Научная статья на тему '«Песнь о нибелунгах» и героические песни косовского цикла: типологические связи'

«Песнь о нибелунгах» и героические песни косовского цикла: типологические связи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1460
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миленкевич Наталья Ивановна, И. В. Саверченко

В данной статье отражены типологические связи и сравнительная характеристиканемецкого и сербского героического эпоса на примере «Песни о нибелунгах» и героическихпесен косовского цикла. Наличие типологических аналогий объясняется схожим социально-политическим положением Священной Римской империи и Сербии в Средние века.«Песнь о нибелунгах» и песни косовского цикла объединяет (помимо общности жанра) общаяпроблематика. В данных произведениях отражаются острые конфликты современной авторамэпохи, наглядно демонстрируются последствия разделения страны на разрозненные части,распри удельных князей, слабая центральная власть, которые могут стать причинами гибелицелой страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typological relations and comparative description of the German and Serbian heroic epos in this article are revealed. «The Nibelungenlied» and heroic songs from Kosovo cycle are used as the basis of the research material. Typological analogies are caused by similar social and political situation of the Holy Roman Empire and Serbia in the Middle Ages. Besides a genregenerality, the general problems unite «The Nibelungenlied» and songs from Kosovo cycle. Sharp conflicts of the Middle Ages are reflected in these works. Consequences of division of the country in isolated parts, the conflicts of princes and weak central power which can cause the death of the entire country, are shown these.

Текст научной работы на тему ««Песнь о нибелунгах» и героические песни косовского цикла: типологические связи»

ФШАЛАГГЧНЫЯ НАВУКІ

153

УДК 821.112.2:811.163.4

Н. И. Миленкевич «ПЕСНЬ О НИБЕЛУНГАХ»

И ГЕРОИЧЕСКИЕ ПЕСНИ КОСОВСКОГО ЦИКЛА: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

В данной статье отражены типологические связи и сравнительная характеристика немецкого и сербского героического эпоса на примере «Песни о нибелунгах» и героических песен косовского цикла. Наличие типологических аналогий объясняется схожим социальнополитическим положением Священной Римской империи и Сербии в Средние века. «Песнь о нибелунгах» и песни косовского цикла объединяет (помимо общности жанра) общая проблематика. В данных произведениях отражаются острые конфликты современной авторам эпохи, наглядно демонстрируются последствия разделения страны на разрозненные части, распри удельных князей, слабая центральная власть, которые могут стать причинами гибели целой страны.

Введение

Европейская средневековая литература представлена разными жанрами, но в первую очередь произведениями повествовательного, героико-эпического характера, в основе которых находятся легенды и сказания о значимых событиях в жизни страны и их участниках, смелых и отважных воинах, которые самоотверженно защищали свою землю от врагов. Эпоха Средневековья продолжила эпические традиции античности и подарила миру свои уникальные образцы героического эпоса. В памятниках словесности читателю открывается картина мира человека Средних веков, отражаются все стороны жизни народа: его быт, культура, система ценностей, а также его видение острых социальных проблем своей эпохи.

Произведения западноевропейского эпоса стоят в одном ряду с русскими былинами, эпическим творчеством тюркских, монгольских, кавказских народов, героическими песнями южных славян. Наличие схождений на жанровом, проблемно-тематическом и художественном уровнях в эпических произведениях народов Запада и Востока до сегодняшних дней вызывает интерес со стороны отечественных и зарубежных компаративистов. Сравнительному изучению героического эпоса западных и восточных народов посвятили свои фундаментальные труды

В. М. Жирмунский, А. Н. Веселовский, Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов. Особое значение для науки имеют работы зарубежных литературоведов, среди которых следует отметить Т. Фрингса, братьев Чадвиков, М. Пэрри.

В данной статье предпринимается попытка сопоставления немецкого и сербского эпоса на примере «Песни о нибелунгах» и героических песен косовского цикла. В современном литературоведении среди всех возможных аспектов сравнительно-исторического исследования считается наиболее приоритетным историко-типологическое сравнение, «объясняющее сходство генетически не связанных явлений сходными условиями общественного развития» [6, 236]. Руководствуясь этим аспектом, наличие общих черт в немецком и сербском эпосе можно объяснить однотипными социально-культурными условиями, в которых происходил процесс становления эпоса разных народов. Рассмотрение «Песни о нибелунгах» и песен косовского цикла в контексте сложившейся социополитической обстановки в Священной Римской империи и Сербии в Средние века позволяет выявить типологические аналогии в героическом эпосе этих стран прежде всего на проблемно-тематическом уровне.

Результаты исследования и их обсуждение

Средневековье - это эпоха зарождения и развития феодального строя в Европе, который в своих основных чертах характеризуется социальным расслоением общества, сеньориальновассальными отношениями и системой феодального землевладения. Страны Европы этого времени избрали разные пути развития. В то время как Англия и Франция вошли в эпоху развитого феодализма мощными централизованными государствами, Священная Римская империя, достигнув к началу XIII века небывалого социального и культурного развития, пошла по пути децентрализации власти, быстро приходила в упадок под натиском внутренних

154

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

противоречий и при отсутствии единства внутри страны. Смерть императора Генриха VI в 1197 году стала только началом целой череды трагических событий: междоусобных войн между правящими династиями Штауфенов и Вельфов, ослабления центральной власти, укрепления позиций удельных князей, феодальной раздробленности.

В схожих условиях к середине XIV века оказалось Сербское государство. Появление независимых княжеств, междоусобные войны князей и территориальная раздробленность сделали государство уязвимым в условиях все более нарастающей угрозы со стороны Османской империи. Князь Лазарь (годы правления 1370-1389), ставший последним независимым правителем Сербии, не смог добиться сплочения враждующих князей, чтобы противостоять иноземным завоевателям. Ослабленная центральная власть и феодальная раздробленность стали причинами поражения сербов в битве на Косовом поле в 1389 году. Хоть это поражение еще не означало окончательной потери Сербией самостоятельности, но в восприятии народа эта битва стала своеобразной точкой отсчета, с которой начиналась целая цепь трагических событий, на семь веков погрузивших страну в зависимость от турецких завоевателей.

Именно в таких сложных условиях происходил процесс создания «Песни о нибелунгах» и героических песен косовского цикла. Сложное социально-политическое положение стран в Средние века оказало значительное влияние на тематику немецкого и сербского эпоса. Авторы всемирно известных произведений, остающиеся неизвестными до сегодняшних дней, не смогли обойти стороной острые проблемы эпохи развитого феодализма, отразили реально сложившуюся политическую ситуацию и представили свое видение острых социальных конфликтов современной им эпохи. Безымянные поэты независимо друг от друга обратились к теме гибели целой страны, показали разрушительный потенциал внутренних противоречий.

Изображая кризис феодального мира, автор «Песни о нибелунгах» положил в основу своего произведения древние сказания о гибели Зигфрида и крахе бургундского королевства, которые в разных вариантах на протяжении семи веков бытовали в устной форме. Автор «Песни о нибелунгах» представил свою интерпретацию старинной истории об убийстве и мести, приспособив ее к условиям развитых феодальных отношений начала XIII века, чтобы она стала понятной, доступной и интересной людям этой эпохи. Автор зафиксировал на листах пергамента свою поэтическую версию древних сказаний, а в качестве дополнения к основному содержанию «Песни о нибелунгах» им были использованы сказания других циклов. В результате возникла героическая эпопея, представляющая собой синтез исторического и современного, сказочного и мифологического.

Чтобы показать, что действие эпоса происходит в период расцвета придворно-рыцарской культуры, автор уже в первых авентюрах знакомит слушателей с богатыми феодальными домами Вормса и Ксантена, показывает социальный и политический порядок общества эпохи феодализма, иерархически упорядоченный мир дворянского сословия. «Песнь о нибелунгах», письменно зафиксированная около 1200-1205 гг., дает представление о неповторимой культуре Средневековья, о традициях и обычаях, ценностях и нормах правящих кругов, а также о принятых в них отношениях. Несмотря на детальные описания богатых одеяний персонажей, пышных празднеств, рыцарских турниров, военных походов, в которых герои демонстрируют свою смелость и отвагу, вся «Песнь о нибелунгах» пронизана ощущением надвигающихся трагических событий в форме вещих снов, постоянных предупреждений о трагическом финале и злых пророчеств. На смену столь мирной, урегулированной и гармоничной жизни в первых авентюрах приходят полные драматизма события, демонстрирующие, что под поверхностью таких идеальных отношений скрываются внутренние противоречия, приводящие к катастрофе. Уже в первой строфе «Песни о нибелунгах» автор говорит о том, что «громкие деяния былых богатырей, их пиры и забавы» всегда сменяются «несчастьем, горем и кровавыми распрями» [8, 15], подготавливая тем самым слушателей к трагическому финалу. «Внешне речь идет о представительстве, о блеске, достоинстве и благородстве. За этим фасадом скрываются другие силы, несдержанность и беспредельность, тщеславие и неудержимая ненависть, лицемерие и стремление к уничтожению» [2, 69]. На фоне богатства и блеска разыгрывается трагедия, показывается несовершенство феодального миропорядка, что и приводит к стремительной гибели королевства бургундов, напоминая Священную Римскую империю в разгар кризиса. Точно также и в феодальной действительности создавалась только иллюзия гармоничной жизни по законам

ФШАЛАГГЧНЫЯ НАВУКІ

155

рыцарства, а за красотой и богатством двора скрывались серьезные проблемы, обусловленные непрерывной борьбой за власть и отсутствием единого центра управления страной.

Борьба за власть между удельными князьями в «Песне о нибелунгах» выражена на примере противостояния правящих домов Вормса и Ксантена, начинающегося с момента появления Зигфрида в Вормсе. Продолжением спора между Гунтером и Зигфридом о власти и статусе в обществе, в сущности, является спор Кримхильды и Брюнхильды о превосходстве их мужей, который считается «ключевой сценой “Песни о нибелунгах”, «основой для дальнейшего развития событий» [1, 121]. В ходе этого спора был раскрыт обман при сватовстве, что повлекло за собой целую череду трагических событий. Хаген, чтобы устранить опасность, исходящую от нидерландского короля как более сильного и могущественного государя, решается на убийство, руководствуясь ненавистью и жаждой наживы. Такое поведение вассала Гунтера напоминает произвол удельных князей, стремящихся к обогащению и расширению своих владений, прибегая к разбоям, нападениям и убийствам. Истинной причиной для убийства Зигфрида стала не задетая честь Брюнхильды, а желание завладеть новыми землями и несметным кладом нибелунгов, который является залогом независимости и военного превосходства, символом непревзойденного богатства и «суммой политической и военной власти» [3, 131].

С отсутствием единого центра власти внутри страны связано отсутствие в произведении главного персонажа, вокруг которого группируются основные события. В «Песне о нибелунгах» центральная фигура монарха отсутствует, а ведущая роль по ходу повествования переходит от одного персонажа к другому. За каждым из этих героев закреплена определенная функция, каждый из них является носителем эпической идеи. «В эпосе действуют человеческие типы, играющие отведенные им роли, выполняющие то, что предначертано судьбой или детерминировано обстоятельствами» [5, 345-346]. Так, например, Гунтер, проявляющий нерешительность и безволие в принятии решений, касающихся судеб королевской семьи, ее вассалов и даже целой страны, стал олицетворением слабой власти. С Гунтером в «Песне о нибелунгах» контрастирует Зигфрид, представляющий идеализированный образ рыцаря, который «бесстрашен и силен», «высок духом», «пригож лицом» [8, 18], щедр и смел в бою, готов на любые подвиги ради защиты своей страны и страны родственников жены. Хаген в эпосе олицетворяет вассальную верность, а Рюдигер становится воплощением рыцарских добродетелей. Именно Рюдигер, разрываясь между вассальным долгом и данной бургундам клятвой, ставит под вопрос этические нормы феодального мира.

Такое изображение полного противоречий мира в произведении было вызвано в первую очередь условиями, в которых происходило становление средневековой культуры. «Песнь о нибелунгах» - это «переосмысление конкретных исторических процессов» [1, 28], своеобразная критика событий, происходящих в эпоху создания произведения. Вместе с бургундами гибнет целое королевство, построенное не на принципах единства и сплоченности, а на основе лжи и недоверия. «Песнь о нибелунгах» - это протест против несовершенства мира, притязаний на власть конкурирующих дворян, подверженных слабостям человеческой природы. «Здесь поэт является реалистом, который распознал феодальную действительность в ее противоречиях, который тысячу раз был свидетелем поступков рыцарского мира, а также того, что религиозный идеал и феодальная действительность противопоставлены друг другу» [2, 124]. События эпохи Великого переселения народов, положенные в основу этого произведения, преуменьшаются до индивидуальных проблем, мировые конфликты показаны на примере личных отношений между героями, а в поражениях персонажей эпоса представлены судьбы народов.

Тема гибели целого государства становится центральной также и в сербском героическом эпосе, который стал откликом народных певцов на происходящие события современной им эпохи. Печальные события на Косовом поле нашли свое отражение в эпическом творчестве сербского народа, представленном не в форме эпической поэмы или эпопеи, а в виде отдельных героических песен, которые по своему идейному наполнению и средствам выразительности не уступают большим эпическим формам. «Дело ведь не в величине произведения, а в идейной глубине, совершенстве формы, значительности поставленных в нем вопросов и в мастерстве создания образов героев» [7, 141]. Все песни, представляющие собой поэтическую версию значимого в жизни сербского народа исторического события, объединены в один цикл, который представляет собой «явление достаточно пестрое и сложное по своему составу и своей истории» [10, 285].

156

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

По мнению исследователей южнославянского героического эпоса (среди них В. Караджич, Ю. И. Смирнов, Н. И. Кравцов, И. Н. Голенищев-Кутузов), большинство сербских песен было сложено народными певцами в первые десятилетия после битвы на Косовом поле. Из сюжетов песен косовского цикла можно получить довольно точные сведения о ходе самой битвы, ее участниках, географии. Кроме того, косовский цикл дает представление о ценностях, правилах и нормах поведения в феодальном обществе, об его устройстве, где каждый занимает строго отведенное ему место на иерархической лестнице. Задача певцов состояла в том, чтобы воспеть мужество воинов, описать их подвиги, передать весь трагизм происходящего, поддержать патриотизм сербского народа. В этих песнях нет описания радостных праздников, пышных свадеб, богатых одеяний воинов. Весь косовский цикл пронизан ощущением приближения драматических событий, что достигается с помощью мотивов вещих снов, пророчеств, нехороших предчувствий героев эпоса накануне битвы.

Героические песни косовского цикла обращаются к проблемам отсутствия единого центра управления страной, распрей удельных князей, которые привели к поражению сербов на Косовом поле. В героических песнях поражение князя Лазаря в битве объясняется двумя причинами, первой из которых является численное превосходство турецкого войска, изображенное гиперболически: «Если б стало наше войско солью, / Плов турецкий был бы недосолен. / ... Если дождь густой польется с неба, / То нигде не упадет на землю, / На юнаков и коней прольется» [4, 218-219]. Военное превосходство турецкого войска считается менее опасным для сербов, чем измена перешедшего на сторону врага Вука Бранковича, который изображен в эпосе предателем, вносящим раздор в отношения князя Лазаря с преданным ему Милошем Обиличем. К открытому столкновению между Вуком и Милошем приводит спор их жен относительно социального статуса мужей. Жена Милоша признает, что ее муж имеет простое происхождение, но указывает на то, что он многократно превосходит Вука не только силой, но и моральными качествами. Не соглашаясь с ее доводами, Жена Вука в ярости ударяет по лицу жену Обилича. Милош, узнав о случившемся, отомстил Вуку: «Милош гневом распалился: / Скоком выскочил из сада / и схватил за горло Вука, / Он схватил за горло Вука / и метнул его на землю; / Стал ногою правой Милош / наносить удары Вуку, / И из челюсти ногою / вышиб два здоровых зуба» [9, 286]. Именно этот конфликт послужил поводом для измены Вука, который затаил злобу и не пришел на помощь Лазарю в день битвы на Косовом поле. Если в «Песне о нибелунгах» мотив спора королев был необходим автору для раскрытия обмана при сватовстве, за которым следует гибель Зигфрида и месть Кримхильды, то спор жен в сербских песнях нужен для наглядного показа социальных противоречий эпохи Средних веков. В сербском эпосе человеку с простым происхождением противопоставлен эгоистичный феодал, заботящийся только о расширении своих владений, а не о единстве страны. Несмотря на то, что значение спора жен в немецком и сербском героическом эпосе несколько отличается, но и в «Песне о нибелунгах», и в песнях косовского цикла именно этот спор приводит к открытому противостоянию персонажей, что и становится одной из причин гибели сербов.

Цикл героических песен сложился не вокруг героических деяний эпического короля, а сгруппировался вокруг событий, посвященных битве на Косовом поле. В этих песнях (как и в «Песне о нибелунгах») нельзя выделить главного героя. В них наряду с князем Лазарем действуют его мужественные вассалы: Юг-Богдан, его девять сыновей, Милош Обилич, Стефан Мусич, Топлица Милан, Иван Косанчич, которые всячески пытаются противостоять турецким завоевателям. Сербские песни реалистичны в трактовке образов. Персонажи песен хоть и не обладают сверхъестественной физической силой, не имеют сказочно-мифологических черт, присущих героям германского эпоса, но являются храбрыми и сильными витязями, идеализированными воинами, которые, даже заранее зная об уготованной им участи, сражаются за родную землю ценой собственной жизни. Герои косовского цикла, как и бургунды в стране Этцеля, до последнего отстаивают свою честь, самоотверженно защищают свою родину от врагов, сознательно выбирая гибель. Так, Воин Югович на предложение царицы Милицы остаться в Крушевце и не участвовать в бою ей отвечает: «Воротись, сестра, в свой белый терем, / Я назад с тобой не ворочуся / И коней не передам другому, / Если б даже знал я, что погибну. / Я иду на Косово, Милица, / Кровь пролить за нашу веру, / с братьями за крест честной сражаться» [11, 112]. Трагическая гибель князя Лазаря и его войска на Косовом поле воспринимается как гибель всего сербского царства.

ФШАЛАГГЧНЫЯ НАВУКІ

157

Выводы

Певцы-сказители в своих произведениях на примере событий давно минувших дней в поэтической форме изобразили губительную силу конфликтов внутри феодального общества. События эпохи Средневековья оказали значительное влияние на проблематику эпоса разных стран. Сравнительный анализ произведений немецкого и сербского героического эпоса позволяет сделать следующие выводы:

Между созданными в разное время «Песнью о нибелунгах» и героическими песнями косовского цикла нет прямой генетической зависимости. Аналогичная общественно-историческая ситуация, сложившаяся в Священной Римской империи и Сербии в эпоху Средневековья, обусловила наличие типологических схождений в эпосе этих стран.

В основе «Песни о нибелунгах» и песен косовского цикла лежат особо значимые для жизни всего народа исторические события (гибель бургундов в 436 г. и битва на Косовом поле в 1389 г.). Поскольку эпос бытовал в устной форме на протяжении нескольких веков, передавался от одного сказителя к другому, его содержание постепенно изменялось, одновременно утрачивая многие подробности изображения и обогащаясь новыми сюжетами. Поэты в своих произведениях стремились в поэтической форме передать свое видение проблем современной им эпохи.

Выдающиеся произведения немецкого и сербского героического эпоса объединяет их драматический характер. Практически всех персонажей ожидает неизбежная гибель, которую они смело встречают в бою, руководствуясь чувством долга и чести. «Песнь о нибелунгах» и сербские песни косовского цикла стали своеобразным плачем по утраченной родине. В них оплакивается гибель бургундского королевства и сербского царства, осуждаются феодальные междоусобицы, произвол удельных князей, территориальная раздробленность, которые не способствовали укреплению страны под единым началом монарха, а только ослабляли ее. Данные произведения затрагивают проблемы политической нравственности, власти, войны и мира, чести и долга.

Литература

1. Brandt, M. Gesellschaftsthematik und ihre Darstellung im Nibelungenlied und seinen hochmittelalterlichen Adaptionen / M. Brandt. - Frankfurt-am-Main : Peter Lang, 1997. - 310 s.

2. Ihlenburg, K. H. Das Werk / K. H. Ihlenburg // Das Nibelungenlied: Problem und Gehalt / K. H. Ihlenburg. -Berlin : Akademie Verlag, 1969. - S. 35-147.

3. Muller, J.-D. Sage-Kultur-Gattung-Text: Zu einigen Voraussetzungen des Verstandnisses mittelalterlicher Literatur am Beispiel des «Nibelungenliedes» / J.-D. Muller // Nibelungenlied und Nibelungenklage, Neue Wege der Forschung. - Darmstadt : Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2005. - S. 123-141.

4. Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Литература древ. Востока, антич. мира, сред. веков, Возрождения, XVII и XVIII вв. : в 64 т. / редкол.: И. В. Абашидзе [и др.]. - Т. 11 : Песни южных славян. - М. : Художественная литература, 1976. - 480 с.

5. Гуревич, А. Я. Избранные труды : в 4 т. / А. Я. Гуревич. - М. ; СПб. : Унив. кн., 1999. - Т. 2 : Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - 559 с.

6. Жирмунский, В. М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса / В. М. Жирмунский // Фольклор Запада и Востока. - M. : ОГИ, 2004. - С. 234-324.

7. Кравцов, Н. И. Стихотворные эпические жанры / Н. И. Кравцов // Славянский фольклор. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. - С. 140-197.

8. Песнь о нибелунгах: эпос / пер. со средневерхненем. Ю. Корнеева. - СПб. : Изд. дом «Азбука-классика», 2008. - 384 с.

9. Сербский эпос / пер. Я. Берга, Н. Гальковского, Н. Кравцова ; ред., исследования и комментарии Н. Кравцова. - М. : Academia, 1933. - 651 с.

10. Смирнов, Ю. И. Реально-исторический эпос / Ю. И. Смирнов // Славянские эпические традиции. - М. : Наука., 1974. - С. 279-309.

11. Эпос сербского народа / под ред. В. В. Виноградова. - М. : Академия наук СССР, 1963. - 355 с.

Summary

Typological relations and comparative description of the German and Serbian heroic epos in this article are revealed. «The Nibelungenlied» and heroic songs from Kosovo cycle are used as the basis of the research material. Typological analogies are caused by similar social and political situation of the Holy Roman Empire and Serbia in the Middle Ages. Besides a genregenerality, the general problems unite «The Nibelungenlied» and songs from Kosovo cycle. Sharp conflicts of the Middle Ages are reflected in these works. Consequences of division of the country in isolated parts, the conflicts of princes and weak central power which can cause the death of the entire country, are shown these.

Поступила в редакцию 31.05.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.