Научная статья на тему 'Песенное творчество В. Н. Белкина как явление региональной музыкальной культуры'

Песенное творчество В. Н. Белкина как явление региональной музыкальной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
371
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ КОМПОЗИТОР / ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / MUSICAL FOLKLORE / AMATEUR ART ACTIVITIES / AMATEUR COMPOSER / SONG CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каминская Елена Альбертовна

В связи с глобализационными процессами, в том числе и в культурной сфере, возникают вопросы, связанные с сохранением идентичности через осознание принадлежности человека к конкретной культуре, как государственной, так и региональной. Поэтому актуальной задачей современности становится комплексное изучение региональных культур и исследование деятельности их отдельных представителей как показателей такой культуры. Региональная культура сложное целостное явление, включающее и музыкальную региональную культуру. Внутри последней особого внимания заслуживает музыкальная самодеятельность конкретной местности. К сожалению, в последнее время значимость и ценность художественной самодеятельности в целом и в научных исследованиях, и в обиходных знаниях несправедливо занижена. На наш взгляд, в рамках этого явления, столь масштабно развивавшегося в середине и конце XX в., действуют важнейшие тенденции, которые могли бы способствовать делу сохранения и актуализации фольклора в современности. К ним стоит отнести массовость характера, любительские мотивы, доступность данного вида творчества. В связи с этим особое внимание должно уделяться изучению лучшего опыта руководителей музыкальных самодеятельных объединений и творчеству самодеятельных композиторов, пишущих для таких коллективов. Поэтому в данной статье мы остановились на творчестве руководителя коллектива и самодеятельного композитора Челябинской области В. Н. Белкина и рассматриваем его как воплощение общерусских фольклорных тенденций. С русским фольклором творчество В. Н. Белкина роднит близость тематики, характерные словесные формулы и музыкальные интонации. Все это не только способствует популярности творчества композитора, но и является одним из факторов, оказывающих серьезное влияние на актуализацию самого фольклора через создание авторских сочинений в народном духе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SONG CREATIVE ACTIVITY OF V. N. BELKIN AS A REGIONAL MUSIC CULTURE PHENOMENON

Global processes in different spheres including cultural sphere as well caused the problems connected with identity preservation through understanding of belonging a man to a certain culture both state and regional. So complex study of regional cultures and research of their separate representatives as indices of such culture have become urgent at present. Regional culture is a complicated integral phenomenon covering musical regional culture as well. Inside the last one musical amateur activity of a certain territory is worth mentioning. Unfortunately, the importance and value of amateur activity on the whole both in scientific researches and in everyday knowledge has been unfairly undervalued. In our opinion within the bounds of this phenomenon which developed so extensively in the middle and the end of the 20th century the most important tendencies which could enable folklore preservation and actualization in modern times are still functioning. In this respect mass character, amateur motives, availability of this kind of creative activity are worth mentioning. In this connection special attention should be paid to studies of the musical amateur groups leaders best experience and to the creative activity of amateur composers composing music for such groups. Thus, this article studies the creative activity of the leader of a musical group and amateur composer of the Chelyabinsk region V. N. Belkin and considers him as an incarnation of All-Russian folklore tendencies. V. N. Belkin’s creative activity is closely connected with the Russian folklore by topics, characteristic word formulas and musical intonations. All this not only popularizes the composer’s creative activity but is also one of the factors seriously influencing the actualization of folklore itself through creating authors compositions in folk manner.

Текст научной работы на тему «Песенное творчество В. Н. Белкина как явление региональной музыкальной культуры»

УДК 784:398

Е. А. Каминская

д-р культурологии, доцент, Институт современного искусства E-mail: kaminskayae@mail.ru

ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО В. Н. БЕЛКИНА КАК ЯВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

В связи с глобализационными процессами, в том числе и в культурной сфере, возникают вопросы, связанные с сохранением идентичности через осознание принадлежности человека к конкретной культуре, как государственной, так и региональной. Поэтому актуальной задачей современности становится комплексное изучение региональных культур и исследование деятельности их отдельных представителей как показателей такой культуры. Региональная культура - сложное целостное явление, включающее и музыкальную региональную культуру. Внутри последней особого внимания заслуживает музыкальная самодеятельность конкретной местности. К сожалению, в последнее время значимость и ценность художественной самодеятельности в целом и в научных исследованиях, и в обиходных знаниях несправедливо занижена. На наш взгляд, в рамках этого явления, столь масштабно развивавшегося в середине и конце XX в., действуют важнейшие тенденции, которые могли бы способствовать делу сохранения и актуализации фольклора в современности. К ним стоит отнести массовость характера, любительские мотивы, доступность данного вида творчества. В связи с этим особое внимание должно уделяться изучению лучшего опыта руководителей музыкальных самодеятельных объединений и творчеству самодеятельных композиторов, пишущих для таких коллективов. Поэтому в данной статье мы остановились на творчестве руководителя коллектива и самодеятельного композитора Челябинской области В. Н. Белкина и рассматриваем его как воплощение общерусских фольклорных тенденций. С русским фольклором творчество В. Н. Белкина роднит близость тематики, характерные словесные формулы и музыкальные интонации. Все это не только способствует популярности творчества композитора, но и является одним из факторов, оказывающих серьезное влияние на актуализацию самого фольклора через создание авторских сочинений в народном духе.

Ключевые слова: музыкальный фольклор, художественная самодеятельность, самодеятельный композитор, песенное творчество

Для цитирования: Каминская, Е. А. Песенное творчество В. Н. Белкина как явление региональной музыкальной культуры /Е. А. Каминская //Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 3 (55). - С. 143-150.

В настоящее время интерес к региональной культуре становится все более актуальным. Связано это с рядом явлений, происходящих в современной культуре, среди которых существенное место занимают процессы глобализации и, как следствие, интеграции и унификации. Это грозит потерей самоидентичности и отдельного человека, и региональных культур. Именно в рамках последних возникает так называемое чувство места, чувство сопричастности к малой Родине, благодаря чему прежде всего возможно сохранение тех культурных оснований, которые позволяют человеку идентифицировать себя со своей культурой. Поэто-

му обращение к региональным культурам во всех их проявлениях находится в сфере интереса ученых в последние десятилетия. Подтверждением этому может считаться количество диссертационных исследований (более полутора тысяч) по указанной тематике в области культурологии и искусствоведения за последние 10 лет, выданных поисковой системой каталога Российской государственной библиотеки [10]. В рамках региональной культуры можно выделить различные компоненты (в зависимости от критериев), которые будут положены в основу ее классификации. Для нас наиболее важно развитие художественного компо-

143

нента региональной культуры, где существенное место занимает музыкальная культура региона. Последняя включает в себя фольклорную музыку1 в самом широком понимании, как проявление всего народного, и музыкальную культуру, характеризующуюся деятельностью профессиональных композиторов. Кроме того, на стыке фольклорной и профессиональной музыкальной культуры достаточно ярко развивается музыкальная художественная самодеятельность [Подробнее см.: 9]. Она «ориентирована на воспроизводство, подражание, развитие образцов и профессиональной художественной культуры <...>, и массовой культуры, и фольклора (как и всей фольклорной культуры в целом), и некоторых видов любительского творчества» [8, с. 251]. Именно художественная самодеятельность в целом рассматривается исследователями как один из механизмов актуализации традиции, в качестве компонента предлагается создание целенаправленно регулируемой коммуникативной фольклорной среды [11, с. 18], которая в свою очередь поможет решить задачи поиска опоры на стабильные, конституирующие культурную идентичность, глубинные традиционные основания.

Проще говоря, участники самодеятельных музыкальных коллективов, так или иначе ориентированных на фольклор, выступают как распространители фольклорной традиции без профессионального опосредования, как это происходит в профессиональной художественной культуре. Даже в рамках межличностных микрокоммуникаций (в семье, с друзьями и т. д.) они прививают интерес к фольклорной традиции, способствуют ее дальнейшему развитию, хотя зачастую такие акты имеют ситуативный, спонтанный характер и потому эффект от них зачастую не явен. Но при целенаправленном воздействии (регулярная концертная деятельность, участие в конкурсах и фестивалях, ведение собственного сайта или страницы в социальных сетях и т. д.) аудитория коллектива значительно расширяется и соответствен-

1 Отметим, что фольклорная музыкальная культура разных регионов России имеет свои особенности.

но масштаб актуализации фольклора более значителен и ощутим.

Особый репертуарный пласт в деятельности таких коллективов занимает творчество самодеятельных композиторов, в большей степени ориентированных на фольклорную музыкальную традицию региона. Поэтому особое внимание в исследованиях стоит уделять творчеству именно самодеятельных композиторов региона, отражающих его специфику музыкальными средствами. В рамках этой статьи мы остановимся на творчестве самодеятельного композитора и успешного руководителя нескольких самодеятельных художественных коллективов Челябинской области В. Н. Белкина. Материал представляет собой первое научное осмысление творчества указанного автора. Мы попытались решить задачу изучения творчества композитора с точки зрения воплощения типичных для фольклорной культуры «формул», чем и объясняется, на наш взгляд, популярность его произведений. Для этого использовался традиционный для анализа песенных фольклорных форм алгоритм.

Валерий Никифорович Белкин - уроженец Челябинской области, почти всю свою жизнь (за исключением периода обучения в Томском политехническом институте) связавший с этим регионом. Сочинением музыки он занялся достаточно поздно - после выхода на пенсию, что вполне характерно для самодеятельных авторов, поскольку их творческая деятельность часто является специфическим ответом на жизненный опыт, пришедший с годами. Однако еще в детстве В. Н. Белкин был окружен музыкальной атмосферой: родители и старший брат пели песни и играли на гитаре, братья - на мандолине и балалайке, так что будущий композитор достаточно рано освоил струнные музыкальные инструменты, а в дальнейшем - и гармошку. Именно эти навыки игры и пения, полученные в детстве и юности, оказались позже как нельзя кстати. При этом В. Н. Белкин стремился к получению и профессиональных знаний, умений,

144

навыков. В Челябинском государственном институте искусства и культуры в 1998 г. он прошел обучение в школе хормейстера по специальности «Народный хор». Личные качества, неутомимая жажда творческого труда, стремление к профессионализму, богатейший жизненный опыт позволили В. Н. Белкину стать успешным руководителем клуба гармонистов «Гармония» и ансамбля «Уралочка». За свою творческую деятельность он неоднократно награждался грамотами и дипломами различных фестивалей и конкурсов, благодарственными письмами и дипломами отдела культуры г. Озерска, Челябинского областного центра народного творчества; почетными грамотами главы г. Челябинска; с 2008 г. -член «Российского творческого союза работников культуры»; в 2010 г. В. Н. Белкину присвоено звание «Член Золотой десятки гармонистов Южного Урала» (Челябинск); в 2013 г. награжден медалью «Народный музыкант Земли Русской» (Новосибирск), а в 2014 г. -медалью «Гармонист России» (Киров). Это лишь краткие сведения из биографии композитора, которые лишний раз подчеркивают значимость его фигуры в деле развития художественной самодеятельности области, а следовательно, актуальность и важность изучения его творчества. Стоит отметить, что деятельность В. Н. Белкина достаточно активно освещается региональными средствами массовой информации, а сам Валерий Никифорович ведет персональный сайт (http://nikleb39.narod.ru/) и авторский раздел в электронном журнале «Самиздат» (http://samlib.rU/b/belkin_w_n/), где можно ознакомиться с его творчеством, что также усиливает интерес общественности к фольклорной традиции и художественной самодеятельности.

За весь период творчества им написано более трехсот песен, выпущено несколько нотных сборников [См., напр.: 1-6]. Конечно, рамки одной статьи не позволяют достаточно подробно проанализировать каждое произведение, но обозначить основные тенденции его творчества - вполне возможно.

Как и многие самодеятельные композиторы, В. Н. Белкин чаще создает песни на собственные слова, хотя может использовать тексты и других авторов (песня «Верность» написана на сл. Ю. Сметанина; песня «Говорят» -на сл. Л. Ярош; песня «Журавли» - на слова В. Антонова; песня «Крылья любви» - на слова Е. Лузиной и т. д.).

Тематика песен достаточно обширна: красота родного края и любимой страны («Родной Урал», «Седой Урал», «Ты прости меня, Россия», «Полянка», «Поют недолго соловьи» и мн. др.), личностные переживания («Весенний хмель», «Безутешен», «Все мечты сбываются», «Еще вчера», «Если любишь», «Весна - королева любви» и т. д.). В этих произведениях с особой проникновенностью и теплотой рассказывается о простых, бесхитростных чувствах главных персонажей: любви, тоске, надежде. Особое место в творчестве композитора занимают песни, посвященные историческим событиям, свидетелем которых он был («Душевный подвиг», «Погибшему в бою», «Храните Россию» - о событиях Великой отечественной войны и послевоенной жизни; «Женщина в черном», посвященная матерям сыновей, погибших в Афганистане; «Я вернулся домой» - о солдатах чеченской войны; «Курск» - о гибели одноименной атомной подводной лодки и т. д.). Можно назвать эту линию творчества лирико-патрио-тической, но есть и другая - наполненная оптимизмом, потрясающим чувством юмора самого композитора. Сюда входят плясовые, шуточные песни, частушки. Особое внимание уделяет автор в тематике произведений и музыкальным инструментам (песни «Балалайка», «Гармонь не забыта», «Ложки», «Пустите гармонь к микрофону» и т. п.).

По форме песни куплетные, что характерно для постфольклора (городского фольклора). Лирические, лирико-патриотические песни чаще всего написаны в куплетной форме без припева; в плясовых, шуточных - куплетная с припевом. Такое разделение вполне объяснимо. В куплетной форме без припева

145

образное содержание раскрывается последовательно, без словесно-музыкальных повторов, что необходимо для выражения лирического чувства, не требующего назидания, акцентирования внимания на каком-либо образе или чувстве. В куплетной форме с припевом (куплетно-припевной форме) кульминация чаще всего смещена на припев, который равен или иногда пропорционально больше куплета (в том числе за счет повторения). В этом случае смещается и текстовая наполненность: куплет лишь «подводит» к основной мысли, заложенной в припеве. Сравним:

За городом осень

Листья печальные падают тихо К все еще теплой и нежной земле. Птииы1 проворные прыгают лихо, В дружные стаи сбиваясь к зиме.

Вызрели терпкие гроздья калины, Больше не прячутся в мягкой листве. Светлой заплатой плывет по поляне Солнечный луч в серпантинной траве <...> [5, с. 39].

Это городская лирическая песня о любви к родной природе, родному краю. Образы природы даются последовательно: листья - земля -птицы - гроздья калины - солнечный луч и т. д. и становятся все более насыщенными: от увядающего листа, падающего с ветки, через красные гроздья калины и листья осины - к буйству цвета уральской природы. Именно поэтому автором использована куплетная форма без припева. Такой метод изложения материала обратен ступенчатому сужению образов, характерному для русской лирической песни. Однако это противоречие лишь внешнее. Если в народной песне от широкого образа через ряд уточняющих характеристик постепенно мы приближаемся к главному герою или важному элементу содержания (например, поле - дорога - конь - главный герой - карман - кольцо), то в песнях В. Н. Белкина мы от конкретных вещей приходим к осознанию и пониманию образа Родины, состоящего именно из таких деталей («постепенное расширение образа»).

А вот другая песня: Ложки

Кто-то ложкой щи хлебает, Кто-то ложкой по лбу бьет. Наша музыку играет, Лихо ритмы создает. Припев: Ложки, ложки, Лаковые ножки, Хохломой украшены бока. Деревянные, окаянные, Держит, коль, умелая рука.

Если ложки заскучают, Третью в гости позовут И, слегка озорничая, В сердце музыку ведут. Припев.

Ну а если ложки шутят, Позабыв, кто держит их, По плечам, коленям лупят, Делят радость на троих [3, с. 45].

В этом произведении основные «персонажи» - ложки, которые используются как музыкальный инструмент. В куплетах раскрываются способы игры на ложках (двумя, тремя), приемы (по коленям, по плечам), их предназначение (создавать ритм). Однако образно-эмоциональную окраску песне придает именно припев, который описывает внешний вид данных столовых приборов (украшены хохломской росписью) и их «характер» («окаянные»). Именно поэтому песня написана в куплетной форме с припевом.

Среди стихотворных размеров особой популярностью у автора пользуются двусложные стопы: ямб и хорей. При этом чаще всего стихотворный размер в куплете и припеве (при его наличии) сохраняются. Например, в песне «Балалайка» и куплет, и припев написаны четырехстопным хореем:

Балалайка, балалайка! Все тебя в России чтут. Под тебя частушки, байки На завалинках поют.

146

Припев:

В балалайку влюблены: Озорная, милая. Треугольник, три струны, Шея лебединая [3, с. 6].

Хотя встречаются и исключения: куплет написан в одном стихотворном размере, а припев - в другом. Например, в песне «Грибочки» в куплете - пятистопный хорей, в припеве - четырехстопный ямб:

По грибочки в лес ходила с милым.

Оторваться от грибков нет силы,

Как найду грибок, милок целует.

Он мою любовь к грибкам ревнует.

Припев:

Как солнце рыжики в кустах,

А поцелуй его в устах.

Боюсь, вдруг кончатся грибы,

Мне скажет миленький: «Увы!» [5, с. 23].

Еще более интересен вариант сочетания двух- и трехсложных размеров. Например, в песне «Бажовский слет» соединен трехсложный анапест (в куплете и припеве) с двусложным ямбом (в припеве подчеркнуто мной. - Е. К.):

Широко льются песни России

И душа набирается сил.

Где найдете природу красивей?

Знать, Всевышний ее освятил.

Припев:

Бажовский слет, Бажовский слет -

Кто бывал, целый год его ждет.

Бажовский слет, Бажовский слет -

Для души россиянина мед [5, с. 5].

Встречаются и сочетания трехсложных размеров в куплете и припеве. Например, куплетная часть песни «Память сердца» написана амфибрахием (этот размер достаточно редко встречается у автора), припев -дактилем в сочетании с хореем:

В белесом тумане ромашка купается.

Заря, поднимаясь, румянит росу.

И светлое чувство в душе зарождается,

И вспомнил я песню, что в сердце ношу.

Припев:

Русская песня, русская песня Из поднебесья, из поднебесья, Сердцу она, сердцу она, Сердцу она как спасенье дана [3, с. 65].

Или другой пример - «Иртяшский вальс», в котором куплет написан анапестом, припев -амфибрахием:

Возле вод Иртяша кто-то песню поет не спеша,

И лелеет надежду на встречу

Здесь я в юности жил и мечтал, и дружил,

И встречался с любимой под вечер.

Припев:

Иртяш, как слезинка вода. Как тянется сердце сюда. Душою я здесь отдыхаю. Под вечер с Патаниных гор, Улыбкой, лаская мой взор, Сойдет заря молодая [4, с. 106]

Уже из приведенных текстов видно, что автор значительное внимание уделяет эпитетам (листочки клейкие, речка и озера синие, чаща лесная, платье белое и т. д.), метафорам (дикая тайга, добрые колядки и пр.), характерным для фольклорных текстов, где они могут выступать в качестве устойчивых. Это сближает тексты В. Н. Белкина с фольклорной традицией.

Остановимся на характеристике музыкального языка произведений композитора. Мелодия его песен достаточно типично создана, характеризуя в целом стиль В. Н. Белкина. В песнях о русской природе, любовных переживаниях чаще всего она начинается со свойственного поздней лирической народной песне и русскому романсу широкого хода, как правило, на сексту. Сравним, например, начало русской народной песни «Ах ты, степь широкая» и песен В. Н. Белкина «Родина», «Благодарность», «Звездочка». В русской народной песне после речитативного оборота (на одном звуке) идет широкий ход на малую сексту:

Ах ты, степь широкая

Протяжно

Fm Ст

G7 Ст

&ЩЩЩЩ

тз * » » »

Ах ты, степь ши -

ро

- я, степь раз

147

Та же самая малая секста звучит и в произведениях уральского композитора:

Родина

1=100

&

Ат

г и р г г

На ро - ди

ну при - е - хал я вес -

Благодарность

С чувством

&

Ты при - хо

Ласково

дишь с ра - бо

Звёздочка

ты ус -

Б7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ё ^^ ' Ё ЁГГ Г ЦтН У. ^^

За - га - да - ла я же - лань - е на

вось, по - ка

Встречаются ходы и на квартовые интервалы, что также характерно для русской песенности. Например, квартовый скачок с заполнением мы слышим в начале песенной строки в песне В. Н. Белкина «Седой Урал»:

1=76 $

Седой Урал

Люб - лю У - ра - ла кра - со - ту.

Ког -

Могут встретиться и восходящие скачки на октаву, например, в песне «Бажовский слет»:

Бажовский слёт

Широко

&

Бт

Ши - ро

£

ко льют - ся пес - ни Рос -

Одним из типичных мелодических оборотов композитора можно назвать движение по звукам аккордов. Вероятно, это связано с удобством инструментального сопровождения пения на баяне или гармошке. Так, например, движение по звукам минорного трезвучия мы видим в песне «Весенний хмель», минорного септаккорда - в песне «Безответная» и т. д.

Весенний хмель

Живо 1=100

$ Ат

Е7

Всё вок - руг какпреж-де бы-ло, солн-це яр-че за-све-

Безответная

Ритмично

ВЬт

ЕЬт АЬ7

МЛЁ ГГ^ГГ .ИЁЁ Ё Ё Ё Г?

Зна-ешь ты мо-и по - вад-ки. Я ка -при-зы все тво -

С движения по звукам развернутого минорного квартсекстаккорда начинаются «Песни-загадки», «Гармонь не забыта» и др.

&

1=104

$ Бт

Песни-загадки

Gm

А7

w

Ры - жа - я, пу - шис- та - я, с циф - рой два - хвос-

1=76

$ Ат

Гармонь не забыта

г г г г |г г р г г'

Бт

Чут - ко - е у - хо гар - монь у - ло - ви - ло.

Есть излюбленные автором мелодические обороты, например, начало песен «Благословите русский хор» и «Балалайка» в звуковы-сотном отношении тождественно. Различаются они лишь ритмическим оформлением (и то незначительно). При этом произведения - разножанровые и исполняются в различных темпах, что делает их непохожими друг на друга.

Благословите русский хор

&

Торжественно

Ат Бт

Ат

ё ё

Плы - вут ча - ру

ю - щи - е зву - ки

&

1=126

Ат

Балалайка

Бт

Ат

G7

т

г. г ё г

- ла - лай - ка, ба -ла - лай - ка все те - бя в Рос -си - и

148

г

и

Диапазон сочинений В. Н. Белкина по преимуществу более октавы, даже в быстрых по темпу песнях он достаточно широк (в песне «Балалайка» - нона, «Воробушки», «Ивушка», «Песни-загадки», «Плясовая», «Сережка-гармонист» - децима, «Полянка», «Гармонь не забыта» - ундецима и т. д.). В целом такой широкий диапазон не характерен для фольклорных песен быстрого темпа, однако это может свидетельствовать о хоровом мышлении композитора, который уже в мелодии закладывает возможности хорового переложения на различные составы.

Среди ладов предпочтение отдается натуральному минору, что подчеркивает близость творчества композитора именно фольклорным истокам, с преобладанием диатонических ладов, отсутствием малой секунды между VII и I ступенями лада.

Этот далеко неполный анализ позволяет нам сделать вывод о том, что в целом творче-

ство В. Н. Белкина можно назвать достаточно представительным явлением в сфере создания «авторских произведений в народном стиле с использованием фольклорной стилистики (тематика, мелодизм, особенности метроритмической структуры, ладовые стилизации и пр.)» [8, с. 263]. В его творчестве отразились общерусские фольклорные тенденции, такие как использование типичных образов (картины природы как воплощение образа Родины и как образы для поэтического параллелизма), применение традиционных поэтических формул, вариативное претворение «фольклорных» музыкальных интонаций и пр., что делает его «узнаваемым» для широкого круга слушателей, поэтому запоминающимся и любимым. Все это показывает своеобразную органичную связь фольклорной, профессиональной и самодеятельной музыкальной традиции в контексте региональных культурных особенностей.

1. Белкин, В. Н. А гармонь поет : [сб. песен] / В. Н. Белкин; фото В. Окулова; ред. Т. Лурье. - Челябинск : Изд-во Т. Лурье, 2000. - 112 с. : ил.

2. Белкин, В. Н. Поет гармонь Озерская : [сб. песен] / В. Н. Белкин. - Челябинск : Форум-издат; Озерск : Лад, 1995. - 132 с.

3. Белкин, В. Н. Пустите гармонь к микрофону : сб. песен / В. Н. Белкин. - Челябинск : Изд-во Т. Лурье, 2002. - 110 с., ил., нот. ил., порт.

4. Белкин, В. Пустите, пустите гармонь к микрофону / В. Белкин. - Челябинск : Центр оперативной полиграфии «Профессорский», 2017. - 184 с.

5. Белкин, В. Песни Белкина : нотный сб. / В. Белкин. - Челябинск : Изд-во Т. И. Лурье, 2006. - 112 с.

6. Белкин, В. Н. Тряхни, гармошка, стариной : песен. сб. / В. Н. Белкин. - Челябинск : Изд-во Т. И. Лурье, 2009. - 112 с.

7. Каминская, Е. А. Современная фольклорная музыкальная культура Челябинской области: краткий обзор [Электронный ресурс] / Е. А. Каминская // Philharmonica. International Music Journal. - 2017. - № 3. -С. 40-46. - DOI: 10.7256/2453-613X.2017.3.25080. - Режим доступа : http://nbpublish.com/libraiy_ read_article.php?id=25080.

8. Каминская, Е. А. Традиционный фольклор: культурные смыслы, современное состояние и проблемы актуализации : дис. ... д-ра культурологии 24.00.01 - теория и история культуры / Е. А. Каминская; [Челяб. гос. ин-т культуры]. - Челябинск, 2016. - 365 с.

9. Каминская, Е. А. Художественная самодеятельность как один из факторов актуализации традиционного фольклора / Е. А. Каминская // Культура и искусство. - 2016. - № 2. - С. 195-204.

10. Российская государственная библиотека : [каталог] : [Региональная культура] [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https://search.rsl.ru/ru/search#ef=1&af=1&yf=2008&yt=2018&vc=24.00.00&vc=17.00.00&p= 3&l=570&q=РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. - Дата обращения 04.09.2018.

11. Шубин, Ю. А. Традиция как ресурс социально-культурной идентичности личности в современном обществе : автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Ю. А. Шубин; С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов. - Санкт-Петербург, 2009. - 21 с. Получено 30.07.2018

149

E. Kaminskaia

Doctor of Culturology, Docent, Institute of Modern Art E-mail: kaminskayae@mail.ru

SONG CREATIVE ACTIVITY OF V. N. BELKIN AS A REGIONAL MUSIC CULTURE PHENOMENON

Abstract. Global processes in different spheres including cultural sphere as well caused the problems connected with identity preservation through understanding of belonging a man to a certain culture both state and regional. So complex study of regional cultures and research of their separate representatives as indices of such culture have become urgent at present. Regional culture is a complicated integral phenomenon covering musical regional culture as well. Inside the last one musical amateur activity of a certain territory is worth mentioning. Unfortunately, the importance and value of amateur activity on the whole both in scientific researches and in everyday knowledge has been unfairly undervalued. In our opinion within the bounds of this phenomenon which developed so extensively in the middle and the end of the 20h century the most important tendencies which could enable folklore preservation and actualization in modern times are still functioning. In this respect mass character, amateur motives, availability of this kind of creative activity are worth mentioning. In this connection special attention should be paid to studies of the musical amateur groups leaders best experience and to the creative activity of amateur composers composing music for such groups. Thus, this article studies the creative activity of the leader of a musical group and amateur composer of the Chelyabinsk region V. N. Belkin and considers him as an incarnation of All-Russian folklore tendencies. V. N. Belkin 's creative activity is closely connected with the Russian folklore by topics, characteristic word formulas and musical intonations. All this not only popularizes the composer's creative activity but is also one of the factors seriously influencing the actualization of folklore itself through creating authors compositions in folk manner.

Keywords: musical folklore, amateur art activities, amateur composer, song creative activity

For citing: Kaminskaia E. 2018. Song creative activity of V. N. Belkin as a regional music culture phenomenon. Culture and Arts Herald. No 3 (55) : 143-150.

References

1. Belkin V. 2000. A garmon' poet [And the accordion sings]. Chelyabinsk : T. Lurye's publishing house. 112 p. (In Russ.).

2. Belkin V. 1995. Poet garmon' Ozerskaya [Accordion from Ozersk sings]. Chelyabinsk : Forum-izdat; Ozyorsk : Lad. 132 p. (In Russ.).

3. Belkin V. 2002. Pustite garmon' k mikrofonu [Let the accordion use the microphone]. Chelyabinsk : T. Lurye's publishing house. 110 p. (In Russ.).

4. Belkin V. 2017. Pustite, pustite garmon' k mikrofonu [Let the accordion use the microphone]. Chelyabinsk : Center of operational polygraphy «Professorskiy». 184 p. (In Russ.).

5. Belkin V. 2006. Pesni Belkina [Belkin's songs]. Chelyabinsk : T. Lurye's publishing house. 112 p. (In Russ.).

6. Belkin V. 2009. Tryakhni, garmoshka, starinoy [Shake, an accordion, old times]. Chelyabinsk : T. Lurye's publishing house. 112 p. (In Russ.).

7. Kaminskaia E. 2017. Modern folklore musical culture of the Chelyabinsk region: short review [Electronic resource]. Philharmonica. International Music Journal. No 3 : 40-46. DOI: 10.7256/2453-613X.2017.3.25080. Available from : http://nbpublish.com/library_read_article.php?id=25080. (In Russ.).

8. Kaminskaia E. 2016. Traditsionnyy fol'klor: kul'turnye smysly, sovremennoe sostoyanie i problemy aktualizatsii [Traditional folklore: cultural senses, modern state and actualization problems]. Chelyabinsk. 365 p. (In Russ.).

9. Kaminskaia E. 2016. Amateur Art Activity as one of the factors of traditional folklore actualization. Culture and Art. No 2 : 195-204. (In Russ.).

10. Rossiyskaya gosudarstvennaya biblioteka : [katalog] : [Regional'naya kul'tura] [Russian state library : [catalog] : [Regional culture]] [Electronic resource]. Available from : https://search.rsl.ru/ru/search#ef=1&af=1&yf= 2008&yt=2018&vc=24.00.00&vc=17.00.00&p=3&l=570&q=РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. (In Russ.).

11. Shubin IU. 2009. Traditsiya kak resurs sotsial'no-kul'turnoy identichnosti lichnosti v sovremennom obshchestve [Tradition as a resource of social cultural identity of a person in modern society]. St. Petersburg. 21 p. (In Russ.).

Received 30.07.2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.