Дрига С.С.
ПЕСЕННЫЙ ДИСКУРС КОМСОМОЛЬСКОЙ ЭПОХИ
Аннотация. В статье исследуется песенный дискурс комсомольской эпохи периода 1970-1985 гг. как речевой жанр, основной характеристикой которого является его социальный характер, диало-гичность. Выделены группы комсомольского песенного дискурса, определены основные функции каждой их них. Описаны дискурсивные лексико-стилистические черты исследуемого материала.
Ключевые слова. Песенный дискурс, комсомольская эпоха, речевой жанр, лексико-стилистические черты, поэтическая функция, референтная функция, конативная функция.
Driga S.S.
SONG DISCOURSE OF KOMSOMOL EPOCH
Abstract. Song discourse of Komsomol epoch of1970-1985 as a speech genre is studied in the article. Its typical feature is social character and dialogueness. The groups of Komsomol song discourse are identified, their main functions are determined. Discoursive lexico-stylistic features of the material investigated are described.
Keywords. Song discourse, Komsomol epoch, speech genre, lexico-stylistic features, poetic function, reference function, conative function.
Дискурс, будучи явлением социальным, вбирает в себя все культурные, исторические, общественные тенденции, является отражением действительности, в рамках которой рождается и функционирует, являясь масштабным исследовательским полем. В соответствии с теориями постструктурализма и социального конструктивизма, дискурс представляет собой сеть социальных тем, голосов, пресуппозиций и действий. Он конструирует видение мира, запечатленное в текстах, поэтому он всегда историчен, узнаваем [8, с. 49, 67].
Песенный дискурс, ставший объектом исследования в данной статье, рассматривается нами как особая сфера, речевой жанр, отражающий общественные ценности, установки, убеждения, нормы. Песенные тексты, популярные в определенной социальной среде, у лиц разного возраста, пола, сферы деятельности и т.п., являются ценным материалом для изучения особенностей культуры народа, его мировоззрения и мировосприятия, традиций, обычаев, а также для выявления социальных характеристик лингвокультурного сообщества [2, с. 10].
В этой связи особый интерес представляет для нас песенный дискурс комсомольской эпохи, характеризующийся особым духом, настроением, единством советской молодежи, патриотизмом. Охватить масштабы советского песенного дискурса со времен начала 30-х годов до конца 80-х прошлого столетия в полном объеме не представляется возможным. Кроме того, стилистика, тематика комсо-
ГРНТИ 16.31.02 © Дрига С.С., 2018
Светлана Сергеевна Дрига - кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистического образования и межкультурной коммуникации Сургутского государственного педагогического университета. Контактные данные для связи с автором: 628400, Сургут, 30 лет Победы ул., д. 60 (Russia, Surgut, 30 let Pobedy str., 60). Тел.: 8 922 258 46 35. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 25.09.2018.
мольских песен за длительную историю существования Комсомольской организации претерпевала изменения, обусловленные событиями отечественной истории - судьба Комсомола была теснейшим образом связана с судьбой страны.
Отметим также, что сама песня являлась своего рода соратником, другом, попутчиком комсомольцев. Об этом свидетельствуют сами тексты: «И песня учит мужеству», «И песни, и ночи без сна», «На наших свадьбах пела комсомолия, а нам казалось пела вся страна», «Дарили песни нам друзья веселые» [4]. Материалом для данного исследования послужили тексты песен советских композиторов, написанных в период с 1970 по 1985 гг. - период расцвета комсомольских строек, вместе с тем, расцвета и самого ВЛКСМ: в 1970-х Байкало-Амурская магистраль была объявлена всесоюзной комсомольской стройкой, пик численности комсомольских рядов пришелся на 1984 год и составил 42 миллиона человек [7].
Среди анализируемых нами песенных текстов оказались тексты поэтов-песенников Н. Добронравова, Л. Миланич, В. Захарова, Д. Костюрина, В. Малкова, Ю. Леднева, Е. Черных, И. Кохановского, Н. Лабковского, Н. Алтухова, М. Пляцковского, Ю. Полухина, М. Лисянского [4].
Бесспорным является высказывание К. Чуковского, о собственном стиле, присущем каждой эпохе [5] - об определенных дискурсивных лексико-стилистических чертах, определенной жанровой форме. Эпоха Комсомола, ее песенный дискурс - не исключение, более того, на наш взгляд, является ярким, выразительным подтверждением высказанной идеи. В задачи нашего исследования входит определение жанровой формы песенного дискурса того времени, его функций как речевого жанра, его целостной стилистической характеристики, выявление основных авторских интенций.
В данной статье, вслед за Дуняшевой Л.Г., под песенным дискурсом мы будем понимать «текст песен в совокупности с контекстом их создания и интерпретации» [3, с. 158]. Обращает на себя внимание двойственный характер песенного дискурса - единство двух составляющих: лингвистической и экстралингвистической. К лингвистической составляющей Шевченко О.В. относит тематическую специфику песенных произведений и их структуру, к экстралингвистической - особенности поведенческих моделей и социолингвистических характеристик участников дискурса [6, с. 13].
Поскольку песенный дискурс рассматривается нами, прежде всего, как явление социальное, возникает необходимость обозначить социальный статус главного героя, участника рассматриваемого нами песенного дискурса, определяющего общую тематику рассматриваемого жанра, его социолингвистические характеристики. Заметим, что главный герой в контексте рассматриваемого жанра - явление сложное, комплексное: в некоторых случаях им становится автор текста, зачастую автор выступает в роли транслятора общественной идеи, установок, принципов того времени.
Так или иначе, центральной фигурой песенного дискурса является молодой человек или молодые люди - ключевыми становятся лексемы «молодость», «юность» («И там где я шел, молодела планета», «Буду вечно молодым», «На юной груди значок огневой», «С нами юность всей планеты», «Молодыми легендами светятся дни» [4]), крепкие физически и сильные духом («работящий вихрастый народ», «Мы пройдем сквозь шторм и дым!», «Ты можешь на нас положиться!», «И там где я шел, отступала тайга», «Мы вместе земли поднимали новые» [4]). Использование синтаксических конструкций будущего времени («Мы не мало на свете успеем, наша жизнь отгорит не зазря! Если зерна добра мы посеем - завтра всходы поднимет заря!» [4]) подтверждает молодость героя.
В ряде случаев адресантом становится человек зрелый, опытный, о чем свидетельствует использование не только конкретных лексем, временных дейктиков, например форм указательных местоимений, характерных для прошедшего времени - «Память тех дней не стынет!» [4], но и глаголов совершенного вида: «Внукам своим расскажем, как мы по жизни шли, что мы создать сумели, что мы сберечь смогли!» [4]. Обращают на себя особое внимание тексты, в которых, основываясь на олицетворении - как основном стилистическом приеме, адресантом становится Комсомол, «Я - Комсомол» [4], он вместе с тем наделен теми же чертами, что и комсомольцы.
Главная черта героя песенного дискурса описываемого периода - любовь к Родине, выраженная использованием эпитетов, метафор с положительной семантикой в описаниях пейзажей; патриотизм, преданность Отчизне, уважение к советскому народу, его героям.
Адресанту присущ кочевой образ жизни - «Мы жить, друзья, привыкли как кочевники» [4]. Очевидно, что сквозной становится тема пути, дорог. Зачастую автор создает тем самым впечатление идентичности понятий «Комсомол» и «Дорога (путь)»: «В дороге все, кто молоды!», «Дорога в даль
идущая», «С ним так много дорог я прошел», «Старость меня дома не застанет - Я в дороге! Я в пути!», «И надо с дороги не сбиться!», «И отправляться строить города», «Дорогой отважных шагал я по свету», «Иду я дорогой борьбы и побед», «Нам шагать и шагать по неведомым тропам галактик», «Все дороги распахнуты настежь», «Партией нашей путь нам проложен» и пр. [4]. Из общего массива анализируемых текстов почти в 90% тема дороги находит как эксплицитное, так и имплицитное выражение. Кроме этого, Комсомольский песенный дискурс наделен функцией самоидентификации («Я - комсомолец!» [4]).
С целью определения основных функций песенного дискурса важно отметить, что исследуемые нами тексты необходимо разделить на несколько групп. В период с 1970 по 1985 гг. преобладают лирические, пронизанные романтикой эпохи («Любовь, Комсомол и весна», «Комсомол, комсомол, комсомол», «Комсомольская юность»). Для этой группы текстов характерно использование большого количества образно-поэтических средств, тропов, что и определяет в качестве основной их функции -поэтическую. Отражение ценностей, идеалов эпохи мы находим в образах природных стихий - вечных субстанций, дающих энергию и жизнь.
Ключевыми становятся образы Пламени, Ветра, Бури - схожих по силе и энергетике с духом Комсомольской эпохи они выступают в роли символов («А над страною веет наш с тобой нестареющий зов!», «Наша жизнь отгорит не зазря», «Реют над страною ветры яростных атак», «Мы жгли костры крылатые, багровые», «На юной груди - значок огневой», «Рожденному бурей», «У нас в глазах есть искорки упрямые от тех живых, негаснущих костров», «И ветер в соснах бронзовых поет!», «И ветры в лицо мне колючие дули» [4]). Обращают на себя внимание олицетворения: «Отступала тайга», «Весть летит», «Мир и беден и богат», «Гордо взметнулся» (о городе), «Юность в суровом таежном краю рождала и город и песню свою» [4].
Красный цвет как символ энергии, силы, крови, пролитой за Отечество, возникает в текстах не только в виде пламени и его искр, а также «огневого значка на груди», «зари». Особую силу духа комсомольцев поддерживает в текстах песен тема борьбы с природой, стихией, тема победы нам ними: «штурмующие небо», «Мы пройдем сквозь шторм и дым», «И ветры в лицо мне колючие дули. В атаку не раз я ходил на врага, и там, где я шел, отступала тайга», «недобрым метелям кружиться» [4]. Отличают эту группу множественные эпитеты, метафоры, олицетворения: «На Амуре дворцы белым камнем из сказок одеты. На Магнитке отцы звезды славы рабочей зажгли!», «тропы галактик», «гордая наша мечта», «всходы поднимет заря», «день грядущий и светел и чист» [4].
Обращает на себя внимание тема времени: «Мы сами - ритмы времени», «Много лет утекло» [4]. Поддерживается она определенным темпоритмом, зачастую аллитерацией: «Идет работа, работа, работа. Минуты спрессованы плотно! И нет и не будет той меры измерить мужество первых! [4]».
Бесспорным является факт, что песенный дискурс воссоздает культурный фон эпохи - исторические события. В этой связи выделяются песни событийные - вторая группа - созданные по случаю, посвященные конкретным историческим событиям, такие, например, как «Байкал - Амур», «Бамов-ский вальс», «Песня о Комсомольске», «Город юности нашей». Песенный дискурс данной группы отличает особый сюжет - повествование, отсылка адресата к конкретным историческим событиям. Это - своего рода «памятники», или «летописи». Ключевая функция данной группы песенного дискурса - референтная, или информативная.
К третьей выделяемой нами группе мы отнесем так называемые песни - призывы, песни пропагандистского характера. Песенный дискурс Комсомольской эпохи характеризует использование прямых форм выражения призыва, содержащих его формальные языковые маркеры. К таким маркерам относятся, прежде всего, стандартные грамматические формы побуждения второго лица, единственного или множественного числа, повелительного наклонения, например, «С неба милостей не жди! Жизнь для правды не щади!», «Звени отваги колокол!», «Выше взвивайся стяг молодежный!»; слова «пусть», «пускай» («Пусть как и мы когда-то множат дела отцов!», «Пускай звенит стремительная сталь и сердце бьется яро и взволнованно» [4]). Зачастую, сам заголовок песни содержит прямые формы выражения призыва: «Коммунисты, вперед!», «Комсомольцы, вперед!», «Комсомолия, вперед!».
Помимо прямых форм выражения призыва выделяются и косвенные, реализуемые через использование выражений, при восприятии которых реципиентом легко реконструируются пропагандистские смыслы [1, с. 433-439]. К таким выражениям могут быть отнесены выражения, содержащие семантику
побуждений, наличие описания будущих действий («Не расстанусь с Комсомолом! Буду вечно молодым!», «Мы на край земли придем, мы заложим первый дом...», «Это воля твоя! Это сила твоя! Это правда твоя, коммунист!» [4]).
Песенный дискурс Комсомольской эпохи создает и транслирует модели поведения, даже образа жизни. Основная функция песен-призывов - конативная, ориентированная на оказание воздействия на адресата, побуждение к чему-либо. Отражая дух времени, песня несет в себе «специфическим образом воплощенную идеологию этого времени, является своеобразным побудительным дискурсом» [2, с. 13]. Песня становится инструментом продвижения идей, образа жизни.
Общей чертой обозначенных нами трех групп песенного дискурса Комсомольской эпохи - лирических, событийных и песен-призывов - следует признать, прежде всего, адресованность, диалогич-ность, которая выражается, в частности, в речевых формах диалога [2, с. 14] - социальности. Например, «Единственный друг, дорогой Комсомол! Ты можешь на нас положиться!», «Это воля твоя! Это сила твоя! Это правда твоя коммунист!» [4]. В данном случае, использование местоимения второго лица единственного числа в качестве обращения говорит о тесной неразрывной связи, близости.
Большинству текстов характерно функционирование МЫ-дискурса - преобладание местоимений «наш», «мы», что способствует установлению контакта с адресатом, включению его в социальную общность: «Как мы по жизни шли», «мы не хотим покоя», «И нам с тобой доверены», «Нам шагать и шагать..., нам летать и летать», «А над страною веет наш с тобой нестареющий зов!» [4]. Часто возникает обращение «друзья», что свидетельствует о тесной связи, близости духа, интересов адресанта и адресата, которому, по нашему мнению, присущи те же черты, что и главному герою дискурса, описанные нами ранее.
Интертекстуальность - характерная черта, присущая песенному дискурсу комсомольской эпохи. Так, например, часто возникают прецедентные имена: «Помним мы, комсомольцы, как гроза начиналась, как Корчагин боролся за Советскую власть... Павку сменяет Кошевой... Зоя идет в последний бой», «В бой нас водил Корчагин, в Космос Гагарин вел. Братск, Самотлор, Магнитка - все это комсомол!» [4]. Основная функция ихх - порождение нового смысла у адресата - имена героев рождают определенные ассоциации: отвага, смелость, честь и проч. В то же время, названия географические восстанавливают в сознании конкретные действия, исторические события.
Особого внимания заслуживает синтаксис песенных текстов. Независимо от того, к какой из выделенных нами групп относится то или иное поэтическое произведение, в его основе - утвердительные предложения, большое количество восклицательных. Преобладают простые предложения, и, в зависимости от темпоритма произведения, авторской интенции и характера текста, являются либо односоставными, либо двусоставными.
Обобщая все вышесказанное, следует констатировать, что песенный дискурс комсомольской эпохи - особый речевой жанр, отражающий мировоззрение, идеологию народа, выступающий в роли важнейшего компонента социокультурного взаимодействия. Он наделен набором дискурсивных лек-сико-стилистических особенностей, характеристик. Набор этих характеристик обусловлен тематикой произведения, его отнесенностью к той или иной группе, авторской интенцией. Каждая из выделенных нами по определенному набору лингвистических признаков групп песенного дискурса обладает определенными функциями. Основной для лирических песенных текстов является функция поэтическая, для событийных - референтная, песен-призывов - конативная.
Среди общих дискурсивных особенностей мы выделяем, прежде всего, образность, символизм, интертекстуальность, диалогичность. Функционирование в комсомольском дискурсе «Мы-дискурса» -одна из отличительных признаков жанра.
В целом, песенный дискурс комсомольской эпохи - это значимый элемент культуры и истории советского народа, отражение менталитета, идеологии, играющий важную роль в развитии не только идеологических установок личности, но и ее эстетических, нравственный потребностей. Кроме того, рассмотренный нами комсомольский песенный дискурс имеет функции институционального дискурса, направленного на воспитание молодого поколения. Набор выявленных нами дискурсивных лекси-ко-стилистических, синтаксических характеристик позволяет считать комсомольский песенный дискурс самодостаточным речевым жанром, реализуемым в определенном историческом, культурном, идеологическом пространстве, обладающим определенным набором функций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста. М.: Флинта-Наука, 2007.
2. Дуняшева Л.Г., Гриценко Е.С. Конструирование тендера в блюзе и рэпе: глобальное и локальное: монография. Нижний Новгород, 2013. 213 с.
3. Дуняшева Л.Г. Концепт «свобода» в афроамериканском песенном дискурсе // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2011. Том 153. Книга 6. С. 158-167.
4. Советские песенники. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ale07.ru/music/notes/song/song.htm (дата обращения 25.09.2018).
5. Чуковский К. Высокое искусство. М., 1961.
6. Шевченко О.В. Лингвосемиотика молодежного песенного дискурса (на материале английского языка): авто-реф. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2009. 22 с.
7. Комсомол: история, цифры и факты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/arhiv/712002 (дата обращения 25.09.2018).
8. Litosseliti L. Gender and language: theory and practice. London: Hodder Arnold; New York, 2006. 192 p.