Научная статья на тему 'Петербургский испанец Начо Дуато'

Петербургский испанец Начо Дуато Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
408
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЯ / БАЛЕТ / ИСПАНСКИЙ БАЛЕТ / БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО НАЧО ДУАТО / CHOREOGRAPHY / BALLET / SPANISH BALLET / BIOGRAPHY AND CREATIVITY OF NACHO DUATO

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Козлова Карина Александровна

В данной статье рассмотрены биография и творчество испанского хореографа Начо Дуато.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Petersburg Spaniard Nacho Duato

In this article were considered biography and creativity of Spanish choreographer Nacho Duato.

Текст научной работы на тему «Петербургский испанец Начо Дуато»

Вестник АРБ M 27 (l) 2O12 89

K.A. Козлова

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИСПАШЦ HA4O ДУАТО

В данной статье рассмотрены биография и творчество испанского хореографа Начо Дуато.

Ключевые слова: хореография, балет, испанский балет, биография и творчество Начо Дуато.

В июле 2O1O года Haчo Дуато оставил пост директора Шци-онального театра танца Испании (CND) и объявил о решении возглавить балетную труппу Михайловского театра с l января 2O11 года1. Ажиотаж возникший вокруг появления Шчо Дуато в Санкт-Петербурге был объясним и оправдан: ведь впервые за последние сто лет отечественную балетную компанию возглавит иностранец, продолжив этим традицию, прервавшуюся на Мариусе Петипа, и впервые во главе российской танцевальной труппы появится хореограф, входящий в число признанных хореографов мира.

Популярность балетов Шчо Дуато среди русской публики возрастает в геометрической прогрессии. В связи с этим увеличивается интерес к самой персоне Шчо Дуато.

В настоящее время в России нет книг, посвященных личности Шчо Дуато, и в целом по сравнению с некоторыми зарубежными странами существует крайне незначительное количество печатных изданий, посвященных балетному искусству на современной сцене, да и редко кто переводит такие издания на русский язык. Поэтому в качестве основного источника информации о жизни и творчестве испанского хореографа Шчо Дуато была использована книга на испанском языке [Nacho Duato: El Placer de la Danza. - Madrid., 2OO5], переведенная автором данной статьи.

Шчо Дуато (Nacho Duato, Juan Ignacio Duato Barci), родился 8 января 1957 года в Валенсии в окружении апельсиновых деревьев, в замечательном светлом городе, омываемым морем.

В Испании, когда Начо Дуато еще был ребенком, не существовало традиции балета. Не было ни хороших школ, ни хороших учителей. Поэтому легко можно представить то, что Начо не знал, что хочет быть танцором до сравнительно «пожилого» возраста. «Но я знал только одно, что хочу выражать себя с помощью собственного тела. Миллионер может обладать яхтой, частным реактивным самолетом Jet или Rolls-Royce. Все это, конечно, замечательно. Тем не менее, я говорю со всем своим смирением, что у меня есть тело. Для меня оно гораздо ценнее, чем любая роскошь. Это сокровище, которое позволяет мне достичь того, чего я больше жажду в жизни: танцевать»2.

Начо Дуато начал свою профессиональную жизнь в качестве актера театра в 16 лет и продолжал бы, если бы некто, связанный с миром танца, не посоветовал ему поехать на просмотр в лондонскую школу Рамберт (Rambert Dance Company). Тогда ему было уже 18 лет. «Балетных туфель у меня никогда не было за всю мою жизнь... и тем не менее, я был избран» [2, р. 22]. Комиссия выбрала его за природные физические данные и за большой потенциал, который смогли в нем разглядеть. Эти люди дали ему шанс проявить себя, и он не упустил его. Это означало огромные изменения в жизни его и его семьи. В Испании, то, что юноша решил посвятить свою жизнь танцу, не могло быть принято с готовностью. На его семью, особенно родителей, новости обрушились, как ушат холодной воды. «Однако, я не виню их. На самом деле, они просто не могли понимать этого» [2, р. 26].

Начо высказывает свое мнение по поводу проблемы возраста танцовщиков и восприятия ими танцевальной техники: «Есть танцовщики, которые начинают танцевать с очень раннего возраста, около 6 или 7 лет или даже еще младше. Ребенку в этом возрасте трудно переварить сложную классическую технику. Он может просто повторять механическим способом то, что показал ему учитель, путем простого подражания». Зрелость способствовала очень быстрой эволюции творческих начал Начо как танцовщика. «Я думаю, что в слишком раннем возра-

Вестник АРБ № 27 (1) 2012 91

сте не может быть ясно, кто хочет и может стать профессиональным танцовщиком. Юноша в 15 или 16 лет уже не ребенок и его интеллектуальная зрелость позволяет ему лучше воспринимать танцевальную технику. Молодой человек в возрасте 18 лет, обладающий хорошей физической формой и который в курсе своего истинного призвания, достигает за один триместр того, что у младшего по возрасту мальчика может занять целый год. И это именно то, что случилось со мной» [2, р. 31].

Во втором семестре Начо был переведен на более высокий курс, что дало ему уверенность, которая была так необходима. «С тех пор я понял с абсолютной уверенностью, что хочу посвятить свою жизнь танцу» [2. р. 29].

Дуато пришлось пережить достаточно опытов в своей жизни, поскольку он был разлучен со своими родителями и семьей в течение длительного времени. Начо принимал участие в нескольких шоу, и выступал на сцене. Он участвовал в мюзикле ОоёвреИ в театре Маркина, в Мадриде. Также играл роль в «Почему ты бежишь» Антонио Гала, в Театре королевы Виктории, где вместе с ним выступали Мари Карильо, Альберто Клосас и Викториа Вера. Звезда Виктория, именно с Начо впервые обнажилась после мирного перехода от диктатуры к демократии в Испании, который проходил в период с 1975 по 1982 г. У Дуато даже была роль в фильме режиссера Хайме де Арминьяна в 1974 году.

После прохождения обучения в школе Рамберт, Начо решил поступить в школу Мориса Бежара «Мудра» в Брюсселе, где он изучал не только классический танец, но и современный, а также музыку и театр. После года учебы, Морис Бежар предложил Начо контракт для работы в профессиональной компании. Однако, несмотря на шанс, который мог представиться ему всего один раз, артист чувствовал, что еще не готов и решил продлить учебу в Элвин Алей Данс Центр в Нью-Йорке.

Дуато вспоминает, что тот период пребывания в Нью-Йорке был по-настоящему безумным. Начо надевал утром роликовые коньки, спускался на лифте и катался по Восьмой авеню и даже

по Бродвею. В тот период его друг Мигуэль Босе также жил в городе небоскребов. Благодаря ему они могли посещать нашумевшие мюзиклы и спектакли города, наслаждаться самыми интересными культурными предложениями, которые мог тогда предоставить такой большой современный город. Здесь было полно музеев, в которых проходили актуальные выставки, и они вызывали огромный интерес у Дуато. Все это способствовало формированию взглядов и мышления Дуато, способствовало принятию им смеси различных рас и культур, как что-то естественного и значительно обогащающего.

Следующим шагом Начо Дуато был просмотр в Кульберг Балет (Cullberg Ballet) Стокгольма, где он протанцевал до 1981 года. «Мое воспоминание о Стокгольме могло бы свестись к трем словам: снег, снег и снег. Снег и мороз. Однако та ледяная территория подарила мне, как ни парадоксально, время человеческого тепла, так как именно там я нашел свою первую профессиональную компанию и моих первых друзей по работе». В этот же самый 1981 год Иржи Килиан предложил Дуато контракт в «Нидерландский танцевальный театр» (Nederlands Dans Theater, NDT). Не сомневаясь, он сразу переехал в Гаагу. «Я считаю, что именно там я нашел свой истинный художественный очаг и, где я узнал того, кто будет моим учителем» [2, р. 39]. «Если Стокгольм остается в моих воспоминаниях как: снег, снег и снег, то Гаага всегда ассоциируется у меня как: серый, серый и больше серого. Серый и влажный...» [2, р. 39]. Это было девять лет большого опыта, как в профессиональной области, так и в личном плане Начо.

В Nederlands Dans Theater Начо Дуато начал все больше развивать свои творческие способности, и помимо своей танцевальной деятельности в многочисленных постановках Иржи Килиана, он впервые проявил себя в качестве хореографа. В 1983 году Дуато создал свой первый балет «Jardi Tancat» («Огражденный сад») для юношеского отделения NDT 2. Тогда Килиан предложил Дуато создать еще один балет, но уже для основной труппы. С тех пор Начо создавал по два балета в год.

Вестник АРБ M 27 (l) 2Ol2 93

Говоря об Иржи Килиане, Дуато писал: «Я восхищаюсь его философией в работе, и особенно его философией жизни. И я восхищаюсь им больше всех других современных хореографов. Он продолжает быть примером для меня» р, p. 5З]. В начале карьеры, конечно, работы Шчо были явно под влиянием Килиа-на. «Хореография, как и все великие проявления духа, опирается на жизненный опыт» р, p. 5З], но спустя время Шчо почувствовал, что нашел свой собственный путь.

Одновременно, не уходя из NDT, Дуато начал возить свои творения в разные компании по всему миру, в такие как: Ballet de la Opera de Lyon, Les Grands Ballets Canadiens, el Hong Kong Ballet и Cullberg Ballet. Ш сегодняшний день балет «Jardi Tancat» входит в репертуар более сорока танцевальных компаний мира.

В карьере Шчо в качестве артиста было важно не только изучение классического балета и современного танца, но также важны его учителя из разных школ, где он учился, страны, где жил Дуато, и люди, с которыми ему посчастливилось обмениваться опытом. «Танцор должен передать все это полученное богатство на сцене, превратив в произведение искусства» р, p. 49].

«Танец - это не просто физическая дисциплина, но, напротив, чрезвычайно интеллектуальное искусство. Человек не может игнорировать мир, который его окружает, проблемы его современников, планету, на которой он живет... Танцовщик не должен сводить свой опыт к маленькому миру танца. Шоборот, я думаю, что как гражданин мира, танцовщик, должен открываться для окружающего мира, как губка впитывать в себя все внешние стимулы, чтобы позже можно было бы использовать весь этот багаж на сцене» р, p. 49-5O].

Главным источником вдохновения для Шчо Дуато является музыка. Он глубоко уважает композитора. Любовь к музыке началась, когда Шчо был еще совсем маленьким. Шчо много раз слушает выбранную музыку, так, чтобы можно было прочувствовать все ритмы на всех уровнях. Каждая нота для него имеет определенную форму, цвет, определенный вес и даже

запах. «Я слушаю музыку снова и снова, я погружаюсь в ее текстуру, изучаю ее исторические документы. Работаю не только инстинктивно» [2, р. 59]. Перед тем, как ставить балет «1агё! Тапса1», Дуато говорил танцовщикам, что когда он слушает музыку, то чувствует запах цветов апельсина. И только после этого процесса, начинает визуализировать некоторые образы и структуры, которые позже реализует в своем балете.

Начо считает необходимым, чтобы каждый танцовщик лично заботился о собственном интеллектуальном развитии. Очень важно не пренебрегать литературой и живописью, сделать привычными походы на выставки, в музеи и, конечно, много читать. Именно литература и живопись вдохновляют Дуато на создание нового. Живопись вдохновляет его своими сильными, разными, яркими цветами и светом, пропорциями и даже позициями или формами человеческого тела в пространстве. Литература является неисчерпаемым источником вдохновения и, кроме того это исключительное средство, чтобы погрузиться в мир музыки композитора или темы, рассматриваемой в балете.

Однако Начо также вдохновляется любой повседневной вещью: пейзажем, ситуацией, разговором, жестом человека, профилем, который видит на улице. «Когда вы входите в творческий процесс, он всегда будет очень чувствительным и проницаемым для всего, что хоть как-то связанно с тем, что вы делаете» [2, р. 56].

Но прежде всего, без сомнения, самый большой источник его вдохновения - это танцовщики. Танцовщик должен быть активным, восприимчивым и открытым для любой подсказки хореографа, для любой ситуации, которая возникает в процессе работы над решением общей задачи.

Стиль танца Начо Дуато формируется через движение с глубоким уважением к музыке. Его танец основан на классической технике, которая служит фундаментом. Однако хореографическая лексика Начо современна, поскольку он старается общаться со зрителями на языковых кодах сегодняшнего человека. Тем не менее, все его танцовщики обучены классической технике.

Вестник АРБ № 27 (1) 2012 95

О своем постановочном методе Начо Дуато говорит так: «Нет ничего искусственного в моей хореографии. Она является отражением моего человеческого бытия» [2, р. 67]. Для того, чтобы лучше узнать внутренний мир Начо Дуато, нужно смотреть его балеты. В его творчестве выявляются внутренние аспекты его личности, которые возникают спонтанно и естественно.

«Мне не нравится, что моя работа обладает эстетикой, которая определяется модой» [2, р. 68]. Проходит время и мода изменяется. «Я мечтаю, чтобы мои балеты жили с течением времени, чтобы были вне времени» [2, р. 68]. Балет «1агё! Тапса1», поставленный в 1983 году, по-прежнему имеет успех. «Я стараюсь быть выше или вне моды, происходящей сейчас, вне того, что все делают в этой или другой эпохе. Просто стараюсь быть самим собой и держаться подальше от того, о чем меня просят люди» [2, р. 68]. Истинная художественная работа выходит за рамки времени и моды.

В своей книге Начо Дуато высказывается на тему воспитания молодых хореографов. «Без таланта, стремления и дисциплины никогда ничего не достигнуть» [2, р. 68]. Хореографы не возникают, как шампиньоны в поле. Сначала человек должен пройти через школу, а затем сценическую практику и, последовательно расти как танцовщик в руках хорошего хореографа. Начо считает, что в начале пути танцовщик не должен стремится к тому, чтобы стать хореографом. Это должно случиться позже, когда танцовщик уже много поработал с различными мастерами. Но когда такое желание возникнет, важны первые шаги рядом с тем, кем восхищается танцовщик и кто вдохновляет его на то, чтобы учиться. Неважно, если на первых порах работа слишком похожа на работу учителя и некоторые считают ее копией. Если это истинный хореограф, он будет отделяться от своего учителя, и будет искать свою собственную дорогу.

Много молодых хореографов боятся влияния, и уже в своих первых работах стараются отличаться от учителей. Они не понимают, что пропускают важнейший процесс: процесс обучения,

подобный тому, который проходит художник, когда снова и снова копирует классиков и с каждым разом развивает свою технику, чтобы постичь искусство живописи. «В любом случае, меня всегда радовало, когда меня сравнивали с моим учителем Иржи Килианом. Я предельно ясно считаю, что мои балеты должны быть, прежде всего, хорошо сделаны, с качеством, с абсолютным пониманием и знанием того, что я делаю» [2, р. 72]. Прочность и четкость в работе обеспечивается знанием инструмента, в данном случае этот инструмент - тело танцовщика. Разумеется, для достижения цели нужно сначала на протяжении большей части профессиональной жизни пройти через опыт сценической практики.

«Искренне я думаю, что я родился танцовщиком. Я должен был решить уйти из дома и быть независимым, чтобы открыто ответить на вопрос (кем стать в будущем?)» [2, р. 73].

После всех этих лет, Начо подтвердил для себя то, что уже заранее знал: только упорным трудом достигаются мечты. Необходимо быть очень строгим и дисциплинированным, иметь четкое представление о том, что действительно необходимо для достижения целей, которые вы ставите перед собой. Даже если это означает, что в какой-то момент нужно будет отказаться от личной жизни, ввиду ежедневного 18 часового рабочего дня на протяжении всей жизни.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 http://www.mikhailovsky.ru/content/nacho-duato

2 Nacho Duato. El placer de la danza. - Madrid., 2005. p. 21.

Abstract

In this article were considered biography and creativity of Spanish choreographer Nacho Duato.

Keywords: choreography, ballet, Spanish ballet, biography and creativity of Nacho Duato.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.