Научная статья на тему 'Песни госпел в американской музыкальной культуре 20 века'

Песни госпел в американской музыкальной культуре 20 века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
745
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСПЕЛ / ЖАНР / ЕВАНГЕЛЬСКАЯ МУЗЫКА / СПИРИЧУЭЛС / СОУЛ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Безниско Оксана Николаевна, Зуев Никита Дмитриевич

Рассматриваются вопросы происхождения и эволюции духовного песенного жанра госпел в американской культуре начала 20 века. Прослеживается практика общественного бытования жанра, его жанровое содержание, жанровый стиль. Материалы исследования имеют практическую значимость для содержания дисциплин «история эстрадно-джазовой музыки», «музыкальные формы эстрадной джазовой музыки», преподаваемых в вузе культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Песни госпел в американской музыкальной культуре 20 века»

УДК 78.08

О.Н. БЕЗНИСКО, Н.Д. ЗУЕВ

ПЕСНИ ГОСПЕЛ В АМЕРИКАНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ XX ВЕКА

Безниско Оксана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), hart-77@mail.ru

Зуев Никита Дмитриевич, студент Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), v.s.nik@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы происхождения и эволюции духовного песенного жанра гос-пел в американской культуре начала XX века. Прослеживается практика общественного бытования жанра, его жанровое содержание, жанровый стиль. Материалы исследования имеют практическую значимость для содержания дисциплин «история эстрадно-джазовой музыки», «музыкальные формы эстрадно-джазовой музыки», преподаваемых в вузе культуры. Ключевые слова: госпел, жанр, евангельская музыка, спиричуэлс, соул.

UDС 78.08

O.N. BEZNISKO, N.D. ZUEV

GOSPEL SONGS IN AMERICAN MUSICAL CULTURE OF THE XX CENTURY

Beznisko Oksana Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the cathedra of musicology, composition and methods of music education of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), hart-77@mail.ru

Zuev Nikita Dmitrievich, student of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), v.s.nik@mail.ru

Abstract. The article deals with the origin and evolution of the spiritual song genre of gospel in the American culture of the early XX century. The practice of social existence of the genre, its genre content, genre style is traced. The research materials are of practical importance for the content of the disciplines «history of pop-jazz music», «musical forms of pop-jazz music» taught at the university of culture.

Keywords, gospel, genre, evangelical music, spirituals, soul.

«Госпел (от англ. Gospel music - евангельская музыка) - жанр духовной христианской музыки, появившийся в конце XIX века и развившийся в первой трети XX века в США» [1].

В рамках нашего исследования впервые в российском музыковедении предпринята попытка собрать и обобщить сведения о духовном христианском песенном жанре госпел, проанализировать его жанровое своеобразие, выделить характерные черты, указать наиболее ярких исполнителей и авторов.

Освещение особенностей музыкального жанра госпел важно для современной музыкальной индустрии и музыковедения в целом, так как знание о различных музыкальных явлениях способствует формированию представлений о развитии, в частности, культуры христианской музыки в аспекте ориентирования в культурной картине мира. Поэтому вполне понятен интерес мировой науки к этому музыкальному жанру.

Рассматривая значение любого музыкального явления, важно проследить его зарождение, этапы эволюции, преобразование или жанровую модуляцию. Музыкальный жанр госпел явился первоосновой для другого, более известного музыкального жанра - «соул»,

№ 2 (73), 2019 "Теория и история искусства" ^

а также оказал влияние на блюз еще в начале его зарождения. «От музыки госпел соул унаследовал принцип «вопросно-ответных» интонаций, когда солисту вторит группа бэк-вокалистов (в госпеле - хор) или же когда бэк-вокал исполняет основную партию, а солист в это время импровизирует поверх нее» [2, с. 91].

Музыкальный жанр госпел родился в методистских церквях Южной Америки. Церковь превратилась в место, где рабы собирались, не испытывая страха и надзора своих хозяев для прославления Бога. В этих гимнах использовались христианские тексты, но с ярким влиянием африканской вокальности и ритмики.

Протестантская церковь для развития музыки и пения и прославления Господа нанимала музыкантов, самым известным из которых был Айра Дэвид Сэнки. Совершенно новые и оригинальные песни были написаны такими музыкантами, как Филип Блисс, Чарльз Хатчинсон Габриэль, Уильям Говард Доун, Фанни Кросби. Филип Блисс тесно сотрудничал с Айрой Д. Сэнки, и вместе они написали «Гимны евангелия» 1875 года. Этот сборник христианских гимнов пользовался большой популярностью в свое время, и даже сейчас его можно найти во многих библиотеках мира.

В период с 1880 года до первых годов ХХ века были заложены основы для дальнейшего развития музыкального жанра госпел, это произошло благодаря афроамерикан-ским композиторам, наиболее известным из которых является Карл Альберт Тиндлей (1859-1933). Он автор знаменитых гимнов, которые до сих пор пользуются популярностью в протестантских церквях, среди этих песен: I'll Overcome Someday, Stand by Me, We'll Understand It Better By and By, The Storm is Passing Over, What are they Doing in Heaven.

Начиная с XX века для сопровождения песен госпел стали использоваться любые типы музыкальных инструментов: от тамбуринов до электрогитар.

Популяризации этого духовного жанра в начале XX века способствовало появление радио, что отражено в песне Альберта Э. Брамли 1937 года «Включайте ваше радио». Эта песня вошла в состав современных сборников духовной музыки, а в 1972 запись этой песни была номинирована на «Песню Евангелия года» Ассоциацией музыки в стиле госпел. По Европе концертировали целые квартеты, исполняющие музыкальные композиции в этом жанре. После Второй мировой войны песни госпел выходят на новый уровень - исполняются в крупных концертных мероприятиях, участвуют в медиа-записях, фестивалях и конкурсах. В конце XX века приобрели популярность такие исполнители, как: Элвис Аарон Пресли, Джерри Ли Льюис, Махалия Джексон, Андрэ Эдвард Крауч и Blakwood Brothers. Все они либо были воспитаны в среде музыки гос-пел, либо признавали влияние этого жанра на их творчество.

Существуют жанровые разновидности песен госпел, сложившиеся в зависимости от их географического бытования. Каждый из жанров уникален и по-своему неповторим, имеет свою историю образования и характерные черты, присущие только ему. Охарактеризуем некоторые из них:

- городское евангелие - следует за тенденциями современной светской музыки, этот жанр сформировался лишь недавно, так что считается достаточно молодым. Первые композиции в этом жанре датируются 1970 годом, а сам по себе жанр установился лишь к 1980-м годам. Этот жанр развивался преимущественно исходя из афроаме-риканских музыкальных традиций. В течение 1970-х в этом стиле появились такие хиты, как «О, счастливый день» Эдвина Хокинса, «Забирают меня» Андрэ Крауча. В содержании песен используется метафоричность. Если песня излагает любовь отца к сыну, то под «отцом» подразумевается Бог, а под «сыном» - простой человек. На этот жанр повлияли следующие музыкальные направления: фанк, джаз, хип-хоп и др. Представители жанра: Трэмэйн Хокинс, Джон П. Ки, Вики Винсэнс, Донни Макклеркин, Йоланда Адамс, Кирк Франклин.

- блюз евангелие - это госпел, основанный на блюзовом ритме и форме, но с евангелистской лирикой. Среди исполнителей блюза евангелия стали известны Слепой Вилли Джонсон, Сестра Розетта Тарп и преподобный Гэри Дэвис;

- кельтское евангелие - госпел с кельтским оттенком, довольно популярном в Ирландии. В этом жанре исполняет песни Дублинский хор евангелия;

- британское черное евангелие - с мелодикой и ритмом британских уличных мотивов, пишется композиторами из африканских и Карибских афроамериканских христианских церквей в Великобритании;

- христианская музыка кантри - смесь ковбойской музыки и музыки плантаций Юга. Популярные композиторы и исполнители: Томми Брандт, Дэвид Л. Кук, Лайза Дэггс, Гайла Эрлин, Мирна Джой Миллер, Лулу Роман, Сузи Лачсинджер;

- южное евангелие - связано с территорией бытования в Юго-восточных Соединенных Штатах, лирика которых направлена на выражение различных проблем относительно библейского обучения и христианской жизни, а также чтобы дать христианскую альтернативу господствующей светской музыке. Обычно песни этого жанра исполняет квартет мужчин под аккомпанемент фортепиано.

Анализируя разновидности песен госпел, мы установили свойственные им жанровые черты:

1) преобладает сольное исполнение песен солистом над хоровым или ансамблевым;

2) пение солиста сопровождают хор или музыкальные инструменты: фортепиано или орган, тамбурины, барабаны, бас-гитара и электрогитара;

3) подчеркивание синкопированного ритма;

4) сентиментальное содержание, то есть преобладает выражение чувств: радости, благоговения и т.д.;

5) эмоциональная связь исполнителя с аудиторией и лирическим содержанием песни, которая чрезвычайно важна.

Литература

1. Госпел // Энциклопедический словарь. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/14207/ госпел

2. Быкова К.П. Исполнительские приемы пения в современных эстрадных вокальных стилях и жанрах // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. 2015. № 2. С. 90a-94.

3. Конен В.Д. Рождение джаза. М., 1990.

4. Кузнецов В.Г. История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России: моногр. М., 2005.

5. Савицкий Д. Между госпелс и спиричуэлс // Время джаза. Архив / Радио Свобода. URL: https://www.svoboda.org/a/24430427.html

6. Савицкий Д. Рождество: от спиричуэлс и госпелс до carols и джаза // Время джаза. Архив / Радио Свобода. URL: http://www.https://www.svoboda.org

7. Советский джаз. Проблемы. События. Мастера: сб. статей. М., 1987.

References

1. Gospel // Encyclopedic dictionary. URL: http://www.dic.academic.ru/dic.nsf/es/14207/ госпел

2. Bykovа K.P. Performing methods of singing in modern variety vocal styles and genres // Mezhkulturnoe vzaimodeystvie v sovremennom muzykalno-obrazovatelnom prostranstve. 2015. № 2. P. 90a-94.

3. Konen V.D. Rozhdenie dzhaza [The birth of jazz]. Moscow, 1990.

4. Kuznetsov V.G. Istoriya stanovleniya i razvitiya muzykalnoy estrady i estradno-dzhazovogo obrazovaniya v Rossii: monogr. [History of formation and development of a musical variety and variety-jazz education in Russia: monograph.]. Moscow, 2005.

5. Savitsky D. Between gospels and spirituals // Vremya dzhaza. Arhiv / Radio Svoboda. URL: https://www.svoboda.org/aZ24430427.html

6. Savitsky D. Christmas: from spirituals and gospels to carols and jazz // Vremya dzhaza. Arhiv / Radio Svoboda. URL: http://www.https://www.svoboda.org

7. Sovetskiy dzhaz. Problemy. Sobytiya. Mastera: sb. statey [Soviet jazz. Problems. Events. Masters: coll. of articles]. Moscow, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.