УДК 77.041.5
DOI 10.62139/2949-608X-2024-2-3-106-115
Первый живописный портрет Иммануила Канта
Кожевникова Ирина Васильевна
Независимый исследователь, Калининград, Россия
Статья посвящена первому живописному портрету И. Канта, созданному художником И.Г. Беккером в трех вариантах. Описана история создания и прослежены судьбы всех вариантов портрета.
Ключевые слова: Иммануил Кант, Иоганн Готтлиб Беккер, Кенигсберг, образ Канта в искусстве, Пермская художественная галерея, Калининградский музей изобразительных искусств.
The First Painted Portrait of Immanuel Kant
Irina V. Kozhevnikova
Independent researcher, Kaliningrad, Russia
The article is devoted to the first painted portrait of I. Kant, created in three versions by the artist I.G. Becker. The history of this portrait is described and it is traced down what happened to each of its variants.
Keywords: Immanuel Kant, Johann Gottlieb Becker, Königsberg, Kant's image in art, Perm Art Gallery, Kaliningrad Museum of Fine Arts.
Накануне 300-летнего юбилея Иммануила Канта в Калининградском областном музее изобразительных искусств открылась выставка одной картины под названием «Кант. Калининград - Кенигсберг». В экспозиции представлен прижизненный портрет Иммануила Канта из коллекции Пермской художественной галереи - почти через 80 лет после исчезновения портрет временно вернулся в город, где был создан (Пермская государственная художественная галерея).
Присутствие, казалось, давно утраченного портрета Иммануила Канта в Музее изобразительных искусств (и шире - в городе) стало, пожалуй, самым удивительным и событием «Года Канта» в Калининграде. Перед зрителями буквально открылся портал для прямого диалога без слов, возможность заглянуть в глаза великого философа.
На портрете Иоганна Готтлиба Беккера мы видим 44-летнего Канта: создание философской системы еще впереди, но художник увидел и сумел передать в облике «элегантного магистра» предчувствие великого будущего.
На момент написания портрета, в 1768 г., Кант уже 13 лет приват-доцент Кенигсбергского университета и читает лекции по философии, математике, физике, географии и антропологии, а также два года работает помощником библиотекаря Королевской библиотеки. Его лекции вызывают большой интерес в интеллектуальных кругах города, и их посещают не
Рис. 1. Книжный магазин Кантера в бывшей ратуше Лёбенихта.
Вход в магазин справа. Фото до 1876 г.
только студенты. Иоганн Готфрид Гердер с 1762 по 1764 гг. учился в Аль-бертине и о своих студенческих годах написал в воспоминаниях: «Я наслаждался счастьем быть лично знакомым с философом, который был моим учителем. В цветущую пору своей жизни он отличался веселою бодростью юности, которая, я надеюсь, сопровождала его и в старости. Его открытый, как бы построенный для мышления лоб освещался ненарушимой ясностью и радостью, богатая мыслью речь текла с его уст, шутки, остроты и хорошее расположение духа всегда находились в его распоряжении, и его поучительная лекция была в высшей степени занимательна...» (Паульсен, 1899, с. 42).
В этот период нестабильный доход от лекций и скромное жалование (62 талера в год) в библиотеке хоть и дают материальный достаток, но не позволяют купить собственное жилье. Кант снимает две комнаты в мансарде дома издателя и книготорговца Иоганна Якоба Кантера2: одна - жилая, другая - учебная аудитория для проведения лекций. Дом находился на углу Альтштедтише Ланггассе (А^а^эсИе Ьапддаээе) и Шмидегассе (ЗсМт1еЬедаззе). На первом этаже размещался книжный магазин, который И.Я. Кантер унаследовал от отца и сумел превратить в литературный
Иоганн Готфрид Гердер (Johann Gottfried Herder; 1744-1803) - поэт, философ, один из самых влиятельных мыслителей Просвещения. В 1762 г. поступил в Альбертину, где слушал лекции Канта, а благодаря покровительству Кантера вошел в круг кенигсберг-ских интеллектуалов.
Иоганн Якоб Кантер (Johann Jakob Kanter; 1731-1786) был крупным книготорговцем и издателем в Кенигсберге. Сын кенигсбергского издателя Христофа Филиппа Кантера (Christoph Philipp Kanter; ум. 1764), родился в Кенигсберге, изучил книжное дело в Лейпциге и по возвращении в октябре 1760 г. принял книжный магазин отца. Другие части бизнеса перешли братьям: Даниэль Христоф Кантер (Daniel Christoph Kanter; 1725-1812) получил типографию, Филипп Христоф Кантер (Philipp Christoph Kanter; 1736-1816) - бумажное и переплетное производство, Александр Кантер (Alexander Kanter) - литейню шрифтов.
1
клуб и один из центров интеллектуальной жизни Кенигсберга (Карль, 1991, с. 16-17; Мир Иммануила Канта). В 1768 г. Кантер занимался перемещением магазина в здание Лебенихтской ратуши3, которое после большого городского пожара 1764 г. было перестроено и сдавалось в аренду (Мир Иммануила Канта; Gause, 1974, s. 86-88).
Новые просторные помещения Кантер стремился украсить в духе интеллектуально-эстетических вкусов времени. Он заказал копии двенадцати бюстов античных мыслителей, привез из Берлина бюст «философа на троне» Фридриха II, а также живописные портреты философа Моисея Мендельсона (Moses Mendelssohn) и высоко ценимого в то время поэта Карла Вильгельма Рамлера (Karl Wilhelm Ramler). Портреты «своих ларов и пенатов», по образному выражению Гамана4, Кантер заказал талантливому кенигсбергскому художнику Иоганну Готтлибу Беккеру5.
Портреты были закончены к концу августа 1768 г. Мы это знаем из письма И.Г. Гамана к И.Г. Гердеру от 28 августа: «Кантер переедет в свой магазин на этой неделе, и он приложил немало усилий, чтобы угодить публике. Обстановка, по моему мнению, заслуживает аплодисментов. Он вырезал более дюжины старинных бюстов и привез из Берлина великолепный портрет короля, который должен стоять между Пиндаром, Цезарем, Тацитом и Плутархом... В кабинете магазина [Schreibstube des Ladens] будут живописные портреты; он привез Моисея и Рамлера из Берлина, а здесь собрал Шеффнера6, Вилламова7, Гиппеля8, Линднера9 и т.д. Кант уже также занял свое место, и вы наверняка с удовольствием увидите в
3 После объединения трех городов, составлявших Кенигсберг (1724) и реформы городского управления, единый городской магистрат с 1731 г. находился в ратуше Альтштадта.
4 Иоганн Георг Гаман (Johann Georg Hamann; 1730-1788) - философ и литератор, прозванный «Северным магом». Уроженец Кенигсберга и выпускник Альбертины, был мистиком и антикантианцем, но другом Канта.
5 Иоганн Готтлиб Беккер (Johann Gottlieb Becker; 1720-1782) - кенигсбергский художник, о котором известно мало. Родился (и, вероятно, учился) в Данциге. Преимущественно портретист, работал также в Курляндии. (Биографические справки составлены на основе данных Википедии.)
6 Иоганн Георг Шеффнер (Johann Georg Scheffner; 1736-1820) окончил юридический факультет и с 1765 по 1775 г. находился на госслужбе и занимался литературным творчеством. Покинув службу в 1775 г., управлял своими имениями, в 1795 г. поселился в Кенигсберге и входил в круг друзей Канта.
7 Иоганн Готтлиб Вилламов (Johann Gottlieb Willamov; 1736-1777) - поэт, изучал теологию и математику в Кенигсберге; в 1758 г. стал профессором греческого и латыни, в 1767 г. принял приглашение работать в Петербурге.
8 Готтлиб фон Гиппель (Theodor Gottlieb von Hippel; 1741-1796) окончил юридический факультет Альбертины и быстро сделал карьеру, занимал административные должности: директор Королевской уголовной коллегии, бургомистр (с 1780), обер-бургомистр (1782-1796) и провел ряд прогрессивных городских реформ. Во время учебы посещал
лекции Канта, а затем стал одним из его ближайших друзей. Анонимно писал публицистические статьи, а также романы, комедии, стихи и философские трактаты. Собранная им коллекция произведений искусства стала основой Художественных собраний Кенигсберга. Теодор Гиппель послужил прообразом волшебника Дроссельмайера из сказки «Щелкунчик и мышиный король» Э.Т.А. Гофмана.
следующем году своих ларов и пенатов» (Johann Georg Hamann - Johann Gottfried Herder).
Кого подразумевал Гаман под «и т.д.», мы точно не знаем. На это есть несколько поздних мнений - например, Ф. Гаузе10 вполне логично включает в это список Ф.С. Бока11 (Gause, 1974, S. 88). К XX в. у наследников бизнеса И. Кантера сохранялся только портрет Канта.
Иоганн Готтлиб Беккер в 1768 г. создал три портрета Канта: эскиз пастелью, сделанный с натуры, и два схожих портрета маслом на его основе.
Эскизный портрет (45 х 36 см, бумага, пастель)
Эскизный портрет (Ciasen, 1924, S. 12-13, Taf. 2) меньшего формата, написан пастелью и имеет графическую сетку-дополнительное указание на то, что это эскиз. Этот портрет Кант подарил своему брату Иоганну Генриху Канту (1735-1800), жившему в Курляндии. После его кончины вдова переехала в семью дочери Минны Шарлотты и Карла Кристофа Шен (пастора в Дурбене). В пасторском доме портрет, по свидетельствам очевидцев, висел до 1854 г. Далее он перешел к внуку, пастору Карлу Генриху Шёну (1805-1867), а затем - его внуку, учителю музыки Альфонсу Карлу Шёну (1881 - после 1930) в Либаве (Хаупт В. От Петербурга до Панамы). В настоящее время местонахождение портрета неизвестно.
На основе этого натурного эскиза были написаны два живописных портрета, немного различных в деталях. Один занял место в книжном магазине Кантера - его судьба сплелась с этим местом и прослеживается без лакун - он переходил из рук в руки вместе с помещением. Второй портрет оказался у Канта и его судьба очень витиевата.
Как уже говорилось, картина предназначалась для книжного магазина-салона в бывшей Лебенихтской ратуше, где и была размещена. В 1781 г. Кантеру пришлось отказаться от своего магазина. Помещение приобрел другой известный издатель, Готтлиб Лебрехт Гартунг (Hartung), после смерти которого (1797) магазин перешел в собственность Иоганна Филиппа Геббельса (Gebbels) и Августа Вильгельма Унцера (Unzer).
10
Иоганн Готтхельф Линднер (Johann Lindner; 1729-1776) изучал теологию и философию в Альбертине, получил степень магистра философии (1749). Занял должность преподавателя Соборной школы в Риге (1753), став ректором в 1755 г.; с 1765 г. стал профессором поэтики в Альбертине и возглавил Королевское немецкое общество (1766), посвященное литературе и языку.
Фриц Гаузе (Fritz Gause; 1893-1973) окончил Альбертину, в 1921 г. получил докторскую степень. В 1938 г. он возглавил Городской архив и Музей города Кенигсберга. После войны написал «Историю города Кенигсберга в Пруссии» в трех томах и множество статей, под его руководством был создан Музей города Кенигсберга (1968) в Дуйсбурге.
Фридрих Самуэль Бок (Friedrich Samuel Bock; 1716-1785), окончил Альбертину, в 1753 г. назначен профессором греческого языка, а в 1754 г. - богословия, в 1770 г. оставил преподавание, но сохранял должность библиотекаря до 1779 г. - эта должность связала Бока с И. Кантом, который пять лет был его помощником. Бок имел широкий круг интересов: написал первую биографию герцога Альбрехта Прусского и исследовал свойства янтаря, заново открыл утраченное знание, что янтарь является окаменевшей смолой деревьев.
9
Рис. 2. Портрет Канта в магазине «Грэфе унд Унцер».
Источник: Baltzer U. Eine vorbildlich Stätte deutscher Kultur im Osten // Ostdeutsche Monatshefte. September 1922, S. 248
Геббельс покинул компанию в 1808 г. В 1832 г. A.B. Унцер передал магазин своим сыну Иоганну Отто Унцеру и зятю Генриху Эдуарду Грэфе.
С тех пор и до сего дня книгоиздательская компания работает под назваЛ О
нием Gräfe und Unzer12.
Книжный магазин Gräfe & Unzer долгое время располагался в бывшем помещении Кантера в Лебенихтской ратуше, затем в октябре 1866 г. переехал на Юнкерштрассе 17 (Junkerstraße) и, наконец, в 1873 г. - на Пара-деплац 6 (Paradeplatz). Портрет Канта переходил новым владельцам как часть интерьера и менял адреса вместе с магазином.
Л 'Ч
Портрет был отреставрирован профессором Розенфельдером в 1844 г. Вероятно, тогда же была добавлена табличка с каллиграфически выписанным пояснением: «Иммануил Кант, родился 22 апреля 1724 года/ жил у книготорговца Кантера с 1766 по 1769 год14 / для этого магазина написан в августе 1768 года / портретистом Беккером, умер в 1804 году 12 февраля».
В 1881 г. издательство впервые выпустило фотокопию портрета: еженедельный новостной журнал Illustrierte Zeitung (Лейпциг) 5 ноября
12 См.: https://graefe-und-unzer.de/ unternehmen/ verlagsgeschichte/
13 Людвиг Розенфельдер (Ludwig Rosenfelder; 1813-1881) - живописец, в 1845 г. он стал первым директором Кенигсбергской академии художеств.
14 Даты ошибочны: Кант жил у Кантера до 1777 года.
опубликовал следующее рекламное объявление: «Портрет Иммануила Канта с картины маслом августа 1768 года, написанной портретистом Беккером для книготорговца Кантера в Кенигсберге, теперь фотографически воспроизведен книготорговцем Gräfe & Unzer в Кенигсберге, которому принадлежит оригинал картины» (Illustrierte Zeitung, S. 407).
В 1944 г. портрет был вывезен из города, а в 1980 г. Национальный музей Шиллера в Марбахе-на-Неккаре, приобрел его у издательства Gräfe & Unzer (Deutsches Literaturarchiv Marbach).
Портрет, которым владел Кант (67 х 49 см, холст, масло)
Второй портрет долгое время находился вне поля зрения публики - нет сведений о том, что Беккер исполнил два портрета и нет о нем упоминаний при описаниях обстановки дома Канта современниками.
Об этом портрете мы узнаем уже после смерти Канта. Картина досталась Иоганну Людвигу Мейеру (Johann Ludwig Meyer), купившему дом Канта на Принцессин-штрассе (Prinzessinstrasse). Интересным обстоятельством является то, что изначально дом принадлежал Иоганну Готтлибу Бек-керу. Кант приобрел его у вдовы художника в 1783 г. (Карль, 1991, с. 18).
Исследователь наследия Канта Ганс Файхингер15 опубликовал письмо одной из дочерей Мейера, Йоханны Гомберт (Johanna Gombert) от 17 ноября 1898 г., в котором рассказана история портрета: «Портрет Канта находился в нашем распоряжении десятилетия, но затем, после смерти моего отца и замужества моего и сестер, мать, к нашему глубочайшему сожалению, передала его шурину моего брата, г-ну Сеттнику (Settnick) по его неоднократным просьбам; после смерти последнего портрет перешел зятю Сеттника, господину Рентиру Кинце (Rentier Kinze) в Дрездене». Это также подтверждено письмом А.В. Мейера-младшего от 13 августа 1885 г. В 1899 г. Кинце обратился к профессору Густаву Дистелю16 с предложением продать картину. Несмотря на очень высокую цену в 1800 марок, Вальтер Симон17 согласился приобрести ее для города Кенигсберга (1899) (Clasen, 1924). После доставки в Кенигсберг портрет выставлялся сначала в «Комнате Канта» в Городской библиотеке, а с 1928 г. - в Музее истории города, что зафиксировано в каталоге музея (Anderson, 1936, S. 17). После войны картина считалось утраченной.
15 Ханс Файхингер (Hans Vaihinger; 1852-1933) - философ и исследователь Канта; написал комментарий к «Критике чистого разума» Канта (1881/92), а также был создателем и главным редактором Kant-Studien (1897-1922) и основателем Кантовского общества (1904).
16 Густав Дистепь (Gustav Diestel) - историк, профессор Дрезденского технического ун-та, родом из Кенигсберга. В 1897 г. он был консультантом при покупке городом Кенигсбергом другого прижизненного портрета Канта у дрезденского антиквара, эта история получила резонанс в прессе. Портрет был приобретен за 500 марок.
17 Вапьтер Симон (Walter Simon; 1857-1920) принадлежал к семье финансовых магнатов и благотворителей, его отец был преуспевающим банкиром и возглавлял сообщество кенигсбергского купечества. Вальтер Симон изучал право, медицину и философию в университетах Тюбингена и Кенигсберга, был банкиром, благотворителем и неоплачиваемым членом городского совета, где курировал вопросы народного образования.
Рис. 3. Портрет Канта в «Комнате Канта» Музея истории города.
Открытка. 1930 г.
Как мы теперь знаем, Пермская художественная галерея приобрела портрет в 1957 г. Образ Канта был идентифицирован по надписи на подрамнике, а имя художника оставалось неизвестным. Обстоятельства покупки не были зафиксированы, а сам портрет пребывал в относительной безвестности до 2011 г., пока в рамках подготовки форума «Российский регион в глобальном мире: обретая гражданскую идентичность» (Пермь, 7-8 апреля 2011 г.) не началась работа над выставкой «Мера вещей: образ человека в русском искусстве». Куратор выставки, искусствовед и философ Евгений Барабанов18 при знакомстве с фондами музея опознал портрет Канта как работу Беккера и сделал его «собирающей точкой» выставки. «В начале экспозиции у нас будет портрет Канта, который я обнаружил в запасниках Пермской галереи. Автор значился как «неизвестный художник», но я считаю, что это портрет работы Иоганна Готлиба Беккера, старшего современника и земляка Канта. Кант здесь не только потому, что этот портрет - интересная находка, но и потому, что пафос Московской школы политических исследований - просвещение. Кант говорит: "Просвещение - это совершеннолетие, совершеннолетие человека". Просвещение - это то, что человек несет как ответственность, отвечает за свои поступки без каких-либо ссылок на авторитеты, власть и принимает решения сам»19. Портрет Канта стал камертоном форума, был замечен прессой, вышел из тени и переместился в постоянную экспозицию.
В феврале 2023 г. в Пермскую галерею пришло письмо из Манчестерского университета, в котором профессор философии Стив Нарагон (Steve Naragon) сообщил о результатах сопоставления фотоизображений. Он
18 Евгений Викторович Барабанов (р. 1943) - советский и российский искусствовед, историк русской философии и литературы, теолог, почетный доктор теологии Тюбинген-ского университета.
19 Баталина Ю. Горизонты Евгения Барабанова // Новый компаньон. 19.04.2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.newsko.ru/articles/nk-438268.html.
Рис. 4. Портрет Иммануила Канта.
И.Г. Беккер. Этюд. Пастель. 1768 г. Источник: Clasen K.H. Kant-Bildnisse. Königsberg, 1923. Tafel 2
Рис. 5. Портрет Иммануила Канта.
И.Г. Беккер. 1768 г.
Коллекция Национального музея
Шиллера. Марбах-на-Неккаре,
Германия. Источник:
https://www.dla-marbach.de/find/opac/id/B
100029184/
подтвердил, что в собрании галереи хранится портрет Канта, находившийся в доме философа при его жизни и утерянный в годы Второй мировой войны, и что портрет принадлежит кисти Иоганна Готлиба Беккера20.
Благодаря музейному сотрудничеству в год 300-летия рождения Канта Калининградский музей изобразительных искусств принял портрет для экспонирования, и горожане получили возможность увидеть своего гениального земляка. Выставка «Кант. Калининград - Кенигсберг» стала для многих самым значимым событием «Года Канта» в Калининграде.
Для профессора университета Леонарда Александровича Калинникова, исследователя влияния идей Канта на русскую культуру, встреча с прижизненным портретом философа явилась глубоко личной историей и большой радостью. Поздравление профессора с 88-летием ознаменовалось трогательной встречей с портретом «духовного учителя»21. Тогда же возникла идея создания «художественного послесловия» к выставке портрета Канта. Профессора Л.А. Калинникова пригласили рассказать о
20 Пермская галерея участвует в событиях 300-летия Иммануила Канта в Калининграде. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://permartmuseum.ru/new/1082.
Встреча у портрета: профессор Леонард Калинников в день своего 88-летия пришел к 44-летнему Канту. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kaliningradart-museum.ru/ about/news/ vstrecha-u-portreta-professor-leonard-kalinnikov-v-den-svoego-88-letiya- prishel-k-44-letnemu-kantu/.
своей новой книге, посвященной идеям Канта в творчестве Пушкина и Фета, а параллельно молодые художники Екатерина Гурина и Евгений Северин делали эскизы.
Перед художниками стояла задача создания «двойного портрета» с несколькими внутренними диалогами. Это диалог художников и диалог философов, к которым подключается зритель. Перекличка с сюжетом из 1768 г., а также развитие одной из значимых традиционных тем - «учитель и ученик», при этом присутствует необычный аспект - на момент визуальной встречи ученик по возрасту вдвое старше учителя.
Живописцы завершат свои работы в студийных условиях, и музей получит художественные произведения в свою коллекцию. Портрет Канта вернется в Пермь, а мы, фиксируя память о событии, закрепляем «память места» - продолжается традиция, укрепляется интеллектуальная и духовная связь через поколения.
Таким образом, и в XXI в. портрет Канта продолжает активную жизнь, участвуя в актуальных событиях общественной и художественной жизни.
В заключение хочется добавить одно предположение, косвенно связанное с портретом Канта. В Калининградском областном историко-худо-жественном музее 16 апреля 2024 г. состоялось открытие выставки «Иммануил Кант. Время и место» на которой был представлен портрет Теодора фон Гиппеля, младшего друга Канта (Калининградский областной историко-художественный музей). Этот живописный портрет XVIII в. (64 х 51 см) стилистически близок портрету Канта. На нас жизнерадостно смотрит молодой человек с энергичным характером. Мы помним, что Га-ман называет Гиппеля в числе портретируемых Беккером (Johann Georg Hamann - Johann Gottfried Herder). В 1768 г. Гиппелю было 27 лет, что вполне соответствует впечатлению от портрета.
Как сообщили сотрудники музея, этот портрет передан в 2003 г. Карлом Герхардом фон Гиппелем (Karl Gerhard von Hippel), правнучатым троюродным племянником Готтлиба Гиппеля. Вполне вероятно, что мы увидели еще один портрет, созданный Иоганном Беккером из серии, заказанной Иоганном Кантером.
Источники и литература
1. Карль Г. Кант и старый Кенигсберг / Пер. с нем. А.Н. Хованского. Калининград: Би-текар, 1991. 32 с.
2. Мир Иммануила Канта. Трехмерная реконструкция Кенигсберга времен жизни великого философа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://worldkant.ru/
3. Калининградский областной историко-художественный музей. Предметы коллекции // Госкаталог РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://goskatalog.ru/ portal/#/collections?id=10847442
4. Пермская государственная художественная галерея. Предметы коллекции // Госкаталог РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://goskatalog.ru/portal/#/collecti-ons?id=16139257
5. Паульсен Ф. Иммануил Кант: его жизнь и учение / Пер. с нем. Н. Лосского. СПб.: ред. журн. «Образование», 1899. 356 с.
6. Хаупт В. От Петербурга до Панамы. Генеалогия семейства Кант//Друзья Канта и Кенигсберга. [Электронный-ресурс]. Режим доступа: https://freunde-kants.wixsite.com/ fre-unde-kants-ru/istoriya
7. Anderson E. Das Kantzimmer. Verzeichnis der Kant-Andenken im Stadtgeschichtlichen Museum der Stadt Königsberg. Königsberg: Museum der Stadt Königsberg, 1936. 23 S.
8. Ciasen K.-H. Kant-Bildnisse. Königsberg: Gräfe & Unzer, 1924. 30 S.
9. Deutsches Literaturarchiv Marbach. Schiller-Nationalmuseum. Porträt Immanuel Kant [Gemälde]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dla-marbach.de/find/opac/ id/BI00029184/
10. Gause F. Kant und Königsberg: Ein Buch der Erinnerung an Kants 250. Geburtstag am 22. April 1974. Leer: Gerhard Rautenberg, 1974. 191 S.
11. Illustrierte Zeitung (Leipzig). 5 November 1881. № 2001.
12. Johann Georg Hamann - Johann Gottfried Herder. Königsberg, 28. August 1768 // Hamann, Johann Georg. Kommentierte Briefausgabe. Hrsg. Von L. Keidel und J. Reibold. Heidelberg, 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hamann-ausgabe.de/HKB/Brie-fe/351
References
1. Karl', G. Kant i staryj Kenigsberg. Bitekar, 1991.
2. MirImmanuila Kanta. Trehmernaja rekonstrukcija Kenigsberga vremen zhizni velikogo filosofa. [Electronic resource]. Access mode: https://worldkant.ru/
3. Kaliningradskij oblastnoj istoriko-hudozhestvennyj muzej. Predmety kollekcii. Goskata-log RF. [Electronic resource]. Access mode: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id= 10847442
4. Permskaja gosudarstvennaja hudozhestvennaja galereja. Predmety kollekcii. Goskata-log RF. [Electronic resource]. Access mode: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id= 16139257
5. Paul'sen, F. Immanuil Kant: ego zhizn' i uchenie. Ed.journal "Education", 1899.
6. Haupt, V. Ot Peterburga do Panamy. Genealogija sem'i Kantov. Druzja Kanta i Kjonigs-berga. [Electronic resource]. Access mode: https://freunde-kants.wixsite.com/freunde-kants-ru/istoriya
7. Anderson, E. Das Kantzimmer. Verzeichnis der Kant-Andenken im Stadtgeschichtlichen Museum der Stadt Königsberg. Museum der Stadt Königsberg, 1936.
8. Clasen, K.-H. Kant-Bildnisse. Gräfe & Unzer, 1924.
9. Deutsches Literaturarchiv Marbach. Schiller-Nationalmuseum. Porträt Immanuel Kant [Gemälde]. [Electronic resource]. Access mode: https://www.dla-marbach.de/find/opac/id/ BI00029184/
10. Gause, F. Kant und Königsberg: Ein Buch der Erinnerung an Kants 250. Geburtstag am 22. April 1974. Gerhard Rautenberg, 1974.
11. Illustrierte Zeitung (Leipzig). 5 November 1881. No. 2001.
12. "Johann Georg Hamann - Johann Gottfried Herder. Königsberg, 28. August 1768." Hamann, Johann Georg. Kommentierte Briefausgabe. Hrsg. Von L. Keidel und J. Reibold. Heidelberg, 2000. [Electronic resource]. Access mode: https://hamann-ausgabe.de/HKB/Briefe/351
Сведения об авторе:
Кожевникова Ирина Васильевна, искусствовед, историк искусства, Калининград E-mail: koenig.irina@yandex.ru
Дата поступления статьи: 30.07.2024 Одобрено: 13.08.2024 Дата публикации: 30.09.2024