Научная статья на тему 'Первый выпуск специалистов единых дежурно-диспетчерских служб на базе Жуковского авиационного техникума им. В. А. Казакова'

Первый выпуск специалистов единых дежурно-диспетчерских служб на базе Жуковского авиационного техникума им. В. А. Казакова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахраманьян М. А., Запорожец А. И., Нехорошев С. Н., Фалеева И. С., Сабельникова Г. И.

В июне 2004 г. в Жуковском авиационном техникуме им. В.А. Казакова успешно осуществлен первый выпуск специалистов-операторов единых дежурно-диспетчерских служб по специальности 0613 «Государственное и муниципальное управление» с дополнительной подготовкой «Управление системами по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шахраманьян М. А., Запорожец А. И., Нехорошев С. Н., Фалеева И. С., Сабельникова Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первый выпуск специалистов единых дежурно-диспетчерских служб на базе Жуковского авиационного техникума им. В. А. Казакова»

УДК 372. 8. 614

Шахраманьян М.А. д.т.н., Запорожец А.И. к.т.н., Нехорошее С.Н. к.т.н., Фалеева И.С., Сабельникова Г.И., Рыбалова В.В., Кузьмин А.И. (Жуковский авиационный техникум им. В.А. Казакова)

ПЕРВЫЙ ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ ЕДИНЫХ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ НА БАЗЕ ЖУКОВСКОГО АВИАЦИОННОГО ТЕХНИКУМА ИМ. В.А. КАЗАКОВА

В июне 2004 г. в Жуковском авиационном техникуме им. В.А. Казакова - успешно осуществлен первый выпуск специалистов-операторов единных дежурно-диспетчерских служб по специальности 0613 «Государственное и муниципальное управление» с дополнительной подготовкой «Управление системами по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций»

А.И. Кузьмин

Жизнь современного города сопровождается напряженной работой многих служб (горэнерго, горгаз, гортепло, горводо-провод, городской центр управления в кризисных ситуациях, скорая помощь и др.). Естественно, задачи и структуры служб многообразны, но их объединяет требование быть в постоянной готовности к действию. Определяющим здесь моментом является скорость принятия информации о ЧС, скорость ее обработки и качество принятого решения (какое это событие, каков его масштаб, чем оно грозит, кому о нем сообщит, кого поднять по тревоге), чтобы и не упустить что-либо важное, но незаметное с первого взгляда, в результате недооценив опасность. А с другой стороны, чтоб не перепугать тысячи и тысячи, может спящих в это время горожан, не вызвать ненужную панику, не поднять по ошибке большие силы спасателей (пожарных) на помощь, что так недешево. А также если кому-то нужен просто совет, куда обратиться за помощью в нестандартной ситуации или как помочь себе самому, пока не подоспела профессиональная помощь.

Подготовка операторов единых диспетчерских служб (специалистов в области предупреждения и ликвидации ЧС) осуществляется в рамках «Соглашения о научно-инновационном сотрудничестве между Минобразования России и МЧС России» № 1 от 13 октября 2000 г., а также межотраслевыми «Программами сотрудничества Минобразования России и МЧС России на 2000-2004 гг.» на базе Авиационного техникума им. В.А. Казакава (г. Жуковский).

Рис. 1. Схема учебного комплекса для подготовки диспетчеров ЕДДС в Жуковском авиационном техникуме им. В.А. Казакова

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Рис. 2. Условная схема учебной ситуации «Пожар»

Разработан Государственный образовательный стандарт, утвержденный Минобразования России, по специальности 0613 «Государственное и муниципальное управление» с дополнительной подготовкой «Управление системами по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций», в соответствии с которыми были разработаны следующие типовые учебные программы по специальным дисциплинам:

• Объединенные системы оперативнодиспетчерского управления;

• Система управления государственным комплексом в чрезвычайных ситуациях;

• Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

• Экстремальное общение;

• Система управления муниципальным комплексом в чрезвычайных ситуациях;

• Аварийно-спасательные работы;

• Организация предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Программа обучения ориентированы на подготовку специалистов, способных работать не только в составе оперативной дежурной смены (ОДС) ЕДДС, но и в дежурно-диспетчерских службах (ДДС) жилищнокоммунального комплекса, электроснабжения, милиции и других, что преследует решение трех задач:

• лучшее понимание задач взаимодействующих диспетчерских служб в рамках объединенных систем оперативно-диспетчерского управления;

• готовность к работе в составе ЕДДС «01» и, в дальнейшем, Единых служб спасения по типу 1-1-2;

• способствование трудоустройству выпускников

- диспетчеров в других диспетчерских службах.

Следует отметить, что эти выпускники будут ориентированы на тесное взаимодействие с подразделениями МЧС России.

Для оценки «пригодности» претендентов на обучение специальности оператора ЕДДС было разработано методическое пособие тестирования операторов ЕДДС.

Принципиальной задачей единых дежурно-диспетчерских служб является создание единого информационного пространства, прежде всего о чрезвычайных ситуациях, для всех дежурно-диспетчерских служб города или муниципального образования. Таким образом, современная единая дежурно-диспетчерская служба может качественно функционировать только используя последние достижения информационных технологий. Поэтому для подготовки операторов (причем в основном за счет внебюджетных средств техникума) был создан и оснащен по последнему слову техники учебный комплекс, включающий три учебных помещения (рис. 1.), одно из которых лекционное, а два других предназначены

для отработки практических навыков операторов ЕДДС и проведения «деловых» игр. Для это го все 20 учебных мест в обоих оснащены телефонами и персональными ЭВМ, объединенными в локальную вычислительную сеть. В каждом помещении есть также видеопроекторы, «активные» доски и т.д. Работы выполнялись в соответствии с типовым рабочим проектом на учебно-методический комплекс. На каждом компьютере развернуто специально разработанное совместно с компанией ICL-КПО ВС (г. Казань) учебное программное обеспечение (ПО), соответствующее «боевому» ПО диспетчера ЕДДС, а также необходимая база данных.

Считаем необходимым отметить следующий принципиальный момент в подготовке специалистов ЕДДС именно в системе среднего профессионального обучения. Выпускник получает не только теорети-

ческие знания о предмете его будущей деятельности,

Рис. 3. Условная схема учебной ситуации «Дорожно -транспортного происшествия»

Рис. 4. Условная схема учебной ситуации «Сильный ветер, приведший к падению подъемного крана»

но и навыки реального процесса работы оперативной дежурной смены единой дежурно-диспетчерской службы с применением современных информационных технологий, т. е. получает прежде всего практические навыки. Поэтому особое внимание было обращено на разработку, организацию и проведение деловых игр в рамках системы объединенных систем оперативно-диспетчерского управления, а именно в данном случае в системе «информатор — диспетчер ЕДДС — ДДС - оперативная дежурная смена ЕДДС». Для этого в дополнение к теоретическим и семинарским занятиям сотрудниками ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и Жуковского авиационного техникума была разработана интерактивная деловая игра, обеспечивающая максимальное приближение ее участников к реальной ситуации. К созданию программно-информационного обеспечения игры по максимуму привлекались сами студенты техникума.

Рис. 5. Условная схема учебной ситуации «Сильные атмосферные осадки, приведшие к обрыву высоковольтной линии электропередач»

Краткое содержание деловой игры. Учебная группа студентов разбивается на три подгруппы, причем, естественно, каждый из студентов должен пройти все группы и отработать на всех учебных местах. Первая подгруппа — это «пострадавшие» или «очевидцы» события, т.е. практически участники этой группы являются «источниками информации» для диспетчеров единой дежурно-диспетчерской службы, а также дежурно-диспетчерских служб города или муниципального образования. Для решения задачи студенты этой подгруппы используют слайды, схемы или фотографии чрезвычайных ситуаций, появляющиеся на мониторе персонального компьютера, за которым сидит студент из этой группы. Наиболее интересными и сложными являются те сценарии игры, в которых удалось заложить развитие чрезвычайной ситуации во времени, т.е. сначала, например, студент видит и соответственно сообщает о взрыве, затем о возникновении в районе взрыва пожара и после сообщает о появлении пострадавших и т.д. Эта подгруппа всегда располагается в отдельном помещении

— помещении самоподготовки, чтобы «диспетчеры» не видели «информаторов». Для повышения интереса к игре студентов «пострадавших» просили при общении с диспетчером ЕДДС придавать своим сообщениям эмоциональную окраску.

На самом первом этапе отрабатывались следующие учебные ситуации:

• пожар;

• сильный ветер, приведший к падению подъемного крана;

• дорожно-транспортное происшествие;

• сильные атмосферные осадки, приведшие к обрыву высоковольтной линии.

Условные схемы этих «чрезвычайных ситуаций» приведены на рис. 2 -5.

Вторая подгруппа студентов в деловой игре выполняет функции оперативной дежурной смены, для нее было выделено четыре рабочих места диспетчеров единой дежурно-диспетчерской службы и еще одно место для «старшего оперативного дежурного» смены, который, помимо прочих обязанностей, готовил итоговую отчетную сводку за игру.

Студенты — «диспетчеры ЕДДС», отвечая на телефонный звонок «пострадавшего» или «очевидца», должны были выяснить всю необходимую для принятия решения информацию, задавая звонящему уточняющие вопросы. Затем (практически параллельно) «диспетчеры ЕДДС» вводят полученную информацию в базу данных сообщений о чрезвычайных ситуациях, которая, таким образом, становится доступной для всех «диспетчеров ЕДДС». После этого на основании

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

оценки информации они принимают решение об оповещении тех или иных дежурно-диспетчерских служб города или муниципального образования, а также сил ГОЧС (поисково-спасательная служба, подразделения ГПС).

Третья подгруппа студентов, участвующих в деловой игре, как раз выполняет функции диспетчеров дежурно-диспетчерских служб. Получив информацию от «диспетчеров ЕДДС», они также вводят ее в свою базу данных (она может быть и общей), затем, приняв решение о реагировании, например, отправка наряда милиции, аварийно-ремонтной бригады или отделения разведки от службы санэпиднадзора, эти диспетчеры докладывают «диспетчерам ЕДДС» о принятых службой мерах.

После всех проведенных операций «старший оперативный дежурный» смены ЕДДС принимает решение о снятии чрезвычайной ситуации с контроля.

Условная схема проведения одного из вариантов деловой игры приведена на рис. 6.

Рис. 6. Условная схема проведения одного из вариантов деловой игры «Пожар»

В зависимости от сложности задания и уровня подготовки студентов преподаватель может менять темп деловой игры, частоту появления информации о новых чрезвычайных ситуациях, нагрузку на того или иного «диспетчера».

При всей незамысловатости, на первый взгляд, описываемой деловой игры она не только требует немалой подготовки и продуманности заданий, но и дает, как показал опыт, хорошие практические навыки будущим специалистам ЕДДС, и, что не менее важно, увлекает самой игрой учащихся, заменяя (дополняя) рутинное изучение наставлений и инструкций живым делом в общении с товарищами.

23 июля 2004 года в Жуковском авиационном техникуме им. В.А. Казакова состоялся первый выпуск операторов-диспетчеров единых дежурно-диспетчерских служб «01».

Оценку знаний студентов и их подготовленность к практической работе проверяла Государственная аттестационная комиссия. В состав Государственной аттестационной комиссии вошли:

Председатель — Шахраманьян М.А.. - начальник Федерального Центра науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС.

Члены комиссии:

Фалеева И.С. — директор Жуковского авиационного техникума им. В.А. Казакова,

Представители ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальники кафедр Академии гражданской защиты МЧС России и Академии государственной противопожарной службы МЧС России, мэр города Жуковский и др.

Защита студентами дипломов проходила в два этапа.

На первом этапе студенты демонстрировали полученные теоретические знания, представляя свои дипломные работы, сопровождаемые компьютерными иллюстрациями и моделями. Второй этап защиты диплома должен был способствовать выявлению полученных практических навыков и проводился в виде описанной выше деловой игры.

Выпускники показали глубокие знания и отличные навыки в работе. Десять студентов были удостоены дипломов с отличием. Сразу после защиты дипломов мэр города Жуковского сообщил о создании в городе единой дежурно-диспетчерской службы «01» и пригласил выпускников на работу.

МЧС по Московской области также намерено комплектовать выпускниками техникума Центр управления в кризисных ситуациях.

Однако годовой вьтпуск Жуковского техникума в количестве 17-20 человек не обеспечит потребности Москвы и Московской области. Более того, необходимо тиражировать накапливаемый опыт и в других субъектах РФ. Для этого по приказу Министра МЧС России был создан учебный фильм на компакт — диске и в ноябре текущего года разослан в региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также во все образовательные и научные учреждения МЧС России. Сложностей и нерешенных проблем еще немало: нет преподавателей, занятия, в основном, проводили сотрудники ФГУ ВНИИ ГОЧС (Ф Ц), Главного управления по делам ГОЧС г. Москвы, МЧС по Московской области, Центроспаса, а они, естественно, не смогут везде успеть, поэтому необходимы специальные учебные пособия, требует совершенствования программное и информационное обеспечение, необходимо решать задачу дистанционного обучения. Так что есть успехи, но и сделать еще предстоит «больше чем сделано»...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.