Хрущева М. Г.
Песенно-обрядовая традиция удмуртов в контексте этнической культуры (музыкальноэтнографические очерки). —
Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2008. — 346 с.
Известный исследователь удмуртского музыкального фольклора профессор Астраханской государственной консерватории М. Г. Хрущева в своем капитальном труде разрабатывает тему, затронутую ею ранее в монографии «Удмуртская обрядовая песенность» (М. : Композитор, 2001. - 248 с.). Автором предлагается разновекторное понимание одной из сложных проблем современной науки, какой является обрядово-песенная система удмуртов -мало изученный феномен этнической культуры, обнаруживающий многоуровневые генетические и исторические связи с духовными традициями народов Волго-Камской Приуральской этнокультурной общности.
Логически выстроенная структура книги, состоящей из шести очерков (глав), каждый из которых содержит подразделы, способствует решению главной задачи - на основе сочетания междисциплинарных комплексных, типологических, структурнофункциональных и сравнительно-исторических подходов научно осмыслить обрядовую песенную систему в контексте этногенетических аспектов как удмуртов, так и в целом народов края. Надежность исследования обеспечивается глубоким анализом строго документированного многоаспектного полевого материала, собранного автором в последние три десятилетия в ходе регулярных музыкально-этнографических экспе-
диций. Большая часть опубликованных нотных транскрипций прочно вошла в российскую и зарубежную этномузыкологию. В аналитическую базу книги включены также и другие, в том числе архивные, источники.
В работе М. Г. Хрущевой рассматривается ряд проблем, актуальность которых выходит далеко за рамки удмуртоведения и находится в области дискуссионных тем современной российской и зарубежной этно-музыкологии. Автором предложена теория изучения одного из слож-ноорганизованных культурно-истори-ческих детерминантов этнокупьтуры, базисного концепта фольклорно-музы-кальных традиций удмуртов - системы обрядового мелоса в его нерасторжимой связи с этногенетиче-скими факторами и культурогенезом народов региона.
Основное внимание автора направлено на исследование структурообразующих моделей обрядовой системы, обусловливаемой этнической психологией и спецификой художественного мышления; этнокультурных стереотипов, отражающих различные стадии этнической истории народа; общеэтнических и локальных (диалектных) компонентов мелодической и поэтической системы. Типологический анализ системообразующих доминант (социальные функции и их связи с традиционной эстетикой, этнопсихологией, поэтикой; звуковысотные и вре-
М.Г. Хрущева
ПЕСЕННО-ОБРЯДОВАЯ ТРАДИЦИЯ УДМУРТОВ В КОНТЕКСТЕ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
(музыкально-этнографические очерки)
менные компоненты, строфовая структура) дал возможность исследователю предложить убедительную классификацию песенных жанров фольклора. В монографии также содержится впервые разработанная в отечественной этномузыкологии оригинальная аналитическая методика индексации структурообразующих элементов и комплексов, позволившая расположить их в строгой иерархии.
Очень информативным разделом представляется научный аппарат монографии, в котором приводятся результаты комплексного анализа большого полевого музыкально-эт-нографического и лингвистического материала автора, отражающего смыслы и значения народной культуры, ее межэтнические контексты, звуковысотные и ритмовременные формулы и другие компоненты традиции. Публикация таких материалов, как, например, фольклорно-эт-нографический словарь, содержащий большую исполнительскую жанровоопределительную и другую лексику, систематические таблицы песенных жанров в их контекстах с традициями народов региона; типовые звуковысотные и музыкально-вре-менные формулы и т. д., закладывает прочную информационно-аналитическую основу для последующих исследований.
Л. Б. Бояркина, профессор кафедры народной музыки Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева