Научная статья на тему 'ПЕРВЫЙ ТРУД ПО МОРСКОЙ ГИГИЕНЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ'

ПЕРВЫЙ ТРУД ПО МОРСКОЙ ГИГИЕНЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЙ ТРУД ПО МОРСКОЙ ГИГИЕНЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ»

а также подборка газетных статей по данному вопросу в связи с постановлением "О педологических извращениях в системе наркомпросов" (1936 г.).

К III и IV разделам отнесены документы по предупредительному санитарному надзору за строительством школ и других детских учреждений. Эти документы собирались М. И. Корсунской в период ее работы в Наркомздравс РСФСР и СССР. Здесь представлены протоколы совещаний, конференций по строительству школ (1928—1951 гг.), докладные записки Минздрава РСФСР в государственные и партийные инстанции, заключения школьной госсанинспекции РСФСР по проектам школ, анализ нового школьного строительства того времени и др. Документы, характеризующие научную деятельность М. И. Корсунской, — это материалы се докторской диссертации, статьи (есть и неопубликованные), доклады, рецензии; много материалов по методике изучения физического развития детей, режима дня школьника. Сохранились документы, раскрывающие постановку научной работы в кабинете гигиены воспитания Государственного института социальной гигиены (1924—1930 гг.) и др.

VI раздел — документы ученого медицинского совета Минздрава РСФСР послевоенного времени. По этим документам можно проследить, как организовывалась Комиссия по школьной гигиене в ученом совете, кто стоял у се истоков, какими вопросами она занималась.

VII раздел отражает педагогическую деятельность М. И. Корсунской. Сохранились конспекты се лекций, доклады по вопросам преподавания, протоколы конференций кафедры, документы циклов, проведенных под ее руководством, начиная с 1938 г.

В архиве имеются обширные материалы, связанные с именем А. 13. Молькова. Все они объединены в VIII разделе фонда. В виде переплетенного тома оформлены печатные работы А. В. Молькова, собраны документы первых циклов усовершенствования, прошедших на кафедре под руководством А. В. Молькова. Большой интерес представляет "Книга записей работы кафедры школьной гигиены", которую вел А. В. Мольков, назвав се "Книга живота". Начинается она с протокола первого заседания кафедры от 23 октября 1934 г. В этот раздел включены материалы, касающиеся биографии А. В. Молькова, в том числе его автобиография, а также выписки из

личного дела, хранившегося в архиве 1-го Медицинского института, где ученый проработал много лет. Сохранилась стенограмма торжественного заседания, посвященного его 70-летию, под председательством Н. А. Семашко (31 марта 1941 г.), а также переписка А. В. Молькова с А. Я. Гуткиным.

В IX раздел фонда вошли материалы, связанные с именем Дмитрия Дмитриевича Бекарюкова. Это материалы траурного заседания, посвященного его памяти (28 октября 1934 г.), организованного по инициативе школьной госсанинспскции Наркомздрава РСФСР и Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана (в организации этого заседания принимала самое непосредственное участие М. И. Корсунская). Представляют интерес подлинники неопубликованных статей, посвященных Бскарюкову, среди авторов этих статей П. М. Ивановский. Сохранился посмертный сборник статей Д. Д. Бекарюкова "Школьно-гигиенические работы", а также несколько рукописей и фотографий из семейного архива ученого.

Раздел X представляет особый интерес — это переписка М. И. Корсунской с практическими врачами, научными работниками, диссертантами. Сохранилось несколько писем А. В. Молькова и А. Я. Гуткина, адресованных Марии Иосифовне.

XI раздел получил название "разнос", поскольку он не строго тематический, а объединяет материалы секции гигиены детей и подростков Московского научного гигиенического общества, материалы по истории кафедры гигиены детей и подростков ЦИУв и др.

Таким образом, архивный фонд М. И. Корсунской представляет несомненный исторический интерес. В процессе его обработки не раз приходилось убеждаться, как бережно Мария Иосифовна относилась ко всему, что отражало в той или иной степени исторические события и особенности развития нашей науки и практики. Благодаря сохранившимся документам, мы можем понять многие события тех далеких лет и воспроизвести историческую обстановку.

Хочется надеяться, что будущие исследователи, обратившиеся к архивным материалам, по достоинству оценят труд предшественников, вложенный в создание и обработку архива, и отнесутся к нему с уважением и благодарностью.

Поступила 1S.09.95

® Л. В. ШАБУНИН, 1996 УДК 613.68:93(470)

А. В. Шабунчн

ПЕРВЫЙ ТРУД ПО МОРСКОЙ ГИГИЕНЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Военно-медицинский музей Министерства обороны РФ, Санкт-Петербург

Весной 1776 г. на должность главного доктора флота был назначен 52-летний опытный практический врач и умелый организатор Андрей Гаврилович Бахерахт, многие годы до этого прослуживший доктором Управления главной артиллерии и фортификации.

Спустя 4 года он выпустил в свет первую на русском языке книгу по морской гигиене, озаглавленную "Способ к сохранению здравия морских служителей и особливо в Российском флоте находящихся".

В предисловии А. Г. Бахерахт пишет: "Любовь к отечеству и ревность к службе, водворящисся всегда в моем сердце, служили мне поводом к сочинению сея книги"1 (с. 7). И это были не праздные слова. На протяжении всех последующих 20 лет руководства медицинской службой флота Андрей Гаврилович неустанно содействовал улучшению условий труда и быта морских служителей на судах, заботился о рациональном устройстве и оснащении судовых лазаретов, много внимания уделял внедрению гигиенических потребностей в повседневный обиход моряков при длительных плаваниях.

Наблюдательный ум, хорошее знание условий корабельной службы и особенностей матросского быта, доступность в общении и человеколюбие снискали ему всеобщее уважение и доверие медицинской общественности. К тому же А. Г. Бахерахт был известен и как автор ряда серьезных работ, опубликованных в Трудах Вольного экономического общества и вы-

'Бахерахт А. Г. Способ к сохранению здравия морских служителей и особливо в Российском флоте находящихся. — СПб., 1780.

пущенных отдельными изданиями: "Описание и наставление о прививании оспы" (1769 г.), "Предохранительное средство от скотского падежа" (1773 г.), "Собрание разных полезных лекарств на разныя болезни" (1773 г.) и др.

И все же главным трудом А. Г. Бахсрахта, дающим основание считать его одним из основоположников морской гигиены в России, несомненно, является упомянутая выше книга "Способ к сохранению здравия морских служителей..." Высоко оцененная Морским ведомством и принятая на флоте как официальное руководство, она была рассчитана не только на врачебный состав, но главным образом на морское начальство и последовательно освещала воздействие на организм морских служителей различных неблагоприятных факторов и возможность предупреждения или ослабления этих воздействий.

Знаменательно, что прежде всего А. Г. Бахерахт останавливается на правильном отборе людей для службы на флоте: "Одно из главных средств для отвращения болезней есть благоразумие в избрании служителей а паче для долговременных походов, так, чтоб корабли снабдсны были здоровыми, не старыми, не ленивыми, и не безпутными..." (с. 13). Это была прямая рекомендация для лиц, занимающихся рекрутским набором.

Большое внимание уделено обеспечению матросов и солдат на судах удобной и чистой одеждой, контролю начальства за исправностью и своевременной ее сменой: ' Нужно чтобы командир корабля строжайше всякому матрозу и солдату запретил, не иметь на себе мокраго и сырога платья, и в оном спать не ложиться ни в койке, ни на мокром деке" (с. 19). Такое же значение отводится и личной гигиене: "Чистота есть настоящее средство к сохранению здравия. Нечистотою по-

крытое и как бы сказать заклеенное тело всегда есть в опасности подверженным быть болезни" (с. 19).

Особый раздел книги посвящен корабельной гигиене — содержанию палуб, кубриков, трюмов, камбуза, всего судового оснащения, с которым имеют дело морские служители.

Связывая причину цинги и некоторых других заболеваний с острой нехваткой растительной пиши, А. Г. Бахерахт прилагал немало усилий по снабжению кораблей, отправляемых в дальние плавания, достаточным запасом овощей. Он пишет: "Одобрил я истинным... средством противу заразительных болезней и цынги разнаго роду травы, произрастания и коренья, как то сеченую кислую капусту, репу, морковь, свеклу, хрен, лук, шпинат, щавель, крапиву и проч. Все сии вещи могут быть весьма полезны, если употребление оных кораблях введено будет" (с. 62).

Нужно подчеркнуть, что книга А. Г. Бахсрахта является оригинальным трудом. Ряд ее положений впоследствии вошли в другой его труд "Аптека для Российскаго флота, или роспись всем нужным лекарствам, коих по рангу корабля для шести мссяцов вояжа и корабельном ящике иметь должно" (СПб., 1783). Помимо перечня лекарственных средств и необ-

ходимого их запаса для кораблей разного ранга, значительная часть этого сочинения посвящена содержанию корабельного лазарета, правилам ухода за больными, гигиене питания, одежды и размещению больных и здоровых членов экипажа.

Гигиенической целесообразностью были продиктованы взгляды А. Г. Бахсрахта и на характер лечебных учреждений, в частности на размеры и содержание госпитальных построек. Он был противником многокоечных госпиталей на 1000—2000 мест, называл их "большими кладбищами" и считал оптимальными госпитали на 500 кроватей, построенные на сухом возвышенном месте на окраине города, с хорошей вентиляцией помещений и просторными палатами. Нетрудно заметить, что мнение А. Г. Бахерахта относительно величины и размещения военных госпиталей разделял впоследствии Н. И. Пирогов.

Многолетняя деятельность А. Г. Бахсрахта по внедрению в практику морской службы основ гигиены сыграла важную роль в снижении заболеваемости на флоте, а основные положения, заложенные в его печатных трудах, не потеряли своего значения и в настоящее время.

Поступила 14.11.95

Гигиенические основы здорового образа жизни

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1996 УДК 616-057.12-084

В. М. Шевцова, Т. П. Куликова, Г. А. Петров ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ У РАБОЧИХ

Криворожский НИИ гигиены труда и профзаболеваний

Значение образа жизни как одного из важнейших факторов сохранения здоровья общепризнано. Довольно глубоко изучена роль физической активности, характера питания, социально-бытовых условии в профилактике сердечно-сосуди-стых заболеваний, нервно-психических расстройств у населения [1, 13]. В то же время отрицательные последствия научно-технического прогресса, существенно изменившие образ жизни прежде всего промышленных рабочих, повысили роль непроизводственных факторов в снижении работоспособности, развитии донозологических состояний [5, 15]. Выявлено влияние образа жизни на развитие простудных заболеваний [18, 20]. Вместе с тем значение образа жизни в развитии заболеваний, обусловленных физическим перенапряжением, изучено мало 115, 17]. С учетом того, что в последнее время повысился удельный вес болезней костно-мышечной системы (KMC) в структуре заболеваемости с временной утратой трудоспособности рабочих основных профессий в различных отраслях промышленности, а в условиях горнорудной промышленности эти болезни устойчиво занимают второе ранговое место [12, 14], актуально детальное изучение роли различных факторов образа жизни наряду с факторами условий труда в развитии этих заболеваний. Такой подход позволит дать углубленную оценку степени влияния производственных и непроизводственных факторов на развитие заболеваний KMC и повысит комплексность решения проблемы сохранения здоровья рабочих [4, 9—111-

Настоящая работа посвящена выявлению роли основных факторов образа жизни и социально-бытовых условий в развитии заболеваний KMC в зависимости от характера и условий труда рабочих горнорудной промышленности и совершенствованию рекомендаций по профилактике этих заболеваний.

Изучены особенности условий труда, основные факторы образа жизни и социально-бытовых условий двух профессиональных групп — проходчиков и бурильщиков шахт и водителей большегрузного технологического автотранспорта железорудных карьеров.

Общей чертой условий труда рабочих этих групп является сочетание физической и нервно-эмоциональной нагрузок со значительным числом одновременно действующих вредных факторов. В то же время труд проходчиков и бурильшиков относится к тяжелому со значительными динамическими нагрузками на мышцы конечностей и туловища, а труд водителей — к операторскому сенсомоторного вида с локальными физическими нагрузками.

Для изучения образа жизни группы рабочих были сформированы на основе данных о заболеваемости по обращаемости, выкопированных из карт амбулаторного больного (форма № 25а). В качестве показателей заболеваемости взято общее число обращений за 5-летний период по болезням KMC по классу в целом (V|), а также по радикулитам (V2), цервикалгиям (V3) и остеохондрозам (V4) как наиболее часто встречающимся нозологическим формам в изучаемых профессиональных группах. В дальнейшем диагноз был уточнен по результатам клинического обследования этих рабочих.

В 1-ю группу включено 89 человек в возрасте 40,9 ± 0,6 года со стажем работы по профессии 15,7 ± 1,4 года, а во 2-ю группу — 92 человека в возрасте 39,7 ± 0,8 года со стажем 13,1 ± 0,7 года. В пределах обеих профессиональных групп для анализа результатов исследовании сформировано по 2 альтернативные подгруппы: "больные" имеющие заболевания KMC и "условно здоровые" (далее — "здоровые") — без заболевании KMC.

Отдельные составляющие образа жизни и социально-бытовых условий изучены методом интервьюирования с применением разработанной нами анкеты, содержащей 37 вопросов, сгруппированных по факторам. Количественно показатели выражали в баллах от 1 до 3 в соответствии с полученными качественными характеристиками. Увеличение показателя от 1 до 3 в зависимости от вида фактора характеризует следующую направленность изменении качественной характеристики: ухудшение социально-бытовых условий, снижение физической активности, увеличение тяжести трудовой нагрузки, снижение количества занятии физкультурой и спортом до полного его исключения, ухудшение качества питания по показателю разнообразия и первостепенной значимости, нарастание числа выкуриваемых сигарет от некурсния до курения более 1 пачки сигарет в день, изменения черт характера в сторону повышения степени вспыльчивости, нерешительности, мнительности и обидчивости, уменьшение частоты выполнения и качества закаливающих и оздоровительных процедур. Для получения информации о субъективной оценке состояния здоровья применен вопросник по самооценке здоровья [7]. Итоговая величина даст количественное значение самооценки здоровья, равное 0 при "идеальном" и 2S при "очень плохом" самочувствии.

Результаты исследований обработаны с применением общепринятых методов математической статистики. Для выявления доли влияния факторов образа жизни на развитие заболе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.