Научная статья на тему '"Петербургский музыкальный архив. Выпуск 11. Чайковский. Новые материалы к творческой биографии". Санкт-Петербург: Издательство политехнического университета, 2013. - 451, XVI C. : ил. , нот'

"Петербургский музыкальный архив. Выпуск 11. Чайковский. Новые материалы к творческой биографии". Санкт-Петербург: Издательство политехнического университета, 2013. - 451, XVI C. : ил. , нот Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
220
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Петербургский музыкальный архив. Выпуск 11. Чайковский. Новые материалы к творческой биографии". Санкт-Петербург: Издательство политехнического университета, 2013. - 451, XVI C. : ил. , нот»

«Петербургский музыкальный архив. Выпуск 11. Чайковский. Новые материалы к творческой биографии»

Санкт-Петербург: издательство Политехнического университета, 2013.— 451, XVI с: ил., нот.

В год 125-летия со дня смерти П. И. Чайковского хотелось бы напомнить о большой исследовательской, собирательской и издательской деятельности научно-исследовательского отдела рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории (далее — НИОР СПбГК) по изучению творческого наследия великого композитора, первого выпускника Петербургской консерватории.

С 1996 года НИОР СПбГК организует ежегодные конференции (чтения), получившие со временем международный статус, и с 1997 начинает издавать тематические сборники статей «Петербургский музыкальный архив» (далее — ПМА). В первых же выпусках были опубликованы неизвестные ранее материалы о П. И. Чайковском 1 Полностью ему был посвящен четвертый выпуск ПМА «Чайковский. Новые документы и материалы», получивший признание музыкальной общественности 2.

1 Сквирская Т. З. Автографы П. И. Чайковского в Отделе рукописей Петербургской консерватории / Петербургский музыкальный архив. Выпуск 1. СПб. : Канон, 1997. С. 117-122; Вайдман П. Е. П. И. Чайковский: Новые страницы биографии (по материалам рукописей ученических работ композитора) / Петербургский музыкальный архив. Выпуск 2. СПб. : Канон, 1998. С. 134-143; Сквирская Т. З. «Драгоценность П. А. Вакара» (об одном автографе П. И. Чайковского) / Там же. С. 144-149; Вайдман П. Е. Биография художника: Жизнь и произведения (по материалам архива [ГДМЧ] П. И. Чайковского) / ПМА. Выпуск 3. СПб., 1999. С. 173-180; Сквирская Т. З. К переписке П. И. Чайковского с И. А. Всеволожским / Там же. С. 181-189.

2 Отв. ред. Т. З. Сквирская. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2003. Наряду с сотрудниками НИОР в нем приняли участие такие известные специалисты, как П. Е. Вайдман (3 статьи), А. И. Климовицкий, В. С. Соколов, А. Н. Познанский. Сборник вышел в необычном для того времени «раритетном» оформлении. См.: Данько Л. Г. Новая книга о Петре Ильиче Чайковском // Мшкш. 2004. №1. С. 69-70.

Более подробно следует остановиться на содержании ПМА № 11, включившем большое количество неизвестных или ранее не изученных документов и автографов великого композитора из различных архивов и частных собраний. Значительное место в нем занимают материалы по родословной Чайковского, а также по истории создания его сочинений. Впервые опубликованы 55 писем композитора, расшифровка и подготовка к публикации которых принадлежит зарубежным исследователям литературного наследия Чайковского.

Высокий профессионализм в изучении исторических источников способствует воссозданию ранее не известных сюжетов творческой биографии Чайковского. В открывающей сборник статье Т. З. Сквирской подробно изучены документы А. М. Ассьера, деда Чайковского по материнской линии. Приводится много интересных исторических фактов, впечатляет обзор материалов из петербургских архивов РГИА и ЦГИА. Дополнением к биографии А. М. Ассьера, связанным с его семьей и недвижимостью в Петербурге, служат заметки В. С. Соколова, уточняющего ряд сведений, ранее сообщенных им же в ПМА № 4.

Большое внимание в сборнике по-прежнему уделяется творческому процессу Чайковского. По рукописным материалам, хранящимся в Петербургской консерватории, Т. З. Сквирская изучает годы учебы Чайковского и процесс создания дипломного сочинения на текст оды Ф. Шиллера «К радости». В статье достигнута такая степень подробности, когда «важна каждая деталь, каждая строка истории этого сочинения» (с. 45). Так, например, на всех оркестровых и хоровых голосах имеется печать РМО. «Следовательно,— как пишет автор статьи,—это те самые голоса, по которым кантата исполнялась в 1865 году в Михайловском дворце» (с. 42). Тем более закономерно, что в настоящее время они переданы из отдела нотной литературы библиотеки Консерватории в отдел рукописей (НИОР СПбГК. № 656-ОН). Тщательное изучение авторских рукописей (фрагменты юношеской партитуры Чайковского представлены на качественно выполненных иллюстрациях, У1-УШ) позволило выявить ряд неточностей, допущенных в существующих публикациях ранней кантаты Чайковского в ЧПСС и других изданиях.

Существенные штрихи к истории создания оперы «Пиковая дама» и некоторые подробности трехмесячного «флорентийско-римского» пребывания Чайковского в Италии содержатся в дневнике Назара Литрова. На страницах ежедневных записей компаньона и слуги великого композитора немало ярких бытовых зарисовок—своеобразного фона к напряженному творческому процессу (известно, что именно в этот период

опера была почти полностью сочинена в клавире и частично оркестрована). К этим историческим документам обратился и комментировал их В. С. Соколов.

Во втором разделе «Неизвестные и не замеченные ранее письма П. И. Чайковского корреспондентам в России, Европе и США», под авторством зарубежных коллег Л. Сундквиста и Б. Лэнгстона и в переводе на русский язык М. С. Заливадного, впервые опубликованы 55 писем Чайковского (с. 196-425). Они заметно дополняют известные тома переписки в ЧПСС (с общим количеством более пяти тысяч введенных в научный оборот корреспонденций) 3.

Обращают на себя внимание тщательно выверенные научные комментарии, дополнения и уточнения материалов веб-сайта «Исследования о Чайковском». Сундквисту и Лэнгстону удалось найти разрозненные эпистолы в архивах разных стран, а также в частных коллекциях Петербурга и Москвы, Австрии, Германии, Франции, Нидерландов, Чехии, США и даже Новой Зеландии. Часть из них обнаружена в каталогах антикварных аукционов («И. А. Штаргардт» в Германии, Sotheby's, Artcurial) или в малотиражных изданиях, которые не переводились на русский язык, оставаясь вне поля зрения специалистов. Но благодаря техническим новшествам последних лет эти материалы оцифрованы по проекту Google Books и доступны в Интернете — наряду с возросшим объемом генеалогических сведений.

Хронологически письма Чайковского охватывают почти два десятилетия (1876-1893) и связаны с наиболее интенсивным периодом его творчества и огромного интереса к сочинениям разных жанров, их исполнением во многих столицах мира. Поражает широкий круг зарубежных контактов композитора, его общение с коллегами и друзьями в разных странах на французском, русском и английском языках, обилие имен — известных и малознакомых, обсуждение многих творческих и личных проблем. Разнообразна и литературная манера общения: деловая, официальная в переписке с Адольфом Чехом, Эдуардом Колонном, Николаусом Мессером (горячую заинтересованность проявляет Чайковский в письмах к Леонсу Детруайя — 7 писем! — к Луи Галле, к Жюлю Массне); дружеская,

з Первый, не столь полный вариант публикации Л. Сундквиста и Б. Лэнгстона был осуществлен на веб-сайте «Исследования о Чайковском» (Tchaikovsky Research), включающем регулярно обновляемый каталог, охватывающий все известные письма композитора. См.: URL: http://en.tchaikovsky-research.net/pages/Letters. Дата обращения: 28.10.2018.

с «искорками» нескрываемого юмора и благорасположения — с Полиной Виардо, Юзефом Венявским, Мари Рено.

Среди поздних корреспонденций Чайковского — августовские письма 1893 года, адресованные Василию Сапельникову и Софии Ментер и включающие даты авторских концертов на январь 1894 года и планируемой совместной концертной поездки по Европе. А 11/23 августа 1893 года Чайковский пишет Екатерине Ларош о том, что 16 октября он выступит как дирижер в первом концерте ИРМО в Петербурге с увертюрой «Кармози-на» своего друга и соученика Германа Лароша 4. Тогда же, как известно, состоялась и премьера Шестой симфонии Чайковского под управлением автора. Анонсированный в тесном кругу концерт оказался последним в жизни великого артиста.

Приведенное письмо послано из Клина в Петербург, но оно хранится за пределами России, в музее Библиотеки рукописей Карпелеса (Karpeles Manuscript Library) в г. Санта-Барбара (США, штат Калифорния). Фрагменты двух предыдущих писем (в немецком переводе) были выставлены на аукцион фирмой «Штаргардт» в Марбурге в 1978 году. Копии страниц каталога и факсимильное воспроизведение подписи были предоставлены авторам описываемой публикации сотрудником фирмы.

Такова сложная судьба многих писем Чайковского, опубликованных в 11-м выпуске ПМА. Вот почему беспредельна благодарность бескорыстному энтузиазму и профессиональной ответственности собирателей ранее не опубликованных писем, непрерывно ищущих ускользающие нити в каталогах прошедших аукционов, в Интернете, в электронной оцифровке материалов, в личной переписке с сотрудниками библиотек, музеев, зарубежных университетов, их увлекательной и кропотливой источниковедческой работе5.

Из малоизученной части эпистолярного наследия Чайковского впервые приводятся подлинные тексты двух писем композитора на французском языке директору императорских театров И. А. Всеволожскому

4 Это письмо самым неожиданным образом корреспондирует сообщению о спорах по поводу двух разных увертюр Г. А. Лароша, которые могли быть исполнены в последнем концерте. По утверждению Т. З. Сквирской, «хранящаяся в ОР СПбГК партитура (увертюра «Кармозина», а не Увертюра-фантазия ре мажор. — Л. Д.), очевидно, и лежала на пюпитре перед Чайковским 16 октября 1893» (Сквирская Т. З. Автографы П. И. Чайковского в Отделе рукописей Петербургской консерватории // ПМА. Выпуск 1. С. 120).

5 В конце эпистолярного полутома дан хронологический перечень опубликованных писем, с краткой аннотацией, местонахождением (если оно известно) и номером каждого письма по нумерации писем Чайковского на веб-сайте Tchaikovsky Research.

(с факсимильным воспроизведением автографов: от 18 августа 1890 г., Каменка; от 28 ноября 1887 г., Майданово. Ил. Х11-Х111, XIV). Примечательны уточняющие сравнения М. С. Заливадного с известными ранее русскими переводами, в частности в ЧПСС.

По переписке П. И. Чайковского и Е. К. Альбрехта (27 писем, 1880— 1892) и развернутой биографии Е. К. Альбрехта, подробно изложенной Г. А. Моисеевым, восстанавливается роль Санкт-Петербургского общества камерной музыки в распространении музыки Чайковского при его жизни 6.

Можно назвать и другие содержательные материалы в ПМА № 11: об издании сочинений Чайковского во Франции пишет музыковед Лю-цинда Браун из Германии; об обработках Чайковским речитативов к опере «Свадьба Фигаро» Моцарта—М. В. Дёмина, заведующая отделом раритетов Музыкально-театральной библиотеки Швеции. Расширенный поиск в связи с автографом Чайковского 1893 года—кратким отзывом на сочинение начинающего композитора А. А. Бернарди—проводят Л. А. Миллер и В. А. Сомов.

По материалам личной библиотеки и архива композитора в Доме-музее Чайковского в Клину впервые раскрывается увлекательная тема «П. И. Чайковский и Л. Н. Толстой». В статье А. Г. Айнбиндер рассматривается постоянный внутренний диалог двух великих личностей как «существенный фактор духовной жизни композитора» (с. 164). С продолжением этой темы и ее документальным подтверждением выступает П. Е. Вайдман: «Именно Л. Н. Толстой и некая полемика с ним стали причиной возникновения у М. И. Чайковского попытки создать новую биографию П. И. Чайковского» (с. 195), но этот труд о гениальном брате остался незавершенным.

Ценность данного сборника не вызывает сомнений. Редколлегии удалось привлечь авторитетных авторов из Петербурга и Москвы, Государственного дома-музея Чайковского в Клину, ученых из Германии, Швеции, Великобритании. Новые документы и материалы о великом композиторе не только явились достойным приношением НИОР СПбГК к 150-летнему юбилею первой в России Консерватории. Выпуск ПМА № 11 «Чайковский. Новые материалы к творческой биографии» — весомый вклад в источниковедческую и текстологическую базу дальнейших исследований, посвященных жизни и творчеству Чайковского.

6 Таблица «Исполнения сочинений П. И. Чайковского в С.-Петербургском Обществе камерной музыки (1874-1893)» (с. 74-77).

Хочется надеяться, что сборник ПМА № 15, посвященный 175-летию со дня рождения гения русской музыки, публикация которого была отложена по объективным обстоятельствам, будет подготовлен с таким же тщанием и ответственностью, как и рецензируемый выпуск '.

Лариса Данько

7 Петербургский музыкальный архив. Выпуск 15. Петр Ильич Чайковский: Т. З. Сквир-ская. Музыкальные занятия в Императорском училище правоведения; А. А. Алексеев-Борецкий. «Неизвестный Чайковский». Заметки о воспитании Чайковского в Петербургской консерватории; М. С. Заливадный. Два письма Г. А. Лароша П. И. Чайковскому; Л. Браун. Эдуар Монтобри и его шансонетка «Faut s'amuser, danser et rire». К истории французского источника в Первом концерте для фортепиано Чайковского; М. Демина. Чайковский в датском интерьере; А. В. Комаров. Три пьесы Чайковского для скрипки и фортепиано opus 42. История текста. Инструментовка А. К. Глазунова; Л. Сундквист. Два неизвестных письма П. И. Чайковского и И. С. Тургенева; А. Г. Айнбиндер. Страницы истории Скрипичного концерта Чайковского; Р. де Вет. Неизвестный автограф Чайковского; Приложение: Т. З. Сквирская. О Полине Ефимовне Вайдман. Содержание сборника любезно предоставлено его составителем и отв. редактором Т. З. Сквирской. Возможны уточнения и перестановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.