Научная статья на тему 'Песни-посвящения Егору Летову'

Песни-посвящения Егору Летову Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4411
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОК-ГРУППЫ / РОК-МУЗЫКА / РОК-ПОЭЗИЯ / РУССКИЙ РОК / ПЕСНИ-ПОСВЯЩЕНИЯ / ROCK BANDS / ROCK MUSIC / ROCK POETRY / RUSSIAN ROCK / SONGS OF DEDICATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ступников Денис Олегович

Данная подборка включает тексты песен российских рок-музыкантов, адресованных группе «Гражданская оборона» и её безвременно ушедшему лидеру Егору Летову. Охвачены как прижизненные, так и посмертные посвящения, тексты приводятся целиком, преимущественно в авторских вариантах. К каждому из них дана справочная информация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LYRICS OF SONGS THAT THEY HAD DEDICATED TO EGOR LETOV

This compilation includes lyrics of Russian rock musicians addressed to Egor Letov. The songs were written as in the artist's life and after his death. All lyrics includes whole text in the author's version and accompanied by background information.

Текст научной работы на тему «Песни-посвящения Егору Летову»

УДК 821.161.1-192:785 ББК Щ318.5 +Ш3 3 (2Рос=Рус)64-45 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25

Д. О. СТУПНИКОВ

Москва

ПЕСНИ-ПОСВЯЩЕНИЯ ЕГОРУ ЛЕТОВУ

Аннотация. Данная подборка включает тексты песен российских рок-музыкантов, адресованных группе «Гражданская оборона» и её безвременно ушедшему лидеру Егору Летову. Охвачены как прижизненные, так и посмертные посвящения, тексты приводятся целиком, преимущественно в авторских вариантах. К каждому из них дана справочная информация.

Ключевые слова: рок-группы, рок-музыка, рок-поэзия, русский рок, песни-посвящения.

Сведения об авторе: Ступников Денис Олегович, кандидат филологических наук, руководитель тематических разделов «Музыка» и «Кино» мультипортала KM.RU.

Контакты: 127549, г. Москва, ул. Пришвина, д. 8, стр. 1, kubo-vitch@mail.ru

D. O. STUPNIKOV

Moscow

THE LYRICS OF SONGS THAT THEY HAD DEDICATED TO EGOR LETOV

Abstract. This compilation includes lyrics of Russian rock musicians addressed to Egor Letov. The songs were written as in the artist's life and after his death. All lyrics includes whole text in the author's version and accompanied by background information.

Keywords: rock bands, rock music, rock poetry, russian rock, songs of dedication.

About the authors: Stupnikov Denis Olegovitch, Candidate of Philology, Chief Editor of the Sections Music and Movies at web-zine KM.RU.

Масштаб личности Егора Летова подразумевает большое количество pro и contra разной степени взвешенности, выраженных в том числе и языком искусства. Возможно, Летов и оставил после себя немалое количество продолжателей и подражателей, но к себе он особенно никого близко не подпускал. Отсюда - неизбежная мифологизация образа, которую он и сам порою декларативно приветствовал.

Во времена вынужденно автостопной юности Летова у него были соратники, вроде Чёрного Лукича, Янки Дягилевой и Ника Рок-н-Ролла, однако не всегда их взаимоотношения складывались гладко. Сказывались и

© Ступников Д. О., 2019

особенности летовского характера, и географический фактор. В Омске как таковой разветвлённой музыкальной тусовки вокруг Егора не было. Ментально он больше тяготел к Новосибирску, но тамошние признанные рокеры вроде Дмитрия Ревякина из «Калинова Моста» относились к нему в 80-е с оттенком снисходительности.

По отношению к музыкантам, близким к Ленинградскому, Московскому и Свердловскому рок-клубам нарочито дистанцировался уже сам Летов. Широко известен, например, его демарш на акустике памяти Янки Дягилевой в Череповце: «Хотел бы поприветствовать всех этих эстетов во главе с А. Т., которые превратили наш рок, или то, что им было, в ###у...». В то же время, гений гения, как известно, видит издалека. Поэтому Чиж и Борис Гребенщиков в своих оммажах Летову представляли его то ли небожителем, пришедшим на грешную землю, чтобы спасти всех униженных и оскорблённых, то ли как юродивого, наделённого примерно такими же полномочиями.

Считать Егора Летова по полному праву своим в доску могли бы панки. Однако и здесь не обходилось без забавных курьёзов. Лидер «Сектора Газа» Юрий Хой с нескрываемой обидой рассказывал в интервью, как Ле-тов наотрез отказался с ним общаться в гримёрке на совместном фестивальном выступлении. Сам Летов в последние годы своей жизни обрисовал эту ситуацию несколько иначе: пришёл в гримерку быдловатый гопник, начал удивляться несоответствию зычного голоса и неказистой внешности своего собеседника и вообще вёл себя достаточно развязно.

В 90-е ситуация вокруг Летова предельно поляризовалась. Поддержка им коммунистов, НБП и других представителей духовной оппозиции заставила отвернуться от «Гражданской Обороны» многих «демократически» настроенных рокеров. В то же время, к созданному Летовым движению «Русский Прорыв» примкнули не только сибирские панк-группы, но и андеграундные коллективы из некоторых бывших союзных республик - например, Белоруссии и Украины. И по сей день лидеры распавшихся ныне минских «Красных Звёзд» и актюбинской «Адаптации» Владимир Селиванов и Ермен Ержанов остаются, пожалуй, самыми глубокими и вдумчивыми проводниками летовских идей в собственном вполне аутентичном творчестве. Что же касается «нулевых», то здесь можно отметить эпизодические комплементарные упоминания имени Летова из цитат из него в текстах таких влиятельных русских рок-музыкантов, как Константин Кинчев и Сергей Шнуров.

Как это часто бывает, подлинная «канонизация» Егора Летова в рок-среде случилась уже после его смерти. Одно из самых проникновенных посвящений ему «Чёрная Земля» создал предельно далекий от музыкальной стилистики «Гражданской Обороны» Сергей Калугин со своим прог-металлическим проектом «Оргия Праведников». Буквально пронизано аллюзиями на летовские песни творчество его земляков-рэперов «25/17». Не брезгуют оммажами Летову и альтернативщики («7Раса», Ьоипа).

В настоящую подборку вошли как прижизненные, так и посмертные посвящения Летову. Сюда относятся как песни, адресованные Егору Лето-ву (Чиж, «Письмо Егору Летова»), так и написанные под его влиянием

373

(БГ, «Никита Рязанский»), содержащие упоминания о нём (Louna, «Мама»), а также тексты треков с семплами из летовского творчества («25/17», «Ад холода»). При этом откровенно подражательные вещи (раннее творчество группы «Адаптация») мы в подборку не включали, ибо о каком-то осознанном диалоге с лидером «Гражданской Обороны» здесь речи не идёт в силу незрелости авторов. Большая часть текстов публикуется в авторской редакции. В подборке мы старались соблюдать хронологический принцип, за исключением тех случаев, когда песни одного автора из разных временных пластов взаимно дополняют друг друга.

За помощь в осуществлении данной публикации мы сердечно благодарим Артёма Корабельникова, Юрия Доманского, Кристину Пауэр и всех участников и гостей «Летовского семинара» в РГГУ.

Чиж «Письмо Егору Летову»

В парке Ленинского Комсомола Изнасиловали девочку двенадцати лет. Её не смог опознать никто, Так она была изуродована. На спине остались вмятины от ржавой цепи, Что валялась метрах в пяти. Милиция приехала через четыре года, И всё списала на металлистов.

Совок, бардак, талон, ништяк. Бутылка водяры, нары.

Жена пошла в магазин, Чтобы сраной колбасы купить на обед. Возвратилась вся в слезах, Я её никогда не увидел такой. У нас нет прописки,

Поэтому мы обречены на голод в этой стране.

Это было бы очень смешно,

Если это бы не было очень страшно.

Совок, бардак, талон, ништяк, Спины и стены, вены.

Так что, будь добр, ошейник одень, Чтобы посадили на ржавую цепь. Что валялась метрах в пяти От изнасилованного ребёнка. А может хочешь в «крезе» отдохнуть, Место давно забронировано. Слышал ли ты группу «Ласковый Бык», Цой разбился, заснув за рулём.

Вот так, как ты, пока, пиши,

Не молчи. Чиж.

История знакомства Чижа с Егором Летовым и обстоятельства создания этой песни подробно описаны в книге Андрея Юдина «Чиж: рождён, чтоб играть». Текст «Письма Егору Летову» печатается по этому же изданию [3, с. 477]. Песня была сочинена Чижом летом 1990 года, когда его жена Ольга в слезах вернулась домой, жалуясь, что ей не продали в магазине по талонам продукты из-за отсутствия харьковской прописки. Данный эпизод документально зафиксирован во втором куплете. В целом, песня представляет собой предельно политизированную жалобу на настроения позднесоветской эпохи, поданные от лица человека, близко к сердцу принявшему события хита «ГО» «Всё идёт по плану». Чиж почти не исполнял «Письмо Егору Летову» на своих концертах и не включил ни в один свой альбом, чтобы из-за строчек «Пока. Пиши. Не молчи. Чиж» рок-тусовка не обвинила его в притязаниях на дружескую близость с омским панком [3, с. 164].

Личное же знакомство Чижа с Летовым состоялось полгода спустя -14 декабря 1990 года. Тогдашний проект Чигракова «Пол-ГПД» играл в дзержинском Политехе на разогреве акустического выступления Егора и Янки. Сет «Пол-ГПД» оказался настолько неудачным, что уже на следующий день после этого концерта Чиж распустил группу. Зато у хозяев квартиры, где «вписались» Егор и Янка, ему удалось пообщаться с сибиряками лично. «Я запал на него, - вспоминает Чиж. - Я впервые столкнулся с настоящим панк-роком. Я потому и не пил: мне было интересно его на трезвую голову послушать» [3, с. 152].

О «Гражданской Обороне» Чиж также упоминал в песне «Такие дела» из альбома «Перекрёсток» (1994): «Он не жалеет ни о чём, он держит дома шесть альбомов "Г.О." и пять альбомов БГ». А песню Егора Летова «Про дурачка» Чиж исполнил на сборнике «Гражданская оборона. Трибьют», выпущенном «Мистерией звука» в 2002 году.

БГ «Никита Рязанский»

Никита Рязанский

Строил город, и ему не хватило гвоздя.

Никита Рязанский

Протянул ладони и увидел в них капли дождя;

Никита Рязанский

Оставил город и вышел в сад.

Никита Рязанский

Оставль старца и учаше кто млад...

Святая София

Узнав о нём, пришла к нему в дом;

Святая София

Искала его и нашла его под кустом; Она крестила его

Солёным хлебом и горьким вином, И они смеялись и молились вдвоем:

Смотри, Господи:

Крепость, и от крепости - страх,

И мы, дети, у Тебя в руках,

Научи нас видеть Тебя

За каждой бедой...

Прими, Господи, этот хлеб и вино,

Смотри, Господи, - вот мы уходим на дно;

Научи нас дышать под водой...

Девять тысяч церквей

Ждут Его, потому что Он должен спасти;

Девять тысяч церквей

Ищут Его, и не могут Его найти;

А ночью опять был дождь,

И пожар догорел, нам остался лишь дым;

Но город спасётся,

Пока трое из нас

Продолжают говорить с Ним:

Смотри, Господи:

Крепость, и от крепости - страх,

И мы, дети, у Тебя в руках,

Научи нас видеть Тебя

За каждой бедой...

Прими, Господи, этот хлеб и вино;

Смотри, Господи, - вот мы уходим на дно:

Научи нас дышать под водой...

История заочного знакомства Бориса Гребенщикова и Егора Летова достаточно красива и отражена во многих источниках. Егор Летов высказывался о БГ уважительно, но с изрядной долей скепсиса. В середине 80-х он написал слегка ироничную «КБГ-рок», сплошь составленную из гре-бенщиковских строчек и представлявшую собой дружеский шарж на прия-теля-«аквариумиста». Предложение записать для трибьюта «Аквариума» кавер на песню «Аквариума» в 2003-м лидер «ГО» воспринял с воодушевлением. Но в трибьют она так и не пошла, зато через четыре года после смерти Летова была издана отдельным диском.

Ну а БГ, как выяснилось относительно недавно, писал с оглядкой на Летова своего «Никиту Рязанского». «Мы никогда не пересекались с Лето-вым, но я знаю, что он пел одну из моих песен. Мне жалко лирического героя Летова, он видел мир в тёмных красках. Я же предпочитаю видеть мир многоцветным. А ещё я обязан ему тем, что генезис песни "Никита Рязанский" - это песня Егора про дурачка». «Никита Рязанский» вошёл в

«Русский альбом» БГ-бэнда, вышедший в 1992 году. Печатается по сборнику «14. Полный сборник текстов песен "Аквариума» и Б.Г."» [1, с. 351].

«Тёплая Трасса» «Одиночество»

Не бывать

такому дню, чтоб ты меня оставила на миг, Не бывать

таким словам, чтоб ты их не шептала в крик, Не бывать

такой звезде, чтоб ты не переплюнула её, Я один

и у меня есть ты - одиночество моё.

Разбивая мир капли, На куски, на три шестёрки, Не отыщешь между ними Ничего, чтоб было б ложью, Позабудешь между ними Свою роль, одной ногою Погружаясь в лихолетье, А другой попробуй в небо,

Разрываясь на куски, на три шестёрки, Превращаясь в одиночество своё. Не рыдать

над поколением с непоколебимою судьбой, Улетать

При нападеньи чёрта с развороченной башкой, Хохотать

над своим мозгом, как над удивлённым дураком, Называть

командира уимблдонского турнира мудаком.

Одиночество на бочку, Всё летит к чертям незрячим, Черти радуются жизни, Остановка после смерти, После дохлого Егора, После облака в кармане, Отыскав седую правду У ребёнка на ладонях Нет ни линий, ни земли, Есть только звёзды, только вера в одиночество своё.

«Тёплая Трасса» «Аве Мария»

Я вышел родом из народа, О как мне хочется вернуться, Весит на ниточке петля, Рыдает бедное дитя.

Идут на похороны люди, Сношаться с Янкой и Егоркой, В карманах спрятаны тела, Да явит мир свои дела.

Аве Мария

Святой с пустыней обручались, На свадьбе девочка рыдала, Иди ко мне моё дитя, Шептала чёрная змея.

Шептали горы и долины, Шептали люди, звери, боги, Молилось небо за меня, Рожала ангела земля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аве Мария

В ночи пленительной свободы, Гори в грехах моей природы, Душа которая летит, Воскреснуть в образе любви.

В том есть законы и пророки, И вот - рыдает на пороге Уняв безумие огня, Душа которая моя.

Аве Мария

К Отцу ведёт моя дорога, Того, кто выпал из народа, Я жизнью собственной крестил, Того, кто змея поразил.

За то, что небо голубело, За то, что птичка в клетке пела, Как рухнул город золотой, Как чёрный спутник вёл домой.

Туда, где Дева отрыдала Где ждёт преступника нирвана Где телом женщины своей Спасает Будду Моисей 378

Аве Мария

Динь-динь-дон, Динь-динь-дон, Колольчик звенит, Этот звон, этот звон, О любви говорит.

Группа «Тёплая Трасса» основана в Барнауле в 1991 году. Музыканты «ТТ» никогда не отрицали оказанного на них влияния сибирского панка, а текстовик и основной идеолог команды Вадим Макашенец брал у Летова интервью ещё в 1990 году для барнаульского издания «Периферийная нервная система» («Лучшая защита - это нападение»). Многие песни «Тёплой Трассы» имеют коллажную структуру, что было присуще и ле-товскому творчеству. Имя Егора Летова является в них одним из важнейших элементов пёстрой мозаики. Песня «Одиночество» вошла в первый номерной альбом «Тёплой Трассы» «Меня мало убить» (1991), а «Аве Мария» - в седьмой - «Царица Небесная» (1993). Оба текста печатаются по публикации на официальном сайте группы ttrassa.ru .

Автор обоих текстов Вадим Макашенец в личной переписке нам сообщил: «Фразы из упомянутых песен (именно: "после Дохлого Егора" и "идут на похороны люди сношаться с Янкой и Егоркой") - это о том, как и почему мир сей убил Янку Дягилеву и Егора Летова (Дохлый - это у него кличка такая была одно время, если кто не в курсе), - убил своей низменностью, своей привязанностью к земному и материальному, своей тупостью, завистью и трусостью, своим лицемерием и двуличием, своей мертвечиной, - так же, как он всегда убивает всё живое, честное, доброе и настоящее. В этом смысле можно сказать, что всё творчество "Тёплой Трассы" посвящено переосмыслению и дальнейшему развитию философ-ско-поэтического наследия Егора Летова, то есть ответу на вопрос: "как остаться живым человеком в пластмассовом мире мёртвых?"»

«ГУЛАГ» «Вломить пизды бы Летову»

Лихого счастья не было Как не было весны Вломить пизды бы Летову Достать бы до звезды

Всё так же нету солнышка Ознобом греет ночь

Я по дороге узенькой бегом шагаю прочь И теряю контроль над собой

Звезда машин и роботов Слепой железный шар Исходы наркоопытов Струящийся напалм

Всё так же нету солнышка Ознобом греет ночь

Я по дороге узенькой бегом шагаю прочь И теряю контроль над собой

Лихого счастья не было Как не было весны Вломить пизды бы Летову Достать бы до звёзды

Все так же нету солнышка Ознобом греет ночь

Я по дороге узенькой бегом шагаю прочь И мы призываем крестом и мечом Вешай жидов и Россию спасай

В начале нулевых московская группа «ГУЛАГ» была ярчайшим представителем музыкальной субкультуры, сформировавшейся вокруг лимо-новской НБП. Песни «ГУЛАГа», при всей их внешней провокационности, всегда отличались самобытностью и мелодичностью, а лидер группы Павел Григорьев был одним из самых многообещающих фронтменов России. Каждое выступление «ГУЛАГа» превращалось в увлекательный перфор-манс и дарило ощущение бесконечного праздника. В 2013-м группа объявила о распаде, отыграв в декабре концерт в честь своего 15-летия. Павел Григорьев был вокалистом металлической группы «Фактотум», которая, кстати, делала кавер-версию на «Второй эшелон» «Гражданской обороны», потом создал собственный проект «Морфей и соратники».

Текст «Вломить пизды бы Летову» публикуется по любезно предоставленным нам Павлом Григорьевым авторской редакции. Последние две строки песни представляют собой вольную цитату из «Общества Память» Егора Летова. 25 марта 2005 года на акустическом концерте Григорьев присовокупил к ним припев из «Ночного дозора» группы «УмаТурман».

«Песня была написана в 2002 году, после концерта Гроба в московском кинотеатре Улан-Батор, - рассказал нам автор. - Мы с "ГУЛАГом" должны были тоже играть там. Но, в последнюю минуту организаторы отказались выпустить нас на сцену. Позже я узнал, что это была личная просьба Егора, который не хотел с нами выступать. Но песня была написана не из-за личных обид на Егора. Скорей это была просто шутка. Текст в ней весьма странный. Хотелось замахнуться на что-то святое и неприкасаемое в русском андеграунде, который к тому времени уже начал успешно коммерциализироваться и всё больше превращаться в формат "Наше Радио". За искренностью всегда начинается пафос, а за пафосом стёб. В ключе последнего мы тогда и делали свою музыку. Я исполнял эту песню всего пару раз в акустике. Разгоняя со своих концертов махровых гробоманов. В целом, народ воспринимал её довольно позитивно. Всем было понятно, что движуха умирает. Через несколько лет песня всплыла в интернете и

завоевала свою нездоровую славу. Какие-то психи даже писали угрозы в личку. Такие разборки вызывали у меня лишь улыбку. Мне говорили, что Егор слышал её и что ему тоже было смешно. После его смерти я никогда не исполнял эту песню и исполнять не буду. Она была актуальна лишь в то время и в том месте».

«Инструкция по выживанию» «Кто убил Янку?»

Вновь среди ночи проснулся В городе Нижний Тагил, К горлу вопрос из ночи протянулся: Кто тебя, Янка, убил?..

Зависть убила людская Холодом мира мира сего? Древний, взбесившийся Каин В друга вошёл твоего?

Пусть этот мир стонет от крови, Слава Любви, Слава Героям. Вновь этот мир,

вновь этот мир тонет в крови, Слава Героям, Слава Любви!

Разве могла ты подумать,

Глядя на белый песок -

Тот, кто себя называл лучшим другом,

Камнем ударит в висок?

Дьявол ли то надоумил,

Шёпотом из-под небес,

Или он ополоумел,

Иль разыгрался в нём бес...

Пусть этот мир стонет от крови, Слава Любви, Слава Героям. Вновь этот мир,

вновь этот мир тонет в крови, Слава Героям, Слава Любви!..

Вряд ли теперь это важно, Только живёт без конца Древняя зависть к отважным, Ищущим Бога сердцам.

Отношения Егора Летова и Романа Неумоева никогда не отличались благолепием, даже несмотря на то, что «ГО» записала целый альбом неумоевских песен «Инструкция по выживанию» (а, может, как раз и в силу этого факта). В 2004 году «ИпВ» записала альбом «Слава Любви» с

песней «Кто убил Янку» (на диске он был издан лишь в прошлом году). Безусловно, когда Неумоев поёт о Янкином «друге», он разумеет Егора Летова. Но огульных обвинений тут нет. Без перехода на личности лидер «ИпВ» исследует сам метафизический принцип, по которому в человека входит дьявол, заставляя его совершать Каинов грех.

На концерте «Инструкции по выживанию» 26 сентября 2008 года Неумоев, посвятив Егору Летову блок своих старых песен, произнёс: «Будем верить, что Господь простит Летову все грехи. Как сказал епископ Новосибирский, Летов хоть и был некрещёный, но он будет за него молиться келейно. А значит, всё будет хорошо». Текст «Кто убил Янку» печатается по буклету первого официального CD-издания альбома «Слава Любви» (Bull Terrier Records, 2018) с исправлением отпечатки в первой строке третьего куплета («Вряд ли теперь этоТ важно»).

«Алиса» «ROCK-N-ROLL»

Не помню точно, но кто-то сказал, будто rock-n-roll - это он. В комплексах рождается спесь, не больше того. Я помню время, когда всякой струне не давалось шанса на звон, И каждый звук мечтал умереть за естество.

Нас было мало, Макар был прав - в битвах крепла горечь потерь. Рок тогда граничил с тюрьмой, но ждал перемен. По ритму Майка, по аккордам Б.Г. я приоткрывал эту дверь И как Цой, раскачивал ночь пульсацией вен.

Мы движемся по струнам сердец, Считая ночи, днём. Нас мало, но пока мы в пути В нас горит открытым огнем Rock-n-roll.

Мы были вместе по законам войны, - каждый на своём рубеже, Мы меняли правду на боль, - так было легче дышать. Когда один из нас срывался в пике на очередном вираже, Мы просили не голосить и не провожать.

Огнем СашБаша не насытилась жизнь, по Чуме тоскует металл,

Пульс Крупы - «Я остаюсь» не изменить.

Ори им Гарик, болью выплесни «Плач», как Ревякин сердцем

сказал:

«Когда задуют наши костры, вас станет знобить».

Шевчук, Шахрин, Борзыкин, Ник Rock-n-roll, Шклярский, Ай-яй-яй, Рикошет,

Летов, Григорян, Чистяков, Свин, Паращук.

Васильев, Фёдоров, Самойловы, Чиж, Скляр, Бутусов, Янка,

Паштет,

Князь, Галанин, Чача, Горшок, Чёрт да Паук. Конечно, это явно не все, в перечне достойных имён, Кто сумел наполнить сердца болью струны. Не помню точно, но кто-то сказал, будто rock-n-roИ - это он И я решил поставить вопрос: - а кто тогда мы?

Песня обречена быть в любой такой подборке, поскольку в ней упоминается процентов 70 наших культовых рок-музыкантов. Написана она как полемический ответ на песню Шевчука «Мама - это рок-н-ролл, а рок - это я». О Летове Кинчев отзывался сдержанно, но в 2000-м они неожиданно оказались в одной лодке, когда «Алиса» выпустила альбом «Солнцеворот», а у «ГО» одноимённый уже появился несколькими годами ранее.

Спустя несколько дней после смерти Летова составитель этой подборки брал интервью у Кинчева, спросил его о смерти Летова, и вот что лидер «Алисы» ответил: «Смерть всегда неожиданна. Вроде бы и готовишься к ней, и думаешь о ней, а она всегда находит такие непредвиденные лазейки, открывая арт-обстрел с самых разных сторон. С Летовым мы не были знакомы. Мало того, даже не виделись ни разу. Тем не менее, я воспринял его смерть очень-очень ощутимо. Жалко, очень. Я всегда с особым пиететом и уважением относился к его творчеству. Мировоззренчески во многом не соглашался, мы не совпадали. Но то, что это был яркий и самобытный художник, - это однозначно. Таких людей всегда жалко».

29 февраля на питерской презентации альбома «Пульс Хранителя Дверей Лабиринта» Кинчев перед песней «Рикошет» сказал: «Високосный год потихоньку начал забирать... Вот и Летова не стало». Текст печатается по вкладышу альбома «Стать Севера» (2006), куда песня вошла в качестве бонус-трека.

Вис Виталис «Непонятная песенка про дурачка»

Ни за что ни про что На авось, просто так Грел снежок, тёр очки И не заметил - осень пришла.

Так и гнал, так и шёл За собою по пятам Всё на пятки себе Упоенно наступал... Через край через рай Через раз через год Да позабыл про волосы Зацепились за забор

Идёт смерть по улице несет блины на блюдце А кому вынется а тому сбудется

Ходит дурачок по лесу ох поверху да понизу

Носит всё жизнь его где-то полозом где-то волоком

Долго ли коротко ли сквозит-несёт. Толку то...

Уже выпадают волосы зубы снова шатаются

Он всё мается всё не пускает его

Ищет, кому передать зарок свой

Срок свой он отмотал по полной, звонок всё не звенит

Перемена не начинается всё он ходит всё он шатается

Отчаивается...

Эй, я возьму твою боль, дурачок

Я не сверчок запечный, я тем же, что и ты меченый

Я калеченый, леченый, битый и верченый,

Всю жизнь продираюсь я сквозь ветер встречный

Это трудно понять беспечным клеркам, обеспеченным

Обывателям с их тарелками, брелками и грелками,

Но если ты понял о чём я, - Отвечу - аге you welcome.

Вот моё сердце возьми его я привык уже жить без кожи

Такие есть тоже, думаешь невозможно - можно

Чувствовать боль за всех толстокожих

Довольных собою рож, похоже,

всё же ложь пока стоит дороже,

Но хорошо смеётся тот, кто смеётся позже

Что же,

Тоже пойду себе по миру - как нагадали мне И цыганка с картами и дорога дальняя Ветер, поле...

Полечу над своею чудесной страной

Пока не тронет за плечо та, что стоит за спиной

Тронет за плечо поцелует горячо

Полетят копейки из-за пазухи долой

На заре на столе Разноцветны стеклышки Разноцветны тряпочки Непонятно ни хрена...

Вис Виталис - московский андеграундный музыкант, балансирующий между рэпом и роком. Основатель проектов «Sixtynine» и «Сердце». «Непонятная песенка про дурачка» представляет собой двойной кавер на песни Егора Летова «Непонятная песенка» и «Про дурачка». Трек вошёл в сольный альбом Виса Виталиса «Делай Что Должен» (2008). Печатается по любезно предоставленной автором редакции, сверен с вариантом буклета, где меньше знаков препинания и вынесено в самое начало двустишие: «Идёт смерть по улице несёт блины на блюдце А кому вынется а тому сбудется». «История такая: в 2006 году люди делали трибьют "Гражданской Обороне", попросили сделать для них трек, - рассказал нам Вис Виталис. - Я решил, что просто взять и перепеть одну песню будет слишком для меня просто и слишком стандартно, поэтому я решил взять сразу две

песни, объединить их своим фрагментом плюс поменять на ключевой базе гармонию. В общем, обычный для меня выебон. Так и сделал. В итоге трек, который должен был выйти на второй части трибьюта, сдвинули на третью часть. А третья часть так никогда и не вышла, поэтому я поставил трек номерным в альбом "Делай Что Должен"».

«Оргия Праведников» «Чёрная земля»

Ласточки, цветочки, птички, тополя, Над моею крышкой - чёрная земля, Над моею вербой - звёзд круговорот, Надо мною в небе - яростный восход!

Некому смеяться, некому рыдать, Некому скрываться, нечего скрывать, Некому нажраться, некому курить, Некому сражаться, некого любить!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Над моею крышкой - чёрная земля, Над моей воронкой - вербы, тополя, Едет по вселенной маленький вагон -Тамбур заколочен, стены без окон!

Клеточке - раскрыться, зайчику - скакать, Кто теперь решится сказку рассказать? Кто теперь засунет душу в обмолот? Кто теперь полюбит? Кто тебе споёт?

Над моею крышкой - чёрная земля, Круг моей ограды - вербы, тополя. Странная картинка, странное кино -Божия слезинка падает в г...но.

Некому смеяться, некому рыдать, Некому скрываться, нечего скрывать, Луковыми стрелами выстрелит земля, Наливные яблоки, птички, тополя...

Разноцветных шариков радостный конвой, Небо надо мною, небо подо мной. Думали забыли? Думали п...дец? Думали зарыли? Думали - мертвец?!

Некому скрываться, нечего скрывать, Некого подставить, некого предать, Некого ославить, некого купить, Некого ограбить, некого убить.

Некому нажраться, некому курить, Некому сражаться, некого любить, Не к кому прижаться, некого обнять, Не с кем обниматься - нечем обнимать!

Некому услышать, некому сказать, Некому смеяться, некому рыдать, Некому погаснуть, некому гореть, Некому вот так вот - взять и умереть!

Бедная, ты, бедная, глупая земля! Солнечные зайчики, минные поля. Кто тебя полюбит? Кто тебе споёт? Над моею вербой - звёзд круговорот...

Егору Летову «Оргия Праведников» посвятила двухчастный альбом «Для тех, кто видит сны», название которого представляет собой контаминацию заглавий пластинок «Для тех, кто свалился с Луны» «Алисы» и «ЗСС» «ГО». Первая часть альбома поступила в продажу в третью годовщину смерти Летова - 19 февраля 2010 года. Изначально «Чёрная земля» вошла в сингл «Шитрок», предварявший «Для тех, кто видит сны».

«"Чёрная Земля", посвящённая памяти Егора Летова, - вспоминал Сергей Калугин. - С ней приключилась удивительная история. Хотите верьте, хотите нет, но было так. Я пошёл на кухню заварить чайку и вдруг явственно услышал, как внутри моей головы Егор поёт строчку про чёрную землю. Именно поёт, то есть музыка тоже сразу была понятна. Очень похоже на эффект, когда у тебя в голове начинает крутиться запомнившаяся песня, но намного ярче. Я схватил ручку и стал прислушиваться, разобралось ещё несколько образов и строк. Потом галлюцинаторный эффект голоса пропал, как если бы с той стороны убедились, что я слышу. Но образы и строчки продолжали появляться, и текст мгновенно оказался написан. Как трактовать происшедшее - пусть каждый решает сам. Но суть в том, что это не просто песня-посвящение. Это, как бы, ненаписанная песня Егора, вернее, песня, пришедшая с той стороны, этакая "Made in Heaven". Можно смотреть на дело оккультно и всерьёз думать, что её Летов с Того Света надиктовал. Можно материалистически, и тогда получается, что таким экзотическим образом попросту пришло вдохновение. Но правильнее, на мой взгляд, подход мистический. Все мы одно, и граница между "я" и "ты" очень условна, особенно для того, кто уже ушёл. Поэтому между оккультным и материалистическим подходами нет противоречия, они вообще говорят одно и то же, если вдуматься. Такие дела».

Этот фрагмент из интервью порталу «Группа быстрого реагирования» размещён и в качестве комментария к песне в буклете сингла «Шитрок». Текст песни печатается по этому же буклету. В перезаписанном виде песня вошла во вторую часть альбома «Для тех, кто видит сны» (2014).

«Красные Звёзды» «Звезда»

Солдаты наверно давно безнадёжно мертвы. В своих позолоченных шлемах. Лежат в объятиях мокрой травы. Лежат в объятиях хрупкой надежды.

А где-то вдали малахитовый лес. Там можно бежать и бежать без стопа. Бежать навстречу себе, только навстречу себе. Сквозь грибные поляны и цветные калейдоскопы.

Там светит лучшая звезда. На свете лучшая звезда. Однажды лучшая звезда. Поцелует тебя.

В своих бриллиантовых джунглях ищи тайники. Там, где в паутине застыли вишенки крови. Не бойся. Ищи. Ты только ищи. Они для тебя, ты их без ключей откроешь.

Солдаты наверно давно безнадёжно мертвы. И ждут холода в твоей колыбели. И ты шагаешь в лесу, Среди палой осенней листвы. Шагаешь куда-то вперёд, в родное своё запределье.

Там светит лучшая звезда. На свете лучшая звезда. Однажды лучшая звезда. Поцелует тебя.

«Красные Звёзды» «Тут Нужен Я»

Внутри фасадов одно и то же -Верёвки, мыло, святые рожи, Трусы, рванина, исполненная мечта. Бутылок водочных батареи, СПИДы, ангины и гонореи, Ковры, иконы и прочая тошнота!

Нахуя? Нахуя? Нахуя тут нужен я? Нахуя? Нахуя? Нахуя тут нужен я?

Улица, флаги, шальные пули. Фасеточный взгляд КГБ-шных мумий, Всегда исполняющих чей-то безумный приказ. Кто тут ещё не сыт по горло, Дерьмом, демократией и свободой?

387

Дубинки, шлемы, слезоточивый ГАЗ! ГАЗ! ГАЗ!

Нахуя? Нахуя? Нахуя тут нужен я?

Нахуя? Нахуя? Нахуя тут нужен я?

Нахуя? Нахуя? Нахуя тут нужен я?

Нахуя? Нахуя? Нахуя тут нужен я?

«Что же такое наследовать землю?

Это значит исчерпать терпение.

Что и требовалось доказать».

Привет тебе.

Привет тебе с нашей войны.

Что ты тут делаешь?

Как ты ЖИВЁШЬ?

Я слушаю музыку красной весны,

Я знаю, что сбудутся вещие сны,

И верю, что ты

Вспомнишь ответ на вопрос!

Нахуя? Нахуя? Нахуя тут нужен я?

Нахуя? Нахуя? Нахуя тут нужен я?

Нахуя? Нахуя? Нахуя тут нужен я?

Нахуя? Нахуя? Нахуя тут нужен я?

Нахуя?

Нахуя?

Нахуя?

Нахуя?

Нахуя?

Нахуя?

Нахуя?

Нахуя?

Минская группа «Красные Звёзды» относится к категории наиболее последовательных учеников Летова, которых он знал лично и творчество которых одобрял. Лидер группы Владимир Селиванов познакомился с ним в 1993 году на акции «Русский Прорыв». Из интервью паблику «Вечность пахнет Летовым»: «Плотно мы пообщались в 1997 году - во время совместного глушения нескольких бутылок водки в Москве, в квартире Жени Колесова на Водном Стадионе. Это было уже после того, как Летов послушал в Воронеже наши записи и сказал в каком-то интервью, что это -"очень круто". На тот момент у общения уже была хоть какая-то адекватная творческая основа» (https://vk.com/paintnoise?w=waU-94678412_58333).

В том же 1997 году состоялось уникальное выступление Егора Летова в Минске под аккомпанемент «Красных Звёзд», поскольку организаторы хотели привезти именно электрический состав, но не потянули его финансово. «Именно тогда, в 1997 году, он и попытался объяснить мне, как нуж-

но делать музыку. Он умел. Я, к сожалению, был довольно нахален и самонадеян, и ни во что не въехал - тупо от гордости, что "меня похвалил Летов". Но я хорошо всё запомнил и восстановил в памяти буквально пару лет назад. Наконец понял, что он мне говорил и зачем. Но рассказывать тут особо не о чем, по сути это была передача боевого опыта, и вообще -очень личное событие». «Звезда» из альбома «Играй в того, кто играет в тебя, играя того, кто играет тебя» (2009). «В моей жизни Летов занимал и занимает важное место. Человек-пример, человек-прыжок-за-пределы. Мне, честно говоря, до сих пор не по себе от его смерти. Он был слишком надёжным. Я дважды был на могиле, а поверить всё никак не могу».

Песня «Звезда» является непосредственным откликом Владимира Селиванова на смерть Егора Летова и вошла в альбом «Красных Звёзд» «Играй в того, кто играет тебя, играя того, кто играет тебя (2009). Текст её печатается по буклету этого альбома, где она фигурирует под заголовком «Лучшая Звезда». В звучащем варианте четвёртая строка припева имеет разночтения: «Коснётся лучом тебя» и «Поцелует тебя в уста». Третья строчка второго куплета звучит так: «Не бойся. Ищи. Ты ИХ только ищи». Песня «Тут Нужен я» вошла в альбом «Красных Звёзд» «Свобода 2012». Представляет собой «Тут нужен я» диалог лирического героя с Егором Летовым пребывающим на том свете, поскольку три закавыченные строчки перед фразой «привет тебе» представляют собой цитату из песни «Русское поле экспериментов» «Гражданской обороны». Печатается по фонограмме.

«Лёд-9» «Ад холода»

Слепому нет разницы Врубель или Шишкин Пока живой гирляндой его кишки Не намотают на когти как в новый год на ёлку Он не верит что пёс может быть опасней волка Говорящие собаки называют чёрта папой Носят одежду ходят на задних лапах Собираются в стаи это становится опасно Любящий отец их кормит человечьим мясом Оскал улыбки с пеной бешенства Скоро они будут владеть умами большинства Новая мода быть кобелём или сукой Туши недовольных в морозильник на крюки Голос зовёт наверх тела вес тянет вниз Тупая тварь навсегда потерявшая смысл Кусает жадно на части рвёт плоть Сердце молчит оно давно превратилось в лёд

Сквозь мутное стекло мы смотрим вдаль Пытаясь вырваться наружу из-подо льда Не замечая что кровь наша как вода Превращается в лёд ад холода

Ускоряя воздух вышибая клин клином Замедляя свою совесть до состояния глины В очередной попытке растопить лёд Отправляя свой разум в беспилотный полёт Расщепляя кровь на огонь и воду Слёзы матерей превращая в кислоту Когда они узнают правду останутся без глаз Пропавшего не найдут ни космонавт ни водолаз Боясь превратиться в пса с мерзлотой внутри Кто-то прыгал с крыши глотал угли Но каждое утро кровоточа росли клыки И покрывались инеем кофейные чашки Пока ты человек но тебе некуда бежать Животным может оказаться брат жена мать Слушая сердце день ото дня Не забывай идёт холодная война

Сквозь мутное стекло мы смотрим вдаль Пытаясь вырваться наружу из-подо льда Не замечая что кровь наша как вода Превращается в лёд ад холода

«Лёд-9» - сайд-проект омской группы «25/17», играющей на стыке рэпа и рока. В активе проекта два альбома, первый из которых «Холодная война» (2011) целиком и полностью базируется на семплах из сибирского панка - «Гражданской обороны», Янки Дягилевой, «Инструкции по выживанию». Из «Гражданской обороны» задействованы «Всё, как у людей», «Лёд под ногами майора», «В каждом доме», «Дите», «Против», «Тоталитаризм», «Бабочки сверкают», «Про дурачка». Предлагаем вашему вниманию текст песни «Ад Холода», в которой использованы сэмплы вокализов Егора Летова из его песни «Про дурачка». Печатается по буклету альбома «Холодная война». В звучащем варианте самая последняя строка песни звучит так: «Превращается в лёд - Лёд-9».

«25/17» «Дурачок»

[Вступление]:

Нас нагнетал бас магнитол... Ты возьми в толк - не бери в долг.

[Куплет 1]:

Совок сломался, так что мусор нам уже не страшен -У нас есть дедушкин обрез, у старшаков «Калаш». Даёшь свободу, пропаганду отряхни с ушей! Кайфуют все - Кобейн и тот певец из Депешей.

Вот мы втроём на кухне - я, Метод Мэн и Лёха, На корку, в кружке, кислый, пусть постоит малёха, Я раскатаю димыч, Метод нам читает «Крим», А ты мотай метлу и будешь вечно молодым. 390

По лету - мойка, бинт. Зимой - солома и цифры: Шесть четыре шесть - для тех, кто был там, шифры. Фунай покажет нам, как Винсент Вега и Пуля На Зипе греют ложку, - всё цивильно, братуля.

Убитая машина, как на газ давлю на поршень, Я отменяю будущее, обнуляю прошлое... Всплываю где-то под утро на хатах знакомых, Взрываемся в папирах - такая жизнь насекомых.

Припев:

Падал пепел седой, падал ртутный столб -Так ангел слепой силой брал престол. За окном падал снег, падал зрачок -Так падал человек. Дурачок. Дурачок. Дурачок. Дурачок.

[Куплет 2]:

Всё у тебя получится - ты ж не такой, как все. Ты чё, повёлся? Мелькают спицы в колесе -Нас перемелет в муку и как собак передавит, Свинья, петух и змея лучшим вручают медали.

Танцуй, пока молодой, ведь это будет недолго -Под старой детской кроваткой тоже прячутся волки, Точат рандолевые зубы, варят чифирь и ждут. Закровоточит юность, готовь бинты и жгут.

Тут фартануло лишь тебе, - прощай, Марк Рентон, На эти бренные тела кончилась аренда. Лёха отъехал на Луну - нашим всем приветы, Мы с Антоном собираем в среднем больше, чем Метод.

Поколение щеглов небитых из Контактика Навряд ли что-то поймёт - и в этом тактика. Эти куплеты в основном для тех, кто чудом выжил И догадался, почему он летом в лыжах.

Припев:

Падал пепел седой, падал ртутный столб -Так ангел слепой силой брал престол. За окном падал снег, падал зрачок -Так падал человек. Дурачок.

Падал пепел седой, падал ртутный столб -Так ангел слепой силой брал престол. За окном падал снег, падал зрачок -Так падал человек...

К мотиву Дурачка обращались и «25/17» в одноимённой песне из альбома «Умереть от счастья» (2017), представляющем собой саундтрек к одноимённому спектаклю. О связи «Про дурачка» Летова с «Дурачком» «25/17» убедительно написал Алексей Черняков в статье «Три дурачка: об одном летовском образе в перспективе русского рэпа». Исследователь верно указал и на важность вынесения имени участника записи Сергея Летова в подзаголовок текста песни («Несложно предположить, что фамилия Летова в данном случае указана именно потому, что она буквально встраивается в саму семантику текста, активизируя для реципиента связь с летовским претекстом» [2, с. 94]), и на «репрезентацию темы и образа "дурачка" как потустороннего существования, выломанного из норм и правил этого мира» [2, с. 98]. В записи песни участвуют Сергей Летов и Глеб Самойлов. Печатается по сайту: https://www.gl5.ru/0-9/25-17/durachok.htmI

Андрей Ковалев «Не жалей меня»

(Памяти Егора Летова)

Кресты на погостах, По-русски, неброско, И плачут берёзы, Листвой шелестя.

Кресты на погостах, Всё в жизни непросто, Струна оборвётся Под крик воронья.

Не жалей меня, не жалей! -Свечи гаснут на сильном ветру. Не жалей меня, не жалей! -Душу небу насквозь распахну.

Гитара заплачет О жизни горячей. Ну, где ж ты, удача?! -Ножом в тупике.

Дороги лихие, Вокруг все чужие. А песни простые -Слезой по щеке.

Всё молчит устало народ, В золотых намордниках свора. И никак не растает лёд Под ногами седого майора.

Андрей Ковалев - бизнесмен, общественный деятель, политик. В молодости играл на бас-гитаре в группе «Пилигрим». В 2004-м вновь воссоздал этот коллектив в качестве его вокалиста и идеолога, взяв курс на хэви-метал. Песня памяти Егора Летова «Не жалей меня» вошла в альбом «Пилигрима» 2010 года «Марта». В тексте присутствует отсылка к песне «Гражданской Обороны» «Мы - лёд» (1986). Печатается по официальному сайту Андрея Ковалева: http://www.andreykovalev.ru/stihi/izbranoe

«Ьоипа» «Мама»

Мама, я прошу, не ругай меня

Если я ложусь спать в начале дня

Я открыла дверь, он в неё вошёл

Жизнь моя теперь - это рок-н-ролл

Это шок в 15 лет

Это первый рок концерт,

Это слэм и губы в кровь,

Раз за разом вновь и вновь.

Это Хэтфилд и Мастейн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это Дефтонс и Мадвейн

Это шаг в опасный путь

И назад не повернуть

.Я прошу прости меня .

Назад не повернуть

.И знай теперь вся жизнь моя.

Это рок-н-ролл

Это Летов и Кобейн,

Это лето и портвейн

Это первое барэ

На гитаре во дворе

Это Битлз и Вудсток

Это Пистолз и панк-рок

Это то, что нас тогда

Изменило навсегда

Прости меня!

Для группы «Louna», судя по тексту этой песни с релиза 2012 года «Время X», Егор Летов предстаёт одним из столпов мирового рока. На своих выступлениях коллектив также регулярно исполняет «Мою оборону» «ГО». Печатается по буклету альбома «Время X».

«7Раса» и Антон Пух («ЕРС») «Русская зима»

Русская зима просто так не сдаётся, Снегом заметает пейзаж, С первым мая, поздравляя, смеётся, Всех собравшихся повеселится.

Русская зима своих не бросает, .. .От них не скрыться, не застраховаться. Во вражеском поле эксперименты.

Каждый день новый бой,

Прости нам хмурость и бремя срочность,

И постарайся принять

Ценный опыт, испытание на прочность.

Ценный опыт, испытание на прочность.

Ценный опыт, испытание на прочность.

Русская зима продолжает сниться, Даже там, на спокойных широтах, Только ненависть поможет не сбиться. .в снежных пути поворотах.

А у нас новый год,

И всё сердечность, а после мрачность И постарайся забыть Ценный опыт, испытание на прочность. Ценный опыт, испытание на прочность. Ценный опыт, испытание на прочность.

Русская зима просто так не сдаётся, Снегом заметает пейзаж, С первым мая, поздравляя, смеётся, Всех собравшихся повеселится.

Каждый день новый бой,

Прости нам хмурость и бремя срочность,

Я постараюсь принять

Ценный опыт, испытание на прочность.

Ценный опыт, испытание на прочность

Ценный опыт, испытание на прочность

В десятую годовщину смерти Егора Летова в феврале 2018 года группа «7Раса» представила клип «Русская зима», посвящённый его памяти. В записи композиции принял участие лидер нижегородской группы «F.P.G.» Антон «Пух Павлов. Клип опубликован на официальном YouTube-канале группы «7Раса» 19 февраля 2018 года. Сняла ролик режиссёр Алёна Михайлова. Текст песни написал лидер «7 Расы» Александр Растич, музыка написана им же в соавторстве с Константином Чалых. «Наша новая работа - посвящение Егору Летову, - говорится в официальной аннотации к клипу. Для нас образ русской зимы - это собирательный образ Отечества, его судьбы, его народа. Того, о чём пел Летов, того, о чём поём мы». В песне есть аллюзия на «Русское поле экспериментов Егора Летова». Текст печатается по ресурсу: https://txt-pesen.ru/russkij-rok/sedmaj a-rasa/russkaj a-zima-7rasa. html.

394

«Ленинград» «Кабриолет (Всё идёт по плану)»

Может я ку-ку, в Мерседесике без крыши,

Еду к мужику, а вас чё это колышет?

Еду и рулю, в Питере температура

Близится к нулю, Моя протестная натура!

За рулём кабриолета, Я врубаю Летова!

И пускай уже не лето Это фиолетово!

Все идёт по плану!

Всё идёт по плану

Это омский движ, город есть такой сибирский.

Чё ты мне грубишь? Видишь, на протесте киска

Сумочка от Gucci, С..ка прыгает на горке,

Эх, припев еб..ий, Подпеваю я Егорке!

За рулем кабриолета, Я врубаю Летова,

И пускай уже не лето Это фиолетово!

Все идёт по плану!

Всё идёт по плану

В начале «нулевых» Сергей Шнуров написал стих, который потом отчасти стал вторым куплетом песни «День рождения», противопоставив творчеству Егора Летова «Мумий Тролля» и Земфиру. А Егор Летов с пиететом высказывался о «Ленинграде», отвечая в 2006 году на вопросы посетителей своего официального сайта: «Хорошо отношусь. С уважением. Причём даже не к творчеству, а к тому, как он его подаёт, и что он с ним делает. Мы с ними однажды играли в одном концерте в Нюрнберге. Остались очень приятные впечатления» (https://nationmagazine.ru/people/egor-letov-chasto-sprashivayu-sebya-chto-zhe-ya-takogo-natvoril-v-proshloy-zhizni/). Примерно в тот же период Сергей Шнуров сказал в интервью «Известиям»: «Летов до сих пор сумел сохранить что-то магическое. Я был на его концерте не так давно. Он вообще настоящий шаман» (https://iz.ru/447682/timur-arkhangelskii/muzykant-sergei-shnurov-v-butylku-vodki-verit-glupo). Текст песни «Кабриолет» печатается по ресурсу: https ://amdm. ru/akkordi/leningrad/166806/kabriolet_vsyo_idyot_po_planu.

Литература

1. Гребенщиков Б. Б. Никита Рязанский [Текст песни] / Б. Гребенщиков // Гребенщиков Б. Б. 14. Полный сборник «Аквариума» и БГ. - М: Experience, 1993. - 400 с.

2. Черняков А. В. «Три дурачка: об одном летовском образе в перспективе русского рэпа» [Текст] / А. В. Черняков // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. - Екатеринбург: Уральск. гос. ун-т, 2018. -Вып. 18. - С. 87-100.

3. Юдин А. Чиж: рождён, чтобы играть. Авторизованная биография [Текст] / А. Юдин. - М.: Издательство Астрель-СПб., 2009. - 511 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.