораз (1870-1921): штрихи к портрету Владимира Германовича Богораза // Антропологический форум. 2016. № 29. С. 109124; Шенталинская Т. С. Софья Богораз - автор записей русского фольклора на Чукотке // Этнографическое обозрение. 2012. № 1. С. 110-120.

Kasten E., Dürr M. Waldemar Jochelson and the Koryak During the Jesup North Pacific Expedition: Shifting Fieldwork Approaches and New Academic Ambitions // Jochelson, Bogoras and Shternberg: A Scientific Exploration of Northeastern Siberia and the Shaping of Soviet Ethnography. Ed. By Erich Kasten. Fürstenberg/Havel: Kulturstiftung Sibirien. 2018. P. 70 a.o.

См.: Kan S. Lev Shternberg: anthropologist, Russian socialist, Jewish activist. Series: Critical Studies in the History of Anthropology. Lincoln; L., 2009.

для разнообразных специалистов, изучающих Север. Так возникла особая, уникальная человеческая и научная среда, которая получила название «петербургское североведение»1.

Из среды первых студентов Штернберга и Богораза вышли такие великолепные специалисты, как С.М. Абрамзон, Г.М. Василевич, Н.П. Ды-ренкова, Ю.А. Крейнович, Е.П. Орлова, Г.Н. Прокофьев, Е.Д. Прокофьева, В.И. Цинциус, В.В. Чарнолуский и многие другие2. Для этих учёных работа этнографа и работа лингвиста всегда шли рука об руку: этому они научились от своих учителей.

Этот «золотой век» в истории Петербургского североведения длился недолго. После смерти В.Г. Богораза в 1936 г. созданная им система образовательных и научно-исследовательских учреждений просуществовала всего несколько лет. Репрессии против североведов начались уже в 1934 г., когда был арестован Н.К. Каргер, специалист по кетскому языку, создатель первого кетского букваря. Но основной удар был нанесён летом 1937 г.: около десятка ведущих учёных были арестованы по абсурдному обвинению «в участии в троцкистско-зиновьевской шпионско-терро-ристической организации, связанной с японской разведкой, и шпионаже в пользу Японии». Эту мифическую организацию с «филиалом» в ИНС якобы возглавлял умерший в начале 1930-х гг. председатель Дальневосточного Комитета Севера К.Я. Лукс. Арестованы были Я.П. Алькор (Кошкин), Е.В. Блок, Н.И. Гаген-Торн, И.И. Иванов, Е.А. Крейнович, В.Д. Пересвет-Салтан, Н. Прыткова, Н.И. Спиридонов, И.С. Сукоркин, А.С. Форштейн, В.И. Цинциус, К.Б. Шавров и некоторые другие.

Масштаб репрессий, обрушившихся на этнографию в целом и на се-вероведение в частности, был такой, что можно уверенно говорить о полном разгроме: в период с конца 1920-х по середину 1950-х гг. было репрессировано около 500 этнографов. В этот период говорить об отечественном североведении не приходится: большая часть учёных сидела в лагерях и тюрьмах, немногие оставшиеся жили в постоянном страхе, ежеминутно опасаясь ареста.

Судьба этого поколения североведов вообще трагична. Г. Каминский, Н.А. Котовщикова, П.Ю. Молл умерли, работая в экспедициях на Севере в конце 1920-х гг.; Г.Д. Вербов, А.П. Пырерка, С.Н. Стебницкий,

См.: Бахтин Н.Б.«Проект Богораза»: борьба за огонь // Антропологический форум. 2016. № 29. С. 125-141; Лярская Е.В. «Ткань Пенелопы»: «проект Богораза» во второй половине 1920-х - 1930-х гг. // Там же. С. 142-186; Михайлова Е.А. Софья Константиновна Богораз (1870-1921): штрихи к портрету Владимира Германовича Богораза // Там же. С. 109-124.

Ермолова Н.В. Тунгусовед Глафира Макарьевна Василевич // Репрессированные этнографы: сборник / Сост. и отв. ред. Д.Д.Тумаркин. М., 2003. Вып. 2. С. 16.

Н.Б. Шнакенбург погибли на полях сражений в годы Великой Отечественной войны; Г.И. Мельников и Г.М. Корсаков умерли во время блокады Ленинграда1. Большинство остальных были репрессированы и либо расстреляны, как Кошкин и Спиридонов, либо получили длительные лагерные сроки, как Форштейн и Крейнович, надолго, а иногда и навсегда прервавшие их научную работу. Школа учёных-североведов была практически уничтожена.

В 1950-е гг. эта отрасль знаний начала возрождаться. Из лагерей вернулись Г.М. Василевич, Ю.А. Крейнович, В.И. Цинциус; Отдел Сибири Кунсткамеры и Отдел языков народов Севера Института языкознания стали постепенно пополняться новыми сотрудниками. Однако северовед-ческого образования уже не было нигде - ни в Ленинградском университете, ни в ИНС (в те годы - Факультет народов Севера ЛГПИ им. А.И. Герцена). Новых сотрудников набирали прежде всего из выпускников ЛГУ: этнографов - с исторического, лингвистов - с филологического факультета. Довольно быстро это привело к разрыву связей между лингвистическими и этнографическими исследованиями. Для моего покойного учителя Г.А. Меновщикова (1911-1991), который успел поучиться и у Богораза, и у его учеников (он учился на Факультете литературы и языка ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1932-1939 гг.), ещё вполне нормальным было писать статьи и по лингвистике, и по этнографии, и по фольклору эскимосов; для следующего поколения это была уже большая редкость2.

Конечно, нелепо было бы отрицать ту огромную работу, которую провели в 1950-1980-е гг. этнографы, работавшие в Отделе Сибири Кунсткамеры, или лингвисты, работавшие в Отделе палеоазиатских и самодийских языков или в Отделе алтайских языков Института языкознания3. Однако нельзя не признать, что просто этнография Сибири и просто описание языков народов Севера - это ещё не североведение в том понимании, какое существовало в сознании его основателей.

Думается, что главное отличие - в трактовке объекта исследования. Этнографическое описание, как и традиционное лингвистическое описание, неизбежно видит свой объект неизменным, пользуется такими

Роон Т.П., Сирина А.А. Е.А. Крейнович: жизнь и судьба учёного // Репрессированные этнографы: сборник / Сост. и отв. ред. Д.Д. Тумаркин. М., 2003. Вып. 2. С. 49-50. См. подробнее: Vakhtin N. "The Bogoras Project" and Yupik Eskimo Linguistics in Russia // From Boas to Burch: 100 Years of Eskimology / Ed. by Igor Krupnik. Smithsonian Institution. 2016. Pp. 193-218.

Применительно к Институту языкознания см. об этом: Вахтин Н.Б., Головко Е.В. Исчезающие языки и задачи лингвистов-североведов // Малые языки и традиции: существование на грани. Вып. 1. Лингвистические проблемы сохранения и документирования малых языков. Посвящается 75-летию акад. Вяч. Вс. Иванова. / Под ред. А.Е. Кибрика. М., 2005. С. 40-52.

2

аналитическими понятиями, как «степень сохранности традиции (или языка)», «утрата традиционных представлений» (или «исчезающий язык)». Для этого подхода (по крайней мере, для его ранних фаз) характерно представление о пресловутом «этнографическом настоящем», а также о том, что истинный объект этнографии (или традиционной диалектологии) всегда удалён: и чем дальше исследователю удаётся забраться в пространстве и во времени, чем изолированнее изучаемое племя, чем старше информант - тем ценнее. Эта позиция удачно подмечена в работах Сьюзен Гал: исследователи всегда стараются обратиться к «глубинке», к старикам в поисках архаических, неизменных культурных элементов, воспринимаемых как «подлинные»1.

В представлении В.Г. Богораза настоящий этнограф должен быть способен видеть этнографические сюжеты под окнами своего дома2. Богораз упрекал своих коллег на совещании 1929 г. в том, что они игнорируют этнографию нищих, бездомных, рабочих и др., отдавая предпочтение «инородцам», живущим вдалеке от городов3; иначе говоря, он призывал к этнографии современности.

Этот принцип не устарел до сих пор - и вряд ли может устареть. Применительно к Северу это означает, по всей видимости, что объектом изучения сегодня становятся не взятые изолированно и трактуемые с позиций «этнографического настоящего» коренные малочисленные народы, а все люди и все человеческие сообщества и связи, населяющие Север (Сибирь, Арктику - здесь не место углубляться в обсуждение смысла и соотношения этих географических понятий).

Этот подход постепенно распространяется всё больше: североведче-ские исследования активно развиваются и в московских, и в новосибирских, и в тюменских, и в архангельских научных учреждениях. Однако важным центром североведения остаётся Петербург. Именно здесь расположены такие активно работающие научные центры, как отдел Сибири Кунсткамеры, Отдел языков народов России Института лингвистических исследований, Отдел этнографии Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея, а также исследовательская группа Арктического музейно-выставочного центра и некоторые другие. Следует

Сьюзен Гал называет этот подход «пасторальным», см.: Gal, Susan. Lexical innovation and loss: The use and value of restricted Hungarian // Investigating obsolescence: Studies in language contraction and death / Ed. by Nancy Dorian. Cambridge: CUP. 1989. См. об этом подробно: Вахтин Н.Б. Малые языки Российской Федерации: перепись, карта, музей // Россика / Русистика / Россиеведение. М., 2010. Кн. 1. Стр. 75-99. Ср. известный рассказ Н.И. Гаген-Торн (Гаген-Торн Н.И. Memoria / Сост., предисл., послесл. и примеч. Г.Ю. Гаген-Торн. М., 1994. С. 258-259).

Арзютов Д.В., Вахтин Н.Б. Вместо введения // Антропологический форум. 2016. № 29. С. 102.

упомянуть и Центр социальных исследований Севера Европейского университета, сотрудники которого ведут не только североведческие исследования по ряду направлений, но и открыли магистерскую программу по этой дисциплине, в которой стараются совместить «богоразовские» традиции изучения Севера с современными достижениями мировой социальной антропологии.

Объединение усилий всех этих групп поможет возрождению замечательной научной школы петербургского североведения на новом этапе её развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.