Петербургский рынок водки
Михаил Илле исследовательская фирма СНИЦ
В начале октября этого года исследовательской фирмой СНИЦ проведен очередной телефонный опрос взрослого населения Петербурга (959 респондентов; контроль выборки по полу и возрасту; социально-демографические характеристики выборочной совокупности представлены в последней колонке таблицы 1). Одной из тем, изучаемых в рамках этого исследования, было поведение петербуржцев на рынке водки; некоторые полученные результаты предлагаются вниманию читателей.
Потребление водки
Рисунок 1. Формулировка вопроса: «Когда в последний раз Вы пили водку?»
% от всех опрошенных
сегодня вчера позавчера не более недели назад не более двух недель назад не более месяца назад более месяца назад затруднение в ответе вообще не пью водку отказ отвечать
0,8
4
4,2
43
5,3
.................
21
38 7
о
5
10
15
20
25
30
35
40
45
8
8
Рисунок 2. «Где Вы пили водку в последний раз?», % от ответивших (38,5 от всех опрошенных)
дома
на работе в кафе, рюмочных и т.д.
в ресторане в других местах отказ отвечать
3,3
3,5
6 0
6,8
0,8
■
27,
52,3
0
10
20
30
40
50
60
в гостях
Как показывают приведенные данные, около 40% опрошенных вообще не пьют водку. Наибольшие доли не пьющих мы наблюдаем среди женщин, домохозяек, пенсионеров, пожилых людей, респондентов с минимальными душевыми доходами (см. табл. 1). Чаще всего респонденты пили водку дома или в гостях. Среднее количество выпитой водки на одного человека при последнем потреблении составляет 179 грамм. Естественно, что среднее количество выпиваемой водки за один раз больше у мужчин; существенно выше среднего значения выпивают за один прием рабочие, респонденты с неполным средним образованием, люди в возрасте 30-39 лет, студенты (см. табл. 2) Наибольшие средние значения потребления водки приходятся на рестораны, на работе и в гостях (см. рис. 4).
Таблица 1. Взаимосвязь ответов о последнем употреблении водки с социально-демографическими характеристиками респондентов
Потребление водки
не более не более более затруднились вообще Доля группы в
Социально-демографические недели месяца месяца отказались ответить не пьют общем числе
характеристики респондентов назад назад назад водку респондентов
% по
строке
Пол: мужчины 32,0% 12,9% 9,6% 22,2% 23,3% 40,4%
женщины 13,6% 7,3% 7,0% 22,9% 49,1% 59,6%
Возраст: 18-24 года 17,1% 8,6% 10,7% 25,0% 38,6% 14,6%
25-29 лет 25,8% 13,5% 10,1% 14,6% 36,0% 9,3%
30-39 лет 26,5% 10,1% 10,1% 21,7% 31,7% 19,7%
40-49 лет 23,8% 15,6% 8,8% 21,3% 30,6% 16,7%
50-59 лет 21,5% 9,2% 5,4% 23,1% 40,8% 13,6%
60 лет и старше 15,5% 4,8% 5,2% 25,5% 49,0% 26,2%
Образование: неполное среднее 16,9% 3,4% 13,6% 16,9% 49,2% 6,2%
среднее 21,7% 9,5% 7,5% 21,9% 39,4% 48,5%
высшее и нез.в. 20,9% 10,6% 7,8% 24,1% 36,6% 45,4%
Род рабочие 40,0% 12,6% 10,4% 17,0% 20,0% 14,1%
деятельности служащие без высш. обр. 24,5% 11,8% 11,8% 16,7% 35,3% 10,6%
специалисты с высш. обр. 22,4% 11,2% 8,7% 24,2% 33,5% 16,8%
руководители и инд. бизнес 34,6% 21,2% 5,8% 19,2% 19,2% 5,4%
прочие работающие 22,6% 15,1% 5,7% 26,4% 30,2% 5,5%
студенты, учащиеся 14,7% 7,4% 13,2% 26,5% 38,2% 7,1%
пенсионеры 13,8% 4,1% 5,9% 25,3% 50,9% 28,1%
домохозяйки 6,3% 6,3% 4,7% 18,8% 64,1% 6,7%
прочие неработающие 10,9% 10,9% 5,5% 29,1% 43,6% 5,7%
Душевой до 2000 рублей 10,5% 5,2% 5,9% 21,6% 56,9% 16,0%
доход (группы) до 3000 рублей 18,4% 7,4% 4,3% 26,4% 43,6% 17,0%
до 4000 рублей 12,4% 10,7% 19,0% 19,8% 38,0% 12,6%
4001-6999 рублей 33,3% 11,1% 10,1% 15,2% 30,3% 10,3%
7000 рублей и более 32,7% 15,8% 8,9% 16,8% 25,7% 10,5%
затруднились или
отказались 23,1% 10,0% 5,9% 26,5% 34,6% 33,5%
ответить
По всем опрошенным 21,1% 9,6% 8,0% 22,6% 38,7% 100,0%
Таблица 2. Количество выпитой водки в последний раз по группам населения, граммы
Социально-демографические характеристики респондентов Средние значения, граммы
Пол: мужчины 223
женщины 120
Возраст: 18-24 года 193
25-29 лет 196
30-39 лет 211
40-49 лет 168
50-59 лет 170
60 лет и старше 135
Образование: неполное среднее 234
среднее 181
высшее и нез.в. 171
Род деятельности рабочие 237
служащие без высш. обр. 169
специалисты с высш. обр. 163
руководители и инд. бизнес 180
прочие работающие 159
студенты, учащиеся 215
пенсионеры 126
домохозяйки 153
прочие неработающие 175
Душевой доход -группы до 2000 руб. 183
до 3000 руб. 134
до 4000 руб. 145
4001-6999 руб. 198
7000 руб. и более 193
затруднились или отказались ответить 197
По всем опрошенным 179
Рисунок 3. Количество выпитой в последний раз водки по местам потребления, граммы
дома в гостях на работе в кафе, рюмочных и т.д.
в ресторане в других местах отказ отвечать
168
! !
196
1
75
75
53
240
243
о
50
100
150
200
250
300
Покупки водки
Рисунок 4. Когда в последний раз Вы лично покупали водку?, % от всех опрошенных
Не более недели назад 6,2%
Три дня назад_ 1,4%
Позавчера 2,7%
Вчера 1,6%
Не более двух недель назад 3,8%
Более двух недель назад 43,3%
Сегодня 1,5%
Вообще не покупаю водку 39,5%
У респондентов, купивших водку не более двух недель назад (п - 164 чел., 17,2 % от всех опрошенных), мы спросили, как называлась купленная ими водка. На рисунке 5 представлен рейтинг марок по факту последней покупки (приводятся марки, набравшие не менее 1% от числа покупателей). Наиболее популярными марками на момент опроса были три марки: Путинка, Санкт-Петербург, Дипломат.
Рисунок 5. Рейтинг марок по факту покупок, %
Путинка Санкт-Петербург Дипломат Ржаная Флагман Охта Вальс Бостон Гжелка Пятизвездная Горилка с перцем Синопская Русский стандарт Славянская Посольская Менделеев Кузьмич Исток
Александр Сабадаш Скобарь На бруньках Ладога Еврейская Другое Трудно сказать
0
2
4
6
8
10
12
14
Стоимость купленной водки
Респондентов, покупавших водку не более двух недель назад, мы спросили, сколько стоила купленная ими водка. Средняя цена купленной водки за пол-литра составила 94 рубля (см. табл. 4). В таблице 3 приведена динамика покупки водки в различных ценовых сегментах с 2001 года.
Таблица 3. Доля покупок водки в различных ценовых диапазонах, %
Февраль Декабрь Июнь Апрель Октябрь
2002 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2004 г.
40,6 19,3 10,8 12,9 8,1
30,1 53,3 41,0 39,6 33,1
24,6 21,4 33,3 31,6 40,0
4,7 6,0 14,9 16,0 18,8П
Таблица 4. Взаимосвязь покупок водки по различной цене с социально-демографическими характеристиками респондентов, % по строке
Ценовые группы
Социально-демографические характеристики респондентов до 60 рублей до 80 рублей до 100 рублей более 100 рублей
% по строке Средняя цена покупки водки
Пол: мужчины 6,8% 27,2% 40,8% 25,2% 99
женщины 10,5% 43,9% 38,6% 7,0% 85
Возраст: 18-24 года 37,5% 37,5% 25,0% 112
25-29 лет 33,3% 33,3% 33,3% 101
30-39 лет 2,7% 24,3% 35,1% 37,8% 104
40-49 лет 10,3% 35,9% 43,6% 10,3% 89
50-59 лет 9,5% 23,8% 52,4% 14,3% 92
60 лет и старше 18,8% 43,8% 37,5% 77
Образование: неполное среднее 60,0% 40,0% 85
среднее 10,6% 31,8% 37,6% 20,0% 93
высшее и нез.в. 5,7% 32,9% 42,9% 18,6% 96
Род деятельности рабочие 3,0% 39,4% 45,5% 12,1% 94
служащие без высш. обр. 11,1% 18,5% 37,0% 33,3% 102
специалисты с высш. обр. 10,7% 25,0% 46,4% 17,9% 94
руководители и инд.бизнес 27,8% 38,9% 33,3% 101
прочие работающие 33,3% 55,6% 11,1% 91
студенты, учащиеся 57,1% 28,6% 14,3% 90
пенсионеры 14,8% 48,1% 37,0% 77
домохозяйки 33,3% 66,7% 107
прочие неработающие 12,5% 37,5% 25,0% 25,0% 109
Душевой доход - до 2000 руб. 7,7% 69,2% 23,1% 76
группы до 3000 руб. 17,4% 39,1% 39,1% 4,3% 80
до 4000 руб. 4,8% 33,3% 52,4% 9,5% 89
4001-6999 руб. 3,4% 31,0% 44,8% 20,7% 105
7000 руб. и более 4,0% 28,0% 32,0% 36,0% 103
затруднились или отказались ответить 10,4% 25,0% 41,7% 22,9% 94
По всем опрошенным 8,1% 33,1% 40,0% 18,8% 94
Как показывают приведенные в таблице 3 данные, тенденция снижения доли продаж дешевой водки и роста продаж дорогой водки, которая приостановилась в апреле этого года, снова возобновилась. На пять процентов снизилась доля продаж самой дешевой водки, и на три
Цена водки
До 60 рублей за 0,5 литра До 80 рублей До 100 рублей Более 100 рублей
процента выросли продажи в верхнем ценовом диапазоне. Здесь, правда, следует иметь в виду, что в наших опросах мы вряд ли фиксируем опустившуюся часть населения (бомжей, алкоголиков) и реальные продажи дешевой водки, по-видимому, несколько выше получаемых нами оценок. В таблице 4 представлены ценовые диапазоны покупаемой водки в различных группах населения.