Научная статья на тему 'Песенный фольклор и поэзия об Отечественной войне 1812 г. Как факторы сохранения исторической памяти и культурного наследия народов России'

Песенный фольклор и поэзия об Отечественной войне 1812 г. Как факторы сохранения исторической памяти и культурного наследия народов России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2021
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г. / PATRIOTIC WAR OF 1812 / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ / HISTORICAL SONGS / УСТНЫЕ ПРЕДАНИЯ / ORAL TRADITIONS / НАРОДНАЯ ПАМЯТЬ / FOLK MEMORY / БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ / THE BATTLE OF BORODINO / КУТУЗОВ / KUTUZOV / АТАМАН ПЛАТОВ / ATAMAN PLATOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Борликов Герман Манджиевич, Омакаева Эллара Уляевна, Селеева Цаган Бадмаевна, Салыкова Валерия Васильевна, Настынов Бадма Викторович

Статья посвящена проблеме художественного осмысления эпохи Отечественной войны 1812 г. На примере песенной поэзии и фольклора народов России автор воспроизводит исторические события и исторические личности того времени. Особое внимание уделено анализу народного понимания и восприятия главного события Отечественной войны 1812 г. Бородинскому сражению и его герою казачьему атаману Платову. Автор приходит к выводу, что исторический фольклор как своеобразный синтез исторического и поэтического материала, являясь проводником подлинных событий от предков к последующим поколениям, способствует сохранению исторической памяти и историко-культурного наследия, а также определяет национальное сознание народов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Песенный фольклор и поэзия об Отечественной войне 1812 г. Как факторы сохранения исторической памяти и культурного наследия народов России»

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ И ЛИНГВОПРАГМАТИКА

УДК 801

ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР И ПОЭЗИЯ ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 г. КАК ФАКТОРЫ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИИ

Г.М. Борликов, Э.У. Омакаева, Ц.Б. Селеева, В.В. Салыкова, Б.В. Настынов

DOI 10.23683/2072-0181-2017-92-4-122-128

Историко-культурное наследие тесно взаимосвязано с исторической памятью как особым механизмом, системой сохранения и трансляции в общественном сознании важнейших событий и явлений истории, деятельности выдающихся исторических личностей. Историческая память конструирует иерархию значимости того или иного исторического события и способна повлиять на создание его мифологии. Одно и то же событие может оказаться весьма значимым для исторического сознания одного поколения и

Борликов Герман Манджиевич - доктор педагогических наук, профессор, Президент Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова, 358000, г. Элиста, ул. Пушкина, 11, e-mail: [email protected], т. 8(84722)23531;

Омакаева Эллара Уляевна - кандидат филологических наук, специалист научного отдела, доцент кафедры русского языка как иностранного и общегуманитарных дисциплин Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова, эксперт «Центра по развитию калмыцкого языка», 358000, г. Элиста, ул. Пушкина, 11, e-mail: [email protected], т. 8(84722)37142;

Селеева Цаган Бадмаевна - научный сотрудник отдела монгольской филологии Калмыцкого научного центра РАН, 358000, г. Элиста, ул. Илишки-на, 8, e-mail: [email protected], т. 8(84722)35506;

Салыкова Валерия Васильевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры калмыцкого языка и монголистики Института калмыцкой филологии и востоковедения Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова, 358000, г. Элиста, ул. Пушкина, 7, e-mail: [email protected], т. 8(84722)45104;

Настынов Бадма Викторович - студент 4 курса направления «Филология» (калмыцкий язык и литература, иностранный язык) Института калмыцкой филологии и востоковедения Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова, 358000, г. Элиста, ул. Пушкина, 7, e-mail: [email protected], т. +7(84722)45104.

205-летию Отечественной войны 1812 г.

посвящается

маргинальным для иного. В этой связи одной из актуальных исследовательских тем является соотношение фольклора и исторической памяти, в частности проекция в фольклоре событий и лиц исторического прошлого.

Проблема сохранения историко-культурного наследия - одна из актуальнейших как за рубежом, так и в России. Теоретическими аспектами изучения историко-культурного наследия занимались Э. А. Баллер [1], К. Белл, Р. Пат-терсон [2], Д. Н. Замятин [3], Е. Калай, Т. Кван, Дж. Аффлек [4], Э. Кастен [5], Л. А. Климов [6],

German Borlikov - Kalmyk State University named by B.B. Gorodovikov, 11 Pushkina Street, Elista, 358000, e-mail: [email protected], tel. +7(84722)23531;

Ellara Omakaeva - Kalmyk State University named by B.B. Gorodovikov, 11 Pushkina Street, Elista, 358000, e-mail: [email protected], tel. +7(84722)37142;

Tsagan Seleeva - Kalmyk Scientific Center of Russian Academy of Sciences, 8 Ilishkina Street, Elista, 358000, e-mail: [email protected], tel. +7(84722)45104;

Valeria Salykova - Kalmyk State University named by B.B. Gorodovikov, 11 Pushkina Street, Elista, 358000, e-mail: [email protected], tel. +7(84722)45104;

Badma Nastynov - Kalmyk State University named by B.B. Gorodovikov, 11 Pushkina Street, Elista, 358000, e-mail: [email protected], tel. +7(84722)45104.

Т. А. Курьянова [7], Ф. Кэмерон [8], С. Навруд, Р. Реди [9], Л. Смит [10], Б. Хоффман [11]; и др.

Ряд исследователей приходит к выводу, что понимание форм общественного сознания невозможно без исследования специфики текстов, продуцируемых обществом, и их культурной трансмиссии, а также без учета механизмов отбора, иерархизации, редукции и компрессии жизненного материала, точнее — его проекций в общественной памяти и их роли в формировании устного «исторического нарратива». Отношение к фольклорным текстам как к «эху давних времен» сложилось в фольклористике изначально. Однако традиция доносит до нас не столько информацию о прошлом, сколько матрицы общественного сознания, зачастую имеющие мифологический генезис - исторические воспоминания, отобранные и структурированные сообразно данным матрицам [12].

Отечественная война 1812 г. является одним из ключевых событий в российской истории, определивших национальное самосознание нашей страны. Она имела колоссальные последствия и оставила глубокий след во всемирной истории, продемонстрировав высокое чувства патриотизма и единство общих интересов народов России, сложившихся в многовековой совместной борьбе с внешними врагами. Она вписала в их историю величественные страницы, вызывающие восхищение и гордость у потомков. Два столетия, отделяющие нас от эпохального события, не уменьшили его исторической значимости. Однако изменение политической конъюнктуры приводило к неоднократным попыткам подвергнуть эрозии само понятие Отечественной войны 1812 г. Так, вопрос о возвращении термина «Отечественная война» в настоящее время дискутируется в современной украинской и белорусской историографии, где рассматриваемое нами событие подается как русско-французская война 1812 г. [13, с. 18]. В школьных и вузовских учебниках и пособиях по белорусской истории используется нейтральный термин «война 1812 г.» и даже более жесткий -«франко-русская война 1812 г.».

Нечто подобное мы можем наблюдать и в российской историографии, где незначительное внимание уделяется заграничной военной кампании 1813-1814 гг. в Европе и взятию русскими войсками Парижа. Хотя очевидно, что заграничная кампания была неотделима от Отечественной войны 1812 г. Наиболее полно об этом написал английский ученый Доминик Ливен [14].

Этой же теме посвящена статья Д. Сдвиж-кова: «...пока наши двухсотлетние торжества сознательно или невольно продолжают разделение на "нашу" и "не нашу" войну, на самоизоляцию "отечественной" истории», при этом автор приводит слова Д. Ливена: «.российскую армию в 1813-1814 годах в большей части Европы встречали, как армию освободителей, а ее победы означали. конец эры непрерывных войн и возвращение торговли и благосостояния Европы» [15, с. 27].

Тем не менее, война 1812 г., на наш взгляд, полностью отвечает определению «Отечественная война». Со стороны России война была национально-освободительной против нашествия «галлов с двунадесятью языцами» иноземных захватчиков. Отечественная война, всколыхнувшая лучшие силы народа, дала мощный толчок росту общественного сознания. Она оказала влияние на развитие всего русского общества. Особый характер этой войны понимали современники тех событий: «Война теперь не обыкновенная, а национальная», - заявлял П.И. Багратион [см. 13, с. 18]. Манифестом Александра I было объявлено о сборе народного ополчения. На борьбу с наполеоновской агрессией поднялись все народы России. В составе армии и народного ополчения вместе с русскими бок о бок сражались украинцы, белорусы, латыши, литовцы, эстонцы, татары, башкиры, калмыки и другие народы: «В ходе войны 1812-1814 гг. в составе русской армии участвовал 31 национальный пятисотенный полк (20 башкирских, 4 крымскотатарских, 3 калмыцких, 2 мещярских, 2 тептяр-ских)» [16, с. 5].

Свой вклад в победу над неприятелем внесли и калмыки, сформировавшие согласно указу императора Александра I от 7 апреля 1811 г. три национальных полка: Ставропольский, 1-й и 2-й Калмыцкие - под предводительством дербет-ского тайши Джамбы Тундутова и хошеутского нойона Серебджаба Тюменя. Помимо астраханских и ставропольских калмыков, в войне 18121814 гг. принимали участие донские калмыки, причем в количестве даже большем, чем три вышеназванных полка (около трех тысяч воинов). Однако донские калмыки не формировали свои национальные части, а рассеивались в общей массе донских полков, в казачьих сотнях атамана М.И. Платова.

Немалый вклад внесли и те, кто оставался дома, в родных степях. Они снарядили и отправили «о-двуконь» три полка калмыков и внесли в фонд помощи действующей армии денежные

средства, строевых лошадей и крупный рогатый скот. Патриотические настроения калмыков были отмечены в донесении Ртищева Александру I: «калмыки пошли на службу охотно и с удовольствием».

Участие калмыцких воинов в Отечественной войне 1812 г. и заграничном походе 18131814 гг. стало массовым проявлением патриотизма и единения народов России. Показывая с первых дней войны мужество и отвагу, вместе с русскими казаками, татарами, башкирами калмыцкие воины внесли весомый вклад в победу над многотысячной наполеоновской армадой, покорившей ранее многие страны Европы и Африки. Сами французы признавали грозную силу калмыцкой конницы. Подтверждение этому служат документы, подписанные выдающимися полководцами Михаилом Кутузовым и Михаилом Барклаем де Толли.

Доблесть и самоотверженность проявили воины калмыцких полков в многочисленных боях с французами на территории России и в заграничном походе 1813-1814 гг.: «В ходе кампании 1812 г. наши предки отличились в боях у Мира, Пружан, Городечно, Слонима, Велижа, Звенигорода, Дмитрова, Рузы и многих других, покрыв неувядаемой славой свои боевые знамена. Калмыцкие полки участвовали в Заграничном походе 1813-1814 гг. - в блокаде крепостей Модлин, Ченстохова, Данциг и др. Наши предки в составе союзных войск брали Варшаву, освобождали Берлин, сражались в генеральных баталиях под Люценом и Бауценом, в титанической «Битве народов» под Лейпцигом» [16].

18 марта 1814 г. калмыки в составе победоносных русских войск приняли участие в триумфальном вступлении в Париж и параде войск победителей. Появление в Париже калмыцких воинов на лошадях и верблюдах вызвало целую сенсацию в Европе. Спустя много лет участник штурма Парижа поэт-декабрист Ф.Н. Глинка, создавший цикл стихотворений, песен и записок об Отечественной войне 1812 г., с гордостью напишет:

Я видел, как коня степного На Сену пить водил калмык, И в Тюльери у часового Сиял, как дома, русский штык [17]. Таким образом, калмыцкий народ и его славные сыны внесли достойный вклад в общее дело разгрома наполеоновской армии, посягнувшей на честь и независимость нашей Родины. Этому историческому событию была посвящена Всероссийская научная конференция, проведен-

ная в сентябре 2012 г. в Элисте, в материалах которой нашли отражение различные аспекты участия калмыков в Отечественной войне 1812 г. [18].

Сегодня, спустя 205 лет, ощущая свою причастность к истории, мы заботимся о сохранении всего того, что дорого памяти народной, служит воспитанию поколений, пресекая национальное беспамятство и обезличивание. История - это история людей, и каждый человек - соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека - в истории и традициях семьи, своего народа. Не мудрено, что сегодня в каждом калмыцком роду есть предки, своими подвигами прославившие родную степь. В этой связи на современном этапе важнейшей задачей является воссоздание генеалогии потомков воинов, участников Отечественной войны 1812 г.

Чем дальше в глубину веков уходит от нас Отечественная война 1812 г., тем ярче и выразительнее высвечиваются жемчужины фольклора, сохранившие в памяти поколений собственные, независимые от официальной историографии, оценки имен и событий тех лет.

Проблеме художественного осмысления эпохи Отечественной войны 1812 г. посвящены исторические песни, пословицы и поговорки, сказки и устные предания, которые особым образом проливают свет на события двухсотлетней давности [19].

Отображения войны 1812 г. в русском фольклоре были многочисленны и разнообразны, но сохранность их оказалась неоднородной. В сборнике пословиц В. Даля приведены десятки образцов паремий об Отечественной войне 1812 г. [20]. Предания сохранились в устной форме и в опубликованных записях, некоторые из них изначально были подвергнуты литературной обработке. Под ее влиянием оказалась и значительная часть песенного материала, но песенная форма их бытования способствовала удержанию в памяти и передаче даже тех текстов, которые в той или иной степени удалились от традиции народных исторических песен, испытав влияние книжной поэзии.

В русском песенном фольклоре одно из центральных мест занимает тема «борьбы за Москву». С болью и негодованием говорится в песнях о разорении Москвы - когда «вор-француз» «стрелял, палил в каменну славну Москву», то «потрясалася мать-сыра земля», а когда он взрывал кремлевские стены, то «мать-сыра земля рас-ступилася». Разорение Москвы народ связывает с образом Наполеона, а действия французов в

оккупированном городе в песнях обрисованы как варварские поступки. Песни о разорении Москвы опирались на живые впечатления ее жителей, но иногда использовали и подходившие мотивы более ранних лирических песен, не связанных с событиями 1812 г. В одной из песен («О разорении Москвы французами») повествуется о переживаниях русского народа за оставленную французским войскам Москву. Был на горке, на горе, Видел нову каменну Москву. Москва славна разорёна до конца. Разорил Москву Неприятель вор-француз. Не один разорил — Со всей армией, Со всей армией, С конной гвардией Разорил Москву. Заряжал француз Ружья светленькие, Пушки медненькие. Он стрелял, палил В каменну славну Москву. Потрясалася мать-сырая земля... [21]. Самым популярным событием, отраженным в фольклоре, является Бородинское сражение. Народ понимал решающее значение битвы под Москвой, где «в сражении под Бородино воля и искусство Кутузова победили волю и искусство Наполеона». По выражению самого Наполеона, «русские стяжали право быть непобедимыми».

В воспоминаниях и устных преданиях участников тех событий описано напряженное ожидание Бородинского сражения: «Сознавая всю важность предстоящей битвы, Кутузов принял все средства для обеспечения победы; так, укрепив позиции и разместив на ней войска, он, зная веру русского человека, приказал пронести по войскам икону Смоленской Божьей Матери, поднимая этим общением с Богом настроение воинов, возбуждая решение каждого пожертвовать собою для спасения родины [22].

В других источниках о событиях в преддверии генерального сражения Бородино говорится, что «весь день 25 августа обе армии в полном бездействии обозревали друг друга и готовились к решительной схватке. Наполеон рассчитывал здесь окончить войну, - русские надеялись сломить врага, чтобы затем окончательно изгнать его из России» [23].

О жестокой битве, продолжавшейся весь день 26 августа 1812 г., и о русской армии, дав-

шей сокрушительный отпор интервентам и надломившей моральный дух французской армии, в народе сложено немало исторических песен. Приведем в качестве примера одну песню, записанную А.И. Мякутиным в станице Оренбургской в 1903 г. от 76-летнего казака Филиппа Бар-бусова:

Как не две тученьки не две грозныя

Вместе соходилися —

Как две силы-армеюшки

Вместе соезжалися:

Как одна сила-армеюшка

Она царя белого,

Как вторая сила-армеюшка

Короля французского.

Господа ли генералушки

Вместе соходилися,

Они думали крепку думушку

Все заедино:

«А когда же у нас, братцы, будет Бой-батальица?

На осенний первый праздничек, братцы, На Семенов день»

Как Семенов день приходит, братцы, Как гора валит;

Как Семенов день проходит, братцы,

Как река бежит;

Как ударили из пушек, братцы,

Из винтовочек —

Покатилися с могучих плеч

Головушки,

Полилася басурманская кровь На все четыре стороны [24]. Историческая песенная традиция запечатлела и такие крупные события войны, как бои под Смоленском, изгнание французов из России, переправа их через Березину, поход за Вислу, битва под Лейпцигом, взятие Парижа и др.

Наряду с основными историческими событиями в фольклоре нашли отражение исторические личности эпохи Отечественной войны 1812 г. - М. И. Кутузов, Наполеон, император Александр и его брат Константин.

Кутузов - ум и сердце русского войска, оплот русской воинской славы — в песнях показан как организатор победы русского народа над полчищами Наполеона, но самый популярный герой - казачий атаман Платов, который снискал огромную популярность в народе и даже удостоился диплома почетного доктора Оксфордского университета.

Кутузов и Платов - главные герои исторических песен Отечественной войны 1812 г. Одна из песен так и называется - «Платов и Кутузов».

Текст записан от Федосьи Ошурковой, 27 лет, в деревне Чакола на реке Пинеге и опубликован в книге «Архангельские былины и исторические песни, собранные А.Д. Григорьевым в 18991901 гг.» [25].

В целом в фольклоре и литературе генерал М.И. Платов показан властным командиром грозных и гибких боевых соединений, умелым организатором казачьих масс. Именно ему посвящены проникновенные строки В. Жуковского из знаменитой поэмы «Певец во стане русских воинов», которая, как известно, была написана поэтом во время короткого отдыха в боевых действиях:

Хвала, наш вихорь-атаман, Вождь невредимых, Платов! Твой очарованный аркан Гроза для супостатов. Орлом шумишь по облакам, По полю волком рыщешь; Летаешь страхом в тыл врагам, Бедой им в уши свищешь! [26]. Другой, не менее известный, поэт Державин посвятил Платову оду «Атаману и войску Донскому»:

Платов! Европе уж известно, Что сил Донских ты страшный вождь. Врасплох, как бы колдун, всеместно Падешь как снег ты с туч иль дождь... [27]. Народная память сохранила о Платове около сотни песен в разных вариантах, бытовавших в разных регионах России. Один из популярных сюжетов - «М. И. Платов как неузнанный гость у француза». Эта история объединяет множество песен, записанных в разных регионах России. В интерпретации народных сказителей встреча казачьего атамана с французским императором стала подобием партизанской разведывательной операции. Платов выступает здесь в роли лазутчика, разведывающего войско врага. В сюжете одного из вариантов песни «Казак Платов у француза» Платов, чтобы его не узнали, сбривает свою казачью бороду и отправляется к «французу». Тот, действительно, не признает атамана, принимая его за купца. Платов передает «французу» собственный портрет и покидает стан врага.

В песне использована орнитологическая метафора: для казаков он был ясным соколом, олицетворением казачьей доблести и верности Отечеству:

.На коня Платов садится И французу говорит: «Ах, ворона, ты, ворона,

Загумённая карга! Не сумела ты, ворона, Ясна сокола поймать, Не сумела ты Платова У себя в гостях держать». Тут француз возбунтовался, А Платов казак помчался, Только пыль столбом пошла От французова двора... [28]. В записанной А.М. Языковым песне «Платов на француза» атаману Платову за его бесстрашие и храбрость вьют венок: От своих чистых сердец Совьем Платову венец, На головушку наденем, Сами песню запоем, Сами песню запоем, Как мы в армии живем... [29]. Таким образом, песни, созданные, как правило, солдатами и казаками - участниками военных баталий 1812 г., запечатлевают в сознании народа память о важнейших исторических событиях и личностях, дают им оценку и выражают народное понимание истории. Значительный процент составляют песни, основанные на переделке текстов более ранних, содержание которых отражало действительность путем введения военных реалий. Для такого рода песен характерно довольно частое соединение в одном произведении воспоминаний о нескольких разделенных по времени и месту действия исторических фактах.

Так, все события двухлетней военной кампании аккумулируются в фольклоре изображением Бородинской битвы, а из всех выдающихся полководцев, из всех великих имён войны 1812 г. в исторической песне запечатлен народный герой - атаман Платов. При этом следует особо подчеркнуть, что в образе Платова воспеваются качества, присущие всем казакам: молодецкая удаль, природный ум, насмешливость, чувство превосходства над врагом, умение перехитрить его.

Таким образом, исторический фольклор как своеобразный синтез исторического и поэтического материала, являясь проводником подлинных событий от предков к последующим поколениям, способствует сохранению исторической памяти и историко-культурного наследия и определяет национальное сознание народов России.

ЛИТЕРАТУРА 1. Баллер Э.А. Социальный вопрос и культурное наследие. М.: Наука, 1987. 160 с.

2. Bell C., Paterson R. Protection of First Nations Cultural Heritage: Laws, Policy, and Reform. Vancouver: UBC Press, 2009. P. 247-277.

3. Замятин Д.Н. Образ наследия в культуре: методологические подходы к изучению понятия «наследие» // Социологические исследования. 2010. № 2. C. 75-82.

4. Kalay Y., Kvan Th., Affleck J. New Heritage: New Media and Cultural Heritage. N.Y.: Routledge, 2007. 336 с.

5. Kasten E. Cultural heritage: property of individuals, collectives or humankind? // Max Planck Institute for Social Anthropology Working Papers. Working Paper. No. 39, Halle / Saale, 2002, Р. 1-12.

6. Климов Л.А. Культурное наследие как система // Вопросы музеологии. 2011. № 1 (3). С. 42-46.

7. Курьянова Т. А. Культурное наследие смысловое поле и практика // Вестник Томского государственного университета, 2011. № 2. C. 12-18.

8. Cameron F., Kenderdine S. Theorizing digital cultural heritage: a critical discourse. Boston: The MIT Press, 2007. 465 c.

9. NavrudS., ReadyR. Valuing cultural heritage: applying environmental valuation techniques to historic buildings, monuments, and artifacts. Cheltenham, UK: Edward Elgar, 2002. Р. 257-270.

10. Smith L. Cultural heritage: Critical concepts in heritage. London, N. Y.: Routledge, 2006-2007. Vol. 2. XI. 403 p.

11. Hoffman B. Art and cultural heritage: law, policy, and practice. London: Cambridge University Press, 2006. 562 p.

12. Неклюдов С.Ю. Заметки об «исторической памяти» в фольклоре // Сборник к 60-летию А.К. Бай-бурина. Studia Ethnologica. Труды факультета этнологии. Вып. 4. СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2007. С. 77-86.

13. Выскочков Л.В. «Война теперь не обыкновенная, а национальная»: народы России в Отечественной войне 1812 года // Участие народов России в Отечественной войне 1812 г: Материалы Всероссийской научной конференции (г. Элиста, 11-14 сентября 2012 г.). Элиста: КИГИ РАН, 2012. С. 18-25.

14. Ливен Д. Россия против Наполеона: борьба за Европу / Перевод с англ.: А.Ю. Петров М.: РОС-СПЭН, 2012. 680 с.

15. Сдвижков Д. Война и тыл: [о книге Ливен Д. Россия против Наполеона: борьба за Европу, 18071814] // Родина. 2012. № 8. С. 26-27.

16. Максимов К.Н., Очиров У.Б. Калмыки в наполеоновских войнах. Элиста: ЗАО «НПП "Джангар", 2012. 519 с. С. 455.

17. См.: Софинов П., Жибарев П., Эпштейн Д. Народное ополчение Поволжья в Отечественной войне 1812 года. Науч.-изд. отдел УГА НКВД СССР. 2-е изд. перераб. и доп. Саратов: Саратовское обл. гос. изд., 1942. 63 с. С. 17.

18. Участие народов России в Отечественной войне 1812 г. Мат-лы Всерос. науч. конф. (г. Элиста, 11-14 сентября 2012 г.). Элиста: КИГИ РАН, 2012. 327 с.

19. См.: Омакаева Э.У. Концепт «Отечественная война 1812 года» в поэтическом дискурсе: к проблеме художественного осмысления эпохи посредством ключевых слов // Участие народов России в Отечественной войне 1812 г. ... С. 288-294.

20. Даль В. И. Пословицы русского народа. М.: Университетская типография, 1862. 1159 с.

21. Бирюков В.П. Фольклор Урала. Исторические сказы и песни (Дооктябрьский период) / Под общ. ред. проф. И.Н. Розанова, Челябинск: Челябинское обл. изд-во, 1949. Вып. 1. 96 с. С. 38.

22. Смирнов В. Отечественная война 1812 г. К 100-летнему юбилею. М.: Изд-во В. Смирнова, 1911. 52 с. С.21.

23. Бородинское сражение. Сообщение прикомандированного для преподавания военных наук Генерального Штаба полковника Лебедева в Николаевском кавалерийском училище на юбилейном вечере в память 1812 г. СПб.: Типо-Литография П.Т. Ревина, 1912. 30 с. С. 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Песни оренбургских казаков: Песни исторические: В 4 т. Т. 1. / Сост. А.И. Мякутин. Оренбург; СПб.: 1904. 294 с. С. 82-83.

25. Архангельские былины и исторические песни, собранные А.Д. Григорьевым в 1899-1901 гг. Т.1 М. 1904. С. 294-295.

26. Жуковский В.А. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1. М. - Л.: Государственное изд-во художественной литературы, 1959-1960. 754 с. С. 154-155.

27. Державин Г. Р. Сочинения / Сост., биограф, очерк и коммент. И. И. Подольской; Ил. и оф. Е.Е. Му-хановой и Л.И. Волчека. М.: Правда, 1985. 576 с. С. 268.

28. Исторические песни на Тереке / Подгот. текстов, статья и примеч. Б.Н. Путилова. Грозный, 1948. С. 154-155.

29. Песни, собранные П.В. Киреевским. Изданы Обществом любителей российской словесности / Под ред. и с доп. П. Безсонова. Вып. 10. М., 1874. С. 37-38.

REFERENCES

1. Baller E.A. Sotsial'nyy vopros i kul'turnoe nasledie [Social issue and cultural heritage]. Moscow, Nauka, 1987, 160 p.

2. Bell C., Paterson R. Protection of First Nations Cultural Heritage: Laws, Policy, and Reform. Vancouver, UBC Press, 2009, pp. 247-277.

3. Zamyatin D.N. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2010, no. 2, pp. 75-82.

4. Kalay Y., Kvan Th., Affleck J. New Heritage: New Media and Cultural Heritage. N.Y., Routledge, 2007, 336 p.

5. Kasten E. Cultural heritage: property of individuals, collectives or humankind? In: Max Planck Institute

for Social Anthropology Working Papers. Working Paper No. 39, Halle / Saale, 2002, pp. 1-12.

6. 6. limov L.A. Voprosy muzeologii, 2011, no.1 (3), pp. 42-46.

7. Kur'yanova T.A. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta, 2011, no. 2, pp. 12-18.

8. Cameron F., Kenderdine S. Theorizing digital cultural heritage: a critical discourse. Boston, The MIT Press, 2007, 465 p.

9. Navrud S., Ready R. Valuing cultural heritage: applying environmental valuation techniques to historic buildings, monuments, and artifacts. Cheltenham, UK, Edward Elgar, 2002, pp. 257-270.

10. Smith L. Cultural heritage: Critical concepts in heritage. London, New York, Routledge, 2006-2007. Vol. 2 XI, 403 p.

11. Hoffman B. Art and cultural heritage: law, policy, and practice. London, Cambridge University Press, 2006, 562 p.

12. Neklyudov S.Yu. Zametki ob «istoricheskoy pamya-ti» v fol'klore [Notes about «historical memory» in folklore]. In: Sbornik k 60-letiyu A. K. Bayburina. Studia Ethnologica. Trudy fakul'teta Etnologii [A collection for the 60th anniversary of A. K. Baiburin. Studia Ethnologica. Proc. of the faculty of Ethnology]. Issue. 4. St.-Petersburg, Europe University of St.-Petersburg, 2007, pp. 77-86.

13. Vyskochkov L.V. «Voyna teper' ne obyknovennaya, a natsional'naya»: narody Rossii v Otechestvennoy voyne 1812 goda [«War is now not ordinary, but national»: the people of Russia in Patriotic war of 1812]. In: Uchastie narodov Rossii v Otechestvennoy voyne 1812 g: Materialy Vserossiyskoy nauch-noy konferentsii [the Part of the peoples of Russia in the Patriotic War of 1812. Proc. All-Rus. Ssci. Conf. (Elista, September 11-14, 2012)]. Elista, Kalmyk Institute of Humanitarian Researches of RAS, 2012, pp. 18-25.

14. Liven D. Rossiya protiv Napoleona: bor'ba za Ev-ropu [Russia against Napoleon: fight for the Europe]. Transl. from English. A.Yu. Petrov. Moscow, ROSSPEN, 2012, 680 p.

15. Sdvizhkov D. Rodina, 2012, no. 8, pp. 26-27.

16. Maksimov K.N., Ochirov U.B. Kalmyki v napo-leonovskikh voynakh [Kalmyks in Napoleonic wars]. Elista, ZAO «NPP "Dzhangar", 2012, 519 p.

17. Sofinov P., Zhibarev P., Epshteyn D. Narodnoe opol-chenie Povolzh'ya v Otechestvennoy voyne 1812 goda [A national militia of the Volga region in Patriotic war of 1812]. Scientific-edition Department of the UGA NKVD USSR, 2nd ed. Saratov, Saratov regionState Publ., 1942, 63 p.

18. Uchastie narodov Rossii v Otechestvennoy voyne 1812 g. [Participation of the people of Russia in Patriotic war of 1812. Pros. All-Rus. Sci. Conf. (September 11-14, 2012)]. Elista, Kalmyk Institute of Humanitarian Researches of RAS, 2012, 327 p.

Статья подготовлена в рамках научно-исследовательских проектов, финансируемых РФФИ

(грант № 17-21-03005 и № 16-24-03005)

4 декабря 2017 г.

19. Omakaeva E.U. Kontsept «Otechestvennaya voyna 1812 goda» v poeticheskom diskurse: k probleme khudozhestvennogo osmysleniya epokhi posredst-vom klyuchevykh slov [A concept «Patriotic war of 1812» in a poetic discourse: to a problem of art judgment of an era by means of keywords]. In: Uchastie narodov Rossii v Otechestvennoy voyne 1812 g. [Participation of the people of Russia in Patriotic war of 1812. Pros. All-Rus. Sci. Conf. (September 11-14, 2012)]. Elista, Kalmyk Institute of Humanitarian Researches of RAS, 2012, 327 p., pp. 288-294.

20. Dal' V.I. Poslovitsy russkogo naroda [Proverbs of the Russian people]. Moscow, Universitetskaya tipo-grafiya, 1862, 1159 p.

21. Biryukov V.P. Fol'klor Urala. Istoricheskie skazy i pesni (Dooktyabr 'skiy period) [Folklore of the Urals. Historical narrations and songs (The pre-October period)]. Ed. by I.N. Rozanov, Chelyabinsk, Chelyabinsk region Publ., 1949. Issue 1, 96 p., p. 38.

22. Smirnov V. Otechestvennaya voyna 1812 g. K 100-letnemu yubileyu [Patriotic war of 1812. To 100-year anniversary]. Moscow, Publ. by V. Smirnov, 1911, 52 p., p. 21.

23. Borodinskoe srazhenie. Soobshchenie prikoman-dirovannogo dlya prepodavaniya voennykh nauk General'nogo Shtaba polkovnika Lebedeva v Niko-laevskom kavaleriyskom uchilishche na yubileynom vechere v pamyat' 1812 g. [Borodino battle. The message of the General Staff of the colonel Lebedev affiliated for teaching military sciences in the Nikolaev cavalry school on anniversary evening in memory of 1812]. St.-Petersburg, Publ. by P.T. Revin, 1912, 30 p., p. 11.

24. Pesni orenburgskikh kazakov: Pesni istoricheskie [Songs by the Orenburg Cossacks: Songs historical]. Complier by A.I. Myakutin: In 4 vol. Vol. 1. Orenburg, St.-Petersburg, 1904, 294 p., pp. 82-83.

25. Arkhangel'skie byliny i istoricheskie pesni, so-brannye A.D. Grigor 'evym v 1899-1901 gg. [Arkhangelsk epic and historical songs collected by A.D. Grigoriev in 1899-1901]. Vol. 1. Moscow, 1904, pp. 294-295.

26. Zhukovskiy V.A. Sobranie sochineniy v chetyrekh to-makh [Collected works in four volumes]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo khudozhestvennoy lit-eratury, 1959-1960, 2000 p., pp. 154-155.

27. Derzhavin G.R. Sochineniya [Compositions]. Compiler I.I. Podol'skaya. Moscow, Pravda, 1985, 576 p., pp. 268.

28. Istoricheskie pesni na Tereke [Historical songs on Terek]. Groznyy, 1948, pp. 154-155.

29. Pesni, sobrannye P. V. Kireevskim. Izdany Obshchest-vom lyubiteley rossiyskoy slovesnosti [The songs collected by P.V. Kireevsky published by Society of fans of the Russian literature]. Ed. by P. Bezsonov. Issue 10. Moscow, 1874, pp. 37-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.