YAK 801.337.23 ББК 80
Г.А. ИВАНОВА
G.A. IVANOVA
«ПЕТЕРБУРГСКИЕ» КОНУЕПТЫ СОУИАЛЬНОГО ДИСКУРСА СОВРЕМЕННОСТИ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ МОДЕЛИ: СОБЫТИЕ - МИФ - МИФОЛОГЕМА - СИМУЛЯКР
«PETERSBURG» CONCEPTS OF SOCIAL DISCOURS
OF TODAY IN A POST-MODERN MODEL: EVENT - MYTH - MYTHOLOGEM - SIMULACRUM
В статье проанализированы «петербургские» концепты социального дискурса современности как эпохи постмодернизма: событие - миф - мифологема - симулякр. В качестве лингвокульурологического материала использованы прецедентные имена, содержащие определения «петербургский», «ленинградский», «питерский». Мифологизация в культуре представлена такими механизмами перехода от профанного (индивидуального) к сакральному (коллективным ценностям) как инициация и иерофания.
In the article the «Petersburg» concepts (event - myth - mythologem - simulacrum) of social discourse of today as the epoch of postmodernism are analyzed. As the linguoculturological material precedent names containing definitions «petersburgskiy», «leningradskiy», «piterskiy» are used. Mythologization in culture is represented by such means of transition from profane (individual ) to sacral (collective values) as initiation and hierophany.
Ключевые слова: дискурс, мифологема, симулякр, профанное, сакральное, срединная культура, постмодернизм, прецедентные феномены.
Key words: discourse, mythologem, simulacrum, profane, sacral, median culture, postmodernism, precedent phenomena.
Цель статьи - проанализировать «петербургские» концепты социального дискурса современности как эпохи постмодернизма: событие - миф -мифологема - симулякр. В качестве лингвокультурологического материала использованы прецедентные имена, содержащие определения «петербургский», «ленинградский», «питерский». Выбор материала обусловлен тем, что апелляция к этим прецедентным именам связана с резонансными событиями в политической и социально-культурной жизни.
В частности, события социальной и политической жизни страны (государства) оставляют след в обыденном языковом сознании народов в виде прецедентных феноменов. В топосах, связанных с номинативами Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, выделились самостоятельные концепты -петербургский, ленинградский, питерский: «петербургский стиль», «петербургский текст», «ленинградская блокада», «ленинградское дело», «ленинградский рок-клуб», «питерская погода», «питерские», «питерские юристы».
Одна из моделей отражения действительности - миф. Изучением мифа как формы культуры занимались Гегель, Фрейд, Юнг, А.Ф. Лосев. В культурологическом понимании миф - это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром (см.: Барт Р., Борев Ю.Б. и пр.) Миф носит побудительный характер (Р. Барт), одновременно выполняя различные функции: обозначает и оповещает, внушает и предписывает, при этом не скрывает свои коннотативные значения, а «натурализует» их, стремится выглядеть как нечто естественное, «само собой разумеющееся»: миф - это коммуникативная система, которая пытается выдать себя за систему фактов [3].
Многими исследователями утверждается, что сознание современного («постмодернового») массового общества агностично и мистифицировано. По мнению исследователей, термин «социальное мифотворчество» двузначен, т. к. указывает, во-первых, на творчество социальных мифов (целенаправленное создание элементов мифосимволической системы, затрагивающей политические, социально-исторические и иные аспекты человеческой жизни); во-вторых, на социальное творчество мифов, которое социально в том смысле, что, осуществляясь в коллективном сознании, лишено черт преднамеренности и индивидуальной целенаправленности [12].
Рассмотрим одну из форм мифопорождающего коммуникативого события - скандал (от греч. - ловушка, соблазн, преткновение) - получивший широкое публичное освещение инцидент, связанный с заявлениями о правонарушениях, позорных или аморальных проступках.
Скандал как семантический (семиотический) феномен есть переход актантом границы взаиморедуцирующих, взаимоисключающих семантических полей. Это событие без событийности, «вспышка» спровоцированная напряжением между ценностными полюсами взаиморедуцирующих парадигм [13]. В технике манипуляции особое место занимает политический скандал - «...получившее многократную <...> разножанровую реализацию, публичное конфликтное общение вокруг события, нарушающего этические нормы, и влияющее на политическую ситуацию»[5]. Как подчёркивают исследователи, политический скандал по определению предполагает «активное отношение со стороны аудитории» и развитие реакции на скандал часто проходит в форме комических жанров: «Обратим внимание на то, что герои мифов - заядлые скандалисты. Кража огня Прометеем скандальна» [13].
Проходя стадию мифа, событие переходит в следующую категорию -мифологему (от др.-греч. «сказание, предание» и др.-греч. «мысль», «причина») - термин, используемый для обозначения мифологических сюжетов, сцен, образов, характеризующихся глобальностью, универсальностью, имеет двойственную природу: это и мифологический материал, и почва для образования нового материала [8]. Жизнь мифологемы в культуре проявляется в выполнении ряда функций: познавательной (например, пословицы, прецедентные тексты), аксиологической (отбор необходимой для саморазвития социума информации), номинативной (обживание мира в именах и реформы жизненного мира через операции переименования), коммуникативной (в качестве «слов» словаря общения), регулятивной (как образ запрета-разрешения и инструмент иерархизации в мифологии власти, отношений обмена и конкуренции) [9].
Для нашего исследования интересны эстетическая функция мифологем, т. к. в них отработаны правила сочетания элементов и режимы овладения выразительным возможностям языковой и культурной архаики, и этическая функция, отражающая этические социокультурные идеалы и оценки эпохи.
Одна из базовых мифологем - противостояние Москвы и Санкт-Петербурга: «Петербург обозвал Москву "большой деревней", а москвичей -"пролетариями". С издевательской насмешливостью москвичи воскликнули: "Что за петербуржество?" - и бросили в сторону Петербурга оскорбительное: "Аристократы". На московском сленге идиома "петербурщина" стало выражением крайне презрительного отношения ко всему петербургскому. Северная столица не замедлила с ответом: "Отольются Москве невские слёзки". А Москва и не скрывала своего отношения к Петербургу: "При упоминании о северной столице у членов правительства меняются лица". Петербург отвечал тем же: "По ком промахнётся Москва, по тому попадёт Питер"» [11].
Следующая мифологема создана филологом В.Н. Топоровым - петербургский текст: «не только смятённое сознание, поражённое величием и нищетой Петербурга, находилось у истоков Петербургского текста. Как повивальная бабка младенца, оно принимало на свои руки сам город с тем, чтобы позже усвоить его себе в качестве некоего категорического императива со-
вести. Именно поэтому через Петербургский текст говорит и сам Петербург, выступающий, следовательно, равно как объект и субъект этого текста (удел многих подлинно великих текстов)» [15].
В современном дискурсе проявляются тенденции перерождения Петербургских мифов в мифологемы и вырождения в симулякры: пародии, карикатуры, анекдоты, стёб - ёрничество. Этот процесс был активен в эпоху модернистского серебряного века, но с явным превосходством петербургского стиля, в постмодернистской модели явна московская культурная доминанта. Если в предыдущие периоды концепт «петербургский» воспринимался в научном и обыденном сознании в оппозиции «московскому» (вспомним комедию А.С. Грибоедова и далее, см.: петербургский и московский тексты В.Н. Топорова), то уже второе десятилетие «петербургский» выделился в самостоятельный прецедент, но девальвировался в обиходно-просторечное «питерский» с явной отрицательной коннотацией. В частности, мы наблюдаем подобное в номинативной цепочке питерские - питерская команда - питерские юристы - «питерские юристки» - «женский батальон питерских юристок», вызывающие и отражающие отрицательную эмоцию в обществе как реакцию на разоблачения в ведомствах министерства обороны (декабрь 2012 г.).
Рассмотрим подробнее наиболее известные мифологемы, отразившиеся в анекдотах и прецедентных феноменах:
1. Мифологема «ленинградский рок-клуб»:
А) «Едет в поезде паренёк узкоглазый с гитарой, напротив сидит металлист - в коже, шипы, прикид - всё при делах: - Зёма? - ты куда? А гитара нафиг? Неужто играть умеешь? - В Ленинград... - А на фига? - Хочу рок-группу создать и стать известным музыкантом. - В Ленинград, с гитарой и рок-группу создать?! Не, ну ты корки мочишь - это просто Кино, какое-то!!!» (Анекдоты про Питер / http://www.ifoxy.ru/viewtopic.php?t=1728).
Б)«БГ - не то, что Высоцкий. Напьётся, бывало, Высоцкий и пишет: "Где был я вчера не найду днём с огнём, только помню, что стены с обоями". БГ - интеллигент с похмелья пишет: "Я помню, было небо - я не помню, где..."» (Жилинский Е.М. Истории Сайгона / http://lib.rin.ru/doc/i/203671p. html).
2. Мифологема «ленинградская (питерская) погода»: «Сочи. Огромный пляж, толпы загорелых спортивных людей... и среди них выделяется такой хууденький бледно-синий мальчик. Его спрашивают: Мальчик, а ты откуда? - Я, дяденька, из Питера. - А чего такой нездоровый? У вас там что, лета в этом году не было? - Да не. Лето-то у нас было, только я в тот день болел...» (Анекдоты про Питер / http://www.ifoxy.ru/viewtopic.php?t=1728).
3. Мифологема «культурная столица»: «Петербург настолько культурный город, что даже чайки, пролетая над ним, не гадят ... терпят»; «Питер настолько культурный город, что там даже старушки в общественном транспорте сверяют паспортные данные, и младшая уступает место» (Анекдоты про Питер / http://www.ifoxy.ru/viewtopic.php?t=1728).
4. Мифологема «сосули»:
А) «Хорошо, что не построили «Охта-центр» в Питере! - Почему? - Я не представляю, какие бы были сосульки на нем!!!»
Б) «В Интернете продолжают обсуждать предложение питерского губернатора Валентины Матвиенко «срезать сосули лазером». Владелец «Живого журнала» shaptchits представил стихотворение «Осторожно, сосули!», в котором обыграл канцелярскую речь градоначальницы:
Срезают лазером сосули, В лицо впиваются снежины. До остановы добегу ли, В снегу не утопив ботины? <...>
Я в кружу положу завары, Раскрою «Кобзаря» Шевчены -Поэта уровня Петрары И Валентины Матвиены.
Напомним, 2 февраля Валентина Матвиенко на заседании в Смольном произнесла: «В XXI веке сбивать сосули ломами - это уже, извините меня, каменный век...» (Сосулям «Валентины Матвиены» посвятили стихи).
5. Кроме «питерских анекдотов» появились анекдоты «про питерских»: «Муж - жене: - Я на выходные еду в Питер покупать хомячка. - Зачем нам хомячок? - Вот ты не понимаешь! Сейчас важно, чтобы в каждой семье был кто-то питерский!»
6. Прецедентные петербургские тексты новейшего времени «жемчужный прапорщик», «ну, что, хорьки»:
A) «Действия милиционера с погонами прапорщика и жемчужным браслетом, который обзывал митингующих «хорьками», были сняты на видео очевидцами разгона несанкционированной акции оппозиции» (http://www. bbc.co.uk/russian/russia/2011/12/111226_st_pete_sentence.shtml).
Б) «"Человек Хорёк! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век Хо-рёк! Надо уважать хорька!" (Проект поправок к пьесе «На дне» М. Горького). Российское движение сопротивления авторитаризму должно быть благодарно дикому омоновскому прапору за введение в речевой оборот нового и яркого символа оппозиции - бесстрашного хорька. История знает примеры, когда презрительное уничижительное прозвище становилось гордым званием бойцов» (Хорёк - это звучит гордо! URL: http://vitaliy-tikho. livejournal.com/15810. html).
B) «Привет питерским хорькам от московских хомячков!» Речь Артемия Троицкого на митинге 11 декабря в Санкт-Петербурге на Пионерской площади (http://piter.tv/video_clip/7593).
Ключевыми интеллектуальными символами эпохи постмодерна начала XXI века стали концепты «симулякр» и «пустота»: постмодернистская культура «опустошает символы, лишая их смыслового содержания; она не придаёт осмысленность и ценность природным и социальным явлениям реальности, а, напротив, обезличивает и обесценивает их. Созданный ею симулякр -искусственный фантом - обладает большей сенсорной и эмоциональной насыщенностью, чем образы реального мира» [7].
Симулякр (франц.) - стереотип, псевдовещь, пустая форма. «Отражение глубинной реальности сменяется её деформацией, затем - маскировкой её отсутствия и наконец - утратой какой-либо связи с реальностью, заменой смысла анаграммой, видимости - симулякра. Следовательно, мы находимся в матрице, окружённые пустыми формами.» [7]
Интересным является представление о политической реальности как о симулякре: «Недавно Майдан-симулякр праздновал симулякр-революцию. Симулякру радостного народа предъявили симулякр-единую команду, которая была фоном для странной речи, с которой выступил симулякр-президент. Позже симулякр-оппозиция раскритиковала то, что сказал симулякр-президент, а симулякр-эксперты сделали симулякр-анализы, которые распространили симулякр-журналисты. Добро пожаловать в страну-симулякр -Украину» (http://www.day.kiev.ua/ru/article/podrobnosti/ubit-simulyakr). К языковому симулякру можно отнести, на наш взгляд, неудачный неологизм В. Матвиенко «сосули», ставший «языковым событием» в петербургском дискурсе.
Как отмечает Е.А. Артёмова, существование жанра политической карикатуры и специфика его жанрообразующих признаков обусловлена принадлежностью к разным типам дискурса (институционального и неинституционального) [1]. Карикатурность - признак ценностного опустошения и
десакрализации символов, в частности концепта «слуга народа». В качестве иллюстрации можно предложить опубликованную поэтическую карикатуру на современного чиновника (http://www.fontanka.ru/2012/11/14/040/):
Утром мажу бутерброд -Сразу мысль: а как народ? И икра не лезет в горло, И компот не льётся в рот! Ночью встану у окна И стою всю ночь без сна -Все волнуюсь об Расее, Как там, бедная, она?
Стало общим местом в дискурсе о культуре, что модернизм / постмодернизм проявился как кризис реализма, но понимание кризиса в культуре лишь как упадка или стагнации ограничивает понимание культуротворче-ской деятельности. Естественно, постмодернистская пустота как отражение дивергентных процессов в культуре не вызывает положительных эмоций, а рождает протестные настроения. Как пишет исследователь О. Николаева, «задача постмодернистской цивилизации в том, чтобы создать вокруг этого среднего человека такой мир, в котором он мог бы чувствовать себя самоуверенно и самодовольно. И потому все духовные вершины должны быть понижены, все пропасти выровнены, все сакральное - профанировано, все чудесное - банализировано, все существенное - спародировано. В любой святыне, в любом образе святости среднему человеку мерещатся репрессивные черты, и потому всякий идеал должен быть скомпрометирован, усреднён и подогнан по его стандартам» [10].
Но в развитии языка и культуры действуют парные закономерные тенденции к устойчивости/динамике; к стандарту/экспрессии; к экономии/ избыточности», симметрии/ассиметрии, виртуальнму/реальному, сакрально-му/профанному.
Концепты сакральное/профанное - «ценностные ориентиры социального бытия», которые, воплощаясь и трансформируясь в различных культурных мировоззренческих формах: мифе - религии - идеологии обнаруживают свою аксиологическую амбивалентность» [16, с. 9]. В современной культуре заметны тенденции массовизации и тривиализации, при этом повседневность, обыденность, мирское, преходящее становится единственной реальностью, его ценность определяет весь строй человеческой жизни. По мнению исследователей, в современном мифе синкретичность связана с отказом от сокрытых, трансцендентных святынь, с превалированием профанного. Профанное занимает место сакрального в качестве высшей социальной ценности и оказывается аксиологической доминантой» [16, с. 9]. Но в культуре представлены и механизмы перехода от профанного (индивидуального) к сакральному (коллективным ценностям) как инициация и иерофания. Инициация (от лат. шШа^о - совершение таинств, посвящение) - архетипический процесс перехода личности от детскости к взрослому состоянию через определенные обряды («Я» как часть коллективного). Вероятно, этот процесс мы наблюдаем в символизации профанного образа хорька в прецедентном тексте как выразителя протестного настроения оппозиции. Иерофания (от греч. геро^, «священный» + греч. фауо^, «светоч, свет») - поиск проявлений священного, в частности, в мифологеме «ленинградский рок-клуб», вероятно, происходит иерофания в форме идолопоклонства (в частности, поклонение фанатов Виктору Цою, лидеру рок-группы «Кино»).
Механизмами, рождающими мифы, символы, ритуалы, философские системы и произведения искусства, исследователи называют а) трансгрессию - запрещённое пересечение символической границы между сакральным и профанным, выход за пределы дозволенного; б) лиминальность (понятие, введённое В. Тэрнером) обозначает переходность, буквально - пороговость, маргинальность и низшее положение в структуре [14].
Мы наблюдаем, что новые культурные смыслы и отношения возникают на периферии традиционных структур. Сакральное проявляет себя в драматических событиях социальной жизни, отмеченных «высокой эмоциональной вовлечённостью», а «символические границы, отделяющие сакральное от профанного, чаще всего проявляют себя в случае их нарушения. Базовой моделью для теории сакрального в современности становится трансгрессия, а не поклонение» [6]. Между сакральным и профанным существует переход («брешь» - М. Элиаде): «от грубых трансгрессий, вызывающих спонтанную солидарность между индивидами, до тонкой сети деликатных иронических комментариев, насыщающих социальную жизнь микроструктурой эмоциональных аттракторов» [6].
Подводя итоги, отметим: несмотря на то что, в социальном дискурсе эпохи постмодернизма проявились угрозы девальвации гуманитарно-коммуникативных сценариев саморазвития личности по модели «событие -миф - мифологема - симулякр», благодаря социокультурной активности русских интеллигентов диалогического и медианного типа создается срединная культура, которая понимается как культурная инновация, полученная в результате «преодоления дуальной оппозиции посредством поиска новой меры снятия её полюсов в осмысленном предмете посредством творческого наращивания нового содержания культуры <...> Все новые смыслы, новое содержание культуры формируется между полюсами оппозиции» [2].
Опираясь на бахтинскую мысль, что «культура творится на границе культур», обратимся к размышлениям В.С. Библера, развившего идеи диа-логизма: «Бахтин шаг за шагом раскрывает (и сам раскрывается в... ) реальные, бытийные, в разночинном перенапряжении чувств, или в предсмертной исповеди возникающие - узелки, элементарные сдвиги гуманитарного мышления (в его началах): сознание и самосознание; понимание и взаимопонимание; идеи и анти-идеи каждого человека, в той мере, в какой он живёт в культуре (а не просто рассуждает о ней) в той мере, в какой он её - культуру - создаёт... Будь это сознание поэта или сознание разночинца в петербургском промозглом дворе...» [4].
Литература
1. Артёмова, Е.А. Карикатура как жанр политического дискурса [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / Е.А. Артёмова. - Волгоград, 2002.
2. Ахиезер, А.С. Срединная культура [Электронный ресурс] // Социологический словарь / А.С. Ахиезер. - Режим доступа: http://slovo.yaxy.ru/81.html.
3. Барт, Р. Мифологии [Текст] / Р. Барт. - М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2000. -320 с.
4. Библер, В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика культуры (На путях к гуманитарному разуму) [Электронный ресурс] / В.С. Библер. - Режим доступа: http://philologos.narod.ru/bakhtin/bibler_dial.htm.
5. Кочкин, М.Ю. Политический скандал как лингвокультурный феномен [Электронный ресурс] : дис. ... канд. филол. наук. - Режим доступа: http:// www.dissercat.com/content/politicheskii-skandal-kak-lingvokulturnyi-fenomen.
6. Куракин, Д. Ускользающее сакральное: проблема амбивалентности сакрального и её значение для «сильной программы» культурсоциологии [Электронный ресурс] / CUTURAL SOCIOLOGY / Д. Куракин. - Режим доступа: http://sociologica.hse.ru/data/2012/01/25/1264324571/10_3_04.pdf.
7. Маслов, О.Ю. Пустота и симулякр - ключевые символы постмодерна (Символы и знаки XXI века - часть 17) [Электронный ресурс] / О.Ю. Маслов. - Режим доступа: http://www.polit.nnov.ru/2009/03/03/symbolpoostota.
8. Мифологема. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.
9. Мифологема / Философские категории. - Режим доступа: http://russidea. rchgi.spb.ru/ideasinrussia/filcategory/index.php?ELEMENT_ID = 3312.
10. Николаева, О. Современная культура и Православие [Электронный ресурс] / Олеся Николаева. - Режим доступа: http://azbyka.ru/tserkov/kultura/ nikolaeva_kultura_i_pravoslavie. shtml.
11. Синдаловский, Н. Античное совершенство питерской фразеологии. Пословицы, поговорки, афоризмы, каламбуры и пр. [Электронный ресурс] / Наум Синдаловский. - Режим доступа: agazines.russ.ru/neva/2012/1/s20.html.
12. Смазнова, О.Ф. Диалектика социального мифотворчества / Актуальные проблемы современности сквозь призму философии. Университетский научно-методолог. семинар [Электронный ресурс] / О.Ф. Смазнова. - Режим доступа: http://www.mion.novsu.ac.ru/gev/prqiects/seminar/Smaznova.pdf.
13. Смирнов, И.П. Скандал. Человек человеку - философ [Электронный ресурс] / И.П. Смирнов. - Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/s/Scandal.html.
14. Тернер, В. Символ и ритуал [Электронный ресурс] / В. Тернер. - Режим доступа: http://lib.rus.e c/b/370731/read.
15. Топоров, В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) [Электронный ресурс] / В.Н. Топоров. - Режим доступа: http://philologos.narod. ru/ling/topor_piter. htm.
16. Фёдоровских, А.А. Трансформация сакрального и профанного в обществе: миф - религия - идеология [Электронный ресурс] : автореф. ... канд. философ. наук. - Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/624/!/ urgu0013s.pdf.