Научная статья на тему 'Песни-посвящения группе "Агата Кристи"'

Песни-посвящения группе "Агата Кристи" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1156
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОК-МУЗЫКА / ROCK MUSIC / РОК-ГРУППЫ / РУССКАЯ ПОЭЗИЯ / RUSSIAN POETRY / РОК-ПОЭЗИЯ / ROCK POETRY / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / РУССКИЙ РОК / RUSSIAN ROCK / ROCK BANDS / POETIC CREATIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ступников Денис Олегович

Настоящая подборка включает тексты песен российских рок-музыкантов, адресованных группе «Агата Кристи» и персонально её лидеру Глебу Самойлову. Тексты приводятся целиком, преимущественно в авторских вариантах. К каждому из них дана справочная информация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SONGS-DEDICATIONS TO THE BAND "AGATA CHRISTIE"

This article includes lyrics of Russian rock musicians dedicated to the Agatha Christie band and personally to its leader Gleb Samoilov. The texts are given entirely, mainly in the author's versions. Each of them has the background information.

Текст научной работы на тему «Песни-посвящения группе "Агата Кристи"»

Приложение

УДК 821.161.1-192:785.161 ББК Ш33(2Рос=Рус)6-453 +Щ318.5 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25

Д. О. СТУПНИКОВ

Москва

ПЕСНИ-ПОСВЯЩЕНИЯ ГРУППЕ «АГАТА КРИСТИ»

Аннотация. Настоящая подборка включает тексты песен российских рок-музыкантов, адресованных группе «Агата Кристи» и персонально её лидеру Глебу Самойлову. Тексты приводятся целиком, преимущественно в авторских вариантах. К каждому из них дана справочная информация.

Ключевые слова: рок-музыка, рок-группы, русская поэзия, рок-поэзия, поэтическое творчество, русский рок.

Сведения об авторе: Ступников Денис Олегович, кандидат филологических наук, руководитель тематических разделов «Музыка» и «Кино» мультипортала KM.RU.

Контакты: 127549, Москва, ул. Пришвина, д. 8, стр. 1; kubovitch@mail. ru

D. O. STUPNIKOV

Moscow

SONGS-DEDICATIONS TO THE BAND «AGATA CHRISTIE»

Abstract. This article includes lyrics of Russian rock musicians dedicated to the Agatha Christie band and personally to its leader Gleb Samoilov. The texts are given entirely, mainly in the author's versions. Each of them has the background information.

Keywords: rock music, rock bands, Russian poetry, rock poetry, poetic creativity, Russian rock.

About the author: Stupnikov Denis Olegovitch, PhD of Philological Science, chief editor of the sections Music and Movies at web-zine KM.RU.

Группа «Агата Кристи» всегда держалась особняком и славилась своей непредсказуемостью. В Свердловском рок-клубе участники коллектива считались «младшими братьями» заматеревших мэтров, которые, впрочем, отнеслись к ним поначалу довольно благосклонно. Дебютный альбом «Агаты Кристи» «Коварство и любовь» (1989) снискал позитивные отзывы. Все ожидали от группы продолжения свойственного диску «опереточного» стиля, но следующая пластинка «Декаданс» (1991) уже апеллировала не к помпезному арт-року, а к болезненной новой волне, и была встречена в целом холодно.

© Ступников Д. О., 2018

После альбома 1993 года «Позорная Звезда» «Агата Кристи» резко пошла в гору. Радости и понимания у коллег по рок-цеху этот факт отнюдь не вызвал, поскольку ставка была сделана на танцевальное звучание, что было воспринято многими как «предательство идеалов». К этому времени создатели «Агаты Кристи» Вадим и Глеб Самойловы не на шутку увлеклись рейв-культурой, и в следующем альбоме «Опиум» (1995) нарочно сделали на ней особый акцент. «Этот альбом - вообще очень большая на...бка. - рассказал нам недавно Глеб Самойлов. - "Агату" тогда уже очень ругали за "попсу", вот мы и сделали мелодии слащавыми. Слова-то всё равно никто не слушает.» [1].

Именно в «попсовости», не стесняясь в выражениях, упрекала «Агату Кристи» в песне «Поп приговорён» группа «Кирпичи» в 1996 году. Как ни странно, это не помешало первопроходцам питерского рэп-кора петь дифирамбы рейв-культуре. Более гибкими оказались консервативные земляки братьев Самойловых из группы «Чайф». На первый взгляд, «Агата Кристи» фигурирует в песне «Не со мной» в ироническом ключе. Но спустя годы выяснилось, что это было частью своеобразной пиар-акции (см. примечания к тексту «Не со мной» в данной подборке). С нескрываемым пиететом относились к «Агате Кристи» их последователи из «Смысловых Галлюцинаций», что видно из песни «Коварство и любовь».

Перелом в восприятии творчества братьев Самойловых случился после совместного тура с «Алисой» и «Бекханом» «15 лет красно-черных чудес» в 1999 году. А после распада «Агаты Кристи» в 2010 году группа окончательно перешла в статус легенд. После создания группы «The Ma-trixx» Глеб Самойлов постоянно участвует в коллаборациях как с музыкантами своего поколения, так и с более молодыми исполнителями. Об этой преемственности поколений заявлено в песне группы «25/17» «Торт».

В предлагаемую публикацию входят тексты песен-посвящений «Агате Кристи» и персонально Глебу Самойлову, принадлежащих исполнителям, имена которых на слуху. Тексты принципиально брались в авторских редакциях (за исключением «А потом Берлин» Александра Ф. Скляра и «Ва-Банка»). Каждый из них снабжён аннотацией, в которой указаны создатели песни, альбом, куда она вошла, и обстоятельства её написания. По возможности, мы использовали авторские комментарии к этим композициям, взятые нами непосредственно у авторов или позаимствованные из открытых источников. В последовательности публикации текстов мы старались использовать хронологический принцип, ориентируясь на примерное время их написания, а также даты выхода тех альбомов, где они звучат. Кроме того, мы попытались отразить в комментариях все известные нам разночтения и варианты текстов.

Прежде всего данная подборка адресована всем вдумчивым поклонникам «Агаты Кристи» и филологам, в сфере интересов которых находится изучение биографических мифов рок-поэтов. Выражаем благодарность Марине Залогиной и Олесе Сербиной за неоценимую помощь в подготовке публикации.

Не со мной («Чайф»)

Собираю марки От чужих конвертов. Отпускаю мысли, Так легко по ветру. Улетает время -Тяжелей, но дольше. Я тебя не встречу, Не увижу больше.

Не со мной ты, не со мной.

Не могу привыкнуть К глупости и фальши -Ты была так близко, Ты теперь всё дальше. Ты вчера ходила На «Агату Кристи», Я пинал по скверу Золотые листья.

Не со мной ты, не со мной.

Разливал в стаканы Я Киндзмараули, И чужие руки Резали сулугуни. Пела она песни -Плохие да фальшиво, В голове стучало -«Без тебя паршиво!»

Не со мной ты, не со мной.

Песня екатеринбургской группы «Чайф» впервые опубликована в её альбоме «Реальный мир» (1996). Автор музыки и слов - Владимир Шахрин. Текст печатается по буклету вышедшего на студии «Союз» первого издания CD данного альбома. В размещенном на официальном сайте группы chaif.ru варианте текста имеются разночтения. Предпоследняя строчка третьего куплета выглядит как «в голове стучалось», «киндзмараули» написано со строчной буквы, а в припевах применена иная разбивка на строки. В 2004 году Владимир Шахрин дал нам обширный комментарий о предыстории упоминания «Агаты Кристи» в тексте этой песни: «На самом деле, уже прошло немало времени, и сейчас я могу честно рассказать, что это была придуманная по пьянке история. Мы сидели на киностудии, напротив меня сидел Глеб Самойлов, а наши поклонники к тому моменту уже начали сочинять небылицы о нашем, якобы, противостоянии.

И я сказал: "Глеб, да ведь это извечная тема: война "битлов" и "роллин-гов", Oasis и Blur. А мы скандалить не умеем, так давайте, значит, придумаем скандал". И мы ударили по рукам, что будем, типа, играть в такую войну двух групп. Но, как люди азартные, мы в это включились уж чересчур активно. Вошли во вкус, так что зачастую Глеб, как человек ранимый, стал воспринимать наши "наезды" всерьёз. Нам-то это было не очень интересно, но поклонники и пресса так за это уцепились, что ещё потом года четыре это колесо раскручивалось. Приходится признать, что скандалы работают на славу музыканта продуктивно. Вот если бы мы с ними придумали какую-то совместную благотворительную акцию, то это бы осветили один раз - и тут же забыли бы. Естественно, с "Агатой" делить нам было абсолютно нечего. Мы много общались с их покойным клавишником Сашкой Козловым - это была своего рода ходячая музыкальная энциклопедия. С Вадиком можно было всегда решить какие-то технические вопросы. Пока мы жили в Екатеринбурге, мы часто ходили друг к другу в гости, у нас были рядом квартиры. Глеб же мне всегда импонировал как поэт из старой рок-обоймы. Это надёжный мужик, с которым мы немеряно водки выпили. В этой придуманной "войне", заметьте, персонально мы никого не критиковали. Чаще мы говорили про некую абстрактную "Агату Кристи". И на концерте в "Олимпийском" они совершенно неожиданно подпели нам во "Внеплановом концерте" "Ты вчера ходила на "Агату Кристи", я пинал по скверу золотые листья". Причём Глеб почему-то слова из другого куплета этой же песни "пела она песни плохие, да фальшиво", почему-то так до сих пор к себе и относит. Хотя, конечно же никакого отношения к группе они не могут иметь... Нет, с "Агатой" у нас нормальные хорошие отношения и более того - общий пресс-атташе Марина Залогина». Остается добавить, что у «Чайфа» есть кавер-версия песни «Агаты Кристи» «Моряк».

Поп приговорён («Кирпичи»)

Музыка делает деньги - Я выделяю яд - Хит «Агаты Кристи» - Смрад Пистолет - Пулемёт - Поп умрёт - он приговорён

Не могу - Так достало всё - Шоу-бизнес -Бывший СССР

Мне наплевать, что это любишь ты или он. Хуй с ней с «Агатой Кристи» Поп приговорён

Приговорён.

Песня санкт-петербургской группы «Кирпичи» опубликована на их дебютном альбоме «Кирпичи Тяжелы» («Шок-рекордс», 1996). Текст авторства лидера коллектива Василия Васина (Васильева) публикуется по буклету фирменного CD-издания данного альбома. Мы позволили себе лишь закавычить название «Агаты Кристи» и исправить ошибочное напи-

сание слова «шоу-бизнес». Несмотря на суровый приговор коллегам, вынесенный «Кирпичами» в тексте песни, название «Агата Кристи» значится в буклете диска в разделе «На наше творчество повлияли» третьей - после групп «Sepultura» и «Tequilajazzz!». Это делает упоминание группы в обличительной песне сродни рэп-баттлу, когда после очередной порции обвинений обе стороны, как ни в чём не бывало, по-дружески жмут друг другу руки или по-братски обнимаются.

Коварство и любовь («Смысловые Галлюцинации»)

Как пьяный вечер, пыл угас, И не осталось ничего. Я отвалился на матрас -Мне снился сон для никого.

Красивых звёзд сиянье мне На миг напомнит о тебе. Ты на спине, как на войне, А на войне, как на Луне.

Пот падает с груди.

Что y нас с тобою впереди - неважно,

Стало как-то не так, как будто,

Это что-то не то, что было.

И о стёкла бьётся ветер.

Я играл, а ты любила.

А дворник повторял слова На непонятном языке. Он тоже пьян, а я во сне Иду по сказочной тайге.

А мне с тобою повезло, Ведь ты всего лишь снишься мне, И ты поймёшь, кто я такой, Увидев карту на стене.

Сны падают с Луны.

Что y нас с тобою впереди - неважно,

Стало как-то не так, как будто,

Это что-то не то, что было.

И о стёкла бьётся ветер.

Я играл, а ты любила.

«Смысловые Галлюцинации» стали последней группой, вступившей в Свердловский рок-клуб. Это обстоятельство во многом предопределило их промежуточное положение между адептами уральской рок-школы и представителями «рокапопса» 90-х. Неудивительно, что многие тексты «Смысловых Галлюцинаций» построены по постмодернистским принципам и

насыщены интертекстуальными отсылками к старшим коллегам. Так, текст песни «Коварство и любовь» представляет собой центон - монтаж из цитат песен «Агаты Кристи» «Как на войне», «Опиум для никого», «Вольно», «Кондуктор», «Дворник», «Сказочная тайга», а название позаимствовано у «агатовского» альбома 1989 года. Автор текста - Олег Гененфельд. Музыка - Сергей Бобунец, Константин Лекомцев, Александр Бурый. Печатается по буклету CD-издания альбома «Здесь и сейчас» («СтарТРек-ЕТРК», 1997). В сопроводительных данных к альбому присутствует благодарность клавишнику «Агаты Кристи» Александру Козлову. В печатном варианте текст не структурирован, являясь имитацией потока сознания (приём, характерный и для многих публикаций текстов «Агаты Кристи»). Для настоящей подборки нами осуществлена разбивка на строчки и замена строчной буквы на прописную в начале каждой из них. В последние годы своего существования «Смысловые Галлюцинации» исполняли на своих концертах кавер-версию «Ковра-вертолёта» «Агаты Кристи». После распада «глюков» в декабре 2016 года песня перекочевала в сольный репертуар лидера коллектива Сергея Бобунца.

КОСК-М^ОиЬ («Алиса»)

Не помню точно, но кто-то сказал, будто rock-n-roИ - это он. В комплексах рождается спесь, не больше того. Я помню время, когда всякой струне не давалось шанса на звон, И каждый звук мечтал умереть за естество. Нас было мало, Макар был прав - в битвах крепла горечь потерь. Рок тогда граничил с тюрьмой, но ждал перемен. По ритму Майка, по аккордам Б.Г. я приоткрывал эту дверь И как Цой, раскачивал ночь пульсацией вен. Мы движемся по струнам сердец, Считая ночи, днём. Нас мало, но пока мы в пути В нас горит открытым огнем Rock-n-roИ.

Мы были вместе по законам войны, - каждый на своем рубеже, Мы меняли правду на боль, - так было легче дышать. Когда один из нас срывался в пике на очередном вираже, Мы просили не голосить и не провожать.

Огнем СашБаша не насытилась жизнь, по Чуме тоскует металл, Пульс Крупы - «Я остаюсь» не изменить. Ори им Гарик, болью выплесни «Плач»,

как Ревякин сердцем сказал: «Когда задуют наши костры, вас станет знобить». Шевчук, Шахрин, Борзыкин, Ник Rock-n-roИ,

Шклярский, Ай-яй-яй, Рикошет, Летов, Григорян, Чистяков, Свин, Паращук. Васильев, Фёдоров, Самойловы, Чиж, Скляр,

Бутусов, Янка, Паштет, Князь, Галанин, Чача, Горшок, Чёрт да Паук.

301

Конечно, это явно не все, в перечне достойных имен, Кто сумел наполнить сердца болью струны. Не помню точно, но кто-то сказал, будто rock-n-roИ - это он И я решил поставить вопрос: - а кто тогда мы?

Текст данной песни обречён быть некоей константой в практически любых подборках посвящений российским рок-музыкантам. Впервые «ROCK-N-ROLL» был исполнен «Ва-Банком», автором песни Константином Кинчевым, Гариком Сукачевым и Глебом Самойловым на 20-летии группы «Ва-Банкъ» во МХАТе имени «Горького» в начале марта 2006 года. На том же концерте вместе с Глебом Самойловым «Ва-Банкъ» сыграл «Сказки» и «Кто мы». В студийной версии «ROCK-N-ROLL» с подарочного издания альбома «Алисы» «Стать Севера» (2007) братьям Самойловым достались строки «Когда один из нас срывался в пике на очередном вираже, / Мы просили не голосить и не провожать». Публикуется по буклету этого издания. На официальном сайте «Алисы» alisa.net размещен идентичный текст, снабженный датировкой: 28.08.2005. Подробно об истории создания и обнаруженных разночтениях песни «ROCK-N-ROLL» смотрите в нашей публикации «Песни-посвящения группе "Король и Шут" и Михаилу Горшенёву» [4].

Васильки («Чебоза», Вася Обломов)

Привет, дорогой Дима Маликов.

Если ты ещё не знаешь, то меня зовут Игнат!

Из наших деревенских ребят я твой самый большой фанат

Я живу в деревне, которая называется Большие Валенки.

Я люблю твои песни с тех самых пор,

когда еще сам был маленьким.

И вот сейчас сижу один с котом и думаю о том,

Что будет потом. Листая том известного поэта

Скучно, жарко, лето. А может сделать это?

Нет, это не то.

Я знаю, мне нужен Дима Маликов рядом и больше никто! Ответь мне, пожалуйста, на моё письмо. Кстати, когда ты начнешь сниматься в нормальном кино? У тебя неплохо получилось сняться в рекламе шампуня. Знай, ты единственный исполнитель из мировой эстрады, которого люблю я!

Ну, всё, я заканчиваю писать своё первое письмо. Ответь мне, то есть Игнату, и помни, мне нужен ты и больше никто!

В чистом поле Васильки цветут, цветут, цветут. Нет ни горя, ни тоски. Так замкнулся круг Ты назад посмотришь вдруг, там увидишь в окнах свет. В окнах свет сияющий, сияющий...

Привет еще раз, дорогой Дима.

За последние три месяца я отослал тебе кучу писем,

а вчера получил первое,

Но почему-то оно было от какой-то Кристины. Почему ты мне не пишешь? Я же твой самый большой и главный фанат, я хочу тебя, слышишь?

Моя корова БурЁнка обижается на меня за то, что я её мало дою.

Но я никак не могу объяснить животному,

Что я это не делаю, так как я Диму Маликова люблю.

Знакомая мне вчера сказала:

Слушать Диму Маликова это не модно

И знаешь, что я сделал? Я дал ей в морду.

Кстати, почему бы тебе не устроить

беспрецедентный тур по деревням России?

У нас весь хутор сбежится посмотреть на тебя,

ведь ты такой красивый.

Сделал себе вчера татуху на всю спину.

Нарисовано сердце и надпись: Я люблю Диму

Я просто схожу по тебе с ума

Я ненавижу себя за то, что не стану таким, как ты никогда.

Ты просто бог для меня.

От тебя, должно быть, фанатеет вся Земля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я все твои песни знаю наизусть.

Но письма без ответа наводят на меня грусть.

Ну, всё. Жду письма! Твой Игнат

P.S.

Ты обязательно должен мне ответить, потому что я твой верный фанат!

В чистом поле Васильки цветут, цветут, цветут. Нет ни горя, ни тоски. Так замкнулся круг Ты назад посмотришь вдруг, там увидишь в окнах свет. В окнах свет сияющий, сияющий...

Дорогой Мистер-шампунь! Я понял, Ты, по ходу, звезда, но письма от Меня, Игната -Твоего самого большого крутого фаната ты больше не увидишь никогда! Была зима - сейчас лето. Я отослал кучу писем, но не получил ни одного ответа. Так с поклонниками не поступают! У нас в Больших Валенках таких, как ты наши хлопцы просто избивают. Я разочаровался в тебе, Дима! Каким же я был кретином! Я сейчас записываю на бобинник своё прощальное обращение Надеюсь, Дима, что ты послушаешь все И это не вызовет у такой звезды, как ты, отвращение. Кстати, знаешь, где я сейчас нахожусь? 303

Я по дороге из деревни на своем старом тракторе мчусь! В кузове моя любимая корова Буренка. Она ещё может давать молоко.

И затащить её в кузов этого хренова трактора было очень нелегко

Хотя тебе по ходу наверно всё равно.

У нас в деревне все твои фэны ушли в запой!

Но я не такой. Я решил покончить с собой.

И корову свою я с собой заберу.

А тебя, Дима, я все равно люблю.

Знаешь, Дима, в жизни у меня такой период, что...

(мууууууууу...)

Заткнись, рогатая! Ты меня сбиваешь с мысли.

Ей богу, лучше бы я был фанатом группы «Агата Кристи».

Так вот, Дима. Я надеюсь, что ты, когда получишь эту кассету

Ты вспомнишь меня, Игната.

Твоего самого преданного и главного фаната.

И тогда, я надеюсь, ты запомнишь меня навсегда

Навсегда, Дима. И это сведет тебя с ума...

(мууууууууу... )

Заткнись, Сука! Заткнись, Сука!

О, а вот и река. Ну вот и всё, Дима Маликов, пока...

Дорогой Игнат, я очень рад.

Это я, Дима Маликов

Мои песни на самом деле хорошие

Они мне даже самому нравятся

Знаешь, я не мог ответить на твои письма,

Потому что я жил в деревне у бабушки

Там я записывал свой новый альбом

И, ты знаешь, в деревне бывает очень весело.

Представляешь, дебил-сосед украл у меня

Бобинник с записью моего нового альбома,

Угнал колхозный трактор, зачем-то затащил туда корову

И поехал на реку топиться

Почему, зачем - никто не знает.

Может быть, несчастная любовь

Трактор-то достали, но бобинник мне так и не вернули.

И у него было такое смешное имя...

Щас вспомню, подожди...

Стоп, это был ты! (блядь)

Песня стала известной в 2004 году в исполнении группа «Чебоза», лидер которой был Василий Гончаров, более известный сейчас под псевдонимом Вася Обломов. Представляет собой вольный перевод дуэтной композиции рэпера Эминема и певицы Дайдо «Stan» в интерпретации Василия Гончарова. В новогоднюю ночь 2004 года исполнялась «Чебозой» дуэтом с героем песни Дмитрием Маликовым в программе «НеГолубой огонёк» на канале REN-TV. Должна была войти в первый альбом «Чебозы» «К востоку от Гринвича» (2004), но этого так и не произошло из-за проблем с

304

очисткой авторских прав на мелодию. В 2011 году на раннем этапе существования проекта Вася Обломов исполнялась концертах, но до её издания и тогда дело не дошло. В данной подборке печатается по авторскому варианту текста, предоставленному нам Василием Гончаровым с исправлением некоторых ошибок. Текст имеет массу разночтений. Укажем на наиболее значимые. В припеве вместо «Там замкнулся круг» нередко звучало: «Умер Миша Круг». Взамен строки «У нас весь хутор сбежится посмотреть на тебя, ведь ты такой красивый» частотен вариант «У нас в Ростове.». Ростов упоминается и в третьем куплете вместо «Больших Вален-ков». После фразы «И это не вызовет у такой звезды, как ты, отвращение» нередко добавлялась факультативная строка «Дальше по тексту следуют публичные оскорбления», а в финале третьего куплета добавлялось: «Это мобильник, это обращение, это правда - специально для тебя». Летом 2004 года на фестивале «Нашествие» Гончаров на волне скандала Филиппа Киркорова с ростовской журналисткой Ириной Ароян спел в третьем куплете: «И, ты знаешь, мой друг Филипп в Ростове в какую-то хуйню влип». В конце песни слово «блядь» иногда заменялось на «твою мать», а в исполнении Дмитрия Маликова в «НеГолубом огоньке» - на «чёрт возьми». Вариант строчки «Нарисовано сердце и надпись: Я люблю Диму»: «Нарисован портрет Путина и надпись: Я люблю Диму». В версии политизированного проекта «Вася Обломов» после слов «Трактор-то достали, но бо-бинник мне так и не вернули» добавлялась строчка: «Я звонил Шойгу, не помогло, он сказал - у тебя же все песни похожи». А строка «Потому что я жил в деревне у бабушки» имеет разновидность: «Потому что занялся да-уншифтингом и жил в деревне». На многих выступлениях Гончаров после слов «Я же твой самый большой и главный фанат, я хочу тебя, слышишь?» исполнял дополнительное четверостишие:

Когда у меня становится совсем плохо на душе,

и проблемы давят на мозги, Я раздеваюсь и захожу в курятник,

где живут злые петухи -Мощный заряд адреналина в кровь, А прослушивание твоих песен

заставляет меня это делать вновь и вновь.

Относительно упоминания «Агаты Кристи в песне» Василий Гончаров дал нам такой комментарий: «"Агата Кристи" упоминается в тексте просто так. Насколько я помню, никаких скрытых смыслов в этом не было. Поклонником группы я никогда не был, но считаю, что за свою историю они написали некоторое количество отличных песен. С Глебом у нас дружеские отношения. Мне кажется, вся магия и притягательность "Агаты Кристи" была именно его заслугой и как самобытного автора, и как фронтмена. Вадиму в этом смысле повезло с братом». На концерте группы Глеб Самойлов и «The Matrixx» в столичном клубе «Москва» 8 марта

2013 года Вася Обломов исполнил песню Самойлова «Жить всегда». Позже Обломов дописал к ней свои куплеты, записал дуэт с Глебом Самойловым и включил с свой альбом «Долгая и несчастливая жизнь». Об этой работе Самойлов дал нам такой комментарий: «Мне понравилось, как он сделал. Причём это его была инициатива. Правда, в одном мы не сошлись, но нашли компромисс. Он хотел сделать припев истеричным, как у меня в альбоме, а я решил, что пусть там лучше будет больше Васи... Всё творчество Васи Обломова - это трагедия» [3].

Торт («25/17»)

Мой Глеб Самойлов ещё сидит на стуле,

Мой Фил Ансельмо ещё с «Пантерой» в туре,

Мой Виктор Цой ещё не купил москвич,

Мой Курт Кобейн ещё не подсел на герыч.

Вот раньше в первом классе -

А теперь завод.

Вот раньше деньги в кассе -

А теперь банкрот.

Вот раньше ты был асом -

А теперь пилот.

Вот раньше мышцы, масса -

А теперь живот.

Вот раньше кости таза,

А теперь капот.

Вот раньше воин расы -

А теперь урод.

Вот раньше здесь жил Вася -А теперь Ашот. Вот раньше всё и сразу -А теперь учёт.

Я уже не тот, и ты уже не та -Молодость ушла, и вместе с ней и красота.

Вот раньше сэмплы с джаза -А теперь фокстрот. Вот раньше сходу фразу -А теперь блокнот. Вот раньше были мазы -А теперь бойкот. Вот раньше верил пассам -А теперь развод. Вот раньше пёр по трассе -А теперь в обход. Вот раньше синьку квасил -А теперь компот. Вот раньше пейджер классный -А теперь Айпод. Вот раньше было мясо -306

А теперь не торт.

Я уже не тот, и ты уже не та -Молодость ушла, и вместе с ней и красота.

Песня «Торт» группы «25/17» входит в их пятипесенный мини-альбом «Пар» (2015). Текст «Торта» печатается по буклету фирменного издания этого диска - кроме расшифрованного на слух четверостишия с упоминанием кумиров молодости, которое звучит на записи в качестве вступления к песне и/или всему релизу, но в печатном варианте отсутствует. «Мой Глеб Самойлов ещё сидит на стуле» - намёк на привычку вокалиста «Агаты Кристи» в 80-90-е годы выступать на концертах сидя. Из контекста песни следует, что помнящий это герой песни стар и «уже не тот» («не торт»). Глеб Самойлов поучаствовал в записи песни «25/17» «Дурачок» из их музыкального спектакля «Умереть от счастья» (2017) с сэмплом из композиции «Про дурачка» «Гражданской Обороны». В конце 2017 года на альбоме группы Глеба Самойлова «The Matrixxx» вышла его песня «Дурачок», не имеющая к упомянутым произведениям никакого отношения. По поводу группы «25/17» Глеб Самойлов в данном нам интервью высказал такое мнение: «Мне они понравились сразу, сходу, как только они прислали свои песни. А то, что они не постеснялись вставить в свою песню "Пар", выражение "деревянные костюмы", не оглядываясь на то, поймут это или не поймут, меня, если честно, подкупило. Вряд ли большинство их слушателей знают, что это означает, кто это первый разнёс и т. д. В далеком 1968-м в фильме "Интервенция"...» [3].

А потом Берлин (Александр Ф. Скляр и «Ва-Банкъ»)

Я должен дохнуть двадцать лет от скуки За всё, что изменить хотел один. За то, что нас не взяли на поруки, Мы возьмём Манхэттен, а потом - Берлин.

У нас с рожденья врезано на коже «Мы знаем все пути в ультрамарин». За то, что умер Бог и сразу ожил, Мы возьмём Манхэттен, а потом - Берлин.

Я счастлив жить с тобой, слышишь, baby, Любить твой запах, словно старый-старый джаз, И на земле, и под землей, и в небе, Но я один, но я один, один, я - один из вас!

Плевать нам на твой бизнес, слышишь, мистер, Плевать нам на траву и кокаин. За всё, что пели нам «Агата Кристи»,

Мы возьмём Манхэттен, а потом - Берлин.

Спасибо вам за всё, что вы прислали, За ваших обезьян и кокаин. Мы вступим в бой со старыми козлами, И мы возьмём Манхэттен, а потом - Берлин.

Я счастлив жить с тобой, слышишь, baby, Любить твой запах, словно старый-старый джаз, И на земле, и под землей, и в небе, Но я один, но я один, один, я - один из вас!

Пойми, всё то, что любим мы, не важно -Ночные драки, женщины и джин, Но только должен знать отныне каждый, Что мы возьмём Манхэттен, а потом - Берлин.

Я должен дохнуть двадцать лет от скуки За всё, что изменить хотел один. За то, что нас не взяли на поруки, Мы возьмём Манхэттен, а потом - Берлин.

Я счастлив жить с тобой, слышишь, Эми, Любить твой Уайнхаус, словно старый-старый джаз. Я счастлив жить с тобой, слышишь, Лемми, Любить твой Motorhead, словно старый-старый джаз.

Наиболее существенные изменения в исполнении Александра Ф. Скляра претерпела вторая строфа второго куплета:

Спасибо вам за всё, что вы прислали, Спасибо за эмбарго и за Крым. Теперь, как говорил товарищ Сталин, Ми возьмём Манхэттен, а потом - Берлин.

Подобная вольность певца вызвала неудовольствие автора. Из-за этого песня не вошла в 2016 году в альбом возрождённой группы «Ва-Банкъ» «Ястреб». «Изначально мы не думали её куда-либо включать, - признается Скляр. - Но Алексей Аляев из нашего лейбла "Союз Мьюзик", услышав её живьём, предложил очистить права на неё. И очистил. И мы записали песню. Но возник важный нюанс. Перевод песни сделан томским поэтом Андреем Олеаром, знатоком Коэна. Он сделал несколько переводов и предложил мне их спеть. Мы съездили в Томск, сыграли небольшую программу из этих песен. Но продолжения не было, программа была забыта. Года

полтора назад я вспомнил про эту песню, прочитал перевод - и мне показалось, что там некоторые моменты можно интересно, смешно и даже провокационно немного поправить. Я поправил: появилось два припева, посвященных Эми Уайнхаус и Лемми из "Моторхед", как олдскульные иконы стиля. Плюс ироничные строчки про спасибо за эмбарго, Крым, "Мистрали", Гольфстрим (взрыв в Мексиканском заливе изменил течение Гольфстрима, формирующего климат в Европе). И тут вслед за Эми умирает Лемми... Проект, который инициировал в Советском Союзе создание своей атомной бомбы, назывался "Манхэттен". И это отсылка именно к нему. А Берлин мы взяли тогда, когда главнокомандующим у нас был товарищ Сталин. Отсюда эти строки. Ведь Коэн поёт "First we take Manhattan, then we take Berlin", он же не имел в виду военное вторжение куда-то. Он имел в виду культурную революцию, завоевание культурой Нью-Йорка и Берлина, как двух важных столиц мира. Конечно, это отчасти провокация. Но не надо читать этот текст дословно! И вот мы записали песню с таким текстом, выложили клип на Ютьюб. Когда автор перевода Андрей Олеар увидел песню, то отнесся к ней достаточно критически. Он фанат Коэна, и его перевод гораздо ближе к тексту Коэна, конечно. Притом я не согласовал изменения текста с ним. В такой ситуации я не счёл возможным включение песни в альбом. Песня осталась как артефакт, выложенный на Ютьюб. Возможно, если Олеар когда-нибудь даст своё разрешение на изменение текста, мы включим песню в какой-нибудь альбом» [1]. C Глебом Самойловым Скляр исполнял в 2006-2007 году песни Александра Вертинского в концерте-спектакле «Ракель Меллер. Прощальный ужин». См. также примечание к песне «Алисы» «ROCK-N-ROLL» в данной подборке.

Чартова дюжина («Casual»)

Заполонили хит-парады друзья, Друзья друзей, сыновья, кумовья, А в плейлистах - Наутилус и Чиж, Кино, Агата, Глюки, Браво и КиШ, Но всё же есть новые имена: Есть Нойз, Hatters, Вася Вакуленко, Слот, Гильза, Копенгаген и Аффинаж, Вершину будут брать они на абордаж И значит,

Дюжина, дюжина, Чартова дюжина, Дюжина, дюжина нами не заслужена, Дюжина, дюжина, Чартова дюжина, Дюжина, дюжина нами не заслужена, Дюжина, дюжина, Чартова дюжина, Дюжина, дюжина нами не заслужена, Дюжина, дюжина, Чартова дюжина, Дюжина, дюжин, Чартова Дю-жи-на.

Мы на НАШЕствие приедем всегда, Пить, тусоваться будем там до утра. На выступления, конечно, пойдём -Ведь там Русский рок, там всё пылает огнём! Всё та же Гильза будет там и Чайфы, Серьга, Мгазвреби, Ленинград и Сплины, А мы, вдыхая словно воздух, дурман, С Армен Сергеичем уедем в Амстердам! И значит.

Мы пишем песни уже тысячу лет, Но на вершине нас и не было, и нет, На наших шоу уже сыпем песком, Уборщицы потом собирают совком. А у кого-то всё будет ништяк, Первое место. За что? Да просто так! И не обидно - видно, это талант, А нам одна дорога - в андеграугд.

Автор текста - вокалист московской группы «Casual» Алексей Яшин. Печатается по публикации в буклете альбома «Не выпускай из сердца теплоту» («Навигатор Рекордс», 2017). В тексте нередко используются простонародные и сокращенные названия перечисляемых групп, поэтому мы их позволили себе вслед за автором не закавычивать. В звучащем варианте песни после строчки «Но на вершине нас и не было, и нет» следует засем-плированный вопрос «ну почему?» из песни Земфиры «Почему». «Агата Кристи» упоминается в числе незыблемых монстров русского рока. «Ар-мен Сергеевич» - лидер группы «Крематорий» Армен Григорян, автор песни «Амстердам». «Чартова дюжина» - хит-парад «НАШЕго Радио» и название одноимённой премии. Говоря о том, что «Чартова дюжина нами не заслужена», Алексей Яшин немного кокетничает, ведь в 2014 году его группа «Casual» получила эту премию за свой второй альбом «Всё время люди шли».

Литература

1. Гуру Кен [Пономарёв Вадим] А. Ф. Скляр: «Появилось ощущение, что мы - "Ва-Банкъ"!» [Электронный ресурс] // NewsMuz.com. - Режим доступа: https://newsmuz.com/news/2016/af-sklyar-poyavilos-oshchushchenie-chto-my-va-bank-36237 (дата обращения: 22.05.2018).

2. «Сначала мы возьмём Манхэттен, а потом - Берлин...» [Электронный ресурс] // filologinoff.livejournal.com. - Режим доступа: https://filologinoff.livejournal.com/206851.htmI (дата обращения: 22.05.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ступников Д. О. Глеб Самойлов: «Тема репрессий скоро будет близка всем» [Электронный ресурс] / Д. О. Ступников // Мультипортал KM.RU. - Режим доступа: http://www.km.ru/muzyka/2017/12/12/persony-i-

5оЬу%а-у-т1ге-титук1/815948^1еЬ-5атоПоу-1ета-герге55п-5кого-Ь^е1-Ь (дата обращения: 22.05.2018).

4. Ступников Д. О. Песни-посвящения группе «Король и Шут» и Михаилу Горшенёву [Текст] / Д. О. Ступников // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь: Изд-во УрГПУ, 2017. -Вып. 17. - С. 318-319.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.