Научная статья на тему 'Первый снег в русской поэтической модели мира'

Первый снег в русской поэтической модели мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3647
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / POETIC MODEL OF THE WORLD / IMAGE / ARTISTIC CONCEPTUALIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Морозова Надежда Сергеевна

Снег является значимым компонентом русской поэтической модели мира. Особое место в ней занимает образ первого снега. В ходе анализа поэтических текстов, в которых использованы сочетания первый снег, первый снежок, первый снегопад, первые сугробы, первая пороша, определяются особенности художественной концептуализации первого снега как фрагмента действительности и устанавливается, какие новые значения появляются у образа первого снега в русской поэзии на протяжении XIX–начала XXI вв. В статье описаны образы, созданные по моделям ‘ первый снег как объект, обладающий признаками ’ и ‘ какой-либо объект как первый снег, определён художественный потенциал образа первого снега и представлен круг реалий, при описании которых актуализируются свойства первого снега.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

First Snow in Russian Poetic Model of the World

Snow is an important fragment of Russian poetic mode of the world. The image of the first snow is especially emphasized. In the course of the analysis of the poetic texts with word combinations the first snow, the first light snow, the first snowfall, the first snowdrifts, newly fallen snow etc., the peculiarities of aesthetic conceptualization of the first snow as a part of reality are determined and appearance of the new meanings of the first snow image in Russian poetry in the 19th– early21st centuries is characterized. The images created according to the models ‘the first snow as an object having certain features’ and ‘an object like the first snow’ are described. It helps to reveal the aesthetic meaning of “the first snow” and to show the range of objects whose descriptions contain actualized images of the first snow.

Текст научной работы на тему «Первый снег в русской поэтической модели мира»

УДК 811.161.1 ББК 81.2 Рус-5

Надежда Сергеевна Морозова,

кандидат филологических наук, старший преподаватель, филиал Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова (Северодвинск, Россия), e-mail: morozovanadegda@mail.ru

Первый снег в русской поэтической модели мира

Снег является значимым компонентом русской поэтической модели мира. Особое место в ней занимает образ первого снега. В ходе анализа поэтических текстов, в которых использованы сочетания первый снег, первый снежок, первый снегопад, первые сугробы, первая пороша, определяются особенности художественной концептуализации первого снега как фрагмента действительности и устанавливается, какие новые значения появляются у образа первого снега в русской поэзии на протяжении XIX - начала XXI вв. В статье описаны образы, созданные по моделям 'первый снег как объект, обладающий признаками’ и 'какой-либо объект как первый снег’, определён художественный потенциал образа первого снега и представлен круг реалий, при описании которых актуализируются свойства первого снега.

Ключевые слова: поэтическая модель мира, художественный образ, художественная концептуализация.

Nadezhda Sergeevna Morozova,

Candidate of Philology, Senior Lecturer, Branch of Lomonosov Northern (Arctic) Federal University (Severodvinsk, Russia), e-mail: morozovanadegda@mail.ru

First Snow in Russian Poetic Model of the World

Snow is an important fragment of Russian poetic mode of the world. The image of the first snow is especially emphasized. In the course of the analysis of the poetic texts with word combinations the first snow, the first light snow, the first snowfall, the first snowdrifts, newly fallen snow etc., the peculiarities of aesthetic conceptualization of the first snow as a part of reality are determined and appearance of the new meanings of the first snow image in Russian poetry in the 19th- early 21st centuries is characterized. The images created according to the models 'the first snow as an object having certain features' and 'an object like the first snow' are described. It helps to reveal the aesthetic meaning of “the first snow” and to show the range of objects whose descriptions contain actualized images of the first snow.

Keywords: poetic model of the world, image, artistic conceptualization.

Бесспорно, что значимый объект действительности получает освоение различными способами познания: обыденным, научным, эстетическим. Последний способ состоит в чувственном, эмоционально-образном восприятии мира, в его оценке и освоении с точки зрения прекрасного, по законам красоты. В поэзии (как в любом другом виде искусства) эстетический способ выражается во взаимосвязи ценностного отношения человека к миру и его художественной деятельности, в которой и проявляются результаты эстетического освоения мира. Средством выражения результатов эстетического освоения служит, например, поэтический язык - национальный язык, используемый в эстетической функции. Наиболее точно описал отношения

языка и поэзии М. М. Бахтин: «Только в поэзии язык раскрывает все свои возможности, ибо требования к нему здесь максимальные: все стороны его напряжены до крайности, доходят до своих последних пределов; поэзия как бы выжимает все соки из языка, и язык превосходит здесь самого себя» [1, с. 46].

Одним из значимых фрагментов русской языковой картины мира является снег как вид атмосферных осадков. Как и любой объект реальности, данный вид атмосферных осадков находит закрепление в языковой картине мира, доказательством чему служит наличие единиц в национальном фонде, в значении которых зафиксированы знания русского человека о снеге. Например, в литературном языке - снег, снеговой, снежный, сугроб,

96

© Н. С. Морозова, 2013

наст, метель, вьюга, пурга и многие другие; в диалектах - снежура, бусенец, убродно, сумет, затайка и др. (арх. говоры).

Помимо того, снег является фрагментом русской фольклорной картины мира: представления русского человека о различных особенностях снега, о той роли, которую он играет в жизни людей, зафиксировано в лирических песнях, загадках, половицах, поговорках, приметах, заговорах и пр. Например, Кралечка-девочка! / Напряди-ка ниток / Из белого снегу; Тебе мягкая перина - снегова пороша; Выгляну в оконце - лежит белое суконце. / Всю зиму лежит, а весной убежит! [снег]; Бел снег, да не вкусен. Чёрен мак, да бояре едят; Если снег выпадает на Покров - счастье молодым. Снег и дождь на свадебный поезд - богато жить и др.

Более того, снег в различных проявлениях (снегопад, покров, метель, таяние) является объектом эстетического освоения русскими поэтами на протяжении XVIII - нач. XXI вв. О значимости снега для русской художественной картины мира свидетельствует более 9 тысяч контекстов, выявленных методом сплошной выборки из произведений русских поэтов названного периода. Особое место среди всего корпуса «снежного» поэтического материала составляют контексты, целые произведения, в которых создан образ первого снега. Первый снег -одно из таинств природы, красота которого волновала поэтов ещё в XIX в.: его воспевали П. А. Вяземский, А. М. Жемчужников, А. П. Бунина, И. З. Суриков и др. Несомненно, певцом первого снега в русской поэзии по праву считается П. А. Вяземский, сумевший воссоздать прелесть нежного баловня полуденной природы, сына пасмурных небес полуночной страны [5]. Поэт не только передал красоту этого явления природы, но и смог средствами поэтического языка изобразить русскую зиму, создав классический шедевр, на что обращали внимания как его современники (А. И. Тургенев, А. С. Пушкин), так и впоследствии исследователи его творчества (Л. Я. Гинзбург, Б. С. Мейлах, К. И. Соколова и др.). Постоянное обращение поэтов разных эпох и различных эстетических взглядов к данному образу даёт основание предположить, что первый снег (как явление природы) обладает особым эстетическим и символическим смыслом.

Материалом для данного исследования послужили контексты, в которых использованы сочетания первый снег, первый снежок,

первый снегопад, первые сугробы, первая пороша. Наблюдения над контекстуальным окружением названных сочетаний позволяют определить особенности художественной концептуализации первого снега как фрагмента действительности и тем самым установить, какие новые значения появляются у образа первого снега на каждом этапе развития русской поэзии.

Анализ материала показал, что художественные образы, в основе которых лежат свойства первого снега, можно разделить на два типа в зависимости от характера актуализации первого снега. В основе образов первого типа - первый снег как часть описываемого пейзажа и как объект эстетического осмысления. Эта группа контекстов содержит описание особенностей первого снега и выражение эмоциональных впечатлений авторов, тех художественных ассоциаций, которые возникают в поэтическом сознании авторов при наблюдении за первым снегом. Вторую группу составили контексты, в которых сочетания первый снег, первый снегопад, первый сугроб и пр. являются предметом сравнения: что-либо из мира природы или из жизни человека сравнивается с первым снегом (с его цветом, размером и формой снежинок, внезапностью появления и стремительностью исчезновения и т. д.).

Представим выявленные модели образов соответственно «первый снег как объект, обладающий признаками» и «какой-либо объект как первый снег». Заметим, что в формальной записи моделей в правой и левой частях условно использовано сочетание первый снег, так как оно является наиболее частотным по сравнению с другими синтагмами (первый снегопад, первый сугроб, первая пороша и т. д.), употребляющимися в поэтических текстах с тем же значением. При этом под словом признак в названии первой модели подразумеваются концептуальные признаки реалии и те художественные признаки, которыми наделяется первый снег в поэтической модели мира в результате его художественного постижения и осмысления. Под сочетанием какой-либо объект в названии второй модели мы обозначаем любой материальный предмет или мыслимую категорию, которые в поэтическом сознании авторов ассоциируются с первым снегом.

Анализ материала показал, что сочетание первый снег функционирует в русских поэтических текстах с различной контекстуально-смысловой нагрузкой. Заметим, что в на-

шем материале практически не встретились контексты из произведений XVIII в., что объясняется типом художественного мышления того времени - господством монументализма и масштабности. Это в свою очередь проявляется и в незначительном количестве произведений с описанием пейзажей, в том числе зимних. Заметим, что для поэзии XVIII в. характерна статичность в изображении природы, тогда как первый снег (в реальном мире и в художественной его модели) - это всегда внезапное, мимолетное, порой быстро исчезающее явление погоды.

Первую модель образа «первый снег как объект, обладающий признаками» представляют контексты, в которых отражены результаты художественной концептуализации первого снега как фрагмента действительности, как явления природы. В первую очередь к этой группе относятся контексты, в которых эстетическое значение синтагм первый снег, первый снежок совпадает с узуальным значением составляющих её единиц первый и снег, снежок в национальном языке. Другими словами, образ первого снега в этой группе контекстов представлен как неотъемлемая часть описываемого автором пейзажа. Например, Поникли тополя. / Ложится первый снег. Пусты поля... (Г. Адамович), Завершился листопад, / Первый снег упал на крыши (Л. Мартынов), Уж мороз серебром тёмный лес разукрашивал, / Подмерзала земля и снежок, / Первый, мягкий снежок припорашивал (Д. Бедный), Первый снег плотину ярко выбелил (А. Тимирева), Выпал за окнами первый снежок, / Блекнет закат, догорая... (М. Светлов), Первый снег сапог хватает (О. Фокина), Три алые розы на первом снегу / У края лежат тротуара. / Их кто-то швырнул на ходу, на бегу. / Три искры ночного пожара (И. Николюкин) и др.

Снег, являясь предметом изображения, становится и объектом эстетического осмысления. Сравнивая первый снег с каким-либо предметом из мира человека или с объектом природы, поэты подчёркивают различные оттенки проявления этого погодного состояния. Например, Ручей прозрачный / Замедлит свой журчащий бег. / И на него фатою брачной / Небрежно ляжет первый снег (К. Фофанов); Я по первому снегу бреду <.> / Может, вместо зимы на полях, / Это лебеди сели на луг (С. Есенин). Сравнение снега в первом случае с фатой, а во втором - с лебедями создаёт картину лёгкого, прозрачного, неплотного слоя, покрывающего воду, и картину тёмной земли, неравномерно покрытой белым снегом.

Особенности проявления первого снега как таинственного явления природы передаются в русских поэтических текстах и с помощью атрибутивов с общим значением «характеристика человека», которые в условиях поэтического языка приобретают переносный, контекстуально обусловленный смысл: с их помощью авторы подчёркивают оттенки протекания первого снегопада и в тоже время обозначают то состояние лирического героя, в котором он пребывает в описываемый момент. Например, То идёт он сверху вниз, / то снизу вверх - / озабоченный, растерянный, / чудной... / Я прекрасно понимаю / первый снег, / потому что так же было и со мной. / Время встало. / А потом пошло назад! (Р. Рождественский), Первым злым / Колючим снегом / Дрожит озябшая земля -/ Зима жестоким печенегом / Пришла на мирные поля (А. Жигулин), На нашей долгой бытности / Казалось нам не раз, / Что снег идёт из скрытности / И для отвода глаз. / Утайщик нераскаянный, - / Под белой бахромой / Как часто вас с окраины / Он разводил домой! (Б. Пастернак).

Кроме того, примерами реализации этой же модели являются, на наш взгляд, контексты, в которых в описании первого снега автор сосредоточен на передаче тех ощущений, чувств, эмоций, которые вызывает данное явление природы. Впервые в русской поэзии своим восторгом при виде первого снега поделился с читателями П. А. Вяземский: Приветствую душой и песнью первый снег («Первый снег», 1819 г.). Запечатлеть исчезающую мимолетную красоту первого снега стремился А. М. Жемчужников в стихотворении «Первый снег» (1888 г.): Так первый снег мне этот мил! / Скорей подметить! Он победу / Уступит солнечному дню; / И к деревенскому обеду / Уж я всего не оценю.

Внезапная и одновременно стремительно исчезающая красота первого снега приводит лирического героя в восторженное, эмоционально возбуждённое состояние. Это в изображении первого снега остаётся актуальным для авторов на протяжении всего XX и начала XXI вв.: Я по первому снегу бреду. / В сердце ландыши вспыхнувших сил (С. Есенин), Счастлив видеть первый снег, / Стройных сосен колоннаду (К. Ваншенкин), А нынче, землю веселя, / Упала первая пороша (Н. Браун), По первому снегу так хочется ехать куда-то, / чтоб ночь, и вокзал, и билеты с проставленной датой, / но без указания станции - / вперед, наугад, что достанется

(Т. Алферова), [О первом снеге. - Н. М. ] <...> Снег прикрыл только ворохи бурой листвы, / А зелёных трав - не осилил. / С новым снегом становится кровь горячей / И смелей для пьянящего шага. / Черной жилкой пульсирует нервный ручей / В побелевшей бездне оврага. / С первым снегом тебя! (А. Бобров).

В эту же группу контекстов вошли те, в которых образ первого снега связывается с творческим настроем героя, который воспринимает первый снег как время поэтического вдохновения. Заметим, что данный оттенок значения образа актуален лишь для современных авторов. Например, Стихи идут по первому снежку (Н. Горбаневская), На белый лист строка ложится, / На белый лист. / А в небе первый снег кружится, Безгрешно чист. / Он до земли не долетает, / Неуследим. / И с ним душа моя витает / Над сном твоим (В. Халупович).

Материал показал, что в поэзии XX в. за счёт актуализации узуального значения прилагательного первый: «первоначальный, ранний, происходящий ранее всех других» [4, с. 499] - образ первого снега приобретает еще одно значение. Семантика слова первый обусловливает «прочтение» этого образа в связи с общефилософской категорией начала, а сочетание первый снег приобретает символическое значение «начала чего-либо». Например, в стихотворении О. Берггольц образ первого снега актуализируется при описании первых (в прямом и переносном значении) шагов в жизни человека: Точно детство вернулось и - в школу. / Завтрак, валенки, воробьи... / Это первый снег. Это первый холод / губы стягивают мои <...> / Точно первый снег, / первый шаг у дочки, / удивительный в октябре (О. Берггольц). В стихотворении Е. Евтушенко образ первого снега появляется при осмыслении важных этапов жизни человека. Снег наделяется индивидуализированным значением: «у каждого свой первый снег (каждый по-своему воспринимает его)»: И если умирает человек, / с ним умирает первый его снег, / и первый поцелуй, и первый бой... / всё это забирает он с собой. Повторение слова первый в сочетании со словами снег, поцелуй, бой в контексте этих строк позволяет интерпретировать данные субстантивы как обозначение понятий «начало жизни», «любовь», «борьба» - важные составляющие пути человека. Кроме того, в ряду первый снег, первый поцелуй, первый бой слово снег занимает особое положение: он открывает данный ряд и, обо-

значая в действительности часть природы, а не жизни человека, благодаря контекстуальному окружению приобретает символическое значение «всего первого, что произошло в жизни человека».

Кроме того, достаточно устойчивым для поэтического сознания русских авторов является осмысление первого снега как «погодного явления, напоминающего о важных / значимых событиях в жизни лирического героя (и его автора)». Например, Живо вспомнил я старое время, / Поздней осенью первый снежок, / И темнеющий сумрак вечерний, / И в окошке твоём огонёк (Л. Пальмин), Ловит память тонким клювом / Первый снег и первопуток (С. Есенин), Сегодня мне немного непривычно, / Вокруг бело. И около Карпат / Такая тишь, которая обычно / Бывает только в первый снегопад <.> / Но каждый видит памятные дали / И первый снег, упавший на село (К. Ваншенкин), Очень гордая, / сама пришла ко мне, / равнодушие обидное стерпя. / На твоих ресницах / тает первый снег... (Р. Рождественский), Пусть падают листки календаря, / пусть будет долог жизненный твой путь. / Но день двадцать шестого октября, / но первый снег его - забудь, / совсем забудь. / Как не было... (О. Берггольц), Погода напомнила / Осень в Тайшете / И первый на шпалах / Колючий снежок (А. Жигулин), Первый снег мне былое напомнил / О судьбе, о земле, о Тебе, / Я оделся и вышел из комнат / Успокаивать горе в ходьбе (Б. Поплавский), О как легко плеча плечо / Касалось той поры <...> / Стелила свежий первый снег / Нам улица одна <...> / Ещё идёт там первый снег, / Есть улица одна, / И мы увидим белый свет / Из одного окна (Л. Мочалов).

Так, у поэтического сочетания первый снег к концу XX в. постепенно расширяется контекстуальное окружение, которое формирует новые обертоны смысла. Обзор материала показал, что первый снег как явление природы получает разнообразное художественное осмысление в творчестве русских авторов. Образ первого снега на каждом следующем витке развития русской поэзии обогащается семантическими приращениями, которые естественно связаны с многообразием поэтических индивидуально-авторских систем.

Вторая модель образов «какой-либо объект как первый снег» представляет контексты, в которых в эстетическом изображении реалий, объектов актуализируется первый снег, его концептуальные признаки.

Заметим, что рассмотрение материала в эволюционном аспекте позволяет установить развитие образа первого снега, выявить, какие концептуальные признаки первого снега актуализируются при описании других реалий. Так, традиционным для русской поэзии стала передача белого цвета описываемых реалий с помощью метафорического употребления слова снег, сочетания первый снег. Так, уже XIX в. эти единицы использовалось при воссоздании различных объектов действительности. Например, в передаче цвета кожи: спрыгнув с коня ретивого, / Точно первый снег бела, / Без рыданий к мужу мёртвому / Василиса подошла (И. Суриков), Как первый снег та длань бела (В. Кюхельбекер); седины: Ветр власы его взвевает, / Белые, как первый снег! (А. Бунина), в конце XIX в. при описании небесного тела: <...> светлая лазури высота / Горит незыблемо над нами. / И тусклая луна, бледна как первый снег / В лучах вечернего заката, бледна как первый снег (К. Фофанов) и др.

Для поэтического языка рубежа XIX-XX вв. характерны открытия новых метафорических возможностей поэтического слова, это время изменения семантического строя, структуры поэтического образа; период активного освоения новых пластов лексики [2], эпоха «глубокой трансформации образного мышления в эстетическом сознании России» [3]. Эти тенденции развития поэтического языка проявились и в функционировании сочетания первый снег. Например, новым, неожиданным для языка поэзии стало сравнение звучания голоса смеющегося человека с первым снегом: И серый глаз светлей воды с колодца, / И смех свежей, чем первый белый снег... В этом случае актуализируется не только природный цвет снега, но и та прохлада, которая возникает в воздухе при первом снеге. Тем самым создаётся образ на основе синестезии: в передаче впечатлений от смеха (особого звука, издаваемого человеком) совмещаются признаки снега «цвет» и «холод».

Заметим, что названные черты поэтического языка сохранились на протяжении всего XX в.: образ первого снега актуализируется при описании человека, его внутреннего мира, душевного состояния. Например, И тает первый снег / На сердце у меня (А. Межиров). Обстоятельственный компонент на сердце в конструкции тает первый снег на сердце дополняет содержание образа первого снега: в данном случае сочетание первый снег обозначает внутренний,

эмоциональный холод, который был вызван событиями в жизни героя. Интересным представляется функционирование в этих строках глагола тает. С одной стороны, он актуализирует концептуальный признак снега как вида атмосферных осадков - свойство «превращаться в жидкое состояние под действием тепла», а с другой стороны, благодаря соседству с сочетанием на сердце приобретает переносное значение «исчезать, постепенно сокращаясь, прекращаясь» [4, с. 790]. В строках Ю. Кузнецова Выхожу - а девушка смеётся, / Весело смеётся у ворот. / Вся она, как легкая пушинка. / И душой чиста, как первый снег при создании образа невинно чистой девушки актуализируется признак белизны первого снега. Заметим, что такое осмысление белого цвета снега к этому времени становится традиционным для русской поэзии, однако в данном случае подчёркивается первозданная белизна снега, тем самым усиливается символическое значение цвета.

Наряду с этим образ первого снега актуализируется и при описании жизненных ситуаций. Например, И покроется жухлая зелень / Первым снегом осенних невзгод (А. Жигулин). В строке первый снег осенних невзгод синтагма первый снег приобретает дополнительное эстетическое значение «изменения в жизни человека и в природе, которые связаны с наступлением холодов». Генетивная метафора снег невзгод раскрывает комплекс ассоциаций: текучесть времени, неблагоприятные, менее всего ожидаемые нежелательные события, их близость и неизбежность.

Ещё большее разнообразие художественных ассоциаций у образа первого снега находим в поэзии конца XX - начала XXI вв. Так, В. Лапшин использует образ первого снега при передаче красоты цветущей черёмухи: Он черёмуху колышет. / А она-то, а она - / Снега первого белее. Однако более актуальным образ первого снега оказывается при описании внутреннего мира человека. Например, В. Болохов точно передаёт эмоциональные переживания пожилого человека, увидевшего первый снег через окно вагона: И не одна душа / от суеты седая, / извечностью дыша, / вдруг стала молодая. <.> / Хотя была слеза - / как снег. / тот самый - первый...

Особую философскую «пронзительность» приобретает образ первого снега в строках Е. Матусовской, передающей осмысление жизненной несправедливости при

виде умирающих больных детей, осознание неизбежности ухода их из жизни: Но тщетно к ним [Больные умирающие дети. - Н. М.] идти с вопросом. / Как первый снег, как лёгкий дым / Они уходят. И уносят / Ту тайну, что открылась им (Е. Матусовская).

автора и средство передачи эмоционально-психологического состояния лирического героя в определённый момент. Во-вторых, образ снега актуализируется при описании других реалий, что свидетельствует о значимости этого погодного явления для русского поэтического сознания.

Наблюдения над контекстуально-смысловыми изменениями отдельной единицы поэтического языка (поэтического сочетания) привели к интересным результатам. Анализ материала показал, что использование синтагмы первый снег в текстах русской поэзии XIX-XXI вв. идёт в двух направлениях: во-первых, для русских авторов первый снег -неотъемлемая часть зимнего пейзажа и в то же время объект эстетического осмысления

Эволюционный аспект анализа материала позволил установить, что на протяжении развития русской поэзии образ первого снега обогащается новыми ассоциациями, обрастая различными смысловыми обертонами. Постепенное увеличение «пучка художественных ассоциаций» говорит о формировании символической функции образа первого снега в русской поэтической модели мира.

Список литературы

1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет / отв. ред. С. Лейбович. М.: Худож. лит., 1975. 504 с.

2. Гинзбург Л. Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. 415 с.

3. Келдыш В. А. Русская литература конца XIX - начала XX века как сложная целостность // Русская литература конца XIX - начала XX века: в 2 т Т. 1 / отв. ред. В. А. Келдыш. М.: Академия, 2007. 287 с.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.

5. Сорокина К. И. Элегия П. А. Вяземского «Первый снег» в творчестве А. С. Пушкина. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru (дата обращения: 25.03.2013).

1. Bahtin M. M. Voprosy literatury i jestetiki: issledovanija raznyh let / otv. red. S. Lejbovich. M.: Hudozh. lit., 1975. 504 s.

2. Ginzburg L. Ja. O lirike. M.: Intrada, 1997. 415 s.

3. Keldysh V. A. Russkaja literatura konca XIX - nachala XX veka kak slozhnaja celostnost' // Russkaja literatura konca XIX - nachala XX veka: v 2 t. T 1 / otv. red. V. A. Keldysh. M.: Akademija, 2007. 287 s.

4. Ozhegov S. I., Shvedova N. Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka. M.: Azbukovnik, 1997. 944 s.

5. Sorokina K. I. Jelegija P. A. Vjazemskogo «Pervyj sneg» v tvorchestve A. S. Pushkina. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru (data obrashhenija: 25.03.2013).

References

Статья поступила в редакцию 15 мая 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.