УДК 94(47).31 https://doi.Org/10.24852/2587-6112.2022.4.259.263
ПЕЩЕРНЫЕ ЦЕРКВИ ГОРНОГО ЮГО-ЗАПАДНОГО КРЫМА ХШ-Х1УВВ. КАК ОТРАЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ, КУЛЬТУРНОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ
© 2022 г. Ю.М. Могаричев
Статья посвящена исследованию истории Горного Юго-Западного Крыма ХШ-Х1У вв. В качестве источника для прояснения политической, культурной и религиозной ситуации в Таврике в ХШ-Х1У вв. рассматриваются пещерные церкви. По заключению автора, XIII в. могут датироваться, как минимум, четыре пещерные церкви, три из которых были украшены фресковой росписью. В XIV в. были созданы три скальных памятника, в которых были росписи. Еще ряд памятников можно включить в эти группы предположительно. В указанный период функционировали и храмы, созданные ранее. Отмеченные особенности указывают на присутствие среди жителей Горного Юго-Западного Крыма (причем на разных поселениях) определенного числа обеспеченного и грамотного (надписи на фресках должен же был кто-то наносить и читать) населения из числа христиан, имеющего возможность оплачивать расходы по созданию и росписи храмов. Кроме того, указанное может свидетельствовать о достаточно продолжительных периодах «спокойствия» в данном регионе.
Ключевые слова: Крым, Таврика, Золотая Орда, Мангуп, Эски-Кермен, пещерная церковь.
CAVE CHURCHES OF THE SOUTH-WEST CRIMEA IN 13TH - 14TH CENTURIES AS A REFLECTION OF POLITICAL, CULTURAL, AND RELIGIOUS AGENDA OF THE REGION
Yu. M. Mogarichev
The paper considers the history of Mountainous South-West Crimea in the 13 th-14th centuries. It addresses cave churches as the historical source, which is able to clarify the political, religious, and cultural situation in Taurida in the 13th-14th centuries. The author concludes that at least 4 cave churches date back to the 13th century, 3 of which were decorated with the fresco and. A total of 3 cave monuments were built in the 14th century, which contained paintings. A number of monuments can presumably be included in these groups. The temples created earlier also functioned during this period. The noted features indicate the presence among the inhabitants of the Mountainous South-Western Crimea (in different settlements) of a certain number of wealthy and literate (the inscriptions on frescoes had to be applied and read) Christian population, who had the opportunity to pay the costs of creating and painting temples. In addition, this can indicate the rather long periods of 'calm' in the region.
Keywords: Crimea, Taurica, the Golden Horde, Mangup, Eski-Kermen, cave church.
История Горного Юго-Западного Крыма ХШ-ХУ вв. (страна Дори, Готия, Климаты раннесредневековых источников) является одним из «белых пятен» крымской медиевистики. Вероятно, после гибели Византийской империи в 1204 г. этот регион вошел в сферу влияния Трапезундской империи, которая собирала ежегодные подати с Херсона и бывших византийских владений (Климаты Готии) в Горном Крыму, как минимум, до середины 20-х гг. ХШ в. (Карпов, 2007, с. 413-414). Притязания Трапезунда на эту территорию сохранялись и позднее (Там же, с. 414).
Дискуссионным остается вопрос о времени вхождения данного региона в орбиту ордынских владений. В историографии присутствуют точки зрения как о подчинении Таврики
Золотой Ордой уже к середине ХШ в., так и функционировании здесь до конца этого столетия, а именно похода Ногая в Крым в 1299 г., независимых от татар, аланского княжества центром в Кырк-Ере (Чуфут-Кале) и княжества Феодоро со столицей на Мангу-пе (подробнее историографию см.: Айбабин, 2020, с. 499-503). Отметим, источники по данному вопросу достаточно фрагментарны и противоречивы.
Вероятно, Таврика была подчинена золото-ордынцами в 40-60 гг. ХШ в. Но эта зависимость первоначально не выходила за пределы выплаты дани (Герцен, Могаричев, 2016, с. 141).
Традиционно, в историографии следы пожаров и разрушений на поселениях Горного Юго-Западного Крыма, встречающихся в
слоях, которые могут быть датированы золо-тоордынским временем связываются с карательной экспедицией Ногая в 1299 г. Многие исследователи также склонны соотносить усиление ордынской экспансии в Таврику, в частности захват Кырк-Ера татарами, именно с походом этого темника.
Как попытался показать автор настоящей публикации, совместно с А.Г. Герценым, последняя гипотеза не достаточно обоснована. Комплекс источников позволяет отнести захват татарами Кырк-Ера ко времени Джанибека (1342-1357 гг.), что согласуется с политической обстановкой того времени (Герцен, Могаричев, 2016, с. 135-142). Отметим, Мангупская крепость, ставшая центром княжество Феодоро в середине - второй половине XIV в., также была включена в систему золотордынских владений в Крыму с достаточно широкими полномочиями ее наместника (Герцен, Науменко, 2016, с. 40).
Вероятно, в конце XIV в. Таврику затронуло противостояние Тимура и Тохтамыша, серьезные последствия которого на Мангу-пе описал около 1395 г. иеромонах Матфей в «Рассказе о городе Феодоро» (Герцен, 2003).
Как нам представляется, определенную помощь в прояснении политической, культурной и религиозной ситуации в Таврике в XIII - XIV вв. может оказать исследование пещерных церквей. В настоящей работе обратим внимание на памятники, датировка которых указанным временем очевидна.
Первый объект находится на городище Мангуп. Церковь входит в комплекс так называемого Северного монастыря. В храме, на северной стене, над одной из гробниц, имеется пятистрочная греческая строительная надпись, датирующаяся 1224-1225 гг. (Виноградов, 2015а). В одном из сопутствующих церкви помещений также сохранились фрагменты надписи 1220/1221 г. (Подр. о памятнике см.: Герцен, Могаричев, 2017, с. 124).
Таким образом, вероятнее всего, основание этого комплекса можно отнести к самому началу 20-х. XIII в. А в 1224-1225 гг. здесь уже была вырублена и освящена церковь. Отметим, что монастырь возник в тогда отдаленной, уединенной, части Мангупского плато. В этот период жизнь на поселении вообще не была интенсивной (Герцен, Науменко, 2016, с. 40).
Другим городищем, где известны основанные в рассматриваемый период пещерные церкви, был Эски-Кермен и его ближайшая округа
Церковь «Успения». Основным мотивом росписей здесь является изображение сцены Успения Богоматери, отсюда и условное название. В настоящее время роспись сохранилась лишь в алтарной части. Центральный сюжет стенописи - Успение Богоматери, практически не просматриваемый ныне, был расположен в северо-западной части храма. В свете современных научных представлений, вероятнее всего, памятник датируется XIV в., скорее всего его первой половиной - серединой (подр. см.: Могаричев, 2019, с. 259-261; Могаричев, Ергина, 2020, с.120-121).
Храм «Трех всадников». На северной стене присутствует фресковая роспись с изображением трех святых всадников. Вероятно, здесь изображены Дмитрий Солунский, Федор Стратилат и Георгий Победоносец. На фреске присутствует надпись, традиционно датирующаяся XIII в. По А.Ю. Виноградову надпись читается следующим образом: «Вырублены и расписаны эти святые Христовы за душевное спасение и отпущение грехов имярека в 67.. году» (Виноградов 2015б) (подр. о памятнике см.: Могаричев, 2019, с. 261-263, 275-278; Могаричев, Ергина, 2020, с. 118-120).
Храм «Донаторов». Название происходит от сюжета росписей, изображающих семью донаторов или ктиторов церкви. А.Ю. Виноградов следующим образом прочитал одну из надписей, сохранившихся на фреске (северная стена, восточный аркосолий) «... основан при содействии рабы Христовой Марии. В 6890 (или: 6860) году, в 5-й индикт», что позволяет датировать храм 1381-1382 (или 1351-1352) гг. (Виноградов, 2015в). Скорее всего, церковь являлась частью небольшого монастыря, ктиторами или донаторами которого была местная знатная семья (подр. см.: Могаричев, 2019, с. 265-268; Могаричев, Ергина, 2020, с. 121-122).
В результате археологических исследований городища Эски-Кермен было выявлено, что в XIII-XIII вв. на плато функционировал провинциально-византийский город. В конце XIII в. он подвергся опустошительному нашествию и сильно пострадал от пожара. Однако, жизнь на поселении в той или иной степени продолжалась и в XIV в. Кроме указанных пещерных церквей, время создания которых мы может относительно точно определить, на Эски-Кермене в XIII, и вероятно, в первой половине XIV вв., действовали еще три других пещерных храма, созданных ранее (Могаричев, 2019, с. 256-259).
Пещерные церкви XIII-XIV вв. известны и в Инкермане.
Церковь №12 на Загайтанской скале. Здесь сохранились остатки росписи, которая датируется XIII - XIV вв. (Бобровский, Чуева, 2006). В апсиде храма, под слоем штукатурки была выявлена вырезанная в нише надпись 1303 г. Скорее всего, не позднее первой четверти XIV в., помещение было украшено фресковой росписью (Виноградов, 2019, с. 335-336).
«Храм с крещальней». Отсюда происходит надпись «Почили рабы Божьи Авраамий, ..., первого разряда и комит, 8 числа первого месяца; и Ко [см]а, первого разряда и к[о]мит, 29 числа .-го месяца», датирующаяся XIII в. (Виноградов, 2015г). Имевшиеся здесь росписи достаточно определенно также могут относиться к XIII в. (Могаричев, Ергина, 2021).
Храм Евграфия (География). В церкви сохранилась надпись: «Моление раба Божьего Сотирика с женой его и детьми его. В 6781 году» (1272-1273 гг.) (Виноградов, 2015д). (Могаричев, Ергина, 2021).
Кроме отмеченных скальных культовых сооружений, в Таврике, с определенной долей вероятности, XIII-XIV вв. может датироваться создание: первоначального монастыря на Шулдане (Могаричев, 1997, с. 37); некоторых
церквей Качи-Кальона (Могаричев, 1997, с. 80-82); «Церкви с ризницей» на Тепе-Кермене (Могаричев, 1997, с. 86-87); предполагаемой церкви в районе Южных ворот (Чуфут-Кале) (Могаричев, 1997, с. 89-90).
Таким образом, у нас есть достаточно серьезные основания утверждать, что в XIII в. были созданы, как минимум, четыре пещерные церкви Горного Юго-Западного Крыма, три из которых были, украшены росписью. В XIV в. были вырублены три скальных памятника, в которых были росписи. Еще ряд памятников следует включить в эти группы предположительно. В указанный период функционировали и храмы, созданные ранее. Напомним отмеченный в историографии высокий уровень фресковых росписей. А некоторые церкви, предположительно, могли быть расписаны столичными художниками. Указанные особенности, несомненно указывают на наличие среди жителей Горного Юго-Западного Крыма определенного числа обеспеченного и грамотного населения из числа христиан, имеющего возможность оплачивать расходы по созданию и росписи храмов. Кроме того, указанное может свидетельствовать о достаточно продолжительных периодах «спокойствия» в данном регионе.
ЛИТЕРАТУРА
Айбабин А.И. О дате подчинения Готии татаро-монголам // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XXV. Симферополь, 2020. С. 493-513.
Бобровский Т.А. Чуева Е.Е. Пещерная церковь с фресками византийской эпохи в Юго-Западном Крыму // Материалы Международной церковно-исторической конференции «Духовное наследие Крыма» памяти преподобного Иоанна, епископа Готфийского. (Пос. Партенит. 7-10 июля 2005 г.) / Отв. ред. Л.А. Ясельская. Симферополь: Симферопольская и Крымская епархия, 2006. С. 181-223.
Виноградов А.Ю. Каламита. Надгробие Аврамия и Космы // Византийские надписи. Древние надписи Северного Причерноморья. Византийские надписи. 2015г. (URL: http://iospe.kcl.ac.uk/5.151-ru.html. Дата обращения: 06.11. 2021).
Виноградов А.Ю. Каламита. Посвящение Сотирика // Византийские надписи. Древние надписи Северного Причерноморья. Византийские надписи. 2015д. (URL: http://iospe.kcl.ac.uk/5.149-ru.html. Дата обращения: 06.11. 2021).
Виноградов А.Ю. Феодоро. Строительная надпись неизвестного, 1224-1225 гг. // Древние надписи Северного Причерноморья. Византийские надписи. 2015а. (URL: http://iospe.kcl.ac.uk/5.174-ru.html. Дата обращения: 06.11. 2021).
Виноградов А.Ю. Черкес-Кермен. Строительная надпись Марии, 1351-1352 или 1381-1382 гг. // Византийские надписи. Древние надписи Северного Причерноморья. Византийские надписи. 2015в. (URL: https://iospe.kcl.ac.uk/5.209-ru.html. Дата обращения: 06.11. 2021).
Виноградов А.Ю. Эски-Кермен. Строительная надпись неизвестного, 2 пол. XIII в. // Древние надписи Северного Причерноморья. Византийские надписи. 2015б. (URL: https://iospe.kcl.ac.uk/5.219-ru.html. Дата обращения: 06.11. 2021).
Виноградов А. Ю. Новооткрытые греческие христианские надписи из Северного Причерноморья и вопрос о статусе пещерных обителей в Горном Крыму // Миры Византии. XEPEQNOE ©ЕМАТА. Вып. 2 / Отв. ред. Н.А. Алексеенко. Симферополь, 2019. С. 331-356.
Герцен А.Г. Описание Мангупа-Феодоро в поэме иеромонаха Матфея // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. X. Симферополь, 2003. С. 562-589.
Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Кырк-ер - Чуфут-кале. Крепость на краю седьмого климата. Симферополь, Антиква, 2016. 312 с.
Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Пещерные сооружения Мангупа // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Серия «История. Исторические науки». Том 3 (69). № 3. Симферополь, 2017. С. 102-129.
Герцен А.Г., Науменко В.Е. Великоханский вектор в культуре региональных элит или к вопросу о золотоордынском периоде в истории Мангупа середины - второй половины XIV в. (обзор археологических источников) // Крым в золотоордынский период. Крымский Юрт Золотой Орды: наследие исчезнувшей империи: каталог выставки / Ред. Э.И. Сейдалиев. Симферополь: Тарпан, 2016. С. 36-49.
Карпов С.П. История Трапезундской империи. СПб.: Алетейя, 2007. 624 с.
Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики. Симферополь: Таврия. 1997. 384 с.
Могаричев Ю.М. «Пещерные города» в Крыму. Симферополь: Сонат, 2005. 192 с.
Могаричев Ю.М., Ергина А.С. Фресковые росписи пещерных церквей Юго-Западной Таврики: версия И.Э. Грабаря // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. Т. 25. No 6. 2020. С. 116-130.
Могаричев Ю.М., Ергина А.С. Утраченные фресковые росписи пещерных церквей Инкермана («Храм с крещальней», «Церковь География», монастырь св. Софии) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. Т. 26. No 6. 2021. С. 31-51.
Информация об авторе:
Могаричев Юрий Миронович, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт археологии Крыма РАН (г. Симферополь, Россия); заведующий кафедрой социального и гуманитарного образования, Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования (г. Симферополь Россия); [email protected]
REFERENCES
Aibabin, A.I. 2020. InMaterialypo arheologii, istorii i etnografii Tavrii ((Materials Archaeology, History and Ethnography of Tauria). XXV. Simferopol, 493-513 (in Russian).
Bobrovskiy, T. A. Chueva, E. E. 2006. In Yasel'skaya, L. A. (ed.). Materialy Mezhdunarodnoi tserkovno-istoricheskoikonferentsii "DuhovnoenasledieKryma"pamuiatiprepodobnogoIoanna, episkopaGotfiuiskogo. pos. Partenit. 7-10 iiulia 2005 g. (Proceedings of the International Church and Historic Conference "Spiritual Heritage of Crimea" in Memory of St. John, Bishop of Gotha. Partenit Settlement. 7-10 July 2005). Simferopol: Simferopol and Crimea Eparchies Publ., 181-223 (in Russian).
Vinogradov, A. Yu. 2015. In Vizantiyskie nadpisi. Drevnie nadpisi Severnogo Prichernomor'ya. Vizantiyskie nadpisi. (Byzantine inscriptions. Ancient inscriptions of the Northern Black Sea region). (URL: http://iospe. kcl.ac.uk/5.151-ru.html. Date of access 06.11. 2021) (in Russian).
Vinogradov, A. Yu. 2015. In Vizantiyskie nadpisi. Drevnie nadpisi Severnogo Prichernomor'ya. Vizantiyskie nadpisi. (Byzantine inscriptions. Ancient inscriptions of the Northern Black Sea region.). (URL: http://iospe. kcl.ac.uk/5.149-ru.html. Data obrashcheniya: 06.11. 2021) (in Russian).
Vinogradov, A. Yu. 2015. In Vizantiyskie nadpisi. Drevnie nadpisi Severnogo Prichernomor'ya. Vizantiyskie nadpisi. (Byzantine inscriptions. Ancient inscriptions of the Northern Black Sea region). (URL: http://iospe. kcl.ac.uk/5.174-ru.html. Data obrashcheniya: 06.11. 2021). (in Russian).
Vinogradov, A. Yu. 2015. In Vizantiyskie nadpisi. Drevnie nadpisi Severnogo Prichernomor'ya. Vizantiyskie nadpisi. (Byzantine inscriptions. Ancient inscriptions of the Northern Black Sea region). (URL: https://iospe. kcl.ac.uk/5.209-ru.html. Data obrashcheniya: 06.11. 2021) (in Russian).
Vinogradov, A. Yu. 2015. In Vizantiyskie nadpisi. Drevnie nadpisi Severnogo Prichernomor'ya. Vizantiyskie nadpisi. (Byzantine inscriptions. Ancient inscriptions of the Northern Black Sea region). (URL: https://iospe. kcl.ac.uk/5.219-ru.html. Data obrashcheniya: 06.11. 2021) (in Russian).
Vinogradov, A. Yu. 2019. In Alekseenko, N. A. (ed.).Miry Vizantii. Khersonos femata (Words of Byzantium. Xeparnvoa Ое^ата) II. Simferopol, 331-356 (in Russian).
Gertsen, A. G. 2003. In Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii (Materials in the Archaeology, History and Ethnography of Tauria) (10). 562-589 (in Russian).
Gertsen, A. G., Mogarichev, Yu. M. 2016. Kyrk-er - Chufut-kale. Krepost' na krayu sed'mogo klimata (Kyrk-Er - Chufut-Kale. Fortress on the Edge of the Seventh Climate). Simferopol', "Antikva" Publ. (in Russian).
Gertsen, A. G., Mogarichev, Yu. M. 2017. In Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Istoricheskie nauki. T. 3(69) (Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Hystorical sciences. V. 3(69)) (3). 102-129 (in Russian).
Gertsen, A. G., Naumenko, V. E. 2016. In Seidaliev, E. I. (ed.). Krym v zolotoordynskii period. Krymskii Iurt Zolotoi Ordy: nasledie ischeznuvshei imperii: katalog vystavki (Crimea in the Golden Horde Period. Crimean Yurt of the Golden Horde: Legacy of a Vanished Empire: Exhibition Catalog). Simferopol: "Tarpan" Publ., 36-49 (in Russian).
Karpov, S. P. 2007. Istoriia Trapezundskoi imperii. (History of the Empire of Trebizond Contents). Saint Petersburg: "Aleteiia" Publ. (in Russian).
Mogarichev, Yu. M. 1997. Peshchernye tserkvi Tavriki (Cave Churches of Tauris). Simferopol: "Tavriia" Publ. (in Russian).
Mogarichev, Yu. M. 2005. «Peshchernye goroda» v Krymu ("Cave Towns" in Crimea). Simferopol: "Sonat" Publ. (in Russian).
Mogarichev, Yu. M. Ergina, A. S. 2020. In Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 4, Istoriia. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniia (Science Journal of VolSU. History. Area Studies. International Relations) 25 (6), 116-130 (in Russian).
Mogarichev, Yu. M. Ergina, A. S. 2021. In Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 4, Istoriia. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniia (Science Journal of VolSU. History. Area Studies. International Relations) 26 (6), 31-51 (in Russian).
About the Author:
Mogarichev Yuriy M. Doctor of Historical Sciences. Professor, Institute of Archaeology of the Crimea, RAS. Academician Vernadsky Ave., 2, Simferopol, 295007, Russian Federation; Crimean Republican Institute of Postgraduate Pedagogical Education. Lenin St., 15, Simferopol, 295001, Russian Federation; mogara@ rambler.ru
Статья поступила в журнал 14.03.2022 г. Статья принята к публикации 14.05.2022 г.