Научная статья на тему 'ПЕСОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ'

ПЕСОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
290
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕСОК / ДЕТИ / ВОЗМОЖНОСТЬ САМОВЫРАЖЕНИЯ / РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СКЛОННОСТЕЙ / ДЕЙСТВЕННЫЙ СПОСОБ НАУЧИТЬСЯ ВЫРАЖАТЬ ЧУВСТВА / ЭМОЦИИ / ПЕРЕЖИВАНИЯ / ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ / КАСАЮЩИЕСЯ / ВНУТРЕННЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА / РАСКРЫТЬ / УВИДЕТЬ ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ / КОНФЛИКТОВ / СТРАХОВ / КОРРЕКЦИЮ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Жандилдина Р.Е.

В статье подчеркнута возможность использования песка в развитии детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия с песком дают ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAND TECHNOLOGY IN PRESCHOOL

The article emphasizes the possibility of using sand in the development of children - this is a great opportunity for self-expression, the development of creative inclinations in a child, as well as a simple and effective way to learn how to express your feelings, emotions, feelings. Sand classes provide answers to many questions of parents regarding the inner emotional world of their child, allows you to reveal and see the true causes of conflicts, fears, and in the future to carry out a correction.

Текст научной работы на тему «ПЕСОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ»

14. Automated process control Isystem of mobile crushing and screening plant / А. Ostroukh, N. Surk-ova, O. Varlamov [et al.] // Journal of Applied Engineering Science. - 2018. - № 16 (3). - Р. 343-348.

15. Shadrin, S. S. Experimental Autonomous Road Vehiclewith Logical Artificial Intelligence / S. S. Shadrin, O. O. Varlamov, A. M. Ivanov // Journal of Advanced Transportation, vol. 2017, Article ID 2492765. - 2017. - 10 p.

16. Система автоматического тегирования изображений на основе миварных технологий / Ю. И. Майборода, М. Ю. Синцов, А. Ю. Озерин [и др.] // Программные системы: теория и приложения. - 2014. - Т. 5. - № 4 (22). - С. 159-170.

17. Чувиков, Д. А. Применение экспертного моделирования в получении новых знаний человеком / Д. А. Чувиков // Радиопромышленность. - 2017. - № 2. - С. 72-80.

УДК 373.21

ПЕСОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ SAND TECHNOLOGY IN PRESCHOOL

Жандилдина Р. Е., магистр пед. наук, доцент Аркалыкский педагогический институт имени И. Алтынсарина Казахстан, г Аркалык roza.zhandildina@mail.ru

Аннотация. В статье подчеркнута возможность использования песка в развитии детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия с песком дают ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию.

Ключевые слова: песок; дети; возможность самовыражения, развития творческих склонностей; действенный способ научиться выражать чувства, эмоции, переживания; вопросы родителей, касающиеся, внутреннего эмоционального, мира; раскрыть, увидеть, истинные причины, конфликтов, страхов, коррекцию.

Abstract. The article emphasizes the possibility of using sand in the development of children - this is a great opportunity for self-expression, the development of creative inclinations in a child, as well as a simple and effective way to learn how to express your feelings, emotions, feelings. Sand classes provide answers to many questions of parents regarding the inner emotional world of their child, allows you to reveal and see the true causes of conflicts, fears, and in the future to carry out a correction.

Key words: sand; children; the possibility of self-expression, the development of creative inclinations; an effective way to learn to express feelings, emotions, experiences; questions of parents regarding the inner emotional world; reveal, see, the true causes, conflicts, fears, correction.

В современной системе образования много проблем. Одна из них - это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием всегда остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детских образовательных учреждений.

В связи с эти основной целью детского сада является - создание благоприятных условий для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Реализация данной цели достигается решением следующих задач:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через использование здоровьесберегающих образовательных технологий;

- объединение усилий педагогов и родителей в социально-коммуникативном развитии детей, нравственное воспитание.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Существуют различные виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании в зависимости от целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

Одной из таких здоровьесберегающих технологий является песочная терапия. Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии и наиболее интересна, так как направлена на снятие напряжения, стресса, достижения комфорта и, кроме всего, на развитие воображения, творчества, мелкой моторики и, как следствие, речи и когнитивных функций.

Цель песочной терапии - дать возможность ребенку быть самим собой, развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий [1].

Метод песочной терапии можно применять в работе с детьми от трех лет для решения различных проблем: нарушения в поведении, сложности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (родителями, воспитателями), психосоматические заболевания, повышенный уровень тревожности, страхов, сложности, связанные с изменениями семейной жизни (развод родителей, появление младшего ребенка и т.д.), неврозы. Формы и варианты при работе с песочной терапией зависят и определяются в соответствии с особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы с ним, продолжительностью проводимой работы. Игровые методы работы с песком могут применяться как для диагностики и коррекции, так и для профилактики (например, в период адаптации к детскому саду).

Песок - это уникальный материал, а занятие с ним - увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет. В свободной игре ребенок может выразить то, что ему хочется сделать, играет свободно, а не по чьей-то указке. Рисунки на песке «свободны от ошибок». Рисуя песком невозможно ошибиться, все можно исправить. А если захотеть, то и превратить один рисунок в другой.

Опыт работы показал, что использование песочной игротерапии даёт положительные результаты: песочная терапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка; оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;но самое важное, ребёнок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

Наличие позитивного влияния на эмоциональное самочувствие детей и взрослых делает игру в песок прекрасным средством для укрепления психологического здоровья ребенка. Современное общество очень динамично и быстро развивается и сегодня для наших детей: интернет, планшет, сотовый телефон - это норма. Куличики, песочные пирожки, игры в песочнице отходят на второй план. И наша задача как педагогов перевести взор ребенка от электронной плоскости планшета на объемное пространство песочницы; вдохновить ребенка на рождение в себе творца. Хорошо знакомый нам песок кажется очень понятным и простым. Но на самом деле это таинственный и удивительный материал.

Дети могут возиться в песке часами, пересыпать его, строить домики и фигурки или даже просто ходить по нему. Игры с кинетическим песком способны надолго занять ребенка, ведь он мягкий, пористый, так легко лепится. Каждый детский психолог при желании может включать такие игры в свои развивающие занятия [2; 3.].

Для игр с кинетическим песком вам понадобится: кинетический песок (его можно сделать самостоятельно по рецепту) формочки маленькие игрушки, зубочистки/палочки (или другой подручный материал, которым можно писать/рисовать), грузовик, детская посуда.

1. Пишем/рисуем. На гладкой поверхности зубочисткой/палочкой или другим подходящим материалом начинаем писать или рисовать. Попутно можно устроить развивающее занятие - играя, учить малыша цифрам и буквам, будет значительно интереснее.

2. Считаем. Кроме букв, таким же способом можно еще и осваивать счет. Лепим из песка пирожки, зовем гостей (различные игрушки) - считаем сколько пришло зверьков в гости и сколько у нас пирожков.

3. Большой-маленький. Строим башни из песка (можно также строить куличики, формировать шарики разных размеров) и раскладываем их по величине (для младшего дошкольного возраста).

4. Какой длины. Лепим несколько гусениц из песка и определяем, какая из них длиннее, а какая короче. Ребенок раскладывает их по заданным взрослым параметрам.

5. Фигуры. Лепим различные фигуры и называем их. Можно так: психолог лепит круг, а вслед за ним малыш, лепит круг и называет его. То же повторяем и с другими геометрическими фигурами.

6. Учим буквы. В отличие от 1 пункта, правила игры немного меняются и мы буквы не пишем, а лепим из кинетического песка. После того, как буква будет готова - произносим ее название. Это упражнение помимо развития детской памяти позволяет в значительной мере развивать мелкую моторику дошкольника.

7. Учимся пользоваться ножом. Из песка формируем колбаску или батон, который предлагаем малышу разрезать с помощью пластмассового ножа. После того, как малыш разрежет колбаску - посчитайте, сколько кусочков у вас получилось.

8. Сенсорная коробка. С помощью кинетического песка можно оборудовать множество интересных сенсорных коробок - посадить огород, построить ферму и заселить ее животными, все зависит только от вашей фантазии. Действительно действует завораживающе, когда сидишь, перебираешь-пересыпаешь песочек из руки в руку и наблюдаешь, как он «убегает», просачиваясь сквозь пальцы.

9. Пасочки и формочки. «Летние» формочки, которыми дети играют на улице в обычной песочнице, подойдут для игры. Из кинетического песка куличики лепятся не так, как из «уличного» песка. Если уличный песочек нужно набрать в формочку, утрамбовать и быстро перевернуть. То здесь все гораздо проще - набранный песочек не нужно утрамбовывать, достаточно лишь аккуратно срезать излишки с помощью ножа.

10. Сокровище. Детям очень нравится играть в «прятки» с кинетическим песком. Просим детей отвернуться, прячем в песке маленькие игрушки, после чего просим ребенка найти их в глубинах песка.

11. Грузовик. Человечки из набора «лего» (или другие фигурки) загружают с помощью «лопат» (ложечек) полный кузов грузовой машины песка и она едет дальше, отвозит его на место строительства будущего дома.

12. Следы. Разравниваем песочек так, чтобы получилась ровная поверхность. Затем по этой поверхности «ходим» игрушечными зверьками, ездим машинками и смотрим, какие следы остаются. Можно усложнить правила игры - малыш отворачивается, мама в это время делает отпечаток какой-нибудь игрушкой и просит малыша вернуться. Ребенок изучает след, оставленный на песке и пытается угадать, кому он принадлежит [4].

13. Готовим еду. Кинетический песок - идеально подходит для ролевых игр в кухню. Можно готовить различные угощения для игрушек, раздавать по тарелочкам, «разливать» по чашкам, нарезать игрушечным ножичком тортики, созданные за пару минут из кинетического песка, кормить гостей.

14. Забавные рожицы. Разнообразить игру помогут подручные материалы, такие как пробки от бутылок, пуговицы, зубочистки, с помощью которых можно создавать лица, мордочки животных.

15. Лепим из кинетического песка можно лепить разные фигурки - снежную бабу, гусеницу, колобка, поезд, машинку и много других интересных фигурок.

16. Закапывание ручек - еще одно развлечение, которое может понравиться малышу и привести его в восторг.

17. Горка. Формируем из кинетического песка гору, вдоль стен которой делаем неширокие «дорожки» для маленьких мячиков. После чего можно скатывать небольшие шарики по этим спусками.

18. Сюрприз. Наверное, все в детстве закапывали в песок разноцветные фантики, бусинки и т.п.

19. В песке можно разыгрывать сюжетные игры. Ставить домики, которые до этого можно раскрасить на свой вкус, заселять их разнообразными фигурками животных и людей.

Все вышеперечисленные игры при их использовании на развивающее занятие будут иметь очень благоприятный терапевтический эффект [5].

Песочная терапия для ребенка - возможность его самовыражения. Вода, песок, фигурки животных и людей, предметы способны помочь малышу раскрыться, выразить эмоции и чувства, которые иногда трудно передать словами. Песочная терапия способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. При этом сеансы песочной терапии дают ощущение полной свободы и защищенности.

Песочная терапия - это, по сути, игра. Игра, которая помогает ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства. Песочная терапия — это игра с символами, которые помогают услышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы.

Библиографический список:

1. Епанчинцева, О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Конспекты занятий. Картотека игр / О. Ю. Епанчинцева. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2015.

2. Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинке-вич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург : Речь, 2005.

4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Игры в сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург, 2008.

5. Новикова, Н. А. Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ / Н. А. Новикова, Ю. И. Голиусова // Молодой ученый. - 2017. - № 32. - С. 99-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.